Философия Ф. Ницше. Философия Фридриха Ницше наследие эпохи
Скачать 31.25 Kb.
|
Философия Ф. Ницше В представлении большинства образованных людей закрепилось мнение, что Фридрих Ницше был страстным проповедником идеи о том, что не столько интеллект создает волю, сколько воля создает интеллект. Причем не просто воля, а именно злая воля, воля к власти, к подчинению, к насилию. Именно стремление к господству и порождает культуру. Отсюда множество основополагающих для трагедии человеческого существования парадоксов: чтобы стать лучше - следует быть злее и более жестоким; жизнь, постигающая жизнь, в глубине своей темна и трагична; для того, чтобы жизнь утвердить - ее признанные формы следует отрицать и т.д. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992, - с.147. Для исследователей философского творчества Ницше представилось широкое поле всевозможных интерпретаций. Одни акцентировали свое внимание на «воле к власти» как сердцевине ницшеанской идеологии, в то время как другие предпринимают попытки смягчить вызывающее обычно осуждение положение философа: «Падающего - подтолкни», как-то «очеловечить варварское» в суждениях мыслителя. Фридрих Ницше - одна из центральных фигур в философии конца XIX века, выдающийся немецкий философ, который оставил после себя удивительное творческое наследие, и потому, актуальность исследования поднятой автором проблемы, не может вызывать никаких сомнений. Цель данного исследования - показать эпохальность личности Ф. Ницше, масштабность его трудов и значение его творческого наследия для мировой истории, науки и культуры. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной литературы. Философия Фридриха Ницше: наследие эпохи Философия Ницше возникла в конце ХIХ века, когда в западной философии происходит поворот от рационалистических философских систем, утверждавших веру в силу и торжество человеческого разума, в возможность познания мира, в прогресс человечества, к философским системам, отрицавшим «рационализм и возможность познания мира, отрицавшим прогресс общества и человека. Выражением такого поворота в философии стала философия Ницше. Фридрих Ницше (1844-1900гг.) - немецкий философ и поэт. После учёбы в Боннском и Лейпцигском университетах с 1869 года преподавал классическую филологию в Базельском университете. Болезнь Ницше прервала в 1879 году его преподавательскую деятельность (головные боли), а затем в 1889г. прервала его творческую деятельность (душевное заболевание). Исследователи философии Ницше выделяют три периода развития его философии: первый или ранний (с 1871 г. по 1876 г.), когда были написаны: «Рождения трагедии из духа музыки» (1872 г.), «Несвоевременные размышления»; второй или средний период (с 1877 г. по 1881 г.) «Человеческое, слишком человеческое» (1878 г.) «Утренняя заря» (1881г.); и третий период (1882 - 1889 г.г.) «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» (три книги 1883-1884), «По ту сторону добра и зла» (1886 г.), «Воля к власти» (1889 г.). В первый период на философию Ницше большое влияние оказала философия немецкого философа первой половины ХIХ века Шопенгауэра и музыка, и эстетика современного Ницше немецкого композитора Р. Вагнера. Шопенгауэр представил мир явлений как объективировавшуюся волю, создающую мир для эстетического и этического самопознания. Ницше берёт этот принцип. Философия Шопенгауэра для Ницше соединила слово и музыку в качестве двух сторон мировой воли. Изучая греческую культуру, Ницше стремиться проследить многие закономерности культуры: этапы, гармонию и дисгармонию, отражение в искусстве как художественную целостность. В культуре, по Ницше, мировая воля должна увидеть саму себя, произвести человека, породить гения. Античная культура, считает Ницше, была разрушена попытками её познания рациональными и логическими средствами. Сократ положил начало этому разрушению, перейдя к попыткам осмыслить мир логическим способом. Так же Еврипид разрушил древнегреческую трагедию, отойдя от мифа и целостного отражения в нём мира к рационально-психологическим приемам. То есть, по Ницше, переход к рационализму в культуре и искусстве привёл к разрушению искусства, его художественной целостности. На втором этапе развития философии Ницше, его иррационализм ещё больше усиливается. На Ницше большое влияние оказывает естествознание его времени и философия науки того времени - позитивизм. В философию Ницше входят понятия: «мир», «жизнь», «становление», «человек» понимаемый больше в биологическом смысле. У Ницше нет логически связанной и выведенной системы понятий, как у Гегеля или Фихте, но определённая логика в его философии была. Основополагающим понятием выступает «становление» как не имеющая в себе цели и конца, конкретной определенности, длительность мирового процесса, поток вечного круговорота и возвращения. Её нельзя познать или конкретно представить, так как это остановило бы весь процесс становления. Движущей силой этого становления является всё та же воля. Центральным понятием философии Ницше выступает понятие «жизнь». Ницше причисляют к основоположникам философии жизни. То Ницше понимает жизнь, как чисто биологическое явление, то, как психологическое переживание. Ницше как бы стремится «преодолеть» противоположность материализма и идеализма, встав над ними. Жизнь, по Ницше, есть воля к власти, инстинктивная бессознательная и иррациональная сила, подчинившая себе чувства и мысли человека. Отсюда и понимание человека как биологического, подчиняющегося инстинктам бессознательного и иррационального существа. Философские труды Ницше написаны не в форме сухих трактатов, а высоко художественно, афористично, парадоксально, отличным языком, что сразу же привело к его популярности и известности. Ницше и сегодня один из наиболее цитируемых авторов. Многие философские направления в XX веке развивались под влиянием его идей и предсказаний. Отношение к философии Ницше не было и не будет однозначным уже в силу противоречивости эпохи и самой философии Ницше. Его философию считали предвестницей потрясений самого мира и культуры. Особенно это относилось к третьему периоду развития его философии, когда он выступил со своим учением о кризисе современной культуры, о воле и власти, которая приведёт к появлению сверхчеловека. Человек только переход к сверхчеловеку. Сверхчеловек - главная цель развития человечества. Сверхчеловек - личность, стоящая по ту сторону добра и зла. Сверхчеловек станет носителем новой морали, иных моральных ценностей. Существующая мораль является моралью рабов. Новая мораль утвердится порождением сверхчеловека, новой расой - расой господ, новой аристократией, которая будет с презрением относиться к черни и понятиям добра и справедливости, присущих морали рабов. Сверхчеловек как новая каста господ не будет знать жалости и справедливости. Учение о воли к власти, о сверхчеловеке как высшем существе, стоящим по ту сторону добра и зла, учение о новой морали - сердцевина и сущность всей философии Ницше. Их неё не выкинешь ни единого слова. Его философия, несмотря на ряд противоречий и неоднозначных высказываний, имеет такое ядро, которое представляется логически выстроенным, продуманным и направленным против общепринятых ценностей и норм морали. Ницше и называл себя первым амморалистом в истории, то есть человеком, который объявил всю прежнюю культуру, мораль и религию заблуждениями. Даже использованный Ницше образ персидского мыслителя Заратуштры («Так говорил Заратустра») после разъяснения Ницше не выглядит случайным. Чтобы было понятным парадоксальное решение Ницше вложить в уста Заратустры свои мысли, прямо противоположные всему учению исторического Заратуштры, Ницше пишет: «Меня не спрашивали, меня должны были бы спросить, что, собственно, означает в моих устах, устах первого имморалиста, имя Заратустры: ибо то, что составляет огромное, единственное значение этого перса в истории, является прямой противоположностью мне. Заратустра первый увидел в борьбе добра и зла истинное колесо в движении вещей, - перенесение морали в метафизику, как силы, причины, цели в себе, есть его дело». «Заратустра создал это роковое заблуждение, мораль: следовательно, он должен быть первым, который познает его». «Вся история есть не что иное, как экспериментальное опровержение тезиса о «Нравственном миропорядке»: - важнее всего, что Заратустра правдивее всякого другого мыслителя. Его учение и только оно одно считает правдивость высшей добродетелью…». Ницше прав в своей критике лицемерия и ханжества существующих форм морали, особенно христианской морали. Но Ницше не прав в отбрасывании общечеловеческих норм морали и ценностей, особенно величайших заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не лги». Мораль - враг естества, направлена против инстинктов жизни и самой жизни. Поэтому мораль противоестественна. Она осуждает жизнь. Ницше имеет в виду, прежде всего, христианскую мораль, названную им «моралью рабов». Ницше опирается на положения философии Шопенгауэра: «как отрицание воли к жизни - эта мораль есть инстинкт декаданса». То есть упадка. Ницше делает категорический вывод: «мораль и религия целиком и полностью относятся к психологии заблуждения». Ницше выступает не просто с позиций имморализма, но и антигуманизма, когда говорит: «…именно человек есть самый лучший хищный зверь. Лучше всего он чувствует себя, глядя на трагедии, на бои быков, на распятия; и когда он изобрёл ад, последний сделался небом на земле». «О, братья, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно ещё подтолкнуть!». «…В ком же, однако, величайшая опасность для будущих людей! …вред добрых людей есть самый вредоносный вред». «Добрые всегда были началом конца. …Разбейте добрых и справедливых… во лжи добрых были вы рождены и запрятаны. Всё было в основе своей наврано и искривлено добрыми.». «Именно созидающие тверды». «Эту новую скрижаль, братья мои, ставлю я над вами; сделайтесь твёрдыми!». В дискуссиях по философии Ницше часто выдвигают такие аргументы: нельзя вырывать отдельные положения из работ Ницше и по ним судить обо всей его философии. Это не отдельное положение, а сама суть и главное содержание философии Ницше, имеющие небезобидный характер. Она приводила и может привести к самым чудовищным теориям и движениям. На философию Ницше уже пытались опереться и соединяли со своей расовой теорией национал-социалисты Германии и современные неофашисты. Сам Ницше не выдержал картины избиения лошади перед окнами своего дома, что обострило его болезнь и положило конец всему его творчеству. Что испытал бы он, если бы дожил до более страшных ужасов гитлеровских концлагерей и ГУЛАГов. Ницше мог только предвидеть, что XX век станет наиболее трагическим веком, когда писал: «Я обещаю трагический век: высшее искусство в утверждении жизни, трагедия, возродится, когда человечество, без сострадания, будет иметь позади себя сознание о самых жестоких… войнах…». Ницше критиковал немцев за войны, которые они вели и которые задержали процесс объединения Европы. С симпатией смотрел на Россию, как на последнюю из существовавших империй. Видел кризис общества и культуры, проявлявшийся в росте алкоголизма, кризисе семьи. Но выход из него представлял со своих антигуманистических позиций. Мечтал о времени, в котором один народ хотел быть господином над другими народами. Выход из кризиса семьи видел в полном подчинении женщины мужу. Он рассматривал демократию как проявление упадка. Демократия, действительно, в двадцатом веке пережила глубокий кризис, явилась ступенькой прихода к власти тоталитарных режимов в Италии, в Германии. Демократия как форма политической власти содержит массу изъянов, но именно западные демократии обеспечили эволюционный путь развития общества и становление гражданского общества. Часто выдвигают аргумент в защиту учения Ницше о сверхчеловеке, ссылаясь на выдающегося русского философа Владимира Соловьёва, у которого тоже есть положение о сверхчеловеке. Владимир Соловьёв понимал сверхчеловека как «обоженного» человека, или «богочеловечество», то есть, прежде всего, как человека морального. Сверхчеловек Ницше стоит по ту сторону добра и зла, то есть над всякой моралью. Взгляды Ницше противоположны взглядам Владимира Соловьёва: «…не щади своего ближнего! Человек есть нечто, что должно быть побеждено». «Побеждай самого себя ещё и в своём ближнем». «Кто не может приказывать, тот должен повиноваться». «Поэтому, о, братья мои, нужна новая аристократия, которая будет противником всякой черни и всякой демократии…, ибо, братья мои, лучшее должно господствовать, лучшее и хочет господствовать». «Ныне именно мелкие люди сделались господами; все они проповедуют покорность и примирение». «Человеческое общество, это лишь попытка - так учу я - долгое искание; но оно ищет повелителя!». «Человеку нужно ещё худшее, чтобы он сам стал ещё лучше и злее». На философию Ницше могут опереться милитаристы и экстремисты: «Отказ от войны есть отказ от великой жизни…». Ницше хотел видеть мужчину, способным к войне, а женщину, способной к деторождению. «Я лишь прелюдия для лучшего игрока, братья мои». Приведённые положения философии Ницше — это убедительное доказательство небезобидности его слов и пророчеств. Стремление отбросить общечеловеческие нравственные принципы, выдвинутые в Ветхом Завете и ещё раз высказанные в Новом Завете, являются обязательными принципами всего человеческого общества. Без них не было бы ни человеческого общества, ни человека. Поэтому мораль, наряду с историческим характером, изменением своих форм и нравственных принципов, имеет абсолютный характер, обще значимость для всех людей и народов в духе категорического императива Канта и библейских заповедей: «Не убий», «Не укради». Сама история XX века со всеми своими трагедиями показала губительность взглядов Ницше, подтвердила значение общечеловеческих ценностей и нравственных принципов. Философию Ницше невозможно понять без глубокого осмысливания трагедии удивительного, казалось бы, несоответствия между недостатком физического и духовного здоровья и пафосом утвердить для людей именно это здоровье. Немощь, сострадание к людям и предчувствие безумия оказались преобразованными в пафос жизненности и мощи, силы, насилия и жестокости. В сбалансированном единстве дионисийского и аполлонического начал постепенно начинает преобладать Дионис, хотя «в самый последний момент» можно увидеть возвращение к Аполлону Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2-х томах, T.I, М., 1990. - с.25-34.. Одно дело - идеи, высказанные в «Рождении трагедии». Там провозглашается, что «музыка и трагический миф в одинаковой мере суть выражения дионисической способности народа и неотделимы друг от друга... При этом в сознании человеческого индивида... это дионисическое подполье мира может и должно выступать как раз лишь настолько, насколько оно может быть затем преодолено аполлонической просветляющей и преобразующей силой...» Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. T.I. М., 1990. С.25-34.. Другое дело - мысли, появившиеся в «Ессе Номо» и переписке «Дионис против Распятого» Ессе Hомо. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. - М., 1990. - с. 750.. Здесь Ницше неожиданно превращается в «распявшего самого себя Диониса», или просто в «Распятого». Среди ключевых понятий ницшеанской философии: «нигилизм», «переоценка всех ценностей», «воля к мощи» (сужаемая обычно до понимания как «воли к власти»), «вечное возвращение того же самого» и «сверхчеловек» - каждое может быть взято за основу как определяющее целое. Философия Ницше двусмысленна, двойственна, амбивалентна - и в этом ее величие. Он поднял и осветил центральные проблемы духовной жизни людей, так что каждый мыслитель пытается «перетянуть его на свою сторону». Не Ницше мыслил мыслями фашизма и коммунизма, а наоборот, тоталитарные идеологии пытались приспособить его мысли к своему миропониманию, пытались «мыслить по-ницшеански». Социальная философия Ницше исходит из протеста против жизни «простого смертного», подчиненной стадным инстинктам. Он упрекает старую добродетель справедливости в потакании слабым и провозглашает новую справедливость как волю жизненной силы к власти, которая не нуждается в посторонних «подпорках» и оправдывает сама себя. Воля к власти (мощи) - самая внутренняя сущность бытия, требующая «хотеть стать мощнее», «расти», а для этого «полагать ценности» и хотеть средств для их реализации. Вопрос о ценностях фундаментальней вопроса о достоверности. Мысли, приходящие на глиняных ногах, правят миром. Истина - это тот род неистребимых заблуждений, без которых определенный род живых существ не мог бы жить из-за страха. Истина — это лишь положение различных заблуждений по отношению друг к другу так, что одно заблуждение старше и глубже другого. Истина - не то, что нужно найти, а то, что нужно создать. Мерилом же наших сил служит то, в какой мере мы можем, не погибая от этого, признать необходимость ложных ценностей. Воля как центр силы из себя конструирует весь остальной мир и ценности. Ценности же — это условия сохранения и подъема сложных образований с относительной продолжительностью жизни внутри процесса становления. Чтобы не погибнуть перед истиной - нам остаются искусство и мифы. Человек, сущность которого «водится изнутри воли к власти» - сверхчеловек, устремленный в будущее. Тем самым сверхчувственное основание сверхчувственного мира сделалось бездейственным. «Бог мертв», его убили люди. В пафосе «ужаса из-за этого» можно усмотреть возврат к поиску божественного Высшего начала Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. T.I. М., 1990. - с. 592-593.. В 1906 г. выходят тома 9 и 10 «карманного» собрания сочинений Ницше. Это ставшее впоследствии каноническим издание «Воли к власти» содержит 1067 афоризмов. В Grossoktavausgabe компиляция появляется в 1911 г. ЭФН предлагает О. Вайсу выпустить ее как 15 и 16 тома собрания сочинений. Однако возникают осложнения: в примечаниях Вайс указывает место афоризмов «Воли к власти» в Nachlass Ницше, а во многих случаях говорит о неизвестном происхождении тех или иных афоризмов, фактически признавая возможную фальсификацию. Это обстоятельство становится причиной конфликта и ухода Вайса из архива в конце 1913 г., однако тома и примечания к ним к этому времени уже становятся достоянием общественности. В 1917 г. выходит отдельное издание под редакцией М. Брана (выборка из 696 фрагментов, фактически сокращенный вариант двухтомной «Воли к власти»), но основным остался «канонический» вариант из 1067 афоризмов. Именно его выпускает издательство Krцner отдельными изданиями в 1928 и 1930 гг. (Оно же в 1930 г. издает редакцию А. Мессера (491 афоризм).) Тот же вариант входит в состав так называемого «Musarionausgabe» (тома 17 - 18, 1926 г.) и собрания трудов Ницше под редакцией А. Боймлера (самого активного популяризатора «Воли к власти» после самой ЭФН), появляющихся в 1930 и 1931 гг., соответственно. В 1935 г. президент Общества Ницше в Мюнхене и один из издателей «Musarionausgabe» Ф. Вюрцбах выпускает французское издание, содержащее уже 2397 афоризмов. Его немецкий вариант выходит в 1940 г. с характерным подзаголовком: «из наследия Ницше, в порядке, соответствующем его намерениям» (aus dem NachlaЯ und nach den Intentionen Nietzsches geordnet). Хотя «вариант Вюрцбаха», переизданный в 1949, 1969 и 1977 гг., не получает широкого распространения в Германии, он обретает популярность во Франции (там он переиздается в 1995 г.). По редакторскому произволу или некомпетентности в «Волю к власти» на правах текста самого Ницше включены цитаты или парафразы из книг, которые он читал и цитировал в записях. На это указали Дж. Колли и М. Монтинари в комментарии к материалам Nachlass. После появления томов Nachlass (1900 г.), а также первого (1901 г.) и второго («канонического»; 1906 г.) вариантов «Воли к власти», раздавались голоса, высказавшие сомнение в аутентичности ее текста и обвинявшие издателей в более чем вольном обращении с Nachlass. Среди скептиков были как те, кто был хорошо знаком с ЭФН и архивом (Й. Хофмиллер, В. Штайнер), так и далекие от архива специалисты (П. Монгрэ, В Ольсхаузен, А. Ламм). Когда вышло первое издание «Воли к власти», Хофмиллер отнесся к издательской деятельности некритически, но потом (особенно после выхода второго издания в 1906 г.) - резко отрицательно. Монгрэ сурово критиковал и непрофессиональную работу Кёгеля, и (еще жестче) - Хорнэфферов, их нападки на Кёгеля и защиту тематического принципа расположения фрагментов Nachlass. Интересен и диалог А. Хорнэффера и Хольцера. Хольцер доказывал, что издавать Nachlass полностью слишком рано, и предостерегал от переоценки его значения. Американский исследователь Б. Магнус делит интерпретаторов Ницше на «укрупнителей» (lumpers: Р. Шахт, Хайдеггер, Ясперс, Делёз, В. Мюллер-Лаутер и А. Данто) и «дробителей» (splitters: сам Магнус, Монтинари, Р.Д. Холлиндейл, Г. Олдерман и Т.Б. Стронг) Magnus B. The Use and Abuse of The Will to Power // Reading Nietzsche. New York, 1988. P. 218-235.. Первые считают материалы Nachlass как минимум равноценными опубликованным произведениям - вторые придерживаются противоположной точки зрения. Первые рассматривают «Волю к власти» как центральное звено и своего рода амальгаму идей Ницше. Однако, отождествляя свою позицию с позицией Монтинари, Магнус, очевидно, забывает, что сам Монтинари весьма недвусмысленно высказывался на этот счет: упоминая о переоценке роли Nachlass Ницше, он, в первую очередь, имеет в виду позицию фашистских интерпретаторов Ницше, а не Лёвита, Ясперса и др. Отдельную проблему представляет цитирование «Воли к власти». Так, Мартин Хайдеггер, участвовавший в издании критического собрания сочинений Ницше и планировавший выпуск новой редакции «Воли к власти» (помимо этого, «Воля к власти» играет значительную роль в книге Хайдеггера о Ницше), приводит в своих работах большое количество цитат из Ницше (часто обращаясь и к компиляции «Воли к власти») - к сожалению, не всегда аутентичных. Одной из самых известных ошибок является отсылка к слову «рекапитуляция» в 617 афоризме Ницше: на самом деле слово «рекапитуляция» не принадлежит Ницше, а добавлено Петером Гастом. Ф. Ницше многое предугадал и прежде всего опасность для «воли к власти» со стороны тысячелетних усилий