Главная страница

Трансформация жанра кинорецензия в современных медиа. Трансформация_жанра_кинорецензия_Некрасов. Дипломной работы под названием Индивидуальноавторский стиль в жанрах кинокритики


Скачать 31.85 Kb.
НазваниеДипломной работы под названием Индивидуальноавторский стиль в жанрах кинокритики
АнкорТрансформация жанра кинорецензия в современных медиа
Дата14.06.2022
Размер31.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТрансформация_жанра_кинорецензия_Некрасов.docx
ТипДиплом
#591297

Трансформация жанра кинорецензия в современных медиа: к постановке проблемы

Перед началом хотелось бы сделать небольшое лирическое отступление, которое объяснит актуальность и проблематику данной работы.

В тот момент, когда я выступал с защитой своей дипломной работы под названием «Индивидуально-авторский стиль в жанрах кинокритики» со стороны Андрея Андреева прозвучал вопрос о том, насколько YouTube-блогеры, говорящие о кино могут также относиться к кинокритикам, если выпускают рецензии и наставляют народ.

Вспомнив об этом, мне и захотелось заняться изучением данного вопроса. А именно, как жанр кинорецензия трансформируется в современных масс-медиа, а конкретно на платформе YouTube, как самой многочисленной с точки зрения аудитории медиа.

Для начала хотелось бы рассмотреть специфику кинорецензии, как основного жанра кинокритики.

Кинорецензия - это тот подвид жанра рецензии, который сообщает аудитории про новые фильмы через анализ их художественной ценности. Исследователями данный вид рецензии считается одним из самых сложных, так как кино считается синтетическим видом искусства и анализу может быть подвергнуто огромное количество художественных и технических сторон производства. И даже выбор того, с какой стороны подойти к анализу произведения, важен, ведь рецензент обязан уметь определять наиболее интересные и важные стороны анализируемого произведения.

Жанр рецензии традиционно относится к аналитической группе жанров, а в классификации Л.Е. Кройчик рецензия является исследовательско-новостным текстом. Главным отличием рецензии от других жанров журналистики считается то, что в ней анализируется реальность, отраженная в произведениях искусства, науки, публицистики и тому подобное.

Основные функции жанра – это оценка описываемого произведения и выполнение социально-ориентирующей функции. Г. Штегертом отмечается, что кинорецензия является полифункциональным жанром: исследователь перечисляет функции кинорецензии, к ним относятся: информационная, оценочная, рекламная, мотивационная1.

Рецензия имеет определенную степень влияния на читателя/зрителя и может увеличивать уровень воздействия произведения на аудиторию, также, как и заставить читателя отказаться от взаимодействия с произведением.

Во втором случае важное значение будет иметь способность рецензента не просто убедить зрителя и проявить воздействующую функцию текста.2

В то же время Корконосенко к главным задачам жанра относит:

  1. помощь читателям в ориентации в произведениях;

  2. формирование вкуса;

  3. умение объяснить саму суть процесса создания творческого произведения;

  4. содействие в самостоятельном формировании оценки;

  5. рекламная функция. 3

Также автор рецензии обязан разглядеть в произведении то, чего может не разглядеть рядовой, непросвещённый читатель. Именно поэтому журналист-рецензент обязан иметь специальные знания о том, о чем собирается писать. Но в то же время в рецензии невозможно избежать оценочности и субъективного мнения, так как рецензия относится к аналитической группе жанров. В рецензии обязательной должна присутствовать личная оценка автора, основанная на персональном впечатлении рецензента4.

А. А. Тертычный дает следующую классификацию рецензии (исследователь объединяет рецензии по типологическим группам, опираясь на различные признаки):

  • По объему рецензии можно разделить на большие и маленькие.

  1. Большой объем предполагает более детальный анализ произведения. Такой тип чаще всего характерен для специализированных изданий и пишут их обычно маститые критики, имеющие авторитет у публики и пользующиеся ее доверием на основании своего профессионализма.

  2. Мини-рецензии распространены больше и могут присутствовать в изданиях, рассчитанных на массового читателя.

Если мини-рецензия содержит лишь краткое извещение автора о своих впечатлениях от произведения и не содержит их обоснования, то ее следует отнести к информационным жанрам. В мини-рецензии мысль критика должна быть краткой, точной и сжатой.

  • По числу произведений выделяются монорецензии и полирецензии.

  1. В монорецензиях автор анализирует одно произведение, хотя он может проводить аналогии, сравнения, упоминая с этой целью другие произведения.

  2. В полирецензиях разбираются два или более произведения. Одно обычно сравнивается с другим. И если в монорецензиях автор сравнивает новое произведение с уже известным публике, то в полирецензиях производится сравнение произведений, которые еще незнакомы читателю.

