Главная страница
Навигация по странице:

  • Определение понятие «диалектическое мышление» у дошкольников

  • Способы формирования основ диалектического мышления у дошкольников

  • ТРИЗ и работа с противоречиями в процессе формирования диалектического мышления у дошкольников

  • Список литературы

  • Диалект мышление. Формирование основ диалектического мышления. Работа с противоречиями


    Скачать 50.14 Kb.
    НазваниеФормирование основ диалектического мышления. Работа с противоречиями
    Дата10.05.2022
    Размер50.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиалект мышление.docx
    ТипРеферат
    #519846


    Практическое задание

    по предмету

    Дошкольная педагогика на тему:

    «Формирование основ диалектического мышления.

    Работа с противоречиями»

    Содержание




    Введение

    3

    1

    Определение понятие «диалектическое мышление» у дошкольников

    5

    2

    Способы формирования основ диалектического мышления у дошкольников

    6

    3

    ТРИЗ и работа с противоречиями в процессе формирования диалектического мышления у дошкольников

    7




    Заключение

    21




    Список литературы

    22


    Введение

    Современными психологическими исследованиями определено, что основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста. В связи с этим перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условия для становления у детей основных мыслительных операций диалектического характера. [2, с.109]

    В современных условиях возрастает необходимость формирования навыка работы с информацией, важностью личностного роста каждого ребенка, развития его мышления, и как следствие, повышение познавательной мотивации. Одной из современных технологий, используемых для развития мышления дошкольников, является ТРИЗ .Использование приёмов и методов ТРИЗ помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы. ТРИЗ дает возможность развивать и творческий, и интеллектуальный потенциал дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности. Положительная мотивация использования приемов ТРИЗ заключается в том, что она позволяет соединить совместную образовательную деятельность и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

    Цель данной работы – изучение роли ТРИЗ, в целом, и работы с противоречиями, в частности, для формирования основ диалектического мышления у дошкольников.

    Для этого необходимо решить следующие задачи:

    1. Определить понятие «диалектичное мышление» у дошкольников.

    2. Описать способы формирования основ диалектического мышления у дошкольников.

    3. Определить возможности ТРИЗ и работы с противоречиями в процессе формирования диалектического мышления у дошкольников.

    Основной метод, используемый в данной работе – анализ научной и практической литературы.

    Структура работы состоит из введения, з параграфов, заключения и списка литературы.

    В качестве основного источника информации используется книга Сидорчук Т.А «Методы формирования навыков мышления воображения и речи дошкольников».



    1. Определение понятие «диалектическое мышление» у дошкольников

    Проблематика изучения диалектического мышления детей дошкольного возраста складывалась на протяжении XX–XXI  вв. Так, Л.С. Выгодский стал системно применять диалектический подход для изучения различных аспектов детского развития. Ж.Пиаже был одним из первых, кто стал экспериментально исследовать диалектическое мышление детей. Несмотря на то, что Ж.Пиаже исследовал элементарные диалектические структуры, в целом он исходил из ограниченности интеллекта детей дошкольного возраста. [1]

    Возможности развития диалектического мышления дошкольников были представлены в исследованиях А.В.Запорожца и Г.Д.Лукова. Они экспериментально доказали, что дети дошкольного возраста способны отражать противоречивые ситуации и понимать причинность простейших событий. Позднее К. Ригель охарактеризовал диалектическое мышление как умение анализировать ситуацию с противоположных точек зрения. Подход К.Ригеля во многом определил направление дальнейших исследований диалектического мышления.[1]

    Диалектическое мышление школьников как мышление, оперирующее средствами диалектической логики, исследовал В.В.Давыдов. Он исходил из понимания диалектического мышления как теоретического, методом которого является восхождение от абстрактного к  конкретному. [1]

    В публикациях Н. Е. Вераксы диалектическое мышление рассматривается как оперирование отношениями противоположности. В них описаны диалектические мыслительные действия, характеризующие стратегии преобразования противоречивых проблемных ситуаций, и  средства диалектического мышления (комплексные и циклические представления). Циклические представления выступили в качестве структурных оснований диалектического мышления дошкольников.[1]

    Таким образом, согласно концепции Николая Веракса, диалектическое мышление — это система специальных диалектических мыслительных действий, позволяющих оперировать противоположными отношениями, являющимися интеллектуальными механизмами творчества. Диалектическое мышление – творческое мышление. Продукт творчества – сам мыслительный процесс.


    1. Способы формирования основ диалектического мышления у дошкольников

    Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики и, которые проявляются в различных видах деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

    В 1946 году в СССР началась работа над созданием научной технологии творчества. Новая технология получила название ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С .Альтшуллер. В 80–е гг. возникло новое направление в образовании – ТРИЗ -педагогика. В центре внимания ТРИЗ -педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач в различных областях деятельности. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

    Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.

    Идеальное обучение – это когда самого обучения нет, а функция его выполняется в игре. Игра будет полезной и интересной, чем больше в ней придется думать. Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие. Воспитатель должен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать.

    Таким образом, одним из эффективных способов формирования диалектического мышления является ТРИЗ.


    1. ТРИЗ и работа с противоречиями в процессе формирования диалектического мышления у дошкольников

    При решении изобретательской задачи основное место принадлежит работе с противоречиями. При обучении детей дошкольного возраста работе с противоречием ставятся задачи:

    Формировать чувствительность к проблемной ситуации.

    Учить находить объект, к которому предъявляется претензия.

    Выявлять противоречивые свойства у этого объекта.

    Находить объекты, которые "требуют" наличие этих противоречивых свойств.

    Формулировать противоречие.

    Знать способы разрешения противоречий.

    Применять способы разрешения противоречий в изобретательской задаче.

    Оценивать полученные решения и выбирать лучшее для конкретной ситуации.

    Формировать умение рефлектировать.[2, с.109]

    Основным средством обучения дошкольников работе с противоречием является система творческих заданий. В основе понятия "творческое задание" лежит одно или два мыслительных действия диалектического характера, которые необходимо произвести с объектом или его признаками.

    В систему заданий входят следующие группы:

    1. Творческие задание на формирование чувствительности к противоречиям.

    2. Творческие задания на обучение формулировке противоречий.

    3. Творческие задания по обучению способам разрешения противоречий.[2, с.110]

    Творческие задания на формирование чувствительности к противоречиям.

    Развитие у детей чувствительности к противоречиям необходимо начинать с заданий, построенных на обсуждении реальных объектов и явлений природы. Затем необходимо переходить к обсуждению объектов, описанных в художественной литературе.

    Рассмотрим примеры проведения творческих заданий, которые описаны Сидорчик Т.А[2, с.110-111].

    1. "Найди противоположное слово"

    Цель: учить детей находить слова – антонимы.

    Основное действие: ведущий называет слово – играющие произносят антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом, бубном или другими предметами.

    Рекомендации по проведению заданий:

    Педагог должен иметь перед глазами словарик антонимических пар. Подбор антонимических пар осуществляется с учетом возраста детей.

    Темп заданий должен быть достаточно быстрый.

    Ведущий прекращает игру, если дети устали.

    Необходимо организовать коллективный поиск антонимической пары, если ребенок не справляется самостоятельно. Во время проведения задания педагогу необходимо ставить задачу обогащения словаря детей.

    Включать творческие задания можно:

    как часть другой игры ("Жмурки" – поймали – назови слова, противоположные по значению);

    в режимные процессы (умывание: мыло мокрое, а полотенце сухое);

    как часть какого-либо занятия (математика: геометрическая форма – округлая, а бывает – угловатая).

    В таблице 1 обобщены варианты проведения задания "Найди противоположное слово" в зависимости от возраста детей. [2, с.110-111].

    Таблица 1.

    "Найди противоположное слово"

    Задания для детей 4 лет.

    Задания для детей 5 лет

    Задания для детей 6 лет

    Воспитатель предлагает слово – прилагательное, а ребенок говорит противоположное по значению (хороший – плохой, умный – глупый, твердый – мягкий).

    Существительное - играющие называют противоположное (правда – ложь, Незнайка – Знайка).

    Глагол с последующей заменой на противоположное значение данному действию (лечь – встать, плакать – смеяться и др.).


    Детям предлагаются вразброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово.

    Пример: редкий – густой (отвечает на вопрос какой?); работа – отдых (что?); бежит – лежит (что делает?) и т.д.

    В задания вводятся наречия. Название части речи детям можно не говорить, но вопрос "Как?" – указывать (тяжело – легко, широко – узко и др.).

    Ребенок (ведущий) называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", пусть его поправляют дети.

    Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Игра может идти как соревнование.

    Пример: команда девочек называют противоположные по значению существительные (слова, отвечающие на вопрос что?), а мальчики – глаголы (действия, слова с вопросом что делают?).

    Педагог называет литературное произведение. Дети перечисляют героев с противоположными характеристиками (сказка "Золушка": мачеха жестокая, а Золушка – добросердечная; сестры – бездельницы, а Золушка – труженица).

    2. "Где прячутся противоположности?"

    Цель: учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие.

    Основное действие: ведущий называет объект, а играющие находят в нем противоположности и объясняют их наличие. Либо наоборот: называются противоположности и подбираются объекты, в которых они "прячутся".

    Примеры проведения задания "Где прячутся противоположности?"в зависимости от возраста детей приведены в таблице 2. [2, с.111-112].

    Таблица 2.

    "Где прячутся противоположности?"

    Задания для детей 4 лет.

    Задания для детей 5 лет

    Задания для детей 6 лет

    Дети получают картинки с изображением объекта. Ведущий называет антонимическую пару значений одного признака. Играющие их должны найти и объяснить.

    Пример: у детей картинки с изображением кошки, щетки, стула и др. Педагог предлагает найти противоположные свойства: мягкий – твердый. Объяснение детей: у кошки шерсть мягкая, а коготки – твердые; у щетки низ мягкий, а верх – твердый; сиденье у стула – мягкое, а перекладины – жесткие.

    Усложнение задания может быть связано с оценкой данного свойства на уровне "хорошо – плохо".

    Пример: верх у щетки твердый – это хорошо, потому что щетинки держатся, но плохо для ног – можно удариться, споткнуться. Низ у щетки мягкий – это хорошо, потому что пыль туда собирается, но плохо – быстро стирается щетина.


    Дети получают картинки с изображением объекта и самостоятельно находят противоположные значения признака с последующим объяснением. Игра проходит в виде соревнования.

    Пример: один ребенок получает картинку с изображением телевизора, а другой – с изображением ботинок. Телевизор: блестящий и тусклый, горячий и холодный, округлый и угловатый и т.д. Ботинки: мягкие и твердые, большие и маленькие, дорогие и дешевые и т.д. Возможные объяснения: включенный телевизор становится горячим, а выключенный остывает; ботинки для малыша большие и болтаются на ноге, а для папы они маленькие.

    Ведущий предлагает обсудить какой-либо признак и найти противоположные значения этого признака. Затем надо назвать объекты, в которых эти противоположности присутствуют.

    Примерведущий называет признак "цвет", играющие называют противоположности: бесцветный – цветной, черный – белый, блестящий – тусклый.

    Ведущий называет героя сказки, а дети объясняют его противоречивые свойства. Обязательное условие – ребенок должен вспомнить эпизоды сказки, где эти свойства проявляются.

    Пример: Красная Шапочка – серьезная и легкомысленная. Серьезная потому, что решила помочь маме, порадовать бабушку. Легкомысленная из-за того, что не подумала и рассказала волку о своих планах.

    Ведущий просит играющих передавать друг другу предмет с условием, если найдено противоположные значения какого-либо признака.

    Пример: объект – книга. Первый ребенок: "Она мягкая и твердая по материалу", передается книга другому ребенку. Ответ второго: "Она светлая и темная по цвету", передается третьему: "Она полезная и бесполезная по своему делу. Пользу приносит тому, кто читает и бесполезна для того, кто не умеет читать" и т.д. Педагог, видя затруднение ребенка, просит всю группу детей помочь сформулировать противоположное значение какого-либо признака объекта.

    В таблице 3 представлены примеры проведения задания " Объясняли " направленные на обучение формулировке противоречий в зависимости от возраста детей. [2, с.113].

    Таблица 3.

    " Объясняли "

    Задания для детей 4 лет

    Задания для детей 5 лет

    Задания для детей 6 лет

    Объявляется игра "Объясняли". Детям предлагается картинка с изображением объекта (ботинки): "Ботинки могут быть и мокрыми и сухими. Объясните когда, в каких случаях это бывает" (ботинки – внутри сухие, снаружи – мокрые). К концу года воспитатель вводит усложнение: «Объясни, для кого это свойство нужно».

    Примернадо чтобы ботинки были сухими (для ног человека), а лужа делает их мокрыми.

    Работа по обучению формулировке противоречий в этом возрасте идет на полуактивном этапе. Ведущий задает вопросы, а дети отвечают с помощью взрослого.


    Вариант игры "Объясняли".

    Цель: учить детей обозначать словами части объектов, в которых находятся противоположности.

    Примерведущий называет объект (дерево). Следует вопрос: «В каких частях дерева прячутся противоположности?» (листики – тонкие, ветки – толстые; кора ствола – шершавая, листья гладкие). Или: "Зонтик. Где прячется противоположность?" (тент – мягкий, а ручка – твердая; короткий, когда в сумке и длинный, когда мамы его достает, что бы укрыться от дождя).

    Усложнение задания "Объясняла". Воспитатель просит детей объяснить, кому или чему нужно противоположное свойство этого объекта. "Зонтик короткий – это нужно тогда, когда дождя нет, что бы в сумку поместиться. Зонтик длинный, нужно что бы от дождя укрыться". "Объясняла" проводится только с рукотворными объектами, при этом подбираются объекты с явно выраженными противоположными свойствами (утюг и горячий и холодный)

    Творческое задание по типу "Объясняла" проводится на активном уровне. В этом возрасте можно использовать в качестве содержания заданий объекты природного мира.

    Примерведущий предлагает картинку с изображением объекта (дерево). Играющий самостоятельно определяет противоположные свойства (ствол упругий и гибкий) и объясняет, когда в каком случае это свойство необходимо (ствол дерева должен быть упругим, что бы не гнуться под тяжестью веток и должен быть гибким, чтобы ветер не сломал его).

    Итог задания - вывод: для веток ствол должен быть упругим, а для ветра – гибким.



    Творческие задания по обучению детей способам разрешения противоречий

    Задание "Решаем противоречие"[2, с.115]

    Цель: учить детей наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований; учить пользоваться некоторыми приемами разрешения противоречий.

    Осознание способов разрешения противоречий позволяет детям использовать их при решении творческих задач.Педагогу надо помнить, что не так важно решить с детьми задачу, как привести к осознанию приемов, с помощью которых это производится.

    Работа с творческими заданиями организуется с учетом следующих рекомендаций:

    1. Текст заданий должен быть максимально "присвоен" детьми, то есть, понят, интересен и принят для решения.

    2. В процессе работы с творческим заданием воспитатель уточняет представления детей в разных областях знаний.

    3. Итогом работы с заданием нужно считать не столько само решения, сколько процесс мышления при его решении.

    4. По результатам работы с заданием целесообразно организовать практические занятия. [2, с.116].

    Сидорчик Т.А. описывает алгоритм решения изобретательских задач[2, с.116-119], который успешно адаптируется к работе с дошкольниками и состоит из нескольких шагов. Описание каждого шага включает в себя:

    1. пояснение,

    2. основную характеристику проблемной ситуации,

    3. сквозной пример,

    4. перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа.

    Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

    Пояснение - представление некоторой проблемной ситуации, наблюдаемой в действительности, взятой из литературного произведения или придуманной воспитателем. Основное средство очерчивания ее границ – вербализация данного проблемного поля (вербальная модель).

    Основная характеристика проблемной ситуации:

    Неясность требований по отношению к какой-либо группе объектов.

    Недовольство возникшей ситуацией, которое не решается типовым ходом (известными аналогиями).

    Сквозной пример- на территории бывшего детского лагеря смерти надо поставить памятник.

    Перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа:

    наличие понимаемой и активной речи;

    умение устанавливать причинно – следственные связи;

    чувствительность к проблемам.

    Шаг 2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации

    Пояснение - вычленение творческой задачи конкретного содержания из проблемной ситуации.

    Основная характеристика:

    Выявление основных объектов.

    Обозначение признаков объектов.

    Наличие вопроса изобретательского плана: как быть? что делать?

    Сквозной пример: необходимо создать памятник погибшим детям.

    Как должен выглядеть памятник тому, кто погиб?

    Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:

    выявление объектов, обозначение их признаков, постановка конкретного вопроса по отношению к выделенным объектам и их признакам.

    Шаг 3. Построение абстрактной модели конкретной задачи

    Пояснение - создание абстрактной модели задачи на основе текста конкретной творческой задачи

    Основная характеристика этапа:

    Наличие противоречия, то есть предъявление двух противоположных требований к признаку объекта.

    Сквозной пример:памятник должен быть с изображением детей (потому что это памятник детям).

    Памятник не должен быть с изображением детей (потому что они погибли).

    Умения детей, необходимые для реализации этого этапа: чувствительность к противоречиям; умение формулировать противоречия; выявление объектов и их признаков.

    Шаг 4. Построение абстрактной модели решения задачи

    Пояснение- представление идеального конечного результата: сам объект решает проблему, либо объекта нет, а функции его выполняются. Привлечение принципов разрешения противоречий для достижения ИКР.

     Идеальный конечный результат (необходимость удовлетворить оба несовместимых требования). Привлечение модельных аналогов (принципы разрешения противоречий или сочетания противоположностей) в достижении ИКР и разрешения противоречия.

    Сквозной примерамо изображение детей показывает, что их нет. Изображения объемно, а надо сделать его вогнутым (принцип наоборот).

    Умения детей необходимые для реализации этого этапа: представление идеальных систем по отношению к определенным признакам объектов; поиск аналогов из жизненного опыта; умение использовать накопленный ранее жизненный опыт, сформулированный в виде типовых абстрактных решений; владение приемами разрешения противоречий.

    Шаг 5. Выявление ресурсов объекта и выход на конкретное решение

    Пояснение - выявление конкретных ресурсов объекта и выход на конкретное решение.

    Основная характеристика этапа:

    В конкретном месте в конкретное время задействован конкретный ресурс объекта: конкретные признаки приобретают конкретные значения.

    Сквозной пример: объекта нет, но видно, что он здесь был.

    Жизненный опыт - аналогия: след на песке или в глине.

    След от тел детей (тень или вмятина на чем - либо)

    Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:  выявление ресурсов объекта (снятие стереотипов при описании признаков и значений этих признаков у конкретного объекта в конкретной ситуации).

    Шаг 6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения

    Пояснение: решение конкретной задачи – есть текст новой задачи.

    Основная характеристика этапа:

    Выявление основных объектов, обозначение их признаков;

    Наличие вопроса изобретательского плана (см. второй шаг).

    Сквозной пример: след чего и где может оставить ребенок,  которого нет,  и чтобы видно было, что он маленький и что его утрата принесла боль кому-то….

    Самое тяжелое переживание по погибшим детям ложится на матерей. Как должен выглядеть памятник, который показывал бы пустоту и горе матери, лишившейся детей? В нем должны быть какие-то следы детей (следы - вмятины от частей их тел рядом с матерью или на ней самой).

    Выход на контрольное решение: памятник с изображением матери в длинном платье, на котором отпечатаны фигуры детей разного возраста.

    Умения детей, необходимые для реализации этого этапа: построение нового текста из текста решенной задачи; умение связывать решенную задачу с исходной проблемной ситуацией.

    Шаг 7. Далее с шага № 3 идет повторение

    Пояснение - если нет приемлемого описания идеи решения, то выявляются подзадачи, идет возврат на один из шагов 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько четко сформулирована подзадача на этих этапах.

    При этом каждый раз идет накопление результатов, полученных ранее.

    После каждого прохода следует этап рефлексии:

    Оценка возможностей соединения воедино накопленных промежуточных идей.

    Оценка полученных результатов синтеза.

    Формулирование новых подзадач в случае неудачно синтезированного решения.

    Оценка формулировок подзадач.

    Основная характеристика:

    Синтез накопленных промежуточных решений.

    Оценка полученного решения.

    Сидорчик Т.А. в книге «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников» приводит примеры занятий с детьми дошкольного возраста по решению творческих задач в разном возрасте, которые представлены в таблицах 4,5,6 [2,с.120-126].

    Таблица 4.

    Решение творческой задачи с детьми 4 года жизни.

    Воспитатель

    Дети

    Шаг №1 Один мальчик любил играть в мяч. Как можно играть в мяч? Однажды этот мальчик взял мячик на улицу. Какие беды могут случиться с мячиком при этом?

    Можно кидать, катать, стукать…  

    Под машину может укатиться, мальчишки плохие заберут…

    Шаг №2 Этот мальчик играл в мяч, и мяч упал в большую глубокую лужу. Как этот мяч достать мальчику?  

      Ответы детей могут быть разнообразны. Воспитатель стимулирует высказывания детей и критически к ним не относится.

    Шаг №3 Ребята, почему мальчику надо достать мяч? А может ли он это сделать? Почему нет? Мальчик должен достать мяч для чего? И не может, почему?

      Мама поругает, если мяч останется в луже. И ему играть хочется. А не может он достать, потому что сапог нет резиновых и лужа глубокая.  

    Шаг №4 А что, если мальчик был сообразительный и стал думать, как бы мяч сам к берегу приплыл?

      Он сам не может. Он живой стал, как колобок и ножками раз-раз или прыгать по луже сам стал прямо к берегу.

    Шаг №5 И все же ребята, что может мячик и за счет чего он может плыть?   А как сделать так, чтобы лужа сама "ушла" куда-нибудь?  

      Он может плавать по луже, когда на него дуют или волны ему помогают. Надо взять дощечку и в воде побулькать, чтобы волны были, мяч к другому берегу и приплывет.   Надо ямочку такую длинную как коридорчик сделать, вода из лужи вытечет, мяч тогда на земле останется.

    Шаг №6  Решил мальчик, что, наверное, волны помогут ему, но дощечки рядом не было. Что же может помочь мальчику сделать волны в луже?

      Ответы детей.


    Таблица 5

    Решение творческой задачи с детьми 5 года жизни.

    Воспитатель

    Дети

    Шаг №1 В одном удивительном королевстве был город зверей. Все жили хорошо и счастливо. В этом городе захотел жить жираф, но у него не было своего дома. В чем тут задача?

      Можно построить дом. Попросить кого-нибудь построить дом. Может быть, ему дадут квартиру или он ее купит.

    Шаг №2 Да, действительно он захотел построить дом, но земля была у аэродрома. Какой по размеру жираф? Какой у него должен быть дом? Можно ли такой дом строить там, где снижаются самолеты? Как же построить здание жирафу при условии, что другого места для дома у него нет.

      Жираф высокий, у него длинная шея. Дом должен быть высоким. Но высокий дом строить нельзя около аэропорта, потому что может быть авария.    

    Шаг №3 Итак, дом должен быть высоким для кого? И дом должен быть низким. Для чего?   Кто мне скажет противоречие?

      Должен быть высоким для жирафа. Должен быть низким для того, чтобы не было аварий у самолетов. Дом должен быть и высоким, и низким.

    Шаг №4 А что, если представить, что дом удобный и жирафу по высоте и самолетам он не мешает приземляться.

      Дом и такой и другой. Или то -  такой, то -  другой. А может быть кусочек дома высокий и кусочек низкий. Дом на бочок положить.

    Шаг №5 А какие ресурсы места могут быть, на котором строит дом жираф? Земля бывает прямая (с ямками).

    Надо поставить дом в ямку. Он будет высокий для жирафа и низкий для самолетов.

    Шаг №6 Построил дом жираф, но что-то проблемы у него появились. Какие, как вы думаете?

    Ответы детей: Как ему в такой дом спускаться? А окошки ему куда делать, они же в землю смотреть будут?

    Шаг №7 Какую задачу мы решали с вами, ребята? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи?

    Ответы детей…


    Таблица 6.

    Решение творческой задачи с детьми 6 года жизни.

    Воспитатель

    Дети

    Шаг №1 Двое рыбаков вышли на небольшой яхте в море, чтобы наловить рыбу. Какие проблемы могут у них возникнуть из-за этого? Но случилось так, что они увидели огромную стаю рыб. Какая?

      Могут не найти рыбы. Попасть в шторм. Сеть порваться и т.д.   Как сделать так, чтобы всю эту рыбу поймать?

    Шаг №2 Рыбы поймать надо много, но яхта маленькая. Как быть? Что делать?

      Поймать только немного рыбы.  

    Шаг №3 Рыбаки должны поймать много рыбы. Зачем? Как вы думаете? И не должны поймать много, почему?

      Чтобы ее продать и что-нибудь купить или консервы сделать. Они не должны ловить много, потому что на маленькой яхте вся рыба не поместится.

    Шаг №4 А как сделать так, чтобы сама рыба вся наловилась и на яхту ее помещать не надо?

      Пусть рыба сама к берегу приплывет.  

    Шаг №5 А какие ресурсы есть у рыбы, для того, чтобы она сама поплыла к берегу.

      -   Надо ее кормом за яхтой поманить, или лучше сеть забросить и тащить за яхтой вместе с рыбой.

    Шаг №6 Замечательно, рыба в сети по воде за яхтой приплывет к берегу. Но вот беда, сеть рыбаки забыли на берегу.

      -   Тогда надо сеть из паруса сделать, дырочки порезать, а яхта на моторе поплывет.

    Шаг №7 Какую задачу мы решали с вами, ребята? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи?

      Ответы детей…


    В таблице 7 описаны игры и творческие задания по обучению детей работе с противоречиями с методическими рекомендациями [2,с.129].

    Таблица 7.

    Примеры игр и творческих заданий по обучению детей работе с противоречиями.

    Название игры, цель

    Содержание, методические рекомендации

    "Маятник"

    Учить выделять противоречивые свойства объекта.  

    Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. Проводится со среднего возраста

    "Пинг – понг"

    Упражнять в подборе слов – антонимов.

    Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", ребенок должен его поправить. Проводится во всех возрастных группах.

    "Перевертыш"

    Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «хорошо – плохо».  

    Ведущий называет какое-либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения. ПР: мама купила новые ботинки. Ответ первого ребенка: «Это хорошо, потому что у меня не намокнут ноги». -    У тебя не намокнут ноги, это плохо. Почему? Ответ второго ребенка: «Потому что придется идти к зубному врачу». -    К зубному врачу идти хорошо почему? Ответ третьего ребенка: «Потому что мне вылечат зуб, и он не будет болеть».

    "Кто (что) это может быть?"

    Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств.

    Воспитатель задает два значения одного признака (что может быть сухим и мокрым). Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые). Проводится со среднего возраста.

    "Помирим гномов"

    Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий.

    Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет обладает противоположными свойствами (бывает и большим, и маленьким одновременно). Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов.

    "Один – хорошо, много – плохо"

    Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество.  

    Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют (кто-то кошку, кто-то собаку). Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого. Устанавливается зависимость количества – качества объекта от площади, на которой этот объект находится. Проводится со среднего возраста. Усложнение: воспитатель предлагает игру "Один – плохо, а много – хорошо".


    Заключение

    Таким образом, диалектическое мышление — это система специальных диалектических мыслительных действий, позволяющих оперировать противоположными отношениями, являющимися интеллектуальными механизмами творчества. Основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста. Использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. При решении изобретательской задачи основное место принадлежит работе с противоречиями. Основным средством обучения дошкольников работе с противоречием является система творческих заданий.

    В систему заданий входят следующие группы:

    1. Творческие задание на формирование чувствительности к противоречиям.

    2. Творческие задания на обучение формулировке противоречий.

    3. Творческие задания по обучению способам разрешения противоречий.

    Варианты организации творческих заданий могут быть различными, усложняться в зависимости от возраста.

    Взрослому в данном процессе важна подготовка и подбор заданий в зависимости от целей и возраста детей, а также умение создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

    Список литературы

    1.Веракса Н. Е., Свиридова Е. В., Тулебаев Д. А., Фоминых А. Я. Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. Выпь. 4. С. 374–384.

    2.Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников: (учебное пособие для работников дошкольных учреждений) / Т. А. Сидорчук. - Ульяновск, 2015. - 247с.



    написать администратору сайта