философия. Билет Специфика гуманизма эпохи Возрождения и ее представители
Скачать 423 Kb.
|
Билет 1.
Гуманизм эпохи Возрождения зарождается вне университетов — наследников схоластического типа учености — в литературной среде. Начало гуманистического периода связано с творчеством великого итальянского поэта Ф. Петрарки (1304-1374). Своим памфлетом «О своем и чужом невежестве» Петрарка задал программу критики всей системы средневекового философского знания. Философские тексты впервые стали объектом критического историко-филологического исследования, а не вневременным источником авторитетных цитат. Внимательно изучается античная культура, вырабатываются методы исторической и филологической критики античных текстов, создается литературный латинский язык. Для гуманизма Возрождения характерен культ языка высоко ценится правильная тональность и изящество речи, богатство языка и виртуозность раскрытия возвышенных тем. Гуманисты создали новую систему ценностей, важное место в которой занимают стремление к славе, гимн красоте человеческого тела, принятие радостей земного существования, культ наслаждения и пользы. Антропология становится подлинной царицей наук. Человек рассматривается как неразрывное единство бессмертной души и смертного тела. Духовное и материальное, небесное и земное — равноправные начала в человеке. Философской основой гуманистического периода является платонизм. К числу гуманистов относились представители разных профессий: педагоги - Филельфо, Поджио Браччолини, Витторино да Фельтре, Леонардо Бруни; философы - Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола; писатели - Петрарка, Боккаччо; художники - Альберти и другие.
Бытие - категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению. Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. Учение о бытии - онтология, это важный элемент философского знания. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия: 1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать: а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа; б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа. 2) Бытие человека, в котором можно выделить: а) бытие человека в мире вещей; б) специфически человеческое бытие; 3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное духовное; 4) Бытие социального: а) бытие индивида; б) бытие общества. Билет 2. 1.Философские взгляды Ибн-Сины (Авиценны) В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. В философской повести 'Живой, сын Бодрствующего' Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном 'уме', который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления. 2.Философия: предмет изучения и специфика философского знания Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. Философия - форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения - мир в целом, человек, общество, принципы и законы миросоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Основной особенностью философии, её отличием от других видов знания, является то, что она пытается создать целостную картину мира, стремится к максимальному обобщению результатов познания. Философское мышление всегда логически обобщает результаты познания, концентрирует их смысловое содержание в максимально объединенную форму и сводит к единой картине, то есть синтезирует полученные данные. Специфика философского мышления в своих основных характеристиках заключается в способности философии вскрывать всеобщие закономерности и синтезировать результаты познания. Особенность философского знания заключается в том, что философское знание, как следствие специфики породившего его мышления, является знанием о всеобщих свойствах, связях и отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности. Философия является совокупностью различных, зачастую противоположных философских учений, каждое из которых формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивает только своё единство и отстаивает только свою истину. Ещё одной важнейшей особенностью философского знания является то, что его содержание неразрывно связано с мировоззрением. Билет 3. 1.Знание полемики номиналистов и реалистов в развитии философской мысли Европы: предмет спора – природа универсалей. Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Спор об универсалях - одна из основных проблем средневековой философии, связанная с существованием общих понятий, идей, которая состояла из двух вопросов: 1) что существует раньше – идея общего в предметах или сами предметы? 2) как существуют универсалии – в сознании человека или вне сознания? В зависимости от ответа сложились три направления:1) реализм – универсалии существуют реально вне сознания, как самостоятельные сущности а общее – это идея, которая существует до единичных вещей (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский); 2) номинализм (лат. номина – имя) – реально существуют только вещи, а общее, универсалии находятся в человеческом сознании как имена вещей. Общее существует после вещей (Росцелин, У. Оккам); 3) концептуализм (Фома Аквинский, Пьер Абеляр) – сформировал учение о трояком существовании универсалий: а) они существуют до единичных вещей – в Боге как сущности вещей; б) они существуют в вещах – как общее, присущее всем вещам; в) они существуют после вещей – в сознании человека как имя, название вещи. 2.Философия как мировоззренческая основа медицины. Мировоззренческие основания медицины включают в себя всю совокупность принципов, законов и категорий, отражающих универсальные свойства и законы бытия материи, применительно к объекту медицины (законы диалектики, принципы связи и развития, целостности, структурности, детерминизма). Гносеологические основания медицины включают в себя совокупность принципов познавательной деятельности врача, законы развития и смены гипотез и теорий в медицине, систему методов научного познания. Сюда входят принцип конкретности истины, единства логического и исторического в познании, единства теории и эксперимента, принцип соответствия, отражающий соотношение между старой и новой теорией. В системе гносеологических оснований медицинской науки раскрываются взаимоотношения между индукцией и дедукцией, содержанием и возможностями различных методов построения теорий, проблема моделирования в медицине. Сюда входят принцип конкретности истины, единства логического и исторического в познании, единства теории и эксперимента, принцип соответствия, отражающий соотношение между старой и новой теорией. В системе гносеологических оснований медицинской науки раскрываются взаимоотношения между индукцией и дедукцией, содержанием и возможностями различных методов построения теорий, проблема моделирования в медицине. Социологические основания медицинской науки включают в себя систему принципов и методов, выражающих место данной науки в общем человеческом знании, ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентации, взаимоотношение медицинской науки, морали, искусства, движущие силы и закономерности развития научной теории как социального явления. Этими вопросами занимается социология медицины. Билет 4.
Фома Аквинский(1225–1274) – самый видный философ-схоластик западного Средневековья, монах Доминиканского ордена, ученик знаменитого средневекового теолога Альберта Великого, канонизирован католической церковью (1323). Главный труд – «Сумма теологии». Под названием «неотомизм» учение Аквинского возродилось в XX в. и стало одним из наиболее значительных направлений современной католической церкви.Основы философии Аквинского.Обоснование фундаментальных принципов христианской теологии с помощью логики Аристотеля. Согласно ему высшая истина – это Бог или Божественная истина. Ее познание недоступно человеческому разуму, поэтому он должен принять ее на веру. Отсюда соотношение веры и разума таково, что предпочтение отдается вере. Обоснование онтологических доказательств бытия Бога: 1) Бог – первопричина всего. Так как должна быть причина возникновения всего существующего, то этой причиной может быть только Бог, ибо все остальные причины могут быть опровергнуты; 2) Бог – перводвигатель, задающий движение всему. Так как ничто не может быть одновременно само по себе и движущим, и движимым без постороннего вмешательства, то этим движущим началом является Бог; 3) все происходящие вокруг нас изменения воспринимаются нами как необходимые или случайные. Но случайность – лишь недоступная нашему пониманию необходимость. Для Бога же случайности нет, поэтому необходимо признать его, чтобы понять происходящее; 4) разные вещи обладают разной степенью совершенства. Но тогда должен быть и абсолютный эталон совершенства, и он есть Бог;5) все движется к определенной цели, и только Бог может задать цель для всего, что происходит в природе. Обоснование первостепенной значимости Священного Писания. Священное Писание основано на знании, которым обладает Бог и которое призван познать человек через Богооткровение, поэтому Божественное знание выше научного. Социальные проблемы решались Аквинским через утверждение о том, что государственная власть дана от Бога. Церкви должна отдаваться первостепенная роль в гражданском обществе, а власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на земле – Римский Папа.
Важной проблемой социальной философии является проблема роли личности и общества в истории. Личность выступает как социальный облик каждого человека, выраженный в конкретной индивидуальной характеристике. Наиболее глубокие истоки роли личности в обществе заключены в ее общественной природе. Все проблемы общества, его объективные потребности, возможности развития, его перспективы и цели в конечном счете живут, функционируют не в какой-то своей абстрактной всеобщей самостоятельности и отдельности, а как переплавленные в реальные индивидуально-конкретные потребности, интересы, заботы, цели каждой личности, каждой индивидуальности. Истоки роли личности в истории — и в ее неразрывной связи с социальными общностями, социальными отношениями. Принадлежность личностей к различного типа общностям реально выступает как определенный импульс жизнедеятельности каждой личности, каждого человека. В то же время, находясь в конкретных обстоятельствах своей микросреды, проживая собственную жизнь с присущими ей неповторимыми возможностями и тенденциями, личность также получает достаточно импульсов, обусловливающих ее жизнедеятельность, ее социальную активность. Одним словом, каждая личность обладает целым ансамблем импульсов своей жизнедеятельности, своей социальной активности или пассивности, который включает в себя как факторы широкого общественного происхождения, так и неповторимо индивидуальные обстоятельства жизненного пути каждого человека. Будучи «заряжена» этим множеством импульсов, она живет, активно действует в обществе и выступает как его движущая сила. Общественная жизнь, история человечества и предстает как разнообразный процесс бесконечного множества жизнедеятельностей отдельных индивидов. В этой связи и разрабатывается в марксистско-ленинском учении теория личности. Именно в личностях, их действиях находит свое преломление, воплощение роль народных масс, классов и других социальных общностей в истории. Билет 5 1. Августин Аврелий – яркий представитель патристики и его роль в обосновании догматов христианской веры: проблемы разума и воли и философия истории. В своем главном произведении «О Граде Божием» А. Августин (354430) объясняет, что существуют два града: град божий - церковь, град земной - государство. Церковь странствует по земле, но цель имеет на небе. Град земной - создание человеческое, и его цель временная. Он создан насилием, держится принуждением. Государство - большая разбойная шайка. Государства разделяются на те, которые начинаются от братоубийцы Каина, и другие - от Авеля. Те, которые от Авеля, - христианские государства. Их суть - забота о подчиненных. Государство существует в помощь небесному граду, чтобы направлять мир земной к небесному.Августин первый призвал обращать всех в христианство насильственными методами. Источник зла - свободная воля людей. Прежде чем понимать, мы должны верить. Рабство создано не природой. Грех - первопричина рабства. Бог разделил людей на бедных и богатых, установил частную собственность.Создал богатых - чтобы помогать бедному, бедных - чтобы испытать богатыхОн считает, что несовершенство земной жизни человека - результат, порожденный «великим преступлением» Адама и Евы. Их греховность породила греховность государственного устройства, при котором существует господство человека над человеком. Но эта греховность - естественный порядок человеческой жизни, предопределенный судом Божиим, у которого нет неправды и который выносит наказания, соответствующие вине согрешающих. Но этот порядок не будет вечным, он прекратится со вторым пришествием Христа, когда будет установлено царство небесное. Оправданием существующего государства может быть лишь его служение церкви. Августин стоит на страже справедливости, считая, что в ней проявляется истинное право, без которого неизбежна гибель государства; осуждает жестокость и аморальность. Однако все его рассуждения о земных правах в конечном итоге определяются главным правом, в соответствии с которым божественная власть стоит над властью светской и поэтому может предоставить государству право, идущее от церкви, на борьбу со всем тем, что противостоит христианской вере. Августин затрагивал и проблему естественного права, которое, как он считал, люди изначально получили от Бога, его разума и воли. Следует отметить, что в учении Августина прослеживается и прогрессивное начало, связанное с реалистическим подходом к оценке возможностей и способностей человека, его законных устремлений подниматься в своем развитии, но, конечно, лишь при помощи Бога. 2.Единство исторического процесса:стихийное и сознательное в нем. - категории социального познания, с помощью которых раскрывается характер протекания процессов общественной жизни как деятельности людей, степень совпадения целей и результатов деятельности. Ядром вопроса о соотношении стихийности и сознательности в историческом процессе является проблема рациональности и ее границ применительно к особенностям индустриальной цивилизации. В качестве исходного пункта представлений о возможности полностью сознательной (рациональной) организации социальной жизни можно рассматривать учение Платона об идеальном государстве. Однако наиболее объемно проблема обсуждается в Новое время в условиях становления и развития индустриального общества. В духе рационализма и просвещения обосновывается идея о возможности рациональной организации общества и исключения в нем какой-либо стихийности на основе научного предвидения, в чем и выражается общественный прогресс. Предельной формой данного подхода выступила теория и практика коммунистических режимов, исходивших из идеи абсолютной рационализируемости всех сторон жизни общества и человека (ленинизм). Исторический процесс трактуется здесь как закономерный переход от стихийности к сознательности общественной жизни под руководством знающих будущее организаций и вождей. Высший критерий сознательности - совпадение деятельности с требованиями объективных социальных законов. Стихийность же исходит из иллюзий, ненаучных представлений об обществе. Поэтому хотя каждый человек в досоциалистических обществах действует в своей повседневной жизни сознательно, социальный процесс в целом стихиен, разрушителен. Другой версией решения проблемы является технократизм, хотя и отвергающий идеи коммунизма, но опирающийся на ту же логику социального консерватизма. Практический опыт сознательной (планомерной) организации общественной жизни показал, что такой подход неминуемо перерастает в тоталитаризм, в кризис и угрозу гибели цивилизации. Итогом является то: лишение людей свободы выбора, контроль над всеми сторонами их жизни, нивелировка личности, превращение ее в средство общественных целей, постоянное снижение квалификации управляющих, система деспотизма и насилия, исходящая из догмата непогрешимости правящих структур. За этим скрыт парадокс рациональности: чем больше мы стремимся рационализировать общество, тем больше в нем подавление человека и фактическое торжество иррационального (М. Вебер). В итоге в социально-философской мысли формируются качественно иные подходы к проблеме стихийности и сознательности в историческом процессе. В основе их лежат следующие идеи: 1) наличие в силу социокультурных особенностей множества рациональностей, которые недопустимо сводить только к науке; 2) многонаправленность социальных процессов, развитие философии нестабильности и т.п., что делает невозможным однозначное историческое предсказание будущего и соответственно его планирование; 3) наличие в деятельности человека взаимодополняющих рациональных и иррациональных начал (Хайек, Поппер, Франк и др.). |