Главная страница
Навигация по странице:

  • Антисектантские организации

  • Антихри

  • Антропологические миф ы

  • Апокрифы

  • Апологеты

  • Апостола

  • Апостолам.

  • Арианский

  • Ариане

  • Аскетические добродетели

  • Ассерторическое суждение

  • Ассимилированное сознание

  • Астральная миф ология

  • Атеистическое воспитание

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница3 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    Антидор (греч. вместо дара) – части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в литургии.

    Антиминс (греч. – вместо и лат. престол) – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. АНТИМИНС находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII – IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

    Антипасха (гр. – напротив Пасхи) – первое воскресение после Пасхи. Следующая за ним неделя называется «Фоминой неделей», по имени апостола Фомы, который свидетельствовал явление воскресшего Иисуса Христа апостолам. Апостол Фома не видел Господа Иисуса Христа в день его Воскресения, а потому не верил рассказам других учеников. Он сказал, что поверит лишь тогда, когда сам увидит на руках Господа раны от гвоздей. На восьмой день Спаситель явился ученикам и велел Фоме вложить перст в раны от гвоздей. После этого Фома уверовал, и этот день для него стал антипасхой. Иисус Христос сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали». В народе до сих пор сохранился фразеологизм «Фома неверящий». Первое воскресение после Пасхи. Иначе называется «Фомина неделя», т.к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы (см. Ин. 20; 2429).

    Антирелигиозная пропаганда (гр. – против религии) – составная часть антирелигиозного воспитания, осуществляемого коммунистической партией, по отношению ко всему населению бывшего СССР, в том числе и детей. В основе ее лежали идеи атеизма. Антирелигиозная пропаганда состояла в широком распространении идей, порочащих церковь, отрицающих всякую религию и существование Бога, в агитации за идеи атеизма, в поиске и привлечении на сторону последнего как можно большего числа людей. Эта пропаганда проводилась в формах беседы, показа фильмов, диспута, суда, лекции, публикации статей и т. д. К ней в качестве пропагандистов и агитаторов широко привлекались дети.

    Антирелигиозное воспитание – так в 30-е годы ХХ-го столетия в отечественной педагогике называлось воспитание, направленное против религии и религиозных убеждений. В послевоенные годы оно стало одним из основных направлений системы коммунистического воспитания под общим названием – атеистическое воспитание. Религия в бывшем советском обществе была объявлена чуждой человеку идеологией, пережитком прошлого, и ей была объявлена настоящая война. В нее была втянута и семья, и школа. Антирелигиозное воспитание находило всякие способы доказательства классового характера религии и церкви, отрицания существования Бога. Особенно активно такое воспитание детей осуществляли пионерская и комсомольская организации.

    Антисектантские организации (гр. – против сект) – это центры, фонды, комитеты, создаваемые для спасения и реабилитации лиц, попавших в секту. К таким, например, относятся консультационные центры, центры реабилитации жертв нетрадиционных религий, комитеты по спасению молодежи от тоталитарных сект, комитеты защиты семьи и личности, фонды помощи пострадавшим от сект. Создаются они при отделах катехизации и миссионерства областных епархий и Московской патриархии, при храмах, при детских учреждениях, при муниципальных органах власти.

    Антисемитизм (гр. – против семитизма) – одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям, в испытании чувства неприязни и даже ненависти к ним. Это расовая ненависть, называемая юдофобией. Она способна подвигнуть людей других национальностей к гонению евреев. Антисемитизм наказуем по закону. Возник он как форма противодействия семитизму, провозглашающему превосходство еврейской нации над всеми другими.

    Антифон (гр. – противогласие, звучащий в ответ) – термин, употребляемый в культовой музыке; обозначает повтор краткого стиха из псалмов вторым клиросом вслед за первым или попеременное пение на двух клиросах. Такой антифон часто присутствует в духовной музыке (пении), исполняемой и в светских концертных залах, в светском пении. Песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119 – 133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни – стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу – особые, праздничные антифоны. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается.

    Антихрист (гр. – против Христа) – собирательный образ сил, враждебных Иисусу Христу и Его Церкви. Носит маску Христа, рожден от блудницы, полная противоположность Христа, облик похож, абсолютное отрицание Христианской веры, действует по указанию сатаны. Явится в конце времен, захватит мировое господство, и все отступятся от веры. Он возглавит борьбу против Христа, но в определенное время свершится гибель воинства Антихриста. Спасаясь от приближения Христа, Антихрист поднимется на высокую гору и бросится вниз. В образе Антихриста выступает космический узурпатор, который носит маску Христа и имитирует его добродетель, проявляя ложное чудотворство. Согласно Апокалипсису его приход предваряет Второе Пришествие Христа. В религиозном вероучении это посланник Сатаны, подражающий Христу, но противостоящий ему. Он не исповедует Христа, отвергает его учение, старается истребить Христианство. Согласно учению он должен явиться перед окончанием мира и открыто совращать благочестивых, налагая на них печать, клеймо. Но это будет испытание для людей. Антихрист будет повержен Христом. Все это изложено в Апокалипсисе. Антихристом также называют человека, ратующего против истины и добра, действующего по чему-то злому наущению. И тогда это бранное слово.

    Антропологические мифы (гр. – природосообразные человеку) – мифы, посвященные теме происхождения (сотворения) человека. В славянской, в том числе и русской мифологии эта тема широко представлена. Позже она разрабатывалась под активным влиянием библейских преданий, особенно апокрифов о первочеловеке Адаме. Создание человека – завершающий акт сотворения мира, что особенно хорошо отражено в содержании мифов.

    Антропоморфизм (гр. – человек и форма) – олицетворение человеком животных, растений, предметов, явлений неживой природы, а также божественных и мифических существ. Человек наделяет их своими качествами, например, мышлением, чувствами, внешним обликом, волей, речью и т. д. (добрые и злые духи, домовые, водяные). Благодаря этому человечество стремилось познать окружающий мир, интегрировать с ним и действовать в согласии. Существует также семантический антропоморфизм, когда «человеческие» термины-понятия употребляются при характеристики каких-либо физических, химических, абстрактных и др. явлений. Антропоморфизм, как способ познания мира, сильно развит у детей дошкольного и младшего школьного возраста во время художественного творчества, в играх. Антропоморфизм ярко проявляется в творчестве некоторых художников, поэтов. Элементы антропоморфности присутствуют в кибернетике, своеобразие которой состоит в поисках общности отношений между человеком, природными и искусственными объектами.

    Антропософия (гр. – человек и мудрость) – мистическое учение о реальности духовного мира и о способах его познания. Это разновидность теософии. Антропософия – учение о постижении высшего смысла жизни, обожествлении человеческой личности. Это принципиально новое миросозерцание, объединяющее внутри себя, в органичном единстве мысли и чувства, науку и религию. Антропософия стала методологической основой создания вальдорфской педагогики и школы. По мнению сторонников этого учения софия-мудрость должна восприниматься как живое существо, определяющее развитие человека, его самодух. От ее развития зависит социальная культура человечека. Антропософия не принимается Христианством хотя бы потому, что она породила

    Апокалипсис» (гр. – откровение) – Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового Завета, содержащая Христианское учение о конце света и Страшном суде, о Втором Пришествии Иисуса Христа и установлении Царства Божия. Пророческая книга из числа Новозаветных книг. Написана святым апостолом Иоанном Богословом, обладающим, по преданиям, тайновидением. В этой книге изложены пророчества о «конце света», откровения о могуществе Мирового Зла, о его вековечной борьбе с силами света, о конечном воцарении Бога и Агнца Божия, т.е. Иисуса Христа на земле. Современная научная концепция апокалипсиса предполагает возможный «конец света», но в результате ядерной войны, духовного обнищания, разрушения природы. ****

    АПОКРИСИАРИЙ – постоянный представитель Папы Римского при дворе византийского императора в Константинополе в VI–VIII вв.

    АПОКРИФ – произведение раннехристианской литературы, не признанное Церковью каноническим. Апокрифы существуют ветхозаветные и новозаветные. Новозаветные апокрифы, то есть неисторичные Евангелия, апокрифические Деяния, апокрифические Послания, апокрифические Апокалипсисы.

    Апокриф (ы) (гр. – тайный, скрытный) – это жанр церковной литературы, состоящий в разъяснении, уточнении, анализе канонических текстов. Сюда входят жития святых, послания, молитвы, переписка служителей церкви с мирянами и др. В русский язык это слово было привнесено из Византии после принятия Христианства. Многие места из Священного писания были непонятны народу, отчего и возникла потребность в их разъяснении. Апокрифическая литература – это литература диалога, почти вся она постороена на вопросно-ответной системе.

    Аполитичность (гр. – отрицание политики) – это качество личности, характеризующее ее негативное отношение к политике, пассивность и безразличие к партиям и партийной борьбе, к участию в выборах, к общественной жизни. В то же время аполитичность – отсутствие политического смысла действий, слепое подчинение любой системе власти, неразборчивость в политических предложениях и действиях. Аполитичность проявляется в форме гражданского неповиновения, маргинальности, в неосознанном участии в выборах и демонстрациях. Нельзя путать с беспартийностью.

    АПОЛОГЕТИКА – религиозно‑философское направление в Христианском богословии, сложившееся во II–III вв. с целью защиты и оправдания вероучения с помощью принципов, обращенных к разуму. Апологеты – античные философы, защитники Христианства в период гонений на Христиан. Апология – защита основных принципов Христианства в форме сочинения трактатов или диалогов.

    Апологетика (гр. – защищаю) – отрасль теологии, где разрабатываются способы защиты вероучения от ереси с использованием доводов, обращенных к разуму. Здесь рассматривается сущность религии, доказывается бытие Бога, раскрываются особенности ее догматов и нравственные принципы. Главная мысль апологетики – невозможность на земле существования высоконравственных отношений, развития культуры и справедливости общественных порядков без истинной религии и религиозности масс. В литературе существует термин «апология», обозначающий литературно-публицистический жанр, в котором автор выступает в защиту какого-либо дела, человека, идеи.

    Апологеты – так называли раннехристианских богословов и философов, пропагандирующих преимущества новой религии по сравнению с другими верованиями Римской империи. Апологеты обосновывали высокие нравственные принципы и полезность учения Христа для общества. Позднее такое понимание было дополнено опытом общественной жизни: апологетами стали называть неумеренно и тенденциозно что-то или кого-то восхваляющих и защищающих людей.

    Апостасия (гр. – отступничество) – отказ от высших духовных целей человечества, существование ради низменных материалистических желаний и устремлений. Апостат – это мятежник, вероотступник. За вероотступничество церковь сурово наказывала, вплоть до отлучения.

    Апостол (гр. – посланник) – в Христианстве это посланник Божий, проповедующий на земле Его учение от имени самого Бога Отца. Так называли 12 избранных учеников Господа, которых Он послал проповедовать Евангелие. Их имена: Симон (Петр), Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иуда Искариот. Матфей и Иоанн записали наставления Христа. Иуда Заакия Его предал Римским властям. Сегодня апостольство – это звание, состояние, добровольно взятая на себя обязанность, выполняемые монахами или странствующими проповедниками. В обыденной жизни так называют активных, искренних и убежденных последователей, приверженцев и пропагандистов какого-либо учения, теории.

    АПОСТОЛ (греч. посланник) – 1. В Новом Завете так называют двенадцать ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, с которыми он проповедует свое учение и творит чудеса. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз двенадцать: Симона Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Симона Кананита-Зилота, Иуду Иаковлева (или Фаддея) и Иуду Искариота (см. Мк. 3; 1319; Лк. 6; 1216). После предательства Иуды Заакия и гибели Иуды Искариота, по уходу Иисуса Христа во Фракию, апостолы избрали Матфея, чтобы восполнить свое число до двенадцати (см. Деян. 2; 1526). Второй раз Иисус Христос избрал семьдесят апостолов, в Новом Завете по имени не названных (см. Лк. 10; 116). Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V – VI вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку. Апостолом также называют Павла, который во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так церковь признает исключительные заслуги апостола Павла в распространении Христианства в Римской империи. Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших Христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. В богослужебной литературе такие святые называются равноапостольными. – 2. Богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета Деяния и Послания св. апостолов. В книге также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуориев. Текст Деяний и Посланий св. апостолов разделен на зачала.

    АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ – странствующие проповедники – члены секты, основанной Сигарелли, их проповедь была отвергнута Церковью как ересь. Секта отвергала привилегии духовенства, власть Папы, призывала не платить десятины Церкви. Апостольские братья верили в приход тысячелетнего Царства Божия, в котором восторжествует полная социальная справедливость. Они призывали к отказу от имущества, к абсолютной бедности. На призывы Апостольских братьев откликнулись крестьяне Северной Италии. В 1305–1307 гг. вооруженное восстание возглавил Дольчино. Послания Дольчино в апостольско‑пророческой форме излагали идеи апостольской бедности и организации духовной общины вне Церкви. В 1305 г. епископ Верчельский организовал крестовый поход против Дольчино и его последователей.

    АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО – непрерывная передача благодатного дара на особое служение от Апостола св. Петра Церкви. Подразумевается преемственная связь, благодаря которой по воле Иисуса Христа Церковь осуществляет священную миссию учительства, управления и освящения, вверенную Апостолам.

    Апофатический метод (гр. – отрицающий метод) – в Христианской догматике это метод доказательства бытия Божия. Этот метод построен на признании принципиальной непознаваемости Бога и его важнейших проявлений в реальном мире. Апофатический метод отвергает рационалистическое обоснование догматики и признает лишь один способ богопознания – мистическое озарение. На этом методе построено апофатическое богословие, основанное на аксиомах и отрицающее всякую попытку что-либо познать, доказать, но признающее сверхчувственное постижение. Этот метод вполне соотносится с методом медитации. Существует также катафатический метод познания Бога. Апофатический метод породил Христианский символизм.

