Главная страница

Шпора история. Древняя Русь, или Древнерусское государство (иногда его называют Киевской Русью), хронологически охватывает период примерно в 300 лет с середины ix в и до 1132 г


Скачать 31.48 Kb.
НазваниеДревняя Русь, или Древнерусское государство (иногда его называют Киевской Русью), хронологически охватывает период примерно в 300 лет с середины ix в и до 1132 г
Дата18.04.2023
Размер31.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШпора история.docx
ТипДокументы
#1071015

1
Древняя Русь, или Древнерусское государство (иногда его называют Киевской Русью), хронологически охватывает период примерно в 300 лет — с середины IX в. и до 1132 г. Это государство обычно называется феодальным (иногда раннефеодальным). Справедливо поставить вопрос, что такое феодализм. Только ответив на него, можно выяснить и понять социально-экономическую природу политической структуры восточнославянского общества в IX-XI вв.
Феодализм имеет много конкретно-исторических, региональных разновидностей и стадиальных особенностей. Основными при этом являются две черты, которые характеризуют производственные отношения данного общественного строя. Это, во-первых, монополия господствующего класса на земельную собственность, историческое своеобразие которой заключалось в том, что она включала в себя (в той или иной юридической форме) и непосредственного производителя — земледельца (крестьянина). Во-вторых, формой экономической реализации этой собственности было наличие у непосредственного производителя самостоятельного хозяйства, земля которого принадлежала крупному собственнику (государству или господину).
Необходимым условием реализации феодального права на землю было внеэкономическое принуждение (которое могло варьироваться от крепостной зависимости до простого сословного неравноправия). Присвоение феодалами труда крестьян происходило в виде земельной ренты в пользу собственника, которая имела три формы: отработочную (барщина), продуктовую (натуральный оброк) и денежную (денежный оброк).
Феодальная собственность на землю имела сословный характер и определяла иерархическую структуру господствующего класса. Она, как правило, обуславливалась несением более мелкими феодалами (вассалами) определенной службы в пользу более крупных феодалов (сеньоров) в силу наличия между ними отношений личной зависимости.
Начало политической истории. Очевидно, что условия сложения ранних политических общностей восточного славянства создавались еще до IX в. Во всяком случае летопись упоминает трех братьев (Кия, Щека и Хорива), которые, якобы, возглавляли племя полян и остались в памяти потомства как первые князья в Киеве.
Дальнейшая политическая история Древней Руси, начиная с середины IX в., излагается в легендарной части «Повести временных лет», наиболее древней из сохранившихся русских летописей, следующим образом. Вначале славянские племена были данниками других народов: хазары брали дань с полян, северян, вятичей; а варяги «из заморья» — с чуди, со словен (новгородских славян), с мери, кривичей. Новгородские племена изгнали варягов «за море» и попытались «сами в собе володети», но начались между ними усобицы. Тогда порешили они между собой: «Поищем собе князя, иже бы [который бы] володел нами и судил по праву».
Далее излагается легендарная история призвания Рюрика с дружиной: «И идоша за море к варягом, к руси» и сказали им от имени чуди, словен, кривичей и веси: «Земля наша велика и обильна, а наряда [власти] в ней нет. Да поидете княжить и володети нами». Если верить этой легенде, то здесь четко указываются племена якобы участвовавшие «в призвании» варягов: финно-угорские (чудь и весь) и славянские — словени (славяне области Новгорода) и кривичи (верховья Волги).
И были призваны, — продолжает рассказ древнерусская летопись под 862 г., — три брата «с роды своими». Они «пояша по собе всю русь [взяли с собой всю русь] и придоша»: старший, Рюрик, сел в Новгороде; другой, Синеус, — на Белоозере; а третий, Трувор, — в Изборске. Далее летопись сообщает, что после смерти Синеуса и Трувора (якобы через два года после призвания) Рюрик как старший в роде овладел всей властью и стал раздавать «мужем своим» (дружинникам) города. Автор летописи подчеркивает, что варяги в этих городах — «суть находници» (то есть пришельцы).
По просьбе своих дружинников Аскольда и Дира Рюрик якобы отпустил их в Царьград (Константинополь). По пути Аскольд и Дир утвердились в Киеве и «начаста [начали] владети польскою землею [землею полян]». Рюрик же в это время продолжал княжить в Новгороде.
