Главная страница

Доклад «Традиции военно-патриотического воспитания в современном мире». ДОКЛАД. Доклад Традиции военнопатриотического воспитания в современном мире


Скачать 21.63 Kb.
НазваниеДоклад Традиции военнопатриотического воспитания в современном мире
АнкорДоклад «Традиции военно-патриотического воспитания в современном мире
Дата07.03.2022
Размер21.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДОКЛАД.docx
ТипДоклад
#386106


Доклад

«Традиции военно-патриотического воспитания в современном мире»

Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности. Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом личностного здания, идеологической основой его жизнеспособности.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу в Вооруженных Силах России относят следующие:
- беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за нее жизнь;

- непререкаемый авторитет военной Присяги, исполнение ее в любых условиях;

- стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

- высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;

- преданность полку, кораблю, его знамени и традициям;

- уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

- личный пример командиров и начальников своим подчиненным.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования нужных качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В нашей стране формирование патриотической идеи своими истоками уходит в далекую древность и совпадает с возникновением Русского государства. Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно-исторических документах и летописях еще в IX веке. Патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

В памятниках русской средневековой письменности одной из ведущих была идея защиты, а не захвата чужих земель.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей истории Российской армии.

В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.
В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей. С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.
В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи, но главный остается - «служение Отечеству и своим ближним».

Более двух столетий офицеры и нижние чины Российского государства несли воинскую службу, воевали и умирали с патриотическим девизом «За Веру, Царя и Отечество».

История нашего государства - это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому идея государственного патриотизма получила заметное развитие в трудах великих русских полководцев и флотоводцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.

Патриотическая идея была сохранена и после Октябрьской революции 1917 года. Сила патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945).В этой войне народ и армия проявили небывалый по массовости патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

На современном этапе в российском обществе и армии предпринимаются серьезные шаги с тем, чтобы не только сохранить, но и существенно развить отечественные патриотические традиции, сделать их принципами жизни и работы каждого молодого человека, каждого воина.

Таким образом, патриотизм на протяжении многих веков отечественной истории являлся и является важнейшим нравственным качеством россиян, одним из источников экономического и военного могущества Российского государства.

В целом, анализируя российский патриотизм и пути его формирования на всем протяжении многовековой истории, можно выделить ряд исторических особенностей российского патриотизма:

  • 1) активное использование в качестве средства патриотического воспитания народного фольклора;

  • 2) опору на героические образы князей, а впоследствии — полководцев и флотоводцев, военачальников;

  • 3) неразрывную связь патриотического воспитания с военным. Системным военное воспитание становится только с XVIII в., когда формируются своеобразные центры патриотического воспитания — кадетские корпуса. Их уникальные традиции впитали суворовские и нахимовские военные училища, созданные в годы ВОВ, а также современные кадетские корпуса, процесс возрождения которых начался в 1990-е гг. В советское время важную роль в военной подготовке и пропаганде военно-технических знаний среди молодежи сыграло ДОСААФ;

  • 4) значимую роль РПЦ в развитии патриотизма, высокой духовности, жертвенности, ответственности за судьбы Отечества. Свои авторитетом, обращением к лучшим человеческим чертам народа церковь укрепляла его духовные силы, благословляла на ратные дела. Сегодня целый ряд военно- патриотических организаций действует при РПЦ;

  • 5) со времен Петра I важным средством патриотического воспитания становится личный пример главы государства;

  • 6) важным источником российского патриотизма всегда был небывалый народный энтузиазм, полное единение перед лицом врага, безусловная вера в свое Отечество, в непобедимость. Когда в Куликовской битве Дмитрий Донской дал понять монголам, что вопрос о свержении ига — дело времени, русский народ 100 лет хранил историческую память об этой знаменитой битве, чтобы в 1480 г. положить конец ордынскому владычеству. Память о героизме и самоотверженности русского народа в борьбе с Наполеоном помогала участникам Первой мировой, а их подвиги воодушевляли солдат Великой Отечественной войны.

Многие исследователи отмечают, что уже во второй половине 1980-х гг. в период перестройки сложился взгляд на патриотизм как на «пережиток советского общества». Только к началу 2000-х гг. ситуация несколько меняется: по результатам социологических опросов патриотами себя считали в этот период 42% россиян, и только 8% к таковым себя не относили. Руководство страны пришло к пониманию, что новая государственность должна опираться не только на уважение к закону, но и на чувство гражданского долга, высшим проявлением которого является патриотизм. Не менее важным моментом стало осознание, что без четко сформулированной идеи защиты интересов России невозможно выработать суверенную внешнюю политику.

В последние годы активно развивается система патриотического воспитания в Российской Федерации, включающая суворовские и нахимовские военные училища, возрожденные кадетские корпуса, сохранившееся со времен СССР ДОСААФ, скаутское, военно-спортивное, поисковое движение, военно-патриотические клубы. Важная роль в системе военно-патриотического воспитания по-прежнему принадлежит Русской Православной Церкви, при которой действует большинство военно-патриотических клубов. Один из активистов православного военно-патриотического движения, создатель и руководитель клуба «Дружина “Доброволец”» А. Кравченко, отмечает: «Православная Церковь всегда являлась одной из главных опор Российской государственности. И в качестве таковой всегда занималась вопросами защиты Отечества. Вспомним, как Дмитрия Донского на Куликовскую битву благословлял Преподобный Сергий Радонежский. Или как ополчение Минина и Пожарского родилось потому, что прозвучал пламенный призыв патриарха Гермогена к освобождению страны. И таких примеров не счесть... Так что повышенное внимание Церкви к воинскому воспитанию молодежи сегодня вполне закономерно. Церковь видит в воинской службе прежде всего служение Богу и Родине.


написать администратору сайта