Главная страница

2. Задание. Этика, эстетика, аксиология. Этика, эстетика, аксиология 1. Дайте определения понятиям Название Автор Перевод Определение Этика


Скачать 300.49 Kb.
НазваниеЭтика, эстетика, аксиология 1. Дайте определения понятиям Название Автор Перевод Определение Этика
Анкор2. Задание. Этика, эстетика, аксиология.pdf
Дата26.02.2021
Размер300.49 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла2. Задание. Этика, эстетика, аксиология.pdf
ТипГлава
#179869

ГЛАВА 3. ЭТИКА, ЭСТЕТИКА, АКСИОЛОГИЯ
№1. Дайте определения понятиям
Название Автор Перевод
Определение
Этика
Аристо
тель
(греч. ethiká, от
ethikós —
касающийся
нравственности,
выражающий
нравственные
убеждения, ethos —
привычка,
обыкновение, нрав)
философская дисциплина,
предметами исследования
которой являются
нравственность и мораль
Эстетика Алекса
ндр
Готлиб
Баумга
ртен
(от др.-греч.
αίσθάνομαι —
чувствовать;
αίσθητικός —
воспринимаемый
чувствами)
философское учение о
сущности и формах
прекрасного в
художественном творчестве,
в природе и в жизни, об
искусстве как особой форме
общественного сознания.
Аксиолог
ия
Карл
Роберт
Эдуард
фон
Гартм
ан
(др.-греч. ἀξία –
ценность, λόγος
– слово, учение)
учение о ценностях; наука,
предметом которой
являются вопросы,
связанные с исследованием
ценностей, связи их между
собой, с факторами
религиозного, социального,
культурного и
индивидуально-
личностного характера.

№2. Определите основные объекты этики, эстетики и
аксиологии.
Этика
Эстетика
Аксиология
1. природа нравственности и нравственной деятельности;
2. сущность морали как особого социального явления и формы общественного сознания, закономерности ее изменения;
3. роль нравственности и морали в жизни общества;
4. социальные механизмы формирования и трансформации моральных ценностей, моральных отношений, морального сознания, моральной ответственности;
5. нравственная культура поведения людей
1. Эстетическое и его действительность
2. его законы и нормы
3. его формы и типы
4. его отношение к искусству и природе
5. его происхождение
6. его роль в художественном творчестве и наслаждении
1. Ценности и их основания
2. Виды ценностей
3. Формы существования ценностей
4. Высшие человеческие ценности
5. Ценностные отношения
№3. Определите соотношение понятий: “мораль” и “этика”.

Определите этимологию данных понятий.
Этика — это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные. Мораль — признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни.
№4. Дайте определение высшим моральным ценностям.
Добро
бщее понятие морального сознания,
категория этики, характеризующая
положительные нравственные ценности.
Долг
этическая категория, обозначающая
нравственное обязательство,
вытекающее из требований морали.
Совесть понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.
Честь
Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
Достоинство
Осознание личностью своего обществ. значения, права на общества. уважение, основанное на признании обществом социальной ценности человека.
Нравственность моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.
Свобода
пособность человека действовать в
соответствии со своими интересами и
целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Любовь
глубоко позитивное чувство, направленное на самого себя, другую личность, человеческую общность, вещь или идею
Дружба
разновидность (наряду с товариществом и любовью) избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой.
Вера
принятие каких-либо положений без теоретических и практических доказательств; противостоит знанию.
Надежда
Положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения; философский, религиозный и культурный концепт, связанный с осмыслением состояния человека, переживающего этот эмоциональный процесс.
№5. Охарактеризуйте основные этические стратегии.
Назв ание
Назв ание
1.Око за око
(Талион)
2.Золотое правило этики
3. Теория золотой середины
4.Подставь щеку
5.Категорический императив

Авто р
Книги
Исхода
(Моисей)
Христиан
Томазий
Конфуци й
Иисус
Христос
И. Кант
Су щ
ность п
ри нц ипа это принцип, согласно которому лицо, причинив шее вред другому человеку, должно быть наказано в такой же степени потерпевш ей стороной общее эт ическое п
равило, которое можно сформули ровать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступай те с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступил и.
Современ ники понимаю т под золот
ой серед
иной взве шенный выбор без крайност ей
В основу принципа входит принцип ненасилия, не причинени я вреда всему живому. центральное понятие в этическом философском учении
Иммануила Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности.

Пр облемы р еал из ации
В современн ом мире реализация такого принципа невозможн а, по той причине, что наказание может не соответств овать преступле нию, а также такой принцип предполаг ает смертную казнь
Проблема заключае тся в том, что этому правилу подчиня ются немногие.
№6. Что такое этическая дилемма? Приведите примеры.
Это ситуация выбора, в которой кто-либо поставлен перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями, при которой выбор любой из них связан с нарушением тех или иных моральных предписаний.
Пример Социальный работник является матерью-одиночкой, ей позвонили из детского сада и сказали, что у ее ребенка высокая температура. В данный момент на рабочем месте нет начальника, и она просит свою коллегу «прикрыть» её. Начальник возвращается и не обнаруживает сотрудницы на рабочем месте, в таком случае он должен принять меры, которые повлекут за собой негативные для нее последствия (выговор, лишение премии). Оставить без наказания самовольную отлучку работника начальник не может, но из жалости решает
ограничиться предупреждением. «Доброжелатели» довели ситуацию до сведения вышестоящего руководства. Дилемма, стоящая перед руководством: как оценить деятельность начальника?
Пример Тяжело больной клиент каждый день мучается, испытывая страшные боли и хочет добровольно уйти из жизни, он звонит своему родственнику и просит принести лекарство, которое поможет ему уйти из жизни, но социальный работник случайно подслушал разговор, как ему поступить?
№7. Охарактеризуйте “Дилемму узника” и приведите
примеры ее реализации на практике.
Сотрудничать
Предать
Сотрудничать
C, C
c, D
Предать
D, c d, d
Каноническая матрица выигрышей
«Дилеммы заключённого»
Это ситуация, в которой у каждого из участников (для простоты двух) есть выбор: кооперировать с другим или нет. Свое название
«дилемма узника» получила потому, что хрестоматийный (для социологии) пример касается поведения двух заключенных (А и
В), поодиночке допрашиваемых прокурором.
Каждый заключенный осужден по незначительным преступлениям, но, кроме того, подозревается в более тяжком преступлении, совершенном совместно с другим заключенным. Решающим оказывается признание в присутствие прокурора. И заключенный
А, и заключенный В могут 1) признаться в совершении преступления, тем самым приведя доказательства вины также и напарника; 2) кооперировать с напарником, что в данном случае означает – не признаваться в преступлении, не выдавать ни себя, ни другого. Последствия таковы: если не признается ни один (оба кооперируют), то получают небольшой срок (например, 1 год).
Если признается один (например, А), то его в знак благодарности освободят, но его напарника (В) осудят на длительный срок (15 лет), «повесив» на него все преступление. Наконец, если признаются оба, то тяжкое преступление будет разделено между
ними, и они получат не 15, а, скажем, по 8 лет. Эти варианты представлены на схеме.
«Дилемма узника» имеет много реализаций как в биологическом, так и в политическом плане. Например, два государства могут заключить договор о разоружении. Если оба государства- партнера свято соблюдают договор (кооперируют друг с другом), они получают от этого пользу в виде гарантии мира, возможности не тратить средства на гонку вооружений и др. Но у каждого из государств-партнеров может возникнуть соблазн нарушить договор и втайне вооружаться. Если это удается, данное государство (скажем, А) получает сверх выгоду в виде могущества по отношению к другому государству (В), которое при этом многое теряет -- живет под угрозой нападения А и вынуждено принимать все его требования. Если, наконец, оба государства решат отказаться от договора о разоружении, то окажутся в положении, характерном для СССР и США в период
«холодной войны» – постоянная изматывающая гонка вооружений, непрекращающаяся военная угроза.
№8. Дайте сравнительную характеристику аксиологических
категорий.
Ценность
Стоимость
Цена
важность, значимость, польза, полезность чего- либо.
Внешне ценность выступ ает как свойство предмета или явления.
Сто́имость — экономическое явление, понятие которого имеет несколько разных определений. Стоимост
ь в экономической теории
— основа количественных соотношений при добровольном обмене товарами между собственниками. количество денег, в обмен на которые продавец готов передать
(продать) единицу товара.
По сути, цена являет ся коэффициентом обмена конкретного товара на деньги.

№9. Дайте определение понятия
Бесценное Очень дорогой, неоценимый.
Бесценные сокровища, чему нет цены; что выше всякой цены: неоцененный
№10. Что такое переоценка ценностей?
Пересмотр привычных представлений, взглядов, научных знаний.
Подобное явление зачастую сопровождается совершенствованием личностного облика, из которого устраняются нежелательные качества.
№11. Приведите примеры самых известных в истории
попыток переоценки ценностей.

Приоритет духовных
(моральных, эстетических) ценностей сменился материальными
(витальными, экономическими)

Личное благо доминирует над общественным;

Благо сводится к материальному достатку, удовольствию и комфорту;

Культ свободы и индивидуализма

Безобразное ценится наравне с прекрасным

№12. Приведите примеры религиозных, философских и
научных ценностей в различных сферах бытия.
Религия
Искусств
о
Философи
я
Наука

Чел
овек
Высшие
ценности –
это
ценности,
посредством
которых человек
приобщается
к
Богу, низшие –
такие,
которые
отвращают
человека от Бога.
Иначе посредством
высших ценностей
личность получает
возможность
трансценденции –
выхода за пределы
своего
частного
существования,
возвышения
над
ними,
а
ориентируясь
на
низшие, индивид
погрязает
в
обыденности
и
суете,
обрекает
себя на духовное
прозябание
в
потаканиях плоти.
Внутринаучные
или когнитивно-
методологически
е
ценности,
которые
призваны
выполнять
регулятивные
функции
и
определять выбор
теорий и методов,
а также способы
предположения,
объяснения
и
проверки гипотез,
оценивающие
основания
обоснований,
эмпирическую и
информативную
значимость
данных и пр.

Мир
морально-
психологическая
поддержка
страждущих,
успокоение
отчаявшихся,
смягчение
социальной
напряженности,
улаживание
этнических
и
национальных
конфликтов,
нейтрализация
общественных язв
и неурядиц,
миротворческая,
воспитание
морально-
нравственных
качеств
в
обществе,
материальная
поддержка
(милосердие,
благотворительнос
ть и т.д.)
Социокультурны
е ценности или
мировоззренческ
ие,
которые
обусловлены
социальной
и
культурно-
исторической
средой науки и
научных
сообществ, самих
исследователей.


О
тно
шени
я ми
ра
и чело
век
а
Религиозные
ценности
передавались
из
поколения
в
поколение
на
протяжении всей
истории
человечества;
однако
это
ценности, которые
были
объяснены
священными
книгами. В этом
смысле
они
представляют
собой
заранее
установленные
ценности,
унаследованные от
божественности.
внуртинаучные
ценности
формируют
основания
для
консолидации
научного
сообщества.
Важно понимать,
что
подобная
система
ценностей
примеряет
на
себя
влияние
внешних
по
отношению
к
науке
общекультурных
ценностей
определённого
общества.
Их
нужно
уметь
различать
с
субъективными,
отражающими
личностные
и
индивидуальные
предпочтения.

№13.
Проанализируйте
динамику
этико-эстетической
дихотомии в процессе развития Европейской цивилизации.
Формула
Описание и примеры.
Анти чность
Добро Красота
Зло Безобразие
Ср едневек овь е
Добро Красота
Зло Безобразие
Во зр ожд ение и
М
одер н
Добро Красота
Зло Безобразие

