Главная страница
Навигация по странице:

  • Жертвоприношение

  • Живая этика»

  • Жития свят ых

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница12 из 33
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33

    Ж


    Жадность (ц.-слав. – желание, стремление) – качество личности, характеризующее ее нравственное развитие. Выражается жадность как непреодолимое желание и настойчивое стремление владеть чем-либо или кем-либо. Объектом жадности могут быть любые жизненные реалии, как правило, материализованные: деньги, богатство, власть, люди, продукты питания и т.д. Жадный человек неразборчив в средствах достижения цели присвоения. Поэтому в нем всегда можно найти и другие пороки – алчность, зависть, скаредность, стяжательство, эгоизм, скупость, корыстолюбие и др. Вся эта группа качеств личности относится к безнравственности, отражающей низкий уровень духовности человека. По православному вероучению жадность относится к числу пороков, порождающих массу грехов – чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие и др. Жадных людей называют жадинами, жадюгами. Вместе с тем, у «жадности» есть и другой, вполне нравственный смысл, если ее объект достоин уважения: жадность на работу, жадность на знания.

    Жар-птица (др. инд. – огонь) – чудесная мифическая птица, по изображению очень похожая на павлина. Это воплощение яркого огня, огненно-световой стихии, силы, покоряющей красоты, непостижимой («заморской») сущности. Перья птицы, по представлениям предков, отливают золотом и серебром, глаза ее светятся. Изображается она в золотой клетке, пища ее – золотые яблоки. «Заморская» птица прилетает (или добывается героем) из-за «синя моря» «тридевяти земель», «тридесятого царства»; она не сидит где попало, не показывается всякому. Видеть ее – надо заслужить. Счастье она приносит лишь достойному человеку, к другим же холодна, безразлична и даже враждебна. В русской культуре Жар-птица – символ недосягаемой красоты, трудно добываемого счастья и успеха, удачи, недолговечного счастья, света истины и правды.

    ЖЕЗЛ – см. посох.

    Жертва (ц.-слав. – хвала) – так называют то, что добровольно и сознательно отдают кому-то, вопреки своим потребностям, желаниям и отношению к тому, что передается. Жертва – это отнятие у себя очень дорогого, нужного и передача его тому, кого любим, бережем, уважаем. Такими являются жертвы Богу, любимым людям, друзьям и близким. В православии различают умилостивительные, очистительные и благодарственные жертвы, в зависимости от их назначения. Жертвы, их приношения, во всех религиях входят в культ и почитаются не менее молитвы. В языческих культах в качестве жертв Богам приносили животных, куски мяса и даже людей, все это с целью усиления действия молитвы. Это так называемые кровавые жертвы. Но были и бескровные – зерно, питье, ткани. Жертвы воспринимались как средство установления нормальных взаимоотношений с миром сверхъестественного. В Христианстве были запрещены кровавые жертвы. В то же время слово «жертва» употреблялось и в обыденной речи при обозначении человека, пострадавшего от чьего-либо воздействия. И тогда говорили о жертвах произвола, драк, фанатизма, фашизма.

    ЖЕРТВЕННИК – стол, на котором совершается проскомидия – готовится жертва евхаристии: хлеб и вино. Располагается у северной стены в алтаре слева от горнего места.

    Жертвоприношение – религиозный обряд принесения даров Богу, ангелам и святым. Цели жертвоприношения менялись: первоначально это делалось только ради Бога, чтобы умилостивить Вседержителя, из чувства особой любви к нему и благодарности. Затем у жертвоприношения появился дополнительный смысл – за грехи наши. Жертва стала символом той жертвы, которую принес сам Христос за грехи людей. С помощью жертвы человек хочет сделать себя видимым Всевышнему, услышанным Им. Жертвоприношение есть способ общения человека с Богом. Виды жертвоприношений тоже были разными. В дохристианскую эпоху это были животные и растения. В ветхозаветные времена, если кто-нибудь согрешал, а затем раскаивался и искал прощения у Бога, должен был привести животное без порока, молоденького козленка или ягненка (агнца), к жертвеннику в храме, возложить руку на голову его и убить перед Богом. Такие «кровные» жертвоприношения учили людей понимать, как дорого, часто и жизнью, приходится платить за грех, что грех – это очень дорогое «удовольствие». Новый Завет запретил живые жертвы. В современном Христианстве в качестве жертв используются свечи, ладан, денежные взносы, материальная поддержка церкви и нуждающихся. Такая смена жертвоприношений произошла потому, что людские грехи выкупил Иисус Христос, став «Агнецем Божиим» на кресте. Он взял на себя грех мира и показал нам, что Господь может прощать наши грехи. Жертвоприношения есть почти во всех религиях, начиная с язычества. Делалось и делается это всегда ритуально. Жертвоприношение есть символ памяти о Боге и средство преодоления человеческого эгоизма и жадности.

    Живая этика» (см. Агни-Йога).

    Жизнь (др.-рус.) – это процесс телесно-душевно-духовного становления человека от рождения до смерти. Жизнь человека умещается в 7 возрастов: младенец, дитя, отрок, юноша, муж, средовик, старик. Жизнь – это упорядоченное развитие организма во всех его потенциальных возможностях. Не зря она характеризуется с самых различных сторон: как индивидуальная, коллективная и общественная; как прошлая, повседневная, текущая и будущая; как культурная и практическая, трудовая; как добродетельная и безнравственная; как духовная и бездуховная; как гармоничная и противоречивая и т.д. Существует редко употребляемое понятие «жизнеемкость», означающее количество и значимость проживаемых и переживаемых человеком событий за какой-то период своей жизни. Различают также понятие «жизненность», характеризующее устойчивость занятых человеком жизненных позиций, адаптивность человека к среде. Когда-то, в древние времена жизнь на Руси называли «животом», включая сюда не только самого живого человека, но и его богатство, имущество. Согласно Христианскому учению со смертью кончается лишь земной путь человека и начинается вечная жизнь его души. Жизнь всегда индивидуальна, это состояние индивида, как житие отдельной личности. С точки зрения образования человека его жизнь – это вечный процесс учения как движения к Истине.

    ЖИТИЯ» - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

    Жития святых – жизнеописания святых – подвижников Церкви, создаваемые и собираемые в целях воспитания потомков и для памяти об их жизненных подвигах. Основы собирания были заложены с самых первых лет строительства Христианской церкви. К святым относятся мученики и аскеты, канонизированные Христианской церковью. На сегодня сложилось четыре типа сборников о житиях святых: патерик (отечник) – изборник, куда входят краткие повести о подвижниках и их нравоучениях; синаксарь – краткие рассказы о подвигах святых и страданиях мучеников, изложенные для чтения на церковных собраниях; Четьи-Минеи (месячные чтения) – рассказы, расположенные в хронологическом порядке по календарю, согласно дат рождения или свершения подвига, предназначенные для каждодневного чтения и празднования именин; прологи – целостные научные жизнеописания. Жития святых носят поучительный воспитывающий характер. Они демонстрируют тот духовный идеал, на который должен равняться верный Христианин. Жития святых, их изучение и описание составляют предмет богословской науки – агиографии.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33


    написать администратору сайта