Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОИСХОЖДНИЕ ТЕРМИНА

  • ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИЗМА

  • ПРАКТИЧЕКИЙ АСПЕРКТ ГУМАНИЗМА

  • СВЯЗЬ ИДЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С ИДЕЯМИ АНТИЧНОСТИ

  • ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  • ГУММАНИЗМ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ

  • ВЫХОД ГУМАНИЗМА ЗА ПРЕДЕЛЫ ИТАЛИИ

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Реферат. Гуманизм философской мысли эпохи Возрождения


    Скачать 50.88 Kb.
    НазваниеГуманизм философской мысли эпохи Возрождения
    Дата14.04.2022
    Размер50.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипРеферат
    #473158

    ФГБОУ ВО «ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

    ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра истории и философии

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    «Гуманизм философской мысли эпохи Возрождения»

    Выполнила:

    Студентка группы АТМб-19-1

    АНДРЕЕВА Елизавета Эдуардовна

    Проверил:

    Кандидат философских наук, доцент

    МУСТАФИН Альхас Амирович

    Иркутск, 2020

    Оглавление


    ВВЕДЕНИЕ 2

    ПРОИСХОЖДНИЕ ТЕРМИНА 3

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИЗМА 4

    ПРАКТИЧЕКИЙ АСПЕРКТ ГУМАНИЗМА 6

    СВЯЗЬ ИДЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С ИДЕЯМИ АНТИЧНОСТИ 9

    ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 11

    ГУММАНИЗМ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ 14

    ВЫХОД ГУМАНИЗМА ЗА ПРЕДЕЛЫ ИТАЛИИ 19

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24


    ВВЕДЕНИЕ


    С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения. Начала формироваться новая культура. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; различные географические открытия; возникают новые научные дисциплины; развивается медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств; математика; астрономия.

    Но самое главное - сломлена диктатура церкви. Именно это стало важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.

    Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на беспрепятственное развитие и проявление своих способностей. Поэтому смысл философии состоял в раскрытии гармоничного единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении.

    Цель работы: раскрыть сущность темы «Гуманизм философской мысли эпохи Возрождения».

    Задачи:

    Проследить происхождение термина.

    Проанализировать характерные черты философии гуманизма.


    ПРОИСХОЖДНИЕ ТЕРМИНА


    Гуманизм - от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшийся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 - 43 до н. э) в значении «высшее образование», «духовная культура». Он зародился Европе (Италия) и охватывает период времени от середины XIV до середины XV в.в. В отличие от церковной идеологии, которая всячески принижала человека и внушала мысль, что он слаб и беспомощен, гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важны его личностные качества. В качестве «идеального человека» признавался человек, творивший самого себя и свою судьбу. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную раннее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, способствующий распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе.

    В конце XIV – начале XV вв. начала формироваться культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на новую связь с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.

    В условиях интенсивной общественной жизни создается единая духовная атмосфера, в которой высоко ценится индивидуальность. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, меняются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Город становится той средой, где формируется особый социокультурный тип людей - горожан, отличающихся своим самосознанием от обитателей сельской округи - крестьян, сеньоров.

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИЗМА


    Суть гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить полем реальной человеческой деятельности. Основным критерием ценности человека гуманисты считали не сословную принадлежность, а личные качества.

    Творческим началом мира по-прежнему считался Бог, передавший эту способность и человеку. Смысл философии состоял в раскрытии гармоничного единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

    Основной задачей работ философов этого времени была задача определения места человека в мире и вытекающих из этой задачи этических и социальных проблем. Крушение средневековой иерархии, освобождение сущностных сил человека от всех ограничений и стеснений, которые накладывала на него церковь и сословная организация общества, необычайно быстрый рост достижений культуры, особенно в области искусства, рассматривались философами Возрождения как доказательство центрального положения человека в мироздании. В их представлении человек становился титаном, которому по плечу любое преобразование природных и социальных сил. Отсюда вытекает гуманистическая направленность всего европейского Возрождения.

    Смысл жизни человека состоял не в преодолении греховности, а в умении следовать природе, на началах которой должна обосновываться человеческая мораль. Идея христианского подвижничества вытесняется антиаскетизмом, в основе которого лежат идеи наслаждения, пользы и личной выгоды.

    Две группы проблем представлены в этом направлении:

    -учение о человеке, о его строении, о его общих качествах, о его месте в мире;

    ПРАКТИЧЕКИЙ АСПЕРКТ ГУМАНИЗМА


    К середине XV в. гуманизм вырастает в мощное культурное движение во Флоренции, Венеции, Риме, Милане, Неаполе, Болонье и ряде других городов. Гуманисты выступают в роли политических деятелей, секретарей на службе у республик или при дворах правителей, преподавателей университетов. Складывается новая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция. Вокруг гуманистов формируется культурная среда, объединяющая представителей различных социальных кругов и профессий. Гуманистические кружки (нередко по античной традиции их называли академиями), где в атмосфере свободной дискуссии читали древних авторов и собственные сочинения, стали важной формой интеллектуального общения. В оживленной полемике гуманистов разных направлений кристаллизовались идейные принципы движения.

    Этап раннего гуманизма завершился к началу XV в. Его главным итогом было зарождение ренессансной литературы и переориентация знания и образования на проблемы земного бытия человека, реабилитация античного наследия, особенно поэзии и философской мысли. Следующий этап в истории итальянского гуманизма охватывает первые четыре десятилетия XV в. Новое поколение гуманистов активно воплощало в жизнь программу предшественников. Розыски и изучение античных рукописей дали толчок быстрому развитию гуманистической филологии, совершенному овладению языком классической латыни, освоению греческого языка с помощью византийских ученых, преподававших во Флоренции и других центрах Италии. Развивались риторика в стиле Цицерона и Квинтилиана, педагогика, появились трактаты о новых принципах образования и воспитания, возникали частные гуманистические школы. Особое внимание уделялось истории. Подлинный подъем переживала этика, включавшая по традиции и социально-политические идеи. Разработка этических проблем оказывала энергичное воздействие на формирование гуманистической идеологии в целом, а также на изобразительное искусство Возрождения.

    СВЯЗЬ ИДЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С ИДЕЯМИ АНТИЧНОСТИ


    Огромную роль в формировании ренессансного мышления сыграло культурное наследие Античности. Изучение античных текстов, использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, восстановление римской традиции портретных бюстов, собирательство скульптур, камней и прочих древностей стало следствием возросшего интереса к античной культуре. И именно возрождение античности и дало название всей эпохи, т.к. Ренессанс переводится как возрождение.

    Философия занимает особое место в духовной культуре эпохи. Важнейшая ее особенность - это антисхоластическая направленность в сочинениях и во взглядах мыслителей. Другой характерной чертой можно считать создание новой пантеистической картины мира, которая отождествляет Бога и природу.

    Сущность и существование, античные философы видели как единую сущность - бытие, в неразрывном единстве. Сущность может быть познана только разумом, а бытие - чувственными ощущениями, опытом. И лишь в Боге существование и сущность совпадают.

    Философия Античности основывалась на принципе объективизма, другими словами субъект не становится выше объекта. Античная философия исходит не из абсолютной личности, как в Средневековье, а из чувственного космоса.

    Античная философия пантеистична, т.к. космос считали абсолютным божеством, т.е. отождествляли природу и Бога. Примером этого может служить то, что греческие боги похожи на людей, т.е. природны. Судьба применительно к человеку это необходимость, но т.к. она ему неизвестна, то он может делать свой выбор. Четкого противопоставления идеализма и материализма в античной философии еще нет, но и то и другое носят стихийный характер. Высокого уровня античная философия достигла в разработке понятий, или же категорий, но в ней практически нет законов.

    Сущностью философии эпохи Возрождения принято считать антропоцентризм. Теперь человек, а не Бог помещен в центре космического бытия. Человек больше не является простым природным существом. Он творец и господин над всей природой. С антропоцентризмом человека связывает культ красоты тела.

    Задачей философии является раскрытие, а не противопоставление гармонического единства в человеке божественного и природного, духовного и материального.

    Центральным культурным явлением эпохи Возрождения является гуманизм - светский индивидуализм и свободомыслие. Именно гуманизм изменил характер философии. Сакральный* характер теперь приобретает творческая деятельность человека. Теперь человек - творец подобный Богу, который создает новый мир, и самое высокое, что в нем есть - самого себя.

    Итак, характерные черты для философии Ренессанса:

    1. Антисхоластический характер.

    2. Концепция о мире, в котором природа одухотворена, происходит взаимопроникновение Божественного, природного и земного начала.

    3. Антропоцентризм и гуманизм.

    ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


    Первым великим гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374) – гениальный поэт, ученый, мыслитель, положивший начало ее систематическому изучению античности. Он блестяще знал классическую латынь, писал на этом классическом языке древности. Его творчество - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

    Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

    Другом и учеником Петрарки был писатель-гуманист Джованни Боккаччо (1313-1375). Первый человек в Италии, изучивший древнегре­ческий язык, он способствовал первому полному латинскому переводу Гомера, составил сборник выдержек из античных авторов.

    Если во времена Петрарки и Боккаччо гуманизм был уделом немно­гих энтузиастов, то в XV веке он превращается в широкое и мощное течение, оказавшее огромное влияние на всю культуру. Крупнейшими мыслителями-гуманистами этого столетия были Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола. Знаменитую «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола можно считать программой Ренессанса. Она была написана для всемирного конгресса всех областей знаний, о котором мечтал этот прославленный итальянец, поражавший всех своими уникальными дарова­ниями. Он знал 22 языка, читал в оригинале и Платона с Аристотелем, и арабские рукописи.

    В своих философских воззрениях Лоренцо Валла был близок к эпикуреизму, считая, что все живое стремится к самосохранению и исключению страданий. Жизнь - это высшая ценность. Цель человеческой жизни - счастье и наслаждение. Наслаждение приносят удовольствия души и тела, поэтому они высшее благо. Природа, и человеческая природа в том числе, божественна, а стремление к удовольствию есть природа человека. Следовательно, удовольствие тоже божественно. В своем этическом учении Лоренцо Валла осмысливает основные человеческие добродетели. Критикуя средневековый аскетизм, он противопоставляет ему светские добродетели: добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы созидать и накапливать богатство, а также разумно использовать его не только в воздержании, но и в браке, не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять.

    Исследователи рассматривают философию Валла как индивидуалистическую. В его работах встречаются такие понятия как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе.

    Проблему внутреннего мира человека выдвинул на первый план Мишель Монтень, которого называют «последним гуманистом». В своих знаменитых «Опытах» он исследует подлинного человека в жизни повседневной и простой (к примеру, главы его книги обозначены так: «О родительской любви», «О самомнении», «Выгода одного - ущерб для другого» и т.д.) и стремится дать рекомендации разумной жизни, основываясь на личном опыте.

    К числу гуманистов относились представители разных профессий: педагоги - Филельфо, Поджио Браччолини, Витторино да Фельтре, Леонардо Бруни; философы - Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола; писатели - Петрарка, Боккаччо; художники - Альберти и другие.

    Не меньшую роль в обосновании новых эстетических принципов сыграл Джованни Боккаччо Итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи Раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами — Данте и Петраркой — оказал существенное влияние на развитие всей европейской культуры. Автор «Декамерона» посвятил четверть века работе над главным, как он считал, трудом своей жизни, теоретическим трактатом «Генеалогия языческих богов».

    ГУММАНИЗМ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ


    Искусство Возрождения возникло в условиях переходного времени от феодализма к капитализму. По мере дальнейшего утверждения капиталистических отношений в Европе культура Возрождения неизбежно должна была распасться. Ее расцвет был связан с тем периодом, когда устои феодального общественного уклада жизни и мироощущения были, особенно в городах.

    Огромное значение в формировании культуры Возрождения имело обращение к великому наследию античности, не полностью утраченному еще в средневековой Европе. Пафосом античной культуры явилось радостное и страстное стремление к познанию реального мира во всем его чувственном обаянии. Но образ че­ловека Возрождения с самого начала отличался большей инди­видуализацией и психологической конкретностью, чем в искусстве античной классики.

    Красотой естественных человеческих чувств, поэзией реальной человеческой жизни пронизано все искусство Возрождения XV— XVI в.в.

    В архитектуре идеалы жизнеутверждающего гуманизма, стремление к гармонически ясной красоте форм проявились в сооружениях светского назначения. Ратуши, лоджии, рыночные фонтаны, дома призрения получают особо широкое распространение и приобретают подчеркнуто монументальный и светский характер. Ярким примером архитектуры нового типа может служить Воспитательный дом итальянского зодчего Филиппо Брунеллески (1377—1446). Построен во Флоренции. Его открытая в сторону площади колоннада с красивыми полуциркульными арками вы­ражала приветливость и гостеприимство.

    Наряду с гражданской архитектурой, обслуживающей общественные интересы города, складывается совершенно новый вид архитектуры. Жилище богатого бюргера превращается в монументальный, пронизанный духом праздничной жизнерадостности дворец — палаццо. Палаццо наряду с ратушами и храмами в значительной мере определяли архитектурный облик ренессансного города в Италии.