метафизики по истолкованию бытия. Действительное назначение метафизической истины — это подменить «истиной бытия» именно «волю к власти», пошатнуть ее значимость. И здесь он был непримирим. Однако Ницше не смог предвидеть, что созданная им элитарная и аристократическая философия «сверхчеловека» оказалась на практике наиболее пригодной для безликих «людей из толпы», которые, компенсируя свою слабость из-за неполноценности, обратились к насилию и имморализму. Подобно тому, как Нищие не понял, что жизнь упивающегося иллюзорным героизмом сверхчеловека, по существу, бесчеловечна, Маркс не смог предвидеть безжизненность человека, живущего в условиях отсутствия разнообразия и тотальной уравниловки. Вскрытая в «духе трагедии» жизни драма современной ему человеческой души предстала для Ф.Ницше как нечто постоянно требующее непрерывного творчества мифов, мифотворчества. «...Все мои сочинения суть рыболовные крючки; ...если ничего не ловилось, то это не моя вина. Не было рыбы...» Ессе Hомо. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. - М., 1990. - с.754.. «Грядут войны, каких ещё земля не видала. С меня начинается на земле великая политика... Я человек судьбы». Так определяет своё место в философии Фридрих Ницше (1844-1900). Ф. Ницше родом из протестантской семьи, проживавшей в Тюрингии (в составе Пруссии). Семейная легенда хранит предание, что семья Ф. Ницше имеет славянские корни и восходит к роду польского графа, покинувшего Польшу во времена смуты и контрреформации. В своём учении Ф. Ницше считает себя последователем и продолжателем философии А. Шопенгауэра. Можно выделить в его творчестве три этапа. Первый этап включает ранние работы философа, посвященные проблемам культуры. Здесь следует назвать прежде всего две работы, это - «Философия в трагическую эпоху Греции» (1873) и «Несвоевременные размышления» (1876). Второй творческий этап традиционно характеризуется в научной литературе о Ф. Ницше как этап «переоценки всех ценностей». Он отказывается от наследия А. Шопенгауэра и создает своё философское иррациональное учение о воле. Три работы этого периода отвечают взглядам Ф. Ницше с 1878 по 1882: «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя зоря» и «Весёлая наука». Третий период творчества прерывается его болезнью (душевным расстройством). Но данный этап совпадает с формированием философской концепции, главными идеями которой становятся понятия «воля к власти» и «сверхчеловек», тема «вечного возвращения» и «европейского нигилизма». Определяя жизнь, Ф. Ницше формирует следующую мысль: жизнь — это воля к власти. В этот период появляются самые значительные его произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин». Рукопись «Воля к власти» опубликована уже после смерти философа. Фридрих Ницше и «Философия жизни» Мир «логизирован» нашим рассудком, пишет философ, он в своей основе не имеет порядка, мир — это хаос ощущений. Уже в этом, по мнению Ф. Ницше, присутствует некая «космическая закономерность», которая определяет не только волю, но и весь общественный ход жизни. Философ, иными словами, выступает как волюнтарист идеалистического толка. По отношению к нравственности Ф. Ницше остается нигилистом, так как определяет современную ему культуру как находящуюся на стадии упадка и разложения нравственности. Мораль разлагает культуру изнутри, поскольку она является орудием управления толпой, её инстинктами. Христианская нравственность и религия утверждают послушную «мораль рабов». Поэтому необходимо осуществить «переоценку ценностей» и выявить основания морали «сильного человека». Тем самым Ф. Ницше различает два типа морали: господскую и рабскую. В морали «господ» утверждается ценность жизни, которая наиболее проявляется на фоне природного неравенства людей, обусловленного различием их воль и жизненных сил. «Новая мораль» может появиться только в результате ниспровержения господской, высшей морали, а на это способны только рабы. Новая мораль утвердится только через «восстание рабов в морали». Лишь сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен. Он не связан никакими моральными обязательствами и нормами. «Сильный человек» — это сверхчеловек и только он может быть субъектом морали. В «Генеалогии морали» Ф. Ницше дает определение подобному типу людей, «сверхчеловеков»: они «...проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, - по отношению к внешнему миру, там, где начинается чужое, чужие, они немногим лучше необузданных хищных зверей. Здесь они наслаждаются свободой от всякого социального принуждения, они на диком просторе награждают себя за напряжение, созданное долгим умиротворением, которое обусловлено мирным сожительством. Они возвращаются к невинной совести хищного зверя». Как торжествующие чудовища, пишет философ, люди-сверхчеловеки идут с ужасной смены убийств, поджогов, насилия и погромов, они идут как после выполненного дела с гордостью и душевным равновесием. Они уверены, что поэты надолго теперь будут иметь тему для творчества и прославления. В основе всех этих рассуждении нельзя не увидеть признак хищного зверя, жаждущую добычи и победы «белокурую бестию». «Сверхчеловек», о котором рассуждает философ, придет как высший биологический тип человека, взращенный «новой моралью». Новая мировая правящая раса должна будет господствовать на земле. Ей противопоставляется стадо людей, которое само в себе несёт инстинкт к самосохранению, реализующийся как против вырождающихся (преступников), так и против «выдающихся над толпой». Только «высшая раса» обладает чувством благородства, «аристократичностью». Этого-то как раз и недостает современным «господам» фабрикантам и торговым деятелям, сетует философ, чтобы стать господствующей силой. Немецкий нацизм истолковал эти рассуждения философа в соответствии со своей идеологией уничтожения «слабых» ради расцвета «высшей расы», тем самым исказив его мысли, превратив Ф. Ницше в человеконенавистника и пророка расизма. Но если внимательно отнестись к трудам философа, то мы обратим внимание на гуманизм и миролюбие его идей. Ф. Ницше резко выступает против стадности и подчинения личности толпе. В «Веселой науке» философ оповещает весь мир о том, что «Бог умер! Бог мертв! И это мы его умертвили!» Смерть Бога поделила историю человечества, и это выразилось в отказе от ценностей, которые лежали в основе европейской культурной традиции. О смерти Бога всему миру возвестил и Заратустра. В книге «Так говорил Заратустра» идея «сильного человека» приобретает иное (антихристианское) звучание, которое наиболее полно проявилось в другой работе Ф. Ницше «Антихристианин». Смысл формулы «Бог умер» передает всю трагедию христианского учения, когда «вера в христианского Бога перестала заслуживать доверия». Евангельским деяниям Христа философ противопоставляет мощь язычника Диониса, надежде «на спасение» - факт «вечного возвращения», христианскому состраданию - мирские страдания. Он отрицает священные ценности религии, а трактовке христианства как великого порока он противопоставляет высоко моральную сущность «сверхчеловека». Роман Ф. Достоевского «Идиот», по мнению многих исследователей, оказал огромное влияние на философа, что нашло своё проявление в ницшеанской характеристике христианства. Евангелие Ф. Ницше сравнивает с миром «русского романа» и сожалеет, что рядом с Христом «не жил какой-нибудь Достоевский». По мнению философа, писатель Ф. Достоевский является «единственным психологом», у которого он мог чему-либо «научиться». Нигилизм является следствием разложения морали, потери всех ценностных ориентиров и ведет к вырождению всего человечества, к декадансу (распаду). Слово нигилизм имеет русские корни и впервые употребляется в романах И. Тургенева, попавших с переводами на Запад. Причиной нигилизма, по мнению Ф. Ницше, становится духовный и культурный кризис, чувство разочарованности и утраты всех нравственных норм и смыслов существования. «Вечные ценности обесцениваются, пишет философ, нет цели, нет ответа на вопрос «Зачем?». По мнению философа, французская революция и социализм, буддизм и христианство одинаково являются «нигилистическими» мировоззрениями, их движущей силой является бунт «недоделанных и неполноценных». Оттого главная его идея «сверхчеловека», может пониматься как своеобразная способность к «самопреодолению». Всем вариантам нигилизма Ф. Ницше противопоставляет свой миф о «вечном возвращении» и учение о «воле к власти». В мифе о «вечном возвращении» ощущается влияние на Ф. Ницше проблематики позитивизма. Только вместо сциентистской (наукообразной) терминологии он использует метафоры: взамен рассуждений о законе сохранения энергии и о конечности количества силы во Вселенной он предлагает образ «вечного возвращения» в виде дороги и ворот. Надпись над воротами свидетельствует, что миром правит «Мгновение». Гегелевский универсальный «прогресс» как путь к тотальному совершенному отрицается Ф. Ницше. |