Джонатан. Джонатан Свифт (16671745)
Скачать 17.97 Kb.
|
Джонатан Свифт (1667-1745) английский писатель. Английский сатирик, церковный деятель, публицист. Родился 30 ноября 1667 в Дублине в английской семье. Отец Свифта не дожил до рождения сына, и воспитанием Джонатана занимался его дядя, Годуин Свифт. Свифт получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование – сначала в школе графства Килкенни, затем в дублинском Тринити-колледже, где был удостоен степени бакалавра искусств в 1686. Творческая биография писателя началась во время вынужденного переезда в Англию. Дядя разорился, а на родине вспыхнула гражданская война. Джонатану Свифту пришлось самостоятельно зарабатывать на хлеб, и он по протекции матери заступил на пост секретаря к богачу и дипломату Уильяму Темплу. Начинающему литератору предоставили свободный пропуск к солидной библиотеке работодателя. В январе 1699 умер покровитель, Уильям Темпл. Темпл был одним из тех немногих знакомых Свифта, о ком он написал лишь добрые слова. Свифт занимается поисками новой должности, обращается к лондонским вельможам. Долгое время эти поиски успеха не имели, но зато Свифт близко познакомился с придворными нравами. Наконец, в 1700 он назначен служителем (пребендарием) собора Святого Патрика в Дублине. В этот период он публикует несколько анонимных памфлетов. Современники сразу отметили особенности сатирического стиля Свифта: яркость, бескомпромиссность, отсутствие прямой проповеди — автор иронически описывает события, оставляя выводы на усмотрение читателя. Самое знаменитое произведение Свифта "Путешествия Гулливера"(1726) представляет собой цикл созданных в традициях аллегорической сатиры памфлетов, вобравших в себя все кардинальные проблемы его публицистики: автор критикует внутреннюю и внешнюю политику Англии, высмеивает парламентскую систему и борьбу партий, выступает против извращений в религии, обрушивается на невежество и бесплодное прожектерство, протестует против отсутствия свободы и показывает, как за фасадом просветительских новшеств и реформ скрывается жестокая тирания и откровенное рабство. Сатира Свифта носит философско-политический и идеологический характер. В первом же памфлете Свифта "Битва книг" (1697), направленном против вымороченности современной культуры, заявила о себе особая свифтовская манера полемики, в основе которой лежит пародия. "Интеллектуальная диверсия, подрыв изнутри, нападение с тыла - вот что такое свифтовское пародирование"1. Его рационалистический скептицизм и непримиримость к иллюзиям и самообману в полной мере проявились в одном из самых дерзких памфлетов "Сказка бочки" (1697, опубл. 1704), который сделал Свифта знаменитым. Иносказание, пародия, гротеск, сатирическая ирония, фантастика, мистификация становятся средством беспощадного обличения фанатизма и суеверия, нравственного и умственного убожества современного духа, отрицания всех притязаний современности на цивилизованность. Политическим памфлетом "Рассуждение о раздорах и разногласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме"(1701), в котором под прозрачными историческими масками изображался злободневный конфликт вигов и тори, Свифт завоевал популярность среди вигов. Однако нарастающие расхождения Свифта с вигами в вопросе о веротерпимости приводит к разрыву. В 1710 г. к власти пришли тори. Свифту предлагают стать единственным редактором и автором правительственного органа - “Исследователь”("Examiner "), который был задуман и начат одним из лидеров тори Г.Сент-Джоном для ведения торийской пропаганды. Свифт пишет тридцать три номера "Исследователя" - с 14 до 46 , с ноября 1710 г. до июня 1711 г. Издание представляло собой еженедельные памфлеты-листовки в три-четыре страницы, выходившие по четвергам и продававшиеся за полтора пенса. Памфлеты были безымянны и без заглавий. На листовках указывалось название журнала, номер, дата и фамилия и адрес типографщика. Памфлеты Свифта направлены против вигизма как мировоззрения, вигов как политической партии и против конкретных лидеров этой партии. Свифт пристрастен в своих инвективах: он характеризует вигов как разношерстный сброд, объединившийся на время в корыстных целях, чтобы поживиться добычей, пока они у власти и покуда длится война; их цель - "уничтожить все уложения наши, как церковные, так и светские"1 ; их журналисты -невежественные борзописцы и фанатики по ремеслу2 ; они "попирают интересы королевства"3. Задачей Свифта было дискредитировать в общественном мнении всех тех, кто противился заключению мира в затянувшейся войне" за испанское наследство"(1702-1713), и он с ней блестяще справился. Памфлетист ведет виртуозную полемику, и приемы его неистощимы: "стилизация античной истории в плане современности, полемика с воображаемым противником, имитация монолога вига, апокрифическое письмо в редакцию, спокойное, отвлеченное рассуждение на абстрактную тему"1.Талантливое перо Свифта сыграло не последнюю роль в заключении Утрехтского мира (1713), положившего конец разорительной войне, а его материалы в "Исследователе" стали классическим образцом пропагандисткой журналистики. В 1714 г. Свифт возвращается на родину, в Ирландию, и отныне его публицистические выступления посвящены защите прав ирландского народа. Центральное место в ирландской публицистике Свифта занимают "Письма суконщика"(1724), написанные в связи с распространением в Ирландии неполноценной медной монеты, право на чеканку которой получил ловкий делец Вуд. И хотя Свифт облек свое сочинение в мистифицированную форму писем, написанных неким дублинским торговцем сукнами, обличение колониальной политики Англии, доказательства прав и свобод жителей Ирландии и призыв к сопротивлению метрополии были не завуалированы иносказаниями и пародийными приемами, а звучали открыто и недвусмысленно. Политический эффект выступления Свифта был огромен: оно способствовало бойкоту монеты и вынудило лондонское правительство аннулировать патент Вуда. Современники сравнивали "Письма суконщика" с речами Демосфена. Среди публицистических произведений Свифта в защиту Ирландии, которые всегда вызывали широкий общественный резонанс, особое место занимает гневный памфлет "Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества"(1729), каждое слово которого насыщено трагической иронией по поводу возможности "исправить мир и нравы" силой слова. Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Джонатан Свифт прожил долгую жизнь. Хотя внешне она была небогата событиями, однако он вел интенсивную внутреннюю, духовную жизнь. Писатель умер в 1745 году в возрасте 78 лет и был похоронен в Дублинском соборе. На могильной плите была выбита надпись, сочиненная самим Свифтом: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце». |