Две статуэтки плакальщиц из ГМИИ им. Пушкина. ДВЕ СТАТУЭТКИ ПЛАКАЛЬЩИЦ. Две статуэтки плакальщиц часть погребального сосуда
Скачать 107.24 Kb.
|
ДВЕ СТАТУЭТКИ ПЛАКАЛЬЩИЦ – ЧАСТЬ ПОГРЕБАЛЬНОГО СОСУДАиз собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. ПушкинаВремя создания: конец IV – начало III в. до н.э. Найдены при раскопках Канозской гробницы, на территории южной Италии. После окончания Великой Отечественной Войны из разрушенной Германии в ГМИИ им. Пушкина было перевезено множество экспонатов и их фрагментов, научные сотрудники музея, проделав огромную работу, соединили обугленные осколки керамики, кости и стекла и возродили памятники искусства. К «жертвам войны» относятся статуэтки плакальщиц, представленные на картинке, обломки которых в 1945 были перевезены из Государственного музея Берлина в Москву. В фондах ГМИИ им. Пушкина хранятся четыре похожих фигурки плакальщиц из Каноза, две из них представлены в постоянной экспозиции. Каждая из них представляет собой круглую скульптуру, размерами примерно 38×12×12 сантиметров, выполненную из глины с примесями слюды, обмазанную белым грунтом. Статуэтки также были расписаны, но следов краски не сохранилось. К слову о сохранности статуэток: обе склеены из фрагментов, пальцы левых рук, фрагменты одеяний и выступающие части ног утрачены, обмазка потёрта, вся поверхность фигурок в мелких повреждениях и местами покрыта остатками копоти. Статуэтки плакальщиц прикреплялись к стенкам погребального сосуда, который располагался в гробнице. Вместе с другими фигурками, включающими не только людей, но и мифических существ, таких как эроты или пегасы, они образовывали сложную композицию. Сама гробница так же украшалась скульптурами плакальщиц. Оплакивание умершего в древней Греции являлось частью погребального обряда, ведущего человека из мира живых в мир мёртвых. Отдельно стоящие фигурки можно отнести к тематической мелкой пластике, проводя параллель со статуэтками слуг и плакальщиков из гробниц древнего Египта. Плакальщицы не имеют никаких атрибутов богинь, одеты они в традиционные плащи и хитоны, волнистые волосы убраны назад, а свободные пряди лежат на плечах. Женщины опираются на одну ногу, но четкого переноса центра тяжести не ощущается, поскольку довольно упрощенные, геометричные, жесткие драпировки не передают форму тела. Руки первой скульптуры подняты вверх в молитвенный жест, напоминающий орант, другая касается правой рукой волос. Движения их скованы, тяготеют к движению действия. Особенно это заметно на статуэтке слева: плечо не приподнимается вслед за рукой, голова наклоняется, словно отдельно от шеи. Пропорции скульптур, в целом, реалистичны, но они имеют довольно большие головы, крупные, полные руки и шею, что может быть связано с тем, что руки и голова изготавливались отдельно. Тело скульптур полое внутри и изготавливалось либо путём отливки глиняной массы в форму, либо обмазыванием глиной форм, руки и голова цельные. На статуэтках виднеются швы между частями тела. Головы статуй склонены, взгляд их направлен вниз, возможно, на усопшего. Лица девушек решены обобщенно и мягко, они похожи между собой, имеют овальную форму с выделенным носом, складками век, губами. Глаза посажены не глубоко, по размерам они довольно крупные, также стоит отметить наличие объемной радужки глаз. Лица не выражают эмоций, траурный смысл не передан автором, уголки рта немного приподняты, словно в улыбке. Скорее всего, перед скульптором не стояло задачи изобразить печаль и траурный настрой, что связано, как с размерами и материалом скульптур, так и с их символическим, ритуальным предназначением. Место фигурок в общей композиции сосуда неизвестно, но все они статичны и тектоничны, центр их тяжести не выходит за пределы площади нижней поверхности. Они могли крепиться как перпендикулярно поверхности земли, так и под углом, но их пластическая композиция и расположение, вероятно, дополняли и продолжали форму сосуда. Характер исполнения, форма, композиция статуэток плакальщиц полностью соответствует области их применения. Они выполнены из того же материала, что и погребальный аскос, соразмерны ему, а живость поз, правильность пропорций и подробная детализация не столь важны в подобных культовых скульптурах. Список литературы:
Kari Dodson and Violaine Jeammet. Clay Statues from Canosa. , Les Carnets de l’ACoSt, 2014. URL: https://journals.openedition.org/acost/459 |