Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра теологии, философии, истории

  • Цель

  • Возникновение и распространение монашества

  • Монашество и его служение миру

  • Особенности положения монашества в Православной Церкви

  • Устройство монашества в Русской Православной Церкви

  • Список использованных источников и литературы

  • Возникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. Отшельническое и общежительное монашество. Особенности положения монашества в Церкви


    Скачать 38.97 Kb.
    НазваниеВозникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. Отшельническое и общежительное монашество. Особенности положения монашества в Церкви
    Дата03.03.2021
    Размер38.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаReferat.docx
    ТипРеферат
    #181488

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «Поволжский православный институт имени Святителя Алексия,

    митрополита Московского»
    Кафедра теологии, философии, истории

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    Возникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. Отшельническое и общежительное монашество. Особенности положения монашества в Церкви.

    Работу выполнила

    студентка группы ЗФ – 301

    Дудинцева Д.А.
    Научный руководитель

    доц., кандидат исторических наук
    Житенев Тимофей Евгеньевич

    Тольятти-2019

    Содержани


    Введение 3

    1. Возникновение и распространение монашества ………………….. 4

    2. Монашество и его служение миру……………………………………….. 6

    3. Особенности положения монашества в Церкви…………………………..……….7

    4. Устройство монашества в Русской Православной Церкви……………… 8

    Заключение……………………………………………………………… 11

    Список использованных источников и литературы………………… 12

    Введение

    Прошло более двух тысяч лет со времен пришествия Иисуса Христа, с основания христианства. С самого начала основания и до сих пор, Единая, Соборная и Апостольская Церковь существует в двух формах, согласно образу жизни её членов – благочестивая жизнь в миру и монашество.

    Оба образа жизни – брачное сожительство и отречение от мира – спасительны, но второй более тесный, узкий, он согласуется со словами Христа:

    «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Почему следование первых христиан этим словам породило монашество? Как данный образ христианской жизни отличается от жизни христиан в миру? Что дало миру монашество?

    Цель нашего реферативного обзора – сформулировать смысл возникновения в среде Церкви монашества.

    В соответствии с целью, нами сформированы следующие задачи:

    1. Рассмотреть причины возникновения монашества;

    2. Проанализировать формы служения монашества миру;

    3. Раскрыть особенности положения монашества в Церкви.

    4. Рассмотреть внутренней устройство монашества на примере Русской Православной Церкви.



    1. Возникновение и распространение монашества

    Монашество как аскетический и уединенный образ жизни ведет свое происхождение от библейских подвижников ветхозаветных времен.

    На этой почве как самостоятельное явление, как особый феномен, монашество зародилось в Египте в IV веке. Его возникновение и распространие связано с провозглашением святым императором Константином Великим христианства как государственной религии. Данная реформа привела к притоку в Церковь больших масс греко-римского населения, некоторые представители которого сохранили в себе сознание религии как средства для укрепления земной, государственной власти. В противовес риску обмирщения Церкви и возникло монашество.

    Основателем монашества считают преподобного Антония Великого, удалившегося в пустыню для ведения строгой подвижнической жизни. Узнав о подвигах святого Антония, к нему начали стекаться боголюбивые иноки в надежде на его руководство в духовной жизни. Каждый отшельник жил в своем скиту, молился, постился и трудился, чтобы прокормить себя и помочь бедным. Все отшельники подчинялись своему наставнику – авве Антонию. Таким образом, святой Антоний стал основателем монашества отшельников. Однако после его смерти, монашеская община распалась, так как лишилась духовного пастыря. Как оказалось, для большинства людей необходим руководитель, чтобы духовная жизнь строилась правильно.

    Данный факт учел преподобный Пахомий Великий – основатель общежительного монашества. Вместе с братом Иоанном на острове Тавенна посреди Нила святой Пахомий устроил монастырь. Пришедшие в него подвижники вели общую жизнь в труде и в молитве. Святой Пахомий ввел для монастыря всеобщий строгий монастырский устав, в который входило соблюдение таких обетов как целомудрие, нестяжание и, самое главное, беспрекословное послушание авве.

    Преподобный Пахомий Великий также является основателем первого женского монастыря, настоятельницей которого стала его сестра.

    Желающих принять постриг должны были пройти трехлетнее испытание. Так было положено начало послушничеству, как предварительному этапу к монашеству.

    В некоторых монастырях начало развиваться богословие, благодаря чему Церковь обрела своих учителей. Например, учение св. Григория Паламы, называемое исихазм, говорит о мистическом единстве Бога и человека, которое достигается с помощью Иисусовой молитвы. Цель исихазма состояла в том, чтобы достичь победы над страстями и приобрести внутренний покой, в котором человек может пребывать с Богом.

    Великая заслуга «оцерковления монашества» принадлежит святителю Василию Великому, включившему в общецерковный устав монашеские правила в качестве идеала.

    Монашество распространилось с Востока на Запад. Жизнеописание св.Антония Великого, составленное в Риме св.Афанасием Великим и св. Павла Фивейского, написанное блаженным Иеронимом, возбудило во многих желание подражать его подвижнической жизни.

    В Галлии основал монашество св. Иоанн Кассиан Римлянин, однако отцом монашества на Западе почитается св. Бенедикт Нурсийский. Св. Бенедикт написал свой устав, основой которого было взято монашеское общежитие. Обеты были те же – целомудрие, нестяжание, послушание.

    Постепенно обогащение монастырей на Западе, частые войны, голод и смуты привели к падению строгости монастырской жизни. Монахами становились люди, далекие от аскетизма. Это привело к созданию воинствующих монашеских орденов и организации крестовых походов.

    Некоторые ордена, например орден доминиканцев, остались верны принципу нестяжания, отречения от мира, однако этому способствовало разочарование в обмирщении католической церкви.

    Таким образом, монашество по своей первоначальной причине возникновения, по своим идеалам является уходом из мира с его политическим, мирским укладом и правилами, отвлекающими человека от исполнения евангельских заповедей.

    1. Монашество и его служение миру

    Несмотря на то, что монашество отрекается от всего мирского, его влияние на мир не прекращается.

    Отрекаясь от мира, монахи молятся за него – в этом их основное служение.

    Помимо этого, есть еще много видов помощи миру со стороны монашества. Например, миссионерское служение. Благодаря деятельности и примеру аскетов и монахов, многие обратились в христианство. Так, блаженный Августин после знакомства с епископом Амвросием Медиоланским все больше склонился христианству.

    Монашество также способствовало и укреплению веры благодаря развитию и поощрению паломничеств. Иероним Стридонский, который вел монашеский образ жизни в Палестине, при своем монастыре начал строить гостиницу, жалуясь на стекающихся со всего света монахов и паломников. Средств на строительство не хватало, и поэтому ему пришлось послать брата Павлиниана в родной Стридон, чтобы тот продал уцелевшие родительские поместья.

    Монашество боролось с ересями. Например, во время распространения арианской ереси, монахи поддерживали ортодоксально настроенного епископа Афанасия Александрийского, укрывая его в пустыне, в то время как императоры поддерживали ариан.

    Все наши отцы Церкви, богословы были монахами, святителями (монашествующими епископами, прославленными в лике святых), они отстаивали Православие на Вселенских соборах и сохранили веру в чистоте.

    Монастыри стали центрами образования. Монахи были учеными людьми, писали и переписывали книги, способствуя сохранению знания и передачи его мирянам. Первые школы были также при монастырях.

    Таким образом, монашество не только является духовным оплотом для мира, сохранением от заблуждений и ересей, но и источником просвещения, образования.

    1. Особенности положения монашества в Православной Церкви

    В древней церкви монастыри учреждались свободно и без разрешения. Общецерковное законодательство впервые коснулось монастырей только в V веке. отцы Халкидонского Собора. Отцы Халкидонского Собора ставили целью защиту церковного управления от безчинного вмешательства беспокойных монахов. Монашеские общности оказываются в подчинении у епископов. С этих пор основание и открытие монастыря сопровождается установленными церковными обрядами, которые осуществляются с непосредственным разрешением и распоряжением епархиального архиерея.

    Сначала монахам запрещалось принимать на себя духовный сан. Они приглашали для богослужения священников, которым запрещалось даже переночевать в монастыре. Когда Пахомию предложили стать пресвитером, он убежал, а пустынножитель Антоний отсек себе ухо, чтобы не быть епископом.

    Однако уже по уставу Василия Великого каждый монастырь должен был иметь своих священников из монашествующих. Такие монахи, которые служили в монастырских церквях пресвитерами, называются иеромонахами, а служившие диаконами — иеродиаконы. Начиная с Трулльского Собора, который постановил безбрачие епископата, монахи, что прославились безукоризненной чистотой своего жития, стали чаще других призываться на епископские кафедры. В Русской Церкви даже был установлен обычай, имевший силу церковного закона, согласно которому рукополагают в епископы только монахов.

    1. Устройство монашества в Русской Православной Церкви

    Согласно Уставу Русской Православной Церкви, «монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» [2].

    Деятельность монастырей определяют:

    • Правила Святых Апостол, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых отцов;

    • Устав Русской Православной Церкви;

    • решения Архиерейских Соборов и Священного Синода, касающиеся жизни монастырей и монашества;

    • настоящее Положение;

    • внутренний устав монастыря, регламентирующий его жизнь согласно церковному преданию и традициям монастыря с учетом современных условий;

    • гражданский устав монастыря, регламентирующий его деятельность как религиозной организации согласно государственному законодательству [3].

    Общее правило о зависимости монастырей от епархиальных епископов было в XVII веке подвергнуто частной смене, установлением так называемых ставропигиальных монастырей. Ставропигией называлось водружение креста при основании монастыря не местным епископом, а Патриархом, вследствие чего монастырь получал самостоятельное управление и не зависел от епархиального епископа.

    В ставропигиальних монастырях за богослужением возносили молитвы не за местного епископа, а за Патриарха. Патриарху, что управляет такими монастырями через своих наместников, принадлежит право надзора за управлением и жизнью монастыря, право вершить суд по делам братии. В России в синодальную эпоху ставропигиальними называли монастыри, находившиеся в непосредственном ведении Синода, а не местных епархиальных архиереев.

    Согласно церковному праву, монахи избирают настоятеля из своей среды, своего монастыря, но если среди братии нет лица подходящего, то его поставляет епархиальный епископ. Кандидатуру настоятеля, избранного братией, подтверждает епархиальный епископ или Патриарх.

    Настоятель избирается не по годам, а по способностями и заслугам. Главной заботой настоятеля является попечение о духовном преуспеянии братии и об имуществе, находящемся в распоряжении или собственности монастыря.

    В обязанности настоятеля входит наблюдение за неуклонным исполнением братией монашеских обетов и правил, заботы о регулярном и правильном совершении богослужений. Не злоупотребляя властью, настоятель должен поучать братию примером своей жизни и своим пастырским словом. Настоятелю стоит посещать кельи монахов и смотреть живет братия по уставу, следить, чтобы никто из братии не выходил из дома без его ведома. Но ничего важного, что касается жизни в монастыре, настоятель не мог делать без совещания с братией. В определенное время настоятель монастыря представляет отчет епархиальному архиерею или Патриарху о поведении монахов, монастырской жизни и монастырского хозяйства. С обязанностями настоятеля связаны и его особые права. Вся монастырская братия должна повиноваться ему и почитать его как отца. Никто не имеет права противиться ему. Для исправления монахов и послушников настоятель может налагать на них наказания. Во всем настоятелю принадлежит первенство в монастыре.

    Под его руководством и в зависимости от него в монастырях назначаются должностные лица, ответственные за те или иные стороны жизни монастыря: наместник, который управляет монастырем по благословению настоятеля и в пределах, указанных самим настоятелем; духовник, на которого возлагается духовное воспитание братии, обязанность исповедовать монахов; эконом, помогающий настоятелю и наместнику в заведовании монастырским хозяйством. Все эти лица во главе с настоятелем образуют духовный собор, который обсуждает и решает важнейшие монастырские дела. Церковная служба в монастырских храмах происходит по очереди иеромонахами и иеродияконами монастыря. Во главе всех монастырей епархии стоят монастырские благотворительные, действующие под руководством епархиального архиерея.

    Однако основное служение, которое монахи призваны совершать в Церкви — это непрестанное пребывание в богообщении и молитве за весь мир.

    Заключение

    Монашество возникло в качестве силы, противоборствующей обмирщению Церкви. Проявилось это не только в уходе в затвор, не только в ограничении ее членов обетами, но и в активной богословской и миссионерской деятельности, направленной на сохранении первоначального духа Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Монашествующие отстаивали чистоту Православия на Вселенских соборах, создали устав, принятый в дальнейшем всей Церковью.

    Монахи ушли от мира, но не ушли из Церкви. Все чиноначалие – епископы и Патриархи – из среды монашествующих. Монахи руководят Церковью, подчиняясь при этом её уставам, так как в церковной среде принята иерархия послушания, во главе которой стоит Христос.

    Главная цель монахов – оставив всё, идти за Христом, ведя за собой церковную паству, молясь за весь мир.

    Список использованных источников и литературы

    1. Ананьева, О.А. Монашество и христианизация [Электронный ресурс]: статья // О.А. Ананьева/Теория и практика общественного развития. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monashestvo-i-hristianizatsiya-1

    2. Устав Русской Православной Церкви. XV.1.

    3. Яковлев, А.И. Лекции по истории христианской церкви [Текст]/ А. И. Яковлев. - М. : Вост. ун-т, 2004. – С.65-73.

    4. URL: https://pravoslavie.ru/108817.html#_ftn14


    написать администратору сайта