Главная страница
Навигация по странице:

  • Аргументы: 1.В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

  • Лермонтов «Мцыри».

  • Преступление и наказание – вечная тема

  • Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

  • А.С. Пушкина «Дубровский»

  • Н.В. Гоголя «Ревизор»

  • Фильм, музыка, спектакль про меня

  • Д.И. Фонвизина «Недоросль

  • сочинение егэ. Дорога в жизни человека


    Скачать 31.89 Kb.
    НазваниеДорога в жизни человека
    Дата23.05.2022
    Размер31.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласочинение егэ.docx
    ТипДокументы
    #546041

    Дорога в жизни человека

    Под дорогой можно понимать разное. Это и путь, который совершает человек в движении, направляясь из одной точки в другую. Это и путешествия, с помощью которых человек познает собственный внутренний мир и окружающую действительность. Однако дорога может восприниматься не только в прямом, но и в переносном смысле слова. Каждый человек прокладывает собственный жизненный путь, который основывается на индивидуальных целях, интересах и приоритетах. Жизненный путь скажет о человеке больше, чем он сам. Под дорогой также можно понимать путь творческих поисков, путь научных исследований, путь развития государства и общества.
    Мотив дороги нашел отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей, драматургов и поэтов. Нередко тот физический путь, который проделывал герой, подчеркивает изменения, произошедшие в нем самом.

    Аргументы:

    1.В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, как главный герой Петр Гринев вместе со слугой Савельичем покидает родимый дом и отправляется на службу в Белогорскую крепость. Смена места действия помогает увидеть произошедшие внутри Петра Гринева изменения.
    По пути Петра Гринева на службу его образ раскрывается с двух сторон. С одной стороны, прослеживаются прошлые мечты главного героя о службе в Петербурге, где он мог вести разгульный и праздный образ жизни: Петруша Гринев проигрывает деньги Зурину. С другой стороны, уже по дороге в Оренбург Петр Гринев проявляет благородство по отношению к незнакомцу, который вывел их из бурана: центральный персонаж, несмотря на недовольства Савельича, в знак благодарности дарит незнакомцу заячий тулуп.
    Прибыв в Белогорскую крепость, Петр Гринев начал вести себя как благородный человек. Из гоняющего голубей и не стремившегося к получению знаний типичного недоросля, которым он был до шестнадцатилетнего возраста, центральный персонаж превращается в человека чести и достоинства, руководящегося данным отцом наказом «Береги платье снову, а честь смолоду». Поведение Петра Гринева во время крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева нельзя назвать поведением типичного разбалованного недоросля, он демонстрирует лучшие качества дворянства.
    А.С. Пушкин показывает, что Петр Гринев чувствует ответственность за собственную жизнь. Оказавшись в центре кровопролитных действий в стране, которые требовали решения относительно того, на чьей стороне находиться, главный герой сразу же определяет свой путь: он остается на стороне государства. Рискуя быть казненным пугачевцами, Петр Гринев решает быть верным самому себе и своему пути до самого конца. В отличие от многих дворян, которые перешли на сторону Емельяна Пугачева, Петр Гринев отказался от предложения самого предводителя восстания послужить ему «верою и правдою». Петра Гринева не интересовало обещание самозванца пожаловать его «и в фельдмаршалы и в князья». Отказываясь присягать предводителю восстания крестьян, главный герой рискует собственной жизнью, однако он не готов идти против самого себя: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»; «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего».
    Таким образом, через смену места действия автор демонстрирует произошедшие внутренние изменения Петра Гринева, который остается верным выбранному жизненному пути, несмотря ни на что.

    2.Лермонтов «Мцыри».В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» демонстрируются «путешествия» центрального персонажа Мцыри. Автор показывает, что долгое время Мцыри, который родился в ауле и прожил 6 лет среди вольнолюбивых горцев, провел в монастыре, где его жизнь кардинально поменялась. Спокойная монастырская жизнь не приносила Мцыри никакого удовольствия и счастья, поскольку она противоречила всей сущности героя, монастырь был противен ему, Мцыри называет его тюрьмой, а самого себя – «в тюрьме воспитанным цветком». Мечтая получить и внешнюю, и внутреннюю свободу, стремясь к различным приключениям, Мцыри решается на побег, чтобы оказаться в «чудном мире тревог и битв», чтобы «взглянуть на дальние поля, // узнать, прекрасна ли земля, // узнать, для воли иль тюрьмы // на этот свет родимся мы». Мцыри хотел найти дорогу на свою родину, которую он горячо любил и о которой он ни на день не забывал, живя в монастыре.
    М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что жизнь главного героя существенно меняется: монастырская несвобода сменилась возможностью гулять там, где ему хотелось, встречаться с различными опасностями и препятствиями, которых ему так не хватало. Испытания, с которыми сталкивается Мцыри, не ломают его, наоборот, они закаляют его характер, связывают его с природой и дают ту

