И. С. Тургенев "Гамлет и Дон-Кихот", сравнение Гамлета и Дон-Кихота
| Критерии
| Дон Кихот
| Гамлет
| Год написания
| 1605 (первый том), 1615 (второй том)
| 1600-1601
| Автор
| Шекспир - гигант, полубог... Его произведения блещут богатством и мощью его фантазии, высочайшей поэзией, глубиной и обширностью громадного ума, но также полны жестокости - наследия Средних веков. Он берет свои образы отвсюду и исторгает их с неотразимой силой.
| Сервантес добродушно смеется над своим героем и ласково выводит перед читателем свои немногочисленные образы, как отец своих детей; он берет только то, что близко ему, но это близкое так ему знакомо! В "Дон-Кихоте" нет жестокости большей, чем побои, нет крови и страданий.
| Личность героя
| Дон-Кихот выражает веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, одним словом, в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующую служения н жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы. Живет ради других, способен к самопожертвованию.
| Гамлет представляет анализ прежде всего и эгоизм, а потому безверье. Он весь живет для самого себя, но верить в себя даже эгоист не может; верить можно только в то, что вне нас и над нами. Сомневаясь во всем, Гамлет не щадит и самого себя; ум его слишком развит, чтобы удовлетвориться тем, что он в себе находит: он сознает свою слабость, но всякое самосознание есть сила; отсюда проистекает его ирония, противоположность энтузиазму Дон-Кихота.
| Отношение героя к жизни
| Его жизнь плоская и пустая, он мечает о самоубийстве, но не убьет себя.
| Жизнь - это средство достижения своего идеала, не имеет большой ценности для него, может быть отдана ради чего-то действительно важного.
| Представитель "массы" в произведении
| Полоний - дельный, практический, здравомыслящий, хотя в то же время ограниченный и болтливый старик. Он никогда не верит Гамлету и верно оценивает его характер.
| Санчо-Панса. Простой, веселый человек.
| Взаимоотношения героя и "масс"
| Для Полония Гамлет не столько сумасшедший, сколько ребенок, и если бы он не был королевским сыном, он бы презирал его за его коренную бесполезность, за невозможность положительного и дельного применения его мыслей.
| Оруженосец смеется над Дон-Кихотом, прекрасно понимает, что он сумасшедший, но все равно верен ему по самую смерть. Причина его преданности в "ослеплении" энтузиазмом господина.
| Отношение героя к женщинам
| Дон-Кихот любит Дульцинею, несуществующую женщину, и готов умереть за нее. Он любит идеально, чисто, до того идеально, что даже не подозревает, что предмет его страсти вовсе не существует. все мечты его стыдливы и безгрешны, и едва ли в тайной глубине своего сердца надеется он на конечное соединение с Дульцинеей, едва ли не страшится он даже этого соединения!
| Гамлет не любит, но только притворяется, и то небрежно, что любит. Чувства его к Офелии, существу невинному и ясному до святости, либо циничны, либо фразисты. Все его отношения к Офелии опять-таки для него не что иное, как занятие самим собою.
| Отношение читателей к герою
| Читатели смеются над Дон-Кихотом из-за его наивности, одностороннего развития, могут не заметить его силы воли, искренности и, впоследствии, мудрости из-за комического представления.
| Читатели замечают разумность Гамлета, его аналитические способности. Они закрывают глаза на его эгоизм, холодность и способность проявлять жестокость, видят в скептицизме лишь средство приспособления к окружающему миру и людям.
| Выводы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Данные произведения были написаны примерно в одно время (в начале XVII века), но их авторы были родом из разных стран, поэтому окружающая обстановка по-разному отразилась. Отголоски средневековья не отразились на образах героев Сервантеса, в отличие от Шекспировской пьесы. 2. Дон-Кихот- односторонняя личность, которая не замечает многого из-за того, что обращает внимание лишь на свой недостижимый идеал. Зато он по-настоящему любит придуманную Дульцинею и верит, что может найти свою даму сердца, приложив достаточно усилий. Гамлет же мыслящий, сознательный юноша, который видит свои недостатки и презирает их. Он бесполезный, не умеющий ничего, кроме анализа себя и окружающих, эгоист. Из-за этих различий в характере Гамлет и Дон-Кихот считаются Тургеневым двумя противоположными архетипами. 3. Из статьи можно понять, что людям лестно называться Гамлетами, несмотря на все его отрицательные черты, а над Дон-Кихотом смеются, редко замечая в нем кого-то большего, чем рыцаря печального образа.
| |