Главная страница

Воспитание Древней Руси: аспекты традиционного и светского воспитания. Воспитание Древней Руччи. Философия Древней Руси о воспитании и обучении человека


Скачать 23.38 Kb.
НазваниеФилософия Древней Руси о воспитании и обучении человека
АнкорВоспитание Древней Руси: аспекты традиционного и светского воспитания
Дата03.10.2022
Размер23.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВоспитание Древней Руччи.docx
ТипДокументы
#712094

Философия Древней Руси о воспитании и обучении человека.

В наше время мы встречаем людей со всеми уже привычными для нас качествами, но возникают вопрос о том, какими чертами обладали наши предки и благодаря чему сформировалась личность.

Цель: исследовать представления философов Древней Руси о воспитании и обучении человека

Задачи:

1.изучить каким был образ человека Древней Руси и как его видели мыслители того времени.

2. изучить формы и методы воспитания, представленные в трудах мыслителей Древней Руси.
Воспитание и обучение играет ключевую роль в формировании личности.

Определенный культурный мир со своими взглядами на духовное воспитание и отношением к человеческим ценностям был сформирован после крещения Руси в 988г. и вобрал в себя христианские ценности и традиции Древней Руси. Древнерусское воспитание уделяло большое значение таким нравственным качествам, как доброта, уважение, трудолюбие.
Сущность, структура и методы воспитания и образование подрастающего поколения формируются на основе представлений об идеальном человеке в той или иной культуре.

Поэтому необходимо прояснить образ человека, сложившийся в философии Д.Руси.

В представлении Владимира Мономаха основой личности являлась нравственность, имеющая наивысшую ценность. Также В. Мономах считал, что человеку необходимо бороться со злом в себе и в других с помощью покаяния и милостыни, так как, по его мнению люди грешны и обижены на мир, и «если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре». Князь придерживался идеи единения души и тела, где приоритетом было духовное начало.

Данная идея прослеживалась и в высказываниях митрополита Никифора «эта душа сидит в голове, имея в себе ум, как светлое око, наполняя все тело силою своею», т.е. сила человека не в его телесных, физических возможностях, а в душе, которая дает ему силу. Без души у тела нет силы.

Митрополит Никифор выделяет в человеке такие отрицательные качества, как мстительность, злоба, агрессия. Вместе с перечисленными качествами Преподобный Нил Сорский отметил 8 пороков: чревообъядения, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня, сребролюбие которых следует избегать и описал их негативное воздействие на личность человека. Он считал, что с ними надо бороться с помощью молитвы и труда «делай также что-либо руками, ибо и этим лукавые помыслы отгоняются». Характеристика негативных качеств дается для того, чтобы люди понимали: с чем и как нужно бороться.

С учетом вышесказанного, образ древнерусского человека включал в себя такие качества, как: трудолюбие, доброта, честность, правдолюбие и уважение. А также человек должен быть духовно сильным и глубоко верующим.

Для того, чтобы добиться проявления данных качеств, в Древней Руси существовало много различных форм воспитания и обучения. Основной формой являлась традиционная.

Традиционное воспитание характерно для всех сословий общества. Традиционный подход подразумевал домашнее и церковно-приходское воспитание и обучение.

Традиционный домашний подход к воспитанию предполагал влияние воспитателя на воспитанника. Внушение играло здесь ключевую роль. Воспитатель формировал в воспитаннике те качества, которые казались наиболее важными и приоритетными именно по его мнению. Воспитателем в данном подходе выступали мать или отец (в больших семьях старшие дети помогали воспитывать младших, приобретая при этом собственный жизненный опыт). Например, в крестьянской семье родителю, в зависимости от пола ребенка, необходимо было воспитать либо хорошую домохозяйку, либо добытчика. Именно поэтому, с ранних лет детям внушали именно ту модель поведения, которую им предстояло выполнить в будущем. Так, маленькая «домохозяйка», перенимая навыки матери, училась рукодельничать, готовить, вести хозяйство, чтобы стать хорошей женой. А юношей, в свою очередь, обучали защищать и содержать свою семью, как глава семейства. Именно так, в крестьянской семье происходило обучение социальным ролям.

Еще одной формой традиционного домашнего воспитания выделяют «кормильство» - воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. В процессе объяснения между воспитателем и воспитанником мог возникнуть спор об истинности тех или иных форм мироощущения, что делало воспитанника полноценным субъектом таких отношений. Одним из примеров такой формы воспитания княжича являлся сын Игоря и Ольги – князь Святослав. «Кормильцем» Святослава был знаменитый варяжский воин Асмуд. Князь воспитывался как обычный славянский воин. Благодаря примеру воспитателя, он овладел многими качествами, присущими воину и стал смелой целеустремленной личностью, имевшей немало положительных качеств и умений для управления государством.

Церковно-приходское воспитание предполагало обучение грамоте и духовности, которые воспринимались как единое целое. Такое воспитание было бесплатным и доступно для всех, кто к тому времени был крещен. В школах обучали грамматике, риторике и диалектики. Обучение грамматике происходило на основе текстов Священного Писания: Евангелия, Псалтыри и других книг. С.И. Миропольский пишет о церковно-приходских школах: “Главною целью училища была не грамота, не книжность, но просвещение учащихся светом учения Христова, воспитание любви к церкви православной, послушание ее заповедям, добрая жизнь по вере”. Нравственность даже в учебных заведениях играла большую роль чем научные знания.

Традиционный подход к воспитанию предполагает использование наказания за непослушание воспитателю. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь. «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать. Иначе говоря, присутствует физической наказание.

Похвала ребёнка же считалась опасной. В Древней Руси ей придавали большое значение. Люди верили, что злые духи или колдуны услышат, какой ребенок хороший и сглазят его. Вот и говорили: «Хвала в очи хуже порчи».

В церкви за непослушание были другие меры. Церковь была за то, чтобы человек никогда не терял контроля над собой. Так, тому, кто рассмеялся до слез, полагалось в наказание три дня есть всухомятку и класть по 25 земных поклонов. Гораздо строже было наказание за смех и разговоры в церкви – двенадцать дней сухоядения и по сто поклонов в день. А еще суровей– вред другим людям и своей душе – воровство и клевету.

Для традиционного подхода к обучению были характерны такие элементы как обучение народным танцам и песням, пересказывание былин и мифов. Знание былин и мифов воспитывало патриотичность в человеке. А танцы и песни показывали человеку глубину и разнообразие той культуры, к которой он принадлежит. Принадлежность к одной культуре позволяло ощутить чувство общности, важности и принадлежности человека к какой-то определенной группе. Нельзя не отметить, что танец так же воспитывал в человеке такие качества как координацию движений, ловкость и требует определенного уровня физического состояния, который жизненно необходим для человека.

Можно выделить ряд принципов традиционного воспитания:

  1. Воспитание нравственных качеств приоритетнее образования (нравственность важнее знаний).

  2. Воспитание и образование осуществлялось на основе примера, т.е. воспитатель был примером для воспитанника .

  3. В. И о. предполагает сохранение передачу ценностей общества от старшего поколения младшему поколению в неизменном виде.

  4. Через воспитание и образование идет обучение социальным ролям.



Заключение


написать администратору сайта