Главная страница

Реферат на тему искусство о белом листе. Древние цивилизции. Древние цивилизации Экзаменационные вопросы


Скачать 469 Kb.
НазваниеДревние цивилизации Экзаменационные вопросы
АнкорРеферат на тему искусство о белом листе
Дата30.03.2022
Размер469 Kb.
Формат файлаppt
Имя файлаДревние цивилизции.ppt
ТипЭкзаменационные вопросы
#428979

Древние цивилизации

Экзаменационные вопросы


Особенности эволюции восточного мира
Античный период истории зарубежных стран.
Характеристика полиса как феномена и его эволюция.
Историческое развитие Древнего Рима.
Возвышение Римской империи.
Основы и формы древнегреческого и древнеримского народовластия (демократии).
Причины кризиса и упадка классической Греции и Рима.

Множество цивилизаций, существовавших и существующих, принято делить на 2 основных типа:


традиционную (восточное общество)
западную (европейскую) цивилизации.

Черты традиционного общества:


«непрерывность», плавность исторического процесса, отсутствие четких граней между эпохами;
неприменимость европейской концепции прогресса;
стремление общества не к подчинению природы, а к слиянию с ней, к гармонии;
основа экономики — общинно-государственная собственность на землю, коллективный труд, слабое развитие частной собственности;
низкий уровень социальной мобильности;
общество подчинено государству, личность — обществу;
харизматичность лидера, правителя;
общественная жизнь строится на традициях, обычаях, нормах жизни предшествующих поколений.

Черты западной цивилизации:


скачкообразное неравномерное развитие, часто революционным путем (революции не только политические, но и в экономической, социальной, духовной областях);
общественный прогресс очевиден, существуют критерии его оценки;
общество стремится максимально использовать природу в своих целях;
экономика основана на частной собственности, которая рассматривается как естественное и неотъемлемое право человека;
высокая социальная мобильность;
гражданское общество, правовое государство;
права и свободы граждан закреплены юридическими актами;
способность общества к быстрым и существенным изменениям.


Переход к цивилизации начал осуществляться в результате неолитической революции (7-5 тыс. лет до н. э.), заме­нившей присваивающее хозяйство производящим.

В результате этого стали возможны следующие изменения:


начал меняться тип отношений общества и природы, на смену охоте, рыбной ловле, собирательству приходят земледелие и скотоводство (т. е. человек вместо присвоения готовых продуктов природы стал их производить);
изменился тип социальных связей в обществе, на смену первобытному равенству пришли неравенство людей и социальных групп, отношения господства и подчинения;
появился институт частной собственности, что вело к углублению социальной и имущественной дифференциации;
появились отношения, связанные с властью и господством, — политические; государство утвердилось в качестве носителя политической власти в обществе;


изменились типы поселения людей, появились города как военно-административные, торговые и ремесленные центры;
увеличился объем накопленных и передаваемых знаний, что изменило способы передачи и хранения информации, привело к появлению первых письменных систем;
зарождение первых научных знаний в области математики, астрономии, геометрии, философии;
на смену обычному праву приходят первые системы писаного права — норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством.

Первые цивилизации


сначала зародились в Египте, долине Тигра и Евфрата (конец 4-начало 3 тыс. до н. э.), затем в Индии и Китае, в странах Средиземноморья (середина 3-го - сере-дина 2 тыс. до н. э.).

Выделяют две наиболее типичные формы сельской общины, которые существовали в древнем обществе


1. Близка к первобытной общине, основу ее жизни составляет коллективный труд. Собственность на землю и воду, которые являлись основными средствами производства, принадлежит всей общине. Такую общину обычно называют «восточной». 
2. Там, где коллективный труд рано перестал играть главенствующую роль в производстве, развивается «античная» община. Принадлежность к общине позволяла иметь ее членам право собственности на землю.

Древнейшие цивилизации возникли на Востоке в долинах крупных рек, поэтому их часто называют «речными» цивилизациями


Экономическая основа жизни этих цивилизаций — по­ливное земледелие, возможное лишь при строительстве мощных ирригационных систем.
Строительство этих систем, поддержание их в рабочем состоянии требовало коллективных усилий всей страны.
В эту эпоху человек начал приспосабливать природу к задачам своей хозяйственной деятельности.

Экономическая система, сложившаяся на Востоке, определяется как «общинно-государственная»


Собственность на землю, воду, пастбища, ирригационные сооружения принадлежала государству.
Основные производители материальных благ — крестьяне-общинники.
Частная собственность, рыночные отношения существовали, но были развиты слабо.

Для социальной структуры древневосточного общества характерны:


жесткая социальная иерархия, слабая социальная мобильность, наличие рабов, которых использовали главным образом на строительных работах.
Место человека в социальной структуре зависело от его места и роли в процессе производства, характера деятельности, отношения к налого­обложению, этнической принадлежности

Государство на Древнем Востоке характеризуется как деспотия


Власть над обществом была практичес­ки безграничной.
Выступая в качестве верховного собствен­ника земли, государство эксплуатировало как крестьян-общинников, так и крупных землевладельцев.
Собственники не имели политической власти и всецело зависели от произвола государства.
Государство играло определяющую роль в формировании социальной структуры общества.

Для Индии можно выделить, по крайней мере, две существенные черты, отличающие ее от усредненного восточного цивилизационного типа.

1. Наличие кастовой структуры общества.


Социальная система индийского общества в основных ее чертах, основанных на варновой системе, сложилась уже к VI в. до н.э.
варна жрецов (брахманы), варна кшатриев (воины), варна вайшьи (ремесленники и торговцы), варна шудры (крестьяне-общинники).
Несколько позже – в V в. до н.э. – появляются касты

Отличительные особенности каст


не являлись общеиндийскими, а охватывали сравнительно небольшую группу людей, населяющих определенный район и занятых в одной и той же сфере хозяйственной деятельности;
наличие внутри касты органов управления, системы взаимопомощи, существование многочисленных правил общения между членами касты;
в основном касты возникают и существуют в пределах варн вайшьев и шудр;
«неприкасаемые», согласно одной точке зрения, касты или общины, стоящие вне варновой системы, ими становились рожденные от смешанных, межварновых браков, по другой точке зрения – каста в составе варны шудр.

2. Наличие в государственной строе отдельных стран Индостана случаев военной демократии республиканских форм правления

Расцвет древнеиндийской цивилизации приходится на период империи Маурьев ( к. VI – н. II вв. до н.э.), и достигает своего наивысшего развития при царе Ашоке (268-231 гг. до н.э.).


Во время правления последнего в составе империи Маурьев оказался весь п-ов Индостан, за исключением крайнего юга, в целях большей эффективности управления вся империя была поделена на наместничества.
Уделялось огромное внимание контролю над духовной жизнью подданных, и именно при Ашоке начинается активное распространение буддизма

Рабство в Индии


Положение рабов приравнивалось к положению «двуногих скотов», однако существовали различия в положении рабов и в условиях их освобождения, в зависимости от их сословно-кастового положения до потери ими свободы.
К основным источникам рабства в Индии относились:
естественное воспроизводство;
обращение в рабство военнопленных и мирного населения (включая захват рабов противника);
порабощение за долги самого должника;
порабощение за долги родственников (детей) должника;
продажа за долги;
самопродажа;
дарение за долги;
самодарение;
проигрыш свободным самого себя.

Особенности древнеиндийской общины


включение в ее состав неземледельцев, обслуживающих общие и частные нужды общинников – кузнецов, плотников и т.д.
община обладает собственной автономной гражданской организацией – деревенская сходка, староста, писец, жрец-астролог;
большинство судебных дел, возникающих в общине, разрешалось третейским разбирательством – собранием общинников или старост, и лишь самые серьезные преступления разрешались в царском суде;
государство использует общинную организацию как низшее звено налогового аппарата, возлагая именно на общинные органы управления сбор налогов;
общинники главным образом самостоятельно отражают нападения, для чего деревни имеют укрепительные сооружения.
Таким образом, общины крайне мало связаны с политической жизнью государства.

Особенности древнекитайской цивилизации (на примере империи Цинь IV-III вв. до н.э.)


Во-первых, условия для возникновения здесь цивилизации оказались менее благоприятными, чем в странах северных субтропиков, государство сложилось позже, на более высоком уровне развития производительных сил.


Во-вторых, до второй половины I тыс. до н.э. Древний Китай развивался по сути в отрыве от других цивилизаций.


В-третьих, неирригационный тип первичных очагов китайской цивилизации.
Поливное освоение долин двух великих рек Китая началось лишь с середины I тыс. до н.э., когда древнекитайская цивилизация прошла уже тысячелетний путь развития.


В-четвертых, сосуществование, с одной стороны, наряду с развитыми формами рабства таких патриархальных форм рабовладения ( патриархальное долговое рабство, самопродажа и т.д.), с другой – использования труда наемных рабочих и мелкой аренды.


В-пятых, наиболее могущественное из государств древнего Китая – царство, позже – империя, Цинь достигло своего наибольшего расцвета – в IV-III вв. до н.э. – благодаря проведению реформ, коренным образом изменивших традиционную систему управления государством.

Реформы Шан Яна


Первый блок
Строгая регламентация общинного землепользования.·
большие семьи должны быть разделены на малые каждой из которых следовало обзавестись собственным хозяйством.·
система круговой поруки: дворы объединялись в пятки и десятки, в рамках которых следили и отвечали друг за друга.·
привлечение иммигрантов из других царств для освоения на выгодных условиях годных для земледелия цинских территорий (цель -пополнение амбаров и освобождение циньцев для армии).
Реформы в отношении военного дела.·
повышена престижность воинской службы путем наград и социальныхрангов для имевших воинские заслуги.·
угроза исключения из знати аристократам военных заслуг не имевшим.·
введена новая система социальных рангов, присваиваемых за заслуги,дававшие льготы и привилегии вплоть до должностного владения и доходов снего
Постановка под контроль государства разбогатевших собственников, путем приобретения ими социального ранга.


Второй блок (с 350 г. до н.э.).
Страна делилась на управляемые чиновниками уезды
Унификация системы мер и весов.
Закрепление наделов за крестьянами.

Античные цивилизации


К античным относят цивилизации Древней Греции и Древнего Рима.
Природные условия Греции не позволяли создавать ирригационные сооружения, поэтому не требовалась жесткая государственная централизация для организации общественных работ.
Бедность природных ресурсов, нехватка собственного зерна, но в то же время широкие возможности для развития морской торговли привели к развитию товарно-денежных отношений и ориентации ремесла и сельского хозяйства на внешний рынок.
Колонизация греками морских побережий способствовала, с одной стороны, дальнейшей де­централизации древнегреческой цивилизации, а с другой — к знакомству с достижениями других цивилизаций

Античная цивилизация


Основные достижения:
Греческая цивилизация (период расцвета VI-V вв. до н.э.)
римская цивилизация (период расцвета – II в. до н.э. – I в.н.э.), а также выделяемая между ними эллинистическая цивилизация, или александрийский, период.

История Древней Греции - ряд последовательно существовавших цивилизаций, в силу различных, зачастую не выясненных до конца, причин прекращавших свое существование.


2000 – 1400 гг. до н.э. – эпоха так называемой «дворцовой цивилизации» на Крите, около 1700 г. конец которой положило какое-то стихийное бедствие, предположительно – землетрясение. После этого здесь же начинается эпоха «новых дворцов», также прекратившая свое существование около 1400 г. до н.э. в результате извержения вулкана.
В XV-XIII вв. до н.э. возникает и достигает значительного развития на значительной части островов греческого архипелага ахейская цивилизация, с высокоразвитым дворцовым хозяйством. На сей раз развитие было остановлено нашествием северных народов, включая греков-дарийцев, следствием чего стала примитивизация экономического, культурного и социального уклада жизни.
XI-X вв. до н.э. – так называемые «темные века»
VIII-VI вв. до н.э. – архаический период, в рамках которого были найдены и доведены до максимального развития все те социальные явления и институты, с которыми теперь ассоциируется Древняя Греция. Это:
      греческая колонизация, распространившаяся фактически по всему побережью Черного моря и, отчасти, Средиземного;
      греческий полис;
      греческая демократия.


В VIII в. до н.э. начинается процесс все большей социальной дифференциации, сопровождающийся выделением аристократии и стремлением последней взять в свои руки контроль над рядовыми членами общины. Процесс этот достигает максимального накала в VII в. до н.э.

Для древнегреческих государств, и прежде всего для Афин, было характерно наличие ряда обстоятельств, которые облегчали народу сопротивление растущим притязаниям знати на господство:


технический прогресс в военном деле;
в силу особенностей исторического развития в Греции не было создано экономических институтов, опираясь на которые можно было бы эксплуатировать крестьянство, таким образом, непрочность господства знати;
наличие особого менталитета, этики, имеющей выраженный агональный характер, т.е. всячески поощряющей стремления каждого гражданина быть первым во всем.

Формой организации жизни древних греков был полис


Полис располагался на небольшой территории, включающей в себя город и сельскую округу, одновременно являясь и го­сударством, и формой организации общества (гражданской общиной).
Полис обладал правом верховной собственности на землю, собственником земли мог быть только полноправный гражданин (античная форма собственности). Кроме права на землю, гражданин полиса обладал правом на участие в политической жизни и на защиту своего государства.
Так как полис занимал небольшую территорию, избыточное население выводилось из него в процессе колонизации.


Изначально полис был лишь особой формой общины, члены которой – граждане и главы патриархальных семей – выступали в качестве экономически самостоятельных единиц.
Основными функциями полиса первоначально были защита населения от притеснений соседей, регулирование внутренних отношений.

Становление древнегреческой демократии


Начало этому процессу положили реформы Солона (594 г. до н.э.), основным содержанием которых было:
отмена долгового рабства;
введение имущественного ценза как основы при распределении политических прав и обязанностей.

Реформы Эфиальта и Перикла (сер. V в. до н.э.)


упрощение структуры выборных органов, среди которых на первое место окончательно выходит народное собрание; между созывами народного собрания продолжает действовать выборный Совет пятисот, контролируя также исполнения решений общего собрания; продолжает действовать гелиэя – высший судебный орган;
право быть избранным на любую государственную должность (за исключением стратега) получили все полноправные граждане;
введение платы за исполнение выборных должностей, следствием чего стал рост политической активности малоимущих масс и повышение значения народного собрания и гелиэи;
формирование основных начал демократического устройства общества:
    выборность;
    срочность;
    возмездность (кроме стратегов);
    подотчетность;
    коллегиальность;
    отсутствие иерархии (кроме военных должностей).

В результате все гражданское общество было поделено на 4 основных разряда


пятисотмедимники- добровольно несут литургии;
трехсотмедимники (всадники) – обязаны за свой счет приобрести вооружение всадника и боевого коня и, в случае военных действий, воевать в составе конницы.
Две вышеназванные категории обладают полным объемом политических прав
двухсотмедимники (зевгиты – тяжеловооруженная пехота).
Ограничение их прав в сравнении с вышеназванными категориями заключалось в том, что они не могли быть избраны архонтами;
те, чей годовой доход составляет менее 200 медимнов зерна (феты – легковооруженные войны).
Их политические права ограничены, главным образом, активным избирательным правом и правом участия в гелиэе

Реформы Клисфена (509 г. до н.э.)


Окончательная ликвидация остатков родового строя,
Все государство было поделено на 10 фил, в каждой из которых – по 3 тритии (городская, прибрежная и земледельческая).
Формирование выборных органов отныне происходило равномерным выдвижением каждой филы установленного количества членов.
Важной частью составной жизни Афин становится процедура остракизма

Афинская армия


Формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет.
Подлежащие мобилизации возрасты определялись народным собранием.
Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определенное число всадников.
В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на границах.
Со второй половины V в. до н.э. для охраны государственных границ стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они стали использоваться и в военных действиях.
К IV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники.
Полицейские функции осуществляли рабы — токсоты (около 200 человек). Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте противоречий между враждующими группировками господствующего класса, не доверявшими друг другу

Особенности полиса


Для своего времени полис может считаться наиболее совершенной формой политической организации господствующего класса. Его преимущества в этом отношении базируются на:
широкой возможности для развития частного рабовладельческого хозяйства;
гарантии всем полноправным членам полиса неприкосновенности личности и имущества, определенного минимума политических прав;
военно-политическом союзе свободных собственников, направленном против всех порабощенных и эксплуатируемых, что выражалось,
      во-первых, в удержании в повиновении уже имеющихся рабов;
      во-вторых, в организации новой военной агрессии против варварского мира с целью пополнения рабовладельческих хозяйств рабочей силой.

Кризис древнегреческого полиса (IV в. до н.э.)


Наиболее симптоматичное проявление - уклонение состоятельных граждан от выполнения литургий.

К числу прочих проявлений кризиса следует отнести:


ослабление традиционной связи между принадлежностью к гражданскому коллективу и земельной собственностью. Возрастание значения, наряду с «видимой» (недвижимой) собственностью, «невидимой» (денежной) собственности. Рост числа обездоленных;
распространение сдачи земли в аренду, в результате чего земледелие перестает быть исключительным занятием граждан и все более становится сферой деятельности лиц, не имевших гражданства;
с конца V в. до н.э. начинается практика дарования, в виде привилегий за заслуги перед государством, отдельным лицам и группам прав владения домом и землей на территории полиса, в исключительных случаях – даже гражданских прав;
изменение отношения к военной службе: вместо народного ополчения – появление отрядов наемников, проблема оплаты которых во многом определяет внешнюю политику государства, ее большую агрессивность («война должна кормить себя сама!»);
оплата должностных лиц во многом изменяет отношение к выполняемым обязанностям;
люмпенизация населения; появление профессиональных доносчиков: «считаться богатым опаснее, чем совершить преступление». Складывающуюся ситуацию Аристотель уподобил «дырявой бочке»: «народ принимает подачки и снова нуждается в них»;
нарастание политического индифферентизма;
увеличение экономического могущества лиц, не имеющих гражданства.

Римская цивилизация


Преемницей древнегреческой цивилизации стала цивилизация Рима.
Римляне подарили человечеству право, созда­ли разветвленную систему правовых норм, юриспруденцию как науку о праве.
Вторым наиболее развитым элементом рим­ской культуры была риторика — искусство красноречия. Владение ораторским искусством открывало доступ к государственным должностям, обеспечивало авторитет в обществе, гарантировало социальный престиж.

Возникновение государства в Древнем Риме


Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр.
Объединение путем войн трех племен - древних латин, сабин и этрусков - привело к образованию в Риме общины (civitas).
Члены старейших римских родов назывались патрициями.


Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.
С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи.
    К ним переходят, лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины.
    Они получают и большую долю военной добычи.

    Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Особенности древнеримской общины


В общину входило
    300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.

    Народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Возникновение государства


Историческая традиция связывает закрепление этот процесс с победами плебеев и реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия


Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек.
    обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д.

    Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.
    Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии— сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты.
    Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.
В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы.
В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его.


Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых.
В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями.
Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

Этапы борьбы плебеев за права


В этой борьбе можно выделить два основных этапа.
1-й этап:
В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.
Издание в 451—450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах — само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап ( IV в. до н.э.)


плебеи добились права на занятие государственных должностей.
    В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.
    В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду.
    Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия


по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

Особенности античных цивилизаций:


полисный характер цивилизации (полис и город-государство, и гражданская община);
основа экономики — главным образом сельское хозяйство, но в то же время достаточно высокий уровень раз­вития ремесла;
античная форма земельной собственности — одновременно и государственная, и частная (собственником земли мог быть только полноправный гражданин);
гражданская община, приоритет общественных целей, идея гражданского долга;
право граждан на участие в политической жизни;
основными производителями материальных благ являлись рабы, полностью лишенные естественных гражданских и имущественных прав (раб — «говорящее орудие труда»);
высочайший уровень развития культуры.



написать администратору сайта