Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Сознание как функция головного мозга. Сознание и язык. Основные черты сознания. При понимании сознанияв широком смысле

  • Сознание динамично, подвижно, изменчиво. Сознание никогда не существует в «чистом виде». Сознание активно.

  • Билет 7. 1.Основные принципы средневековой философии.

  • 2.Общественная жизнь людей и ее основы. Общество как система общественных отношений.

  • Билет 8 1.Роль Филона Александрийского в утверждении христианства:учение о богочеловеке.

  • Богочелове́к

  • 2.Общество как предмет философского анализа:основные сферы жизни общества.

  • Экономическая

  • Билет 9 1.Особенности возникновения христианства. Основные догматы веры.

  • Догмат - означает непреложную истину, принимаемую на веру и общеобязательную для христиан .

  • философия. Билет Специфика гуманизма эпохи Возрождения и ее представители


    Скачать 423 Kb.
    НазваниеБилет Специфика гуманизма эпохи Возрождения и ее представители
    Анкорфилософия.doc
    Дата02.05.2017
    Размер423 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия.doc
    ТипДокументы
    #6387
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Билет 6.

    1.Патристика и схоластика как типы философствования: специфика.

    Период патристики охватывает I–VI вв. Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских мыслителей. Патристика представляет собой учение «отцов церкви», т. е. духовных наставников, которые характеризуются святостью жизни, высоким авторитетом. В патристике выделяют три этапа:

    – апологетику, сыгравшую важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения. Представителями апологетики были Тертуллиан, Климент, Ориген и др.;

    – классическую патристику, сформулировавшую философские принципы и основания христианского учения. Представители: Василий Великий, Григорий Нисский, Аврелий Августин и др.;

    – заключительный период, стабилизировавший христианскую догматику. Здесь следует упомянуть Боэция, Эриугена и пр.

    Особенности патристики: единство принципов; корпоративная истина; опора на традицию и согласие отцов; авторитет Писания. Представители патристики обсуждали проблемы сущности Бога, движения истории к определенной конечной цели, соотношение свободы воли и спасения души, затрагивали вопросы о соотношении веры и разума. наиболее выдающйся представитель патристики Аврелия Августина (354–430). В произведении 
    А. Августина «О граде Божием» излагается христианская концепция всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения. Здесь мы видим систематическую перестройку теоретического наследия Античности в духе теоцентризма.

    Схоластика – «школьное» направление развития науки, философии, теологии, т. е. тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логи­ческой проблематике. Период схоластики включает:

    – раннюю схоластику, Представители: П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский и др;

    – среднюю схоластику. Представители: Альберт Великий, Фома Аквинский;

    – позднюю схоластику. Представители: Николай Кузанский, Дунс Скот, Уильям Оккам, Данте и др.

    Высшей фазой развития средневековой философии является схоластика, которая начинается с IХ в. и продолжается до конца XV в. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу. Наиболее выдающимся представителем зрелой схоластики был Фома Аквинский.
    Ф. Аквинский приводит пять доказательств бытия Бога.

    1. Доказательство от цепи источников движения (перводвигатель).

    2. Доказательство от цепи причин (первопричина).

    3. Доказательство от необходимости.

    4. Доказательство от степеней совершенства (абсолютное совершенство).

    5. Доказательство от целесообразности.
    2.Сознание как функция головного мозга. Сознание и язык. Основные черты сознания.
    При понимании сознанияв широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное,широкое понимание сознания характерно дляидеалистической философии. Вматериалистической философии термин «сознание» используется в другом,узком смысле.  В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной. тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Черты: Сознание динамично, подвижно, изменчиво. Сознание никогда не существует в «чистом виде». Сознание активно.

    На то, что сознание является результатом эволюционного развития живого вещества, указывают многие факты, в частности, и тот, что у более высокоорганизованных организмов, имеющих головной мозг, параметры «серого вещества» более высокие.

    Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания.

    Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания.

    Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган.

    Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

    сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

    Язык — это система содержательных, значимых форм. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка.

    Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое выражение мысль получает именно в языке.

    Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка.
    Билет 7.

    1.Основные принципы средневековой философии.

    Для философского мировоззрения Средневековья были характерны следующие принципы:1. Тенденция к сакрализации (сближения с религиозным учением) и морализации (практическая направленность философии на обоснование правил поведения христиан в мире);
    2. Библейский традиционализм и ретроспективность, т.е. Библия рассматривалась как самый истинный и значимый труд, отправной источник и мера оценки любых философских теорий.
    3. Поскольку библия понималась как полный свод законов бытия и повелений бога, то особое значение имела экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. Соответственно и философия была «экзегетична». Текст стал началом и концом любой философии. В философских трудах преобладал семантический, концептуальный и спекулятивный анализ.
    4. Тенденция к назидательности. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к богу. Форма обучения строилась на диалоге, энциклопедичности педагога и его знании Священного писания и правил аристотелевской логики. Впервые в средневековой философии были проанализированы тончайшие нюансы человеческой души и подняты проблемы морали, онтологии, гносеологии. Например, «Исповедь» Августина, «История моих бедствий» П.Абеляра).
    5. Средневековая философия была по духу оптимистична, лишена скептицизма и агностицизма. Бог не был постижим средствами разума, но его указания могли быть поняты через веру, путём озарения. В результате физический мир, история, ряд моральных требований постигались умом человека, а религиозные проблемы - откровением. Соответственно, выделялось две истины: мирская и божественная, которые находились в средневековой философии в симбиозе. Философия пользовалась как формами интеллекта, так и интуитивного озарения, божественного откровения. Она обосновывала возможность личного спасения, торжества истин христианства во вселенском масштабе.

    Крупнейшими христианскими философами средневековья были Аврелий Августин и Фома Аквинский.
    2.Общественная жизнь людей и ее основы. Общество как система общественных отношений.

    Общественная жизнь представляет собой взаимосвязь свободных социальных действий людей, то есть действий, обращенных друг к другу. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано, и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего – без окружающей человека среды.

    Влияние природной среды на жизнь общества особенно наглядно выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется исключительно на том, что дает природа.

    В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества.

    Поэтому природа это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует и существовать не может.

    Общество — это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами — классами, нациями и др.; система социальных институтов — экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни — материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, и др. Специфику социальной системе придает ее основной элемент — человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний. Социальные отношения — это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Это саморазвивающаяся система, которой присущи такие системные характеристики, как самодостаточность, рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.
    Билет 8

    1.Роль Филона Александрийского в утверждении христианства:учение о богочеловеке.

    Филон предпринял первый серьезный опыт решения той задачи, перед которой вскоре оказалось христианство: найти точки соприкосновения с греко-римским миром. Несмотря на свой вселенский характер, Библия все же оставалась книгой Востока. Он открывал язычникам путь к Писанию, излагая его так, что мог найти понимание почти во всех цивилизованных странах. И не только иудаизм и античность легли в основу Филоновой системы,—в ней отразились идеи Египта, Персии и даже Индии. Философия Филона Александрийского во многом влияла на становление философии неоплатонизма и, в особенности, христианства. Для христианских авторов творчество Филона Александрийского служило основополагающим образцом синтеза еврейской и греко-римской мысли, а его концепция Логоса легла в основу христианского учения об Иисусе как посреднике между Богом и человеком.  Богочелове́к- в христианстве Бог, воплотившийся в человеке, Иисус Христос. В  христианстве Богочеловек — догматическое определение воплотившегося Сына Божьего — второго лица Св. Троицы, Иисуса Христа, основанное на Символе Верыи определениях Вселенских соборов[2][3][4], сформулированное в процессе сложной богословской полемики; это определение раскрывается через неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное соединение двух природ — божественной и человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем.

    2.Общество как предмет философского анализа:основные сферы жизни общества.

    Философия является методологической основой изучения общества, т.е. задает исходные принципы, основополагающие идеи, которые реализуются другими общественными науками.

    Различают философские подходы к изучению общества:

    1. Материалистический (исходным пунктом объяснение всех общественных процессов выступает материальное производство(экономика))

    2. Идеалистический (исходит из духовных и социально – политических процессов как исходных объясн. общества)

    Философские учения в понимании общества отличны тем, что выступает исходной точкой анализа: отдельный человек или общество в целом. Например, марксизм исходит из того, что общество формирует и определяет сознание, культуру отдельных людей и динамику всей общественной жизни

    Общество – это прежде всего социальные связи, закрепленные социальными институтами (религия, армия, наука, образование и т.д.), сложившаяся при прежних поколениях и определ. жизнь в следующих поколениях

    Экзистенциализм исходит из отдельного человека, как обладающего свободой выбора и способного определить свою жизнь и жизнь общества

    Трактовка общественных процессов обусловлена ценностями ученого, его свободой выбора, а также эпохой, культурной ситуации, в которой он живет

    Согласно неокантианству, в природе действуют законы и поэтому ее можно объяснять, а в обществе действуют нормы и правила, которые устанавливает сам человек, которые меняются от эпохи к эпохе, которые можно только описывать. Проблема соотношения фактов и теоретической схемы при исследовании человека.Трактовка одних и тех же фактов, их оценка зависит от общей философ – теоретич. позиции, которая занимает тот или иной исследователь.Складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

    Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

    Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

    Билет 9

    1.Особенности возникновения христианства. Основные догматы веры.

    Христианство – наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира. Христианство возникло в I в.н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, и оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизации. Именно христианство сформировало базисную систему ценностей и обеспечивало духовное единство западной цивилизации. В отличие от ранних религиозных систем, складывающихся в процессе формирования древних очагов цивилизации на Ближнем Востоке, христианство, как наднациональная вселенская религия, возникло в условиях уже развитого общества, когда почти весь ближневосточно-средиземноморский мир был объединен в рамках наднациональной Римской империи. Первоначально христианство распространялось среди евреев Палестины и средиземноморской диаспоры. В дальнейшем оно вступает в неизбежный конфликт с иудаизмом и, в итоге, евреи, первые носители христианства, остались единственным нехристианским народом среди христианского мира. Выйдя за пределы иудейского мира христианство начинает конкурировать с многочисленными эллинистическими религиями и культами. Эстафету христианизации продолжают греки (на греческом языке написан весь новозаветный канон) и народы восточной окраины Средиземноморья: сирийцы – в их среде впервые в 41 г. н. э. было произнесено слово «христианин»; копты – христиане Египта, у которых возникает традиция христианского монашества, а в Александрии – самая влиятельная богословская школа раннего христианства; эллинизированные народы Малой Азии, церкви которой символизируют в Апокалипсисе все христианство мира. С переходом всех этих земель под власть ислама, христианство, как бы компенсируя свои ближневосточные утраты, приходит к германским и славянским, а затем балтийским и финским народам. К концу Средневековья вся Европа становится христианской. С наступлением эпохи Великих географических открытий христианство выходит за пределы Европы. Догмат - означает непреложную истину, принимаемую на веру и общеобязательную для христиан.

    • Догмат о Пресвятой Троице

    • Догмат о грехопадении

    • Догмат об Искуплении человечества от греха

    • Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа

    • Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа

    • Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа

    • Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде

    • Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства

    • Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни

    • Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в - Халкидоне

    • Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе

    • Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта