Главная страница

Сторожев_Идеология нового социализма - социал-солидаризм. Группы работодателинаемные работники


Скачать 180.46 Kb.
НазваниеГруппы работодателинаемные работники
Дата15.11.2021
Размер180.46 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСторожев_Идеология нового социализма - социал-солидаризм.pdf
ТипДокументы
#272596

13.11.2021, 15:41
(10) Идеология нового социализма - социал-солидаризм - Блог Юрия Сторожева — ЖЖ
https://yury-st.livejournal.com/328773.html
1/4
Идеология нового социализма - социал- солидаризм
Солидаризироваться сегодня в России должны две основные социальные
группы:
работодатели;
наемные работники.
Солидаризироваться по двум основным общим интересам:
общенациональным (вопросам, влияющим на национальную
экономику);
повышению покупательного спроса.
Совершенно очевидно, что именно общенациональные интересы видел основой
солидарности Эмиль Дюркгейм. И это
не интересы отдельной этнической группы, а интересы
общего проживания и труда в единой стране - общее ГРАЖДАНСТВО при участии в общей
хозяйственно-экономической деятельности
- говоря современным языком, потому что именно
в едином хозяйствующем субъекте совмещаются и "коллективное сознание" как
"совокупность верований и чувств, общих, в среднем, членам одного и того же общества", и
единство экономических интересов.
"Не борьба классов, а совместное существование всесторонне развитых личностей (не
замкнутых в классовые, профессиональные или кастовые интересы),
"солидарное
бытие"
является у Дюркгейма высшей целью.
Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая
общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения
труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Индивиды, связанные
трудовыми функциями в единую систему общественных отношений, становятся уже не просто
носителями профессиональных ролей, но и социально зрелыми личностями. Солидарность
покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые
разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер
народа, его идеалы и традиции." - "История зарубежной социологии", Добреньков В.И.,
Кравченко А.И.
_____________________________________________
"Любовь, симпатия и самопожертвование, конечно, играют громадную роль в прогрессивном развитии наших нравственных чувств. Но
общество, человечество, зиждется вовсе не на любви
и даже не на симпатии. Оно зиждется на сознании — хотя бы инстинктивном, — человеческой
солидарности, взаимной зависимости людей.
Оно зиждется на бессознательном или полуосознанном признании силы, заимствуемой каждым человеком, из общей практики взаимопомощи; на тесной зависимости счастья каждой личности от счастья всех, и на чувстве справедливости или беспристрастия, которое вынуждает индивидуума рассматривать права каждого другого, как равные его собственным правам." - П.Кропоткин
_________________________________________________
Ч. Дарвин о солидарности между животными вместо борьбы за существование:
"В своем последующем сочинении, «Происхождение Человека», он [Ч.Дарвин] написал даже несколько прекрасных сильных страниц, чтобы выяснить истинный, широкий смысл этой борьбы [за существование].
Он показал здесь, как в бесчисленных животных сообществах борьба за
существование между отдельными членами этих сообществ совершенно исчезает и как
вместо борьбы является содействие (кооперация), ведущее к такому развитию умственных
способностей и нравственных качеств, которое обеспечивает данному виду наилучшие
шансы жизни и распространения. Он указал, таким образом, что в этих случаях «наиболее
приспособленными» оказываются вовсе не те, кто физически сильнее или хитрее, или ловче
других, а те, кто лучше умеет соединяться и поддерживать друг друга, как сильных так и
слабых, — ради блага всего своего общества.
«Те общества, — писал он, — которые содержат
наибольшее количество сочувствующих друг другу членов, будут наиболее процветать, и
yury_st
10 февраля, 2020

13.11.2021, 15:41
(10) Идеология нового социализма - социал-солидаризм - Блог Юрия Сторожева — ЖЖ
https://yury-st.livejournal.com/328773.html
2/4
оставлять по себе наибольшее количество потомства»
. - П.Кропоткин.
__________________________________________________
«Кто же оказывается более приспособленными: те ли, кто постоянно ведет войну друг с другом, или же, напротив, те кто поддерживает друг друга?» — то мы тотчас увидим, что
те животные, которые
приобрели привычки взаимной помощи, оказываются, без всякого сомнения, наиболее
приспособленными.
У них больше шансов выжить, и единично, и как виду, они достигают в своих соответствующих классах (насекомых, птиц, млекопитающих), наивысшего развития ума и телесной организации. Если же принять во внимание бесчисленные факты, которые все говорят в поддержку этого взгляда, то с уверенностью можно сказать, что
взаимная помощь представляет такой же
закон животной жизни, как и взаимная борьба.
Более того.
Как фактор эволюции, т. е., как
условие развития вообще — она, по всей вероятности, имеет гораздо большее значение, чем
взаимная борьба
, потому что способствует развитию таких привычек и свойств, которые обеспечивают поддержание и дальнейшее развитие вида, при наибольшем благосостоянии и наслаждении жизнью для каждой отдельной особи, и в то же время, при наименьшей бесполезной растрате ею энергии, сил." - П.Кропоткин
_____________________________________________________
"Вообще, если не считать ее более удаленные во времени истоки,
идея солидарности
насчитывает примерно два столетия
. Помимо уже упомянутого
П.Леру
в разное время в становление и развитие этой идеи внесли вклад
Адам Смит, Константен Пекер, Прудон, Теодор
Жуффруа, Фредерик Бастиа, Сен-Симон, Фурье, Конт, Эдгар Кине
и многие другие мыслители и ученые." - А.Б. Гофман, "СОЛИДАРНОСТЬ ИЛИ ПРАВИЛА, ДЮРКГЕЙМ ИЛИ ХАЙЕК? О ДВУХ
ФОРМАХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ."
Фактически идею солидаризма в обществе разделяла школа физиократов Ф.Кенэ - представители одного из направлений классической буржуазной политэкономии, возникшего во Франции в середине
XVIII в. Основатель направления — Ф. Кенэ, видные представители — А.Р. Тюрго, В. Мирабо, П.
Дюпон де Немур и др.
"Группа физиократов школы Кенэ, например, является скорее вполне оптимистической,
проводя в своих учениях идею гармонии, естественного порядка;
она находит гармонию и в
разделе общества на социальные классы и верит, что при условии следования естественным
законам возможно согласованное развитие всех классов и одновременное их
процветание.
"
-
Солнцев, С.И, "Общественные классы", 1917 г.
________________________________
"
...солидаризм — политическая идеология, философское учение, социальная технология и
соответствующая управленческая практика, основанная на идее общего блага, солидарности
и согласовании интересов и ценностей
Солидарность (франц. solidarite) — общность интересов, единомыслие, единодушие,
взаимозависимость, взаимосвязанность, круговая порука, совместная ответственность.
Солидарность можно определить как принцип социального существования, предполагающий объединение ресурсов и возможностей субъектов отношений для достижения общих целей, при этом интересы каждого из субъектов находятся в равновесии с интересами общности.
Солидарность следует рассматривать как механизм социальной саморегуляции, самосохранения и саморазвития коллективного организма, который позволяет максимально использовать возможности всех членов общества для индивидуального и всеобщего блага.
Солидаризм (неосолидаризм) — принцип построения социальной системы, в которой ее члены
(граждане, семьи, этносы, религиозные конфессии, социальные группы, политические партии,
бизнес-корпорации и др.) обладают реальной правовой и социально-политической субъектностью,
на основе чего их
права, возможности и интересы могут быть консолидированы и
солидаризированы ради достижения консенсусных целей (общего блага) в социальных
рамках различного масштаба
(локального, общенационального, глобального). Отвергая как либеральный индивидуализм, так и тоталитарный эгалитаризм,
солидаризм пытается породить
собственную «симфоническую» антропологию и онтологию, основанную на балансе
индивидуальных и всеобщих интересов.
У известного на рубеже веков социолога М.М. Ковалевского разрабатывается понятие «замиренной среды»:
в обществе вместо борьбы должна воцариться солидарность, понимаемая как
«сознание общности интересов и взаимной зависимости друг от друга»
В идеале оно
[государство] должно стать соратником и партнером для амбициозных классов,
соучастником в проекте развития.

13.11.2021, 15:41
(10) Идеология нового социализма - социал-солидаризм - Блог Юрия Сторожева — ЖЖ
https://yury-st.livejournal.com/328773.html
3/4
...государство не стремится учинить экспроприацию и отобрать все у богатых. Но подобное
неравенство не абсолютизируется и не считается априорным благом
Социал-демократы исторически выступают за разжигание и обострение классовой борьбы,
солидаристы — за компро мисс, за взаимные уступки и примирение работников и
работодателей.
...солидаризм — за эволюционный путь развития.
Социал-демократы (а также большинство консерваторов) — за коллективизм и альтруизм (либералы
— за индивидуализм и эгоизм), солидаристы — за гармонию частного и общественного.
Солидаристы нередко подчеркивают, что они за социально ориентированную рыночную
экономику и что право собственности должно отягощаться некоторыми социальными
обязательствами.
...образование и здравоохранение — это общественная проблема, что ее основное бремя должно лежать на государстве...
...с точки зрения солидаризма, богатый должен помочь бедному. Но не в смысле поделиться:
богатый должен помочь бедному стать богатым.
Солидаризм основывается на принципе согласования индивидуальных и общих интересов,
поэтому он отвергает и либеральный индивидуалистический эгоизм, и тоталитаристский
коллективистский альтруизм.
Для
органической солидарности
принципиально важна категория свободной лояльности

это
когда гражданин готов добровольно придерживаться определенной модели поведения,
связанной с частичным ограничением собственного произвола, но крайне актуальной для
общего интереса и общего блага
...актуальной задачей является не строительство рая, а недопущение ада, не столько борьба
со злом, сколько созидание добра.
Адам-Генрих Мюллер сравнивал государство с «семьей семей», в которой сословия соответствуют элементам семейной структуры (именно в этом контексте рождается и образ «нации- семьи»),
Государство должно иметь право вмешиваться в общественную и экономическую
жизнь для защиты граждан и сословий
,...
Но в полный голос солидаризм заявил о себе во Франции, где в начале XX в. он некоторое время даже считался официальной идеологией Третьей республики (1870-1940) и
был призван
нейтрализовать социальный антагонизм и угрожавшую существованию государства
разгоравшуюся классовую борьбу.
В послевоенной Западной Германии в ходе реализации так называемого плана Джорджа Маршалла именно солидаризм (
«третий путь», «ордолиберализм»
) стал идеологией экономического возрождения страны.
Солидаристкие концепты и идеология рассматривались как мотор для
возрождения общества и экономики: рыночная свобода соединялась с устанавливаемым
государством жестким государственным регулированием
,
при этом экономическая модель непременно должна была опираться на нравственные основания.
Государство — в понимании консерваторов — разумно, наделено проектной
субъектностью и призвано быть нравственным авторитетом и регулятором.
Заставить быть солидарными работодателей и работников
, т. е. заставить первых делиться прибылью со вторыми, а также заставить их создать приемлемые условия труда и эффективные социальные гарантии для вторых —
вполне реально: при помощи определенной налоговой
политики, при помощи политики в области бюджетирования, при помощи лоббистских
технологий и т. п.
" -
из доклада А.Н.Окары "Социальная солидарность как основа нового «миростроительного»
проекта".
____________________________________
ВЫВОД:

13.11.2021, 15:41
(10) Идеология нового социализма - социал-солидаризм - Блог Юрия Сторожева — ЖЖ
https://yury-st.livejournal.com/328773.html
4/4
"Общества, разделенные на фракции, борются за раздел добычи; общества,
объединенные общей культурой и сильным средним классом, создают консенсус,
необходимый для роста, — роста, который включает и бедных. "
Это - цитата из книги У.Истерли "В поисках роста".
Она прекрасно показывает - какие преимущества имеет солидарность внутри общества для развития этого общества.
Государственная идеология должна быть социально-солидаристской
- то есть, все участники должны быть равны, государство должно быть соратником, партнёром,
соучастником в развитии, но при этом
играть лидирующую роль , быть высшим арбитром над
всеми остальными субъектами
. (То есть, все равны, но государство выше.)
Государственная идеология должна быть у государство в-целом, но не обязательна для всех
членов общества
- как цель и средства её достижения для власти, которыми она руководствуется и которые использует в своей деятельности. Это - как единая цель и задача для экипажа корабля, та цель, к которой они этот корабль ведут - пункт конченого назначения и его действия, чтобы этой цели достичь. Пассажирам этого корабля общая идеология не нужна: "
Те, кому неинтересно «общее
дело»
или же оно не кажется им привлекательным с точки зрения развития собственной биографии,
могут существовать просто как граждане, никак не вовлеченные в социальную
креативную деятельность
." - А.Н.Окара
То есть, государственная идеология консервативного солидаризма
не может никому из пассажиров
корабля - граждан страны - навязываться сверху, государственной властью
. В этом - ее главное отличие от тоталитарных идеологий с механическим солидаризмом - типа коммунистических или профашистских режимов. Это - скорее
органическая солидарность
по Дюркгейму.
Но эта
идеология должна поддерживаться государством и проводиться им всеми имеющимися у
него законными, прежде всего - юридическими и экономическими инструментами.
Папа Римский Франциск - о солдидарности:
"Солидарность означает гораздо больше, чем спорадические акты щедрости. Это значит
думать и действовать с точки зрения сообщества. Это означает, что жизнь всех
предшествует присвоению благ некоторыми.
Это также означает борьбу со
структурными причинами бедности, неравенства, отсутствия работы, земли и жилья,
нарушения социальных и трудовых прав.
Это означает противостояние разрушительным
последствиям денежной империи… Солидарность, понимаемая в ее самом глубоком
смысле, - это способ творить историю."
О пагубности идеологии классовой борьбы
Ученые нейробиологи доказали, что существует в обществе с высоким социальным расслоением :
"Как мы видели, у крысы после удара током возникает стресс-реакция. Но если дать возможность этой крысе от души покусать соседку, то стресс-реакция снижается. У павианов то же самое:
самый
надежный способ для особи низкого ранга снизить выделение глюкокортикоидов – это
перенести агрессию на кого-то, кто еще ниже по рангу
. Нечто подобное наблюдается и у нас:
есть и отчаянная классовая борьба, когда бедные бьют богатых, но в основном беднота
грызется с беднотой
. И, чтобы довершить параллель с преступлениями против личности, вот еще один факт: если пассажир из экономкласса, подогретый ощущением собственной ущербности,
станет хулиганить на борту, то он не побежит в салон первого класса, выкрикивая марксистские лозунги. Он нахамит стюардессе или сидящей рядом старушке." - Роберт Сапольски
Ссылки по теме:
Социал-солидаризм - новая форма социально-ориентированного общества


написать администратору сайта