    свободу, о которой он долгое время мог только мечтать. Несмотря на то что Мцыри оказался на воле на короткий промежуток времени, это свобода в связи с природой и приключениями многое дала главному герою: эти немногочисленные дни принесли ему истинное счастье. Кратковременная воля для Мцыри оказывается намного важнее, чем долгие годы жизни в ненавистном монастыре-тюрьме. Поэма М.Ю. Лермонтова заставляет задуматься о том, что самостоятельно выбранный жизненный путь, хоть он будет и коротким, приносит человеку намного больше счастья, чем длинный жизненный путь, который при этом не был выбран самим человеком. Ради того чтобы идти по собственному пути, Мцыри рискует собственной жизнью. Несмотря на трагичный финал поэмы, находящегося при смерти Мцыри, вновь оказавшегося в стенах монастыря, можно назвать победителем, поскольку он добился свободы и обрел счастье хотя бы на небольшое время. Центральный персонаж лермонтовского «Мцыри» является примером свободолюбия и борьбы за возможность жить, независимо от окружающих людей и внешних обстоятельств.
    3.А.С. Грибоедов «Горе от ума».Завязкой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является возращение центрального персонажа Александра Чацкого из-за границы в Москву. За рубежом Чацкий получил хорошее образование, там он увидел, как можно жить по-другому, поняв, что Россия отстает в развитии, что она нуждается в том, чтобы повести ее вперед. 3 года «странствий по свету» оказали огромное влияние на мировоззрение главного героя.
    Именно за границей происходят изменения внутри Александра Чацкого. Это видно благодаря произошедшим изменениям внутри взаимоотношений Чацкого и Софьи Фамусовой. Если раньше главный герой, воспитывавшийся в доме Фамусовых, был близок с Софьей, то после возвращения на Родину он не смог найти с ней общий язык, она была отдалена от него и никак не хотела сближения. Софья продолжала воспитываться и жить в соответствии с принципами так называемого «фамусовского общества», в то время как Чацкий полностью сепарировался от него, получив возможность увидеть его порочность. Вполне вероятно, если бы Чацкий не отправился за границу, он бы остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем «фамусовского общества». Путешествия в зарубежные страны развили ум и характер Чацкого. Он хотел заниматься не только саморазвитием, но и развитием всей России, которая требовала изменений.
    Жизненные принципы центрального персонажа грибоедовской комедии «Горе от ума» демонстрируются в форме противопоставлений представлениям «века минувшего» о жизни. Чацкий утверждает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Видя, как подобные Молчалину люди занимают высокое положение в обществе («А впрочем, он дойдет до степеней известных, // Ведь нынче любят бессловесных»; «Молчалины блаженствуют на свете»), Чацкий приходит к выводу: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». Главный герой обличает пороки глупых и ограниченных людей с целью прогрессивного развития России, однако никто не понимает мотивов Чацкого, его считают сначала «опасным человеком» и революционером, а затем и вовсе сумасшедшим, что говорит о том, что жизненный путь главного героя грибоедовской комедии наполнен различными трудностями и испытаниями. Финальные фразы Чацкого («Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. // Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, // Где оскорбленному есть чувству уголок!.. // Карету мне, карету!») указывают на то, что Чацкому так и не удалось найти общий язык с «веком минувшим». 4.Образ дороги, имеющий довольно символический смысл, занимает в поэме
    Н.В. Гоголя «Мертвые души» важное место.
    С образом дороги связано все повествование, поскольку главный герой Чичиков на протяжении всего повествования находится в пути, то посещая помещиков, то заезжая в губернский город NN. Дорога становится тем, что помогает центральному персонажу в покупке «мертвых» крестьянских душ. К некоторым помещикам Чичиков едет целенаправленно, к кому-то попадает совершенно случайно, однако в любых ситуациях ему удается «выйти сухим из воды», либо приобретя души умерших крестьян, либо уехав без особых приключений. Дорога, символизирующая весь жизненный путь Чичикова, который, несмотря на различные трудности, проблемы и неожиданности, в целом добивается своих целей, демонстрирует, что Чичиков обладал способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам.
