Главная страница

Эссе. Эссе (Гегель). Философия Гегеля


Скачать 53 Kb.
НазваниеФилософия Гегеля
Дата28.01.2022
Размер53 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭссе (Гегель).doc
ТипДокументы
#344393

«Философия Гегеля»

Наше прошлое никуда не исчезает, оно лишь продолжает существовать в уже сформированном и накопленном опыте в нашей жизни.

В древности говорили, что именно история является наставницей жизни. И если призадуматься, то оно действительно так и есть. Человек всегда пытается отыскать ответ на вопрос современности, а на примерах из истории человек воспитывается в атмосфере уважения к человеческим ценностям.

История является одной из важнейших форм самосознания человека. Именно опытом истории мы стремимся воспользоваться, поскольку в структуре истолкования различных исторических события заключены борьбы идей и мнений человечества.1 Для того, чтобы лучше понимать современный мир, необходимо изучить и знать определенные закономерности прошлого. Философия, как наука, определенным образом способна «раскрыть» наши глаза на многие явления современности. В этой связи особую актуальность приобретает изучение работ философов и мыслителей различных эпох. Объектом нашего исследования является представитель немецкой классической философии – Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Каждая философская мысль базируются на определенных исследованиях, и, как бы, являясь продолжением определенной идеи, совершенствуется. Философия Гегеля не является тому исключением. Основным источником, повлиявшим на философию Гегеля были работы Лейбница и И. Канта. Учение Канта о познании выступило неким «путем» для рождения философии Гегеля.

В своей философии Гегель утверждал три основные ступени для развития познающей силы.2 Он говорил, что «весь процесс является необходимым движением от одной ступени развития к другой». Разум, по мнению Гегеля, является идеальной и логической субстанцией, которая не подвергает внешним влияниям и не может быть возвращена в первоначальную субстанцию бессознательного. Фактически, в системе философии Гегеля существует три основные части:

- логика, которая отражает разум или идею

- философия природы, которая отражает разум или идею в ее инобытии

- философия духа, которая отображает идею в себе

«Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел».3

По Гегелю разум является единственно существующим: что разумно, говорит он, то действительно, что действительно, то и разумно. Именно Гегель определяет дальнейшее развитие логики, именно он способствует раскрытию абсолютной идеи, а его метод в последующем именуют – диалектический метод.

Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики. Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной.

В процессе анализа первоисточника были выявлены следующие позиции:

- Онтологическая и гносеологическая позиция:

В философии Гегеля невозможно разделить две данные позиции, поскольку они чрезвычайно близки друг другу, и одно, не может существовать, происходить без другого.4

В данном случае фундаментальным является процесс развития, который трактуется в достаточно широком смысле. Развитие рассматривается с позиции некой абсолютной идеей, которая, в свою очередь является основой онтологии и гносеологии Гегеля.5 Представляется интересным, что гносеология, как бы «вытекает» из онтологии. Рассмотрим подробно.

Мир, по Гегелю, является своеобразны отражением идеи абсолютной, то есть вполне логично, что далее, кроме абсолютной идеи ничего не существует. Здесь возникает вопрос – что есть развитие? Гегль утверждает, что для всякого познания необходимо соотнесение, сравнение. При том, если мы имеем дело с чем-то единичным, то необходимо соотнесение его с самим собой. Противопоставление, некое противоречие – вот основа познавательного принципа Гегеля.

Гегель создает цепь: утверждение – противопоставление – синтез, в некоторой литературе употребляют выражение «тезис-антитезис-синтез». Именно в соотвествии с данной цепочкой человек может познавать мир, и идею в ее саморазвитии.

- аксиологическая позиция:

Рассматривая аксиологическую позицию, следует отметить, что здесь существует некая ассиметрия (разность), как раз то, противопоставление, о котором мы говорили выше. Приведем такой пример. На бытовом уровне между истиной и ценностью имеются различия. То есть слово «истинный» употребляют исключительно в утверждениях.

Но, например, фраза «истинное искусство», «истинный ценитель» слово имеет несколько иное значение, фактически употребляется вместо определенного слова. Данное обстоятельство позволяет рассуждать о двух видах истины.6 В философии Гегеля это является определенным фундаментом.

Таким образом, Гегель, как представитель немецкой школы философии, внес неоценимый вклад в философию, как особую науку. Более того, после себя Гегель оставил школу, которая именуется гегельянством. В дальнейшем данная школа отделилась на несколько разных направлений.

Представляется интересным, что основным спорным моментом и поводом для этого разделения послужили вопросы религии.7 Необходимо также отметить, что Маркс и Энгельс, исследовав в последующем философию Гегеля создали на основании его философии систему экономического материализма.

Также, важно отметить, что философия Гегеля оказала значительное влияние на развитие наук. Многие научные области развивались в соотвествии с основными идеями и системой Гегеля. Гегель внес неоценимый вклад во многие области и отрасли наук, а его работы, основные философские идеи являются актуальными и по сей день!


11 Бакрадзе К. С. Система и метод философии Гегеля. — Тбилиси: Изд-во ТГУ, 2015

2 Каримский А. М. Философия истории Гегеля. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 272 с. — (История философии). — 8 310 экз. — ISBN 5-211-00003-X. (в пер.)


3 Кричевский А. В. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. — М.: ИФ РАН, 2009. — 199 с. — ISBN 978-5-9540-0142-6

4 Леденева Е. В. Ничто у Сартра и Гегеля // Credo new, 2013, № 2.

5 Гайм Р. Гегель и его время. Лекции о первоначальном возникновении, развитии, сущности и достоинстве философии Гегеля. / Пер. с нем. П. Л. Соляникова. — СПб.: Наука, 2006. — 392 с. — ISBN 5-02-026909-3

6 Каримский А. М. Философия истории Гегеля. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 272 с. — (История философии). — 8 310 экз. — ISBN 5-211-00003-X. (в пер.)


7 Мао Йонг. Место Гегеля и Маркса в современном Китае. // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. — М.: Республика, 2000. — С. 237—251. — ISBN 5-250-02749-0



написать администратору сайта