Ничего странного в сообщении о призвании варягов на Русь нет. IX в. был вообще временем необычайной активности варяжской экспансии в Восточной, Центральной и Западной Европе. Они завоевали Ирландию (820), Исландию (874), Нормандию (911) и др. По свидетельству ряда источников, до середины IX в. термин «русы» понимался как этносоциальный с доминирующим этническим значением обозначения скандинавов. Не случайно в IX в. слово «русь» всегда относилось исключительно к людям скандинавского происхождения. Однако постепенно этнонимом «русь», «рос» (Rusios, Rhos) стали называть восточных славян и их землю.
Итак, по сообщению древнейшей летописи, варяги (скандинавы) принимали достаточно активное участие в ранней древнерусской социально-политической истории. Они брали дань с части восточнославянских племен еще до создания Древнерусского государства. При этом обращает на себя внимание то, что первое политическое объединение ряда славянских племен происходило не в южных, как обычно считается, а в северных областях Восточной Европы (в районе расселения чуди, словен, кривичей и веси) с центром в Новгороде. Варягами была создана надплеменная территориально-политическая структура, которая в дальнейшем включила в себя Поднепровье и постепенно перерастала в раннефеодальное государственное образование. В дальнейшем по мере освоения пути «из варяг в греки» центр этого объединения переносится в Среднее Поднепровье, и Киев становится его политическим центром.
Для первых веков эволюции политической структуры Древней Руси характерно наличие лишь отдельных элементов феодального землевладения по сравнению с широким развитием торговых операций на пути «из варяг в греки». На Руси, по крайней мере до середины XI в. включительно, княжеские пожалования составляли не земельные угодья, а часть доходов с определенной территории — дань и повинности населения (развитие промыслов и изделий различных ремесел). Обращает на себя внимание то, что в древнейших редакциях «Русской Правды» практически нет материала по земледельческому населению, он начинает появляться только в более позднейших частях памятника, преимущественно в статьях, составленных при сыновьях Ярослава Мудрого — «Ярославичах».
Основной задачей княжеской власти в ранний период было вершение суда, сбор дани (полюдье) и отправление торговых караванов в Царьград (Константинополь). Красочное описание полюдья на Руси и организации княжеской торговли содержится в известном трактате византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении государством» (середина X в.): «Зимний… образ жизни… руссов таков. Когда наступит ноябрь..., князья их тотчас выходят со всеми русами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой объезд,… в славянские земли вервианов [древлян], другувитов [дреговичей], кривичей, севериев [северян] и остальных славян, платящих дань русам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле…, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают однодеревки [суда]..., снаряжаются и отправляются в Романию [Византию]».
Постепенно варяги завладели всеми главными водными путями, ведущими к Черному морю, и основали на них опорные базы — крепости (в своих сагах варяги называли Восточную Европу «Гардарик» — страной городов). Из этих военно-административных пунктов они собирали дань со славян, угро-финнов и литовцев в виде товаров, имевших наибольший спрос в Византии и арабском мире: рабов, мехов, воска, меда.
Державная власть над городами-крепостями и окрестными землями принадлежала, по-видимому, династии, ведущей свое происхождение от легендарного варяжского конунга (князя) Рюрика. Ее глава, великий князь, правил в Киеве, а сыновья его, родичи и главные дружинники сидели в других городах, переходя с места на место, то есть прочно не оседая на землю. Эта династия, установившая власть над восточными славянами, в дальнейшем по имени легендарного Рюрика получила название династии Рюриковичей, а созданное ею политическое сообщество — державой Рюриковичей (ее нередко называют Киевской Русью или Древнерусским государством).
Таким образом, если в Западной Европе варяги (норманны) быстро осели и слились с местной земледельческой знатью, то на Руси они, судя по всему, создали военно-политическое объединение ряда славянских племен с преимущественно торговым характером экономики. Не случайно в важнейшем законодательном документе того времени «Русской Правде» (XI в.) много статей посвящено организации внутридружинных отношений, положению и правам членов княжеской дружины, а также торговле. Норманны, несомненно, активизировали процесс складывания государственности на Руси, как и во многих странах Западной Европы. Но вместе с тем скандинавы пришли на славянскую почву, еще недостаточно подготовленную к государственному развитию, еще не вышедшую из рамок военной демократии.
Первые русские князья. О племенных старейшинах, князьях «дорюрикова периода» мы можем только догадываться. Первым исторически реальным русским князем считается Рюрик. Но и о нем говорить очень трудно, так как в источниках он отражается лишь в весьма туманных, легендарных и чаще всего спорных упоминаниях. Во всяком случае, по мнению раннего древнерусского летописца, правил он не в Киеве, а в Новгороде, который, несомненно, и является первым, наиболее древним центром Древней Руси. После смерти Рюрика (ок. 879 г.?) его сын Ингвар (Игорь) был, по утверждению того же летописца, «детеск вельми» (то есть весьма мал), и поэтому, считает летописец, власть в Новгороде перешла к варягу из близкого окружения князя — Олегу (Helgi).
Олег организовал поход по пути «из варяг в греки» (из Новгорода по речке Ловать и далее по Днепру), дошел до Киева и захватил там власть, предательски убив княживших там Аскольда и Дира (882). В последующие годы рядом новых походов он подчинил соседние славянские племена — древлян, северян и радимичей (северяне и радимичи платили до этого дань хазарам), воевал с хазарами, уличами и тиверцами.
Но наиболее крупное действие Олега — это победоносный (хотя и весьма спорный) поход на Византию в 907 г., последствием которого явился русско-византийский договор 911 г., по которому устанавливались: беспошлинная торговля, особое содержание русских купцов в Византии (предоставление им места для проживания в Константинополе, обеспечение их снастями, продуктами на обратный путь и т.д.).
Каких-либо документов о внутриполитической деятельности Олега, как и его предшественника Рюрика, не имеется, все сведения записаны через 200-250 лет и носят, как уже отмечено, легендарный, а часто и откровенно мифический характер.
Преемник Олега Игорь (912-945), якобы сын Рюрика, известен также несколькими политическими действиями: покорением древлян, которые после смерти Олега, видимо, прекратили уплату дани; походами на северян и радимичей; завершением подчинения уличей и тиверцев; началом борьбы с кочевыми племенами печенегов; двумя походами на Кавказ (до Баку и до Бердаа); борьбой с Византией (неудачный поход в 941 г. и поход 944 г., завершившийся новым мирным договором). В основном все эти действия Игоря очевидно были направлены на расширение территории своего господства в Восточной Европе и завоевание торговых путей.
После смерти Игоря, убитого восставшими против его господства древлянами, номинально киевским князем стал его сын Святослав (по-видимому, малолетний), но фактически власть сконцентрировалась в руках жены Игоря Ольги (ум. 969). Она впервые серьезно занялась внутренними делами на Руси: зафиксировала размер дани с подвластных Киеву племен и установила погосты — места ее сбора. В 957 г. Ольга посетила Константинополь (при императоре Константине Багрянородном), где приняла христианство. При ней Древняя Русь начала устанавливать контакты с западноевропейскими странами: одно из посольств было направлено к германскому императору Оттону I.
Активная деятельность ее сына Святослава охватывает вторую половину 60-х и начало 70-х гг. X в. Он показал себя деятельным военачальником, всю свою жизнь проведшим в военных походах с целью расширения подвластной ему территории. Святослав покорил вятичей (видимо, восставших после смерти Игоря), организовал походы в Среднее Поволжье (на Волжскую Булгарию), на Северный Кавказ (разгромил Хазарский каганат в 965 г.), совершил два похода на Балканы (в 968 г. взял Переяславец на Дунае и намеревался даже перевести туда свою столицу). Как видно, интересы Святослава, как, впрочем, и других русских князей того времени, сосредотачивались главным образом вокруг торговых путей.
В 70-е гг. X в. появляются первые признаки междоусобной борьбы за власть между князьями из дома «Рюрика». После смерти Святослава (972) его сын Ярополк, занявший великокняжеский стол, вступил в столкновение с братом Олегом, получившим в управление землю древлян. Оба брата погибли в ходе междоусобной борьбы, а на престоле оказался побочный сын Святослава (от ключницы Малуши) Владимир.
Древняя Русь в конце X — первой половине XI в. Это период великого княжения двух наиболее известных древнерусских князей — Владимира I Святославича и Ярослава Владимировича («Мудрого»).
