Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность. Для Пушкина чувство дружбы
Скачать 97.33 Kb.
|
Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь... Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: "И мнится, очередь за мной". Стихотворение "Чем чаще празднует лицей..." тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив "бурь порыв мятежный", поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы. «Дружба» для Пушкина — это единение дорогих для него людей, с которыми его связала судьба в незабываемые лицейские годы. Мой первый друг! Мой друг бесценный! Этой строкой начинается стихотворение, и эпитет бесценный передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бесконечное их доверие и преданность друг другу. Друзей связала и светлая юношеская пора становления характеров, и общие идеалы, и чистота жизненных целей и помыслов. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! Во второй части стихотворения поэт выражает надежду на то, что его послание станет для Пущина тем же подарком судьбы, который несколько лет назад сделал ему Пущин. Известно, что поэт передал послание своему другу, когда тот был отправлен в ссылку в Сибирь. Стихотворение А. Пушкина переросло границы обычного дружеского послания. Оно стало утешением всем, кто был сослан царским правительством после декабрьского вооруженного восстания 1825 года. Луч воспоминаний коснулся всех, осветив каждому то лучшее, то было в их жизни, то, ради чего они всем пожертвовали. «19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу», и даже царя за то, что тот основал Лицей. Ценность отношений для Пушкина — в сердечности и искренности отношений, свободе и открытости общения: «Он друг без этикета. / Не требует привета Лукавой суеты». Эта сердечная привязанность к друзьям юности пройдет через всю жизнь и через все творчество. Даже в гражданской лирике петербургского периода, казалось бы, сухой и сдержанной, постоянно находятся теплые слова, адресованные товарищам. Для поэтов-декабристов дружба — союз объединенных общей идеей и целью людей. Однако для Пушкина высокая цель служения отечеству не исключает теплых душевных порывов. Для него товарищество и дружба становятся не просто равноправными, а главенствующими над гражданским долгом понятиями. В стихотворении «К Чаадаеву» смешение товарищеских чувств со стремлениями быть полезным Родине становится наиболее зримым и ярким: автор призывает друга к служению Отечеству, к выполнению своего долга, но при этом обращается к нему не как к идейному единомышленнику, а как к близкому, дорогому человеку. Это постоянно подчеркивается обращениями «мой друг», «друг милый», «товарищ». Но пиры и дружеские гуляния происходят все реже и реже. Вскоре наступает разочарование и в идеалах выполнения гражданского долга перед Родиной. Романтик не ищет счастья в дружбе, но бережет воспоминания об этом светлом чувстве.. В ссылке друзьями поэта-романтика становятся море и горы, высокое небо и светлые облака. Но море не может стать единственным товарищем для мятежного сердца, хотя, прощаясь с ним, Пушкин пишет: «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Романтизм южного периода творчества постепенно сменяется периодом самосозерцания. В это время большую ценность для поэта приобретает жажда внутренней свободы. Меняется и само отношение к светлому чувству — дружба становится особенно важной из-за ощущения внутренней свободы, раскрепощенности. Именно поэтому ее нельзя смешивать с политическими или государственными делами. В стихотворении «19 октября 1827», написанном в Болдино и относящемуся к годовщине открытия Царскосельского лицея, чувства поэта к старым друзьям приобретают новые оттенки. Для Пушкина тоску одиночества разгоняют только воспоминания о товарищах, где бы они ни были и какими бы делами не занимались. И те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли» — все для него одинаково равны и близки. Несмотря на то что идеологических , взглядов декабристов поэт все-таки не разделяет, он не может не подбодрить близких ему людей, душой и помыслами он всегда рядом с ними: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен. Но в стихотворении, открывающем цикл произведений, посвященных годовщинам лицея, уже проскальзывает новая тема. В противовес светлому чувству дружбы появляется ощущение одиночества и отдаленности от близких. Нет рядом друга, способного развеять печаль, оттого грустью наполнены следующие строки: Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку. Подобные настроения все чаще и чаще вплетаются в тонкое кружево стихотворного текста; вскоре эта тема становится неотделимой от темы лицейского братства. Каждое последующее стихотворение, посвященное лицейским товарищам, становится все печальней и печальней: распался круг друзей, все меньше их остается. 1836 год — год последней для Пушкина лицейской годовщины — также проникнут печальными настроениями, и в описании лицея слышны речи «не мальчика, но мужа»: Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы, перебесился, Он присмирел, утих, остепенился, Стал глуше звон его заздравных чаш... В начале творческого пути тема дружбы была окрашена радужными красками. Однако постепенно поэт приходит к осознанию того, что дружба не только веселые пирушки и радость общения, но и боль от сопереживания, горечь потерь. В поздней лирике Пушкин вновь обращается к теме лицея. Но она уже несколько иначе звучит по сравнению с юношескими пробами пера. Пушкин анализирует для себя значение дружбы, старых товарищей и лицея в своей жизни и приходит к выводу, что лицей — идеальное царство дружбы, а друзья-лицеисты — хранители культа дружбы и идеальная аудитория для чтения его стихов. Дружба занимала особое место в жизни Пушкина. Это объясняется как личными качествами поэта, которого в его окружении знали как человека страстного, благородного и общительного, умевшего быть внимательным и верным другом, так и особыми обстоятельствами в его частной жизни. У Пушкина не было доверительных, теплых отношений с родителями, но уже с отроческого возраста в число самых близких его людей входят товарищи по лицею. Царскосельский лицей сыграл важнейшую роль в формировании поэта как личности. В особой атмосфере лицея одном из главных центров российского вольномыслия и оппозиционности царил культ поэзии и одновременно культ дружбы. С друзьями, которые вошли в жизнь Пушкина в лицейскую пору, он оставался духовно связанным до конца своей жизни. Уже в произведениях лицейской поры Пушкин, обращаясь к теме дружбы (а ей посвящено значительное число стихотворений этого периода), руководствуется самыми высокими этическими нормами, видит в дружбе союз духовно связанных людей, объединенных общими чувствами, идеалами, стремлениями. Дружба это не «легкий пыл похмелья», но «обмен тщеславия, безделья», но «святое братство», нерасторжимый духовный союз. В стихотворении «Разлука» (1817), посвященном Кюхле (Вильгельму Кюхельбекеру), Пушкин пишет: ...Где б ни был я: в огне ли сметной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. Мотив верности в дружбе проходит сквозь всю дружескую лирику Пушкина. Спустя много лет после окончания лицея, в стихотворении «19 октября 1827 года», поэт выразит свою верность лицейским товарищам в форме поэтической «молитвы»: Бог помочь вам, друзья мои, В заботах жизни, царской службы, И на пирах разгульной дружбы, И в сладких таинствах любви! В одном из шедевров пушкинской дружеской лирики поэтическом послании «К Чаадаеву» сплав нескольких тематических полей: любви, дружбы, творчества дополнен темой вольнолюбивых стремлений. Дружба в этом произведении предстает как союз людей, исповедующих сходные политические идеалы. Идея духовного единства подчеркнута доминирующими и стихотворении грамматическими (нормами первого лица множественного числа («мы», «нас», «горим», «посвятим»), обращенными к адресату послания призывами («Мой друг...», «Товарищ, верь...»). Ожидание «вольности святой» эмоционально и духовно сплачивает людей, связывает их нерасторжимыми узами, священной клятвой: ...Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Пушкину в этом произведении удалось осуществить то, что до него в русской поэзии не удавалось сделать никому: он выразил средствами «легкой поэзии», любовной лирики тему служения Отчизне и, соединив патриотическую идею с темой товарищества, возвысил идеалы дружбы до небывалой высоты. Участнику декабрьских событий 1825 года И. И. Пущину, своему товарищу с лицейских времен, сосланному в Сибирь на каторгу, он посвящает строки, в которые вкладывает огромную нежность и сочувствие: «Мой первый друг, мой друг бесценный...». Пушкин вспоминает в этом послании, как когда-то, в пору «северной ссылки», Пущий посетил его в Михайловском, и молит «святое провиденье», чтобы теперь его духовная поддержка помогла ссыльному другу: ..Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! Особое место в дружеской лирике Пушкина занимают лирические послания друзьям на празднование ежегодной (19 октября) годовщины образования лицея, постоянно отмечавшейся лицеистами первого выпуска. Эти послания образуют своего рода отделы 1ый сюжет в лирической «летописи» поэта. В стихотворении «19 октября» 1925 года звучит как и в юношеских произведениях лицейской поры мотив застолья, но он только подчеркивает одиночество поэта, с которым «друга нет». Вино («осенней стужи друг»), выпитое без товарищей в Михайловском уединении, даст лишь «минутное забвенье горьких мук». Воображение напрасно «товарищей зовет» они вдалеке, а иные уже ушли из жизни (в 1820 году во Флоренции умер Н. А. Корсаков). Как когда-то в «Пирующих студентах», Пушкин перечисляет дорогих его сердцу людей Пущина, Горчакова, Дельвига, Кюхельбеккера, благодарит их за то, что они, верные дружбе, посетили «поэта дом опальный». Известные строки из этого стихотворения лучшее из того, что когда-либо было сказано о дружбе в русской поэзии: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. «Святое братство», возникшее в благодатную пору юности, неподвластно времени, не зависит от превратностей судьбы это духовная родина, в которой человек всегда может найти опору, о которой он всегда с благодарностью помнит: Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества. |