Главная страница

Информационные технологии. Эволюция информационных процессов. Классификация информационных технологий


Скачать 59.81 Kb.
НазваниеЭволюция информационных процессов. Классификация информационных технологий
АнкорИнформационные технологии
Дата27.03.2020
Размер59.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаshpory_IT.docx
ТипКнига
#113873
страница1 из 3
  1   2   3

  1. Эволюция информационных процессов. Классификация информационных технологий.

Информационная технология, в своем развитии, прошла несколько этапов.

1-й этап - ручной. В основе информационной технологии были ручка и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления писем. Данный этап характеризовался низкой продуктивностью информационной обработки данных.

2-й этап - механический. Характеризуется тем, что для обработки информации стали применять пишущие машинки и телефон.

3-й этап - электрическая обработка информации. Для обработки информации использовались электрические пишущие машинки и копировальные машины.

4-й этап - компьютерная технология. Появление ЭВМ.

5-й этап - появление персональных компьютеров. Происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу, происходит повышение однородности технологии обработки информации.

6-й этап - этап новых информационных технологий, основу которых составляют:

1. развитые коммуникации;

2. дружественное программное обеспечение;

3. распределенная компьютерная техника.

Под системным понимается ПО, включающее в себя операционные системы, которые управляют физическими и логическими ресурсами и процессами вычислительных систем; сетевое ПО для управления общими ресурсами в распределенных вычислительных системах; сервисные программы, расширяющие возможности операционных систем и предоставляющие набор дополнительных услуг.

Прикладным называется ПО, предназначенное для решения определенной целевой задачи из проблемной области. Спектр проблемных областей

- Типовое ПО позволяет решать широкий круг задач.

- Специализированное ПО предназначено для решения узких специальных задач.

1. По типу используемой информации

- Текстовая информация (текст)

- Числовые, символьные данные

- Графика

-Знание

- Объемы реального мира (они говорят и выглядят)

2. По типу программного обеспечения.

- системные программы,

- инструментальные средства, используемые для создания отдельных информационных технологий;

- прикладные программы,

3.По способу функционирования

Функциональные:

Обеспечивающие:

4. По типу пользовательского интерфейса.

Пользовательский интерфейс

Объектно-ориентированная

5. По методу их взаимодействия между собой.

- Дискретные технологии

- Сетевые информационные технологии

- базовые

-прикладные.

7. Представление цвета в компьютерной графике. Характеристики цветовых моделей (RGB, CMYK, Lab, HSB). Типы изображений (монохромные, полутоновые, полноцветные и т.д.) и их характеристики

Понятия света и цвета в компьютерной графике являются основополагающими. Свет можно рассматривать двояко: либо как поток частиц различной энергии, либо как поток электромагнитных волн.

Источник или объект является ахроматическим, если наблюдаемый свет содержит все видимые длины волн в приблизительно равных количествах. Ахроматическими цветами являются белый, черный, градации серого цвета. Например, белыми выглядят объекты ахроматически отражающие более 80 % света белого источника, а черными – менее 3 %.

Если воспринимаемый свет содержит длины волн в неравных количествах, то он называется хроматическим.

Физические характеристики светового потока определяются параметрами мощностияркости и освещенности. Визуальные параметры ощущения цвета характеризуются светлотойнасыщенностью и цветовым тоном.

Светлота – это различимость участков, сильнее или слабее отражающих свет. Минимальную разницу между яркостью различимых по светлоте объектов называют порогом.

Насыщенность цвета показывает, насколько данный цвет отличается от монохроматического («чистого») излучения того же светового тона. Насыщенность характеризует степень ослабления (разбавления) данного цвета белым и позволяет отличать розовый от красного, голубой от синего.

Цветовой тон позволяет различать основные цвета, такие, как красный, зеленый, синий.

СMY(K), RGB, Lab, HSB - это цветовая модель. Цветовая модель — термин, обозначающий абстрактную модель описания представления цветов в виде кортежей чисел, обычно из 3 или 4 значений, называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Вместе с методом интерпретации этих данных множество цветов цветовой модели определяет цветовое пространство.

RGB - аббревиатура английских слов Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий. Аддитивная цветовая модель, как правило, служащая для вывода изображения на экраны мониторов и другие электронные устройства. Как видно из названия – состоит из синего, красного и зеленого цветов, которые образуют все промежуточные. Обладает большим цветовым охватом.

Главное, что нужно понимать, это то, что аддитивная цветовая модель предполагает, что вся палитра цветов складывается из светящихся точек. То есть на бумаге, например, невозможно отобразить цвет в цветовой модели RGB, поскольку бумага цвет поглощает, а не светится сама по себе. Итоговый цвет можно получить, прибавляя к исходной черной (несветящейся) поверхности проценты от каждого из ключевых цветов.

MYK - Cyan, Magenta, Yellow, Key color - субтрактивная (subtract, англ. - вычитать) схема формирования цвета, используемая в полиграфии для стандартной триадной печати. Обладает меньшим, в сравнении с RGB, цветовым охватом.

CMYK называют субстрактивной моделью потому, что бумага и прочие печатные материалы являются поверхностями, отражающими свет. Удобнее считать, какое количество света отразилось от той или иной поверхности, нежели сколько поглотилось. Таким образом, если вычесть из белого три первичных цвета - RGB, мы получим тройку дополнительных цветов CMY. «Субтрактивный» означает «вычитаемый» — из белого вычитаются первичные цвета.

Key Color (черный) используется в этой цветовой модели в качестве замены смешению в равных пропорциях красок триады CMY. Дело в том, что только в идеальном варианте при смешении красок триады получается чистый черный цвет. На практике же он получится, скорее, грязно-коричневым - в результате внешних условий, условий впитываемости краски материалом и неидеальности красителей. К тому же, возрастает риск неприводки в элементах, напечатанных черным цветом, а также переувлажнения материала (бумаги).

В цветовом пространстве Lab значение светлоты отделено от значения хроматической составляющей цвета (тон, насыщенность). Светлота задана координатой L (изменяется от 0 до 100, то есть от самого темного до самого светлого), хроматическая составляющая — двумя декартовыми координатами a и b. Первая обозначает положение цвета в диапазоне от зеленого до пурпурного, вторая — от синего до желтого.

Благодаря характеру определения цвета в Lab появляется возможность отдельно воздействовать на яркость, контраст изображения и на его цвет. Во многих случаях это позволяет ускорить обработку изображений, например, при допечатной подготовке. Lab предоставляет возможность избирательного воздействия на отдельные цвета в изображении, усилиения цветового контраста, незаменимыми являются и возможности, которые это цветовое пространство предоставляет для борьбы с шумом на цифровых фотографиях.

HSB - модель, которая в принципе является аналогом RGB, она основана на её цветах, но отличается системой координат.

Любой цвет в этой модели характеризуется тоном (Hue), насыщенностью (Saturation) и яркостью (Brightness). Тон - это собственно цвет. Насыщенность - процент добавленной к цвету белой краски. Яркость - процент добавленной чёрной краски. Итак, HSB - трёхканальная цветовая модель. Любой цвет в HSB получается добавлением к основному спектру чёрной или белой, т.е. фактически серой краски. Модель HSB не является строгой математической моделью. Описание цветов в ней не соответствует цветам, воспринимаемых глазом. В HSB все цвета основного спектра (канала тона) считаются обладающими 100%-й яркостью. На самом деле это не соответствует действительности.

Полутоновые изображения широко используются для хранения черно-белых (в традиционном, фотографическом смысле) фотографий и в тех случаях, когда без цвета можно обойтись. Каждая точка такого изображения может иметь один из 256 оттенков (градаций) серого с яркостью от черного (0) до белого (255). Этот диапазон значений называют серой шкалой (grayscale). Для кодировки одного пиксела в серой шкале необходимо 8 бит (8 бит == I байт). Таким образом, глубина цвета полутонового изображения — 8 бит, что означает 256 (28) возможных значений для каждого его пиксела. Этого вполне достаточно, чтобы правильно отобразить черно-белое полутоновое изображение, например, черно-белую фотографию.

Наиболее простой случай — монохромное, или черно-белое изображение (bitmap). Этот самый экономный тип изображений прекрасно подходит для штриховых иллюстраций, чертежей, гравюр, простых логотипов и т. д. Такие изображения можно получить, непосредственно сканируя их в режиме BlackandWhite или LineArt (в программном обеспечении различных сканеров этот режим назван по-разному).

15. Специализированные средства мультимедиа. Универсальные мультимедиа проекторы, web-камеры

Мультимедиа - технология, объединяющая информацию (данные), звук, анимацию и графические изображения. Кроме того, мультимедиа — это средства обмена информацией между компьютером и внешней средой. Слово мультимедиа означает множество носителей. Мультимедийный продукт — интерактивная компьютерная разработка, в состав к-ой могут входить музыкальное и речевое сопровождение, видеоклипы, анимация,графические изображения и слайды, базы данных, текст и т.д.
У мультимедиа есть две стороны: аппаратная и программная. Аппаратная сторона мультимедиа
может быть представлена как стандартными средствами — видеоадаптерами, мониторами, дисководами, накопителями на жёстких дисках, так и специальными средствами — звуковыми картами, приводами CD-ROM и звуковыми колонками. Программная сторона без аппаратной лишена смысла.
Программные делятся средства и специализированные. Прикладные — это сами приложения Windows,
представляющие пользователю информацию в том или ином виде. Специализированные— это средства создания мультимедийных приложений — мультимедиа проектов (например, программа для создания мультимедиа презентаций MicroSoft Power Point). Сюда входят графические редакторы, редакторы видеоизображений (например, Adobe Premier), средства для создания и редактирования звуковой информации и т.д.
Мультимедийные проекторы - универсальные приборы, которые дают нам возможность смотреть видеокассеты и
DVD-диски, работать с любыми другими источниками изображения, например с телевидением, в том числе с кабельным и спутниковым. К проектору также можно подключить компьютер, документ-камеру или целую систему видеонаблюдения.
Существует 3 основных типа проекторов: LCD, DLP и CRT. LCD и DLP проекторы в основном используются для
проецирования изображений с компьютера и других источников видео-сигналов, их небольшие размеры не вызывают затруднений при переноске и установке. CRT проекторы имеют хороший уровень контрастности и отлично передают видео-изображения, но дорого стоят и обладают большими размерами, что делает их
не такими удобными в установке и настройке. Чаще всего CRT проекторы используют для стационарной, долговременной установки.
Веб-камера— малоразмерная цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети Интернет (в программах типа Skype, Instant Messenger или в любом другом видеоприложении). Веб-камеры, доставляющие изображения через интернет,
закачивают изображения на веб-сервер либо по запросу, либо непрерывно, либо через регулярные промежутки времени. Это достигается путём подключения камеры к компьютеру или благодаря возможностям самой камеры. Некоторые современные модели обладают аппаратным и программным обеспечением, которое позволяет камере самостоятельно работать в качестве веб-сервера, FTP-сервера, FTP-клиента и (или) отсылать изображения электронной почтой.

19.Размещение созданного сайта в компьютерной сети

Во-первых, для размещения сайта Вам необходимо выбрать домен и приобрести его.

Домен(доменное имя) - это имя вашего сайта в сети Интернет. Доменное имя, в отличие от человеческих имен, уникально, т.е. двух одинаковых быть не может.

Бывают уровни доменов.Домены бывают 1-го, 2-го и 3-го уровней. Домены первого уровня: например, com, net, ru, info, biz, uа, de и т.д. Под этими доменами существуют домены второго уровня, например, google.com или rambler.ru, третьего уровня: banner.org.ru, soft.narod.ru, shops.com.ua, banner.kiev.ua и т.д. Домены первого уровня делятся на две группы: территориальные (ru, ua, de, us и т.д.) и внетерриториальные (com, org, net и т.д.).Домены первого уровня называют еще зонами. Например, все домены любого уровня в географической зоне .RU относятся к России. На любом из доменов первого уровня каждый желающий может зарегистрировать домен второго уровня. Вообще, домен второго уровня – это самый лучший вариант(к нему лучше относятся поисковые системы, он легче читается и.т.д).

Во-вторых, для размещения сайта Вам необходимо выбрать хостинг. Хостинг –дисковое пространство, которое Вы арендуете на сервере в интернете, и на котором будут располагаться файлы вашего сайта(сайтов). Как правило выбор хостинга зависит от преследуемых целей. Хостинг может быть платный и бесплатный. Бесплатный хостинг подойдет для тренировки, т.е. чтоб попрактиковаться с настройкой сайта, подключением домена и т.п.

Выбор хостинга на бесплатной основе для хороших, перспективных проектов – это не серьезно. Как правило данный хостинг имеет ряд ограничений, и обязательным условием при его использовании, является размещение рекламы на вашем сайте (предложенная реклама может быть различной: ссылки, баннеры и т.п.).

Платный хостинг как правило имеет более удобную панель управления, более качественную службу поддержки и более стабильную работу. Чтобы правильно выбрать хороший хостинг , обращают внимание на следующие факторы:

Сколько места необходимо для сайта(сайтов).

Какие технологии должен поддерживать сервер. Пример: php, mysql, perl и т.д

25Способы создания звуковых файлов и их представление в персональном компьютере. Обработка звуковых файлов. Использование аудиотехнологий при подготовке учебных материалов

Вначале нужно преобразовать звук в сигнал тока. Устройством для такого преобразования является микрофон. Он преобразует звуковые колебания в аналогичные колебания электрического тока. Полученный сигнал можно усиливать и предавать с помощью электромагнитных волн на сколь угодно большие расстояния. Для записи звука с помощью компьютера необходимо иметь звуковую плату и программное обеспечение. Звуковая плата (карта) служит для записи и воспроизведения звука. При записи аналоговый сигнал, поступающий на вход платы, преобразуется (ЦАП) в цифровой и записывается в файл на физическом носителе. При воспроизведении звука цифровой сигнал преобразуется в аналоговый (АЦП), усиливается и подается на акустическую систему. Усилитель низкой частоты звуковой платы рассчитан на подключение к нему динамиков с большим сопротивлением (головные телефоны) или внешнего усилителя. Акустическая система, состоящая из динамиков и встроенного в одну из колонок УНЧ, называется активной. Выход звуковой платы, с которого берется сигнал для усиления обозначается как линейный выход (lin out или speaker). Для записи сигналов от внешнего источника на звуковой плате имеются разьёмы линейного выхода (lin in) и микрофонный (mic). Как правило, встроенные в материнскую плату звуковые карты имеют два канала (стерео) звукозаписи (воспроизведения). Кроме микросхемы АЦП-ЦАП преобразователей на звуковой карте устанавливают УНЧ и микшер, который обеспечивает смешение сигналов при записи одновременно от двух источников. Операционная система Windows имеет стандартные инструменты для записи (Звукозапись и Регулятор громкости) и воспроизведения (проигрыватель Windows Media) звуковых файлов. Обе программы находятся в группе программ «Стандартные».



2.Информационное пространство образовательного учреждения. Компоненты информационного пространства школы (организационный, программно-технический и т.п.). Состав источников учебной информации и способы информационного обмена в школьной образовательной среде.

