Главная страница
Навигация по странице:

  • Иванов день, Иван Купала

  • Иезуитское воспитание

  • Изоляция детей от религ ии

  • Иисус Христос

  • Иисус ова молитва

  • ИУДА ЗААКИЙ

  • ИУДА ИСКАРИОТ

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница14 из 33
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   33

    И


    Иван Купалапраздник в честь рождения Иоанна Предтечи, великого пророка и святого мужа, крестителя Господня. Один из главных праздников годового календарного круга, церковного и народного. По новому стилю он проводится 7 июля – день летнего солнцестояния. Праздник символизирует изгнание нечистой силы, отречение от грехов, подготовку к новой жизни. В праздник входили: купальские обряды, сбор трав и цветов, плетение венков, украшение ветками дома (ставен, полов, дверей), игрища, разжигание костров и перепрыгивание через огонь в знак огненного очищения, уничтожение чучела зла и порока, обливание водой, гадания, выслеживание «ведьм» и их изгнание и др. Праздник был очень почитаем в народе, по сути он сформировался как сплав Христианских идей и остатков языческих поверий в силу природы. В народе его зовут просто Иванов день.

    Иванов день, Иван Купала – день летнего солнцестояния, 24 июня по ст. ст.

    Игумен (гр. – духовный водитель) – это глава монастыря (женского – игуменья), каковым может быть только лицо духовного звания и с опытом монастырской жизни. Так называется и настоятель храма, если он имеет монашеский сан.

    ИГУМЕН (греч. ведущий) первоначально – начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О поставлении в игумены см. посвящение. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

    Идол (гр. – маленькое изображение) – это то, чему поклоняются вместо Бога, что ложно возвышают вместо духовно-нравственных ценностей. Когда-то, в язычестве идолами называли изображения богов, сделанные из дерева, камня, глины, ткани. Их называли еще истуканами. Им поклонялись, они входили важнейшим атрибутом в ритуальные языческие действия, их ставили в красный угол избы. С приходом на Русь Христианства идолы, символизирующие многобожие и олицетворение природы, стали восприниматься как подобие истинного духа, которые уводят духовные устремления людей от истинного понимания Бога. Для духовно неразвитых людей идолами делаются вещи, наряды, деньги, власть. Идолы – это всегда поклонение чему-то ложному, не истинному. Идолопоклонство до сих пор существует у некоторых народов Севера. Есть и у вполне цивилизованных народов и отдельных людей; проявляется как безрассудная любовь к вещам, людям, которым поклоняются, возносят. Это явление фетишизации чего бы то ни было называют идолизмом или идолопоклонством. Его легко отличить от истинной веры: если содержание поклонения не является Откровением Всевышнего, а кем-то конкретно придумано или сделано, то оно ложно.

    Иезуитское воспитание – воспитательная система, разработанная и применяемая педагогами католического ордена иезуитов. Орден принимал на обучение юношей только из привилегированных и зажиточных слоев и воспитывал их в духе беспредельной преданности католицизму. При монастырях и храмах для этого создавались такие образовательные учреждения, как коллегии, семинарии, академии. Иезуитская система воспитания отличалась от принятой в средневековье (XVI-XVIII вв.) тем, что была прагматичной (воспитывала «Христова воина»), развивала индивидуальные способности, воспитывала честолюбие, дух соревновательности и индивидуального соперничества. В этой системе большое внимание уделялось хорошему питанию, отдыху и физическому развитию. Система признавала светское воспитание и готовила юношей не только к церковной службе, но и государственной. В системе иезуитского воспитания были глубоко разработаны проблемы строго регламентируемой дисциплины, допускающей надзирание, доносы. Именно в ней впервые использовались коллективные собрания с взаимным разбором мыслей и действий учащихся (что затем перешло в пионерскую и комсомольскую организацию советского периода). Дидактика иезуитского воспитания была шагом вперед по сравнению с массовым для тех лет догматическим обучением. Здесь применялась классно-урочная система, упражнения, конкурсы, диспуты, декламации, театрализация, экскурсии, разнообразные поездки. В целом иезуитское воспитание являло образец интеграции религиозного и светского обучения и воспитания. Она сильно повлияла на мировую практику образования и даже пользовалась успехом.

