Главная страница
Навигация по странице:

  • Кинесика:жесты,позы,мимика Введение

  • Части и элементы лица Эмоциональные состояния

  • Взгляд и сопутствующие движения Трактовка Необходимо

  • С помощью глаз передаются самые точные сигналы

  • Роль генетики в ольфакции

  • Виды ольфакторных запахов

  • Ольфакция в межкультурной коммуникации

  • Употребление приёмов ольфакторной коммуникации в литературе

  • Кинесика:жесты,позы,мимика Ольфакция:язык запахов. Доклад1. Доклад на темы "Кинесика жесты,позы,мимика" "Ольфакция язык запахов"


    Скачать 297.36 Kb.
    НазваниеДоклад на темы "Кинесика жесты,позы,мимика" "Ольфакция язык запахов"
    АнкорКинесика:жесты,позы,мимика Ольфакция:язык запахов
    Дата22.12.2021
    Размер297.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад1.docx
    ТипДоклад
    #314429




    Западно-Казахстанский университет им.М.Утемисова

    Доклад на темы

    "Кинесика:жесты,позы,мимика"

    "Ольфакция:язык запахов"
    Докладчик:

    Студент группы С-32, Шуваева М.А.

    Уральск, 2021г.
    Кинесика:жесты,позы,мимика

    Введение:

    К кинесике относятся движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах. Все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица.

    Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

    1. Мимика

    Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).


    Части и элементы лица

    Эмоциональные состояния

    Гнев

    Презрение

    Страдание

    Страх

    Удивление

    Радость

    Положение рта

    Рот открыт

    Рот закрыт

    Рот открыт

    Рот обычно закрыт

    Губы

    Уголки губ опущены

    Уголки губ приподняты

    Форма глаз

    Глаза раскрыты или сужены

    Глаза сужены

    Глаза широко раскрыты

    Глаза прищурены или раскрыты

    Яркость глаз

    Глаза блестят

    Глаза тусклые

    Блеск глаз не выражен

    Глаза блестят

    Положение бровей

    Брови сдвинуты к переносице

    Брови подняты вверх

    Уголки бровей

    Внешние уголки бровей подняты вверх

    Внутренние уголки бровей подняты вверх

    Лоб

    Вертикальные складки на лбу и переносице

    Горизонтальные складки на лбу

    Подвижность лица

    Лицо динамичное

    Лицо застывшее

    Лицо динамичное

    В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

    Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.

    Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.

    Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.

    Мимика — это выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.

    В профессиональной психотехнике мимика используется для:

    • усиления речевого высказывания;

    • воздействия на собеседника;

    • установления психологического контакта;

    • формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;

    • маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;

    • улучшения самочувствия.



    Мимика динамична и, как правило, отражает:

    1. отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;

    2. психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;

    3. отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;

    4. отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;

    5. некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.

    По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.

    Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить, почему и пр.

    Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Нужно периодически смотреть на себя в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Другие люди могут ошибочно подумать, что ваше «обычное» лицо — преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.

    Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.

    Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица:

    • выражение глаз;

    • направление взгляда;

    • особый рисунок носогубных складок;

    • особый рисунок складок лба;

    • общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);

    • разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).


    2. Взгляд


    С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения (табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон).

    Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.

    Взгляд и сопутствующие движения

    Трактовка

    Необходимо

    Подъем головы и взгляд вверх

    Подожди минуту, подумаю

    Прервать контакт

    Движение головой и насупленные брови

    Не понял, повтори

    Усилить контакт

    Улыбка, возможно, легкий наклон головы

    Понимаю, мне нечего добавить

    Продолжить контакт

    Ритмичное кивание головой

    Ясно, понял, что тебе нужно

    Продолжить контакт

    Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

    Хочу подчинить себе

    Действовать по обстановке

    Взгляд в сторону

    Пренебрежение

    Уйти от контакта

    Взгляд в пол

    Страх и желание уйти

    Уйти от контакта



    Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

    Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.

    С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.

    Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.


    3. Поза


    Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).

    Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

    Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.




    4. Жесты


    Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестовразнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

    О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.

    Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

    1. коммуникативные: жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;

    2. модальные, т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;

    3. описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.



    В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи:

    • Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).

    • Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).

    • Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).

    • Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).

    • Жесты сомнения и неуверенности — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.

    • Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).

    • Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).

    • Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака», опускание век).

    • Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).

    Ольфакция: язык запахов


    Введение:

    Ольфакция — наука, связанная с запахами, их значениями, целями, ценностями и их ролью в коммуникации.

    Ольфакция изучает процесс коммуникации посредством восприятия запахов. Данный процесс является не просто биологическим или психологическим феноменом, ольфакция — это социально-историческое, культурное явление. Она связана с культурными ценностями: запахи, которые считаются оскорбительными в некоторых культурах, могут быть вполне приемлемы в других. Таким образом, ольфакция является средством и моделью взаимодействия с окружающим миром. Различные запахи могут ассоциироваться с близкими, эмоционально заряженными внутренними переживаниями и значениями, которые передаются членам общества. 

    Роль генетики в ольфакции

    Всем людям свойственны различные запахи, что обусловлено генетическими различиями. Хотя гены рецепторов одоранта составляют одну из самых больших семейств генов в геноме человека, только несколько генов связаны с ними окончательно. Так, например, запах рецептора OR5A1 и его генетические варианты (аллели) ответственны за нашу способность к восприятию запаха бета-ионона — ключевого аромата в продуктах питания и напитках.

    Главный комплекс гистосовместимости представляет собой группу генов, присутствующих у многих живых организмов и важных для иммунной системы. Потомство от родителей с разными генами ГКГ имеет более сильную иммунную систему. Таким образом, женщины способны чувствовать запах данных генов у противоположного пола и предпочитают партнеров именно с ГКГ, которые отличаются от их собственных.

    Люди способны выявлять своих родственников за счет обоняния. Матери могут идентифицировать по запаху тела своих биологических детей. Родные братья и сестры способны распознавать друг друга, что может помочь избежать кровосмешения и эффекта Вестермарка. Функциональная визуализация показывает, что за процесс обнаружения родства по обонянию отвечает лобно-височная доля и дорсомедиальная префронтальная кора головного мозга.

    Виды ольфакторных запахов

    Ольфакторные запахи бывают:

    Естественные (запах, исходящий от тела);Искусственные (запах, исходящий от парфюмерии, косметики).Аномальные коммуникативные ситуации

    Аномальные коммуникативные ситуации (АКС) образуются за счет неприятных запахов. В большинстве случаев они неблагоприятно отражаются в ходе диалогического взаимодействия. АКС могут быть вызваны неприятным запахом, который исходит от собеседника или окружающей среды.

    Большинство АКС связано с исходящим от собеседника запахом изо рта. Данные ситуации могут спровоцировать ольфакторную агрессию — агрессивность запаха, который заполняет собой пространство. Распространение неприятного запаха и ольфакторная агрессия негативно сказываются на успешности коммуникации.

    Ольфакция в межкультурной коммуникации

    Успешность коммуникации напрямую зависит от степени воздействия ольфакции как части поведения. Для этого необходимо соблюдать ольфакторный этикет по отношению к собеседникам, путем избавления от неприятных запахов. Следует подавлять запахи, которые невозможно контролировать, используя общепринятые ароматы. Комфортную коммуникативную среду могут создать благоприятные запахи окружающей среды.

    Восприятие определенных запахов отличает одни культуры от других. Запах представляет собой невербальный код, сигнал для большинства людей. Одорант может содействовать или препятствовать как в простом общении, так и в межкультурной коммуникации. Человеку свойственно обращать внимание на новые для него запахи, особенно это проявляется при контакте с незнакомой средой либо инородной для него культурой. В результате восприятия окружающей среды и социализации с ней запахи становятся частью семиотического поля чужой культуры. В арабских странах запах тела играет значительную роль в общении. Одорант в данной культуре выступает элементом поведения. Необходимым условием коммуникации является восприятие запаха собеседника. В противоположность этому американцы стараются не дышать в лицо, соблюдая правила вежливости при передаче информации.

    Любая культура имеет свои собственные одоранты. Доминирование определенных ароматов для какой-либо культуры связано с различными факторами: традициями, обычаями, обрядами, природой, расположением. Например, для культуры Монголии характерен запах молока и лошадей. Немцам типичны ароматы квашеной капусты, пива и сосисок. Странам, омываемым морем или океаном, свойственен запах воды.

    Определенные запахи могут быть связаны с различными ситуациями. Устранение неприятных запахов может снизить барьеры между людьми.

    Употребление приёмов ольфакторной коммуникации в литературе

    Ольфакторий представляет собой комплекс всех составляющих любого текста, который содержит отсылки к ольфакции. Тот или иной запах служит в литературных произведениях устойчивой характеристикой изображаемой среды, обстановки, социальной группы, отдельного персонажа. В повести А. П. Чехова «Моя жизнь» запахи — символ обывательского существования горожан: «В скромные дни в домах пахло борщом, а в постные дни — осетриной, жареной на подсолнечном масле. Ели невкусно, пили нездоровую воду». Устойчивая характерная деталь порой приобретает символический характер. Так, «пищевые» запахи регулярно используются как знак благополучия или неблагополучия. В рассказе «Толстый и тонкий» на вокзале встретились двое школьных приятелей, которые не виделись много лет. Один из них был толстый. Он только что побывал в ресторане, и «его губы лоснились от масла, будто спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем». Второй был тонкий, он «сошел из вагона и был навьюченный чемоданами, узлами и коробками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Художественные детали — запахи позволяют нам вообразить социальное положение героев.

    Также в литературе встречаются примеры того, как запахи могут управлять людьми (роман Патрика Зюскинда «Парфюмер»). Таким образом, феномен ольфакции может являться важным художественным инструментом, который расширяет спектр восприятия произведения.



    написать администратору сайта