Сочинение п произведению Островского Гроза. Гроза. Гроза пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма
Скачать 15.76 Kb.
|
«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. На создание произведения сильно повлияло путешествие Островского летом 1856 года, которое и позволило писателю прочувствовать атмосферу местных городов, окунуться в детские воспоминания. “Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа. В основе произведения лежит конфликт общества и отдельного человека, открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Главная героиня- Катерина молодая миролюбивая девушка, непривыкшая жить в неволе. С самого детства она не принуждалась к чему-либо насильно, не испытывала давления со стороны общества. Ее прежняя жизнь показывала идеальный вариант патриархальных отношений и мира. Но после замужества отношение к такому образу жизни поменялось. Пустая и желчная свекровь, слабый и трусливый муж не дали Катерине той любви, что так хотело ее сердце. Несмотря на все искрение старания и самообман девушка не могла по-настоящему полюбить свою новую семью, ведь со стороны Кабанихи и Тихона не было даже мыслей о любви и понимании. Тихон, под страхом материнских слов, пытался жить по правилам, которые диктовала Кабаниха, забывая о собственных чувствах. Кабаниха же, будучи властной и злой по натуре женщиной, была одержима лишь соблюдением обрядов и законов. Она создавала ту ужасающую атмосферу, которая так угнетала Катерину. Еще одним характерным персонажем закоренелого патриархального общества являлся Савел Прокофьевич Дикой. Он, как и Кабаниха, чувствовал свою власть и полную безнаказанность, поэтому делал все, что хотел. С Кабанихой Дикого объединяет принадлежность к патриархальному строю, следование его законам, и беспокойство по поводу наступающих изменений вокруг. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. По началу Катерина принимала происходящее за должное и почти смирилась, но то неугасающее желание любить не давало девушке успокоится. Ее чистое сердце нашло такую возможность в нерешительном Борисе - бедном племяннике Дикого. Воспитание и религиозность не дали Катерине сразу же признаться себе в любви к Борису. Она долго пыталась не делать той ошибки, уберечь себя от измены. Но сложившиеся обстоятельства-отъезд Тихона вынудили ее пойти на встречу. Нельзя не отметить тот факт, что Катерина, будучи честной и откровенной, не стала скрывать измену, а сразу же призналась и мужу, и свекрови, несмотря на последствия. Для создания яркого противопоставления Островский показывает, что и Тихон не был верен жене, тоже изменял, но не признался, не почувствовал вины не перед Катериной, не перед грозной матерью. Развязкой драмы служит самоубийство отчаявшейся Катерины. Следует отметить, что девушка была очень религиозной и самоубийство для нее было отчаянным шагом, которое послужило единственным выходом из сложившейся ситуации. Несомненно, можно сказать, что Катерина могла бы и дальше жить с этими людьми, не признаваясь в измене, но воспитание и мировоззрение этой честной девушки не позволили так жить. Самоубийство, несомненно, считалось огромным грехом, но именно этим Островский показывает, что мягкая и терпеливая Катерина нашла в себе силы дала отпор патриархальному обществу, убила себя, лишь бы не терпеть ненавистную жизнь без любви, победила патриархальный строй. Я считаю, что Катерина, несмотря на трагичность поступка, сделала правильно. Таким образом, не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом. |