Гений и безумие. Гений и безумие
Скачать 23.26 Kb.
|
Эссе на тему «Гений и безумие» Я очень люблю посещать различные художественные выставки, галереи современного искусства. За последние два года мне посчастливилось побывать на выставке картин Винсента Ван Гога в Минске, посетить удивительные залы Главного штаба в Санкт-Петербурге, а также дом-музей Марка Шагала в Витебске…И все же, для написания своего эссе, на предмет проявления психической патологии я выбрала к изучению творчество нашего свояка, уроженца Витебска, выдающегося художника Марка Шагала (настоящее имя художника – Моисей). Перед началом работы я просмотрела около 500 фотографий его картин, опубликованных на сайте artchive.ru, и заметила следующие особенности и закономерности: Краски. Шагал действительно очень смело экспериментирует с цветом. Зеленоликая Вава в этом смысле не одинока. Следует упомянуть «Музыканта», «Зеленого скрипача», «Еврея в зеленом», «Невесту с синим лицом» (а жениха – с зеленым). Игра с цветом в изображении влюбленных – вообще отдельная страница в творчестве Шагала. Художник написал «Зеленых любовников», «Синих любовников», «Розовых любовников», «Серых любовников» [6], и неясно - желает он понять, какие цвета больше других подходят для изображения влюбленных, либо это просто-напросто отражение течения его болезни. Однако на многих других картинах, художник будто бы осознанно отказывается от всего многообразия оттенков. На картине «Музыка» изображена вся узкая палитра цветов, которую Шагал регулярно использовал в своем творчестве (красный, желтый, синий, зеленый, черный, проблески белого). Лица. Шагал изображает их так, как изображал бы семилетний ребенок, попроси его нарисовать лицо человека. На некоторых картинах лица и вовсе состоят из геометрических фигур («Автопортрет с семью пальцами», «Вечные странники», «Музыкант», «Адам и Ева», «Полулежащая обнаженная»), а где-то художник изображает «двойное» лицо, обе половины которого окрашены разным цветом, и смотрят эти половины в разные стороны («Душа города», «Париж через окно»). Глаза разного размера («Портрет Вавы»), человек без рта и носа («Обнаженный»), размазанные, плывущие черты лица («Лиза с мандолиной») – все это также можно наблюдать на картинах Шагала. Постоянно фигурирующие геометрические фигуры (не только в портретах, но и пейзажах – «Я и моя деревня», «Ворота кладбища», «Введение в еврейский театр», «Русская деревня под луной»). Присутствует явная агглютинация образов. В некоторых случаях это действительно может считаться приемом воображения, но очень странно было увидеть если не женщину с хвостом рыбы, и не мужчину с головой быка, то хотя бы петуха с человеческими ногами и крыльями, похожими на белые лепестки (картина «Жонглер») и полумесяц с глазом, играющий на скрипке («Синий цирк»). Очеловеченное изображение животных («Танец», «Жонглер», «Свадебные свечи», «К моей невесте»). Постоянное «пребывание персонажей в воздухе», изображение их навесу («Женщина и розы», «Три свечи», «Над городом», «Визит к бабушке и дедушке», «Прогулка»), люди с удлиненными шеями («День рождения», «Еврей за молитвой»), перевернутые «с ног на голову» предметы и объекты (например, береза на картине «Слушая петуха», персонажи на картинах «Летящий клоун», «Музыканты», «Революция», головы персонажей на картинах «Поэт, или половина четвертого», «Эскиз занавеса к балету «Жар-Птица» в Нью-Йорке»). Стереотипность рисунков, т.е. повторение одних и тех же образов, объектов. Так, подсчеты исследователей говорят нам о том, что Беллу художник изобразил в сумме более чем на 2000 своих картинах. Также мною было замечено многократное повторение образов лошади, синей птицы, петуха, рыбы, парящей в воздухе, «двойного» лица, человека с головой быка и др. З. Г. Чиковани в своей книге «Патология и ресурсы человека» пишет, что нарушение расположения предмета и их цвета, а также деформация, диспропорция, геометризация в рисунках - характерны для больных шизофренией [2]. «Некоторые нарушения психики на определенном этапе способствуют творчеству», – считает Юрий Александровский, заместитель директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, доктор медицинских наук, профессор (РФ). «Если у здорового человека любая мысль подвергается критике, внутренней цензуре, то у психически больного все реализуется в чистом виде. Творческое озарение, особое видение, которое мы в себе неосознанно тормозим, у него прорывается наружу открыто и ярко, без всяких сомнений. Отрешенность, раскованная фантазия могут породить немало оригинального» [5]. Часто если больной шизофренией пребывает в парафренном состоянии, то в рисунках отражается объект, с которым человек себя отождествляет или которого боится [4]. Взглянув на рисунки Шагала, и на частую стереотипию лошади, качующей из картины в картину и будто бы краем глаза наблюдающей за нами, мне это чем-то напомнило анатидаефобию и шутки в интернете про «утку, которая следит за тобой». Но, на самом деле, окраины Витебска в детские годы Шагала мало отличались от деревни, местные жители держали скот. Быть может поэтому лошади и коровы так часто появляются в живописи художника. По мнению известного специалиста в области творчества душевнобольных П.И. Карпова (1926), рисунки больных шизофренией можно классифицировать на четыре группы: а) с невыясненными формами; б) стереотипиями; в) символические; г) с разрывом ассоциативного аппарата [3]. Символика — один из распространенных способов, при помощи которого человек проецирует во внешнюю среду свое внутреннее содержание, и этой символикой чаще всего пользуются больные ранним слабоумием – у Шагала это пример с синей птицей: говорят, художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише). В «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал изобразил себя: он стоит, опустив правую руку, а в ладони, близко к земле, бьется птица. Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия… Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Поэтому он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу [6]. Стереотипии в рисунках Шагала я отмечала выше. Рисунки с разрывом «ассоциативного аппарата» можно узнать по отсутствию связей между составными частями изображаемого объекта. Например, изображая собаку, ребенок может рисовать все части тела по отдельности, некоторые на отдельных листах [4]. На картине Шагала «Цирк. Наездница на красном коне» - нога наездницы изображена как будто бы в ее собственной руке, на картине «России, ослам и другим» - тело женщины парит в воздухе отдельно от ее головы. Сочетание несовместимых идей, отсутствие градации цветовых оттенков, отказ от целостности композиции произведений, диссонанс между рисунком и его названием также характерны для больных шизофренией. Однако, что касается несогласованности между названием картин и самим изображением, у Шагала этот феномен практически не наблюдается (разве что на картине «России, ослам и другим», где нарисованы церковь, красный бык на крыше дома, женщина, парящая в воздухе с ведром, у которой голова оторвана от тела). П.И. Карпов также отметил склонность больных шизофренией к изображению животных, отличающихся необычностью форм [3]. На картинах Шагала мы не раз замечаем огромного петуха («Влюбленные и красный петух», «Ванс: ночь», «Слушая петуха», «Жонглер»), рыбу с крыльями или руками («Синий цирк», «Пара и рыба») и других странных животных («Обрученные и Эйфелева башня», «Корова с зонтиком», «Большой цирк»). Многие специалисты утверждают, что стремление больных шизофренией к рисованию – это показатель того, что в работу включаются компенсаторные механизмы и на основании рисунков больных можно судить об их общей адаптации. Стремление к рисованию – это попытки оформить и упорядочить свой внутренний мир. Более того, рисование помогает человеку утвердиться в реальности и выйти из состояния обособленности [4]. По мнению С.А. Болдыревой (1974), у детей, страдающих шизофренией, особенно со злокачественным течением, либо вообще отсутствует интерес к изобразительному творчеству, либо имеет место патологическое влечение к рисованию с заполнением альбомов рисунками одного и того же содержания [3]. Некоторые дети в острой фазе шизофренического процесса могут вовсе не рисовать, а просто много говорить. В таком случае речь является альтернативой творчеству и тоже способствует оформлению внутренних переживаний [4]. Однако большинство больных шизофренией после первого эпизода психоза не могут возвратиться к полноценной творческой деятельности. Если продуктивная симптоматика еще не препятствует последней, то негативные симптомы и когнитивные нарушения существенно ее затрудняют, ввиду ослабления способности к целенаправленной и спонтанной активности [3]. Картины Марка Шагала пользуются огромной популярностью до сих пор. Казалось, многие даже не задумываются о том, что же побуждало художника всякий раз к выбору такого необычного цвета для довольно привычных обывательскому глазу предметов и объектов, заполняющих абсолютно все пространство, созданию эксцентричных, не существующих в реальной жизни образов, странному расположению объектов на собственных картинах… Так, проанализировав творчество Марка Шагала, можно сделать предположение о том, что этот известный художник болел одной из форм шизофрении, и его картины были продуктом как его внутреннего гения, так и безумия. А.А. Корело, 31 группа Использованные источники: Интернет-артхив: https://artchive.ru. Книга З. Г. Чиковани «Патология и ресурсы человека». Статья врача-психиатра, психотерапевта высшей категории, профессора, д.м.н. Минутко Виталия Леонидовича «Шизофрения и творчество»: http://www.depressia.com/shizofreniya/shizofreniya-i-tvorchestvo. Статья неизвестного автора «Рисунки детей, больных шизофренией»: http://hyperthermia.in.ua/2015/11/22/risunki-detej-bolnyx-shizofreniej. Статья обозревателя журнала «Совершенно секретно» Елены Светловой «Прекрасное безумие»: https://www.sovsekretno.ru/articles/id/1018. Статья «8 символов, зашифрованных в «Прогулке» Марка Шагала»: http://korysno.pro/8-simvolov-zashifrovannyh-v-progulke-marka-shagala. |