Большинство исследователей проблем информатизации образования полагают, что ближайшей целью информатизации является создание информационно-педагогической среды, включающей в себя систему аппаратных средств, ПО, специалистов и пользователей, документооборота, баз данных, реализующих информационные процессы. Информационное пространство школы реализует ряд очевидных преимуществ, например: концентрирует потенциал лучших педагогических кадров и эффективных технических средств обучения; обеспечивает целенаправленное создание, взаимосвязанное развитие и последовательное внедрение авторских программ обучения; создает условия для того, чтобы ученик мог свободно знакомиться со всеми типами общих знаний и со специальными знаниями научных дисциплин, приобретая при этом необходимые практические навыки; организовывает разностороннее взаимодействие, обмен знаниями и мнениями; организовывает круглогодичный процесс обучения, учитывающий индивидуальные особенности организма каждого человека и т.д.

Под информационным пространством учебного заведения понимается совокупность всех информационных ресурсов учреждения.

Внутри информационного пространства осуществляется решение следующих задач: сбор информации; хранение и обработка информации; предоставление информации пользователю для принятия того или иного решения. Задача сбора информации не вызывает больших затруднений, но выдвигает ряд требований, связанных с построением дружественного пользовательского интерфейса.)

6. Кодирование изображений. Понятие разрешения изображения, монитора, принтера. Понятие размера изображения, глубины цвета.

Информация о состоянии каждого пикселя хранится в закодированном виде в памяти компьютера. Код может быть однобитовым, двухбитовым и т.д»

Код пикселя — это информация о цвете пикселя

Для получения черно-белого изображения (без полутонов) пиксель может находиться в одном из двух состояний: светится — не светится (белый — черный). Тогда для его кодирования достаточно одного бита памяти: 1 — белый, 0 — черный.

Пиксель на цветном дисплее может иметь различную окраску. Поэтому одного бита на пиксель недостаточно.

Для кодирования четырехцветного изображения требуется двухбитовый код, поскольку с помощью двух битов можно выразить 4 различных значения (отобразить 4 различных состояния). Может использоваться, например, такой вариант кодирования цветов:

Из трех базовых цветов — зеленого, красного, синего — можно получить восемь комбинаций трехбитового кода:

В этом коде каждый базовый цвет обозначается его первой буквой (к — красный, с — синий, з — зеленый). Черточка означает отсутствие цвета Следовательно, для кодирования восьмицветного изображения требуются 3 бита памяти на один видеопиксель. Если наличие базового цвета обозначить единицей, а отсутствие — нулем, то получается таблица кодировки восьмицветной палитры.

Изображение на экране состоит из маленьких ячеек. Каждая из них может иметь определенный цвет. Такая ячейка получила названиепикселя (pixel). Совокупность пикселов составляет матрицу и образует изображение на экране. В зависимости отмодели монитора параметры матрицы в пикселях могут изменяться: 640х480, 800х600, 1024х768,1600х1200...

Величина матрицы не влияет на физический размер экрана и не зависит от него. Чем больше матрица на одном и том же экране, тем размер ячейки меньше, а, стало быть, качество изображения лучше.

Следует четко различать:

разрешение экрана

разрешение печатающего устройства

разрешение изображения.

Все эти понятия относятся к разным объектам. Друг с другом эти виды разрешения никак не связаны, пока не потребуется узнать, какой физический размер будет иметь картинка на экране монитора, отпечаток на бумаге или файл на жестком диске.

Разрешение экрана это свойство компьютерной системы (зависит от монитора и видеокарты) и операционной системы (зависит от настроекWindows). Разрешение экрана измеряется в пикселях и определяет размер изображения, которое может поместиться на экране целиком.

Разрешение принтера — это свойство принтера, выражающее количество отдельных точек, которые могут быть напечатаны на участке единичной длины. Оно измеряется в единицах dpi (точки на дюйм) и определяет размер изображения при заданном качестве или, наоборот, качество изображения при заданном размере.

Разрешение изображения — это свойство самого изображения. Оно тоже измеряется в точках на дюйм и задается при создании изображения в графическом редакторе или с помощью сканера. Значение разрешения изображения хранится в файле изображения и неразрывно связано с другим свойством изображения — его физическим размером.

Физический размер изображения может измеряться как в пикселях, так и в единицах длины (миллиметрах, сантиметрах, дюймах). Он задается при создании изображения и хранится вместе с файлом.

Если изображение готовят для демонстрации на экране, то его ширину и высоту задают в пикселях, чтобы знать, какую часть экрана оно занимает.

Если изображение готовят для печати, то его размер задают в единицах длины, чтобы знать, какую часть листа бумаги оно займет.

11.Роль и место технологий мультимедиа в современных информационных технологиях. Психологические аспекты использования в обучении мультимедиа средств

С помощью приложений мультимедиа текст, графика, аудио- и видеоинформация объединяются в единое информационное поле, подобно тому как в кинофильме объединяются звук и движущееся изображение. Однако в отличие от кинофильма мультимедиа представляет собой интерактивную среду, т. е. пользователь может управлять процессом представления мультимедиа с помощью различных средств ввода, таких как клавиатура и манипулятор мышь.

Успешное сращивание телекоммуникационных сетей с компьютерами, стремительный рост их качества и количества преобразует вещательные сети в интерактивные, создает единое мировое информационное мультимедиа-пространство. Важнейшей частью этого пространства является сеть Internet и особенно, ее гипермедиа-система World Wide Web. Использование мультимедиа в учебных пособиях дополняет аналитические (вычислительные и логические) и навигационные возможности компьютеров способностью к образному, синтетическому описанию изучаемого предмета или объекта. Многочисленные исследования показали, что обучаемый с первого раза запоминает лишь четверть услышанного и треть увиденного, при комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается приблизительно половина информации, а при вовлечении обучаемого еще и в активные действия. Мультимедиа, особенно интерактивное, активизирует индивидуальные, личностные мотивы усвоения материала. По уровню творческих мотивов и степени.

14. Основные технические средства, используемые для подготовки и представления мультимедийного учебного материала.

Мультимедиа-процессор (multimedia processor) — процессор, поддерживающий режимы мультимедиа. К этому классу процессоров относятся, в частности, разработки, выполняемые по программе MMX. Предполагается, что мультимедийные процессоры могут повысить качество воспроизведения динамичной графики и видео при существенном сокращении схемных элементов ПЭВМ, в том числе микросхем и плат расширения.

Мультимедийный ПК  — компьютер, соответствующий требованиям стандартов MPC; может ставиться на изделия трех видов: ПЭВМ, устройства для их расширения и пакеты прикладных программ.

Домашний медиасервер (мультимедийный центр, медиа-центр; мультимедийный ПК с возможностями воспроизведения и записи цифровых изображений, музыки и видео, включая и телевизионные программы, а также широкополосным доступом к Интернет-ресурсам, каналам обычного и спутникового телевидения высокой четкости, передачам FM-радиостанций.

AMCA  — архитектура систем управления носителями информации мультимедийных ПК фирмы Apple; стандарт для систем мультимедиа, создаваемых на базе ПК Macintosh.

Multimedia control panel (панель управления мультимедиа) — панель, отображаемая на экране ЭВМ и предназначенная для управления средствами мультимедиа (в том числе музыкальными инструментами и другими периферийными устройствами), а также для навигации в мультимедийных приложениях.

Multimedia applications (мультимедийные приложения) — вспомогательные средства, обеспечивающие реализацию технологии мультимедиа.

MMX (MultiMedia eXtension, расширение мультимедиа) — технология для домашних ПК которая предполагает интегрирование средств поддержки режимов мультимедиа в архитектуру процессоров Intel.

VSA — мультимедийное средство, представляет собой программно-аппаратный комплекс, который реализует свои основные функции (центральный процессор, графический контроллер, схемы управления шиной PCI математический сопроцессор, кэш-память, подсистемы обработки видео и звука, графические акселераторы) с использованием микропрограммных средств в одном модуле (MediaGX) без привлечения дополнительных микросхем.

20. Понятие мультимедийной презентации, цели и задачи ее создания

Мультимедийные презентации могут быть проведены человеком на сцене, показаны через проектор или же на
другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию. Мультимедийные ресурсы яв-ся перспективным и высокоэффективным инструментом в образовательной области.

22Создание разветвлённой презентации. Управляющие кнопки, скрытые слайды, гиперссылки. Режимы демонстрации презентации.

Создание презентации состоит из 3 этапов: планирование, разработка и репетиция презентации. Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической
информации. Заполнение слайдов информацией, причем уже в момент заполнения Вы понимаете, что здесь Вы должны будете показать материал единым куском, а вот здесь – части материала должны будут появляться одна за другой, по мере необходимости. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного «изделия». Вы проверяете – насколько удачно Вы
«смонтировали» материал, насколько уместны Ваши переходы от слайда к слайду. Программа PowerPoint позволяет Вам делать РАЗВЕТВЛЕННЫЕ презентации, и Вы можете управлять уже во время доклада – по какой из ветвей Вы пойдете.

26.Использование видеотехнологий при подготовке учебных материалов. Способы создания видео файлов и их форматы. Ввод и редактирование видеоинформации. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программного обеспечения для работы с видеофайлами.

Основные технические средства, используемые для подготовки и представления мультимедийного учебного материала: сканер, цифровые фото- и видеокамеры, видеомагнитофон, DVD-плеер, персональный компьютер, оверхедпроектор, видеопроектор, Web-камера, электронная доска, Flash-накопитель, средства беспроводного доступа.

Интерактивные доски их типы и разновидности. Комплект программного обеспечения учебного назначения, ориентированный на работу с использованием интерактивной электронной доски.

Мультимедиа. Программные средства создания мультимедийных учебных пособий. Основные технические средства, используемые для подготовки и представления мультимедийного учебного материала: сканер, цифровые фото- и видеокамеры, видеомагнитофон, DVD-плеер, персональный компьютер, оверхедпроектор, видеопроектор, Web-камера, электронная доска, Flash-накопитель, средства беспроводного доступа.

Плазменные панели, системы для видеоконференций. Мультимедийные проекторы и их разновидности. Кинескопная система. Жидкокристаллическая система. Основные технические характеристики и критерии выбора электронного проектора.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных форматов видеофайлов, и разобраться в их особенностях иногда бывает довольно сложно. Кроме этого, пользователи часто путают понятия "кодек", "контейнер", "стандарт видео" и подменяют одно другим.

Для сжатия цифровых мультимедиа файлов используется специальные программы - кодеки. Это своеобразная формула, которая определяет, каким образом можно "упаковать" видео контент. Кодеки выполняют и обратную операцию раскодирования, в этом случае их называют декодерами. Контейнер - это специальная оболочка, в которой хранится зашифрованная с помощью кодеков информация.

Наиболее известные форматы видеофайлов.

AVI (Audio-Video Interleaved) - один из самых распространенных медиаконтейнеров для операционных система Windows. Этот формат может содержать в себе информацию четырех типов: видео, аудио, текст и midi. В этот контейнер может входить видео различных форматов от MPEG-1 до MPEG-4. AVI имеет большое количество разновидностей по внутренней структуре и может воспроизводиться на смартфонах, коммуникаторах и других устройствах. Медиаконтейнер AVI не накладывает никаких ограничений на тип используемого кодека.

WMV - цифровой видео формат, созданный и контролируемый компанией Microsoft. WMV файлы могут содержать аудио- и видео данные, упакованные с помощью кодеков Windows Media Audio (WMA) и Windows Media Video (WMV).

MOV - этот формат разработан для медиа плеера. Для воспроизведения подобных файлов необходимо иметь QuickTime плеер или плееры с уже установленными кодеками MOV. Формат может содержать видео, анимацию, графику, 3D. Данный формат поддерживает любые аудио- и видеокодеки.

ASF - Основан на MPEG-4 и используется для передачи видео с низким и средним битрейтом в Интернет. ASF представляет собой мультимедиа контейнер, поддерживающий практически все видеокодеки.

MPEG - видеофайлы, в которых содержится видео, закодированное с помощью стандартов Mpeg1, Mpeg2, Mpeg3, Mpeg4. Технология MPEG использует поточное сжатие видео, при котором обрабатывается не каждый кадр по отдельности, а анализируются изменения видеофрагментов и удаляется избыточная информация. MPEG-1 - представляет собой формат для хранения аудио и видео данных на мультимедиа носителях. Формат MPEG-4 обычно используется для обмена и передачи видео-файлов в Интернете, видеотелефонии, электронных информационных изданиях и т.п. В этом формате используется раздельное сжатие для аудио и видео дорожек. MPEG-4 рассчитан на очень низкие потоки данных.

Sony Vegas Pro – это профессиональная программа для создания и монтажа видео.

3.Назначение и классификация программ обработки текстов: редакторы текстов, текстовые процессоры, издательские системы.

Текстовый редактор - программа для ввода и изменения текстовых данных: документов, книг, программ и т.д. Редактор обеспечивает модификацию строк текста, контекстный поиск и замену частей текста, автоматическую нумерацию страниц, обработку и нумерацию сносок, выравнивание абзаца, проверку правописания слов, построение оглавлений, распечатку текста на принтере и др.

Среди наиболее распространенных программ выделяются программы обработки текстов. Они представляют собой приложения для создания, обработки, хранения и печати документов различной сложности. Функциональные возможности этих программ варьируются от простейших редакторов текстов, предназначенных для создания текстов простой структуры, до сложных издательских систем, позволяющих создавать документы для типографского издания. В зависимости от функциональных возможностей программные продукты обработки текстов принято делить на: редакторы текстов; редакторы документов; издательские системы.

Редакторы текстов предназначены для обработки простых текстов, в том числе текстов программ, написанных на языках программирования. Они обычно не являются самостоятельными программными продуктами, а встраиваются в соответствующие системы программирования или операционные системы и их оболочки, например, текстовый редактор Блокнот, встроенный в операционную систему Windows. К основным функциям этих редакторов относятся: набор и редактирование текста, просмотр текста, распечатка текста.

Достоинства редакторов текстов программ в том, что они проверяют синтаксис программ, написанных на конкретном языке программирования, облегчая пользователю поиск ошибок в программе. Иногда они совмещают в себе и функции отладки. В эту группу входят редакторы для языков Бейсик, Паскаль, Си и др. Эти редакторы можно использовать не только при работе с текстами программ, но и для подготовки небольших, несложных документов. Для более сложных и объемных документов, используются редакторы документов.

Редакторы документов предназначены для работы с текстом, имеющим структуру документа, т.е. состоящим из разделов, параграфов, абзацев, предложений, слов. Существует большой класс редакторов документов, например: Word Perfect, LaTex и др. Представителем данного класса является текстовый процессор Microsoft Word.

Часто специалистов интересует не только подготовка текста, а подготовка его в виде, близком к типографскому. Такие программные средства получили название издательских систем, которые служат для окончательной верстки документа, т.е. размещения текста на странице, вставки рисунков, использования разных шрифтов. Примером такой системы может служить настольная издательская система Page Marker. Эти системы могут выполнять обтекание рисунков, таблиц; макетировать текст (разбивать текст на колонки и др.), т.е. компоновать текст и рисунки на странице. Эти системы используются в крупных издательствах, типографиях, значительно сокращая затраты и сроки выхода печатной продукции. Программное обеспечение таких систем составлено из мощного редактора документов, разнообразных графических вспомогательных программ, а также программ для оформления страниц с версткой полос. Далее более подробно текстовые процессоры рассмотрим на примере Microsoft Word.

9. Понятие гипертекста как способа организации данных. Понятие и структура web-документа

Гипертекст – это электронный документ, который содержит гиперссылку на другие документы. Гипертекст в документе выделяется особым образом: цветом, определенным значком и содержит невидимую для пользователя часть – адрес файла или знак в документе, к которому необходимо перейти. Гипертекст реагирует на указатель мыши, меняя его изображение и на щелки, вызывая документ по адресу. Web-документ, который мы видим на экране броузера называется Web-страницей. Рекомендовано, чтобы одна страница размещалась на одном-двух экранных страницах, так, чтобы использование вертикального скроллинга было наименьшим. Дополнительную информацию организуют в виде гиперссылок на другие страницы.

Несколько Web-документов на одну тему, располагающиеся на одном компьютере или принадлежащие одному собственнику, составляют Web-узел (Web-сайт).

Web-узлы разрабатывают Web-дизыйтеры для фирм, магазинов, университетов, организаций с целью рекламных услуг, деятельности поиска партнеров для решения своих проблем.

Web-дизайн – это совокупность правил и рекомендаций, которые должны быть выдержаны авторами Web-страниц, для того чтобы они были информационными и имели привлекательный вид.

Правила составления Web-документов:

Одно из самых важных правил Web-дизайна – это правильное разбиение документа на отдельные части и организация связи между ними.

Простой документ должен располагаться на одной-двух экранных страницах, он не должен быть загроможден рисунками (один-два), горизонтальными линиями и гиперссылками.

Текстовые блоки могут быть предъявлены в виде небольших абзацев, таблиц и списков.

По стандарту абзацы на Web-страницах отделяются друг от друга пустой строкой. Абзацы могут быть выровнены по одному из краев или по центру экрана. Web-страница не имеет горизонтального рычага прокрутки. Броузер автоматически масштабирует горизонтальное изображение разных элементов страницы.

Как правило, информацию размещают на белом или сером фоне, хотя фон можно менять или размещать информацию на рисунке.

Нужно стараться, чтобы файлы не имели больших объемов. Объемные файлы долго и тяжело считываются пользователями, поэтому прежде чем вставить в Web-страницу звуковые и видео-сюжеты, нужно подумать о пропускной возможности линии связи.

12. Терминологические и понятийные основы мультимедиа технологий. Базовые понятия: мультимедиа, мультимедиа приложения, мультимедиа продукт, системы мультимедиа, технология мультимедиа и т.д. Системы мультимедиа и их взаимосвязь. Элементы мультимедиа как информационные объекты различного содержания. Цифровые технологии и развитие систем мультимедиа.

Мультимедиа – совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: текст, компьютерную графику, звук, видео. Мультимедиа, несомненно потенциально расширяет объем и разнообразие информации, доступной ученикам. Например, онлайновые энциклопедии могут предоставлять ссылки на видео и дополнительные статьи по интересующей тематике. Новости могут включать аудиокомментарии, проигрывать фоновое видео и ссылаться на веб-сайты с дополнительной информацией. Онлайновые уроки могут включать пояснения, ссылки на ресурсы, симуляции, иллюстрации, фотографии, и множество вариантов действий, которые в свою очередь могут включать различные медиафрагменты. В широком смысле "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства и продукты с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем). Технологии мультимедиа технологии получения, преобразования, воспроизведения и хранения мультимедиа документов (видео, DVD-видео, презентации, веб документы).

16. Структура электронного учебника, его основные компоненты. Технология разработки электронных учебников

Электронный учебник - это учебное электронное издание с систематизированным изложением дисциплины (ее
раздела, части), в к-ом равнозначно и взаимосвязано с помощью соответствующих программных средств существует текстовая, звуковая, графическая и другая информация, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, служит для группового, индивид. .обучения, соответствует учебной программе и предназначено для использование в учебном процессе.
Учебник выполняет 2 основные функции:
*яв-ся источником учебной
информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное
образовательными стандартами содержание;
*выступает средством обучения,
с помощью к-го осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
В учебнике находят отражение
такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельная работа.
Компоненты содержания учебника. 
Основными компонентами содержания любого учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.
*Информативный компонент
представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).
*Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.
*Процедуры творч.д-ти задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого
текста.
*Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую,
идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту
учеников, парадоксами и другими средствами.
Технологии создания электронных учебников. 
На предварительном этапе осуществляется выбор учебного курса для представления в среде мультимедиа. Должны быть выявлены уже существующие курсы по данной дисциплине, определены предполагаемые затраты и время, необходимые для создания курса, а также его возможный тираж и аудитория, к-ой адресован курс. Тип аудитории позволяет определить общие требования к мультимедиа-курсу. Общеобразовательные курсы должны учитывать особенности обучения, связанные с
различным уровнем общей подготовки обучаемых и уровнем их компьютерных знаний, что может потребовать введения средств предварительного тестирования для оценки имеющихся знаний и подстройки системы для оптимального изложения. Курсы специального образования должны учитывать уровень подготовки, давать
возможность не повторять уже известные темы, обеспечивать наличие самой последней информации в данной предметной области.

24. Сканирование документов. Распознавание документов. Автоматизированный перевод документов

Преобразование документа в электронный вид делится на два этапа: получение графического образа документа и перевод графического образа в текстовый формат. Графический образ документа является результатом сканирования. Перевод графического образа документа в текстовый формат может быть произведен вручную или посредством автоматического распознавания.

Сканирование - процесс оцифровки аналогового изображения (документ, фотография, иллюстрация, слайд) при помощи специального устройства, называемого сканером. Сканирование производится для получения, на основе оригинала, его цифрового "портрета", пригодного для компьютерной обработки.

Сканер - оптико-электронное устройство для ввода в компьютер графических зображений. Сканер создает оцифрованное изображение документа и помещает его в память компьютера.

Чтобы реализовать автоматический или автоматизированный перевод бумажных документов в электронный вид, необходимо выполнить сканирование бумажных документов и распознать их содержимое с помощью специальных программ, называемых системами оптического распознавания символов (Optical Character Recognition - OCR). Системы оптического распознавания символов предназначены для автоматического ввода печатных документов в компьютер. Обработка изображения OCR-системой включает в себя анализ графического изображения, переданного сканером, и распознавание каждого символа. Процессы анализа макета страницы:

определение областей распознавания

определение таблиц

определение картинок

выделение в тексте строк и отдельных символов

и распознавания изображения тесно связаны между собой: алгоритм поиска блоков использует информацию о распознанном тексте для более точного анализа страницы.

Современные программно-аппаратные системы позволяют автоматизировать ввод больших объемов информации в компьютер, используя, например, сетевой сканер и параллельное распознавание текстов на нескольких компьютерах одновременно.



4.Технология обработки числовых данных. Визуализация

данных с помощью диаграмм.

К аппаратным средствам ввода числовой информации относится клавиатура, вывода – принтер, обработки – процессор и сопроцессор.

К программным средствам ввода и обработки числовой информации относятся:

· электронные калькуляторы;

· электронные таблицы (SuperCalc, Excel, Lotus и др.);

· пакеты прикладных программ для статистической обработки данных (Systat, Statistica, Stadia и др.);

·специализированные математические пакеты прикладных программ (Eureka, Mathcad, Matlab, Maple и др.).

Электронные калькуляторы являются специализированными программными приложениями, предназначенными для произведения вычислений. Электронные калькуляторы по своим функциональным возможностям соответствуют аппаратным микрокалькуляторам.

Электронный Калькулятор является стандартным приложением операционной системыWindows. С его помощью можно:

· производить арифметические действия над целыми и дробными числами;

· переводить числа из одной системы счисления в другую;

· вычислять значения математических функций;

· вычислять значения статистических функций;

· вычислять значения финансовых функций и др.

Электронные калькуляторы позволяют проводить сложные многоступенчатые вычисления с записью промежуточных результатов в ячейки памяти калькулятора. По мере необходимости такие результаты можно извлекать из памяти и использовать в дальнейших вычислениях.

Электронные калькуляторы позволяют обмениваться числовыми данными с другими приложениями с использованием буфера обмена операционной системы.

Электронная таблица – работающее в диалоговом режиме приложение, хранящееся и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах. Наибольшее распространение получили электронные таблицы Microsoft Excel и StarCalc.

Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем столе, в виде диаграммы или графика. Диаграммы и графики наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Диаграммы могут быть различных типов и соответственно представлять данные в различной форме. Для каждого набора важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Для наглядного сравнения различных величин используются линейчатые диаграммы. Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Для отображения изменения величин в зависимости от времени и построения графиков функций используются диаграммы типа «график».

10. Технология создания web-документов средствами HTML (HyperText Markup Language). Технология разработки гипертекстовых сред на основе этого формата.

HTML - это язык разметки, используемый для включения текстовых документов в Web-страницы. Управляющие конструкции языка HTML называются тегами (дескрипторами) и вставляются непосредственно в текст документа. Все теги заключаются в угловые скобки <…>. Сразу после открывающей скобки помещается ключевое слово, определяющее тег, например
. Teги HTML бывают парными и непарными. Непарные теги оказывают воздействие на весь документ или определяют разовый эффект в том месте, где они вставлены. При использовании парных тегов в документ добавляются открывающий и закрывающий теги, которые воздействуют на часть документа, заключенную между ними. Закрывающий тег отличается от открывающего наличием символа "/" перед ключевым словом (
). Закрытие парных тегов выполняется так, чтобы соблюдались правила вложения: Текст

При отображении документа HTML сами теги не отображаются, но влияют на способ отображения документа HTML. Существует 2 способа форм-ия документов HTML. Первый способ состоит в разметке существующего или создаваемого документа вручную. Эта работа выполняется в текстовом редакторе или редакторе HTML. Второй способ заключается в форм-ии документа непосредственно на экране и автоматической его разметке. В этом способе необязательно знание языка HTML. Во втором способе используются средства форматирования вместо средств описания, что может приводить к нежелательным последствиям. Структура документа HTML Здесь использованы ключевые слова: HTML — начало и конец документа HTML; HEAD — начало и конец раздела заголовка;
TITLE — начало и конец общего заголовка документа; BODY — начало и конец тела документа.
Основными функциональными элементами документа HTML яв-ся заголовки и абзацы. Язык HTML поддерживает 6 уровней заголовков, к-ые задаются при помощи тегов от
  1   2   3


написать администратору сайта