Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 10 1.Философские идеи в древнегреческой медицине:пифагорейская медицина, Гиппократ и Асклепиад об основах врачебного искусства.

  • 2.Сознание – высшая форма отражения материи. Формы материи. Отражение

  • Билет 11. 1.Неоплатонизм – религиозно-мистическое учение и его роль в формирования общественного сознания. Неоплатони́зм

  • 2.Основные законы диалектики и их методологическое значение. Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.1)

  • Закон перехода количества в качество и качества в количество.

  • Билет 12. 1.Античный скептицизм как первая форма агностицизма в мудром молчании.

  • 2.Диалектика чувственной и рациональной ступеней познания и их соответствующие формы. Чувственное познание

  • Рациональное познание

  • Суждение

  • Билет 13. 1.Стоическая философия: человек и его космическая судьба.

  • 2.Материя как субстанциональное основание сущего. Ленинское определение материи.

  • философия. Билет Специфика гуманизма эпохи Возрождения и ее представители


    Скачать 423 Kb.
    НазваниеБилет Специфика гуманизма эпохи Возрождения и ее представители
    Анкорфилософия.doc
    Дата02.05.2017
    Размер423 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия.doc
    ТипДокументы
    #6387
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    2.Агностицизм как направление в теории познания и его корни и основные исторические формы.

    Вагностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.Агностицизм возник в конце XIX века, как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.Кроме философского агностицизма существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая её некой светской шкалой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения. Научный агностицизм существует, как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.

    Билет 10

    1.Философские идеи в древнегреческой медицине:пифагорейская медицина, Гиппократ и Асклепиад об основах врачебного искусства.

    У древних греков знания не были расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия. Наука “о природе” в Древней Греции включила три кардинальных направления:изучение “природы” живого (и прежде всего человеческого) организма;изучение “природы” космоса в целом;изучение “природы” (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира.Первое из этих направлений явилось основанием для дальнейшего развития медицины, а также содержало в себе зачатки будущей биологии и всех её разделов; второе явилось исходным пунктом для развития научной астрономии; третье же, в то время бывшее наиболее спекулятивным, предвосхитило появление физико-химических наук, поскольку их теоретической базой стали, в конечном счёте, молекулярно-атомистические представления.Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики — передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. 

    Пифагор был первым в истории медицины обратил внимание не только на больного, но и на здорового человека, считая здоровье гармонией всех элементов человеческого организма, сочетанием разнообразных и противоречивых качеств, связанных с проявлением и духовной, и телесной жизни. Пифагором была разработана едва ли не первая в мире система добродетельной жизни, органично включавшая в себя и пифагорейскую медицину. Пифагор и его последователи придавали огромное значение контролю и управлению эмоциями и постоянно заботились о поддержании в себе ровного настроения. Пифагорейцы не должны были быть ни слишком веселыми, ни излишне мрачными. Поддерживаемое ими эмоциональное состояние можно характеризовать как умеренно радостное. Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ. Его труды стали основой дальнейшего развития медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному и его лечению - вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах и др. Был образцом этического поведения - считается, что он - автор текста кодекса древнегреческих врачей (“Клятва Гиппократа”). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной практики. Для Гиппократа болезнь - проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли, злого духа. Этим он отвергал положения греческой медицины. Объяснение болезни Гиппократ искал в материальных факторах, ее обусловливающих, и в изменениях этих факторов. Он считал, что каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без естественной причины. Естественные причины болезни лежат, прежде всего, в окружающей человека внешней среде. Общими причинами болезни Гиппократ считал такие, которые своим действием вызывают заболевание у ряда людей. Сюда Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы.

    2.Сознание – высшая форма отражения материи. Формы материи.

    Отражение в марксистско-ленинской философии — всеобщее свойство материи, как обладающей «свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения», проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаимодействия с ними.Формы:

    1. Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.

    2. Чувствительность — способность к ощущению, являющаяся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение»

    3. Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.

    4. Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.

    сознание определяется как высшая форма психической деятельности, осуществляемая посредством труда и речи.
    Билет 11.

    1.Неоплатонизм – религиозно-мистическое учение и его роль в формирования общественного сознания.

    Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии ПлатонаАристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является ПлотинПарадигма неоплатонизма сводится:

    • к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

    • к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

    • к мистически-интуитивному познанию высшего;

    • к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/илиэкстаза.

    Таким образом, неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

    Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом; оказывает значительное воздействие на развитие арабской философии.. В византийской философии идеи неоплатонизма получили большое распространение уже в период ранней патристики (IV в.)

    Под влиянием неоплатонизма находился Августин Блаженный. Некоторые черты неоплатонизма можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как напр. Ансельм Кентерберийский.К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике XIV—XV вв. Пантеистические ирационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай КузанскийМарсилио Фичино.Большой шаг в сторону секуляризации неоплатонизма был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения. Немецкий идеализм конца XVIII — начала XIX вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Шеллинга, и Гегеля

    Воздействие неоплатонизма на идеализм XIX—XX вв. можно проследить прежде всего у таких русских философов, как В. С. СоловьевС. Н. БулгаковС. Л. Франк,П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений современной философии.

    2.Основные законы диалектики и их методологическое значение.

    Диалектика– наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.1) Закон перехода количества в качество и качества в количество. количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества. 2) Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположность – форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга. Борьба – активный характер противоречия. Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.3) Закон отрицанияотрицания – это закон противоречивого развертывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

    Методологическое значение этого закона в том, что выявляет основную тенденцию развития. Таковой является прогресс, т.е. движение от простого к сложному, от низшего к высшему.
    Билет 12.

    1.Античный скептицизм как первая форма агностицизма в мудром молчании.

    учение, отрицающее познаваемость мира, то есть отрицающее возможность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в  следующих формах. 1) Исторически первой  его  формой  был  античный  скептицизм  (Пиррон,  Протагор), который  утверждал:  о  любом  предмете  можно  высказать  различные  мнения, каждое из которых можно считать правильным. 2) В классической форме в Новоевремя агностицизм  был  присущ  субъективно-идеалистическим  воззрениям  Д. Юма, который утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Поскольку человек всегда имеет дело лишь со своими ощущениями и не может выйти за ихграницы, он не в состоянии ответить на вопрос, существует ли внешний мир или нет. Агностики рассматривают ощущения как преграду между познающим субъектом и объектом. 3) Теоретическое  обоснование невозможности человеческихспособностей познать мир обосновывает И. Кант. Не сомневаясь в существовании вне сознания  материальных вещей, он считал их в принципе непознаваемыми, утверждая: что вещь для нас (феномен), и вещь сама по себе (ноумен), принципиально различны. С помощью чувств мы можем познать, только «явления», внешние свойства вещи, а  «сущность» вещи мы познать не можем, она является для нас  «вещью  в  себе».  Кант  четко  поставил вопрос  о  принципиальной ограниченности человеческого опыта и подчеркивал, что действительность всегда выходит за  пределы любого знания, она в этом смысле бесконечно богаче любых теорий. 4) В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (философия жизни, экзистенциализм, персонализм и др.),  который утверждает:  человек  не  может  научными  средствами  познать  мир,  который  им переживается.
    2.Диалектика чувственной и рациональной ступеней познания и их соответствующие формы.

    Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

    К формам чувственного познания относят:

    Ощущение- элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

    Восприятие- отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

    Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа. Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира. Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

    Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

    Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

    Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

    Билет 13.

    1.Стоическая философия: человек и его космическая судьба.

    Стоицизм – это одна из философских школ в Древней Греции, которая возникла во времена раннего эллинизма.Основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н. э. — середина II века до н. э.), Средняя (II—I века до н. э.), Новая (I—III века н. э.).Стоики представляли мир как живой организм, который управляется божественным законом или логосом. Логос представляет собой вечную, необходимую и устойчивую закономерность. Спорить с судьбой, по мнению стоиков бессмысленно. Идеалом стоиков считался невозмутимый мудрец. Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы. Они провозглашали: будь человеком и в бедности, и в богатстве, сохраняй свое достоинство и честь, чего бы это тебе не стоило, если судьба предназначила тебе бедность, нездоровье, бесприютность, переноси их без стенаний, если ты богат, красив, умен, будь умерен в пользовании этими благами, помни, что завтра ты можешь оказаться нищим, больным, гонимым. Принятие судьбы – единственный способ достижения гармонии. Второе суждение стоиков – это космополитизм. Все люди равны и являются гражданами космоса как мирового государства. Неважно являешься ты мужчиной или женщиной, рабом или свободным, белым или черным и так далее. Особое внимание стоики уделяли и развитию личности, особенно моральным качествам. Человек, полагали стоики, не может сделать этот мир совершенным, но он может устроить совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство, и следовать высоким требованиям морали. Стремление к совершенству лежит на путях познания мира и упражнения в добродетельном поведении. Внутренняя свобода достигается путем познания необходимости следовать требованиям непререкаемого долга. Источником зла стоики считали четыре страсти, а именно: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Необходимо выявлять в себе эти пороки и избавляться от них.

    2.Материя как субстанциональное основание сущего. Ленинское определение материи.

    Материя, – писал Ленин, – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

    Материя как причина самой себя предстаёт подлинно абсолютной, т. е. ни от чего не зависимой реальностью. Признание же того, что материя заключает в себе основание для собственного существования и существования всех налично данных реальностей, исключает возможность признания существования двух и более субстанций. Охватывая собой все сущее в форме единого, материя выступает как то, за пределы чего невозможно выйти. Определению субстанции противоречит идея о множественности субстанций. Из него следует, что при наличии двух субстанций ни одна из них не является на самом деле таковой. Несостоятельность дуализма в философии изначально коренится именно в данном логическом пункте понимания материи как субстанции.

    Рассматривая материю как субстанцию, мы тем самым осмысливаем её не только как сущность, но и как существование, не только как объект, но и как «субъект всех своих изменений». Поэтому в рамках субстанциального подхода к реальному миру противоположность материи и сознания предстаёт в форме соотношения материального и идеального, которые на уровне субстанции имеют один и тот же онтологический статус, ибо каждое из них выражает бытие материи.

    Категория субстанции по сравнению с категорией «материя» - это конкретное понятие, так как его содержание сформировано посредством синтеза ряда определений, а именно абстракций материи и движения. На уровне категории «субстанция» материя раскрывается в аспекте тождества различенного, как единство многообразного. Поэтому в логике концептуального развертывания теории философского материализма категория субстанции появляется после того, как происходит фиксация и раскрытие содержания категорий «материя» и «движение».

    Чтобы быть субстанцией, материя должна обладать следующими особенностями: материя должна вести «независимое» существование, быть «причиной самой себя»; материя должна объяснить существование мира – вещей, человека, общества, природы, явлений культуры; материя должна ответить на вопрос о причинах изменений, происходящих в мире (возникновение, исчезновение, трансформация в процессе взаимодействия); материя обязана решить вопрос о единстве существующего, о возможности познания этого существующего; должна быть сама как-то связана с этим миром, должна быть «родственна ему».
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта