Главная страница
Навигация по странице:

  • Аббат

  • Августинскии монашеский устав

  • Аверроэса

  • Авиньонское пленение пап»

  • Авторитарная религ иозная организация

  • Аггагула

  • Агнец Божий

  • Адамиты

  • «адамово»

  • Адвокат Бога »

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница1 из 33
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    СЛОВАРЬ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

    Словарь теологических терминов: приложение к учебному пособию «Основы теологии» / сост.: И. Д. Сердюкова, 3-е изд. испр. и доп. – М.: МПГУ: Прометей, 2021. – 138 с.


    А


    Аббат (от арамейского «abba» – отец) – духовный отец, учитель и пастырь, настоятель католического монастыря. В церковной иерархии аббат следует за епископом.

    Аббатство – владения католического монастыря. Термин возник в IX в., некоторые аббатства в Средние века представляли собой независимые церковные территории.

    Абракадабра (лат. – непонятное) – непонятные, лишенные смысла высказывания. В русской дохристианской мифологии это была магическая формула из таинственных слов, употребляемых колдунами и знахарями для заклинания болезней. В среде учащихся это слово используется как жаргонное при осуждении безудержного словоблудия, смысловой бессмыслицы, тарабарщины, бестолковости со стороны кого бы то ни было.

    АБСОЛЮТ (лат. absolutus – безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) – вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, беско-нечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию.

    Абсолютное бытие (лат. – безусловное) – понятие теологии, обозначающее сущего Бога, выразившего себя в материи. Сущность человека и чего бы то ни было состоит не в их собственной внутренней природе, а в Божественном присутствии, вложенном в них. В этом смысле человек всем достигнутым им в жизни обязан не себе, а Богу и тому, что в него вложил Он. Это и есть абсолютное бытие человека, самостоятельное и самодействующее, независимое от внешних условий, устойчивое и всеопределяющее. В философии это понятие используется при характеристике свободной, совершенной и конечной действительности, ее наивысших ценностей. В обыденном сознании абсолютное бытие человека – это его сущность, истинное лицо, очищенное от случайного и временного, проявляющееся как духовный стержень, соответствующий высоким нравственным идеалам.

    Авва, А́ба (арам. אבא /ʔabɑʔ/, греч. ἀββᾶ) — арамейско-сирийское слово, обозначающее «отец», однокоренное с еврейским אב aḇ, арабским أب ab и амхарским አባት abat с тем же значением. Обычно переводится как – Учитель, Духовный Отец. Так называли Христа. Авва (древнееврейск.) – отец. Авва (в латинской транскрипции — аббат) — древнее наименование настоятеля православного монастыря — игумена, архимандрита, получившее распространение с IV века. В настоящее время особенно распространено на западе (в латинской транскрипции — аббат) — титул настоятеля католического монастыря, который носили и немонашествующие духовные лица.

    Август (лат. – по имени императора Августа Октавиана) – восьмой месяц календарного года, третий месяц лета. Месяц назван в честь внучатого племянника Юлия Цезаря – Августа Октавиана. К тому же, Августу, самому давшему это название месяца, не захотелось иметь его короче, чем июль – месяц самого Цезаря, и он своей волей взял один день от февраля и добавил к августу. Старинные русские названия августа – зорев (от зари или зарницы), жнивень, серпень, густарь. В народе этот месяц называют соберихой да припасихой. По церковному календарю 1 августа –день памяти Преподобного Серафима Саровского и святой Макрины; 2 августа – день Пророка Илии, Ильин день; 6 августа – праздник в честь страстотерпцев князей Бориса и Глеба; 9 августа – день памяти Великомученика целителя Пантелеймона; 14 августа – Медовый Спас; 19 августа – Преображение Господне и Яблочный Спас; 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы; 29 августа – день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, день поминовения и Хлебный Спас. В августе начинается Успенский пост. Для всех учащих и учащихся – это последний месяц каникул. У сельского труженика главные заботы – покос, пахота и посев. В августе можно есть все плоды и фрукты. В этот месяц надо особо внимательно относиться к приметам природы: полезны для здоровья росы, но дожди вредны для сена.

    Августинскии монашеский устав – один из основных монашеских уставов до XII в. наряду с Бенедиктинским.

    Августинцы‑эремиты – монахи ордена св. Августина, живущие по уставу св. Августина. Орден августинцев‑эремитов (эремит – отшельник, пустынник, греч.) учрежден в 1256 г. Папой Александром IV (1254–1261 гг.). Папа Бонифаций VIII (1294–1303 гг.) в 1303 г. причислил Орден августинцев к нищенствующим орденам. Орден был вселенским еще в XIII в.

    Аверроизм – направление философского рационализма в средневековой схоластике XIII в. Аверроисты (группа преподавателей Парижского университета) в 70‑е гг. XIII в. были последователями арабского богослова Ибн Рушда (Аверроэса, ум. в 1198 г.), комментатора Аристотеля. Латинские аверроисты развивали учение о двойной истине, абсолютной (Откровение) и философской, которую постигают с помощью разума. Они признавали человеческий разум как источник познания. Если разум оказывался бессильным в познании, то следовало обратиться к вере. Учение осуждено Церковью.

    Авиньонское пленение пап» – так образно называют период Папства с 1305 г. по 1378 г., когда резиденция Папы Римского была переведена в город Авиньон на юге Франции, а Папы находились под влиянием французского короля. Ф. Петрарка называл этот период «Вавилонское пленение Церкви».

    Авсень (овсень) (др.рус.) – в древнерусском языке так называли первый день весны и начало нового года – 1 марта по старому календарю. В народе этот день издревле широко праздновали, мифологически персонифицируя. Это день торжества Авсения над силами Зимы, когда «заклинали весну», уничтожая чучело, воплощающее Зиму (смерть), пели песни-веснянки. Считалось, что 1 марта снеговая вода обладает целительной силой, отчего ею поили больных и слабых. Позже этот праздник перешел в Святки с колядованием и более широким празднованием.

    Автокефалия – административная независимость раннехристианских Церквей: патриархий и митрополий Александрии, Антиохии, Палестины. Позднее принцип самоуправления поместных Православных Церквей, административной независимости от Константинопольского Патриарха.

    Авторитарная религиозная организация – религиозное объединение (группа, организация, вероучение, культ), характеризующееся жесткими методами управления своими членами, тотальным контролем за их сознанием и поведением, высокой централизацией власти в руках лидеров (адептов). Авторитарность является одним из существенных признаков сектантства. Авторитарные религиозные организации очень опасны для общества, они относятся к числу деструктивных сообществ, членство в которых приносит значительный вред развитию личности и ее здоровью. Такие организации раскалывают единство веры людей, размывают национальные культуры, уводят человека от насущных социальных проблем, ибо они внеисторичны и не имеют своих культурных основ.

    Аггагула (готск.) – ведьма, колдунья, чародейка. Латинизированное название встречается в Эдикте Теодориха Остготского.

    Агиография (гр. – святой, пишу) – жанр церковной литературы о жизни и деятельности святых. Жизнеописания или Жития святых. Так называют и раздел в историографии, посвященный этой теме. Агиография – раздел богословия, изучающий «Жития святых». Наука, занимающаяся изучением житий святых, богословскими, культурологическими, психологическими, социальными и историко-церковными аспектами святости. Жития святых изучаются для того, чтобы воссоздать представление о явлении святости, спасении души, обожении человека и т.д. Жития используются как источник знаний по истории церкви и гражданского общества, о характере духовности общества. Они также рассматриваются как литературные произведения, ибо пишутся по определенным литературным канонам, имеют свою типологию, структуру, свою проблематику. Известны такие жанры житий святых, как: похвала святому, акты мучеников, биография святого и др. Иногда вместо термина «агиография» может использоваться «агиология» для обозначения самих исследований, технологии их проведения, но чаще как синоним.

    Агиология агнец (слав. ягненок) – литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX – Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.

    Агнец Божий (лат., ц.-слав. – ягненок Бога) – символическое имя Спасителя (Христа), указывающее на его искупительную жертву за грехи человеческие.

    Агнец» (лат. ягненок) – символ непорочной жертвы, целомудрия, смирения. Ииносказательный оборот, характеризующий человека непорочного, смиренного, незлобивого, кроткого, сохраняющего детскую невинность и чистоту помыслов, чувств и поступков. В Христианстве так называют Иисуса Христа, «непорочного во плоти», принесшего Себя в жертву за грехи человеческие. Иногда в быту используется с негативным оттенком – при характеристике инфантильности человека. В практике православного богослужения «агнецом» называют литургический хлеб, приготовляемый священником из просфоры и используемый для совершения таинства евхаристии, т.е. причащения.

    АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни – религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. А.И. изложена в книгах Учения, представляющих собой избранные беседы Великих Учителей (Махатм) Востока с Е.И. и Н.К. Рерихами, записанными в 20-40-е 20 ст. во время странствий и жизни семьи Рерихов в Индии, Тибете, других восточных странах. Учение А.И. состоит из следующих книг: 1) Листы сада Мории. Зов. 2) Листы сада Мории. Озарение. 3) Община. 4) А.И. 5) Беспредельность, ч. 1, ч. 2. 6) Иерархия. 7) Сердце. 8) Мир Огненный, ч. 1, ч. 2, ч.З. 9) АУМ. 10) Братство. 11) Надземное. Одна из главных целей А.И. – «огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений» (Е.И. Рерих). А.И. претендует на синтез всех йог и религий, на объединение их духовных практик, выражение их сущности, указывает на единую бытийную, духовно-энергетическую основу мироздания – Пространственный Огонь.

    Агни Йога (санскр. – Живая Этика) – это религиозно-оккультное учение о Человеке как части Космоса, делающее заявку как на учение об основах всех мировых религий и философий. Учение, именуемое еще Божественной этикой, трактует человека и его миссию на Земле с внеземных космических ступеней эволюционного развития. Предмет изучения Агни Йоги – скрытые тайные силы в человеке и их развитие. «Йога», при этом, понимается как высшая связь человека с космическими энергиями. Цель учения – преображение внутреннего мира человека, формирование космического мышления (эфиризация сознания) и «чистого» сознания, ориентация на космические законы. Возникло в начале ХХ века, в период глубокого духовного кризиса Российского общества. Объектом религиозного отношения выступает «огонь», «дух», «абсолют», «энергии», «стихии». Это дало основание относить учение к числу неоязыческих пантеистических. Православная церковь считает, что это новая религиозная, а не светская доктрина, носящая антихристианский сектантский характер, отрицающая существование единого Бога, стремящаяся заменить собой все другие религии.

    Ад – (гр. – место, лишенное света) – часть Духовного Мира. Местопребывание в состоянии мучений душ умерших грешников, которые находятся там после смерти бренного тела во власти дьявола. В Христианском учении это понятие обозначает подземное царство как духовную темницу, куда отправляются души умерших людей и падших ангелов в наказание за содеянный в земной жизни грех. Это место посмертных мучений грешников. Подобное представление о загробном мире есть почти во всех религиях и теологических учениях. В противоположность аду для безгрешных людей в потусторонней жизни признается существования рая. Существование ада и рая означает, согласно православному учению, возложение ответственности за содеянное в жизни на самого человека. После того, как человек согрешил и захотел свободы, Бог отдалил человека от себя и возложил на него самого ответственность за себя. Ад – представление о месте и состоянии посмертных мучений человека, не приготовившего себя к духовному существованию; воздаяние за совершенное зло.

    Адам (евр. – человек) – имя первого человека, родоначальника человеческого рода на Земле. Согласно Христианскому учению он был сотворен в шестой, последний день творения мира Богом по Своему образу и подобию. Из ребра Адама Бог сотворил Еву, ставшую женой Адама. Ему же Бог вверил охрану и возделывание Эдемского Сада (рая), разрешив пользоваться плодами любых деревьев, кроме одного. Но Адам и Ева нарушили эту заповедь Божью и вкусили плоды этого «древа познания добра и зла». Это было первым грехом человека, навлекшим гнев Создателя. Так история Адама и Евы описана в Библии. На самом деле Адам и Ева не были первыми людьми на Земле. Они появились за 13 тыс. лет до нашей эры. Самые обычные люди, ничем не выделяющиеся среди тысяч других. Их имена сохранились в истории лишь по одной причине – они стали виновниками уничтожения Эдема. Именно из-за них на головы остальных людей обрушилась Небесная кара. Первый человеческий грех заключался вовсе не в поедании яблока Знания (за излишнее любопытство можно и не наказывать вовсе, поскольку тяга к зданиям – вещь богоугодная), а в братоубийстве. Сын Адама и Евы – Каин – убил своего родного брата Авеля в порыве гордыни. То есть там был не просто грех убийства (а это главнейшая из Заповедей Божьих – все убийцы попадают прямо в Ад), а братоубийства! Вот этого вообще простить нельзя!

    Адамиты – члены секты, занятой поисками тайны мирозданья. Считают, что материя, из которой создан Адам, и есть философский камень. Цель состоит в том, чтобы вернуться в первобытное «адамово» состояние и познать судьбы потомков, якобы, сообщенные Адаму ангелом Разиэлем. Адамиты занимались алхимией, пытаясь создать в реторте Гомункулус.

    Адамова голова – символическое изображение черепа с двумя крест-накрест лежащими костями. Это – символ аптеки и аптечных форм, особенно вредных для здоровья человека лекарственных средств. Такой же символ есть у подножия изображения Иисуса Христа в православной церкви. Его же используют на трансформаторных будках, газовых и прочих опасных установках как сигнал, предотвращающий вольное обращение с ними – «Опасно для жизни».

    Адвентисты (лат. – пришествие) – одно из течений Христианства, возникшее в рамках протестантизма. Адвентисты исповедуют идею скорого второго пришествия Христа на Землю. С ним они связывают грядущее счастье для честных и истинно верующих людей и «страшный суд» для совершивших грех. Крайней формой адвентизма является его ответвление под названием «адвентисты седьмого дня». По их вере в день пришествия Христа произойдет гибель Сатаны и «сатанинского воинства». Адвентисты считают, что земная жизнь дана человеку для его духовного и физического совершенства и подготовки к «страшному суду». Адвентисты строго соблюдают Божьи Заповеди, правила личной гигиены, много читают религиозной литературы и обращают особое внимание на воспитание молодого поколения в правилах своей веры. Секта возникла в середине XIX в. в США.

    Адвокат Бога» (лат. – защитник) – это фразеологическое выражение, обозначающее участника спора, беседы, дискуссии, который чаще всего высказывает суждения, положительно характеризующие обсуждаемые явления. Это человек, активно использующий в своей жизни и работе факты, предрасполагающие к позитивному решению проблемы. Это, как правило, люди оптимистичные, веселые, добрые, альтруисты, ищущие компромиссов. В семье, детском или педагогическом коллективе такие люди незаменимы – они способствуют установлению мира, взаимопонимания, добролюбия. Человека, занимающего прямо противоположные позиции, называют «адвокатом дьявола». Термин «адвокат» вошел в русскую речь со времен Петра I.

    Адвокат дьявола» – так называют участника беседы, спора, дискуссии, который чаще всего высказывает суждения, отрицательно характеризующие явления, отвергает их позитивные качества, а также активно использует факты, предрасполагающие к негативному разрешению обсуждаемых проблем. Это, как правило, люди с гипертрофированным ощущением зла, выступающие в роли обвинителей, обличителей пороков. В педагогическом коллективе, в семье встречаются такие люди, вечно всем недовольные, брюзги, мелочные критиканы. С ними чрезвычайно трудно уживаться, неприятно общаться, ибо они своей мрачной картиной мира убивают настроение, веру в справедливость. Раннее проявление такого качества в детях должно настораживать взрослых и становиться предметом особого педагогического внимания. «Адвокат дьявола» используется иногда как метод экспертизы. С помощью такого типа людей производится оценка достоверности тех или иных идей, предложений. Им специально вменяется в обязанность найти аргументы «против», чтобы затем, в случае их опровержения, убедиться в качестве рассматриваемых программ, проектов, идей. Именно в таком смысле этот термин используется в католической церкви для названия человека, выражающего сомнение в святости канонизируемого лица. Благодаря «адвокату дьявола» возникает дискуссия и доказываются (или опровергаются) основания причисления усопшего к лику святых. Спор, как правило, ведется с «адвокатом Бога». Часто «адвокатом дьявола» называют сочувствие человека к своим собственным слабостям, жаление себя, соблазн поддаться страстям.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта