ЭТНИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ. ЭТНИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ О. Этнические и религиозные противоречия в современном российском обществе
Скачать 25.92 Kb.
|
ЭТНИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Этнические и религиозные противоречия – проблема, существующая с давних пор и подогреваемая различными политическими и социальными обстоятельствами. Зачастую спорные вопросы разрастаются в глобальные, трудноразрешимые ситуации, затрагивающие многие сферы функционирования социума. В этом случае речь идет не о борьбе за ресурсы и власть, хотя известны случаи, когда конфликты в итоге сводились к переделу сфер влияния и собственности, а о культурном наследии, идеях и верованиях, их корнях, основах быта, о мировоззрении в целом. Тема этнических противоречий на сегодняшний день является актуальной для многих стран. Виной тому могут служить глобализационные процессы, историческая ситуация, национальная политика и т.д. Полиэтническое общество всегда предполагает существование неких разногласий между составляющими его народами. Но, прежде чем говорить об этнических отношениях, нужно определить понятие, которое характеризует этнос как носителя этих отношений, а также понять, чем этнос отличается от широко распространенного в современном обществе понятия «нация». В словаре социально-гуманитарных терминов приводятся следующие определения понятий «этнос» и «нация»: • этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся группа людей, связанная общностью территории, где она формировалась, общностью языка, культуры, быта и особенностями психического склада [1]. • нация – исторически сложившийся тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, возникающую на основе общности экономических связей, территории, языка, особенностей культуры и быта, психики, склада и самосознания [1]. Термины «национальность» и «нация» в литературном русском языке – разные понятия. Словом «национальность» обозначается принадлежность человека к той или иной этнической группе (русские, армяне, якуты, осетины и т. п.), в то время как термин «нация» обозначает гораздо более широкое понятие, а именно – сообщество людей, которое объединяет целая совокупность общих признаков, среди которых этническая принадлежность вовсе не является определяющей [3]. Наряду с межэтническими, в современном обществе большое внимание уделяется и межконфессиональным отношениям. В последнее десятилетие роль церкви в жизни российского общества значительно увеличилась. Это связано с распадом СССР, крушением советской идеологии, изменением ценностей, мировоззрения людей, а также с тяжелой экономической ситуации в 90-е годы. Люди стали возвращаться к религии, появилась возможность заявлять о религиозной принадлежности без угрозы для собственного будущего. Этнорелигиозный конфликт – это действия лиц – представителей одного или нескольких народов или религиозной группы, направленные на возбуждение национальной или религиозной вражды, унижения национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности лиц, народов по признаку их национальной или религиозной принадлежности, повлекшие причинение участникам конфликта физического, морального или (и) материального ущерба, в том числе массовые убийства, уничтожение имущества, религиозных святынь и т.д. [4]. Для того чтобы понимать специфику религиозного положения в современной России, необходимо иметь объективные данные о реальной картине религиозной жизни российского общества. По официальным данным, представленным в Государственном реестре юридических лиц (на 1.06.2005), в стране насчитывается 21800 зарегистрированных религиозных организаций, принадлежащих к 68 религиозным течениям. Кроме того, значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не получая статуса юридического лица, что допускается законом. Такое многообразие конфессионального пространства страны не является чем-то уникальным в мировой практике. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов. Это и продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедовавшими свои религии и культуры, и развитие экономических связей России с зарубежными странами создали сложную и запутанную религиозную ситуацию в нашей стране. В целом, современная религиозная ситуация в стране характеризуется двумя тенденциями: с одной стороны, возрождением и возрастающим влиянием традиционных конфессий, с другой стороны, развитием новых религиозных движений. До 1917 года в Российской империи церковь не была отделена от государства. Это значит, что Русская православная церковь являлась частью государственного механизма, ее учение признавалось главенствующим, а все остальные конфессии ставились в подчиненное положение. Христианство в той его разновидности, которая была принята в Византийской империи (Православие), было объявлено государственной религией на Руси в 988 году. Князь Владимир Святославович сделал выбор в пользу константинопольских иерархов из-за удобной для него модели взаимодействия между церковью и государством. В Византии религия была полностью поставлена на службу светским властям и фактически являлась государственным институтом. В России формируется общество с новым соотношением этносов, религий, классов и социальных групп, котором присущи значительные различия в доходах, статусе и культуре. Однако отсутствие явно выраженной идеологии, низкая общественная и политическая культура, отсутствие качественной законодательной базы приводят к расширению конфликтного пространства России. Конфессиональное пространство современной России чрезвычайно насыщенно, многообразно и разнородно. Сегодня самая распространенная конфессия в России – Православие. В субъектах Российской Федерации, по данным Минюста России, числится религиозных организаций: Русской Православной Церкви – 53%. На втором месте протестанты – 17,8%. Далее следуют: исламисты – 14,9%, католики – 1,3%, старообрядцы – 1,2%, иудеи – 0,9%, буддисты – 0,9%, прочих – 10,1%. Такое многообразие конфессионального пространства нашей страны не является чем-то уникальным в мировой практике. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов. Это и продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедовавшими свои религии и культы, и развитие экономических связей России с зарубежными странами, в том числе культурный обмен, миссионерство. Очень важны в этом аспекте собственные духовные поиски россиян. В научно-популярной литературой под религиозной ситуацией в Российской Федерацией понимается совокупность находящихся в постоянной динамике условий и факторов религиозной сферы жизни народов Российской Федерации, являющихся основой для построения и осуществления вероисповедной политики России. Религии и верования являются столь же значимой культурной характеристикой людей, как и этничность. На основе религиозных различий формируется этнические идентичности людей. В России население имеет сложный этнорелигиозный состав. Это делает сохранение стабильности этнонациональной ситуации достаточно трудной задачей. Но не сами этнические и религиозные различия служат причиной напряженности и насилия, а целый ряд факторов материального, социального, политического и идеологического характера Нередко по мере развития конфликта его причины и лозунги существенно меняются. В определенных условиях религия выходит на передний план общественной жизни, она используется для политической мобилизации в целях соперничества этногрупп за власть и ресурсы. Для рассмотрения данной темы – этнические и религиозные противоречия было проведено социологическое исследование, цель которого – определить степень этнической и религиозной толерантности и убеждений молодежи, а также выяснить ее точку зрения на межнациональные конфликты. Необходимо было выяснить общее отношение к людям другой национальности. 67% опрошенных ответили, что при общении с другим человеком им не важна его национальность. При этом 28% от этого числа респондентов заявили, что испытывали дискомфорт при общении с человеком другой национальности. Возможность дружбы с человеком другой национальности допускает для себя подавляющее большинство опрошенных – 98%, и лишь 2% допускают только поверхностное общение. А вот вступать в брак с человеком другой национальности готово уже меньшее количество респондентов – 78%. Это свидетельствует о том, что чем ближе опрошенные взаимодействуют с людьми, тем больше они озабочены их национальной принадлежностью. Вопрос «Готовы ли Вы при вступлении в брак с человеком другой религиозной принадлежности принять его религию?» 86% ответили отрицательно. Вопрос религии всегда сокровенный, личный. Возможно, в будущем молодые люди готовы будут поменять свое мнение на данный счет, так как здесь большую роль играет психологический фактор, личность партнера, ради которого появляется необходимость в смене религии. Но на данном этапе респонденты выражают приверженность своей религии. При этом среди согласных на такой шаг всего один представитель мужского пола. То, что женщины в большей степени согласны на такой шаг, объясняется традициями и устоявшимися правилами, где женщина, как правило, является ведомой. Кроме того, 64% респондентов считают, что национальность не должна фиксировать в паспорте. Это может говорить о том, что этническая идентичность на сегодняшний день не является приоритетом для этой части респондентов, они более толерантны. Следует подчеркнуть, что социальная дистанцированность по отношению к представителям иных национальностей (априорная, независимая от их личностных качеств) является прямой психологической предпосылкой формирования определенного уровня этнической толерантности/нетолерантности. Измерение ощущения этнической дистанции в сознании индивида позволяет обнаружить скрытые интенции к формированию и проявлению толерантного (или нетолерантного) отношения к представителям других национальностей. Для определения величины этнической дистанцированности в среде молодежи респондентам был предложен вопрос "Как Вы лично относитесь к тому, что в России появилось много приезжих из других стран СНГ?". Характер ответов на них позволяет определить четыре уровня в национальных отношениях: 1) последовательная толерантность, 2) непоследовательная толерантность, 3) национальная изолированность, 4) ксенофобия [5]. Скорее отрицательно (3) к большому числу приезжие в Россию из стран СНГ относятся 56% опрошенных. Среди главных причин такого отношения можно выделить недовольство респондентов отсутствием должного уважения к российской культуре. Ввиду негативного опыта общения с приезжими такое мнение экстраполировалось на всех мигрантов. Также был ряд нейтральных высказываний, несколько респондентов ответили, что приезжие им никак не мешали, у них не было ни положительного, ни отрицательного опыта общения. Ответившие «скорее положительно» (2) обосновывали свой выбор общечеловеческими ценностями, тем фактом, что национальность не имеет значения. Высказывалось мнение о разных менталитетах и обмене культурным опытом, а также о том, что приезжие позволяют компенсировать убыль коренного населения и выполняют задаром черновую работу. Положительно (1) к приезжим из стран СНГ отнеслись всего 3% опрошенных, обосновывая это дружественностью наших народов, а отрицательно (4) – 20%. 66% опрошенных считают, что противоречий на почве различий религий и этносов можно избежать. При ответе на многовариантный вопрос «Каким образом можно избежать этих противоречий?» 71% от данного числа завили, что этого можно добиться за счет повышения культурного уровня россиян, 55% – за счет повышения жизненного уровня коренного населения. Ограничить въезд мигрантов хотели бы 50% опрошенных, 43% считают, что необходимо ужесточить законодательство в области межконфессиональных и межэтнических конфликтов. На многовариантный вопрос «Что, по Вашему мнению, является причиной вступления в этнические и религиозные конфликты?» 72% указали нежелание смиряться с нормами и традициями другого народа, 43% указали интеллектуальный уровень личности, незнанием культуры другого этноса и столкновением противоречивых культурных норм объяснили конфликтные 1843 ситуации 59% и 58% респондентов соответственно. Сильную привязанность к своим корням указали всего 3% опрошенных. Таким образом, можно сделать следующие выводы: для большинства респондентов важна не столько национальная принадлежность человека, сколько его общий культурный уровень. Даже выказывая недовольство большим количеством мигрантов, опрошенные в большинстве своем отмечали не столько факт какой-то особой этнической принадлежности приезжих, сколько их общий низкий уровень поведения, демонстрируя в то же время благосклонное отношение к традиционным праздникам, которые отмечают представители других культур и религий. Тесный контакт между людьми обуславливает более пристальное внимание к национальной и религиозной принадлежности друг друга: так как большинство опрошенных допускают возможность дружбы с человеком другой национальности, однако возможность брака приемлет для себя уже меньше количество респондентов. Это связано с разным уровнем отношений: если дружба подразумевает толерантное отношение к проявлениям этнических особенностей среди друзей, то брак предполагает участие обоих супругов в различных традиционных праздниках и обрядах, соответственно, от респондентов требуется не просто нейтральное или благожелательное отношение, но и принятие этих традиций, что представляется более сложным шагом, равно как и принятие религии супруга/супруги. Однако в данном случае нельзя делать однозначный вывод, так как социальные установки могут меняться под влиянием различных факторов. Ричард Лапьер, психолог из Стэнфордского университета, в 1934 году провел эксперимент, в котором установил социально-психологический феномен несоответствия между реальным поведением человека и высказанными им установками, намерениями и ценностями, которые он признает как присущие ему. Явление получило название парадокс Лапьера. Высказанные человеком установки, которых он, как сам заявляет, придерживается, не совпадают с его реальным поведением в ситуациях, в которых эти установки должны 1844 реализоваться. Эти установки не позволяют прогнозировать реальное поведение этого лица. Поэтому однозначно говорить о воспроизведении в жизни тех или иных моделей поведения нельзя, однако ответы респондентов все же позволяют оценить настроения молодежи в данном вопросе. Таким образом, на сегодняшний день большинство молодых людей толерантно относится к представителям других национальностей и религий. В то же время им понятны как положительные, так и отрицательные стороны межэтнического взаимодействия. Большинство настроено оптимистично в отношении решения противоречий на почве различий религий и этносов. Говоря о религиозных конфликтах, связанных с межконфессиональными отношениями или с отношениями между людьми с религиозным и атеистическим мировоззрением, нельзя забывать и об их противоположности – мирной и спокойной жизни в стабильном обществе, миролюбивой деятельности идеологов, политиков и СМИ, о толерантной информации, касающейся отношений между разными группами людей. Равноправие, миролюбие и толерантность – важные признаки нормального демократического общества. Понятие «толерантность» активно используется учеными, политиками, журналистами во всем мире. Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Она предполагает признание людьми того факта, что наш мир многомерен и многообразен, что в нем в разных странах живут представители разных рас, национальностей и конфессий, с разными нормами поведения, с ценностями и привычками. Человек, живущий по принципам толерантности, спокойно относится к многообразию культур, взглядов, верований, уважая права и свободу других людей. Это нормальная модель взаимоотношений людей, народов, стран. Это умение понимать людей и принимать их такими, какие они есть. Все мы похожи и в то же время индивидуальны, у каждого из нас есть свои предпочтения, вкусы, все мы имеем право на собственное мнение, но при этом должны с уважением относиться к чужому мнению. Это и подразумевает понятие толерантности. Анализ современной ситуации показывает, что использование религиозного фактора зарубежными государствами создало в современной России комплекс проблем, связанных с возникновением новых угроз национальной безопасности на всех названных уровнях. Активная деятельность арабских и турецких эмиссаров, представляющих конкретные организации и движения радикального исламского фундаментализма, разнообразные новые религиозные движения зарубежного и отечественного происхождения, использующие религиозный фактор для достижения иных, нерелигиозных целей, оказывают существенное влияние на процесс модернизации России. Указанные проблемы являются, прежде всего, целями политическими, создающими угрозы сохранению целостности России, независимости ее внешней и внутренней политики, построению суверенной демократии в обществе, устойчивости и сбалансированности социальной жизни. Особенностью современной международной ситуации является возрастающее противостояние светских идеологий и усиливающих свое влияние религиозно-политических идеологий. Прежде всего, это касается идеологий радикального исламского фундаментализма. С другой стороны, сюда можно отнести глобализационную идеологию Запада, выступающую в религиозной сфере в форме универсалистских коммерческих культов. Следовательно, в современном мире религиозный фактор выступает в качестве действенного оружия политического влияния. |