    Апофеоз (гр. – обожение) – это возвеличивание, прославление и даже обожествление какого-либо героя, конкретно живущего лица, организации или события. Этим, как правило, заканчиваются некоторые театральные постановки, концерты, презентации, вечера памяти, торжественные собрания. Делается это торжественно, возвышенно, ярко, что усиливает эмоциональные реакции зрителей, участников. Учитель нередко использует апофеоз как методический прием, усиливающий восприятие учащимися изучаемого исторического факта, литературного героя или научной идеи. Апофеоз урока – это элемент его психологической структуры, момент открытия учащимися какой-нибудь научной истины, их влюбленности в героя и переживаний за его судьбу и т. п.

    Апрель (лат. – открывать, расцветать) – четвертый месяц календарного года, середина весны. Древнерусские названия месяца: «березозол» (когда жгут березу на уголь, цветень – начало цветения садов, цветов. Это месяц расцвета, раскрытия природы, тепла и света («Пришел средул – теплый ветер подул»). Но апрель может быть и «снегогоном», «зажги снега», «заиграй овражки». В середине апреля медведь из берлоги выходит, лисицы меняют места проживания; селяне и садоводы сеют рассаду. Это месяц Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), Великого Поста, Благовещения (7 апреля), дня памяти Георгия Победоносца (23 апреля), Пасхи – Воскресения Христова. Среди гражданских праздников наиболее значимый – День Космонавтики (12 апреля). Для школы – это месяц весенних каникул и начала последней четвертой четверти, для студентов – время активного учения. Это время, наиболее благоприятное для изучения духовных наук, гуманитарных дисциплин.

    АРИАНСТВО – ересь, позднее признанная истиной, названная по имени Ария, пресвитера из Александрии. Арий учил, что в Троице Сын в подчиненном отношении к Отцу, то есть не равен Отцу, не имеет с ним одинаковой природы. Сын – только Творение Отца и подобен, но не равен. Арий отрицал богословские догматы официальной Александрийской Церкви. Арианство было осуждено как ересь на I Вселенском (Никейском) соборе в 325 г., но впоследствии получило широкое распространение. Арианский собор 359 г. в Римини разрабатывал богословскую концепцию арианской Церкви. Варвары‑федераты принимали Христианство преимущественно в арианской форме. Арианский культ был проще, иным был и обряд крещения. Ариане не признавали власти епископа, отвергали посты и молитвы об умерших.

    Арийцы (арии) (санскр. – благородный) – так называют высшую цивилизацию свободный людей, занимающихся земледелием (арья-орала). Эти люди обладали высокими принципами, ставили перед собой духовные цели, признавали приоритет духовных ценностей. Согласно преданиям и некоторым исследованиям арии являются далекими предками славян. Древние арии, согласно легендам, пришли на Землю более 40 тысяч лет назад со звезд Большой Медведицы и поселились на материке Арктида (место современного Северного Ледовитого океана). Это была самостоятельная цивилизация, уничтоженная стихийным бедствием. Спасшиеся арии создали свои государства в нескольких местах и, в том числе, на Южном Урале. Сегодня слово «арии» означает «перволюди». Этим словом называют также потомков ведической культуры. Принадлежность к арийской расе среди народов всегда считалась престижным.

    Артос (гр. – хлеб) – так называется круглый хлеб с изображением Креста или Воскресения Христова, который ставится пред царскими вратами в церкви на Светлой седмице. Этот хлеб освящается в конце пасхальной литургии. В субботу Светлой седмицы артос разделяестя и раздается верующим для вкушения. Артос обладает способностью исцелять от недугов и болезней. Обычай этот существует со времен апостолов – учеников Господа. За каждой трапезой они оставляли за столом особое место и клали перед ним часть хлеба, обозначая присутствие Воскресшего Господа.

    АРТОС (греч, хлеб) – квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь.

    Архаизмы (гр. – древний) – вышедшие из активного употребления слова, выражения, одежда, действия, манеры, обычаи, воспринимаемые как пережитки старины и используемые как средство стилизации при психологической характеристике. Архаизмы сохранились в обыденной жизни отдельных людей, в диалектной речи.