    Мотив дороги важен в поэме не только для раскрытия образа центрального персонажа, но и для демонстрации порочности помещичьей и чиновничьей среды. Повествование «Мертвых душ» построено так, что Чичиков перемещается от «беспочвенного мечтателя» Манилова до Плюшкина, который являлся «прорехой на человечестве». Сюжетные особенности, с помощью которых демонстрируется нравственная деградация, помогают выразить мысль, которая важна для всего повествования: «мертвыми» являются не столько души умерших крестьян, которых хочет купить Чичиков, сколько души помещиков и чиновников, которые живы лишь физически. Н.В. Гоголь демонстрирует путь, по которому идет Россия: это путь «омертвления» души, когда люди самостоятельно обрекают себя на бесцельное существование.
    Важен символизирующий всю Россию образ «птицы-тройки», наблюдаемый в лирических отступлениях. Автор выражает мысль о неизвестности пути России: она, как и «птица-тройка», «несется» в неизвестном направлении, а ее будущее неизвестно. Однако в финале первого тома поэмы вновь появившийся образ «птицы-тройки» трактуется автором уже по-другому. Н.В. Гоголь выражает мысль о возможности возрождения России, он выражает надежду на то, что Россия встанет на истинный путь и пойдет к лучшему будущему, чему должны были быть посвящены второй и третий тома «Мертвых душ».
    Таким образом, образ дороги в гоголевской поэме помогает в демонстрации жизненного пути центрального персонажа Чичикова и в раскрытии проблемы пути России. 5.В романе в
    стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» показано, что центральный персонаж Евгений Онегин находится в движении. В начале повествования он, ведя жизнь типичного представителя светского общества, находится в Петербурге. Знакомство читателя с Евгением Онегиным происходит тогда, когда он «летит в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде. После смерти дяди Евгений Онегин остается в деревне, в доставшемся ему в наследство имении. Там он общается с Владимиром Ленским, посещает имение Лариных, где он знакомится с Татьяной Лариной. После дуэли с Ленским Евгений Онегин отправляется «по отдаленным сторонам, куда не зная точно сам». После путешествия Онегин приезжает в Петербург, где он встречает Татьяну Ларину, которая в свою очередь проделала следующий путь: деревня – Москва – Петербург. Как видим, в романе в стихах А.С. Пушкина наблюдается мотив дороги.
    Данный мотив помогает в раскрытии внутреннего мира Евгения Онегина. Жизнь главного героя в Петербурге связана с его праздным образом жизни. Поездка в деревню связана с желанием Евгения Онегина отказаться от прошлого образа жизни и найти себя в деревенском существовании. Строки «Им овладело беспокойство, // Охота к перемене мест // (Весьма мучительное свойство, // Немногих добровольных крест)» подчеркивают несчастное состояние Евгения Онегина и демонстрируют, что «перемена мест» – это попытка найти счастье. Однако и жизнь в деревне быстро наскучила центральному персонажу. Путешествие Евгения Онегина после дуэли с Ленским, его «странствия без цели» – еще одна попытка найти собственное предназначение. Вероятно, он хотел сбежать от той жизни, которая осталась у него после трагического результата дуэли, лишившей жизни Ленского. Путешествие, в которое отправляется Евгений Онегин, не является признаком романтической поэмы, автору реалистического романа в стихах важно было не описать места, которые посетил главный герой, а показать причины, по которым он отправился в путешествие.
    А.С. Пушкин через смену местоположений показывает, что Евгений Онегин пытается найти собственное «я», постоянно сомневаясь в себе и во всем окружающем мире. Мотив дороги помогает подчеркнуть конфликт центрального персонажа с самим собой, движение становится символичным отражением внутренних изменений Евгения Онегина. Физическое движение героя становится символом внутреннего движения.



    Преступление и наказание – вечная тема

    На протяжении всего существования человечества люди совершают преступления, которые подразумевают, что люди понесут наказание. Причем наказание заключается не только в судебном решении, но и в таких нравственных понятиях, как признание вины, угрызения совести. Понятия преступления и наказания связаны не только с правовыми понятиями закона и ответственности, но и с понятиями стыда, раскаяния и совести.
    «Вечная тема» преступления и наказания нашла отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей и драматургов.

    1.В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое внимание уделяется теории центрального персонажа Родиона Романовича Раскольникова, которая гласит, что все люди делятся на «тварей дрожащих», которые выступают в качестве «строительного материала» для «право имеющих», которые могут «переступить через кровь» ради всеобщего блага. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление, однако спланированное убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны дополняется случайным убийством ее беременной сестры Лизаветы. Кроме того, Раскольников преднамеренно крадет у старухи-процентщицы деньги и другие ценности, думая о том, что он с их помощью сможет помогать таким же «униженным и оскорбленным», как и он. Все эти три деяния Раскольникова являются противозаконными, именно за эти преступления его осуждают и отправляют на каторгу на восемь лет.
    Нравственным преступлением против человеческой жизни является сама теория Раскольникова о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Думая, что он относится к первой категории, Раскольников несправедливо дает себе право распоряжаться чужими жизнями, на что не имеет права ни один человек.
    Совершает Родион Раскольников преступление и против самого себя. Он преднамеренно убивает старуху-процентщицу, несмотря на то что он не является «право имеющим». Главный герой убивает Лизавету, хотя не хотел этого делать. После совершения преступлений Раскольников терзается внутренними переживаниями, постепенно приходя к выводу о том, что теория, которую он придумал, несостоятельна.
    Еще одно и, пожалуй, главное преступление Раскольникова состоит в том, что он идет против самого Бога. Главный герой нарушает евангельскую заповедь «Возлюби ближнего своего», а также лишает нескольких людей самого ценного – жизни. Авторская позиция выражается в словах Сонечки Мармеладовой о том, что ни один человек не имеет права решать, кто заслуживает и кто не заслуживает жизни. В романе выражается мысль о том, что преступление против Бога намного серьезнее других преступлений, поскольку без него Раскольников бы не совершил убийство старухи-процентщицы и ее сестры и даже не подумал бы об этом.
    Судебному решению относительно наказания Раскольникова в повествовании уделяется не так много внимания, в основе повествования лежат внутренние терзания центрального персонажа, которые наблюдаются еще до совершения преступлений и даже во время нахождения на каторге. Именно внутренние переживания и конфликт с самим собой стали главным наказанием Раскольникова. Ф.М. Достоевский показывает, что нравственное наказание намного сильнее отбывания на каторге. Главное – внутренне осознать свою неправоту и признать вину, а не отсидеть положенный по закону срок.

    2.В романе А.С. Пушкина «Дубровский» перед раскрытием образа Владимира Дубровского демонстрируются причины, по которым он приехал в Кистеневку.
    После конфликта между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кирилой Петровичем Троекуровым последний решает отомстить своему бывшему другу, отняв у него имение Кистеневку. Автор подчеркивает, что конфликт между героями можно было разрешить мирным путем, однако Троекуров, чтобы потешить собственное самолюбие, готов отобрать имущество у человека, который до этого был ему близок, используя при этом незаконные способы. Троекуров дает представителям суда взятку, что влияет на судебное решение: имение Кистеневка от Андрея Гавриловича Дубровского переходит в пользование Кирилы Петровича Троекурова. Дача взятки и незаконное присвоение чужого имущества являются преступлениями, поэтому Троекурова можно назвать преступником, из-за действий которого, помимо прочего, заболевает Андрей Гаврилович, после чего умирает. Троекуров не особо переживает по этому поводу, его почти не мучают угрызения совести, на что может указать его стремление удачно выдать дочь Машу за своего богатого и влиятельного знакомого князя Верейского.
    Именно безнравственная и противоправная деятельность Кирилы Петровича Троекурова и царствующая в обществе несправедливость заставляют Владимира Дубровского приехать в Кистеневку. После смерти отца главный

    герой встает на путь разбойничества, собирая свою шайку из крестьян, которые грабят дома богатых и знатных дворян, привыкших к совершению беззакония и к безнаказанности. Кроме того, Владимир Дубровский устраивается учителем в дом Троекурова, думая о том, как ему отомстить. А.С. Пушкин показывает, что одно преступление (действия Троекурова) становится причиной рождения других преступлений (деятельность разбойничьей шайки и стремление мести Дубровского).
    Образ Дубровского раскрывается неоднозначно: с одной стороны, он является разбойником, то есть, как и Троекуров, совершает противоправные и безнравственные поступки, с другой стороны, он «благородный разбойник», который наказывает жестоких дворян, которых из-за несовершенства судебной системы не наказывает власть. Если Троекурова на совершение преступлений толкает понимание своей безнаказанности, то Дубровского-младшего – чувство несправедливости и желания наказать безнаказанных.
    Сюжетным двигателем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» является известие о приезде ревизора в город N. Городничий Сквозник-Дмухановский считает приезд ревизора «пренеприятным известием», с ним соглашаются чиновники: попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав Уховертов, лекарь Гибнер, почтмейстер Шпекин и другие выполняющие свои должностные обязанности.
    Но почему же все чиновники боятся приезда ревизора? Ответ на этот вопрос можно найти в ходе действия. В городе творится полное беззаконие, царит несправедливость. Чиновники испытывают чувство страха перед ревизором, поскольку они понимают, что те городские дела, за которые они обязаны отвечать, находятся в полнейшем беспорядке. Чиновники боятся не только того, что ревизор увидит, что они никак не борются с несправедливостью, но и сами создают беззаконие в городе. Чиновникам страшно лишиться всего того, что они имеют: должности, чина, высокого общественного положения, с помощью которых они живут, ни в чем себе не отказывая. А еще страшнее чиновникам – оказаться в тюрьме за те преступления, которые они совершили, противозаконно действуя в одних ситуациях или, наоборот, бездействуя в других ситуациях.
    Н.В. Гоголь обличает такие преступления чиновников, как взяточничество, мошенничество, казнокрадство, вседозволенность и безнаказанность. В комедии демонстрируются конкретные примеры должностных преступлений чиновников. Городничий Сквозник-Дмухановский помогал купцам проворачивать незаконную деятельность за взятки. Он взял себе деньги, которые были выделены на строительство церкви, которую даже не начинали строить. В богоугодных заведениях разрешено курить крепкий табак, пациенты ходят, «как кузнецы», в грязных колпаках, вместо габерсупа пациенты едят капусту. Попечитель богоугодных заведений Земляника руководствовался принципом «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». В его карманах оказываются деньги, выделенные на лечение больных. Судья Ляпкин-Тяпкин не имеет никаких знаний в судебной области, он признается, что не знает, что в докладной записке является правдой, а что – неправдой. Судья, в руководящемся здании которого вечно пахло перегаром из-за заседателя, берет взятки борзыми щенками, не воспринимая их как взятку. Почтмейстер Шпекин из личного любопытства читает письма граждан, а некоторые из них даже оставляет себе. Полицейские действовали кулаками и могли пьянствовать прямо во время исполнения обязанностей.
    Н.В. Гоголь показывает, что за те должностные преступления, которые совершали чиновники, они все же понесли наказание, заключенное в том, что долгое время они лебезили перед Хлестаковым, который на самом деле не был ревизором, и что у них не осталось времени для того, чтобы исправить все те проблемы и недостатки, которые существовали в городе, поскольку ревизор уже приехал и уже находится в ожидании городничего.

    Фильм, музыка, спектакль про меня

    У каждого человека есть ряд произведений искусства, которые отображают его внутренний мир, его жизненную позицию. У каждого человека свои личностно важные произведения искусства, которые привлекают актуальностью тематики и проблематики, в которых выражены мысли, близкие к мировоззренческим установкам и принципам человека, которые оказали на него большое эстетическое воздействие.

    1.Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» интересна своими социальными и нравственными проблемами, которые, несмотря на то что комедия была написана еще в XVIII веке, актуальны до сих пор.
    В комедии находит яркое отражение проблема крепостного права. Госпожа Простакова, Скотинин и многие дворяне не ценят деятельность крестьян, воспринимая ее как должное. Они не гнушаются притеснять права крепостных и даже избивать их, считая, что такое право им дано самим законом. В разговоре с Правдиным по поводу наказания крестьян госпожа Простакова задает следующий вопрос: «Разве я не властна и в своих людях?». Скотинин также задает Простакову вопрос: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?». На слова Правдина о том, что «тиранствовать никто не волен», госпожа Простакова обращает внимание на указ о вольности дворянства, на что Правдин характеризует героиню «мастерицей толковать указы», поскольку она совершенно неправильно воспринимает свои права относительно крестьян, думая о том, что ей разрешена вседозволенность. Несмотря на то что в современном обществе нет дворянского и крестьянского классов, эта проблема остается актуальной по той причине, что есть влиятельные и состоятельные люди, которые считают, что они вправе управлять жизнями других людей, чувствуя безнаказанность и вседозволенность.
    Комедия «Недоросль» интересна также тем, что в ней поднимаются проблема воспитания (слепая любовь госпожи Простаковой к сыну, постоянное потакание его желаниям, демонстрация жестокого отношения к крепостным приводят к тому, что Митрофанушка вырастает безнравственным человеком, который не ценит даже собственных родителей), проблема образования (Митрофанушка, несколько лет занимаясь с учителем арифметики Цыфиркиным, учителем грамоты Кутейкиным и учителем Вральманом, который обучал Митрофана «по-французски и всем наукам», не имеет никаких результатов, поскольку он не хочет учиться, негативно к образованию относится и госпожа Простакова, которая нанимает Митрофанушке учителей только из-за того, что так было принято в дворянской среде; положительная героиня Софья в свою очередь любит самостоятельно читать, не завися от учительских заданий). Проблемы воспитания и образования актуальны для современного общества, в частности для молодого поколения, представителям которого когда-то придется стать родителями, и от того, как они воспитают детей, зависит будущее поколение.



    написать администратору сайта