Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов
Скачать 1.87 Mb.
|
Ке́лья или ке́ллия (гр. cella – комната) — жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре или ещё где-либо. Жилое помещение в монастыре для проживания монахов (по одному или несколько человек). Это маленькое помещение с кроватью, столом, иконостасом и, возможно, книжной полкой. Кельи уютно обставляются, но ничего излишнего не имеют. Внешний вид их говорит о скромности проживающих здесь, об аскетизме их жизни. Кельи сделаны для уединения в молитве, для размышлений, для ночного пребывания. Это место уединения, отстранения от жизни, общения. Не зря родились фразеологические выражения – «келейные решения», «келейные вещи», что означает втайне, в очень узком кругу лиц принятые решения. КИВОРИЙ – навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и крупных храмах. Кивот – застекленный небольшой шкаф или ящик для икон. Кикимора (ст. слав. – смерть) – мифологический персонаж старославянского фольклора, символизирующий злой дух дома (в отличие от домового). Кикимора по ночам часто делает недобрые дела – беспокоит маленьких детей, и те плачут, путает пряжу, вредит домашним животным, бьет посуду, наводит беспорядок. Это маленькая уродливая старуха, чудаковатая, проказливая, нередко враждебная мужчинам, считалась женой домового. По убеждению в народе ее можно выжить из дома или угомонить только заговором и добрым отношением. КИНОНИК (греч. общий) см. причастен. КИОТ, или КИВОТ (греч. ящик, ковчег) – небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы. Кириллица – так называется вторая за глаголицей церковнославянская азбука, окончательно оформленная братьями Кириллом и Мефодием в X-XI вв. Она представляла собой преобразованную глаголицу на основе использования элементов начертания букв позднего греческого письма, т.е. византийского, но в полном соответствии со звуками славянской речи и существующего древнерусского начертания букв. На основе кириллицы позднее, в XVII-XVIII вв. сложился литературный книжный язык. Кириллица стала важным средством системы воспитания православной морали граждан Руси, национальной системой письма, сочетающей в себе и значения, и смыслы русской православной культуры. Каждая буква кириллицы, как выражение праславянской азбуки, обладала особым философическим смыслом. КИРИОПАСХА (греч. Господня Пасха) – так в церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения. Кладбище (ст. слав. – укладывание, могильник) – место захоронения умерших. Согласно библейскому учению тело умершего должно возвратиться в землю и быть погребено за пределами поселения живых и живущих людей. В городах и селах могут быть только памятники им, да совершаться богослужения. В русском языке кладбище имело много синонимов: могильник, погост, погребалище, усыпальница, родительская земля, упокоище и др. Кладбище – святое для русских место, которое нельзя осквернять, где нельзя петь, кричать, чтобы не тревожить мертвых. На каждой могиле положено для православных ставить крест, для иных – памятник. Кладбище – это и место поминания усопших в дни поминовения. В русской культуре есть особый ритуал для таких дней. Кликушество (др.-рус. – звать, кликать) – нервно-психическое заболевание, возникающее на религиозной почве. Проявляется как истерические судорожные припадки, возникающие во время богослужения и сопровождающиеся рыданиями, бранью, телесной корчью, потерей сознания, выкрикиваниями. В народе эту болезнь называют «бесоодержимостью». Она возникает от чрезмерного страха перед кознями дьявола и другой нечистой силы. Чаще всего кликушеству подвержены женщины со слабой нервной системой. Клир (гр. – жребий) – состав священнослужителей и церковнослужителей, ведущих и обслуживающих богослужения и подчиненных архиерею, это весь притч церковный. Клирос – место для пения певчих в церкви. КЛИР (греч. жребий) – священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею. КЛИРОС – место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи. КЛОБУК – монашеский головной убор. – 1. Принадлежность облачения монаха малой схимы – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы. - 2. Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея – архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы черного. - 3. Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха патриарший клобук – полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь. Клятва (ц.-слав.) – торжественное обещание, подтверждение верности, заверение в истинности, достоверности чего бы то ни было . Когда-то это слово употреблялось только в церковном смысле – клятву давали всемогущему Богу, верному и нелицеприятному свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятвы тогда произносились с поднятием рук к небу. Клятвы давались при заключении договоров, произношении обетов (верности, преданности), при раскрытии преступлений. Делалось это только по достаточно крупным случаям, важным событиям, попусту клятв не давали. Всуе клясться по мелочам считалось грехом. В церкви существовала акция про-клятия, т.е. бесповоротного осуждения, отлучения от церкви. В настоящее время клясться именем Бога не принято. Но часто клянутся чем-то дорогим – собственной жизнью, детьми, честным именем своим. Клятву дают и дети – в дружбе, верности слову, обещания что-то выполнить, упражняя при этом свою волю и личную ответственность. Книга (ст. слав. – письмо) – сшитые в одном переплете листы бумаги с напечатанным текстом какого-либо литературного произведения (священного, художественного или научного). Книга – символ высокой культуры человека и человечества. Через книгу идет передача знаний о самом разнообразном опыте многих и многих поколений. Это как сосуд мудрости, источник духовности. В Христианстве книга особенно почитается, и сама религия относится к числу «книжных», передаваемых через Библию – Книгу книг. У всех народов книга была в особом почете, входила в геральдику городов и университетов, приобретала различные символические значения. В старину было поверье: если ребенок из всех вещей и игрушек предпочитал книгу – быть ему умным да ученым. КНИГИ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ – книги, по которым совершается богослужение. Богослужебными книгами являются Апостол, Евангелие, ирмологий, минеи, октоих, псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник. Ковчег (лат. – ящик, сосуд) – плавучее средство передвижения больших размеров, предназначенное для спасения от всемирного потопа. Согласно Библии, ковчег спас праотца Ноя и его семью, а также по паре всех животных. С тех пор ковчег стал символом спасения верующих через принятие крещения водой, он стал пониматься как надежное судно, не тонущее в житейских бурях. Иоанн Златоуст дал свое прочтение этого сказания: «ковчег» – это Церковь, Ной – Иисус Христос, голубь – Святой Дух, оливковая ветвь – доброта Бога. В разговорной речи термин «ковчег» употребляется в смысле «родной дом», «материнская защита», надежное пристанище духа и тела. Колдовство (др.слав. – ведание сокрытого) – искусство предсказывать будущее, «насылать» чары или порчу на человека и животного, заклинать, привораживать, находить утерянные или украденные вещи, т.е. вмешиваться в естественный ход событий, в законы и принципы мироздания. Колдуны – это проницательные люди, с помощью ведомых только им магических ритуалов вызывают желаемое им изменение в природе или в самом человеке. Это, как правило, люди скрытные, живущие уединенно, неженатые, угрюмые, молчаливые, вызывающие страх у окружающих. По народным поверьям и согласно Христианскому учению колдовство творится в сговоре с «нечистой силой» с использованием личных качеств «голодного духа» – зла, зависти, мести. Космисты считают колдовство «вибрацией злой воли». Во все века и у всех народов колдовство осуждалось как восстание гордого человеческого духа, своеволие человека, нарушающего мировые законы бытия, божественное мироустройство. В Западной Европе в XIII-XVIII веках колдовство считалось средством общения со сверхъестественными силами зла, занятие колдовством было опасным занятием. На колдунов сваливали причины бедствий и устраивали «охоту на ведьм». Вместе с тем, некоторые люди, даже высокопоставленные, до сих пор пользуются услугами колдунов различных мастей. Колдовство (witchcraft) наз. предполагаемое зловредное воздействие одного чел. на другого при помощи магических средств. Антропологи иногда отличают К. от магии или волшебства; волшебство подразумевает сознательно практикуемую деятельность, тогда как К. является простым использованием — не обязательно сознательным — сверхъестественной силы. В западноевропейской традиции К. обычно включает в себя оба этих понятия. Попытки заниматься К. могут рассматриваться как форма агрессивного поведения, способного (при наличии знаний) причинить реальный ущерб жертве. Это подразумевает использование процессов, связанных с психосоматическими расстройствами. Наиболее доступными изучению являются обвинительные процессы против предполагаемых ведьм. Историки изучали волны таких обвинительных процессов в Западной Европе и колониальной Америке. КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЕ МОЛИТВЫ – читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после литургии и девятого часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в вратах царских, обратившись лицом к народу. Содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены в IV в. Василием Великим Каппадокийским. КОЛИВО (греч. вареная пшеница) – вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона (+ 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или сахар блаженство будущей жизни. Колокольный звон – музыкальный звук колокола, единственного музыкального инструмента в православной церкви. Колокольным звоном созываются верующие на богослужения, им сопровождается крестный ход и совершаются другие религиозные обряды. Колокол в церкви – символ святости и чистоты, его звон пробуждает в человеке веру, надежду, любовь. Ему приписываются магические свойства: отгонять злых духов, болезни, бедствия. По русским народным поверьям колокольный звон имеет космическую силу, он несет истину, оберегает людей. В народе до сих пор считается, что место, где нет колокола или не слышится колокольный звон, опасно для жизни. Колокол используется во многих культурах и религиях мира. В Христианстве первоначально он входил в обряд дароприношения и лишь позже, с III в. стал выполнять более сложные культовые функции. Различают звон в один колокол, несколько колоколов поочередно (благовест) и несколько колоколов одновременно (трезвон), а также перебор (медленный звон поочередно в колокола, по одному разу в каждый, начиная с самого маленького и кончая самым большим, совершаемый в обряде отпевания), перезвон (поочередный звон колоколов, начиная с большого и кончая наименьшим, совершается в определенных торжественных случаях). КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – различается: благовест, трезвон, перезвон и перебор. Коляда (от др.-слав. «коло» – колесо, круг) – имя языческого СолнцеБога и название древнерусского праздника в его честь, проводимого в дни зимнего солнцестояния и солнцеворота от зимы на лето (с 24 декабря по 19 января). Праздник символизировал космическое колесо, как образ вечного кругооборота во Вселенной, цикличности времен, проявляющихся в смене дня и ночи, времен года. Люди верили в силу мысли и слова и потому словесно выражали свою надежду на лучшее будущее. С приходом Христианства коляда органично вошла в праздник Рождества Христова и стала праздником славления Бога под названием Святки. Проводятся святки с первого дня Рождества до Крещения. В современной русской национальной культуре коляда – это веселый и шумный праздник со множеством обрядовых ритуальных действий: ряжение, славление Христа, хождение ряженых славельщиков от дома к дому с пениями колядок, со звездой и житом, угощение хозяевами дома славельщиков конфетами и пирогами; представление кукольного театра – вертепа на библейские темы; – распевание стихов – колядок с пожеланиями благополучия хозяевам дома – «госпоже» и «господину», «боярину», «государю» и дому – «терему», игрища с ночными кострами и катанием зажженных колес, «похороны Зимы» и «рождение Солнца», рождественские гадания, девичьи и мужские посиделки, приготовление печенья и пряников в форме животных и птиц; игры в «блины», символизирующие солнце и др. Коляда на Руси всегда имела соборно-космическую значимость, была связана с сельским хозяйством как символ Солнца, Света, Тепла, Плодородия, продолжения жизни на Земле по новому годовому кругу. Она напоминала людям, что их дом – это часть Вселенной, созданной Богом. КОЛЯДЫ – народные песни, посвященный Рождеству Христову. КОНДАК – жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста. Конец света – Христианский догмат о «последнем дне» как времени прихода на землю Страшного суда, когда Господь отделит добрых людей от злых: первым разрешит взойти на небо, а вторых низвергнет в преисподню. Это будет время искоренения всего и всякого зла и восстановления доисторического райского состояния (утраченного рая). Символически «конец света» выражает преходящий характер всего существующего на Земле, как и человеческой жизни. В переносном смысле «конец света» – это преувеличение маленькой неудачи, доведение ее до вселенского масштаба. В этом случае данный фразеологизм употребляется с юмором, с легким осуждением подобных преувеличений. КОНТАКТЁР – человек, который слышит Высшие Силы. Это происходит как правило следующим образом: в голове контактёра возникает ответ на его мысленный вопрос или совет о том как поступить. То есть он может осуществлять ченнелинг. КОНТАКТЁРЫ - это люди, налаживающие контакт с внетелесными существами через транс или медитацию, кто-то оттачивает свои способности или от природы имеет возможность слышать в любое время, так же используются способы через взаимодействие с физическими предметами (маятник, доска уиджа, карты) или электроприборы. Личности, являются проводниками энергий или мыслей, слов с тонких планов в наш материально-духовный мир. Различают 5 видов контактеров: - те, кто проводит через себя только информацию; - те, кто проводит через себя только энергию; - те, кто через себя проводит и информацию, и энергии, но после специфического приготовления (медитативные и/или иные духовные техники); - те, кто через себя проводит и информацию, и энергии без специального настроя, автоматически в повседневности; - те, кто учат других, как стать самому себе проводником для единения со своим душой-духом, ангелами. Конфессия (лат. – признание, исповедание) – религиозное объединение внутри определенной веры, основанное на едином образе мыслей, своем особом порядке вероисповедания, строгом повиновении внутренним уставам и обрядам. Так, в Христианстве существуют, как конфессии, православие, католицизм, лютеранство, протестантизм и др. Каждая конфессия может иметь свои учебные заведения и заведения под своим духовным патронатом. В православии – это воскресные школы, православные гимназии, школы народной культуры и массовые общеобразовательные школы, имеющие своих духовников и изучающие основы православной культуры. КОПИЕ – обоюдоострый нож, с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления агнца. Символически изображает копье, которым были прободены ребра Иисуса Христа на Кресте (см. Ин. 18; 34). Корыстолюбие (др.-рус.) – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в страсти к приобретательству и наживе, в неразборчивости к средствам наживы, в стремлении получить материальную выгоду любым путем, в жадности к деньгам и богатству. Корыстный человек стремится к удовлетворению своих потребностей в будущем, забывая об окружающих в настоящем. Православие это качество называет страстью сребролюбия. Такая страсть может стать мотивом к преступлению закона. Преодоление ее возможно только в духовной жизни. Космизм (гр. – Вселенная) – мировоззренческая систем, утверждающая единство Человека и Вселенной, рассматривающее человечество как закономерный продукт эволюции Вселенной. Космизм – попытка воссоздать утерянную связь человека и всеобщих оснований его бытия. Космизм пытался объединить все другие мировоззренческие позиции относительно сущности человека. Космизм в основном развивался на русской почве и потому часто называется русским космизмом. Вселенское мироощущение впитывается русским человеком чутьем чуть ли не с молоком матери. Вера в небесно-космическую предопределенность человеческой жизни на всех этапах истории русского народа (особенно в период язычества) была присуща ему. Космизм – оптимистическое мировоззрение, дающее веру в возможности человека спасти жизни и мир на Земле. Мировоззрение космизма легло в основу космоцентризма – одной из концепций происхождения и сущности человека. Космогония (гр. – происхождение мира) – учение о происхождении мира, мироздания, Вселенной. Различают космогонию как мифически-религиозное учение, иррациональное по методам изучения и описания проблемы, в основе которого лежит идея сотворения мира надмировыми космическими силами. На основе этого учения развивается ряд религий. Другая космогония – научная, изучающая рациональными научными методами происхождение и развитие планет и планетной системы, а также звездные системы и туманности. В последние десятилетия методы рационального и иррационального исследования происхождения мира все больше сближаются, взаимно дополняя и корректируя друг друга. Космополитизм (гр. – гражданин мира) – система взглядов и нравственное качество личности, выражающее отношение человека к своему месту на Земле. Проявляется в широком глобальном восприятии мира как единого целостного пространства, а человека как «гражданина мира». Космополитам, т.е. носителям этих взглядов, свойственно отрицание роли национальности и национальной культуры, религиозной принадлежности, места рождения, истории в жизни человека. Напротив, все это они считают сдерживающим фактором развития и свободы. Сторонники космополитизма ратуют за создание «мирового государства», «мирового гражданства». Некоторые идеи космополитизма питали интернационализм и даже ряд образовательных технологий: школу диалога культур, контекстуальную педагогику и др. Космоцентризм – одна из наиболее широких парадигм, объясняющих происхождение и сущность человека только в единстве с Космосом. С одной стороны, он – часть космической энергии, Частица стихии и мирового разума. С другой – и сам человек есть микрокосм. Сторонники космоцентризма доказывают существование трансцендентного (за пределами возможностей человеческой психики) мышления, единой космической (ноосферной) мыслительной оболочки Вселенной, зависимость каждого человека от планет и их движения. Космоцентризм основан на космогонии. Комсмоцентристы считают, что педагогика должна расширить цели воспитания и образования и развивать человека глобального мышления, способного общаться с другими мирами, чуткого к мыслительной плазме. Космоцентризм – это целостная мировоззренческая система, некогда определяющая язычество, а ныне лежащая в основе парапсихологии, Агни-Йоги, антропософии и др. учений и теорий. В этих учениях формулируются Законы Космоса, которым должен следовать человек, дабы нормально жить на Земле. Главный из них это Закон Единства («все во всем»), объясняющий связь великого и малого (центры Космоса равны центрам Человека). Ключ к познанию Космоса лежит в Человеке. Великие мира сего в разное время утверждали это: «Познай самого себя» (Сократ), «Знающий других – умен, знающий себя – мудр» (Ляо-Тзе), «Царство Божие внутри нас» (И. Христос) Космоцентризм утверждает беспредельность человеческих возможностей. Кощунство (ст. слав. – насмешка) – принижение, умаление значимости и ценности сокровенных, священных понятий и дел, хуление Бога, а также клятвы собственной жизнью и жизнью своих близких, т.е. тем, что нам не принадлежит. Кощунство проявляется в насмешке, брани, осквернении словом и делом, отзыве с презрением, суесловии. Кощун на Руси – это богохульник. Кощунство недопустимо уже с малых лет. Считается, что кощунство приносит человеку многие беды – болезни, неудачи, потери, несчастья. Кощунство, как тип поведения, должно быть исключено из человеческого общения. Крапанка (ст. слав. – капля) – так называется пасхальное яйцо, раскрашенное цветными точками, мелкими пятнышками, брызгами или короткими штрихами. Крапанка иногда делается с помощью воска, иногда на крашение с помощью процарапывания иглой. При этом яйцо могло быть раскрашено в самые разноцветные цвета, но с учетом смыслов: сочетание красного и белого обозначало почтение к предкам, благодарение за помощь и защиту от зла, сочетание белого и черного – обозначало скорбь, и поэтому такие крапанки носили на кладбище в дни поминовения. Красный угол – центральное место в доме православного Христианина. Красный угол – угол в избе, где висели иконы. Это самое почетное место около «красного окна», обращенного на улицу, как бы в «мир». В красном углу висит иконостас, здесь размещается обеденный стол и «красная лавка» для гостей. Его называют еще «передний угол». Для него, как правило, отводят угол избы, обращенный на юго-восток, откуда «входит в дом» солнце. По русским обычаям каждый угол в доме имел строго свое назначение: второй – это кут, третий – печной, четвертый – дверной, задний. Красный угол – это старший в доме, его центр, его смысл, его обращенность к людям, миру и, главное, Богу. Крашение яиц – ритуал подготовки яиц как символической пищи праздника Пасхи. Это древний обычай, уходящий корнями в глубину веков, к языческим капищам древних славян. Элементом Христианского культа это стало во втором веке после Рождества Христова. Яйцо символизирует целостность мира (скорлупа – это космос, белок – земля, желток – преисподня), а также воскресение Христа из мертвых. Крашение, т.е. расписывание яиц – это праздничный ритуал: тот, кто расписывает, с утра наряжается, а место крашения украшается вышитыми рушниками. В качестве красителей использовались когда-то древесная кора, лиственные отвары, луковая шелуха. В зависимости от типа окраса крашеные яйца назывались по-разному: крашенки, крапанки, писанки, драпанки, малеванки. Крашеные яйца освящают в церкви, затем ими Христосуются, а далее могут дарить друг другу, есть, играть (катать). Детям принято дарит яйца с преобладанием красного цвета, больным – писанки с «сосной», на новоселье – с «мельницей», на крестины – с «грозой», «дубовым листом», бездетной семье – с «птицами». Хранят крашеные яйца в проросшем овсе всю первую пасхальную неделю рядом с пасхой. Писанки могут храниться весь год и дариться в любое время. Яйца на праздник Пасху помогают воскресить праздник в душе, они считаются символом душевной чистоты и веры. Крашенка (ст. слав.) – так называется пасхальное яйцо, окрашенное в какой-либо один цвет и без рисунка. При этом красный цвет означал радость, жизнь, любовь, желтый – посвящался луне и звездам, зеленый – символизировал весну и надежду, коричневый – плодородие земли и т.д. Можно было красить и в черный цвет – цвет печали, чтобы их принести на могилы умерших близких. Как правило, крашенки ели, дарили, в них играли, катали, используя при этом специальные лотки, дорожки. КРЕСТ – символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима). 1. Крест нательный – носимый Христианами под одеждой на теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) – носимый священником поверх рясы или фелони. 3.Крест архиерейский – носимый архиереем вместе с панагией. 4. Крест напрестольный – полагаемый на престоле рядом с Евангелием. Крест (ц.-слав. – хрест, Христос) – символ Христианской веры, обозначающий соединение неба и земли, призыв человека к духовному восхождению, признание высшего Божественного закона над законом плоти. Духовная высота – это вертикаль в кресте, материальный мир – горизонталь. На кресте, согласно Евангелию, был распят Иисус Христос. Он, своей смертью и кровью, и освятил крест, бывший позорным орудием казни разбойников и мятежников. Этим Он превратил крест в символ искупления, восхождения духа, устремления от земного к Богу и вечности. В православии различают четырехконечный крест (латинский крест с одной большой перекладиной), шестиконечный (с маленькой дополнительной перекладинкой наверху и с надписью И.Н.Ц.И. – Иисус Назарянин Царь Иудейский; такая табличка была на груди распинаемого Христа), восьмиконечный (с небольшой еще одной дополнительной перекладиной ниже основной, вкось поставленной и изображающей подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя). В православии есть также нательный крест (носимый верующими на теле под одеждой), наперстный крест (или иерейский, носимый служителями церкви поверх рясы), напрестольный (лежащий на престоле рядом с Евангелием). Крест, как символ спасения, победы жизни над смертью и адом, стал основой крестного знамения. Крест ставится на церкви, на Евангелии, на церковных одеждах священника. Все Христиане носят свой нательный (крестильный) крест. Вместе с тем, на Руси слово «крест» носило и другой смысл: «крестный путь» понимался как плохая судьба, мирское и личное бедствие, как знак «злополучия и смерти». Вероятно, это остатки языческого толкования. Крестины (гр. – окунаю) – церковное таинство посвящения в веру, означающее очищение от первородного греха и рождение человека для духовной жизни. Производятся священников в церкви на 9-ый день после рождения ребенка. Новорожденного в храм положено нести бабушке-повитухе, а из церкви домой – крестной матери. В храме при крестинах читается огласительная молитва, ребенок трижды погружается в освященную воду. На него надевается нательный (крестильный) крест и дается имя согласно Святцам, т.е. производится обряд имянаречения. В день крестин в семье устраивается праздничный стол, обильно угощаются нищие. Православие допускает крещение в любом возрасте, но только для всех единожды в жизни. При крещении необходимы крестные. Со дня крещения у человека появляется еще один праздник – именины. Крестная мать – восприемница от купели при крещении младенца. КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ – крестообразное осенение себя или к.л. В православной церкви принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу. животу, правому и левому плечам. Крестное знамение – крестообразное осенение себя, другого человека или какого-либо предмета крестом, точнее изображением креста троеперстием правой руки (прикосновением сначала ко лбу, к животу, затем к правому и левому плечу). Три перста (пальца) означают Троицу – идею единства Бога отца, Бога сына и Святого Духа. Два пальца вместе (указательный и средний) символизируют два естества в Иисусе Христе – Божеское и человеческое. Перекреститься или перекрестить – значит предать себя воле Божией, показать свое повиновение и принадлежность Спасителю. Это значит усиление духа добра и любви и ослабление и уничтожение зла как в себе, так и вокруг себя. Православие учит креститься широко, неторопливо, тщательно. Прибегать к крестному знамению нужно во всех важных случаях жизни: в опасности, горе, радости, в начале и конце всякого дела, на молитве, при приближении или прикосновении к чему-то святому (иконе, церкви, кресту). При этом следует наклонять голову, проявляя свое почитание Бога. Крестный (крестная) – это близкие семье люди, принимающие участие в крещении ребенка. По православным обычаям – это восприемники родителей. Им отводилась роль наставников, помощников, опекунов своих крестников. При крещении они дают обет наставлять младенца в истинах веры и Христианской нравственности. Выбор крестных – серьезный шаг для семьи. Ими не могут быть иноверцы, неверящие и монашествующие. Выбирались они по совету духовника или старшего родственника. Желательно, чтобы это был человек, близкий к ребенку, хорошо знакомый семье. Ими могут быть родственники или хорошие друзья. Для родителей крестные именуются кумом и кумой. Крестные заботятся о крестниках, дарят им подарки и всю жизнь несут ответственность за растущего человека. Это своего рода народный и религиозный способ социально-психологической защиты человека. Крестный ход – торжественное церковное шествие с участием большого количества духовенства и прихожан в честь известных праздников (Крещение) или по поводу особо значимого для Церкви и Православия события или бытового события (моление дождя). Совершается с молением, с иконами, хоругвями, крестом. Крестный ход может совершаться вокруг церкви (храма), от храма к храму, к любому другому назначенному месту. Это всегда праздник и особое событие для верующих. КРЕСТНЫЙ ХОД – торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни. КРЕСТОБОГОРОДИЧЕН – тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице, в котором воспоминаются крестные страдания Ее Сына – Иисуса Христа. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ – см. Воздвижение Креста Господня. КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ – третье воскресение Великого поста, посвященное поклонению Кресту Господню. КРЕЩЕНИЕ – таинство православной церкви, при совершении которого крещаемый очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3; 5) и подготовляется к приобщению церкви (см. миропомазание). Совершается троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Над одним человеком крещение совершается один раз в жизни – в соответствии со словами Символа веры «исповедую едино крещение во оставление грехов». Крещение совершает священник или архиерей, в крайнем случае крестить может и мирянин. В современной церковной практике принято непосредственно перед крещением совершать оглашение (см. оглашенные), а после крещения совершать миропомазание. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека. В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные родители (восприемник и), которые обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого. В начале чина крещения крещаемый произносит отречение от сатаны и обещается Христу, читает Символ веры. Затем священник произносит великую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем (см. елеопомазание), совершает собственно крещение; во время чтения 31 пс. крещенный облачается в белую одежду и ему одевается крест. Священник совершает миропомазание и затем с крещенным троекратно обходит купель. Читается Апостол (Римл. 6; 311) и Евангелие (Мф. 28; 1620), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещенного, произносит сугубую ектению и отпуст. Крещение – христианский обряд принятия в число членов церкви, совершаемый через троекратное погружение в воду. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ – Христианской праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. (Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9; 23)). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя» (Мф. 3; 14), «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился – «Дух Свят ый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 2634. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын – Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Крещение Господне (см. Богоявление). Кротость (др. рус. – укрощенный) – нравственно-этическое качество личности, выражающееся как скромность, доброжелательность, терпимость и терпеливость, снисходительность, смирение, незлобивость – все это вместе сосуществующее в человеке. Кроткий человек – это миролюбивый, не вспыльчивый, любящий человек. Это тот, у кого укрощенный нрав, «кроткая душа», угомоненные страсти. Кротость – это качество духовного человека, высоко нравственного, живущего по Заповедям Божиим, это одна из важнейших Христианских добродетелей. Кручина (ст. слав. – печаль) – эмоциональное состояние души, выражающееся как печаль, горе, длительное душевное огорчение, тяжелая дума о несчастье, неудаче и вообще плохой судьбе. Кручина подавляет человека, рушит его нравственное состояние, мешает разумно активно действовать. Длительная кручина переходит в уныние, которое ведет к духовной погибели, ибо относится к страстям, разрушающим человека. Слово «кручина» несколько устаревшее, оно сохранилось в русской мифологии, сказках и песнях. КТИТОР (греч. строю, приобретаю) – в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время – староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. КУКОЛЬ (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. Культурная антропология – ветвь философской антропологии, главной задачей которой является построение теории человека (и личности) как Творца, носителя и продукта культуры. Данное научное знание рассматривает человека во всей его изменчивости под влиянием глобальных факторов: исторических, национальных, религиозных, геополитических, демографических и др. Культурная антропология изучает закономерности формирования человеческой культуры, в отличие от физической антропологии как науки об изменениях физического тела человека. Эта научная ветвь носит интегративный характер, находясь на стыке многих наук – философии, психологии, истории, искусствоведения, социологии и др. Она рассматривает взаимоотношение культур и цивилизаций. Культурный детерминизм – научная концепция об определяющей роли культуры народа в развитии общества, о культуре как автономном образовании, независимом ни от каких факторов развития. В данной концепции «культурный код» (архетип культуры) народа рассматривается как его генетический код, предопределяющий программу поведения каждого индивида в отдельности. Огромная, можно сказать, ведущая роль в культуре отводится религии, на основании чего провозглашается зависимость состояния экономики от глубины и особенностей религиозных ценностей. Согласно этой концепции, достаточно воспитать новое поколение в духе старой традиционной культуры, например Святой Руси, как восстанет новое общество по идеям того далекого времени и очистится от пороков современной цивилизации. Культурный детерминизм явно фетишизирует культуру прошлого, приписывая ей только высокие качества. Сторонники крайнего направления данной концепции придерживаются взглядов обскурантизма. Кум (кума) – крестные родители ребенка (крестные), которые по отношению к его природным родителям называются кумовьями. Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери или отец крестника по отношению к его крестному отцу и крестной матери; дружеское обращение к мужчине; бесов кум – бранное выражение. Кумовья покровительствовали друг другу и по службе, иногда во вред делу, что получило название «кумовство». Кумовья были желанными гостями в доме, надежной опорой ребенку и семье. Кума – дружеское обращение к женщине; вообще дружески-фамильярно о женщине. Кумить - дружить физическим и духовным родителям, помогать и держать сторону друг друга. КУПЕЛЬ – большой чашеобразный сосуд. Служит для крещения в нем младенцев. Купель (ст. слав. – купаться) – большой сосуд в виде чаши на подставке, который наполняется водой и освящается, и в котором священником совершается таинство крещения (крестины). Кроме этого, «купель» часто используется в переносном смысле. Так, «купель силоамская» обозначает ситуацию, способствующую духовному исцелению человека. «Овчая купель» – дает образ нашего мира как возможного мира доброго, милосердного. В этом мире Божия любовь бесконечно изливается на несчастный род человеческий. Находившиеся в купели сосредотачиваются на том, что происходит в нашей душе. Только бодрствующий над своим сердцем не пропустит момента Божия милосердия и получит исцеление, как те, которые первые входили в воду в Овчей кумели. КУТИЯ – см. коливо. |