Главная страница
Навигация по странице:

  • Акакия

  • Алхимия

  • Альбигойские войны

  • Аналав

  • Анахоретство

  • Англиканская церков ь

  • Андрей Первозванный

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница2 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    Адепт (лат. – достигший) – человек, постигший таинства какой-либо веры, учения, науки, искусства или идеи и ставший ревностным их последователем и проповедником. Первоначально это слово было связано с алхимией, где значило «владеющий тайнами философского камня». Тайны бытия и человеческой мысли составляют основу культа, которого строго придерживаются его адепты и оберегают от ересей и сомнений. В современном русском языке слово «адепт» по своему лексическому значению все более сближается со словом «сектант», т.е. владеющий ложным таинством.

    Акакиева схизма – первый раскол между Восточной и Римской Церквями, продолжавшийся около сорока лет (484–519 гг.). Причиной раскола послужила промонофизитская политика императора Зенона (476–491 гг.) и Константинопольского Патриарха Акакия (474–475 гг.). Папа Римский Феликс III (483–492 гг.), прадед Папы Григория Великого выступил против компромиссной формулы монофизитов и вызвал на Римский синод 484 г. Патриарха Акакия для объяснения. Константинопольский Патриарх Акакий на синод не явился и был подвергнут анафеме Папой Феликсом III.

    Акафист (гр. – неседальное пение) – разновидность Христианского богослужения в церкви, выражающегося в хвалебном песнопении и молитве Спасителю, Богоматери и святым угодникам. Состоит он из двадцати пяти строф, каждая из которых несет свою мысль: вступление, приветствие, похвальное воззвание, молитвенное обращение и др. Первый акафист, составленный в VII в. в Константинополе, был посвящен Богородице. Акафисты включаются в богослужения, исполняются всеми присутствующими в церкви как песня – гимн. По церковным правилам их пропевают торжественно и непременно стоя, отчего и само слово «акафист», в переводе с греческого, означает «неседальное пение». Форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом «Аллилуйя»). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом. посвященный Богородице («Взбранной Воеводе...»), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VII – IХ вв. акафист как жанр вытесняется каноном. Множество акафистов было составлено в XVIII – XIX в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

    Аксиос (греч. достойный) – возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором. В древности пением «аксиос» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного.

    Акулина гречишница (лат. – имя собственное) – народный русский праздник св. Акулины, 13 июня. Это последний день, перед которым еще можно сеять гречиху. После посева народ устраивал гулянья с различными играми, песнями, ролевыми сценками, символизирующими богатый урожай гречихи. В этот день обильно варили гречневую кашу, пекли гречневые блины и обязательно досыта кормили бедняков и нищих. Когда-то этот праздник был очень поэтичным, добрым. В некоторых регионах России это вообще был праздник каш. Кое-где его называли чуть по-другому: Акулины-гречушницы. Имя Акулина, в переводе с латыни, значило «орлиная». Акулина – это святая мученица, в честь которой и введен праздник.

    Алконост и Сирин (ст. слав.) – мифические образы райских птиц с женскими лицами и грудью. Алконост – звездно-космическая птица, символизирующая древние времена рая – Радость и Блаженство. Сирин – птица Печали и Мудрости. «Сирин» – слово русское, обозначающее сову, филина (корень – «сирый, серый»), русским народом почитаемые как птицы мудрости. Культ человека-совы идет с доисторичестких времен – с гиперборейской эры. С этим словом связаны «София», «совесть», «совет». Вот почему в Сирине много смыслов. Это слово дало имена – Сирия, Сириус, Осирис и др. Согласно мифологии эти птицы изредка спускаются из рая на землю и очаровывают людей своим необыкновенным видом и завлекающим пением. Алконост и Сирин в русской культуре – символы недостижимой небесной красоты и далекого небесного счастья, а также таланта и призвания.

    АЛЛАХ — в исламе — имя Бога.

    Аллилуарий – краткое изменяемое молитвословие из трех стихов. Первый стих – троекратное «аллилуйя»; второй и третий – стихи псалмов. Аллилуарий произносится после чтения Апостола и предваряет чтение Евангелия. Стихи возглашаются чтецом, после каждого стиха хор поет троекратное «аллилуйя». Аллилуарий был введен в пасхальное богослужение Римской церкви в IV в. папою Дамасом; впоследствии распространился на богослужение других дней и вошел в богослужебную практику Востока.

    Аллилуйя (греч. – от евр. «хвалите Бога») – словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах (напр., в псалмах). Вошло в Христианское богослужение без перевода. Припев церковного песнопения в Христианском богослужении. Произносится троекратно, как символ обращения ко всем ликам божественной Троицы. Используется также в иудаизме как возглас, прославляющий Бога. В 20-50-е годы ХХ столетия в отечественной общественной и политической жизни был термин «аллилуйщина», обозначающий непомерную незаслуженную похвалу какому-либо вождю, политическому лидеру, руководителю.

    АЛТАРЬ (лат. altaria < altus - высокий) — 1) в древности — возвышенное место для жертвоприношений, жертвенник; 2) восточная часть христианского храма, где находится престол, в православной церкви а. отделён от остальной части храма иконостасом. Алтарь (лат. высокий жертвенник) – место для жертвоприношения Богу, когда-то создаваемое на открытом воздухе, а ныне в церкви. В церкви – это специально сооруженный в восточной части храма стол для совершения таинств. В алтаре находится престол для освещения даров. У северной стены храма стоит жертвенник – стол, на котором готовятся хлеб и вино для причащения. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины. Восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Алтарь – центральное, главное место в Христианском храме, где совершаются священнодействия. Место совершения таинства евхаристии. За алтарем располагается епископский трон, а над алтарем – балдахин (киворий). Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии, когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.

    Алхимия – средневековая наука о строении и превращении веществ, о концентрации жизнетворных потоков и энергии в результате влияния Святого Духа. Алхимики занимались поиском философского камня для познания тайны мирозданья и путей духовного совершенствования. Изучали свойства различных веществ для превращения их в золото.

    Алчность – страсть человека к приобретению материальных благ, обладание которыми знаменует для него успех и смысл жизни. Присуща жадности, скупости, корыстолюбию и прочим порокам, связанным с болезненным пристрастием к имуществу (богатству).

    Альбигойские войны – крестовый поход и военные действия против катаров (альбигойцев) Южной Франции. Продолжались 35 лет, с 1208 г. по 1244 г.

    Альбигойцы – по названию города Альби в графстве Тулуза (Южная Франция), так называли катаров в Лангедоке, еретическое движение 1209–1213 гг.

    Альфа и омега (гр. – первая и последняя буквы греческого алфавита) – фразеологическое выражение, обозначающее начало и конец какого-либо дела, сущности и основы чего-то. Нередко используется, когда надо подчеркнуть очевидность мысли или дела, их аксиоматичность. Данное выражение «выросло» из названия первой и последней букв греческой азбуки, его значение является переносным, а само выражение аллегорией. Альфа и омега, как символ целостности и вечности, встречаются в древних Христианских книгах. Первые Христиане эти буквы ставили на гробах, в церквях, изображали на перстнях, печатях, монетах.

    Амальрикане – последователи ереси, члены многочисленной секты (конец XII в. – начало XIII в.). В секте состояли преподаватели Парижского университета, низшие слои городского и сельского населения, много женщин, вдов. Название получили от имени ее основателя, магистра богословия Парижского университета, мистика Амальрика Венского. В трактовке «Страшного суда» и Благодати спасения исходили из признания истинно верующими лишь последователей своего учения. Их души сливаются с Богом и возвращаются к первоисточнику – так трактовали воскресение, другого – не признавали.

    Амвон (гр. – восходить) – в православном храме это такое возвышение перед царскими вратами, на котором совершается часть богослужения, читается Евангелие и произносятся проповеди. Это небольшой помост перед иконостасом, с которого, как правило, служит архиепископ. Часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п. Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.

    Аминь (др.-евр. – истинно да будет) – слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в Христианское богослужение без перевода. Самостоятельное слово употребляется для выражения согласия с тем, что произносится в православной молитве. Иногда переводится как «истинно так», «истинно говорю вам», что усиливает подтверждение. Произносится в конце отдельных частей молитв, проповеди, в конце богоугодного дела. При общественном богослужении это слово произносит народ (или хор). Это слово психологически несет в себе веру, восторг, сближение с Всевышним.

    Аналав (греч. – воспринимать) – принадлежность облачения монаха великой схимы (см. схимонах) – то же, что параман монаха малой схимы.

    Аналой (гр. – подставка для книг) – высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы. Аналой – в православной церкви это высокий столик с покатым верхом, на который кладутся иконы, религиозные книги, крест для поклонения верующих. Аналой используется также во время богослужения и бракосочетаний (вокруг него обводят новобрачных).

    Анафема (гр. – проклятие) – высшая кара в Христианской религии, церковное проклятие от имени Бога, сопровождающееся отлучением от церкви. Общество верующих отвергает преданных анафеме. Как правило, такому отлучению подвергаются люди, возводящие хулу на Бога, творящие богопротивные деяния против человечества в крупных масштабах. В 1918 г. анафеме была предана Советская власть. В обыденной жизни и даже среди атеистов это слово используется как бранное при желании кому-то зла, погибели. В России термин стал употребляться с XII века. Означала отлучение от Христа и от Церкви. Это – высшая церковная кара, удаление от общения с верующими. Иоанн Златоуст трактовал анафему как полную передачу неисправимого врага Церкви в распоряжение сатаны. Установлена IV Вселенским (Халкидонским) собором 451 г.

    Анахорет – монах‑отшельник, удалившийся от мира. Первым считается св. Антоний Великий (251–356 гг.), почти всю жизнь проживший в египетской пустыне.

    Анахоретство – отшельничество, индивидуальная религиозная практика.

    Ангел (гр. – посланный, вестник) – святой бесплотный дух, возвещающий и исполняющий волю Божью. Ангел – по Христианскому вероучению это служитель Божий. Бесплотное творение, посланник, исполняющий повеление Бога. Служитель Бога, обитающий на небе, является посредником между Богом и людьми, между Творцом и Творением. Наделенные свободной волей могут отпасть от Бога и предстать Его врагами и врагами людей. Ангел – это сверхъестественное существо без плоти и крови, имеющее жизнь по существу, но не в действительности; это существо духовное, одаренное разумом и волей, оно бессмертно и нетленно. Ангел не воспринимается человеческим глазом, но чувствуется сердцем. Он живет на небесах и оттуда исполняет волю Бога: охраняет людей и несет им животворящий свет. Каждый человек, поселок, город, область, страна, церковь и весь народ имеют своих ангелов-хранителей. Человек изображает ангелов в виде доброго улыбчивого младенца с крылышками, в белом прозрачном одеянии. Ангелы имеют свою иерархию. Различают 9 чинов, сгруппированных в три лика: 1. серафимы, херувимы, престолы; 2. господства, силы, власти; 3. начала, ангелы, архангелы. Существуют также падшие ангелы. По учению Церкви ангелы существуют в неисчислимом множестве. Служение ангелов Господу Богу и людям различно и неодинаково, каждый чин имеет свое собственное служение. Они находятся в близком отношении к человеческому роду и принимают самое живое участие в судьбах людей. В обыденной жизни слово «ангел» используется еще и в переносном смысле как ласкательное: «ангел во плоти», «ангелочек ты мой». Изучением явления ангелов, их влияния на человеческую жизнь занимается теологическая наука ангеловедение. «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности.» (Св. Иоанн Дамаскин)

    Ангел-хранитель – ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охранения и помощи в добрых делах. Ангелы, которые от купели крещения до гроба пребывают с нами неразлучно и охраняют нас.

    Англиканская церковь (англ. – английская) – одно из направлений протестантизма, сочетающее в себе положения лютеранской и католической церквей. В нем соединены идеи учения о спасении души личной верой в Бога с католическим догматом о спасительной силе церкви. Церковь при этом сохраняет свою иерархию, пышный культ и богатое священническое облачение. В Англии это государственная религия, возглавляемая королевским двором. Представителей этой церкви отличает широта взглядов, допускающая различия в богослужении и боготолковании. Англиканские церкви называются епископальными, они руководятся епископами и являются автономными. В англиканской церкви признается право женщин быть священниками. В англиканстве существует три течения: католическое, либеральное и евангелическое. Англо-католики высоко почитают тайну и величие Церкви. Либеральные англикане проповедуют прочность веры и полагают возможным приспосабливать церковные символы и ритуалы ко времени и национальным особенностям. Евангелисты подчеркивают чрезвычайную важность Библии, потребность в обращении к Христу и ревностном служении.

    Андреевский крест (др.-рус. – по имени святого) – крест, наискось сбитый в виде буквы Х. На таком кресте, по преданию, был распят апостол Андрей Первозванный – брат апостола Петра, ученик Иоанна Крестителя, ближайший ученик Христа, призванный первым (отсюда и Первозванный) следовать за Ним и бросить заниматься рыбной ловлей. Андрей Первозванный проповедовал Христианство среди народов, проживавших на юге современной России и Украины в дореволюционное время. Андреевский крест изображался на флагах военных судов. В настоящее время этот флаг восстановлен как символ военных побед русского флота. Существовала также награда – Андреевский орден. Символически этот крест был связан с буквой А.

    Андрей Первозванный – Первый из Апостолов, учеников Иисуса Христа, брат Апостола Петра.

    Анимализм (лат. – животное) – теологический термин, обозначающий почитание животных и признание существования святых животных. Это также признание существования животных-оборотней, меняющих свой облик и превращающихся в какой-либо предмет, вещь и даже в человека. Всем известны ведьмы, вурдалаки, варнаки, действующие в славянской фольклоре. Им приписывается именно такое происхождение. В антропософии существуют понятия «анимальное сознание», «анимальные силы» и другие, обозначающие жизнь человека, находящегося по своей духовной сущности на уровне животного. Человек с анимальным сознанием не обдумывает жизнь, ограничиваясь лишь потребностями в пище, защите и размножении. Анимальные силы – это звероподобные силы тех людей, которые не поднялись до духовного уровня развития. Антропософы говорят о возможности массовой анимализации человека.

    Анимизм (лат. – дух, душа) – воззрение, согласно которому в каждом человеке, животном, растении, камне признается существование души, управляющей или указывающей им, как надо жить и действовать. Эта душа независима от физического тела, может отлетать от него, с ней можно общаться. На основе этого воззрения возникло олицетворение (одушевление) природы и почитание умерших предков, стали создаваться амулеты и талисманы. Анимистические образы – это души умерших людей, духи природы, с которыми человек может говорить. Делается это, например, при гадании, колдовстве и сеансах спиритизма. Анимизм обосновывает иерархию душ, их объединение до Высшей Души, которая насовсем отчуждает от себя телесность и превращается в Дух. Это учение является составной частью почти всех религий, верований и духовных учений. Многие сказки, предания разный народов, а также поэзия проникнуты анимизмом. Детям в раннем возрасте присущ естественный анимизм.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта