Главная страница
Навигация по странице:

  • Геенна

  • Георгий

  • Глобальная мировоззренческая система

  • Говеть

  • Годовой календарный круг

  • ГОЛГОФА

  • Голодный дух »

  • Реформа

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница8 из 33
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   33

    Г


    Гадание – ритуальное действие по предсказанию будущего. Гадание – это угадывание (отгадывание) предстоящих событий, судеб по приметам, признакам, догадкам, домыслам, интуиции. Гадание, как форма бытового ненаучного прогноза, известна издревле. В далекие языческие времена народы гадали по орудиям труда и оружию, предметам быта и одежды, по огню и воде и т.д. Гадали о приплоде скота, здоровье, женитьбе и замужестве, о жизненных сроках и многом другом. Но уже в законах Моисея был запрет на гадания. Никогда не приветствовала его и православная церковь. Причины неприятия гадания были в том, что многие ритуалы основывались на посредничестве духов, нечистой силы и умерших. Это и в народе считалось грешным и небезопасным делом. Но несмотря на это гадания сохранялись, обретая новые формы – в кости, карты, на кофейной гуще и пр. В качестве шуточного развлечения у русских людей гадание является частью таких народных и даже церковных праздников, как Пасха, Рождество, Юрьев день, Троица, Ивана Купала.

    ГВАРДИАН – (лат. страж) – низший иерархический статус во францисканском ордене. Гвардиан стоял во главе отдельной обители.

    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МИНИСТР высшая иерархическая ступень во Францисканском ордене.

    Геенна – ад.

    Геноцид (гр. – род, лат. – убиваю) – массовое целенаправленное физическое уничтожение людей по национальному, расовому или религиозному признаку, их способности к деторождению или лишение возможности иметь детей и тем продолжить род. Геноцид осужден международным правом как проявление дискриминации отдельных народов, как варварство, искусственное вмешательство в регулирование численности и состава народонаселения Земли путем изменения генофонда наций. Это тягчайшее преступление против человечества. Геноцид проводится как физическими средствами (например, расстрел), так и химическими, медицинскими, экономическими. Примером геноцида может служить уничтожение староверов на Руси, длящееся несколько столетий, а также действия немецких фашистов, уничтожающих многие народы, отнесенные ими к неарийским по историческому прошлому.

    Георгий – христианский святой Георгий Победоносец; Егорий-вешний (23 апреля) и Егорьев (Юрьев) день (26 ноября по ст. ст.) праздники в его честь.

    ГЛАВА (ц.-слав.) – обозначает нечто завершенное и завершающее, что проявляется в ряде дефиниций. Глава – это купольные крыши православных храмов луковичной формы, это структурные части книг и статей; это верховная власть государства, церкви, семьи, т.е. старший по положению и важности, возглавляющий.

    Глаголица (ст.-сл. – говорить) – первая церковнославянская азбука (вторая была Кириллица), доработанная из первославянской братьями, святыми Кириллом и специально для распространения Христианства среди славянских народов. Она состояла из 40 сложных знаков, очень похожих на восточную вязь. Созданная в IX в., она просуществовала вплоть до XVIII в. Святые отцы, создавая азбуку, боролись против «безбуквенного человека» и добивались равноправия славянской письменности с греческой, латинской и еврейской. Глаголицей была написана и издана первая Христианская литература для славян. В честь святых Кирилла и Мефодия, как «первоучителей словенских», учрежден специальный праздник (24 мая). Название свое глаголица получила от слова «глаголить» – говорить.

    ГЛАС – в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в

    Глобальная мировоззренческая система (фр. – масштабная, всеобщая) – это научно-теоретический и практический комплекс взглядов и поведения людей, содержащий ответы на самые насущные вопросы жизни человека на Земле: о происхождении и сущности самого человека, его земной миссии, месте во Вселенной, о связи духовного и материального и др. Глобальная мировоззренческая система возникает у каждой общности людей, охватывая какое-то логическое и организационное пространство ее жизнедеятельности. К таким системам относятся: язычество, буддизм, Христианство, мусульманство, т.е. религиозные, а также марксизм, гуманизм, либерализм, фашизм, коммунизм, т.е. политические и государственные системы. Каждая мировоззренческая система имеет свои границы распространения и в то же время может проникать за их пределы. Считается, что роль глобальных мировоззренческих систем в развитии человечества еще не изучена. Проникая через любые границы, они определяют судьбы мира не менее, а даже более государств, партий, правительств.

    Гнев (ст.-слав. – гниль) – одна из основных человеческих эмоций, выражающихся как вспыльчивость, ярость, крик, бранные слова, злопамятство, ненависть, вражда, клевета, сильная обида на того, к кому он обращен. Гнев – одна из самых быстрых страстей, при нем учащается дыхание и пульс, сжимаются мускулы, происходит прилив крови и др. физиологические реакции. Следствием этого являются многие болезни. Считается, что песок и камни в печени, желчном пузыре образуются прежде всего у гневливых людей. Гнев губительно действует на психику, расшатывая ее, порождая страх. Гнев сдерживает духовное развитие человека, создает ему много врагов и приносит неприятности. Православная церковь относит его к греховным состояниям, если оно направлено против ближнего, но оно безгрешно, если направлено против греха, зла («Гневайся, да не согрешай»). В педагогике гнев осмысливается как вид невежества и результат дурного воспитания или форма спекулятивного воздействия на другого человека с целью его шантажа, испуга, подчинения себе. Православная педагогика допускает гнев во имя любви, желания научить. Такой гнев – не выход страстей, а педагогический метод воспитания.

    ГНОМ гномами называются в древнегерманской мифологии низшие божества, духи земли и подземных недр.

    Говение (ст.-слав.) – в православной вере так называют воздержание от скоромной пищи во время поста, перед посещением церковной службы, перед исповедью и причастием, а также в постные дни – среду и пятницу. Скоромная пища – это мясо, молоко, масло, яйца, т.е. пища от теплокровных животных. Говение – это также скромность в словах и действиях, проявление добра и любви, признание своих грехов и проявление готовности предстать перед собственной совестью и Богом. Говение, по признанию медиков, есть средство сохранения здоровья и очищения организма от излишних жиров и шлаков.

    Говеть – соблюдать пост, воздерживаться от пищи.

    Год (ст.-слав. – ждать, время, срок) – высшая единица измерения времени, определяемая продолжительностью движения Земли вокруг Солнца до возвращения ее в одну и ту же точку. Год – это жизненный цикл, некогда соотносимый с периодами умирания и возрождения природы. Первоначально у русских людей год обозначал абстрактное понятие времени и его ожидание. Затем он стал делиться на две части – зимнее и летнее время и только с XV в. были введены все четыре времени года. Год ритмичен и цикличен, благодаря этим качествам он стал основой для определения времени хозяйственных работ, семейно – бытовых обрядов и ритуалов, создания календаря, определения времени будней и праздников и т.д. Различают гражданский и церковный, солнечный и лунный годы. Солнечный год, по которому мы живем, длится 365 дней 5 часов 48 минут и 51 секунду. Регулировка года, систематика годовых ритмов осуществляется посредством разнообразных календарей: юлианского, григорианского, мусульманского, древнееврейского, китайского, хинди. 2000 год юбилейный только по двум первым календарям. По мусульманскому такой год будет в 2278 г., по китайскому – в 4698 г. и т.п. Отсчет времени ведется со дня «сотворения мира», по разному понимаемому разными народами. В общественной жизни термин «год» относят к более или менее длительным периодам деятельности, основанным на годовом цикле, и тогда появляются: учебный год, хозяйственный год, финансовый год, отчетный год и др. Годовой цикл лежит в основе годового календарного круга.

    Годовой календарный круг – это русская национальная система организации всей жизни и деятельности православных людей, независимо от их положения в обществе. Это исторически сложившаяся система астрономического года как завершенного жизненного цикла, объединяющего и органично связывающего между собой события годового церковного круга, народно-хозяйственный природный календарь и социально-исторические события мирской светской жизни, национального, государственного, регионального, местного и личного значения. Эта система имеет православную духовно-нравственную основу, исходно представляет культурно-национальные традиции русского народа, носит устойчивый циклический характер. «Круг» есть символ бесконечного движения вперед, символ полноты, неразрывности и преемственности. Он естественен как сама жизнь, он сообразуется с ритмами природы, трудовой, в том числе и познавательной деятельности людей, с логикой их духовного возрастания.

    ГОЛГОФА (др. евр. – сходство с головой, череп, лобное место) – холм в северо‑западной части Иерусалима, за городскими стенами, где был распят Иисус Христос. В те годы это была небольшая горная возвышенность недалеко от Иерусалима, по форме очень напоминающая человеческий череп. У евреев это было место казни преступников. В IV в. матерью императора Константина Великого св. Еленой был построен храм. Ныне эта возвышенность находится в черте города Иерусалима, здесь построен храм Гроба Господня, одна из главных Христианских святынь и место паломничества. В нем, в страстную субботу зажигается Святой Огонь. Предсмертными словами Иисуса Христа были: «Свершилось!». Это означало начало новой религиозной эры, прекращение ветхозаветной обрядовости. Бог восторжествовал над земной властью. Отсюда и началось переосмысление слова «голгофа». Оно стало нарицательным. Теперь это еще и «лобное место», где мученически погибают люди праведные за веру, отечество, народ, правду, идею. Нередко это совсем не физическое место гибели, а символ мучений и страданий ради высоких идей, символ одновременно нового духовно-нравственного рождения человека. Нередко говорят, что у каждого своя голгофа.

    Голодный дух» – так православная церковь обобщенно называет причину возникновения человеческих пороков. «Голодный дух» – это бездуховность, отсутствие веры, которые приводят человека к таким порокам, как гнев, чревоугодие, страсть, зависть, злоба, сребролюбие, жадность, невежество, гордыня, ревность, лень. Не зря говорят: «свято место пусто не бывает». Как только дух ослабевает, слабеет воля, утрачивается сила сопротивления земным соблазнам. Последние увлекают человека и, как следствие, в нем заселяются пороки. Сами пороки – безнравственные человеческие качества тоже называются «голодным духом».

    Голубь – это птица, наделенная в народной жизни православной церкви особыми смыслами-символами. Это птица чистая, незлобливая, нежная, кроткая. Благодаря этим качествам голубь стал знаком простоты, искренности, надежды. Не зря Спаситель сказал: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби». Голубь – Христианская эмблема Духа Святого. В притче о потопе голубь был предвестником близкой земли и конца потопа. В XIX в. голубь стал символом мира между народами и странами. Примечательностью многих городов стало подкармливание голубей горожанами на тихих центральных площадях. Голубей часто выпускают «в небо» в кульминационные моменты детских праздников. В дореволюционной России разведение и содержание голубей было занятием любителей-голубятников. Это любительство, хотя и не в массовом масштабе, сохранилось до сих пор.

    ГОМАГИУМ – почтение в форме поцелуя. В Средние века колдуны и еретики считались вассалами своего сеньора (дьявола) и, следовательно, так выражали обычный в феодальном мире знак почтения и подчинения дьявольской силе.

    Гомилетика (гр. – общение с людьми) – теория и практика проповеднической деятельности, входящие в состав богословия. Предметом гомилетики является сама проповедь, законы ее влияния на людей, принципы построения, условия подготовки и произнесения. Здесь изучаются особенности паствы, методы определения содержания и выбора методов убеждения слушающих, техника красноречия и порядок построения проповеди. По сути своей гомилетика очень близка педагогике, где все это изучается применительно к учителю и ученикам.

    ГОМИЛИИ – проповеди или беседы на темы Евангелия. Этот жанр религиозной литературы требовал серьезной теологической подготовки, авторы пользовались различными риторическими приемами в целях большего эмоционального воздействия. Такие проповеди служили образцом для пастырской деятельности приходских священников. Раннесредневековые ученые‑теологи (Григорий Великий, Храбан Мавр) разработали правила составления проповедей, а в XII–XIII вв. появились первые учебники.

    Гордыня – чувство себялюбия, превознесение себя над другими. Высокоме́рие желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя. Гордыня – это непомерно раздутая гордость исключительно самим собой. Если речь заходит о гордыне, то имеется в виду необоснованная гордость, когда человеку только кажется, что он превосходит других людей. Гордыня – это проявление руководства Животного разума в человеке. Гордыня — это качество выражается как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство, а для просвещенного человека – это еще познавательная всеядность. Является пороком, человеческим грехом, осуждаемым православной верой.

    ГОРЕ СЕРДЦА (лат. sursum corda) – возглас священника во время мессы.

    ГОРНЕЕ МЕСТО (горнее – слав. высокое) – место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников.

    Горний мир – в русской философии обозначает Космос как истинный предвечный мир, содержащий в себе творческий замысел мира идеального, разумного, богосообразного, как богозаданного. Это «тамошний» мир, в отличие от мира «здешнего», земного, называемого «дольним». Горний мир, как мир космический, возвышенный и чистый, не может быть познан человеческими чувствами; это мир умопостигаемый. По мнению философов, представления о существовании и образе этого мира заключены в бессознательной сфере человеческой психики и содержатся в индивидуальном и коллективном архетипе культуры.

    ГОСПИЦИЙ – отдельное помещение при монастыре, где жили принявшие обет до обращения в монашество.

    Господин (госпожа) – форма вежливого обращения людей между собой, находящихся в официальной обстановке. Часто употребляется в союзе с фамилией или званием. До революции так обращались друг к другу мещане, интеллигенция, дворяне, чиновники, т.е. люди среднего и высшего сословия, но не рабочие и крестьяне. В конце ХХ в. в России вновь возрождается это обращение, но пока без четкого обозначения границ применения. Слово «господин» произошло от «Господь», напоминая человеку его высокое происхождение и назначение на Земле.

    Господь – одно из имен Божиих, обозначающее Истинного Всемогущего Бога. Возникло оно за 300 лет до Рождества Христова, и его употребляли только священники в храмах. В массовое употребление оно вошло с Нового Завета. Как собственное имя Божие оно пишется с прописной, т.е. заглавной буквы.

    ГОСТИЯ (лат. hostia – жертва) – евхаристический хлеб, вначале обычный, с середины XI в. в католической литургии введен строгий запрет на квасной хлеб. Освященная пресная белая облатка, украшенная символами Иисуса Христа (крест, монограмма, изображение агнца) при совершении таинства Евхаристии – пресуществляется в Тело Христово. Такой вид причастия, по католическому обряду, совершается и для духовенства, и для мирян.

    ГРЕХ (ст.-слав. – ошибка) – осознаваемое или неосознаваемое отступление делом, словом или помышлением от Заповедей Божьих. Это мысли, слова или действия, совершенные человеком вопреки Закона и воли Божией. Грех (sin) — это одно из группы понятий, к-рые относятся к нарушению законов. Действия, нарушающие законы, установленные людьми, наз. преступлениями, правонарушениями или судебнонаказуемыми проступками. Грехами наз. действия, нарушающие закон Божий. Предполагается, что переживание чувства вины возникают вследствие нарушений либо челов. законов, либо закона Божия. В иудейско-христианской традиции понятие «первородного» греха представляет собой объяснительный концепт для несовершенства, свойственного всем людям. Существует т. н. Г. по закону Божиему, совершенный по свободной воле личности. Эти нарушения подразделяются по степени серьезности на две группы: смертные и простительные грехи. Значение понятия Г. для психологии определяется гл. обр. той ролью, к-рую оно играет в понимании личной вины. Всякий грех связан с отходом от Бога и его Заповедей, со стремлением обойтись без Него. Грех – это нарушение Порядка жизни и ее смыслов, заданных человеку свыше. Любой грех – это «о-грех», т.е. ошибка. Грешные мысли, слова, действия возникают тогда, когда человек поддается страстям, земным соблазнам. Смертные грехи – это блуд, чревоугодие, сребролюбие, тщеславие, гордость, гнев, печаль, уныние. Богу принадлежат все совершенства, все высшие ценности, которые составляют один полюс духовности под общим названием – Добро. Против Добра, выраженного в законах Божиих, восстали Адам и Ева, вкусив запретный плод с древа познания Добра и Зла, и уже этим совершили Зло. Зло – это упрямая независимость человека от Бога. На Земле оно проявляется как отход от нравственных законов Добра ко Злу. Между Добром и Злом – целая пропасть оттенков поведения. Чем ближе ко Злу, тем страшнее и тяжелее грех. Грехом отравлен весь род людской. Он, как смертоносный яд, пропитал всю их жизнь, периодически усиливаясь, разрастаясь или ослабляясь. Порча грехом усложняет человеческую жизнь, превращая иногда ее в трагедию. И все-таки движение от полюса Зла к полюсу Добра для человека не только возможно, но и неизбежно. Сегодня Зло ведет к смерти конкретного человека, всеобщая победа Зла приведет к смерти все человечество. По православной вере от греха надо спасаться каждому в отдельности и всем вместе. Содеянный же грех можно осмысливать, переживать, признавать и стремиться его не повторять более. Господь дал путь постепенного совершенствования: через осуждение и самоосуждение греха, искреннее раскаяние, исповедь, причащение и неповторение. Каким бы сильным ни был грех, он не убивает в человеке образа Божия и всегда оставляет возможность вернуться к своему чистому божественному началу. См. также Свобода воли, Религия и психология.

    Грехопадение – совершение греха, нравственное падение человека, движение его от Добра ко Злу. Сущность грехопадения – в суеверном отношении человека к материальным вещам как источнику силы и знаний. Впадание в грех – длительный и непростой процесс. Он включает в себя: прелог – представление о пороке, мысль о грехе; сдружение – принятие этого помысла, свыкание с мыслью о грехе; пленение – свершение греха по страсти, победа страсти над заповедью, законом, долгом. Человек может неоднократно впадать в грех, что нравственно омрачает его ум, ведет к потере чувства истины. С грехопадения Адама и Евы прекратилось объективное существование человека, изменились законы жизни людей: до грехопадения мир был средой обитания человека и отвечал его потребностям. Русский человек тяжело переживает грехопадение, ему присуще осознание своей греховности.

    ГРИГОРИАНСКАЯ РЕФОРМА – проведена во второй половине XI – начале XII в. Реформирование католической Церкви достигнуто на основе утверждения независимости от светской власти, признания примата папской власти, создания строгой иерархической структуры. Реформа способствовала нравственному возрождению жизни духовенства и народа. Это движение в Католической Церкви возглавил Папа Григорий VII, по имени которого и названа реформа.

    Григорианский календарь – система летоисчисления, введенная с 1582 года римским папой Григорием XIII вместо юлианского календаря. Григорианский календарь ввел «новый стиль» летоисчисления, отличающийся от юлианского стиля на 13 дней. В СССР григорианский календарь введен в 1918 году с 14 февраля (1 февраля старого стиля). Римский папа Григорий XIII (Пий IV) был сторонником полноты папской власти, боролся за нравственные устои церкви. Стремясь уравнять астрономический год с церковным, он ввел новый календарь, который затем был принят всеми государствами Западной Европы. Православная церковь продолжает жить по юлианскому календарю, утверждая его большее соответствие духовной жизни народа. К тому же григорианский календарь слишком искусственен, сложен и неудобен при научных и бытовых расчетах, особенно при вычислении високосных годов. Многие специалисты утверждают, что он заставляет россиян жить по западному эталону, с протестантской шкалой ценностей, с ее практицизмом, обезличиванием коллектива, унификацией.

    ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ (Григорианское пение) – литургическое пение на латинском языке без участия музыкальных инструментов. Название от имени Папы Григория I Великого, который реформировал литургию, был автором литургических мелодий и основал в Риме школу певчих (schola cantorum). Позже была произведена канонизация текстов (основу составляют книги Священного Писания, жития святых, труды ранних Отцов Церкви) и напевов. Литургические песнопения исполнялись мужским хором в унисон.

    Гуманизм (лат. – человечный) – это движение общественной мысли, основанное на идеях приоритета человеческих интересов и ценностей в развитии мира и общества. Гуманизм фетишизирует человека, идолопоклонствует ему, признает мерой всех вещей и направляет развитие человеческого сознания и общества по пути создания комфорта жизни, благоустройства, благополучия и достижения счастья. Гуманизм проповедует идеи добра, любви и уважения людей между собой. В этом смысле гуманизм лег в основу новой гуманистической педагогики. В то же время гуманизм, развиваясь автономно, вне Христианской веры, дошел до обоготворения человека с его страстями. Так развивался субъективно-психологический взгляд на человека, в противовес объективно-онтологическому. Гуманизм стал идеологией природно зависимого человека, независимого от Бога. Гуманизм не признает высокого происхождения человека по образу и подобию Божию. Православное учение считает, что такой безбожный гуманизм не решает противоречий человечества, уводит человека от его проблем. В то же время есть попытка одухотворить такой естественный гуманизм посредством развития Христианского гуманизма (в рамках Христианской антропологии). В нем наивысшим гуманизмом провозглашается учение Христа с его высшими нравственными нормами и добродетелями. Возник гуманизм в Европе, в XV в., в эпоху Возрождения и сразу стал методологической основой глобальной мировоззренческой системы антропоцентризма.

    ГУМИЛИАТЫ – монашеский орден гумилиатов был основан в Италии, в ремесленной среде. Аналогичные общины возникли в Брабанте и Фландрии. Гумилиаты проповедовали блага жизни в труде и молитве.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   33


    написать администратору сайта