    Архангелы (гр. – начальники ангелов) – в Христианстве это ангелы высших ликов, начальники ангелов. Всего их семь, по тайному числу творения. Самым главным считается Архангел Михаил – верховный военоначальник в космической войне с врагами Бога. Имя Архангела – Михаил означает «тот, кто подобен Богу». Все дела Архангела подтверждают это: он первым восстал против сатаны и низверг его с неба, он сражается за дело спасения рода человеческого, верен Царю Небесному, самоотвержен, смирен, нетерпим к пороку и нечестию. Архангел Михаил – воин, защитник добродетелей и вершитель Правосудия; изображается с мечом и весами в руках. Архангел Гавриил, преподнесший Богородице райскую ветвь, служит чудесам, является особым вестником всемогущества Божия. Это он возвестил людям о чудесном зачатии Иоанна Предтечи от престарелых родителей, о приходе Сына Божия в этот мир, о честном успении Пресвятой Богородицы. Архангел Гавриил изображается с лилиями или скипетром, увитым лилиями. Архангел Рафаил, имя которого означает «помощь, исцеление Божие» – врач недугов человеческих. Он – защитник детей, путешественников и паломников, изображается с посохом в руке. Архангел Урикл – «огонь и свет Божий» – просвещает умы людей откровением истины, для них полезной, воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые земные привязанности, покровительствует людям, занимающимся науками и призывает их служить свету истины. Архангел Селафиил – «молитва к Богу» – согревает молитвой наши холодные сердца, вразумляет нас в том, чем, когда и как молиться. Архангел Иегудиил – «хвала Богу» – поощряет людей, труждающихся во славу Божию, защищает их. Архангел Варахиил – «благословение Божие» – как бы пересылает благословение Божие на всякое доброе дело, житейское занятие – в помощь нуждающимся, в приобретении небесных благословений. Архангелы покровительствуют не только отдельным людям, а и народам. Человеку надо пребывать непрестанно в молитвенном общении с ними как вестниками Бога.

    Архетип культуры (гр. – начало образа) – прообраз миропорядка, запечатленный в человеческом бессознательном и определяющий отношение человека к жизни. Это врожденная психологическая структура которая лежит в основе интуиции, предчувствий, предсказаний. Архетип – это «вечная память», над которой нет контроля сознания. Это «сигнальная наследственность», доминирующие «наследственные данные, определяющие типичную реакцию данной нации на окружающую ее действительность». Архетипы культуры – это коллективный «осадок» исторического прошлого, благодаря чему возникает человеческое единообразие культур, исторических линий развития. Распознать архетипы можно по нарисованным человеком геометрическим фигурам, в образах сказок, мифов. Архетипы культуры включаются в творческий процесс, но проявляются в нем как типичное для данной человеческой общности. На основе этого различают «славянскую душу», «русский дух», «сибирский характер» и т.д.

    Архидиакон (гр. – главный служитель) – духовный сан в Христианстве, старший из диаконов; в православной церкви присваивается первому диакону кафедрального собора правящего епископа. В обязанности архидиакона входит выполнение воли епископа, помощь ему при богослужении, забота о подготовке низших клириков, надзирание других диаконов, заведывание благотворительными делами епархии. Архидиаконы имеются при монастырях и крупных соборах.

    АРХИДЬЯКОН – старший дьякон в черном (монашествующем) духовенстве, ближайший помощник епископа в управлении епархией, в надзоре за церковным имуществом, в совершении правосудия, в попечении о бедных. Звание архидьякона дается в качестве награждения.

    АРХИЕПИСКОП – высший или главный епископ, высший церковный сан (букв. верховный надзиратель). По сану и достоинству равен митрополиту. Папа Римский давал этот титул епископу как знак личного достоинства.

    Архиепископ (гр. – старший надзиратель) – это почетный титул старшего епископа, выполняющего надзирательные функции за религиозно-церковным поведением мирян и духовенства сразу нескольких епархий. Этот титул присваивается исключительно патриархам и митрополитам, возглавлявшим поместные церкви. Звание архиепископа может присуждаться за заслуги перед церковью, как награда. К архиепископу принято обращаться «Ваше Высокопреосвящество».

    АРХИЕПИСКОП (греч. старший среди епископов) – первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. ЕПИСКОПЫ, Управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул «архиепископ» является почетным, предшествует титулу «митрополит».

    Архиерей (гр. – старший священнослужитель) – общее название священнослужителей высшей, третьей степени Христианской церковной иерархии; это старший священник. Иногда называют «архипастырем». Он может совершать таинства, руководить церковной жизнью, может управлять епархией. Из числа архиереев пожизненно избирается патриарх. К архиереям принято обращаться «Ваше Преосвященство». Неофициальное обращение «владыко».

    АРХИЕРЕЙ (греч. старший священник, начальник священников) священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т.о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея – 1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. – не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680-681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: к епископу «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство»; к патриарху «Ваше Святейшество» (к некоторым восточным патриархам – «Ваше Блаженство»). Неофициальное обращение к архиерею – «владыко».

    Архиерейские школы – один из типов школ дореволюционной России, предназначенный для профессиональной подготовки подростков к работе в качестве священнослужителей. Эти школы создавались при епархиях, работали под личным патронатом высших чинов православного духовенства, имели при себе интернаты и воспитывали детей с отрывом от семьи. В них преподавались самые различные дисциплины: грамота и древние языки, арифметика и геометрия, философия и логика, пиитика и риторика, а также богословие, церковно-славянский язык, церковное пение и др. В архиерейских школах осуществлялось глубокое религиозно-нравственное воспитание. Такие школы были созданы в первой половине XVIII столетия при Петре I и стали первыми в России духовными учебными заведениями. В XIX в. структура архиерейских школ усложнилась: появились низшие и высшие школы, платные и бесплатные, школы с разными образовательными программами.

    АРХИКАПЕЛЛАН – старший среди священнослужителей капеллы.

    АРХИМАНДРИТ – монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. – так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование «архимандрит» перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности.

    Архимандрит (гр. – начало, ограда) – высшее монашеское звание; так называют обычно настоятеля мужского монастыря. Это служители средней степени Христианской церковной иерархии. Иногда дается как почетный титул.

    АРХИПРЕСВИТЕР – старший пресвитер. Начиная с VI в. так называли священника сельской крестильной церкви, где совершались регулярные богослужения и осуществлялось таинство крещения. С IX в. архипресвитеров стали называть деканами.

    Архистратиг (гр. – военачальник) – согласно церковным описаниями это архангел Михаил, предводитель небесного воинства (ангелы) в борьбе с сатаной и его воинством.

    Асимметрия мозга (гр. – нарушение равновесия) – это явление неравноценного по функциям построения двух полушарий головного мозга. Почти сто лет назад было замечено, что центр речи чаще всего располагается в левом полушарии, регулирующем работу правой руки. Правое полушарие регулирует эмоции, образы, а левое – интеллект, слова, структуры; правое – пространственные характеристики, левое – временные. Целостная многогранная многокрасочная картина мира создается только усилиями обоих полушарий. Асимметрия мозга наблюдается с самого рождения. Опыт убеждает, что надо с детства развивать оба полушария, в противном случае мы будет иметь дело с правополушарниками и левополушарниками, т.е. людьми с сильно развитой лишь одной половиной мозга. Важно их взаимодействие, что достигается специально построенной деятельностью и систематическими упражнениями.

    АСКЕЗА – система духовных и физических усилий, направленных на достижение нравственного совершенства верующего, спасения души и более глубокое общение с Богом.

    АСКЕТ – подвижник, следующий по пути аскезы, отказавшийся от всех мирских удовольствий.

    Аскет (гр. – упражнять подвиг) – это человек самой строгой воздержанной жизни, изнуряющий плоть свою, отрешившийся от благ и удовольствий, искусственно подавляющий в себе естественные желания и потребности. Это человек, образ жизни которого соответствует учению аскетизма. В обыденной жизни аскетами зовут людей, живущих одной идеей, каким-либо одним делом и жертвующих ради них всеми радостями жизни, долгом перед ближними, отрешившихся от других интересов и забот.

    АСКЕТИЗМ – часть религиозного мировоззрения, в центре которого идеал аскезы и культ самозабвения. Аскеза воспринимается как средство борьбы человека с самим собой ради возвращения к Богу. Религиозная практика беспощадной суровости в умерщвлении плоти посредством самоистязания, подражания Христу в Его страданиях. Целеустремленный поиск Пути к спасению всеми доступными средствами: неустанные бдения, молитвы, изнурительные посты, ношение власяниц и т. п.

    Аскетизм (гр. – подвижничество) – учение о сознательном выключении тела и физических потребностей из системы человеческих переживаний и отношений. Это учение о победе духа над телом. Аскетизм – это также и метод духовного развития («делания духа»), способствующего умению переносить телесное страдание и сохранять спокойную и невозмутимую душу. Как метод аскетизм (аскеза) состоит в усмирении потребностей плоти и материальных, в обете молчания и уединения, в отказе от соблазнов и жизненного комфорта. В православии аскетизм проявляется в смирении, строгих постах, отказе от собственной воли, послушании, молитве. Вместе с тем, аскетизм не требует полного отречения от мирской жизни. Так, аскеты исповедуют светлое отношение к своему телу как «храму Божию», они видят в теле «сотрудника духа», его друга. В аскетике речь идет только об обуздании тела, его воспитании и приспособлении к служению духу, душе и уму. Метод аскетизма используется в нравственном воспитании, как удерживающий от постыдных поступков (чревоугодия, прелюбодеяния, измены, лени и др.) и при воспитании воли. Метод аскетизма лежит в основе некоторых методов медицинского лечения, особенно в альтернативной медицине. Аскетизм, как система взглядов и поведения, нередко использовался как метод борьбы с мировым злом и выражался в уходе человека от мирской жизни. Но в русском народном сознании он приветствуется только для немногих монашествующих, проходящих длинный тернистый путь послушания. Возник как нравственная система в Христианстве и до XV века, до зарождения гуманизма, был носителем культурно-нравственного идеала Христианских народов.

