Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная цель приобщения детей к искусству слова

  • Содержание Первый класс 1. Пропедевтика представлений о литературе как искусстве слова и позициях «автора» и «читателя».

  • 2. Подготовка к освоению позиции «читателя».

  • 3. Подготовка к освоению позиции «автора».

  • Второй класс 1. Формирование представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя-критика», «теоретика».

  • 2. Практическое освоение позиции «читателя-критика».

  • 3. Практическое освоение позиции «автора-художника».

  • 4. Практическое освоение позиции «публициста».

  • Третий класс 1. Формирование представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя-критика», «теоретика».

  • 2. Практическая работа в позиции «читателя-критика».

  • 3. Практическая работа в позиции «автора-художника».

  • 4. Практическая работа в позиции «публициста».

  • Четвёртый класс 1. Формирование представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя-критика», «теоретика».

  • 2. Практическая работа в позиции «читателя—критика».

  • 3. Практическая работа в позиции «автора-художника».

  • 4. Практическая работа в позиции «публициста».

  • Какие жанры употребляются

  • литературное чтение. Доклад по литературному чтению Черевкова А. А. 1НШ-2021. Доклад на комплекс учебников Г. Н. Кудриной и З. Н. Новлянской по литературному чтению для 1 4 классов. Подготовила Черевкова А. А. Группа 1нш 2021


    Скачать 24.83 Kb.
    НазваниеДоклад на комплекс учебников Г. Н. Кудриной и З. Н. Новлянской по литературному чтению для 1 4 классов. Подготовила Черевкова А. А. Группа 1нш 2021
    Анкорлитературное чтение
    Дата26.09.2022
    Размер24.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад по литературному чтению Черевкова А. А. 1НШ-2021.docx
    ТипДоклад
    #698794

    Доклад

    на комплекс учебников Г. Н. Кудриной и З. Н. Новлянской по литературному чтению для 1 – 4 классов.

    Подготовила: Черевкова А. А.

    Группа: 1НШ_2021

    Основная цель приобщения детей к искусству слова – воспитание эстетически развитого читателя.

    Главная цель ведущей в начальной школе линии обучения «Читательская практика и детское творчество» - поставить учеников в указанные выше позиции (автора, читателя, критика, теоретика), помочь утвердиться в них, овладеть средствами и способами работы в каждой.

    В качестве литературного материала  используются произведения устного народного творчества и произведения авторской литературы ХIX-XX вв. (в основном произведения, традиционно включающиеся в круг детского чтения и школьные программы по литературе, что прежде всего обеспечивает целостность контекста отечественной  культуры). Кроме того, в программу включен ряд произведений, которые обеспечивают введение ведущих понятий (точка зрения, настроение, род, жанр и т.д.) и работу с ними в разных позициях. Освоение детьми столь значительного круга литературного материала в активной авторской и читательской позициях требует особых форм и методов обучения.

    Основная задача курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

    Исходное отношение для курса – это отношение «автор – художественный текст – читатель».  Это отношение осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в позиции «автора», то в позиции «читателя». Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужны и литературно-критическая оценка, т.е. работа в позиции «критика», и владение законом художественной содержательной формы. Этот закон ребенок осваивает в позиции «теоретика»: ведь определенные теоретические знания – одно из необходимых средств для творческой практики автора и читателя. Задачи работы в каждой из выделенных позиций различны, но все они обеспечивают единое литературное развитие ребенка-читателя.

    Перед культурным читателем стоят две задачи:

    1) понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться увидеть картину мира «глазами автора»;

    2) включить произведение в свой (отличный от авторского) жизненный и культурный контекст. Развитый читатель должен увидеть условный мир произведения своими глазами – «глазами читателя», выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор.

    Содержание

    Первый класс

    1. Пропедевтика представлений о литературе как искусстве слова и позициях «автора» и «читателя».
    Знакомство с описанием, повествованием, диалогом. Речь рассказчика и речь действующих лиц. Отношение автора и читателя к героям и событиям. Выражение настроений и чувств.
    2. Подготовка к освоению позиции «читателя».
    Знакомство с произведениями устного народного творчества (сказками о животных, волшебными сказками) и авторской литературы.
    Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений вслух, «про себя» и наизусть. Чтение по ролям.
    Слушание и понимание художественных произведений разных жанров в исполнении учителя.
    Нахождение в тексте слов и словосочетаний, необходимых для подтверждения собственного понимания и оценки.
    3. Подготовка к освоению позиции «автора».
    Овладение развитыми формами игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры («разговор ежа и теленка») и игры-драматизации (на материале: главы «Наташа и Барбосик» из книги Т. Александровой и В. Берестова «Катя в игрушечном городе»; рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей»; русских народных сказок «Колобок» и «Теремок»).
    Введение в игру элементов художественного творчества: замысел и его реализация, элементарное сюжетосложение, выразительность исполнения игровой роли, игровой диалог как средство характеристики героя.
    Рассказы детей на заданные учителем темы: «рассказ о знакомом животном»; «если бы я был взрослым…»; «если бы я был девчонкой…», «если бы я была мальчишкой…»; «я — котенок».

    Второй класс

    1. Формирование представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя-критика», «теоретика».
    Литература как искусство слова. Литература и театр. Позиция «автора», «читателя-критика», «теоретика», «зрителя». Автор, рассказчик, герой. Диалог героев. Рассказчик-герой. Рассказчик-повествователь. Точка зрения. «Плавающая точка зрения». Внутренний мир героя: ум, характер (воля, чувства), настроения. Настроения разных модальностей и оттенков: радостное, скорбное, героическое, таинственное, торжественное, сердитое, возмущенное, обиженное и др.

    2. Практическое освоение позиции «читателя-критика».
    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Знакомство со сказками разных народов мира. Вычитывание характера героя в побасёнках.
    ЛИТЕРАТУРА XIX—XX вв. Вычитывание особенностей внутреннего мира героя, точки зрения героя, рассказчика, автора в эпических текстах (А. Куприн «Сапсан», Г. Х. Андерсен «Чайник», А. Толстой «Желтухин»). Вычитывание настроения героя в лирических текстах (стихотворения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, И. Бунина, А. Плещеева, С. Есенина, А. Твардовского, И. Токмаковой, Е. Благининой, Т. Белозерова, А. Барто, Р. Гамзатова, С. Орлова, С. Маршака и др.).
    Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений вслух, «про себя» и наизусть. Чтение по ролям. Критическая оценка детского чтения.
    Слушание и понимание художественных произведений разных жанров в исполнении учителя.

    3. Практическое освоение позиции «автора-художника».

    ОТ ИГРЫ — К ИНСЦЕНИРОВКЕ. Создание и разыгрывание детских инсценировок с элементами импровизации (С. Михалков «А что у вас?», В. Даль «Война грибов и ягод»).
    ОТ ЖИЗНЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ — К ЗАМЫСЛУ. Выражение точки зрения, характеристика внутреннего мира героя в устном коллективном творческом этюде и в последующем индивидуальном сочинении («Снег», «Чьими глазами?», «Разговор кочанов капусты»).

    4. Практическое освоение позиции «публициста».
    ОТ РАЗМЫШЛЕНИЙ О ЖИЗНИ — К ЗАМЫСЛУ. Выражение учениками своей точки зрения на значимые для младших школьников жизненные явления в беседе-диспуте («Какие черты характера мы ценим в людях?», «Надо ли, чтобы все желания исполнялись?») и в письменном сочинении («Как мы в Кремль ходили»).

    Третий класс

    1. Формирование представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя-критика», «теоретика».
    Повторение материала, изученного во 2-м классе.
    Жанр как особая содержательная форма. Малые жанры устного народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка. Структура жанра: картина жизни и языковые средства ее выражения (сравнение, метафора, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма).

    2. Практическая работа в позиции «читателя-критика».
    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Вычитывание характера героя в оценке рассказчика в народных сказках (в русской сказке «Каша из топора» и в нанайской сказке «Айогá»). Выявление жанровых особенностей считалок, потешек, скороговорок, загадок, небылиц, побасенок.
    КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА. Знакомство с мифологией античности (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»*). Знакомство с отрывками из произведений античных авторов (Гомер, Овидий).
    ЛИТЕРАТУРА XIX—XX ввВычитывание характера героя в оценке рассказчика в эпических текстах (басни И. Крылова, Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»). Вычитывание характера героя в оценке автора в драматических текстах (фрагмент пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»фрагмент пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев»). Вычитывание настроения героя в лирических текстах (стихотворения А. Пушкина, Н. Некрасова, И. Бунина, А. Фета, С. Есенина и др.).
    Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений вслух, «про себя» и наизусть. Чтение по ролям.
    Слушание и понимание художественных произведений разных жанров в исполнении учителя.
    Критическая оценка детских сочинений в процессе их обсуждения.

    3. Практическая работа в позиции «автора-художника».
    ОТ ЖИЗНЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ — К ЗАМЫСЛУ. Выражение точки зрения, внутреннего мира героя в устном коллективном этюде и в последующем индивидуальном сочинении («Хвастун», «Ворчун», «Разговор кастрюль», «Подарок»).
    ОТ ОСВОЕНИЯ ЖАНРА — К ЗАМЫСЛУ. Создание произведений малых жанров, инсценировка сказки («Теремок»).

    4. Практическая работа в позиции «публициста».
    ОТ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ — К ЗАМЫСЛУ. Выражение учениками своей точки зрения на значимые для младших школьников жизненные явления в сочинении-размышлении и в процессе обсуждения этих сочинений («Что я люблю делать?»).

    Четвёртый класс

    1. Формирование представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя-критика», «теоретика».
    Повторение материала, изученного во 2—3-м классах.
    Жанры устного народного творчества: пословица, песня (протяжная, колыбельная, трудовая и пр.), сказка (волшебная, о животных, бытовая), народная драма.
    Роды литературы: эпос (изображение внутреннего мира героя в оценке рассказчика), драма (изображение внутреннего мира героя в оценке автора), лирика (развитие мысли—чувства, настроения лирического героя).

    2. Практическая работа в позиции «читателя—критика».
    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Знакомство с эпосом разных народов (русская былина «Илья и Соловей—разбойник», французская «Песнь о Роланде», карело—финский эпос «Калевала (в отрывках по выбору учителя)Вычитывание характера героя в оценке рассказчика в русских народных волшебных сказках («Сивка-бурка», «Снегурочка»), сказках о животных («Золотой серпок»), бытовых сказках («Каша из топора»). Выявление жанровых особенностей пословиц, песен, сказок, народной драмы («Лодка»).
    ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО МИРА. Знакомство с Библией (отдельные главы — по выбору учителя).
    ЛИТЕРАТУРА XIX—XX вв. Вычитывание особенностей внутреннего мира героя в оценке рассказчика в эпических текстах (Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», В. Гаршин «Лягушка-путешественница», А. Чехов «Ванька», «Мальчики», К. Паустовский «Стальное колечко»). Вычитывание особенностей внутреннего мира героя в оценке автора в драматических текстах (отрывок из пьесы А. Островского «Снегурочка»). Вычитывание настроения лирического героя в лирических текстах (стихотворения А. Фета, С,Есенина, Ф,Тютчева, Е. Благининой «Снегурка» и др.).
    Письменные читательские отзывы о рассказе (А. Чехов «Ванька»), сказке (В. Гаршин «Лягушка-путешественница»), стихотворении (С. Есенин «Пороша»).
    Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений вслух, «про себя» и наизусть. Чтение по ролям. Сказывание народных сказок — волшебных, о животных, бытовых. Критическая оценка детского чтения.
    Слушание и понимание художественных произведений разных жанров в исполнении учителя.
    Критическая оценка детского творчества.

    3. Практическая работа в позиции «автора-художника».
    ОТ ЖИЗНЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ — К ЗАМЫСЛУ. Выражение точки зрения, внутреннего мира героя в устном коллективном этюде и в последующем индивидуальном сочинении («Приметы осени», «Январская лыжня»).
    ОТ ОСВОЕНИЯ ЖАНРА — К ЗАМЫСЛУ. Создание произведений разных жанров: малые жанры устного народного творчества, песня-стилизация (колыбельная, протяжная и др.), инсценировка фрагмента сказки о животных («Золотой серпок»), фрагмент-стилизация волшебной сказки («Портрет царевны», «Путь через лес», «Волшебная поляна», «В тереме царевны»), пьеса («Манная каша»).
    ОТ СЛОВА — К ЗАМЫСЛУ. Создание сочинений, раскрывающих выразительные возможности слова («Когда я слышу слово «чаща»; «Когда я слышу слово «камень».).

    4. Практическая работа в позиции «публициста».
    ОТ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ — К ЗАМЫСЛУ. Выражение учениками своей точки зрения на значимые для младших школьников жизненные явления в сочинении-размышлении и в процессе обсуждения этих сочинений («Моя мама»).

    Какие жанры употребляются

    Введение понятий начинается со 2 класса. Исходное отношение «автор – художественный текст – читатель» ориентирует учеников на воссоздание авторской точки зрения в процессе чтения и на выражение собственной точки зрения в процессе авторства. Поэтому главным понятием, вводимым во 2 классе, является понятие,«точка зрения». Им владеет тот, кто практически умеет находить в авторском и выражать в собственном художественном тексте точки зрения рассказчиков и героев. Для учеников эта практическая задача оформляется как вопрос: «Чьими устами и чьими глазами рассказывается та или иная картина жизни? Какие отношения, мысли и чувства выражены в этом тексте?»

    Для успешности читательской работы необходима также ориентация читателя на жанровые особенноститекста. Прочитав название жанра (роман, рассказ, комедия, басня и пр.), развитый читатель сразу ориентируется на задачу конкретного жанра и его особенности, приступает к чтению текста с необходимым для понимания автора адекватным читательским ожиданием, пониманием художественного текста как содержательной формы.

    Введение понятия «жанр»начинается в 3 классе и становится основным в этом разделе курса. Практическое освоение понятия «жанр» разворачивается на материале постепенно усложняющихся малых жанров устного народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасенка.

    Малые жанры фольклора привлекли нас прежде всего потому, что они малые – небольшие по объему, то есть позволяют изучать произведения целостно. Кроме того, эти жанры – «прикладные»: в них можно четко выделить задачу жанра, а ведущую роль играют такие уровни формы, которые в более сложных жанрах уходят на второй план: ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок – в скороговорке, метафора и сравнение – в загадке, диалог – в побасенке и т.д.

    Изучение этих жанров позволяет ребенку в собственной работе открыть закон художественной формы: во-первых, то, что в художественном произведении обычный язык становится выразительным «сплошь» – на любом уровне (от звукового до синтаксического); во-вторых, то, что один и тот же уровень в произведении выступает как форма для вышестоящих и как содержание для нижестоящих уровней, что в произведениях разных жанров в зависимости от жанровых задач один и тот же уровень может выступать то как главный, то как второстепенный; в-третьих, то, что усложнение содержания влечет за собой усложнение формы (идея И.В. Виноградова).

    Циклы уроков по открытию закона художественной формы в различных жанрах позволяют осуществить полный круг смены позиций: от читателя (чтение произведений того или иного жанра) к теоретику (открытие структуры жанра), затем к автору (сочинение своих произведений в этом жанре) и, наконец, к читателю-критику (оценка результатов собственной авторской работы).


    написать администратору сайта