Гальперин И. Р. Стилистика английского языка
Скачать 1.85 Mb.
|
Гальперин И.Р. Стилистика английского языка Издательство: М.: Высшая школа, 1977 г. В учебнике рассматриваются общие проблемы стилистики, дается стилистическая квалификация английского словарного состава, описываются фонетические, лексические и лексико-фразеологические выразительные средства, рассматриваются синтаксические выразительные средства и проблемы лингвистической композиции отрезков высказывания, выходящие за пределы предложения. Одна глава посвящена выделению и классификации функциональных стилей. Книга содержит иллюстративный текстовой материал. Предназначается для студентов институтов и факультетов иностранных языков и филологических факультетов университетов. GALPERIN STYLISTICS SECOND EDITION, REVISEDДопущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов институтов и факультетов иностранных языков
TABLE OF CONTENTSPage Предисловие к первому изданию……………………………………………………..6 Предисловие к второму изданию……………………………………………………..7 Part I. Introduction
Part II. Stylistic Classification of the English Vocabulary
Part III. Phonetic Expressive Means and Stylistic Devices General Notes………………………………………………………………………...123 Onomatopoeia………………………………………………………………………..124 Alliteration…………………………………………………………………………...126 Rhyme………………………………………………………………………………...128 Rhythm……………………………………………………………………………….129 Part IV. Lexical Expressive Means and Stylistic Devices
Metaphor………………………………………………………………...139 Metonymy……………………………………………………………….144 Irony……………………………………………………………………..146
Stylistic Devices Based on Polysemantic Effect, Zeugma and Pun…….148
Interjections and Exclamatory Words…………………………………..154 The Epithet………………………………………………………………157 Oxymoron……………………………………………………………….162
Antonomasia…………………………………………………………….164
Simple……………………………………………………………………….167 Periphrasis…………………………………………………………………..169 Euphemism…………………………………………….……………………173 Hyperbole…………………………………………………………………...176
The Cliché…………………………………………………………………..177 Proverbs and Sayings……………………………………………………….181 Epigrams…………………………………………………………………….184 Quotations…………………………………………………………………..186 Allusions……………………………………………………….……………187 Decomposition of Set Phrases………………………………………………189 Part V. Syntactical Expressive Means and Stylistic Devices
Supra-Phrasal Units…………………………………………………………194 The Paragraph………………………………………………………………198
Stylistic Inversion…………………………………………….……………..203 Detached Construction…………………………………….………………..205 Parallel Construction………………………………………………………..208 Chiasmus (Reversed Parallel Construction)………………………………...209 Repetition…………………………………………………………………...211 Enumeration………………………………………………………………...216 Suspense…………………………………………………………………….218 Climax (Gradation)…………………………………………………………219 Antithesis……………………………………………………………………222
Asyndeton…………………………………………………………………...226 Polysyndeton………………………………………………………………..226 The Gap-Sentence Link…………………………………………………..…227
Ellipsis………………………………………………………………………231 Break-in-the-Narrative (Aposiopesis)………………………………………233 Question-in-the-Narrative…………………………………………………..235 Represented Speech…………………………………………………………236
Rhetorical Questions………………………………………………………..244 Litotes……………………………………………………………………….246 Part VI. Functional Styles of the English Language Introductory Remarks…………………………………………………………249
Metre and Line………………………………………………………252 The Stanza…………………………………………………………...258 Free Verse and Accented Verse……………………………………..261
Final Remarks………………………………………………………………….319 List of Authors Referred to……………………………………………………323 Index of Words…………………………………………………………………324 Bibliography……………………………………………………………………328 ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮСтилистика как раздел общей науки о языке, т.е. лингвистическая стилистика, в последнее время сделала большие успехи. Именно за истекшие два десятилетия чрезвычайно возрос интерес к проблемам языка, касающимся многообразия его функций и особенно его эстетико-познавательной функции. Как известно, некоторые лингвисты сосредоточивают свои интересы лишь на формально-структурной стороне языка, огромного значения которой не приходится отрицать. Однако теперь ученые все больше убеждаются в том, что нельзя ограничивать науку о языке формально-структурным анализом, и пытаются глубже проникнуть в содержательную сторону высказывания, в сущность тех языковых средств, благодаря которым высказывание приобретает тот или иной оттенок, производит тот или иной эффект. Из подобного рода наблюдений, мыслей, обобщений, содержащихся во многих работах по морфологии, синтаксису, лексикологии и фонетике, постепенно сложилась самостоятельная отрасль науки о языке – стилистика. Вехами развития этой науки, определившими ее современное состояние, являются: дискуссии вокруг проблем поэтического языка в двадцатые годы в Советском Союзе1, дискуссия по стилистике на страницах журнала «Вопросы языкознания» в 1954 году2, конференция по стилистике в США (штат Индиана) в 1958 году3 и конференция по стилистике в I МГПИИЯ в 1969 году4. Авторы книг, статей и диссертаций по стилистике прежде всего пытаются дать определение стилистики как самостоятельного предмета5. Расхождения во взглядах здесь неизбежны, тем более, что эта наука еще сравнительно «молода». В этой книге стилистика определяется как наука о подсистемах литературного языка (стилях языка) и о средствах языкового выражения, применением которых обусловлен требуемый эффект (цель) высказывания. Каждый стиль языка можно точнее всего определить по характеру использования в нем средств языкового выражения. Именно своеобразие взаимодействия этих средств и дает возможность отграничить один стиль от другого. Для этого прежде всего необходимо дать возможно более полный и всесторонний анализ лингвистической природы применяемых языковых средств, показать их полифункциональность, т. е. употребление в различных целях и сферах общения. Естественно, это потребовало привлечения иллюстративного материала из разных стилей языка и, в частности, из стиля языка художественной литературы (поэзии, художественной прозы, драматургии), где особенно многообразно проявляются потенциальные возможности языковых средств. Именно в этом стиле своеобразное использование языковых средств привело к образованию стилистических приемов, Скрупулезное изучение природы стилистических приемов дало возможность выделить то общее, что лежит в их основе, и наметить их ориентировочную классификацию. Более того, выделение стилистических приемов из арсенала языковых средств повлекло за собой некоторое переосмысление самой природы ряда фактов языка. Появилась потребность разделить средства языка на нейтральные, выразительные и собственно стилистические, которые в книге названы приемами. В данной работе освещены и некоторые общие положения науки о. языке, без которых нельзя было бы проследить стилистический аспект изучаемых явлений. Сюда относятся такие проблемы, как разновидности языка – письменная и устная, лексическое значение и его типы, а также некоторые данные из истории развития и становления английского литературного языка. Многие вопросы, освещаемые в книге, касаются не только стилистики английского языка, но и общей стилистики. Это неизбежно. Любая частная стилистика должна опираться на те общие положения, которые лежат в ее основе. Поэтому в книге приводятся некоторые высказывания русских и зарубежных ученых, писателей, критиков о проблемах стиля и стилистики, способствующие более глубокому раскрытию этих понятий1. Своеобразие использования языковых средств имеет и национальные особенности, не говоря уже о системе языковых стилей. Это можно увидеть и в трактовке видов эпитета, и в классификации словарного состава, и в синтаксических стилистических приемах, и в особенностях английского стихосложения. Система стилей английского языка представлена в национальном своеобразии и не может быть оценена как общая классификация языковых стилей, несмотря на многие общие черты. Таким образом, эту книгу можно было бы точнее назвать: проблемы общей и английской стилистики. Тем не менее название «Stylistics», как нам кажется, объединяет эти два аспекта рассмотрения явлений. Стилистика является той областью языкознания, где перекрещиваются уровни языковой структуры и предстают в ней в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Все выразительные средства и стилистические приемы поэтому разбиты на три большие группы: фонетические, лексико-фразеологические и синтаксические. В число фонетических приемов и средств включен ритм, поскольку ритм несет в себе значительную долю эмоционального заряда и в разнообразии композиционных форм может служить средством эстетического воздействия на читателя и слушателя. Проблема ритма, таким образом, выделена как одно из фонетических выразительных средств, а метрика как стилистический прием стихосложения, основанный на ритме, рассматривается в разделе «Поэтический стиль». В заключение хочу выразить благодарность доц. В.Л. Наеру, который написал раздел «Газетный стиль», проф. О. С. Ахмановой и доц. В. С. Кузнецовой за ценные замечания, сделанные ими в процессе рецензирования рукописи, доц. А. М. Фитерман за помощь в разделе «Публицистический стиль», редактору книги, доц. Л. Р. Тодд за существенные замечания и советы, сделанные мне в процессе редактирования, а также тт. Ашуровой Д. У., Змиевской Н. А., Никоновой А. Ф., Павловой Н. М., Стриженко А. А., Турмачевой Н. А. за помощь, оказанную мне при подготовке рукописи к. печати. Автор ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮПрошло свыше шести лет со дня выхода первого издания этой книги. За это время лингвистическая стилистика далеко шагнула вперед. Появилось много статей, монографий, диссертаций у нас и за рубежом, в которых некоторые проблемы получили дальнейшее развитие, уточнение и, в ряде случаев, переосмысление, неизбежное в ходе поступательного движения науки. Книга, предназначенная для студентов высшей школы и освещающая важнейшие проблемы науки, должна отражать все то новое, что нарождается и утверждается в данной области знания. Во втором издании этой книги я попытался осветить некоторые вопросы лингвистической стилистики, подвергающиеся в настоящее время оживленным спорам и углубленному анализу. К таким вопросам относятся определения языкового стиля, грамматика текста, соотношение логического и эмоционального, определение и классификация языковых функциональных стилей, анализ языковой природы отдельных стилистических приемов и некоторые другие. Для этого в книге были использованы наиболее интересные работы советских и зарубежных авторов, а также статьи и авторефераты диссертаций по стилистике за период 1971-1975 гг. Некоторые из них указаны в библиографии и в списке цитируемых авторов. И. Р. Гальперин |