эстетичность товара. Эстетичность. Эстетичность комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком изделия в целом, его внешнего вида
Скачать 49.35 Kb.
|
Эстетичность — комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком изделия в целом, его внешнего вида. Менее эстетичное изделие утомляет человека, отвлекает его внимание от процесса труда, угнетает его психику. В результате ухудшается использование изделия во времени, повышается брак в работе, снижается его продуктивность. Эстетичность обусловливается рядом простых свойств, как, например, форма, гармония, композиция, стиль. Конструирование современных изделий должно вестись с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются к ним в связи с растущими запросами потребителей, желающих привнести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых и чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид Придание объекту модного, красивого внешнего вида, строгих лаконичных очертаний, подчеркнутого выделения вертикальной или горизонтальной компоновки, соблюдение эстетических пропорций и пр. обычно не только не противоречит предъявляемым к объекту техническим и эксплуатационным требованиям, а, наоборот, подчеркивает стремление создать наиболее рациональную и экономичную конструкцию. В основе эстетических требований лежат условия рациональной композиции изделия, важнейшими из которых являются: соответствие форм проектируемой конструкции ее служебному назначению и условиям ее будущей эксплуатации; гармоничное сочетание формы изделия и технологического содержания выполняемой им работы; выражение характерного для изделия его основного свойства (тяжеловесность, мощность, легкость, динамичность, быстроходность и пр.); соблюдение гармоничности размерных пропорций. Работы, связанные с эстетикой конструирования, ведут художники-конструкторы (дизайнеры) и скульпторы, которые совместно с конструкторами строят специальные модели (в натуральную величину или уменьшенные), используя разные материалы. Моделирование позволяет отработать компоновку, пропорции, цветовую гамму, удобство расположения органов управления. Рациональная архитектурная форма объекта, его композиционная стройность и выразительность цветового оформления, разумно сочетаясь с его техническими параметрами, обеспечивает те качества, которые требуют потребители. Эстетические свойства обеспечивают способность товара выражать в чувственно-воспринимаемых признаках красоту, художественную ценность. В восприятии людей эстетические свойства товара субъективны, поскольку человек воспринимает их соответственно индивидуальной потребительской культуре; в зависимости от исторических, национальных, возрастных особенностей, воспитания, религиозных взглядов, образа жизни. Эстетические свойства удовлетворяют прежде всего духовные потребности человека. Развитие и достаточно полное удовлетворение духовных и социальных потребностей положительно отражается на материальных потребностях человека, которые постепенно облагораживаются, становятся более рациональными и утонченными. Эстетические показатели используются для характеристики художественной ценности товара и подразделяются на показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения. Целостность композиции отражает рациональную взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и предполагает подчиненность главным элементам второстепенных. Для ряда непродовольственных товаров целостность композиции характеризуется организованностью объемно-пространственной структуры (выражает учет пропорций, масштабов, ритмичности, всех конструктивно-художественных средств композиции изделий), пластичностью (определяет выразительность объемной и элементной форм изделия), графической прорисованностью формы и элементов. → Совершенство производственного исполнения изделия определяется тщательностью покрытия и отделки поверхности, чистотой выполнения соединений деталей, а также информационных знаков, упаковки. →Дизайн – способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные, духовные потребности за счет их художественного конструирования. Например, красивая форма изделий должна совмещаться с удобством использования (эксплуатации). Размеры изделий в целом или их отдельных деталей должны обеспечивать гармоничность формы и функциональное назначение. Среди показателей внешнего вида, определяющих дизайн товаров, особое место занимает форма, которая обусловливает основные типы стилей в дизайне. Дизайн является составной частью определенной моды и (или) стиля товаров. Разработка дизайна товаров играет важную роль в проектировании направления моды и обеспечения определенного стиля. → Стиль – способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показателей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретной группы потребителей мироощущением. Стиль формируется в течение продолжительного времени под воздействием исторических, демографических, географических, национальных, корпоративных факторов. → Мода – способность внешнего вида товаров удовлетворять эстетические потребности, сформированные или сложившиеся в определенной социально-культурной среде на определенный, ограниченный период. Основополагающими признаками, характеризующими это свойство, являются единичные показатели внешнего вида: форма изделий в целом и (или) отдельных его частей (например, заостренная, округлая или квадратная форма носка обуви), цвет и (или) цветовая гамма (особенно это характерно для одежды, обуви – модный цвет сезона), состояние поверхности, в том числе деталей оформления (например, наличие рюшек на платьях, блузках, фурнитуры на обуви, мебели), наличие или отсутствие отдельных функциональных деталей (например, задника у обуви, у одежды – рукавов, поясов). Названные показатели моды обеспечиваются путем подбора наиболее пригодных видов сырья, материалов и разработки определенной конструкции. В отличие от стиля мода представляет собой временную общность формально-художественных средств, выражающих определенное мироощущение. В то же время при разработке моды учитывается определенный стиль. Мода распространяется, как правило, на наиболее подвижные элементы вещной среды и является следствием естественного стремления людей делать все более красивыми и удобными окружающие их предметы, используемые товары. Эстетическое восприятие моды субъективно и связано с ее направлением, характерным для конкретного исторического периода. Эстетические свойства готовых изделий комплексные и включают следующие четыре группы показателей: 1. Информационная выразительность изделия - это художественно-образное воплощение социальной и рыночно-значимой информации. Она проявляется в способности изделия своим внешним видом отражать культурные нормы и эстетические предпочтения, которые сложились в обществе, позволяет оценить соответствие внешней формы потребительской сути и назначению изделия, соответствие товара стилю и моде. Художественно-информационной выразительности достигают оригинальностью и образностью творческого замысла, стилевым соответствием, другими приемами и средствами художественного творчества. Итак, основными показателями информационной выразительности являются: • стилевое соответствие изделия - свидетельствует о том, насколько товар внешним видом отвечает требованиям и особенностям соответствующего стиля; • оригинальность - своеобразие формы, позволяет отразить новизну, индивидуальность и эксклюзивность товара и, таким образом, отличить его от других товаров, аналогичных по выполняемым функциям; • соответствие моде. Мода, в отличие от стиля - это временное доминирование определенных вкусов, идеалов, приемов и средств выражения сущности предметов. Основная причина изменения моды заключается в стремлении людей к обновлению. Больше всего мода влияет на такие товары как, например, одежда, обувь, аксессуары. 2. Рациональность формы - показывает, насколько удачно форма и конструктивное решение продукции отражают ее главное назначение, принцип действия, особенности изготовления. При этом очень важна связь изделий с их предметным окружением, поэтому формообразующие признаки должны соответствовать условиям использования изделия. Таким образом, показатели рациональности формы такие: • функционально-конструктивная рациональность - обнаруживает соответствие формы изделия его назначению, выполняемым им функциям, функциональным характеристикам, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и используемым материалам; • целесообразность формы - отражает соответствие формы изделия требованиям удобства пользователя, окружающей среде, условиям использования; • правдивость выражения - предполагает простоту и ясность понимания потребителем эстетического замысла дизайнера. Внешняя привлекательность формы товара должна правдиво отражать его технические возможности и назначение. 3. Целостность композиции - согласованность всех частей, объединенных общим замыслом и оформлением. Термин «композиция» в переводе с латинского (compositio) означает «увязка, составление частей в одно целое в определенном порядке». Итак, композиционная целостность изделия предусматривает подчинение различных признаков и стилевых характеристик одной общей идее. Основные характеристики, позволяющие оценить целостность композиции, такие: ♦ тектоничнисть - объединяет конструктивную основу изделия и его форму, про-является в зримом эстетическом отражении в форме товара характеристик конструкции и организации материалов, представляющих материальную структуру изделия. Полная тектоничнисть предусматривает ясное и понятное выражение отношений между внутренней структурой и внешней формой товара; ♦ организованность объемно-пространственной структуры - отображается взаимодействием всех элементов формы изделия между собой, подчинении второстепенных элементов главному, взаимосвязи изделия с пространством; ♦ пластичность - характеризует мягкость и красоту взаимных переходов и связей элементов, объемов, плоскостей и очертаний формы в изделии, плавность и гибкость элементов формы. Основными средствами создания пластичности формы изделия есть нюанс, плавные линии, свет и тень; ♦ цветовая гармония - важный эстетический показатель формирования конкурентоспособности товара. С учетом психофизиологического воздействия цвета на человека и ассоциаций, корорые различные цвета вызывают, дизайнер применяет в оформлении товаров те цвета и их сочетания, которые соответствуют назначению товара, делают его узнаваемым, удобным в использовании и эстетически привлекательным при зрительном восприятии. При этом учитывается колорит, декоративность, взаимосвязь цветовых сочетаний и использования декоративных особенностей материалов. Цвет также используется для корректировки формы: светлые цвета и оттенки зрительно увеличивают параметры объекта, но визуально уменьшают массу, а темные - наоборот, визуально уменьшают воспринимаемые параметры объекта при визуальном увеличении массы; ♦ масштабная и пропорциональная организованность; ♦ упорядоченность графических и изобразительных элементов. 4. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида - объединяет свойства, характеризующие эстетически удачный вид товара. совершенство производственного исполнения определяется по следующим показателям: • качество используемого сырья; • технология изготовления и тщательность отделки товара; • чистота выполнения операций, чистота исполнения контуров и соединений; • устойчивость декоративных и защитных покрытий, тщательность обработки поверхности; • четкость выполнения и правильность нанесения маркировочных данных и оформление сопроводительной документации, фирменных знаков; • качество применяемой упаковки. Указанные показатели регламентируют соответствующие нормативные документы, они - важные факторы формирования эстетической ценности товара, а также подтверждение высокого производственного исполнения любого товара. Эффективный способ обеспечения совершенства производственного исполнения изделий и стабильности их товарного вида составляет унификация и модульная координация комплекса элементов, из которых состоит изделие. |