Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие постмодерна

  • Основные темы постмодерна

  • Проблемы и идея

  • «Устарелость человека» Уже в середине ХХ века западные исследователи заявляют об «устарелости человека

  • Постмодернистская теория

  • Основные принципы философии постмодерна

  • Постмодернизм в современной философии и его разновидности

  • реферат по философии. Французская школа постмодернизма


    Скачать 33.35 Kb.
    НазваниеФранцузская школа постмодернизма
    Дата24.03.2019
    Размер33.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат по философии.docx
    ТипРеферат
    #71416


    Реферат

    По дисциплине «Философия»

    на тему «Французская школа постмодернизма»

    Содержание:

    Введение…………………………………………………………………….……3

    1. Понятие постмодерна………………………………………………….….4

    2. Основные темы постмодерна…………………………………………......5

    3. Проблемы и идея………..…………………………………………………6

    4. «Устарелость человека»…………………………………………………..7

    5. Жан-Франсуа Лиотар………………………………………………….…..8

    6. Постмодернистская теория……………………………………………....10

    7. Основные принципы философии постмодерна………………………...11

    8. Постмодернизм в современной философии и его разновидности….....12

    9. Заключение………………………………………………………………..13

    Литература……………………………………………………………………….14

    Введение

    В настоящее время постмодерну как явлению посвящаются исследования разных уровней. Философский постмодерн нередко рассматривают как единую школу, полагая при этом «культуру симулякра, вдохновленную Платоном». Чаще всего такое представление философов-постмодернистов, как единого направления, опирается лишь на внешнее сходство ряда положений, заявленных в их работах, которые вполне можно объяснить веянием времени 60-70 гг. во Франции. Иногда постмодерн представляется как некий всеобъемлющий феномен международного значения. Другими словами, даже терминологической ясности в исследованиях, посвященных постмодерну, не наблюдается.

    Философский постмодернизм – противостояние гегелевской концепции (антигегельянство), критика категорий этой концепции: единого, целого, универсального, абсолютного, бытия, истины, разума, прогресса. Самые известные представители:

    Ж. Деррида,

    Ж.Ф. Лиотар,

    Д.Ваттимо.

    Ж. Деррида выдвигал мысль о размывании границ философии, литературы, критики (тенденция эстетизации философии), создал новый тип мышления – многомерное, разнородное, противоречивое и парадоксальное. Ж.Ф. Лиотар считал, что философия не должна заниматься какими-то конкретными проблемами, должна отвечать только на один вопрос: «Что такое мыслить?». Д .Ваттимо утверждал, что бытие растворяется в языке. Истина сохраняется, но понимается исходя из опыта искусства.

    3

    Понятие постмодерна

    Постмодерн – это особый тип мировоззрения, в котором главными ценностями провозглашены свобода во всем, спонтанность и желания человека, его игровое начало; присутствует критическое отношение к современности, радикальный плюрализм в оценке современной культуры и общества.

    Понятие «постмодерн» (post – после) с восьмидесятых годов XX века прочно вошло не только в университетский, но и в повседневный лексикон. Условно можно сказать, что термин «постмодерн» используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX в., так и философской мысли, представленной именами Жоржа Батая, Жака ЛаканаЖака-Франсуа ЛиотараЖиля ДелёзаЖана БодрийяраФеликса ГваттариЖака ДерридаЮлии Кристевой и других. Однако дать точное определение данного понятия затрудняются даже сами теоретики постмодерна.

    4

    Основные темы постмодерна

    В постмодернистской философии часто выделяется четыре основные темы (Поликарпов В.С., 2001, С. 113 – 114):

    – агностическая – ни одно значение не существует вне языка, поэтому истина представляет собою лингвистический феномен; знание есть набор словесных конструкций различных групп людей, которые преследуют свои интересы;

    – прагматическая – интеллектуальная продукция осуществляется в практической деятельности; критерием является успех, достижение задуманного;

    – эклектическая – сознательная установка на эклектизм, выбор самых различных средств, их смешивание и комбинация для достижения цели, принцип смешения стилей;

    – анархо-демократическая – знание распределено среди определенных групп людей, вовлеченных в языковые игры, которые нужны для организации власти, насилия над человеком, его сознанием и поведением.

    5

    Проблемы и идея

    Наиболее общая тема постмодернизма – поиск нового смысла, новой целостности, ориентиров, а также абсурдность и сумасшествие мира, конечность всех устоев, поиск новых идеалов.

    Постмодернисты ставят проблемы:

    • самоуничтожения человечества и человека;

    • усредненности и подражательности массовой культуры;

    • избытка информации.

    Постмодернизм – социально-психологическая реакция на отсутствие положительного результата от прогресса. Цивилизация, развиваясь, в то же время разрушает сама себя. В этом и заключается его концепция.

    Основная идея постмодернизма — совмещение и смешение различных культур, стилей и направлений. Если модернизм рассчитан на элиту, то постмодернизм, характеризуясь игровым началом, делает свои произведения универсальными: массовый читатель увидит занимательную, иногда скандальную и странную историю, а элитарный – философское содержание.

    Г. Кюнг предлагает использовать этот термин во «всемирно-историческом плане», не ограничиваясь только сферой искусства. Постмодернизм руководствуется концепцией хаоса и распада. Жизнь – замкнутый круг, люди действуют по шаблону, живут по инерции, они безвольны.

    6

    «Устарелость человека»

    Уже в середине ХХ века западные исследователи заявляют об «устарелости человека», а, следовательно, и человеческих экзистенциалов, важнейшим из которых является любовь. В лагерях уничтожения индивид аннулируется, человек превращается в экземпляр. В этой связи, подчеркивая возрастающую роль компьютерной техники, один из главных теоретиков постмодерна Жак-Франсуа Лиотар в конце семидесятых годов ХХ века в работе «Состояние постмодерна» отмечает: «Банки данных являются энциклопедией завтрашнего дня. Они превышают способности каждого пользователя и по своей «природе» принадлежат человеку постмодерна» (Лиотар Ж.-Ф., 1998. С. 125). Философы постмодерна констатируют: техника вытесняет человека. Экономические отношения производства и сферы услуг овеществляют человека и редуцируют его возможности за счет инструментальных процессов и технических возможностей.

    7

    Жан-Франсуа Лиотар

    Жан Лиотар (1924-1998) является основателем постмодернизма. Во второй половине ХХ в. благодаря широкому распространению информационных технологий возник новый тип культуры – постмодерн.

    Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка, «никто не владеет целым». Возникло много новых языковых игр, кибернетических, логических, математических, так называемых теорий игр и катастроф. Изменился характер знания. Старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое проблемой истины, вызывает недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени ее операциональности. На первый план выходят критерии эффективности и прибыльности. На смену логике универсальных принципов пришла паралогика (отклонение). Эти связи осуществляются в условиях противоборства, агонистики.

    8

    Постмодернистская теория

    В свете постмодернистской теории кажется, будто бы человек вынужден постоянно заново открывать самого себя. Если проект модернистского человека состоял в единстве жизни, направленной на развитие самосознания и личности, то биография человека постмодерна характеризуется разломами, новыми начинаниями и изменчивостями. Это неуверенная жизнь, в которой человек не может больше полагаться на проверенные координаты модерна: нет центрального субъекта, нет центра жизни, нет никакой предписанной цели, нет твердого исходного пункта.

    Постмодернисты отрицают возможность рационально обосновать смысл жизни, человеческого общества, морали, поэтому считают, что нужно жить только настоящим, не заботясь, ни о прошлом, ни о будущем. Постмодернизм стремится обеспечить возможность жизни в непрестанно меняющейся ситуации». Таким образом, сам человек больше не находится в центре своих поступков. Вместо этого постмодернистские теоретики говорят о «децентрированном субъекте».

    «Человек» исчезает в постмодерне. Поэтому постмодернистская теория постулировала «смерть субъекта». В постмодернистском дискурсе человек предстает флексибилизированным, шизофреничным, нормированным, недисциплинированным, децентрированным, подверженным случайностям так же, как вожделениям и желаниям.

    Помимо указанных, к числу важнейших методологических принципов постмодернистского дискурса, следует отнести следующие:

    1) философия постмодерна в целом нацелена на плюрализацию сингулярных ключевых концептов модерна: вместо одной истины, одного разума, одной эстетики и т.д. постмодерн выступает за множество истин, множественность проявлений разума, множество видов эстетики и т.д.;

    2) постмодерн постулирует философию разложения надежности модерна: сомневается в действительности материального мира в последней инстанции. Напротив действительность появляется в постмодерне как простая медиальная симуляция и виртуальная реальность (Жан Бодрийяр);

    3) философствование после модерна и для постмодерна есть философия после конца доктрин (т.е. коммунизма, демократии, капитализма), после смерти субъекта и под знаком тотальной потери смысла и разрушения значения вплоть до случайности (Ж.-Ф. Лиотар), философствование после философии – отчего философские тексты могут равноценно читаться с другим текстами или контекстами (Жак Деррида).

    10

    Основные принципы философии постмодерна

    Основными принципами философии постмодерна можно назвать:

    • признание права личности на инаковость;

    • актуализация первичности сингулярного, уникального над универсальным;

    • отказ от «монологизма» и «нарративности», сциентистской рациональности и логоцентризма, тотального рационализма;

    • актуализация сосуществования и взаимодействия различных культур и жизненных стилей;

    • артикуляция интенциональности сознания;

    • отказ от категоричного требования равноправия в пользу стратегии равенства, нацеленной на признание различий.

    Там, где модерн подчеркивал неизбежный конфликт, постмодернизм видит нерешенные проблемы, пытаясь найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. В постмодерне социальная связь предстает как состоящая из множества языковых игр, подчиняющихся различным правилам. «Текстуализация» мира приводит к восстанию голоса Другого в противовес авторитарному голосу, захватывающему всю власть. Появляется возможность стать участником интерпретативных игр, предлагающих неожиданные и оригинальные движения. Для постмодерна характерно стремление искать другие психические пласты, принадлежащие сфере бессознательного. Постмодерн не ставит перед собой целью тотальное отрицание ценностей. Главная цель – переосмысление, деконструкция, переоценка, замена знаков «плюс» на «минус» и наоборот. Личность анализируется в коммуникации, в интерсубъективности, а различные культуры – в системе равноправного диалога. Постмодерн меняет парадигму критического мышления современной науки, он воспринимается как способ нового восприятия мира, как менталитет новой культурной эпохи.

    11

    Постмодернизм в современной философии и его разновидности

    Современная религиозная философия представляет собой набор различных направлений и течений, школ и систем, конкурирующих друг с другом. Среди католических религиозно-философских течений наиболее влиятельными являются неотомизм, неоавгустинизм, тейярдизм. В протестантизме в разное время получили распространение либеральная теология, неоортодоксия, «теология мертвого бога» и др. В рамках православия сформировались «академическая философия», «метафизика всеединства», философия «нового религиозного сознания». Различные философские направления имеются в исламе, буддизме и других религиях.

    В истории только что завершившегося XX века можно выделить несколько направлений в религиозной философии

    Это неотомизм - наиболее развитое течение (М. де Вульф, Ж. Маритен, Э. Жильсон); современные варианты креационизма, предоставляющие доказательства бытия Бога, религиозная антропология, учение о человеке, его месте в мире и его назначении, неоавгустинизм и неосхоластика, протестантская неоортодоксия, диалектическая теология (К.Барт, Э.Бруннер), религиозный экзистенциализм (П.Тиллих, М.Бубер, Г.Марсель), теология "смерти Бога" (Д.Бонхеффер, Т.Альтицер) и т.п.

    Неотомизм как направление - детище официального католичества, и, как следует из самого этого слова, своим предшественником имеет томизм. В широком смысле томизм - это название системы, которая следует учению св. Фомы Аквинского в философских и теологических вопросах.

    Основным разделом философии неотомизма является учение о бытии. Ее предмет и основная категория - бытие - понимаются неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестественного и материального, вторичного по отношению к сверхъестественному, миров.

    Экзистенциальное мышление развертывается исключительно в сфере бытия, а все остальные традиционные философские проблемы приобретают второстепенное значение как частные следствия из решения основной проблемы.

    Персонализм – это теистическая тенденция в западной философии, признающая личность и ее духовные ценности высшем смыслом земной цивилизации.

    12

    Заключение

    Вопросам постмодерна в культуре, обществе и философии посвящено много работ, но в основном вторичных или третичных, основанных не на оригинальных произведениях, порой, даже не на переводах с языка оригинала. В лучшем случае, в основу исследований по философскому постмодерну кладутся переводы с английского, без учета языка оригинала, а чаще всего авторы основываются на комментариях или энциклопедиях. Среди последних можно назвать Энциклопедию постмодернизма, под редакцией А.А.Грицанова и М.А.Можейко и многочисленные работы И.П.Ильина. Однако в них постмодерн представляется то как состояние культуры, то как этап в истории западной философии, причем не уточняется о какой именно философии идет речь (французской, немецкой или англосаксонской), тем самым остается неясным, что представлет собой философский постмодерн. Если в Энциклопедии пост-модернизма была предпринята попытка более или менее объективно проанализировать концепты философии постмодерна (по сути - французского постмодерна), то в работах И.П.Ильина превалирует субъективно-оценочный подход, который, затем транслируется во многих других отчественных исследованиях. Так, И.П.Ильин представляет постмодерн как модную и при этом навязчивую «фантасциентему» современной культурологии, другими словами, как химеру.

    13

    Литература

    - А.М. Руденко, С.И. Самыгин «ФИЛОСОФИЯ». Издательство «СКНЦ ВШ ЮФУ», 2011.

    - История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия XXв.) Ю.А. Шичалина, 1999.

    - Лиотар Жан-Фрнсуа, с. 125, 1998.

    - Поликарпов В.С., с. 113-114, 2001.

    14



    написать администратору сайта