    Очень характерно для Возрождения широкое обращение к празднично-торжественным архитектурным сооружениям, на фоне которых выступает в монументальных скульптурных и живописных произведениях образ человека, господствующего над миром или активно борющегося в нем для достижения своих целей. Отсюда и земной, светский характер, свойственный большинству церковных сооружений, создаваемых в Италии на протяжении XV—XVI вв.

    Ярким примером этого может служить собор св. Петра в Риме. Спроектированный великим итальянским зодчим Донато д'Анджело Браманте (1444—1514) в виде центрально-купольного сооружения в форме греческого креста с закругленными ветвями, мощным сферическим куполом над средокрестием, собор должен был представлять совершенно новый тип католическою храма, где пространство преобладает над массой, создавая необычный эффект «воздушности» и легкости постройки.

    В эпоху Возрождения искусство играло исключительную роль в культуре и определяло, в значительной мере, лицо эпохи. Живописцы, ваятели, зодчие, движимые духом благородного соревнования, стремились в своих произведениях достичь наибольшего совершенства.

    Характерной чертой искусства эпохи Возрождения явился небывалый расцвет реалистической живописи. Живопись впервые раскрывает заложенные в ней возможности широкого охвата жизни, изображения деятельности человека и окружающей его среды.

    Увлечение наукой способствовало овладению анатомией человека, разработке реалистической перспективы, первым успехам в деле передачи воздушной среды, мастерству построения ракурсов, т. е. необходимой сумме знаний, которые позволили живо­писцам реалистически правдиво изображать человека и окружаю­щую его действительность. Поэтому гениальный художник Лео­нардо да Винчи был и великим ученым. А работы лучших ученых и мыслителей были не только проникнуты духом своеобразной поэзии и образности, как например, у француза Френсиса Бэкона в его «Новом Органоне», но часто сокровенная суть взглядов этих ученых на общество выразилась в форме художественной литературы («Утопия» Томаса Мора).

    Итальянские ученые выдвинули идеал универсального человека, обладающего основными познаниями во всех областях культуры. Присущая Ренессансу идея универсализма привела также к мысли о культуре общечеловеческой, преодолевающей узкие рамки стран и наций. «Тот, кто всему выучился, нигде не чужой; даже без состояния и друзей он — гражданин всякого города и смело может презирать все превратности судьбы», — писал Гиберти, один из гуманистов XV в.

    Решая новые по своему характеру задачи, живопись развивала и совершенствовала свои технические средства. К величайшим созданиям ренессанского искусства принадле­жат ватиканские фрески Рафаэля. Общая идейная программа фресковых циклов в станцах (комнатах) Ватикана, по замыслу папы Юлия II, должна была служить прославлению авторитета.

    Такова, например, Сикстинская мадонна Рафаэля Санти (1483—1520), исполненная для монастыря в Пьяченце. Необычайную прелесть мадонны современники обозначили термином «грация» (изящество). «Для того, чтобы написать красавицу, — говорит Рафаэль в одном из своих писем,— нужно видеть много красивых женщин; но т. к. красавицы редки, а пра­вильный выбор труден, то художник пользуется «некоей идеей», которая складывается у него в голове и которой он старается следовать».

    Вместе с тем возникают в качестве самостоятельных жанров и чисто светские роды живописи: индивидуальный и групповой портрет. В период позднего Возрождения начинают формироваться жанры пейзажа и натюрморта.

    В скульптуре, особенно в статуях, посвященных мифологическим, библейским, а также и реальным современным деятелям, утверждаются в героизированной и монументальной форме типичные черты и качества человека того времени, раскрывается страстная сила и энергия его характера.

    Ярким примером может служить гигантская мраморная статуя Давида Микеланджело. Великий скульптор вопреки библейскому мифу и установившейся традиции изобразил этого победителя не мальчиком, а юношей, и не после победы, а перед битвой. Специальная комиссия круп­нейших художников в 1504 г. решила установить эту статую перед двор­цом Синьории во Флоренции как символ того, что «правители должны мужественно защищать народ и справедливо им управлять».

    Широкое распространение получает перспективный многофигурный рельеф. В нем художник сочетал пластическую наглядность скульптуры и свойственную живописи глубину перспективно построенного пространства, стремился изобразить сложные события с участием большого количества людей.