    ИЕРЕЙ (греч. священник) священник.

    ИЕРЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ – молитвы, читаемые священником во время богослужения.

    ИЕРОДЬЯКОН (греч. Дьякон-монах) дьякон-монах.

    ИЕРОМОНАХ (греч. Священник-монах) священник-монах.

    ИЗБРАННЫЕ ПСАЛМЫ – псалмы, строки из которых читаются чтецом переменно с пением величания на праздничной утрене.

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ – общественное богослужение, совершаемое после шестого или девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по к.л. причинам. Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна Златоуста и литургии Василия Великого. Чин изобразительных состоит из благословения, начала обычного, великой ектений, пс. 102 и 145, песни догматического содержания «Единородный сыне», пения блаженны, чтения Апостола и Евангелия, сугубой ектении, Символа веры, просительной ектений, молитвы «Отче наш», тропарей и кондаков, пс. 33, отпуста. В просторечии изобразительны называют обедницей.

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ – псалмы 102 и 145, поются в составе изобразительных (кроме богослужений Великого поста) и на литургии в воскресные и праздничные дни антифонами.

    Изоляция детей от религии – целенаправленные запреты детям ходить в церковь и веровать в Бога, умышленное умолчание о существовании веры своих предков, преднамеренное искажение церковных догм, демонстрация доказательств отсутствия Бога. Все это было принципом системы коммунистического воспитания и входило в задачи атеистического воспитания детей и юношества в советский период. Последствия более чем семидесяти лет такой изоляции сегодня очевидны, а способы изоляции еще живы. Родители и учителя, воспитанные в системе воинствующего атеизма, создают искусственные препоны движения к Богу. Этим сужается и искажается культурологическое и духовное воспитание детей, нарушается их право на информацию, подпитывается материалистичность (предметность) мышления, ограниченность которого стала очевидной всему миру.

    Изуверство (ст.-слав. – уходить от веры) – особо жестокие, безнравственные, оскорбительные и общественно опасные взгляды, методы деятельности по отношению к людям и животным, нанесение вреда их физическому, психическому и духовному здоровью. Изуверство – это потеря веры в религиозные или нравственные идеалы и попрание их через насмехательство, уничтожение, осквернение. Так, уход от традиционной веры в сектантство доводит людей до фанатизма, и они оказываются способными на жестокие приемы обращения с людьми, на использование крови и частей человеческого тела в своих ритуалах, на осквернение святынь церкви и государства. Потеря веры в силу естественных нравственных законов может привести людей к жестоким убийствам. Изуверство само по себе есть крайний случай безверия, материализованного в поступке.

    Иисус_Христос'>Иисус Христос (гр. – мессия, помазанник) – основатель Христианского учения, второе лицо Христианской Троицы – Бог-Сын. Считается, что Иисус Христос — это богочеловек, якобы рожденный в результате непорочного зачатия Девой Марией от Духа Святого и проживший на земле, среди простых людей, 33 года, и распятый на кресте, затем воскресший и вознесшийся на небо. Он одновременно и Сын Божий, и совершенный человек Земли. Цель прихода Христа Спасителя – изменить мир, лежащий во зле, преобразить душу каждого отдельного человека ради его спасения от мук ада. В этом состоит суть его учения. С рождения Иисуса Христа началось новое летоисчисление на земле – новая эра, как «наша эра». Учение Его изложено в Новом Завете.

    Иисусова молитва – короткая молитва с обращением ко Господу Богу и произносимая многократно и продолжительное время. Так, призывание имени Божьего есть в таких молитвах, как «Господи, помилуй», «Господи Иисусе Христе, сыне Божий», «Боже, милостив буди мне грешному», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и др. Такие молитвы являются сердцевиной других молитв, и они же составляют основу монашеской духовности. Такие молитвы позволяют достигать ощущения Его собственного присутствия. Произносить такие молитвы, надо соблюдая дисциплину дыхания, чтобы не разрушать ритм молитвы. Такие Иисусовы молитвы разработаны психастами, убежденными, что опыт присутствия Бога возможен через молитвы. В основном такие молитвы входят в монашеское служение, основанное на аскетизме, чаще всего отшельническое.

    Икона (гр. – изображение) – образ, изображающий лик Спасителя, небесные силы или угодников Божиих как объекты религиозного почитания. Чаще изображение делалось живописным, иногда рельефным с использованием металла, тканей, камней, иногда это была вышивка. Икона – проводник Святого Духа на Землю. Древнерусские иконы преисполнены духа и святости. На них изображена плоть неподвижной, успокоенной, не испытывающей земных страстей, отрешенной от мелких человеческих проблем и суеты. Цель иконы – провести четкую границу между духовным миром и плотским, чувственным. Плоть должна молчать, чтобы говорил дух. Через старинные иконы можно уходить в глубь веков; любая икона, независимо от времени ее создания, может быть чудотворной – посылать Божий дух на людей, лечить, успокаивать, наставлять, боговдохновлять. Моление через икону – наиболее глубокое, богоугодное. На Руси написание иконы было всегда уделом лишь тех живописцев, кто жил церковной жизнью, много постился, духом постигал Бога в себе. Иконная живопись на Руси развивалась как искусство. Существует самостоятельное учение – иконология, как знание о живописных и начертательных памятниках древности. Различают иконы чудотворные, мироточивые, явленные.

    ИКОНА (греч. образ, изображение) – изображение Иисуса Христа, Богородицы, к.л. святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т.ч. и иконопись, существовали с первых веков Христианства) Седьмым Вселенским собором (787 г. Никея, Малая Азия), согласно догмату которого – «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней». В Русской православной церкви иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике.

    ИКОНОСТАС – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисисного чина. Четвертый – икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус – икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

    Иконостас (гр. – образ, стояние) – место, специально оборудованное для стояния икон. Церковные иконостасы отделяют алтарь от храма с молящимися. В них иконы размещаются либо в один ярус, либо многоярусно. По иконам, их древнему происхождению, богатому убранству судят о богатстве храма, ибо они почитаются выдающимися памятниками церковного искусства. В доме Христианина определяется «красный угол», где тоже оборудуется домашний иконостас с семейной родовой иконой в центре, с лампадкой для зажигания обрядного огня.

    ИКОС (греч. дом) – строфа кондака или акафиста.

    ИЛИТОН (греч. обертка) – четырехугольный шелковый или льняной плат, в котором на престоле хранится антиминс. Илитон символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Господа Иисуса Христа во гробе.

    Ильин день – день святого славного пророка Илии (IX в. до Р.Х.), одного из величайших пророков и первого девственника Ветхого Завета. Ильин день – отмечаемый церковным календарем (20 июля ст. стиля) праздник Ильи-пророка. Имя Илия значило «крепость Господня», и оно определяло всю его жизнь с малых лет. Призванный к пророческому служению, он стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия, за что был взят на Небо живым в огненной колеснице. По преданию Св. Церкви пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. В народной культуре Ильин день, отмечаемый 2 августа по новому стилю, служил крестьянам ориентиром для проведения определенных сельскохозяйственных работ – окончания сенокоса и начала жатвы. Для крестьян это был торжественный день. Особенно важным был тот факт, что за Илией признавалась способность посылать на землю дождь, он был как бы «подателем дождя», от чего во многом зависел урожай.

    Именины (др.-рус. – имянины) – день крещения и имянаречения новорожденного, на восьмой день после рождения. Новорожденному дается имя святого, которого празднует Св. Церковь в этот день крещения ребенка. Хотя бытовала практика и свободного имянаречения. Это ежегодно повторяющийся ритуал семейного домашнего праздника. В дореволюционной России именины почитались значительно более, чем дни рождения. Этот праздник народу подарило Христианство как день Ангела, как один из очень радостных дней в году. Не зря говорили: «сияет, как именник». В день крещения у ребенка появлялись крестные отец и мать (кум и кума).

    Имя (ст.-слав.) – словесное обозначение каждого конкретного человека, позволяющее обращаться к нему, выделяя из других. Это этнический и культурологический знак, имеющий принципиальное значение для самоопределения, самоидентификации человека, в конечном итоге для судьбы в целом. Право на имя является личным правом каждого гражданина, оно заносится во все документы. Однако совершеннолетний человек может через загс переменить имя. Кроме имени человеку дается отчество (по имени отца) и фамилия родителей. У славян было поверье, будто существует лишь то, что имеет название. Во времена родового общества людям давали «рекло», которым обобщенно именовали ведущие признаки данного человека. Поэтому те старые имена похожи на современные прозвища – Лихач, Косой, Коновал. Параллельно существовал опыт родовых имен. С принятием Христианства имена давались по «Святцам» – спискам имен святых. При рождении из них ребенку выбиралось имя, которое возвышало человека, призывало его к высокому служению. Выбор имени – это во многом выбор судьбы ребенка. Смена имени влечет за собой ломку сознания человека, распад связи времен в личном восприятии жизни, потерю социальных ориентиров.

    ИНДИТИЯ (греч. одеваю) – верхнее облачение престола – светлый, шелковый или парчовый плат.

    Инициация (лат. – начинать, посвящать) – обряд ритуального посвящения человека в новый возрастной статус. Это сложный процесс подготовки человека к выполнению новой возрастной роли, к серьезным изменениям в своей жизни, затрагивающим и душу, и тело. Главная задача, инициации – переключить внимание, энергию человека на новую роль, деятельность. Обряд инициации родился у первобытных народов, где происходило ритуальное посвящение мальчиков в юноши, юношей – во взрослые мужчины. Каждый такой обряд – это проверка, испытание того, что может делать человек на следующей жизненной ступени. Инициация проводилась и с женщинами. В настоящее время эти обряды упрощены, не считая вручения паспорта. В игровой форме они сохранились во внеклассной работе с учащимися, при посвящении в студенты.

    ИНОК (от слав. иной – одинокий, другой) – русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.

    ИНОКИНЯ – монахиня.

    Иночество (др.-слав. – един) – пребывание в монашеском сане, независимо от духовного звания. Инок – это монашествующий мужчина, инокиня –женщина. Иночеством называли образ жизни отшельников, пустынножителей.

    ИНТРОНИЗАЦИЯ – торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.

    Интуиция (лат. – пристальное схватывание) – акт непосредственного и целостного видения сущности предметов и явлений без их логического анализа, доказательств объективности и правдолюбия. Это созерцание объектов «непосредственно в подлиннике», способность души выявлять объективные сущности, законы и другие скрытые от внешнего взора связи явлений. Это неосознанное мышление, дающее качественный результат «наивысшего реализма». Человек с помощью интуиции способен усматривать истину с помощью своих чувств, внезапной догадкой, предчувствием, проницательностью, озарением, инсайтом. Интуиция – процесс творческий, он далеко не всегда зависит от объема знаний, опыта, умений комбинировать информацию. Ученые считают интуицию врожденным качеством человека, даром ума в его способности постигать сокрытые сущности в предметах, явлениях, в самом человеке. Без интуиции нельзя постичь духовные сущности, войти полноценно в духовную жизнь. Без интуиции невозможна эмпатия как понимание другого человека. Интуиция важна в любой профессиональной деятельности и в научной работе. На основе объективного проявления интуиции различают мистическую, психологическую, интеллектуальную, научную интуицию. Многие ученые относят интуицию к высшим формам познания, к проявлению сверхсознания.

    ИПАКОИ (греч. внимание, послушание) – краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям праздников.

    ИПОДЬЯКОН – церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподьякона стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Поставление в иподьякона см. посвящение.

    Ипостась (гр. – сущность, основа) – так называется самостоятельное духовное начало в человеке, выражающее его конкретную сущность. Бытие человека определяется в его ипостаси, как его реальном осуществлении и выражении во вне. В Христианском учении ипостась – это тайна каждого из трех лиц Троицы, представляющая как их особенности. Эта тайна недоступна логике, восприятию материалистического и атеистического миропонимания и мировосприятия. Но она постигается интуицией, интенцией и другими методами познания реального и идеального окружающего мира.

    ИРМОЛОГИЙ – богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из октоиха и праздничных канонов из минеи и триоди.

    ИРМОС (греч. связь) – первая строфа песни канона. В византийских канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни. Ирмос является также смысловым связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни канона.

    Исихазм (гр. – священный покой) – учение о постижении благодати Божией через молитву и глубокую аскетику (уединение, молчание). Суть исихазма состоит в признании существования несоздаваемого (природой или человеком) божественного света и возможности человека его видеть. Условием видения божественного света является жизнь в святости, молитвы, отвлеченность от мирских забот, мистическое созерцание, а также спокойствие и сосредоточенность души. Человек внутренне должен быть так преображен, чтобы его духовному взору открылось вечно существующее, но по несовершенству человека, его физическому зрению невидимое и неведомое. Только духовно преображенное зрение может увидеть святость горнего мира – энергию фаворского света как света божеского. Для исихастов было очевидным, что Бог достижим, что Он сам является Предметом Причастия, что существует Единое Тело Христово. Но постигается это все большим духовным деланием – через аскетизм, смирение и приходит как энергия божественного озарения. Учение исихазма сложилось в XIV в. в Византии – центре восточной ветви Христианства. В основу его положены факты видения божественного света Моисеем на горе Фавор, когда были даны первые заповеди Господа Бога людям, а также при крещении И. Христа в Иордане. Такого видения достигали многие святые. В Византии исихастами звали монахов-отшельников, ушедших в моление от всего земного, телесного, скоропреходящего. Исихазм лежит в основе православной российской традиции, предопределившей особенности русской духовности, образа жизни русского человека, его отношения с Богом, его сознания и характера. Исихазм, как учение о внутреннем мире человека, повлиял на развитие православной догматики, экзегетики, антропологии, психологии и педагогики. В настоящее время это учение развивается в новом богословском учении – синергии.

    Искупление (ст.-слав. – выкуп) – один из важнейших догматов Христианства, согласно которой крестная смерть Христа явилась жертвой за грехи человеческие, открыла путь примирению Всевышнего с людьми. Искупление означает снятие с себя вины путем полного признания своей виновности, понесения наказания или совершения положительного поступка. Искупление когда-то означало выкуп из рабства, дарование свободы.

    Искушение (лат. – мучение от вкушения) – влечение к какому-либо запрещаемому Божиими законами действию, поддавшись которому можно обнаружить в себе скрытые, добрые и злые, свойства, наклонности. Искушение – повод, внешний или внутренний, к нарушению собственных убеждений, взглядов, привычек, обычаев, собственных черт характера. В миру это способ (метод) воспитания волевых качеств личности. Искушение – это соблазн поддаться легкому, приятному, что иногда идет от людей (например, взятка, лесть, ложь), не имеющему смыслов, не служащему нравственным целям. В жизни возникают такие ситуации, в которых есть опасность потерять свою веру и тем впасть в грех. Согласно православному толкованию искушение попускается Богом для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также для укрепления нравственности. Лишь духовный человек способен с достоинством преодолевать искушения.

    ИСПОВЕДНИК – человек, принявший мучения за исповедание православного вероучения.

    ИСПОВЕДЬ (англ. confession). - 1. Автобиографические (мемуарные) заметки, в которых автор повествует о своей жизни, обещая откровенно и честно сообщить, предать гласности сугубо личные факты. - 2. Обряд покаяния в грехах перед священником.

    ИСПОВЕДЬ – таинство православной церкви, иначе называемое таинством покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает раз решение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей. Чинопоследование исповеди: начало обычное, 50 пс., тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...», собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест. В церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т.к. миряне к причащению допускаются после исповеди.

    Исповедь – таинство православной церкви, называемое таинством покаяния. Исповедь – это искреннее раскаяние в содеянных грехах перед священнослужителем с целью получения прощения у Бога. Исповедь включает в себя рассказ кающегося о грехах своих, о признании греховности своих помыслов, слов, чувств и поступков, и отпущение грехов разрешительными словами священника от имени Иисуса Христа. Наше понимание того, что нужно на исповеди, растет по мере духовного роста. Идя на исповедь, надо видеть свои грехи, идти надо «каков есть» и постараться говорить о том в себе, за что стыдно перед людьми и собой. Исповедь совершается перед литургией, а по завершению литургии исповедовавшиеся получают причастие. Исповедь рассматривается как акт духовного очищения, омовения души. Таинство исповеди почитается как целительное и очистительное «второе крещение».

    Истина (ц.-слав. – истый, есть, реальность) – это достоверно известное людям знание, правильное, соотнесенное со смыслом человеческой жизни на земле, с очевидностью выражающее положение дел. Поиск и принятие истины означают отречение от лжи, фальши, искажения известных фактов. С детства в детях следует воспитывать любовь и уважение к истине как воплощению святости. Истина и правда неразделимы. Только истина находится в руках Всевышнего и дается в Нем. Правду человек ищет на Земле. Ложное знание, принятое как истина, искажает жизнь людей. Человечеству предстоит вернуться к Истине, данной Богом, в противном случае оно рискует заблудиться в своих собственных мудрствованиях. Символически истина связана со светом дня, молнии, лампы, фонаря, нередко идею истины воплощает женщина с покрывалом, сорванным с нее отцом – Временем. На Руси истину воплощал церковный колокол.

    Источник – начало, исход, основание, корни, причина чего бы то ни было. Источник – это то, что бьет ключом, что есть в избытке, имеет запас, из которого что-то рождается, происходит, выделяется, подпитывается. В этом смысле говорят об источнике знаний, познания, радости, терпения, тепла, развития человека. Источником также называют начало реки, ручья, родник, бьющий из земли, солнце на небе. Некоторые из них являются святыми местами, поскольку вода в них одухотворена, она выходит из земли как дар Божий. Такая святая живая вода способна исцелять и очищать человека, прибавлять ему духовные и физические силы. В Библии упоминается о четырех реках рая, берущих свое начало из одного благодатного источника. Источник – символ веры, вечной жизни, возрождения. В образовании речь идет об источнике знаний, каковым являются книги, сама жизнь, участники событий, документы, предметы раскопок и т.д. В настоящее время разрабатывается технология источникового обучения как альтернатива обучения только по учебнику (учебниковому). Источник является символом чистоты, откровения и искупления.

    ИУДА ЗААКИЙ – двоюродный брат Иисуса, сын старшего брата Богоматери Марии. Один из 12-ти апостолов предавший за 30 сребреников, мелких монет, Иисуса Христа в руки синедриона. Иуда открыл властям ночное местопребывание Христа в последние дни на Земле. Затем он своим поцелуем указал власти конкретно на Христа, находящегося среди апостолов («поцелуй Иуды»). Евангелие говорит о самоубийстве Иуды Искариота: он раскаялся в содеянном, в том, что предал «кровь невинную», долго мучился и повесился на горькой осине. Этот эпизод Христианской истории дал сразу несколько символов человеческому существованию: сам Иуда стал символом предательства, измены, осина – деревом позора. 30 сребреников – ничтожно малой платой за крупные неизмеримо большие содеяния.

    ИУДА ИСКАРИОТ (др. евр. – Иуда из Кариота) – один из 12-ти апостолов, родной младший брат Иисуса Христа.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   33


    написать администратору сайта