Главная страница

Государство понятие и основные признаки. Государство понятие и основные признаки. Термин государство


Скачать 71.12 Kb.
НазваниеГосударство понятие и основные признаки. Термин государство
Дата20.02.2023
Размер71.12 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаГосударство понятие и основные признаки.rtf
ТипДокументы
#946076

Государство: понятие и основные признаки.

Термин «государство» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, с точки зрения социологического подхода государство рассматривается как специфическая организация общества. Так, Аристотель определял государство как способное к экономической независимости сообщество равных граждан, имеющее целью совершенствование жизни. В таком случае государство тождественно таким понятиям, как «страна», «нация», «общество», «отчизна», «родина». Такая трактовка государства существовала до XVI–XVII веков, когда отсутствовало разграничение понятий «общество» и «государство». В настоящее время в данном смысле государство понимается, когда говорят, например, о российском, американском, французском и т. д. государстве, имея в виду все представляемое общество. Р. Моль считал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, буду­чи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных це­лей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они со­ставляют предмет общей необходимости». Л. Гумплович рассматривал государство как «естественно воз­никшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Данные взгляды разделялись рядом русских дореволюционных юристов. Н. М. Коркунов определял государство как «общественный союз, представляю­щий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Е. Н. Трубецкой отмечал, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пре­делах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории рассматривали государство Г. Ф. Шершеневич и Ф. Ф. Кокошкин. Хвостов писал, что государство «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной влас­ти». С этой точки зре­ния государство представляет собой не столько стоящую над обществом сово­купность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществ­ляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех чле­нов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политиче­ских, управленческих процессов и отношений.

Наряду с социологическим, формируется и юридическое понимание государства. Так, Г. Еллинек считал, что государство представ­ляет собой особое общественное образование и особое правовое явле­ние. Его учение соответственно подразделяется на «социальное» и «правовое». «Так как право – существенный элемент государства, – писал Еллинек, – то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы». Государство может рассматриваться как совокупность юридических норм и правил, регулируемых органами власти. Государство – это общий правопорядок, утверждал Цицерон. Он видел в государстве союз лю­дей, объединенных общими началами права и общей пользы. Государство, с точки зрения И. Канта, – объединение людей под эгидой права. Это более узкий подход, при котором вне поля зрения остаются реалии внеюридических социально-политических процессов, воздействующих на государственные институты в реальной жизни.

Существует также политико-юридичес­кое понимание государства, при котором оно рассматривается как система связей и взаимоотношений внутри общества во всем многообразии форм и структур власти. В этом случае понятие «государство» будет отождествляться с «государственной машиной», «правительством», «аппаратом власти». Н. Макиавелли первым ввел термин «stato» для обозначения государства как института политической власти. До него для обозначения государства использовались разнообразные более конкретные понятия: княжество, королевство, республика, деспотия и др. Позднее, особенно в эпоху Просвещения, в контрактных (договорных) теориях государства Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других представителей либерализма обосновано четкое разграничение понятий «общество», «государство», «индивид». При этом некоторые мыслители, например, немецкий ученый В. Гумбольдт, признавал приоритет общества над государством, а Г. В. Ф. Гегель – приоритет государства над обществом. Современные отечественные исследователи предлагают следующие определения. «Государство – это организа­ция политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества»[1]. «Государство – это особая организация публичной, политиче­ской власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принужде­ния, которая, представляя общество, осуществляет и руководство этим общест­вом и обеспечивает его интеграцию»[2]. «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества»[3]. Государство – это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[4]. Несмотря на некоторые отличия, приведенные определения в целом лежат в одном русле, поскольку понимание государства ограничивается здесь указанием прежде всего на публичные учреждения – государственные органы.

В современной учебной литературе государство определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства. Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

1. Организация политической власти. Этот признак государства означает, что, во-первых, оно является властью, которая не сливает­ся с обществом, а выделяясь из него, в определенном смысле стоит над ним; во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом; в-третьих, эта власть призвана обеспечивать поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей. В самом общем смыс­ле власть можно определить как способность и возможность оказывать опре­деляющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных. Государственная власть осу­ществляется органами, которые занимаются только управлением. Противо­положность этой власти – власть общественная, реализация которой характе­ризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управле­ние обществом или социальной группой осуществляется при помощи инсти­тутов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне (таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении).