    Яркой иллюстрацией может служить рельеф «Битва кентавров» — од­на из первых, дошедших до нас, скульптурных работ Микеланджело. Несмотря на то, что произведение выполнено семнадцатилетним юношей, в нем выдвигается основная тема искусства Микеланджело — тема борьбы как апофеоз героического человека, его силы и красоты.

    Если на начальных этапах Возрождения все виды искусства еще тесно связаны с художественным ремеслом, то к началу Высокого Возрождения происходит выделение живописца и скульптора из среды ремесленников. Мастер живописи или ваяния — это артист, яркая, одаренная творческая личность, полностью отде­лившаяся от остальной массы ремесленников. В случае успеха он — богач, занимающий видное место в обществе. Но свобода творчества таила в себе и опасность неустроенности личной судьбы, элементы конкуренции и соперничества. Новое положение художника в общественной жизни также таило в себе опасность разрыва между «высоким» и «ремесленным» искусством.

    Значительно позднее эта опасность особенно пагубно сказалась на прикладных искусствах. В период же Возрождения взаимосвязь не была еще полностью нарушена. Например, стоит лишь вспомнить замечательные ювелирные изделия ваятеля позд­него Возрождения Челлини, деятельность француза Паллиси, соединившего в своем лице крупного ученого-гуманиста и масте­ра майолики.

    Не случайно, что в эпоху Возрождения не только расцветали почти все известные ранее виды прикладного искусства, но и получили дальнейшее свое развитие такие его отрасли, как ювелирное дело, художественное стекло, роспись по фаянсу и т. д. Жизнерадостность и звучность красок, изящное благородство форм, глубокое чувство единства стиля характерны для приклад­ного искусства Возрождения.

    Подытожить все вышеизложенное можно словами великого Гегеля: «Возрождение наук, расцвет изящных искусств и откры­тие Америки и пути в Ост-Йндию можно сравнить с утренней зарею, которая после долгих бурь впервые опять предвещает прекрасный день. Этот день был днем торжества всеобщности, который, наконец, наступает после продолжительной, богатой по­следствиями и ужасной ночи средних веков. Этот день ознамено­ван развитием науки, искусства и стремлением к открытиям...»

    ВЫХОД ГУМАНИЗМА ЗА ПРЕДЕЛЫ ИТАЛИИ


    В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.

    Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке.

    Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации -движением за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» без проборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер(1483-1546). Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека. Что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

    Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли. В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин (1509-1562). Реформация победила в Швейцарии в 40-е гг. XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.

    Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо.

    В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальной, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников.

    Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-16160), создатель всемирного известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», и исторических пьес.

    Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви.

    Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

    Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение – «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Эпоха Возрождения характеризуется значительными переменами во взглядах людей на мир по сравнению со Средневековьем. Доказательством этого могут служить усилившиеся светские мотивы в европейской культуре, самостоятельность и независимость искусства, философии, литературы, образования и науки от церкви.

    Деятели Возрождения поставили в центре своего внимания человека, вследствие чего общее течение получило название гуманистического, а людей, которые изучали антропоцентризм стали называть гуманистами.

    Искусство было тесно связано с жизнью людей эпохи Возрождения. Внимание художников привлекал реальный мир. Светские здания и дворцы пришли на смену готическим строениям.

    В эпоху Ренессанса люди перестали придавать большое значение сословным ступеням, теперь акцент ставился на индивидуальных способностях и талантах человека, а также люди перестали зависеть от природных факторов. Эпоха Возрождения заложила основу свободной от религии философии и обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму.

    Ренессанс напрямую связан с Античностью, что и доказывает происхождение его названия. Именно в этот период люди стали обращаться к трудам известных античных философов.

    Основными чертами философии эпохи Возрождения являются гуманизм, рационализм и натурализм. Потребность веры человека в собственные силы, возможность создания свободной жизни является следствием возобновленного интереса к Античности. По своим антирелигиозным и антисхоластическим тенденциям, гуманизм сыграл объективно прогрессирующую роль.

    В заключении следует отметить, что философия эпохи Ренессанса устремлена к человеку и выдвигает его на первый план, его творческую сущность.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.- М: Высшая школа, 1980.- 368 с.

    2. Проскурина А.В. История западноевропейской философии (с античности до XVIII в.): курс лекций.- Псков: Изд-во ППИ, 2009.- 83 с.

    3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье.- СПб: Пневма, 2002.- 880 с., с ил.

    4. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века: в лекциях, беседах, рассказах. - Москва: Новая школа, 1996.- 288 с.


    написать администратору сайта