    Аскетические добродетели (гр. – подвижнические) – добродетели, утверждающие себя как личностное начало и господство над естественным, природным. Считается, что природе свойственно жалеть, а личностному началу в человеке – избирать свой путь. К аскетическим добродетелям относятся: пост, бдение, телесные подвиги (в том числе героизм), труд, воздержание, чистота, непорочность, целомудрие, трезвость, некурение. К ним дети постепенно приучаются с детства.

    Аспид (гр. – ядовитая змея) – так называют человека злого, злобного, скрягу, к тому же лукавого, неискреннего. Первоначально так называлась ядовитая змея, родственная кобре. Затем этот термин был перенесен на характеристику человека со сходными чертами характера. Этот перенос можно считать явлением анимализации. В русской мифологии это существо – дракон или крылатый Змей с птичьим носом и двумя хвостами. Живет обычно в горах, но там, где поселяется, оставляет в этой местности пустыню.

    Ассерторическое суждение (лат. – утверждаю) – это такое суждение, в котором лишь указывается присутствие у предмета того или иного признака. Это простое утверждение или отрицание, которое констатирует действительность, как она сейчас есть. Например, «Волга спадает в Каспийское море» или «Течет река Волга». Такие суждения не носят силы утверждения, функции идеи, не выполняют роли значения или необходимости. Они фиксируют жизненные реалии. Их следует различать с аподиктическими суждениями и проблематическими. Ассерторические суждения часто напоминают аксиомы.

    АССИЗЫ ИЛИ «ПИСЬМА СВ. ГРОБА» – постановления Высокой Палаты Иерусалимского королевства, по которым определялись условия владения (феодом и леном) и службы крестоносцев. Хранились в храме Гроба Господня.

    Ассимилированное сознание (лат. – уподобление) – это сознание, по своим ценностным ориентирам слившееся с массовыми клишированными идеологическими установками. Человек как бы ассимилирует, уподобляет, отождествляет себя с ними. Это не индивидуализированное, не персонифицированное сознание; оно всегда вторично, как вторична мода, политика; оно секулярно, т.е. находится вне религии, вне пола, вне возраста, вне долга и обязанностей. Оно смещает вечные человеческие ценности, разрушает границы разумной достаточности: этим сознанием допускается смена пола, ношения одежды без учета пола и возраста, неуважение национальных интересов и т. д. В этом сознании отсутствуют нравственные ориентиры, в нем нет духовной опоры, оно развернуто в сторону материальных ценностей и глубоко материалистично. Поэтому его зарождение у народа или конкретного человека можно оценить как зло, разрушающее человека в человеке и ассоциирующее его с социальной средой.

    Ассоциированные школы (лат. – соединенные) – это образовательные учреждения, входящие в ассоциацию как автономные и равноправные ее члены. Так называются школы, объединенные в рамках ЮНЕСКО для проверки и реализации определенных нравственных и духовных ценностей среди учащихся, молодежи и преподавателей с учетом национальной и региональной специфики. Это форма развития международных контактов в сфере воспитания и образования по единой программе ЮНЕСКО. Учащиеся и педагоги этих школ устанавливают между собой контакты, переписываются, проводят совместные мероприятия.

    Астральная мифология (лат. – звездная) – это мифы, в которых рассказывается о Солнце, Луне, созвездиях и других светилах и их влиянии на человеческие жизни и жизнь Земли. Некоторые астральные мифы явно религиозного характера. Такие мифы есть у всех народов, у русского тоже. Например, мифы о Яриле, Дажьбоге. Эти мифы иногда называют космологическими.

    АСТРОЛОГИЯ – наука о воздействии небесных светил на судьбы земного мира и человека. В средневековой Европе особенно популярна с XII–XIII вв.

    Астрология (гр. – наука о звездах) – это учение о связи, существующей между расположением небесных светил и судьбами людей и народов, о возможности предсказания будущего по положению звезд. Астрологическое знание служит основой для составления гороскопов. По мнению большинства астрологов, характер расположения звезд и планет в момент рождения человека не только определяет осн. черты его характера, но и позволяет прогнозировать будущие события. В настоящий момент астрологов критикуют за то, что они не берут в расчет момент зачатия и не хотят привести свои выкладки в соответствие с данными совр. астрономии. Авторитет астрологии в настоящее время чрезвычайно высоко, ею пользовались императоры, полководцы, высокие государственные мужи. Ранее в отечественной науке астрологию относили к парапсихологии. Астрология основана на идее тождества микро и макрокосмоса. В древности ее использовали как метод изучения небесных светил, для гадания о судьбе народов и отдельных людей. Астрология была известна древнерусским волхвам. Современная православная церковь осторожно относится к астрологическому знанию. Она считает, что астрологический детерминизм подсознательно перепрограммирует человека в направлении полной духовной несвободы. В русских язык слово пришло в XI в.

    АСЫ – община древнегерманских богов во главе с Одином (Воданом). Как высшие боги асы противопоставлялись ванам, великанам, карликам, норнам, валькириям. Их жилище – небесный Асгард. В древнегерманской мифологии называют 12 богов асов и 14 богинь «асинь». В войне с ванами побеждают асы, они в единой общине ассимилируют ванов.

    Атеизм (гр. – неверие) – неверие в бытие Бога, отрицание его существования, проявление враждебного отношения к религии вообще, отсутствие благочестия как религиозного начала. Атеизм стал самостоятельным научным направлением, отыскивающим доказательства невозможности существования Бога и вредности всякой религии. Атеизм лег в основу атеистического и антирелигиозного воспитания, антирелигиозной пропаганды. В годы Советской власти атеизм был государственной идеологией. Сегодня очевидно, что атеизм ненормален, он противоречит подсознательному чувству о существовании Высшей Силы. Он создал порочную основу для личностного поведения, когда не стыдно за распутство, не совестно за эгоизм, не страшно за одиночество. Разрешение свободы вероисповедания и очевидность необходимости веры в Бога побудило многих людей отказаться от насильственно навязанного атеизма и обратиться к религии, к Церкви. Слово «атеизм» в русский язык пришло в XVIII в.

    Атеистическое воспитание (гр. – воспитание неверия в Бога) – одно из направлений содержания коммунистического воспитания и образования населения и, в первую очередь, детей, основанное на атеизме как государственной идеологии. Атеистическое воспитание преследовало цель выработать марксистско-ленинское материалистическое мировоззрение и преодолеть религиозные верования. В его состав входили антирелигиозное воспитание и антирелигиозная пропаганда. Это направление, как одно из важнейших, было введено коммунистической партией и просуществовало весь советский период развития общества, до принятия Закона о свободе совести и вероисповедания. В настоящее время в отечественных образовательных учреждениях оно не проводится.

    Атрибуты (лат. – приданное) – это конкретный предмет, наделенный людьми определенным жизненно важным смыслом. Этот предмет, естественного или искусственного происхождения, становится носителем свойств отражающих явлений, событий, личностей. Самые высокие атрибуты – государственный трехцветный флаг России, называемый когда-то стягом, герб; атрибутами являются гербы городов и территорий, флаги республик; ордена и медали; формы одежды и знаки различия у военных, милиции, врачей, работников железной дороги, школьников и т. д. Атрибуты православной церкви – крест, Библия, иконы, хоругви и др. По атрибутам можно судить об объектах, явлениях, событиях, личностях, ими выражаемых. На основе этого понятия образовано другое – атрибуция, обозначающее процесс приписывания, придания какого-либо, непосредственно не воспринимаемого, свойства предмету. В детской жизни атрибуты играют огромную роль: дети пользуются атрибутами взрослых, когда играют «в войну», создают сами атрибуты дружбы, любви, единства своей организации в виде эмблем, знаков, значков, повязок на голове или руке и т. д.

    Аум синрикё (санскр. – Троица в одном) – религиозная секта деструктивного характера, созданная во второй половине ХХ-го столетия в Японии. Лидер секты, буддист Асахара, построил свое учение на слиянии учений Христа и Будды. Последователям этого «учения» обещано избавление от стрессов и болезней, душевное равновесие и любовь, преуспевание в любых делах, личное счастье. На деле секта построена в пирамидальной структуре с жестким управлением и тотальным контролем, с системой наказаний, вплоть до физических. «Пирамида» предназначена для сбора средств на содержание «верхушки» и подготовки захвата власти как миссионерским вербовочным путем, так и насильственным. С помощью психологических средств в секте достигается полное послушание, фанатичное служение, уход от семьи и друзей, отказ от личного благополучия. Аум синрикё – тоталитарное человеконенавистническое объединение, пребывание в котором вредно для физического, психического и духовного здоровья человека, направленное против традиционных вер и православия, единства русского народа. Секта запрещена во всех странах.

    Ахиллесова пята (гр. – по имени героя) – это наиболее уязвимое место, сторона, свойство у какого-либо человека, в какой-либо деятельности, у какой-то вещи. Это фразеологическое выражение имеет древнегреческое происхождение. Ахилл – греческий герой Троянской войны, сын царя Пелея и морской богини Фетиды. Фетида захотела сделать сына бессмертным и окунула его в воды реки Стикс. От этого тело Ахилла стало неуязвимым. Но мать при этом держала сына на ладошке, и пяточка ребенка оказалась не окроплена водой. С тех пор и пошло данное выражение как иносказательное, обозначая слабую сторону, больное место.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта