Главная страница
Навигация по странице:

  • Санкт-Петербургский государственный университет Факультет: История Специальность: Историк

  • история культуры. доклад по теме История культуры средневековой России. Доклад История культуры средневековой России Работу Атабаев Бобур Ильхомович Студент i курса


    Скачать 25.6 Kb.
    НазваниеДоклад История культуры средневековой России Работу Атабаев Бобур Ильхомович Студент i курса
    Анкористория культуры
    Дата19.06.2021
    Размер25.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад по теме История культуры средневековой России.docx
    ТипДоклад
    #219105

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Санкт-Петербургский государственный университет

    Факультет: История

    Специальность: Историк

    Доклад

    История культуры средневековой России

    Работу выполнил: Атабаев Бобур Ильхомович

    Студент I курса

    Санкт-Петербург 2020

    • Вступление

    • Введение

    • Культура древней Руси

    • Культура русского средневековья

    • Образование, просвещение, книгопечатание

    • Литература

    • Архитектура

    • Живопись

    • Список литератур






    Данная тема работы достаточна обширная, так как по истории культуры средневековой России сделаны многие открытия, написаны много научных работы, статьи и даже докторские работы. Их них История культуры Древней Руси / Под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова и проф. М. И. Артамонова, и многие другие.

    Эпоху русского средневековья принято датировать XIII-XVI вв. Это длительный этап консолидации и развития великорусской народности и ее культурной среды и пространства, тенденций и форм. Культурологи и искусствоведы условно разделяют этот этап на два периода.

    I период - с 1240 г. до середины XIV в. Это время наиболее трагического состояния русской культуры. Разрушение, утрата, упадок - основные черты всех без исключения направлений и сфер древнерусской культуры. Такое положение - результат монголо-татарской агрессии с одновременной экспансией со стороны западных соседей - немецких, шведских, венгерских, датских и польских феодалов.

    II период - со второй половины XIV в. до XVI в. включительно. Он характеризуется неуклонным подъемом экономического потенциала русских земель с одновременным ростом национального самосознания. Идет процесс формирования великорусской народности, который сопровождается подъемом, а затем и возрождением русской культуры. После двух с половиной веков почти полной изоляции молодое единое российское государство начинает входить в европейское пространство, знакомиться с ренессансной культурой Запада, что позволило преодолеть культурное отставание и создать собственную, полную своеобразия и неповторимости, культуру. Характерно, что в центре общественно-политического и культурного подъема прочно утвердилась Москва.

    Внутренним рубежом в развитии культуры II периода стала Куликовская битва (1380 г.), после которой начинается динамический подъем, идет слияние местных художественных школ и стилей в общерусскую культуру. Следующим рубежом стал Стоглавый собор (1551 г.), который в условиях политической централизации страны, закрепил основы морально-нравственной, церковной и художественной культуры, регламентировал образцы, которым надлежало следовать. Интенсификация общерусского культурного процесса способствовала тому, что в XVI в. завершается формирование великорусской народности, а в конце XVI в. проявляются светские элементы в культуре.

    Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—X веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространённого здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позже название кириллица. В дальнейшем этот более лёгкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Несмотря на то, что кириллическая письменность была известна в русских землях и ранее, только после Крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы.

    Известно, что одним из главных показателей культуры любого народа является уровень грамотности и образованности. В русских землях этот показатель медленно, но неуклонно повышался. Благодаря хозяйственному подъему, росту городов и городского населения, активизации торговых связей между регионами, росту государственного аппарата объединяющейся страны, росла потребность в грамотных и образованных людях, так как одновременно увеличивалась потребность в деловых записях, в оформлении хозяйственных расчетов, расширялся диапазон государственных бумаг: от дипломатической переписки до налоговых и родословных книг. С XIV в. в русских землях стали использовать для записей бумагу (вывозили из-за границы) вместо дорогостоящего пергамента. Рост потребности в записях повлек за собой ускорение письма. На смену «уставу» приходит «полуустав» - более упрощенное написание букв, позволяющее вести беглое и свободное письмо, а с XV в. - скоропись, близкая к современному письму. Распространение грамотности и знаний почти не затронуло деревенское население. Основная масса его оставалась бесписьменной. Разнородные знания (иногда весьма причудливые) об окружающем мире, природе, человеке, устройстве мира передавались изустно в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, пословиц и поговорок, сказок, эпической поэзии, песен и т.п. Церковь и ее учение составляли духовную жизнь сельского населения, определяли его быт, нравы, обычаи. Просвещение в городах, монастырях, боярских вотчинах основывалось на книжной грамотности. Уровень грамотности и образованности особенно заметно растет среди священнослужителей, в церковной и монастырской среде. Священнослужители становились учителями в княжеских дворцах и хоромах, в боярских усадьбах, у местных батюшек обучались дети служилых людей (дворян), купцов, ремесленников. По уровню грамотности землевладельцы и купечество оказались впереди других сословий. Об этом свидетельствуют документы тех столетий - хозяйственные учетные книги и записи, духовные грамоты (завещания), договоры великих и удельных князей, хозяйственные акты московских князей и русской митрополии, переписка и т.п. Безусловно, в начальный период монголо-татарского ига общий уровень грамотности снизился, но Русь не стала сплошь неграмотной. Грамотные люди в ней никогда не переводились. Житийная литература XIV-XV вв. свидетельствует, что обучать детей начинали в 6-7 лет, сначала учили чтению, используя церковную литературу (Часослов и Псалтырь), а затем письму. Рост грамотности отмечен не только среди мужчин, но и среди женщин. Учителями в домашнем круге становятся родители.

    Драматические события XV-XVI вв. способствовали развитию литературы. Наряду с освоенными жанрами, появляются новые, изменяются уже существовавшие, расширяется круг пишущих. Ведущим жанром оставалось летописание. Если в XIII в. этот жанр древнерусской литературы едва теплился в северо-западных землях, то с XIV в. складываются новые центры летописания и потому летописи этого времени носят локальный характер. Московское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение общерусского летописания приходится на конец XIV - начало XV вв. В 1418 г. составлен Владимирский полихрон (летописный свод) при участии митрополита Фотия. Его главная идея - необходимость союза московской великокняжеской власти с городским населением для политического объединения Руси. В начале XV в. в Москве составлен общерусский свод - Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г. В 80-е гг. XV вв. появился Московский летописный свод. Характерно, что все своды начинались с «Повести временных лет». Их главная тема - идея общерусского единства.

    Опустошительные походы монголо-татарского войска по русским землям в XIII в. трагически отразились на материальной культуре Руси. Русская архитектура переживала пору упадка и застоя. На полстолетия прекратилось монументальное строительство. Не было сил и средств у князей и бояр, которые обычно являлись заказчиками строительных работ. Кадры строителей либо были уничтожены, либо оказались в Орде. В конце XIII - начале XIV вв. строительство оживает в основном в двух регионах: в Новгородско-Псковской земле и Владимиро-Суздальской. В Новгородской земле за 100 лет (с 1250 по 1350 гг.) было построено лишь несколько небольших каменных церквей: Николы на Липне (1292 г.), Спаса на Ковалеве (1345 г.) и др.

    В эволюции живописи XIV-XVI вв. следует различать следующие тенденции:

    1. Живопись второй пол. XIII-XV вв. явилась естественной преемницей искусства домонгольской Руси. Это результат того, что в ходе монголо-татарского нашествия сохранились города с памятниками древнерусского искусства (Ростов, Ярославль, Новгород, Псков). Здесь же сохранились кадры мастеров, традиция передачи художественного опыта.

    2. Однако, это не означало, что изобразительное искусство повторяло старые образцы и каноны. Уже в период феодальной разобщенности русских земель складываются местные художественные школы - новгородская, ростовская (XIII в.), тверская, псковская, московская, вологодская (или северная) - (XIV в.).

    3. И, наконец, в конце XIV-XV вв. по мере усиления Москвы как общерусского центра идет процесс слияния местных школ в общерусскую, который завершается в XVI в. формированием культуры великорусской народности.

    Процесс слияния местных школ сопровождался переосмыслением местных особенностей и ориентацией на современную византийскую живопись, не всегда совпадавшую с каноническими образцами. Одним из художников, оказавшим огромное влияние на развитие русской иконописи и фрески, был Феофан Грек. Он приехал в Новгород из Византии в 70-х годах XIV в. Достоверной работой его в Новгороде является роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Для его изобразительной манеры характерна повышенная экспрессия и драматизм. Внутренняя сила образов Феофана, их страстная напряженность и огромная духовная энергия, неповторимое разнообразие индивидуальных характеристик, нарушающих условности иконографических подлинников - все это явилось не только выражением живописного темперамента мастера, но и результатом пребывания в Новгороде. Атмосфера Новгорода с его вечевым строем и независимостью, особым духовным и физическим складом жителей должны были оказать воздействие на Феофана. Московская живопись XIV-XV вв. по размаху и стилевому разнообразию не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная художественная традиция. Это позволило московским живописцам избежать простого подражания великому мастеру. Но именно он на рубеже XIV-XV вв. стал главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов, теремов Московского Кремля и др.

    1.Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI—XVII века. — М., 1995.

    2.История культуры Древней Руси / Под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова и проф. М. И. Артамонова. — Л., 1951.

    3.Старикова И. В., монахиня Елена (Хиловская). История русского церковного пения начала XII — конца XVII в. в исследованиях 2000–2010 гг.: Библиографический список // Вестник церковной истории. — 2011. — № 3—4. — С. 311—336.

    4.Колесов В. В. Источники древнерусской культуры и истоки русской ментальности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001.



    написать администратору сайта