Главная страница
Навигация по странице:

  • Европейская культура

  • Ектенья (ектения)

  • Елеосвящение

  • Епитимия (епитимья)

  • Естественный нравственный закон

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница11 из 33
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33

    Е


    Ева (гр. – жизнь) – так, согласно Христианскому, иудейскому и мусульманскому учениям, звали жену Адама, сотворенную из его ребра. Это имя ей дал Адам, что означало «жизнь». Ева стала прародительницей, праматерью рода человеческого, первой родившей женщиной. Ева, находясь в раю, прельстилась дьяволом и вкусила запретный плод «древа познания добра и зла». Этим непослушанием Бога она совершила первый грех. От нее и Адама пошел греховный род человеческий. Об этом говорит предание об их первых сыновьях, Авеле и Каине. В русской разговорной речи «ева» употребляется еще и как слово нарицательное – при выражении удивления, изумления (вон, глядь).

    Евангелие – общее название для первых четырех книг Нового Завета, написанных апостолами в I в. и повествующих о рождении Спасителя, его жизни на земле, учении, смерти и воскресении.

    Евангелие (гр. – благовестие) – это священные книги Христианской церкви, рассказывающие о жизни Иисуса Христа – его рождении от Девы Марии, деяниях, учении, крестной смерти, воскресении и вознесении на небо. В него входят четыре книги новозаветного учения – Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. В основе их лежат повествования в форме притч. Происхождение Евангелия относят ко второй половине I века. Евангелие является первоисточником Христианского вероучения, все его книги входят в состав Библии. Само слово «евангелие» означает благую, добрую и радостную весть.

    ЕВАНГЕЛИЕ НАПРЕСТОЛЬНОЕ – богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета – текст Четвероевангелия (т.е. четырех Евангелий – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и расписание евангельских богослужебных чтений. Текст Четвероевангелия разделен на зачала. Чтение Евангелия входит в богослужения литургии, праздничной утрени, царских часов и некоторые другие. За исключением времени чтения, напрестольное Евангелие всегда находится в алтаре на престоле.

    ЕВАНГЕЛИСТ – автор одного из четырех Евангелий, входящих в Новый Завет. Евангелистами являются св. апостол Матфей, св. апостол Марк, св. апостол Лука и св. апостол Иоанн.

    Евангелисты – Христианская секта протестантского толка, исповедующая жизнь точно в соответствии с Евангелием (отсюда и название). Это евангельские Христиане, которые очень широко трактуют учение Христа, считая, например, спасение души независимым от личных духовно-нравственных деяний, а всеобщим даром Божиим. В обрядах у евангелистов меньше строгости, почитается лишь личная вера и преданность Богу. Евангелисты очень близки баптистам и даже объединяются с ними. Евангелистами также называют тех, кто проповедует Евангелие, а также апостолов и особенно Марка, Луку, Иоанна, изложивших письменно благовестное знание. И поэтому оно не только исторично (о жизни богочеловека И. Христа), но и мировоззренчески-философско – о законах жизни человека на Земле и его отношениях с Богом.

    Евразийство – историко-культурное течение идейного характера, смысл которого состоит в утверждении самобытности русского этноса и России в целом, выражающееся в сплаве в их культуре и истории как славянского, так и тюркско-татарского начал. По мнению представителей этого течения предназначение русского этноса и России в целом состоит в создании диалога между европейским цивилизованным и самобытным азиатским миром, как двух геополитических регионов, двух разных цивилизаций. Девизом евразийства было «И восток и Запад». Именно в этом евразийцы видели великую миссию русского народа и Российского государства. Философия евразийства возникла в 30-е года XIX столетия. Она была своеобразным ответом русофилам и русофобам, славянофилам и западникам и защищала достоинство России и ее национальной самобытной культуры. Октябрьскую революцию евразийцы восприняли как конец однобокой западной ориентации России, начавшейся со времен Петра I. Евразийцы предсказывали великое будущее России на путях выполнения ею миссии соединения двух культур и цивилизаций, гарантий всем народам и государствам свобод и суверенитета. На практике это попытка соединения христианства и ислама, а также иудаизма в единое экуменестическое учение.

    Европейская культура – это культура европейских народов, основанная на греко-латинской культуре и облагороженная Христианством. В основе европейской культуры лежат идеи бесконечной ценности личности, как создания Божия, и ее свободы. В системе ценностей европейской культуры высоко стоят ум, интеллект, идеи прогрессивного развития цивилизации. Им служит вся культура. Высокий уровень развития европейской цивилизации породил идейную концепцию евроцентризма, согласно которой европейская культура рассматривается как высшая форма общественного развития человечества и как наиболее благоприятные условия для развития наук и искусств.

    ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН – канон евхаристический.

    Евхаристия – приношение бескровной жертвы тела и крови Христовых, совершаемое на литургии; пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы и причащение ими верующих.

    ЕВХАРИСТИЯ (греч. благодарение) – таинство православной церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви при совершении таинства евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на литургии во время евхаристического канона.

    Еда (ст. слав. – кушанье) – процесс приема пищи и сама пища. Еда – это повседневная или праздничная трапеза. С древних времен в русской культуре формировалась особое духовное отношение к еде. Хлеб, соль, вода, зерно относились к сакральным продуктам, наделенным особым смыслом и силой. Сам процесс еды имел строгий ритуальный порядок. Христианство освятило еду. Человек стал благодарить Бога за нее, что превращало ее в таинство. Через прием пищи человек стал приобщаться к Богу. В доме стол стал ставиться под иконами в «красном углу», члены семьи рассаживаться вокруг него по чину, возрасту и полу. Был определен порядок начала и окончания еды. У русских сложился традиционный перечень блюд на все жизненно важные случаи жизни. Были строго предписаны молитвы перед и после еды, а также темы, на которые можно вести неторопливые беседы во время еды. Так у русского народа сложилась своя осмысленная культура еды, имеющая свои духовно-нравственные, этические, эстетические и природные основы.

    ЕКЗАПОСТИЛАРИЙ (греч. посылаю) – краткое песнопение, которое поется или читается на воскресной утрене перед стихирами на хвалитны. По содержанию соответствуют евангельскому чтению на утрене. В византийских храмах для пения екзапостилария певчий выходил (посылался) в середину храма, откуда и происходит название.

    Екклезиаст (гр. – проповедник) – так называется одна из священных книг Ветхого Завета, входящая в число книг Библии. Относится к числу первоисточников богословской литературы по Христианству. Состоит из кратких поучений, изречений, рассказов из жизни, жизненных выводов, наставлений, правил, советов, о том, как жить нравственно, благоразумно, избегая тщетного поиска благ, власти, услад в этой земной жизни. Составлена Соломоном в III веке до Рождества Христова. Это книга о тщете, суете, глупости человеческой жизни и в то же время о вечности стремлений к Богу, милосердии, помощи близким, о мудрости. Книга учит народ знанию, выведенному мудрым человеком из своей долгой жизни, человеком, ощутившим старость и приближение смерти. Поскольку Экклезиаст составлен из разных мыслей, суждений на одну тему, то само слово стало в русском языке употребляться еще и как нарицательное: «эклектика», что значило соединение разных отдельностей под одной общей темой. Екклезиаст – богатейшее средство, источник духовно-нравственного воспитания детей и взрослых.

    Ектения (гр. – усердие) – молитва, содержащая прошение к Богу о чем-то вечном и земном. Главные прошения: наставить на молитву, на добрые дела, на мирную и безгрешную жизнь, на успешность деяний, на прощение грехов, на помощь в сложной ситуации. Ектения входит в церковные богослужения, но также входит в утренние и вечерние молитвы, совершаемые дома. Как правило, ектения содержит обращения либо к молящимся: «Миром господу помолимся», «Паки паки Господу помолимся», либо молящихся к Богу: «Подай, Господи», «Господи, помилуй». Есть разные ектении: великая, сугубая, малая, просительная, а также ектении оглашенных и умерших. Верующим человеком ектении произносятся часто в течении дня, как обращение к Богу в больших и малых делах. Существуют, например, ектении на успешность учения.

    ЕКТЕНИЯ (Греч. тянуть) – молитвословие, начинающееся с призыва к молитве и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога. Ектения произносится дьяконом или священником, заключительный возглас – священником. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектений различаются по содержанию и числу прошений: великая или мирная ектения – наиболее полная (около десяти прошений), малая – из одного прошения, сугубая (т.е. усиленная), просительная и др. На различных богослужениях в ектению вставляются прошения, относящиеся к данному богослужению. Употребление в богослужении ектений начинается со II III вв.

    Ектенья (ектения) – длительная молитва, содержащая разные прошения.

    ЕЛЕЙ – растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Оливковое масло, которое употребляли в церковной службе. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании.

    ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ – помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается: а) на утрени с полиелеем после чтения Евангелия, б) над крещаемыми перед крещением.

    ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ – таинство православной церкви, совершаемое над больными. Таинство елеосвящения установлено на основании слов ап.Иакова в Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пре свитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5; 14-15). Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику – семью) священниками (отсюда др. назв. – соборование), но допускается и одним. Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз читаются Апостол и семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Елей в таинств е елеосвящения обычно используют смешанный с вином.

    Елеосвящение (гр. – освящение маслом оливы) – одно из таинств Христианской церкви, назначение которой – прощение грехов и укрепление духовного, душевного и физического здоровья болящего, немощного человека. В ходе таинства происходит помазание больного освященным елеем (маслом). Этим на больного призывается благодать Божия для исцеления его от телесной и душевной болезней. Елеосвящение называется также соборованием, потому что его ведут, как правило, сразу несколько священников. После этого таинства больной сохраняет покой души и меньше чувствует свои страдания, легче переносит их, что и способствует излечению. Соборование, замечено, помогает больше людям, верящим в эту помощь. Соборование, как отпущение грехов и облегчение душевное, проводят также перед смертью; в него включают исповедь и покаяние в грехах умирающего. Это таинство нельзя проходить здоровым людям.

    Епархия (гр. – властвование, начальствование) – деление государственной территории на церковно-административного округа в целях управления религиозной жизнью верующих граждан. Эти округа, в свою очередь делятся на «благочинные округа», состоящие из приходов при церквях и храмах. В приходы могут входить и монастыри. Как правило, епархии создаются с учетом административного деления территории государства – по областям, округам, республикам. Руководят епархиями митрополиты – старейшие из епископов округа, благочинные архиереи. Епархия – это и орган управления церковной жизнью в территории.

    ЕПАРХИЯ (греч. область) церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, как правило, совпадают с административным делением страны.

    Епископ (гp. – блюститель) – высший священнический сан, занимающий высшую ступень в церковной иерархии. Это – блюститель, организатор церковной жизни в епархии. Он находится на высокой степени священства и может не только сам совершать таинства, но и, через рукоположение, «передавать благодатный дар совершать оныя» другим служителям церкви. К епископу принято обращаться особо почтительно и торжественно, величать «Владыкой» («Владыко, благословите»). В письменных обращениях его называют: «Ваше преосвященство», «Преосвященнейший Владыко».

    ЕПИСКОП (греч. надзирающий, надсматривающий) – священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово «епископ» обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово «епископ» стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом «архиерей».

    ЕПИТИМИЯ (греч. наказание) духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т.п.

    Епитимия (епитимья) – назначенное духовником с целью врачевания душевных недугов исправление грешника и прощения его грехов через правило (пост, молитва, чтение Писания, поклоны, паломничество и т. д.), обязательное к исполнению. Отменить епитимью может только тот священник, который ее назначил.

    Епитимья (гр. – наказание) – возложение духовником на согрешившего и исповедавшегося человека наказания во искупление грехов. Это может быть: продолжительная молитва, подаяние милостыни, усиленный пост, совершение паломничества. Это своего рода возложение наказания, но далеко не самонаказание, ибо скорее есть мера духовного врачевания. Епитимья существенно отличается от простого наказания добровольным осознанием греха и желанием его искупить, добровольностью исполнения и испытанием радости, облегчения по исполнению. Возлагать епитимью может только духовник. Епитимья налагается в зависимости от характера и силы совершенного греха, согласуется с условиями жизни и временем. Епитимья – помощник в духовной жизни человека, это лекарство, после чего человек чувствует себя лучше и духовно чище. Очень поучительная мера, сущность которой может быть воспроизведена в педагогических методах воспитания. Особенно полезная для школ православной и этнокультурной направленности.

    ЕПИТРАХИЛЬ (греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.

    Ересь (гр. – разделение, секта) – сознательное и преднамеренное отклонение от догмата веры. По учению Православной Церкви не допускается примешивание собственного некомпетентного мнения к Божественной истине. От отступлений от официальных церковных доктрин возникают секты, извращения, отступничество от Церкви (хлысты, скопцы, жидовствующие и др.). Ересью считается также освящение догматикой противоречащих ей учений, идей и деяний, как, например, идеи о едином духовном пространстве – экуменизме. Всякие отступления от первоучения православная церковь осуждает, иногда отлучает от себя и даже проклинает, предает анафеме. В бытовой речи «ересь» – означает чушь, глупость.

    Ессейство – система взглядов сторонников религиозной секты, существующей в Иудее во время земной жизни И. Христа. Главным принципом и законом жизни они считали нравственность людей. Ессеи отвергали войны, признавали лишь общинную собственность, отрицали рабство. В жизни они много трудились, были скромны, помогали друг другу, не любили торгашей и ростовщиков. Они давали обет чтить Бога, быть во всем справедливым, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, обличать ложь, не превозноситься во власти, хранить Христианскую веру. Ессеи отстаивали идею управления через нравственность. Ессейство не прижилось в еврейском народе, но сильно повлияло на развитие Христианства в Византии, а затем и русского православия. Некоторые идеи ессейства использовались в коммунистической идеологии.

    Естественный нравственный закон – это закон об исходно нравственной сущности человека и нравственности как основной движущей и определяющей силе развития как отдельного человека, так и общества, человечества в целом. Согласно закону, Бог наделил человека способностью избирать истину и поступать справедливо. Он вложил в него правильное восприятие нравственных законов, изначально дал знание о добре и зле. Закон безусловен, носит всеобщий характер, он лежит в основе всех других норм человеческого общежития – правовых, этических, эстетических, трудовых и т.д. Он естественен, как сама жизнь – природосообразен человеку, доступен всем и каждому, имеет не только теоретический смысл, но и внутренне обязывающую силу. Все люди отвечают за нарушение требований этого закона, неповиновение ему влечет за собой воздаяние. Естественный нравственный закон сформулирован в Христианстве на основе общечеловеческого нравственного опыта многих народов. Каждый народ исповедовал веру в высшую и вечную правду, в мировой объективный закон, согласно которому подлежит справедливому возмездию всякое совершаемое в мире зло. Этот закон соблюдали и наши далекие языческие предки. Нравственность правит миром – это человечество знало со дня своего рождения.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33


    написать администратору сайта