2. Легализованное насилие (принуждение) является важнейшим признаком государства, поскольку только оно вправе применять на­силие вплоть до лишения жизни ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

Насилие (принуждение) со стороны государства – это, безус­ловно, крайняя мера, и ее следует рассматривать как средство само­защиты общества от деяний, нарушающих его нормальную жизнедеятель­ность, и как средство для создания условий для нормальной жизнеде­ятельности и цивилизованного правопорядка. Следует заметить, что в современной теории государства ряд авторов (В. Е. Гулиев, Д. Н. Бах­рах) достаточно четко проводят различие меж­ду насилием и принуждением: насилие в буквальном смысле слова про­тивоправно, принуждение осуществляется на основе и в соответствии с законом.

Для решения этих задач в любом государстве создается система правоохранительных органов: органы внутренних дел, органы государственной безо­пасности, прокуратура, суды, налоговая полиция, экологическая по­лиция и ряд других.

Важное значение имеет вопрос о формах легализации насилия. Они могут быть правовыми и антиправовыми. При этом легитимным может быть признано только то насилие, которое непосредственно предус­мотрено правом и осуществляется в установленном им порядке. Любое другое насилие по общему правилу нельзя считать легитимным, да­же если ему пытаются придать узаконенный характер.

Следует обратить внимание и на то, что любой государственный переворот всегда является незаконным, но не всегда антиправовым. Если установленный нормами закона порядок противоречит общечело­веческим ценностям, то народ вправе его изменить с помощью неза­конного насилия. Именно поэтому в конституцию США вошла норма о праве народа на сопротивление угнетению.

3. Суверенитет государства. Он выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного госу­дарства с другими государствами. Суверенитет государства внутри страны выражается:

- в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;

- в общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются на территории государства и в пределах экстер­риториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей);

- в прерогативе, т. е. возможности отмены и признания ничтож­ным любого проявления другой общественной власти;

- в исключительных полномочиях государства на самостоятель­ное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, ука­зах, постановлениях, приказах и т. п.), решениях судов, органов уп­равления и иных государственных учреждений.

Существуют отдельные дискуссионные вопросы, связанные с категорией «суверени­тет». Суверенитет – это ничем и никем не ограниченная абсолют­ная власть или власть, имеющая определенные пре­делы? Наиболее распространенное в настоящее время понимание суверенной власти предполагает ее ограниченность. Кому принадлежит суверенитет в федеративных государствах – федерации в целом или субъектам федерации? Само понятие «суверенитет» стало употребляться в последнее время в раз­ных значениях. Так, единый суверенитет (а это неделимая власть) разделяют и говорят о суверенитете экономическом, финансовом и т. д. В качестве субъектов суверенитета называют личность, народ, нацию, различные административно-территориальные единицы (например, крупные города), желая этим подчерк­нуть, например, приоритет интересов личности, изначальную принадлежность власти народу (есть даже теория «народного суверенитета»), независимость ор­ганов власти и управления, административно-территориальных единиц при ре­шении вопросов местного значения и т. д. Таким образом, термин «суверенитет» в последнее время стал пользоваться особой популярностью, им обозначают в общем-то сходные, но все же различные понятия. Однако необходимо иметь в виду то обстоятельство, что сам термин был введен в научный оборот прежде всего для характеристики власти государства.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

5. Налоги – это взимаемые государством с населения матери­альные средства, необходимые для содержания государственного ап­парата.

Налоги возникли с появлением государства и были обусловлены необходимостью формирования централизованного фонда средств для осуществления его деятельности. Становление института налогов стало заметным фактором в государственном развитии европейских стран в XVIII – XIX вв. Поэтому ключевым вопросом налоговой политики европейского государства XIX века являлось не столько обеспечение стабильного развития экономики посредством построения налоговой системы, сколько правовое обоснование налогов вообще. Если в XIX столетии и ранее государственные финансы, налогообложение занимали существенное место в многочисленных правовых теориях, то в XX столетии о правомерности и обоснованности налогов как государственно-правовая, так и финансовая науки говорят очень мало, или лучше сказать, этим вопросам почти не уделяется должного внимания. В настоящее время в отечественной теории государства и права в качестве одного из отличительных признаков государства называют взимание налогов и сборов с населения данной территории для содержания государственного аппарата, формирования общенационального бюджета[5]. Как в отечественной, так и в зарубежной правовой науке трактовка категории налогов как признака государства и связанный с этим вопрос о публично-правовой сущности налога, прошли известную эволюцию.

В дореволюционной российской теоретико-правовой литературе налоги, как правило, среди признаков государства не рассматривались. В настоящее время ряд авторов также придерживаются данной позиции[6]. В отечественной теории государства и права понимание налогов как существенного признака государства является продуктом более позднего времени и связано, в частности, с влиянием на нее идей классиков марксизма-ленинизма, отмечавших: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах, – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах»[7]. Как признак государства налоги выделяются Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[8]. Налоги всегда являлись важнейшим, хотя и не единственным, источником покрытия государственных расходов, связанных с осуществлением им публично-правовых функций. Налогообложение составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвлённую и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных форм поступают ему от общества. Однако о государственных займах и налогах, которые составляют основное содержание понятия «казна»[9], нельзя, сказать, что они только обеспечивают содержание государственного аппарата. Их значение выходит за рамки этой далеко не единственной цели. Именно поэтому налоги, займы, другие аналогичные им категории можно и следует рассматривать как самостоятельный признак государства, смыкающийся, но не совпадающий с остальными его признаками. В гражданском обществе и правовом государстве это становится особенно заметным. Переход к рынку в значительной мере исключает прямое властное вмешательство государства в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.

6. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

Под населением понимается совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиненных его юрисдикции. Если при родовом строе люди группировались в общины по кровнородственным связям, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальному признаку, т. е. по месту жительства. Новый принцип разделения на­селения позволил государству разрушить старые родовые связи и обеспечить тем самым большую эффективность управления своими гражданами. Управлять обществом – это значит управлять определен­ной массой людей, на которых и могут быть рассмотрены государс­твенные управленческие функции. Эта масса людей – не граждане од­ной национальности, живущие в разных странах, а все граждане, за­нимающие ту территорию, на которую и распространяется власть го­сударства. Поэтому территориальная, а не кровнородственная и не национальная подчиненность людей общему управлению – важнейший признак государства. Государство не только признает, ус­танавливает и гарантирует права и свободы граждан, но и возлагает на них целый ряд обязанностей. В состав населения (исходя их правового положения) входят:

1) граждане данного государства;

2) иностранцы;

3) лица без гражданства (апатриды);

4) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Под государственной территорией понимают часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием данного народа и находится под суверенитетом его государства. Основными признаками государственной территории являются принадлежность государству и территориальное верховенство государства.

Территориальное верховенство – это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории. Власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. На территории государства исключается деятельность публичной власти другого государства. В пределах своей территории государство может применять все соответствующие закону средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Территориальное верховенство государства включает в себя понятие юрисдикции, т. е. права его судебных и административных органов в соответствии со своей компетенцией рассматривать и разрешать дела на своей территории. Оно предполагает осуществление субъектом международного права полного постоянного суверенитета над всеми его естественными богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию. Государственная территория не может использоваться иностранными государствами, юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Государство определяет внутренний режим своей территории и особый режим ее отдельных частей. В состав государственной территории входит:

1) сухопутная территория, включающая в себя всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей, а также недра суши, национальных и территориальных вод на технически доступной глубине;

2) водная территория, включающая в себя национальные воды (внутренние и территориальные воды);

3) воздушная территория, включающая в себя воздушное пространство над сушей и водами государства;

4) недра и др. части.

С учетом рассмотренных признаков можно сформулировать следу­ющее определение государства:

Государство – это исторически выделившаяся из общества суверенная универсальная особая политическая организация, призванная обеспечить нормальную жизнедеятель­ность людей, имеющая собственную территорию и взимающая с населения на­логи, необходимые для осуществления его функций.


написать администратору сайта