35-летнее княжение в Киеве Владимира Святославича (980-1015) явилось расцветом державы Рюриковичей. и оставило знаменательный след. Это был наивысший этап политического развития Древней Руси.
После смерти Святослава многие племена, по-видимому, вновь отказались подчиняться власти Киева. Владимиру пришлось совершить несколько походов в различные славянские земли для восстановления былого «единства» Древней Руси. Попутно шло и расширение ее границ.
Военными походами были заняты несколько первых лет княжения Владимира: на дулебов и волынян (бужан), на червенские города (Польша) и литовское племя ятвягов, на вятичей, радимичей, хорватов. Их результатом было укрепление связей между отдельными частями Древней Руси: Владимир везде заменял местных князей своими ставленниками — «посадниками».
Одной из важнейших задач киевских князей того времени была борьба против печенегов. Печенежские кочевья появились в южных степях в начале X в. Первые сведения о столкновениях их с русами относятся ко временам княжения Игоря, начало систематических столкновений — к середине века, широкое наступление на Русь — к концу X столетия. В постоянной опасности находился Киев. Всего день пути отделял его от печенегов, а их кочевья были раскинуты на месяц конного пути. С большим трудом княжеские дружины отбивались от наступления печенегов.
Владимир построил цепочку крепостей, создал оборонительные рубежи на границах Руси с печенегами по рекам Десне (Чернигов, Новгород-Северский), Остеру, Трубежу (Переяславль), Суле, Стугне (Василев) и др.
Но самым крупным и важнейшим по своим последствиям действием Владимира было принятие ок. 988 г. единой религии — христианства. Инициаторами выступили русы (варяги), а местное славянское население долго сопротивлялось этому. Язычество не желало уступать свои позиции. Крупные антихристианские выступления происходили в 1024 г. в Суздальской земле, в 1071 г. в Ростовской земле и Новгороде. Их руководителями чаще всего выступали местные волхвы.
После смерти Владимира (1015) снова вспыхивает княжеская междоусобица, начинают проявляться центробежные тенденции в державе Рюриковичей. Святополк (сын Ярополка или Владимира от вдовы Ярополка), ставший киевским князем, убивает своих братьев: древлянского князя Святослава, ростовского князя Бориса и муромского князя Глеба. В ходе последующей братоубийственной борьбы (наиболее крупные битвы: под Любечем в 1015 г. и на р. Альте в 1019 г.) Святополк погибает, а киевский княжеский стол оказывается в руках Ярослава Мудрого (1019-1054).
Вскоре после вокняжения Ярослава его племянник Брячислав Изяславич Полоцкий фактически перестал подчиняться великому князю и начал войну против Киева (1021-1024), которая приводит к обособлению Полоцкого княжества. Брат Ярослава тмутараканский князь Мстислав Владимирович также поднимается на борьбу против Киева, в ходе которой одерживает победу в решающей битве под Лиственом (1024) и через два года (в 1026 г.) добивается полной независимости от Киева, «отхватив» при этом почти половину территории — все Левобережье Днепра. Лишь через 10 лет (после смерти Мстислава в 1036 г.) Ярославу удалось восстановить относительное единство Руси, но для поддержания этого единства в том же году пришлось посадить в тюрьму другого брата, Судислава псковского (находился в темнице 23 года — до 1059 г.). Таким образом, при Ярославе (во всяком случае в первую половину его княжения, до 1036 г.) единой территории Киевской державы уже не существовало; в лучшем случае ее можно называть конфедерацией русских земель, но отнюдь не единым политическим образованием.
Нельзя не обратить внимания на то, что Ярослав Мудрый прилагал лихорадочные усилия для сохранения единства страны. В этом отношении особенно показательно его внимание к вопросам идеологии. Он поднимает значение христианской религии. При нем возводятся изумительный по красоте храм Святой Софии в Киеве, величественный Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковные сооружения в других городах. В стране возникают монастыри, которые становятся центрами духовной культуры и просвещения. В монастырских библиотеках концентрируются уникальные собрания религиозной и светской литературы.
В 1037 г. на Руси учреждается митрополия, во главе которой был поставлен греческий священнослужитель Феопемпт. В 1051 г. Ярослав делает попытку вывести русскую церковь из-под идеологического влияния и контроля Византии и назначает митрополитом русского священника Илариона, автора глубокого по содержанию философско-публицистического трактата «Слово о законе и благодати».
Не желая ни в чем уступать Константинополю, Ярослав украшает столицу так называемыми Золотыми воротами, подобными константинопольским. Он стремится укрепить династические связи с королевскими домами Швеции, Норвегии, Франции, Германии, Венгрии, Польши и Византии.
Вместе с тем характерно, что князья в X и первой половины XI в. еще не стремились к обладанию земельной собственностью, а термин боярин впервые появляется не ранее второй половины XI в. До середины XI в. борьба на Руси шла исключительно за политическую власть, но отнюдь не за землю как таковую. Феодального землевладения как основы производственных отношений еще не существовало. Князья заинтересованы во владении наиболее важными в стратегическом отношении областями. При этом они не «привязывают» себя к определенной территории, они «бродят» по восточнославянским племенным центрам.
Об этом очень четко говорит так называемый лествичный принцип (порядок) престолонаследия. Он состоял в следующем: после смерти великого князя наследником становился не сын его, а следующий по старшинству рождения брат; когда прекращалось поколение братьев, престол наследовал сын того старшего брата, который имел ранее титул великого князя; после его смерти и смерти его братьев власть переходила к следующему поколению и т.д. Все те князья, которые по лествичному принципу престолонаследия потеряли право на занятие великого киевского княжеского стола (то есть князья, отцы которых не успели при жизни получить великое княжение), становились изгоями, выбывали из порядка наследников.
Важным свидетельством государственности при Ярославле стало создание «Русской правды» — первого в отечественной истории свода законов. Начальные статьи этого свода («Правда Ярослава») были посвящены регулированию (точнее, ограничению) кровной мести и мерам по защите личности и имущества, причем уже в этой древнейшей части четко прослеживается социальное расслоение общества. Позднее свод законов дополнялся при сыновьях Ярослава («Правда Ярославичей») и особенно во время княжения Владимира Мономаха, когда появился «Устав Владимира Всеволодовича». «Русская правда» известна в трех редакциях — Краткой, Пространной и Сокращенной. Она широко применялась в судебной практике плоть до XV в. Этот уникальный документ Древней Руси дает ценнейшую информацию о социальной структуре общества, эволюции правовых представлений в XI-XII вв., процессе судопроизводства, экономическом развитии, и, наряду с летописями, является важнейшим источником по истории Древней Руси.
Обострение социально-политических противоречий. По завещанию Ярослава Мудрого Русская земля была поделена между его сыновьями следующим образом: Киев получил старший из живых (к моменту смерти Ярослава) Изяслав, Чернигов достался Святославу, Всеволод получил княжение в Переяславле, младшие сыновья Вячеслав и Игорь владели соответственно Смоленской и Владимиро-Волынской землями.
Великокняжеский стол один за другим занимали старшие сыновья Ярослава: Изяслав (1054-1073), Святослав (1073-1076), Всеволод (1076), вновь Изяслав (1076-1078) и вновь Всеволод (1078-1093).
После очень неустойчивого политического «равновесия» и мира в первые десять лет правления Изяслава с 1064 г. начинается период ожесточенной междоусобной борьбы, который с небольшими перерывами продолжается до окончательного развала «единой» державы Рюриковичей в 30-50-е гг. XII в. Борьбу начинает племянник Ярославичей князь-изгой Ростислав Владимирович. В 1064 г. он изгоняет из Тмутаракани своего двоюродного брата Глеба Святославича (сына Святослава Ярославича). Ярославичи заступаются за Глеба и начинается война, в ходе которой в 1067 г. Ростислав умер (возможно, как предполагают, был отравлен).
Одновременно в 1065 г. возникает война с полоцким князем Всеславом Брячиславичем (двоюродным племянником Ярославичей). Всеслав терпит поражение (1067) и оказывается в плену (заключен в киевскую тюрьму), но вскоре (во время восстания киевских горожан в 1068 г.) народ провозглашает его своим князем. При приближении дружины великого киевского князя Изяслава, поддержанного поляками, Всеслав уходит в Полоцк и почти полностью разрывает связи с Киевом.
Восстание киевлян в 1068 г., несомненно, носит на себе отпечаток внутрисоциальной борьбы. Она еще не ярко выражена, социальные противоречия, видимо, только начинают ощущаться, но они уже есть. Поводом к началу восстания послужило поражение Ярославичей в битве с половцами на р. Альте и последующий отказ великого князя Изяслава подчиниться решению киевского веча: выдать народу оружие для подготовки к защите города от кочевников. Видимо, киевский князь не без основания боялся собственного народа больше, чем половецкого нашествия.
Вслед за Киевом народные восстания в конце 60-х и начале 70-х гг. XI в. произошли в Ростово-Суздальской земле и Новгороде. Идеология восставших еще очень нечетко выражена, но несомненно, что своим знаменем народ избрал язычество.
Одновременно в 70-е гг. происходит новый взрыв междукняжеской борьбы. В ходе нарастания амбициозных противоречий между членами княжеской семьи распадается союз трех Ярославичей. В 1072 г. они в последний раз собираются вместе в Вышгороде (недалеко от Киева) по случаю перенесения мощей канонизированных князей Бориса и Глеба. На этой встрече, скорее всего, составляется и «Правда Ярославичей», одна из важнейших частей «Русской Правды».
Сразу же после съезда 1072 г. начинается борьба между самими Ярославичами. Святослав (видимо, при содействии Всеволода) изгоняет своего старшего брата Изяслава из Киева и занимает княжеский стол. После смерти Святослава в 1076 г. княжеский стол захватывает Всеволод, но вскоре он был вынужден возвратить его Изяславу.
После смерти Святослава, который фактически был великим князем, но формально не имел права занимать престол ранее смерти старшего брата Изяслава, в борьбу за власть вступают его сыновья. Их положение становится двусмысленным: с одной стороны, они дети великого князя и наследники власти, а с другой — формально превращаются в изгоев. Наибольшую активность в этой борьбе проявляет один из старших Святославичей, Олег (в дальнейшем получивший прозвище «Гориславич»).
Олег Святославич возглавляет выступление против своего дяди Всеволода, который был ранее князем переяславским, а после смерти Святослава и возвращения киевского великого княжения Изяславу занял «освободившийся» черниговский стол. Всеволод действует с учетом обычного права лествичного передвижения князей по городам (землям). Но Святославичи уже не признают этот древний принцип политического права. На основании завещания Ярослава Мудрого они рассматривают Чернигов как свой удел, свое родовое владение. Начинает побеждать идеология феодального землевладения.
К Святославичам присоединяется их двоюродный брат Борис Вячеславич, который после смерти своего отца Вячеслава Ярославича (1057) потерял принадлежащий тому (по завещанию Ярослава) Смоленск (в 1073 г. Смоленском овладел Всеволод Ярославич, который затем передал его своему сыну Владимиру Мономаху). Таким образом, с 70-х годов начинает вестись борьба за обладание конкретными землями.
В 1078 г. Олег и Роман Святославичи месте с Борисом Вячеславичем (фактически тоже изгоем) двинулись против Всеволода и изгнали его из Чернигова. На защиту интересов Всеволода выступил великий киевский князь Изяслав. Враждующие стороны в октябре 1078 г. встретились в битве на Нежатиной Ниве (около Чернигова), в ходе которой погиб великий князь Изяслав Ярославич.
Во второй половине XI в. в Древней Руси происходят важные социально-экономические изменения, активно идет процесс формирования феодальных отношений, углубляется социальное неравенство. На это очень четко указывает «Русская Правда». В это время на Руси уже существует княжеское, а частично и боярское землевладение. Борьба Святославичей за Чернигов является наглядным тому подтверждением. Развитие феодальной земельной собственности углубляет социальное расслоение общества.
Все население делилось на свободное, полусвободное и зависимое. К свободной части общества относились «мужи» (бояре и другие представители господствующих слоев), а также «люди» (простолюдины, члены древнеславянских общин). Полусвободная часть общества состояла из ряда категорий (смерды, рядовичи, закупы). Несвободное (зависимое) население было представлено широко развитым холопством и другими слоями, собирательно называемыми челядью и тиунами.
Хозяйство владельцев вотчин (князей, бояр) было натуральным и включало в свой состав пашни, луга, бортные и другие угодья. Население вотчины, судя по величине штрафа за убийство, делилось на три основные категории: 1) огнищане, подъездные, старшие («старые») конюхи; 2) ратайные и сельские старосты; 3) смерды, рядовичи, холопы. В обязанности огнищанина входило общее управление вотчиной, подъездной ведал сбором налогов, старый конюх (конюший) — княжескими лошадьми, старосты организовывали производство, тиуны (слуги) различных категорий выполняли отдельные поручения как по вопросам управления, так и по наблюдению за работой непосредственных производителей. Челядь обслуживала двор феодала, а смерды, рядовичи, закупы и другие группы были заняты на пашне, изготовлении ремесленных изделий, обслуживании различных угодий.
Таким образом, в XI в., особенно с его середины, военно-торговое политическое объединение славянских племен IX-X вв. трансформируется в раннефеодальное государство. Происходит это в условиях острой социально-политической борьбы.
Древняя Русь в конце XI — первой трети XII в. После смерти Изяслава Ярославича (1078) великокняжеский стол вновь (теперь уже на законных основаниях) переходит к Всеволоду Ярославичу. Княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) — это период дальнейшего обострения политических и социальных противоречий. Суть политической обстановки в период княжения Всеволода очень образно выражает автор «Повести временных лет»: «Когда он [Всеволод] княжил в Киеве,… горе было ему от племянников его, так как начали они ему досаждать, один желая одной волости, а тот другой; он же, чтобы замирить их, раздавал им волости».
Политические противоречия дополнялись социальными. В это время происходит перегруппировка в среде господствующих верхов. Старшая дружина (бояре, или «смысленые») постепенно становятся крупными земельными собственниками (вотчинниками) и тем самым выходят из повиновения киевского князя. Тот начинает ориентироваться на «младших» дружинников («уных»), которые, в свою очередь, пытались стать крупными собственниками. Все это создавало сложную картину приближения социального кризиса. Положение усугублялось внешней опасностью: половецким наступлением в 90-х гг. на русские земли.
В таких сложных условиях началось княжение племянника Всеволода Святополка Изяславича (1093-1113). Святополк II пытался проводить политику укрепления единства русских князей. С этой целью при нем было проведено три крупных княжеских съезда: в Любече (1097), в Витичеве (1100) и у Долобского озера (1103). Эти съезды принимали важные решения, которые не могли осуществиться в полном объеме. Единство Руси по-прежнему оставалось чисто внешним. Социальные противоречия заставили Святополка укреплять дружину, основную силу, на которую мог опереться киевский князь при решении сложных политических вопросов. Увеличение дружины за счет «уных» (слуг княжеского двора) поставило князя в определенном смысле в зависимость от них.
Как видно, князья и их дружины долгое время не «оседают», не заводят своих хозяйств. Они «лествично» передвигаются по княжениям (вместе с дружинами). Создание боярских вотчин происходит, очевидно, не ранее середины XI в. Первым признаком их появления служит включение в состав «Русской Правды» статей о защите феодальной земельной собственности. Такие статьи впервые начинают включаться в так называемую «Правду Ярославичей», созданную, скорее всего, в 1072 г. Именно в этой части «кодекса права» Древней Руси впервые появляются статьи об охране княжеской земельной собственности, о распространении норм феодального права на боярские хозяйства, о защите княжеской и боярской администрации, об усилении наказаний за посягательство на частную собственность.
В 1097 г. происходит знаменательное событие. В Любече (недалеко от Чернигова) собирается съезд русских князей, который принимает решение об установлении принципа «къжъдо [каждый князь] да держить отьчину свою», что на практике означало официальное разделение русских земель на наследственные и самостоятельные княжения. Постановление съезда в Любече — это по существу конец даже чисто внешнего политического единства Древней Руси. Хотя формально ее единство существовало еще три с лишним десятилетия, распад был окончательно предрешен уже в конце XI в.
Княжения Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава «Великого» (1125-1132) были завершающими годами истории единой Древней Руси. Героическими усилиями этих двух талантливых политиков удалось сохранить ее целостность, но только на период их жизни. После смерти Мстислава Владимировича держава Рюриковичей распалась, по образному выражению академика Б.А.Рыбакова, «как карточный домик». Правда, этот «домик» оказался достаточно прочным, процесс его распада занял не менее 20 лет и завершился в 1154 г. отпадением от Киева Владимиро-Суздальской земли.




написать администратору сайта