  • Наконец, по теме рецензии делят на театральные, литературные, кинорецензии и др.

Для того, чтобы кинорецензия успешно функционировала в медиапространстве в ее содержании должны проявляться следующие элементы: непосредственно информация про киноленту; анализ технической и художественной сторон произведения; на основе анализа автор должен изложить аргументированную оценку; «совет» читателю идти или не идти в кино.

Во всех профессиональных кинорецензиях рецензенты придерживаются схожей композиционной структуры5:

1) каждая кинорецензия начинается с заголовка, привлекающего внимание читателя;

2) начальный абзац рецензии, кратко и ярко выражает оценку автора и дает минимальную информацию (синопсис) о фильме;

3) далее идет основной текст рецензии, который разделён на короткие параграфы: – анализ и критика нескольких аспектов фильма (замысла режиссёра, сценария, сюжета, стиля, саундтрека, спецэффектов и так далее); – сравнение с предыдущими работами режиссёра, с другими фильмами, как лучшими, так и худшими, с источником сценария;

4) заключительная часть, которая включает в себя итоговый вывод по фильму, а также совет для читателя.

Хочется оговориться, что сказанное ранее представляет собой сухую теорию жанра, которая может не иметь на сегодняшний день ничего общего с действительностью, поскольку журналиста является конвергентной.

Формально, можно сказать, что ролики Евгения Баженова, сделанные в рамках проекта BadComedian по большей части критериев совпадают с тем, что должна представлять собой кинорецензия, а именно:

Ролики представляют собой БОЛЬШИЕ, МОНОРЕЦЕНЗИИ

С точки зрения структуры повествования, Баженов придерживается той композиции, которая озвучивалась ранее. В этом ключе, разве что, уместно заметить, что видео блогера представляют собой не описание синопсиса картины, а фактический пересказ всего сюжета, в процессе которого автор заостряет свое внимание на аспекте производства, рекламы, позиционирования ленты.

Также хочется обратить внимание на то, что хоть и в ироничной форме автор в своих видео уделяет внимание анализу производственных и художественных моментов обозреваемой ленты.

В связи с тем, что было сказано выше, можно говорить о том, что по своим структурным признакам ролики Евгения Баженова действительно можно отнести к кинорецензии. В этом ключе хочется обратиться к исследованиям на этот счет, чтобы не быть голословным. Так, Badcomedian является в жанро-тематической типологии видеоблогов – КИНОБЛОГОМ.

Валерий Лущиков и Марина Терских, доценты омского государственного, в своей работе на похожую тему пишут, что киноблог – видеоблог, посвященный кинообзорам. В нем автор выступает в роли кинокритика, создавая невербальную кинорецензию на какой-либо фильм.

В то же время, несмотря на то что исследователи говорят о создании киноблогерами кинорецензии, можно встретить позицию, что популярные разновидности критических высказываний в данном направлении вытесняют жанр рецензии.

В этом контексте хочется обратить внимание на то, что ролики Баженова, несмотря на свою формальную похожесть на рецензию, в большей мере выполняют развлекательную и агитационную функцию, нежели просветительскую, которую в идеале должен выполнять жанр. Я пришел к такому мнению из-за того, что каждый ролик в рамках проекта BadComedian делается с отрицательной позиции, то есть зритель всегда знает, что встретит негативную оценку.

Помимо этого, важно отметить, что кинорензией ролики Баженова нельзя назвать и потому, что в подавляющем большинстве случаев автор заходит с одной из трех позиций, которые обобщая можно обозвать, как «НАШ ОТВЕТ», «ПЛАГИАТ» и «КАК НА ЭТО ДАЛИ ДЕНЕГ».

Ну и одно из главных идейно-содержательных отличий роликов Баженова от кинорецензии озвучил филолог и кинокритик Антон Долин, заявивший, что видео проекта Badcomedian на осмысляют увиденное и не предоставляют искусствоведческого анализа.

Просмотрев с десяток роликов автора, я обратил внимание на то, что подавляющее число высказываемых претензий затрагивает лишь поверхностные аспекты, проявляющиеся в игре актеров, некачественных эффектах, неудачных шутках.

1 Stegert, G. Filme rezensieren in Presse, Radio und Fernsehen / G. Stegert. – Munchen: TR-Verlagsunion, 1993. – 24 – С. 38.

2 Теория и практика советской периодической печати : учеб, пособие для вузов / под ред. В. Д. Пельта. - М., – 1980.

3 Основы творческой деятельности журналиста / сост. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000, С. 153.

4 Тертычный А.А. Жанры периодической печати:Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, – 2000 – С. 157.


5 Гаранина Э.Ю. Оценочность в жанре кинорецензии //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 2 (54) Т. 2. – С. 29.


написать администратору сайта