Главная страница

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция,. Эпопея Л. Н. Толстого Война и мир повествует о славных событиях прошлого, воссоздавая типичные черты эпохи начала xix века


Скачать 29.04 Kb.
НазваниеЭпопея Л. Н. Толстого Война и мир повествует о славных событиях прошлого, воссоздавая типичные черты эпохи начала xix века
Дата28.10.2021
Размер29.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, .docx
ТипОтчет
#257968

1.Замысел.
Эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» повествует о славных событиях прошлого, воссоздавая типичные черты эпохи начала XIX века. В центре изображения находится Отечественная война 1812 года, которая объединила население России в едином патриотическом порыве, заставила людей очиститься от всего наносного и случайного и со всей отчетливостью и остротой осознать вечные человеческие ценности. Отечественная война 1812 года помогла Андрею Болконскому и Пьеру Безухову обрести утраченный смысл жизни, забыть о своих личных проблемах и переживаниях. Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Теперь, когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами» мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных рабах героев-патриотов, готовых на смерть радиспасения отечества. В этих главных человеческих ценностях, в духе «простоты, добра и правды» видит Толстой «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью - борьбой за свободу отечества. Поэтому я думаю, что под словом «народ» Толстой понимал все патриотическое настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.

Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения «одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера», широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. «Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться», - сказал он смеясь». Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил. Однакопатриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

«Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если «решилась Расея», он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вкладывает огромные средства в формирование полка, который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

Огромную роль в окончательном уничтожении врага сыграло крестьянство, которое организовывало партизанские отряды, бесстрашно истребляющие наполеоновскую армию в тылу. Наиболее ярким и запоминающимся является образ Тихона Щербатого, который выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «мародерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Сосредоточив в этом герое типичные черты русского народного характера. Толстой показывает в романе и иной тип мужика в образе Платона Каратаева, с которым встретился Пьер Безухов во французском плену. Чем же поразил Пьера этот неприметный кругленький мужичок, сумевший возвратить ему веру в людей, добро, любовь, справедливость? Наверное, своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма. Эти качества резкоконтрастировали с высокомерием, эгоизмом и карьеризмом высшего петербургского света. Платон Каратаев так и остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».
Мы видим, что Толстой, рисуя контрастные образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, сосредоточил в каждом из них основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Там есть эпизод, когда человек двадцать худых, истомленных сапожников, которых обманул мастер, не спешат покинуть Москву. Откликнувшись на призывы графа Растопчина, они хотят записаться в московское ополчение, чтобы защищать древнюю столицу.

Истинному чувству любви к родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который вместо выполнения возложенной на него обязанности - вывезти из Москвы все ценное - волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась «красивая роль руководителя народного чувства». В то время, когда решалась судьба России, этот лжепатриот мечтал лишь о «героическом эффекте». Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий. Все эти люди «ловили рубли, кресты, чины», используя для своих корыстных целей даже такое бедствие, как война. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволяет широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне.

Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому,но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, рисующих кровь, смерть, страдания, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель - убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством, то есть война обнажает в людях их самые низменные инстинкты. Пьер во время Бородинского сражения с ужасом осознает, что многие из тех людей, которые с удивлением смотрят на его шляпу, обречены на раны и смерть.

2.Проблематика
Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л. Н. Толстого Война и мир.
Честь и достоинство главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве Л. Н. Толстого.

Проблема поиска смысла жизни. 

Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев) , Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.
Философская проблема.
Одна из философских проблем романа это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля кажущаяся, человексвободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.
Проблема настоящей жизни.

Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья .

Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на круги своя.
Проблема великого человека.

В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе главная сила, только в связис народом может проявиться настоящая, сильная личность.

Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.
Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе представителя народной войны полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.
Проблема истинного и ложного патриотизма.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые афишки, призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

3.Композиция
«Война и мир» — грандиозное эпическое полотно, часто сравниваемое с «Илиадой» Гомера, охватывающее широчайшую панораму России первой четверти XIX века, но обращенное при этом к проблемам современной писателю жизни 1860-х годов и поднимающее важнейшие нравственно-философские вопросы. Оно поражает своими размерами. В нем более пятисот героев, очень много событий, больших и малых, затрагивающих судьбыотдельных людей и целых народов. То, что обычно изображается в произведениях различных жанров. Толстой сумел слить в одно целое. 

Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейся на судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стремился Толстой. Необходимо было преодолеть разграничение частной и исторической жизни. Толстой показывает, что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сфера семейная или государственная, частная или историческая. Все это определило жанровое своеобразие произведения Толстого. В нем присутствуют черты двух основных эпических жанров — эпопеи и романа. 
Эпопея — самый крупный повествовательный жанр литературы, монументальная форма эпоса, изображающая события, в которых решаются судьбы нации, народа, страны. Эпопея отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния. Она охватывает большой период исторического времени. Эпопея возникает в фольклоре как героический эпос, опирающийся на предания и представления о жизни нации («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Калевала»). 

Роман — наиболее распространенный жанр эпической, повествовательной литературы, крупное произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, обычно большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии. Характерные свойства романа: разветвленный сюжет, система равнозначных персонажей, временная протяженность. Различают семейно-бытовые, социально-психологические, исторические, любовные, авантюрные и прочие виды романа. Но есть еще особая жанровая разновидность, весьма редко встречающаяся в литературе. Она получила название роман - эпопея. Это особая жанровая разновидность эпической литературы, сочетающая черты романа и эпопеи: изображение объективно-исторических событий (чаще героическогохарактера), связанных с судьбой целого народа в переломный момент, и повседневной жизни частного человека при огромной широте охвата проблем, масштабности, многогеройности и разветвленности сюжета. Именно к этой жанровой разновидности можно отнести произведение Толстого. 
Для «Войны и мира» как романа-эпопеи характерны следующие черты эпопеи: 1) изображение эпического события национально-исторического значения (война 1812 года, завершающаяся разгромом Наполеона); 2) ощущение эпической дистанции (историческая отдаленность событий 1805 и 1812 гг.); 3) отсутствие единого героя (здесь — это вся нация) 4) эпическая монументальность, статичность образов Наполеона и Кутузова. 

В романе-эпопее «Война и мир» выделяются следующие черты романа: 1) изображение личной судьбы отдельных героев, продолжающих жизненные искания в послевоенную эпоху; 2) постановка проблем, характерных для 60-х годов XIX века, когда создавался роман (проблема объединения нации, роли в этом дворянства и т.д.); 3) внимание к нескольким центральным персонажам (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова), истории которых составляют отдельные сюжетные линии; 4) изменчивость, «текучесть», неожиданность «героев пути». 
Сам автор помогает понять своеобразие его художественного замысла и построения произведения. «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, — пишет Толстой, — есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету». Толстой дал название этому «самобытному нравственному отношению» к предмету «Войны и мира» — «мысль народная». Эти слова определяют идейно-композиционный центр произведения и критерий оценки его основных героев. Крометого, «мысль народная» — это понятие, определяющее основные черты нации как единого целого, особенности русского национального характера. Наличием таких общенациональных черт проверяется человеческая ценность всех героев романа. Вот почему при кажущейся хаотичности изображаемых событий, многочисленности персонажей, представляющих самые разные слои и сферы жизни, наличии нескольких автономных сюжетных линий «Война и мир» обладает удивительным единством. Так формируется идейно-смысловой центр, который цементирует грандиозное сооружение романа-эпопеи. 
Хронологическая последовательность событий и структура всего произведения в целом такова. Первый том охватывает события 1805 года: сначала рассказывается о мирной жизни, а затем в центре внимания оказываются картины войны с Наполеоном в Европе, в которую втянута русская армия, участвующая в сражениях на стороне своих союзников — Австрии и Пруссии. В первом томе представляются все основные герои, которые проходят через все действие романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Мария Болконская, Николай Ростов, Соня, Борис Друбецкой, Элен Курагина, Долохов, Денисов и многие другие персонажи. Повествование строится на контрастах и сопоставлениях: здесь и уходящий екатерининский век (умирающий князь Безухов, отец Пьера; старый князь Николай Болконский, отец князя Андрея), и молодое поколение, только вступающее в жизнь (молодежь в доме Ростовых, Пьер Безухов). В сходных ситуациях оказываются разные группы персонажей, которые проявляют присущие им черты (например, ситуация приема гостей в салоне Шерер, на именинах у Ростовых, в доме Болконских). Такие сюжетно-образные параллели помогают автору показать все многообразие русской жизни довоенной поры. Военные сцены такжеизображены по принципу контраста: Кутузов — Александр 1 на поле Аустерлица; капитан Тушин — штабные офицеры в Шенграбенском сражении; князь Андрей — Жерков — Берг. Здесь же начинается контрастное противопоставление образов, проходящих через все действие эпопеи: Кутузов — Наполеон. Картины мирной и военной жизни постоянно чередуются, но судьбы основных романных героев (Андрея Болконского, Пьера, Наташи, княжны Марьи, Николая Ростова) еще только начинают определяться. Второй том представляет события 1806-1811 годов, связанные в основном со светской и политической жизнью русского общества накануне Отечественной войны. Предчувствие трагических катастроф поддерживается образом кометы, повисшей над Москвой. Исторические события этой части связаны с Тильзитским миром, подготовкой реформ в комиссии Сперанского. События в жизни основных героев тоже в большей мере связаны с мирной жизнью: возвращение из плена Андрея Болконского, его жизнь в имении и затем в Петербурге, разочарование в семейной жизни и вступление в масонскую ложу Пьера, первый бал Наташи Ростовой и история ее отношений с князем Андреем, охота и святки в Отрадном. 

Третий том целиком посвящен событиям 1812 года, а потому в центре внимания автора русские солдаты и ополченцы, картины сражений, партизанская война. Бородинское сражение представляет собой идейно-композиционный центр этого тома, к нему стянуты все сюжетные нити и здесь решаются судьбы главных героев — князя Андрея и Пьера. Так писатель реально демонстрирует, как неразрывно связаны исторические судьбы всей страны и каждого отдельного человека. 

Четвертый том связан с событиями конца 1812-1813 годов. Здесь изображается бегство из Москвы и разгром наполеоновских войск в России, много страниц посвящено партизанской войне. Нооткрывается этот том, как и первый, эпизодами салонной жизни, где происходит «борьба партий», что показывает неизменность жизни аристократии и отдаленность ее от общенародных интересов. Судьбы главных героев в этом томе также полны драматических событий: смерть князя Андрея, встреча Николая Ростова и княжны Марьи, знакомство в плену Пьера с Платоном Каратаевым, гибель Пети Ростова. 

Эпилог посвящен послевоенным событиям 1820 года: здесь рассказывается о семейной жизни Наташи и Пьера, Марии Болконской и Николая Ростова, линия жизни Андрея Болконского продолжается в его сыне Николеньке. Эпилог, а вместе с ним и все произведение, завешается историко-философскими размышлениями Толстого, в которых определяется общечеловеческий закон бесконечных взаимосвязей и взаимовлияний, определяющий исторические судьбы народов и отдельных людей. 

В художественной ткани романа-эпопеи он проецируется как своеобразный «лабиринт сцеплений» (название принадлежит Л.H. Толстому) — главный композиционный принцип, обеспечивающий единство и цельность произведения. Он проходит через все его уровни: от образных параллелей между отдельными персонажами (например, Пьер Безухов — Платон Каратаев) до соотносимых сцен и эпизодов. При этом меняется значимость обычных единиц повествования. Так, например, меняется роль эпизода. В традиционном романе эпизод представляет собой одно из звеньев в цепи событий, объединенных причинно-следственными связями. Будучи итогом предшествующих событий, он одновременно становится предпосылкой последующих. Сохраняя эту роль эпизода в автономных сюжетных линиях своего романа, Толстой наделяет его новым свойством. Эпизоды в «Войне и мире» скрепляются не только сюжетной, причинно-следственной связью, но и вступают в особую связь«сцеплений». Именно из бесконечных сцеплений состоит художественная ткань романа-эпопеи. Они скрепляют воедино эпизоды не только из разных частей, но даже из разных томов, эпизоды, в которых принимают участие совершенно разные действующие лица. Например, эпизод из первого тома, в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома — о встрече парламентера Александра 1 генерала Балашова с маршалом Мюратом. И таких эпизодов, объединенных не сюжетной, а иной связью, связью «сцеплений», в «Войне и мире» громадное количество. Благодаря им в единое целое соединяются столь разные величины, как судьба народа, решаемая в грозные годы военных испытаний, и судьбы отдельных героев, а также судьбы всего человечества, определяемые особой толстовской историко-философской концепцией.


написать администратору сайта