№14. Охарактеризуйте этико-эстетические проблемы в
религии, искусстве, философии и науке. (Полемика в
христианстве “Как изображать Христа на иконах?”, Запрет
на изображения Бога в исламе, деятельность Гюнтера фон
Хагенса)
№15. Охарактеризуйте принцип дизайна “Золотое сечение”
Пропорция, которую заметили еще древние египтяне. Чтобы её получить, нужно разделить линию на две части так, чтобы длинная часть соотносилась с короткой в такой же пропорции, как вся линия соотносится с длинной.
№16. Ответьте на вопрос: “Может ли зло быть красивым, а
добро безобразным?”
Да, вполне может.
№16.1. Что такое эстетический вкус?
Способность к восприятию и оценке эстетических свойств явлений и предметов, к различению прекрасного и безобразного.
№17.
Охарактеризуйте
позицию
русского
философа И. А. Ильина, озвученную им в работе «О
сопротивлении злу силою» (1925). Основная проблема книги определена Ильиным так: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в бога, приемлющий его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения».
Ответьте на поставленные вопросы.
Человек, стремящийся к нравственному совершенству вполне может сопротивляться злу силой, но только в тех случаях, где это необходимо.

Человек, верующий в бога, приемлющий его мироздание и своё место в мире, может не сопротивляться злу силой, но стоять в стороне при том, когда зло может причинить вред многим людям, нецелесообразно
№18. Л. Н. Толстой (1828—1910) ввел в русский язык понятие
“Непротивление злу насилием” в качестве одного из основных постулатов своего религиозно-философского, учения
(«толстовства»), к которому он пришел в 1880-е гг. Существо своего учения писатель изложил в работах «Исповедь» (1879—
1882) и «В чем моя вера?» (1884). Понятие «непротивление» исходит из известной евангельской заповеди (Евангелие от
Матфея, гл. 5, ст. 39): «...Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Определите ваше
отношение к проблеме.
В данных высказываниях говорится о том, что не стоит отвечать злу насилием, напротив нужно дать понять человеку, совершающему зло то, что его деяния неверны, что ему следует подумать о своих действиях. Иначе чем будет отличаться мстящий человек от злонамеренного. В каких-то случаях все-таки следует воздержаться от насилия, но все зависит от ситуации, от опасности себе и близким.
№19. Сравните основные концепции справедливости.
Воздаю щая
Распределител ьная
Меновая
Автор
Цицеро
н
Аристотель
Аристотель

Су
щно
сть
«Око за
око,
Зуб
за
зуб»
касается
социально
справедливог
о
распределени
я ресурсов
Меновая справедливость рег
улирует
процесс
обмена
благами между людьми или
группами
№20. Охарактеризуйте “теорию справедливости” (The Theory
of Justice, 1971) Джона Роулза.
Моральная теория, альтернатива утилитаризму, которая решает проблему распределительной справедливости (социально справедливое распределение благ в обществе).
№21. Что такое «эгалитарность»?
Концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными, социальными и гражданскими правами всех членов этого общества.
Библиографический список.
Основная литература
1. Гусейнов А.А. Философия – мысль и поступок: Статьи, доклады, лекции, интервью. – СПб.: СПБГУП, 2012. – 848 с.
2. Ивин И.А. Аксиология - М.: Высшая школа, М., 2006 - 390 с.
3. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000.-
434 с.
4. Кришталёва Л.Г.Философия и этика поступка (структура и значение поступка в различных культурно-исторических
обстоятельствах – опыт реконструкции) [Текст] / Л.Г.
Кришталёва; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН,
2010. – 123 с.
Рекомендуемая литература.
1. Гусейнов А.А. Мораль и политика: уроки Аристотеля //
Политическая этика: социокультурный контекст. Ведомости.
Вып. 24 / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н.Карнаухова.
Тюмень: НИИ ПЭ, 2004. –C.97-131. (272 с.)
2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики,
2000. — 472 с.
3. Польский Г. Об эстетике и формах смысла вербальных текстов// Коллаж. Выпуск 2. Отв. ред. В.А.Кругликов. 1999 –
C.28-40.
4.
Проблема зла и теодицеи: Материалы междунар. конф. Москва,
6–9 июня 2005 г. М., 2006. – 239 с.
5. Самохвалова В.И. К пониманию эстетики как науки в современном контексте // Ориентиры. Вып. 2. – М.: ИФ РАН,
2003 - С. 6-25.
6. Этика:
Энциклопедический словарь / Под общ.ред.
Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.


написать администратору сайта