Реферат. «Фиджитал спорт»). Фиджитал спорт
Скачать 273.22 Kb.
|
Реферат на тему «Фиджитал спорт» Содержание1. Цифровая трансформация спорта: текущее состояние и проблематика 4 2.Характеристика понятия «Фиджитал спорт» 8 2.Официальное признание «Фиджитал спорт» в РФ 10 3.Некоторые направления в «Фиджитал спорт» в РФ 13 Заключение 16 Список литературы 18 Введение Актуальность данного исследования заключается в том ,что статистика за последнее десятилетие поражает — число людей, которые регулярно занимаются спортом, выросло примерно в 2 раза. Конечно, вместе с этим изменяется и спортивная инфраструктура: обновляются системы спортивной подготовки, модернизируются подходы к интеграции людей с ограниченными возможностями в спорт,увеличивается финансирование сегмента физической культуры и массового спорта в целом. С каждым годом конкуренция в качестве спортивной подготовки растет, а важнейшую роль в эволюционировании методик и подходов играют именно цифровые технологии [5]. Благодаря цифровым технологиям значительно растет эффективность сбора и обработки информации, которая в перспективе позволяет существенно изменять методы подготовки участников спортивных состязаний, их тренеров и судей в качественно новую сторону . Более того, в новейшем спортивном инвентаре нередко можно встретить цифровые технологии, которые позволяют анализировать поведение человека во время занятий спортом и делать выводы о том, как можно улучшить свои достижения или ускорить прогресс, не получив травм. Цель данной работы : анализ влияния цифровых технологий методы подготовки участников спортивных состязаний. Задачи : 1.Изучить цифровую трансформацию спорта: текущее состояние и проблематика; 2.Дать определение «Фиджитал спорт»; 3.Проанализировать «Фиджитал спорт» как официальное направления в спорте, 1. Цифровая трансформация спорта: текущее состояние и проблематикаУ многих людей присутствует разное понимание о том, что такое спорт. Руководители и аппарат спортивных организаций по всей России, как в том самом анекдоте про слона, которого щупали со всех сторон, по-разному видят и понимают феномен явления. Спорт является мультипликатором развития социальной сферы, а его задачей является решение вопросов национального значения, таких как увеличение продолжительности активного возраста граждан, повышение качества жизни. Действительно, пафосу слов противоречит низкий уровень финансирования со стороны государства. Однако и без грандиозных влияний он остаётся важной частью жизни граждан, а к участникам спортивной индустрии можно отнести более 300 тысяч организаций и более 40 млн человек. Спорт стоит на всех этажах пирамиды Маслоу: он удовлетворяет физиологическую потребность в движении и состязании, служит профилактикой болезней, связанных с малоподвижным образом жизни, укрепляет место человека в социуме, удовлетворяет его потребности в самореализации. Когда говорим про цифровизацию нужно иметь в виду: она должна следовать тем же курсом и подразумевать все этапы потребностей человека. Современный человек хочет: 1.экономить время на поиске товаров и услуг; 2.продавать свои услуги, знания и компетенции; 3делиться опытом и мнением о получаемых благах; 4.выбирать лучшие услуги, сервисы и товары; 5.получать актуальные услуги там, где удобно; 6.защищать свои профессиональные и личные данные [6,с.145] Цифровые инструменты позволяют это сделать, а человек уже привык к ним безвозвратно. К сожалению, до спорта вся эта простота, экономия, скорость, удобство доходят не так быстро, как хотелось бы. В этом смысле спорт и футбол в частности являются отстающими сферами. Например, если мы посмотрим на сектор промышленности и финансов, торговлю, ритейл, мы увидим широкое использование цифровых технологий на протяжении уже довольно долгих лет. И эффект от их использования. Слабые возможности финансирования, сложная иерархия и структура спортивных организаций в стране - всё это является сдерживающими факторами для трансформации спортивной отрасли. Есть пять блоков, характеризующих результаты или эффекты от цифровизации (не только в спорте, но и вообще): Снижение расходов Еще с конца 90-х автоматизируются многие сферы. С появлением цифровых технологий многие рутинные задачи в бизнесе были решены. Это и является фактором снижения операционных расходов, повышения эффективности деятельности организаций и снижения человеческого фактора. Увеличение доходов Соответственно росту производительности растёт число клиентов и прибыли организации. Цифровые технологии стали незаменимым помощником и в этом смысле. Они обслуживают внутренние и внешние процессы, ориентируют вас на аудиторию. Расширение аудитории Сегодня возможно создать спортивный клуб с нуля и сделать его популярным. Но даже у таких гигантов как “Барселона”, “Манчестер Юнайтед” или “Реал”, которые имели огромную фан-базу до появления цифровых технологии, есть потребность расширять сферы своего влияния. Чтобы повысить узнаваемость клуба и набрать популярность, например, в Юго-Восточной Азии, менеджмент клуба использует интернет, свои цифровые каналы, сервисы, онлайн-магазины. Это позволяет расширять аудиторию, говорить о себе и, в конце концов, зарабатывать. Повышение управляемости Если говорить о государственных спортивных школах, то в помощь их потребностям (вести учёт клиентов, учебных групп, коммуницировать с тренерским составом и родителями учеников, принимать оплаты) приходит такой инструмент как CRM-система. Во время пандемии коронавируса весной 2020 года единственной возможностью заниматься был онлайн: благодаря “цифре” тренеры могли проводить занятия, следить за учениками по Zoom и фиксировать их результаты в CRM. Еще 10 лет назад это было немыслимо. Цифровые технологии позволяют государству собирать данные со всех спортивных объектов, школ, мероприятий и соревнований, контролировать единые календарные планы, информацию об участниках соревнований, присвоение званий и категории. Регулируя эту информацию оперативно, повышается управляемость [9]. Приоритет цифровизации и перехода к модели сервисного государства неоднократно отмечали президент и премьер-министр. Потому одна из главных целей для российского спорта - связать “цифровой паутиной” всю страну - от Калининграда до Владивостока. Из общих примеров реализации данного концепта - портал Госуслуги, плюсы которого читателю лишний раз объяснять нет смысла. Улучшение спортивных результатов Облагораживая то, что находится за пределами стадиона, цифровизация положительно влияет и на само действо внутри арены. Активное применение тренерами и спортсменами новейших разработок в области спортивного софта, экипировки и медицины позволяет улучшать результаты. Огромное количество проектов используют цифровые технологии, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Основные направления применения ИКТ в спорте Автоматизация процессов контроля и учета спортивной деятельности Сюда можно отнести широкий круг проектов, связанный с цифровизацией соревнований, а также более общие вещи: документооборот, анализ научных исследований; иначе говоря, все, что связано с процессами контроля и учета [4 ,с.145] . 2. Подготовка квалифицированных специалистов для работы в сфере спорта Информационно-коммуникационные технологии в данном случае дают возможность разрабатывать инновационные учебные материалы, контролировать обучающие системы и базы данных. Это повышает эффективность работы как сотрудников, так и всей организации. 3. Рекламная и предпринимательская деятельность Не только в больших футбольных клубах происходит активная предпринимательская деятельность - процесс имеет место и в спортивных школах, на объектах (аренах), в федерациях, лигах. Например, в Европе футбольные академии прекрасно понимают что предпринимательская деятельность - это часть их работы, а спортивный результат - не единственное, что требуется от руководителя. 4. Использование средств ИКТ в целях мониторинга отдельных сторон спортивной деятельности Таким образом , в российском спорте довольно-таки слабо развита цифровая культура. Однако именно она является незримым элементом, определяющим успех больших системообразующих проектов. У российских спортивных компаний и ИТ-разработчиков в области спортивных коммуникаций появился уникальный шанс реализовать свой потенциал в ходе цифровой̆ революции и занять достойное место среди ключевых игроков, несмотря на все трудности, связанные с санкционным давлением. 2.Характеристика понятия «Фиджитал спорт»Несколько лет назад в стране появился проект «Игры будущего». Эти соревнования сочетают традиционные виды спорта, компьютерные игры и технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Они требуют от спортсмена прокачки как цифровых, так и атлетических навыков. Согласно исследованиям, из восьми миллиардов людей во всем мире около полумиллиарда имеют отношение к киберспорту. Они либо участвуют сами, либо следят за трансляциями. В России 15 миллионов человек хотя бы раз примеряли на себя роль киберспортсмена. Одна из наших социальных миссий — „вытянуть“ людей из компьютеров и предложить им заниматься в том числе и классическими видами спорта», — отметил руководитель проекта «Игры будущего» Игорь Столяров [9]. Компьютерные игры и киберспорт, кажется, все-таки победили у скептически настроенных взрослых. Поэтому на днях игры в VR-очках признают официальным видом спорта, а значит, что появится еще больше турниров, соревнований и, скорее всего, даже профессий, связанных с фиджитал спортом. Так что всем, кто еще не разобрался с новым увлечением, самое время это сделать. Кто и когда придумал фиджитал, точно никто не знает. Идея объединить, скажем, виртуальный и настоящий футбол слишком очевидна, чтобы она пришла в голову только кому-то одному. Так хоккейный симулятор NHL скомбинировали с реальным выходом на лед, игру про баскетбол от EA Sports – c бросками в реальное кольцо, а гонки на суперкарах – с картингом. Путаницы добавляет то, что термин «фиджитал» еще окончательно не вытеснил другие названия для этого направления. Соревнования, где киберспорт соседствует с классическими дисциплинами, где-то именуют дуплексными, а где-то гибридными. В России фиджитал продвигают организаторы «Игр будущего» – так называется международный турнир, который пройдет в 2024 году. Призовой фонд составит $25 млн, который поделят победители 16 дисциплин. На проведение Игр претендовали Москва, Петербург, Калуга или федеральная территория «Сириус» в Сочи, но в итоге он достался Казани. «Игры будущего» включают 16 дисциплин, сгруппированных в 5 челленджей: спортивный (футбол, бои, хоккей и другие направления в формате фиджитал), тактический (игры жанров шутер и Battle Royale, совмещенные с лазертагом), боевой ( Dota 2 или LoL + Phygital Super Final ), прохождение игр на скорость и технический (дрон-рейсинг и Beat Saber). Фиджитал‑спорт — это комбинации физических упражнений и компьютерных игр. Кстати, в России он является самостоятельным видом спорта. Форматы бывают разными, но есть два самых популярных Для таких игр нужно собрать команду. Сначала участники проверяют, кто сильнее в компьютерном симуляторе, а затем матч переходит в реальность. Важный нюанс: обе части состязания равноправны. На практике это работает так. Футбольная команда играет первый тайм в FIFA, а второй — на поле. При этом все забитые мячи кибер- и классического матча в итоге суммируются. Фиджитал можно устроить не только в футболе, но и в любом виде спорта, у которого есть виртуальная версия. Например, баскетбол — NBA, гонки на картинге — Need for Speed. Cпортивные единоборства для команд тоже легко провести в формате фиджитал. В качестве цифровой части подойдёт, допустим, Mortal Combat. Правила можно организовать так: До начала турнира проводится жеребъёвка. Каждый боец из команды играет один матч в Mortal Kombat и один реальный бой с тем же оппонентом. Игра в Mortal Combat длится до 2 побед, то есть максимум 3 раунда. Реальный поединок проходит в формате 3 раунда по 3 минуты. Фиджитал‑спортом можно не только заняться с друзьями дома — в таком формате проходят и турниры профессионалов. Например, с 2022 года подобные соревнования организуют в Казани. Сейчас столица Татарстана готовится к принятию крупного международного турнира «Игры Будущего». Он состоится в феврале 2024‑го и будет состоять из 16 дисциплин, в том числе гонок дронов и Speedrun, то есть скоростного прохождения компьютерных игр [10]. Таким образом , фиджитал спорт – новый вид спорта, стремительно развивающийся в России при поддержке государства. По всей стране проводятся гибридные соревнования, открываются специализированные спортобъекты, ведущие вузы готовятся к запуску образовательных программ, связанных с фиджитал-играми. Фиджитал спорт представляет собой функционально-цифровое двоеборье, объединяющее физически активный спорт и киберспорт или VR-технологии. Например, на соревнованиях по фиджитал-футболу спортсмены сначала играют в FIFA на игровой консоли, а потом выходят на поле для мини-футбола. Фиджитал-гонщики, в свою очередь, соревнуются на платформе автосимулятора Assetto Corsa, после чего участвуют в заезде на картингах. Команда-победитель определяется по сумме очков, заработанных в обоих этапах – физическом и цифровом. 2.Официальное признание «Фиджитал спорт» в РФВ начале 2022 года президент России Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2024 году “Игр Будущего” – международного турнира в Казани с призовым фондом в 25 млн долларов, который поделят победители в 16 фиджитал-дисциплинах. С тех пор в рамках подготовки к турниру проходят первые фиджитал-игры, на которых тестируют новый вид спорта. “Фиджитал спорт набирает популярность, – отметил Максим Залилов, преподаватель факультета Игровой индустрии и киберспорта Университета “Синергия”, старший преподаватель кафедры Теории и методики компьютерного спорта, шахмат и цифровых технологий РУС “ГЦОЛИФК” , сотрудник отдела развития киберспорта в ГБОУ ДПО “Московский центр “Патриот.Спорт”. – Уже четыре раза прошли официальные тестовые фиджитал-игры в Казани, все механизмы отточены, качество трансляции на высоте. Мы проводили школьные и студенческие фиджитал-игры, в апреле планируем соревнования между командами колледжей. Ребята участвуют с удовольствием, в этом виде спорте видят большой потенциал. В масштабах России все будет зависеть от успеха «Игр Будущего». В начале 2023 года в Минспорте подписали приказ о включении фиджитал спорта (функционально-цифрового спорта) во Всероссийский реестр видов спорта. По мнению профильных экспертов, признание функционально-цифрового спорта в качестве официального вида спорта стало логичным и целесообразным решением. “Это свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии данного вида спорта на всей территории России, – сказал Даниил Лопатников, преподаватель факультета Игровой индустрии и киберспорта “Синергии”, главный специалист отдела внешних коммуникаций ФГБУ ФЦПСР (Минспорт России), разработчик игровых серверов любительской киберспортивной лиги GoAndPlay. – Данное решение обусловлено необходимостью регулирования развития этого вида спорта, подготовки спортивного резерва, установления квалификаций спортсменов в фиджитал спорте, организации спортивных соревнований. В следующем году будет дан старт международному спортивному движению “Игры Будущего”, в котором фиджитал спорт выступает как отдельный вид программы, включающий в себя несколько дисциплин. Профильный регулятор в лице Министерства спорта лучше всех знает, как правильно подготовить спортсменов к таким соревнованиям и систематизировать процесс их организации с учетом накопленного опыта”. Таким образом,фиджитал — новое слово в индустрии спорта. Находясь на стыке цифрового и физического миров, фиджитал спорт гармонично объединяет в себе достоинства каждого из них и предлагает спортсмену развивать не только свои физические, но и цифровые навыки. Такой интерес к новому направлению, в том числе и на государственном уровне, легко объясним. Киберспорт признан официальным видом спорта в России в 2016 году, хотя впервые заговорили об этом в 2005-м. Дисциплину внесли в официальный список, заодно разработав и нормативы для кандидатов и мастеров спорта по данному направлению — теперь человек вполне может получить звание мастера спорта России международного класса. Как и в обычных спортивных дисциплинах, для каждого звания необходимо достичь определённых результатов на региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Вот только, чтобы получить к.м.с. и м.с. по киберспорту, игрок должен сначала попасть в группу высшего спортивного мастерства, а для этого сдать физические нормативы. Предположительно, это могли бы быть кликанье мышкой на время или на худой конец тест на скорость реакции, но здесь киберспортсменов ждал сюрприз. Киберспортсмены мужского пола должны пробежать стометровку за 14,4 с, дистанцию 3 км за 15 минут, присесть без остановки 25 раз подряд, поднять туловище из положения лежа на спине 33 раза за минуту. Для девушек требования чуть проще: на 100 м им дают 17,6 с, а вместо трёх километров предлагают пробежать два, но за 12 минут. Приседать надо 23 раза без остановки, совершить 32 раза подъёмы туловища за минуту[10] С появлением у киберспорта официального статуса в ряде спортивных школ открылись кафедры по киберспорту — если дисциплина официально признана, должна быть и обучающая программа. Впрочем, произошло это с немалой задержкой — только в прошлом году. В документе Минспорта есть и раскладка подготовки по разным направлениям. Например, в группе высшего спортивного мастерства до 40% времени должна занимать не игровая практика, а физподготовка – общая и специальная. Это для тех киберспортсменов, кто хочет специализироваться на спортивных играх. А вот для любителей шутеров и стратегий власти в обучающую программу внедрили военно-полевую подготовку, а также стратегическую и тактическую — из офицерских курсов военных училищ. То есть спортсмены этого рода учатся не только стрелять в компьютерной игре, но и проходят боевое слаживание по методике штурмовых подразделений, а также изучают глобальные военные тактики вроде штурма городов и взятия укрепрайонов. Неудивительно, что с таким подходом именно фиджитал-спорт в мгновение ока стал приоритетнее обычных кибердисциплин и начал развиваться в России семимильными шагами. 3.Некоторые направления в «Фиджитал спорт» в РФФиджитал-баскетбол Участники сначала играют в баскетбол 3х3 на реальной спортивной площадке, затем — на консоли. Победителя определяют по сумме баллов, набранных за два этапа. По такому же принципу строятся и другие командные игры. Например, футбол или волейбол. Virtual Race Благодаря мобильному приложению бегуны в реальном времени проходят дистанцию и по пути выполняют задания, в том числе встречаясь с виртуальными персонажами. Чтобы победить в гонке, нужно набрать наибольшее количество баллов. Результаты учитываются в рейтинговой таблице. Это аналог спортивного ориентирования, но с использованием гаджетов. Человек бежит по определенной траектории и выполняет задания, которые получает в своем смартфоне. Дрон-рейсинг Гонка беспилотных летательных аппаратов, в которой их операторы должны пройти дистанцию на время. Они управляют дронами с помощью шлема виртуальной реальности и специального пульта, а изображение получают с камер, установленных на борту беспилотников. Скорость маленького вертолета может достигать 160 км/ч. Танковый робобиатлон Дистанционно управляемый танк должен пройти трассу и преодолеть препятствия. Победит тот из участников, чья машина наберет наибольшее количество баллов и покажет лучшее время. Таким образом , соревнования по фиджитал — зрелище весьма любопытное. В базовых спортивных направлениях всё элементарно: поиграли команды в FIFA, а затем вышли на поле и сразились уже вживую. Победил тот, у кого и компьютерная, и физическая подготовка на уровне. Тоже с баскетболом и с хоккеем. По этим направлениям уже проводилось несколько крупных чемпионатов. Дальше — интереснее. В феврале как раз на соревнованиях в Казани в список были включены ещё и файтинги — игры про рукопашный бой один на один. Соревновались спортсмены в бессмертный Mortal Kombat, после чего доказывали, что умеют не только мучать джойстик, но и махать ногами. Живой этап файтинга был разделён на два потока. Классическое карате — для обладателей поясов и званий в этом виде единоборств, и октагон — для бойцов из остальных дисциплин, вне категории и рангов. По впечатлениям зрителей, получилось не хуже, чем на состязаниях по ММА, собственно некоторые из участников как раз профессиональные бойцы из этого вида спорта. В общем, все любители кровавых видов спорта — и виртуального, и реального — остались в восторге. Не менее зрелищным выглядели и соревнования по тактическим шутерам типа DOTA2. Сначала команды соревновались в виртуальном пространстве, а затем тем же составом играли в лазертаг и страйкбол. Кроме того, на фестивали прошли состязания по скоростному пилотированию дронов, VR-игры и многое другое. В конце марта опробуют организаторы и новые дисциплины фиджитал—гонки. В новую и необычную дисциплину входят заезд на картингах по ледовой трассе и соревнования на компьютерном симуляторе. Как это будет выглядеть, пока не раскрывается, но и зрителям, и участникам было обещано незабываемое зрелище. В общем, киберспорт в сочетании с реальным оказался по душе не только нашим, но и многим зарубежным геймерам. Россия явно держит лидерство и серьёзно настроена стать центром международного фиджитал-спорта[11]. ЗаключениеТаким образом, подводя итоги данного исследования можно сделать следующий вывод, что фиджитал — самое современное и молодое направление в спортиндустрии. По сути, ему нет ещё и года, так как первые подобные соревнования прошли только в 2022-м. В это время у новой дисциплины и появилось своё имя, которое является миксом английских слов physical (физический) и digital (цифровой). Кто и когда решил совместить киберспорт с реальным, сейчас доподлинно неизвестно. Идея лежала на поверхности и пришла в головы разным людям в разных странах одновременно, но именно Россия перехватила пальму первенства в этом направлении. Сейчас полным ходом идёт подготовка к глобальному международному чемпионату по фиджитал - «Игры будущего», на участие в котором уже заявились более ста стран, а призовой фонд на данный момент составляет 24 млн долларов, которые будут разыграны в 16 дисциплинах. Собственно в рамках подготовки спортсменов для будущих цифровых олимпийских игр и проводились несколько крупных всероссийских и международных состязаний в ближнем зарубежье, где российские киберспортсмены показали отличные результаты. Если ещё полгода назад к фиджитал-спорту относились больше как к модному поветрию, то уже сейчас становится понятным, что это направление может вырасти в по-настоящему серьёзные дисциплины. Безусловно, понадобятся профессиональные фиджитал-спортсмены и команды, но процесс уже запущен. Например, на текущий момент организаторы «Игр будущего» подписали соглашения уже с 39 вузами. Среди них: РЭУ им. Г. В. Плеханова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Высшая школа экономики, Дальневосточный федеральный университет, университет «Синергия», университет «Иннополис». В планах – открыть образовательные программы по фиджитал-спорту. В ряде вузов соответствующие кафедры уже заработали и набирают студентов. Кроме того, в Москве и Питере проводятся детско-юношеские турниры. Так в октябре в «Первых московских школьных играх» соревновались 175 участников. В программу включили три дисциплины: «Баскетбольное двоеборье», «Тактический бой» и «Танцевальный марафон». Список литературы1.Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с. 2.Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с. 3.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с. 4.Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3. С. 14 — 19. 5.Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с. 6.Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с. 7.Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с. 8.Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. 227 с. 9. 2022 и другие цифры. Как продолжится диджитализация спорта [Электронный ресурс] https://s-bc.ru/articles/2020-digital-trends 10.Цифровизация в спорте: прогнозы, ожидания и реальность [Электронный ресурс] https://www.if24.ru/tsifrovizatsiya-v-sporte-prognozy- ozhidaniya-i-realnost/ 11.Аверин А.В., Иванова Ю.О., Яковлев А.В. Рекомендации по развитию индустрии киберспорта в России как одного из способов сохранения и развития человеческого потенциала |