Главная страница
Навигация по странице:

  • Медиатор

  • Медиум

  • Модусы духовност и

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница18 из 33
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   33

    М


    Магия (лат. magia от др.-греч. μᾰγείᾱ – волшебство, волховство, колдовство) – 1) знание и употребление на деле этих знаний, тайных сил природы, неосязаемых и невещественных, невидимых глазу духов. Это система тайных знаний и умений использовать надземные и сверхъестественные силы для влияния на природу, животных, человека. Это невещественные нематериальные знания и умения, вскрывающие скрытые связи между человеком и внешним миром. Возникла она еще в первобытном обществе и до сих пор существует в своих разных видах: лечебная, любовная. аграрная и др. магия. – 2) способность человека силой своей воли, мысли и желания изменять в нужном направлении будущее и настоящие. Это реальное или кажущееся воздействие на материи, некий символический обряд или действо. Магическое действие основано на уверенности, что подобное производит подобное, что следствие похоже на свою причину и потому желаемого можно достичь путем его имитации. – 3) система мышления, при которой человек обращается к тайным силам и желает влиять на события. Магию нередко приравнивают к колдовству. Магия (колдовство) - вера в сверхъестественную связь, якобы существующую между магическим обрядом и теми или иными событиями или явлениями окружающего мира. Различают белую магию, т.е. благотворную, добрую, свободную от эгоизма, властолюбия, честолюбия и корысти, а также черную магию, несущую кому-либо зло, разрушение, болезнь. Магия неотделима от религии (сама являлась одной из древнейших ее форм), хотя как насильственных способ вмешательства в жизнь ею отвергается. Вместе с тем, некоторые явления, ранее относимые к магии, ныне получают объяснение и становятся доступными многим. Например, внушение и самовнушение, гипноз и др.

    Макрокосм (гр. – великий мир) – Вселенная в целом, во всем объеме, иначе – макромир. Макрокосм – это мир больших систем, их поведение, функции; это объективная реальность, в которой живет и действует человек (планета, земные тела, природа, камни, почва и т.д.). Все это доступно человеку, его наблюдению. Макрокосм живет по своим законам. С ним тесно связан микрокосм.

    Малиновый звон – особое звучание церковных колоколов, мелодичное, бархатное, мягкое, ангельски прекрасное. Существует несколько объяснений происхождения этого названия. По одной версии оно возникло от сравнения звона с излюбленной народом ягодой малиной и ее неярким, нежным мягким цветом, ласкающим и радующим глаз и душу русского человека. По другой – это название связано с именем старого бельгийского городка Малин. В городском соборе здесь были колокола особой чистоты, о чем рассказывали русские путешественники, называя его «малинским звоном». В прошлом столетии «малинский звон» переродился в «малиновый» как более понятный и близкий народу.

    Маммона (евр. – богатство) – это мифический образ, символизирующий богатство и деньги, приобретенные, как правило, неправедным путем алчными людьми. Пристрастие к маммоне несовместимо с любовью к Богу, является порочной страстью, влекущей за собой другие пороки. В Христианстве маммона представляется как злой дух идол, покровительствующий богатству, не приносящему счастья. Маммона – это кумир падшего человека, пристрастного к земным благам, комфорту, роскоши. Это символ «золотого тельца», олицетворяет корыстолюбие, стяжательство, алчность, пристрастие к земным благам.

    Манна небесная (евр. – что это такое?) – это питание, которое посылал с неба Бог сынам Израилевым во время их странствования по Аравийской пустыне в страну обетованную. Манна небесная была взамен хлеба, которого они не могли достать во время своего долгого изнурительного пути. Она ниспосылалась им в течение всех 40 лет их исхода из Египта. Ею питался весь 3-4-миллионный еврейский народ. Эта манна, как хлеб небесный, с тех пор символизирует защиту Бога, нежданную поддержку, равную волшебству. Манна небесная – это что-то желанное, крайне необходимое, редкое, это Божья благодать.

    МАНТИЯ – длинная до пят одежда в виде плаща, без рукавов. застегивается в двух местах – у ворота и у подола, надевается поверх подрясника или рясы. 1. Принадлежность облачения архиерея и архимандрита – лилового цвета с тремя белыми с красным полосами (т.н. источниками) и с нашитыми скрижалями четырехугольными платами с изображениями креста или серафимов. Скрижали рассматриваются как символическое изображение Ветхого и Нового Заветов. Архиерей и архимандрит надевают мантию во время торжественной церемонии входа в храм. 2. Верхнее облачение монахов малой и великой схимы, иначе называемое паллием, – черного цвета. В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты. Возникла как монашеское облачение в IV – V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением.

    Мариология (гр. – учение о Марии) – богословская дисциплина, основанная на догмате Божией Матери Марии, и изучающая ее жизнь, историю икон, посвященных ей, помощь, оказываемую Ей России.

    Мартиролог (лат. – слово о мучениках) – книга со списками Христианских мучеников с указанием дней кончины и памяти, изложением биографий и рассказами о мученичестве, с указанием места почитания и посвященных им церквей и икон, с молитвами, гимнами и псалмами, им посвященными. Мартирологи составлялись по годовому календарному кругу, на их основе на Руси разрабатывались месяцесловы и православные календари.

    Масленица (ст. слав.) – старейший и самый веселый массовый народный праздник, проводившийся в последнюю неделю перед Великим постом. Это преддверие Великого поста и одновременно празднование проводов зимы и встречи весны. Каждый день этого праздника имеет свой смысл: понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, перелом, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощенный день, проводы, прощанье. Новые смыслы – это определенные действия, правила поведения, обряды, игры и песни. Когда-то до XVI в. масленица называлась «мясопустом», затем «сырной». В воскресенье, перед началом масленичной недели устраивалось «мясное заговенье». В последнее воскресенье все рядились, устраивали игрища, взятие снежного городка, пели, танцевали, а вечером зажигали костры и сжигали соломенную куклу Масленицу. Всю неделю обильно пекли и ели блины. Масленица – это всенародный праздник, особенностью которого является взаимопроникновение всех сфер жизни людей – семейной, религиозной, общественной. В народе бытовало убеждение, если не потешить душу в широкую масленицу, значит жить в горькой беде.

    МАСЛЕНИЦА, СЕДМИЦА СЫРНАЯ неделя, предшествующая Великому посту; в это время по уставу не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов (в т.ч. масла) и яиц.

    Масонство (англ. – вольные каменщики) – религиозно-нравственное учение и общественное движение, в основе которого лежит признание Бога Великим Архитектором Вселенной и возложение на себя миссии Его каменщиков-строителей на Земле. Основным путем земного строительства они признают воспитание нравственности человека и восхождение его от Ветхого человека, т.е. греховного, к Богочеловеку. Основные пути такого восхождения – свобода (духовная и через подчинение этическим нормам), равенство (перед Богом), братство (наднациональное духовное единство всех людей). Каменщики-строители считают необходимым иметь своих людей во властных, крупных экономических, политических и административных структурах для нравственного просвещения и воспитания властьимущих. Они проповедуют веротерпимость, самосовершенствование человека, единство культуры, т.е. ее наднациональность и интеррелигию. Возникло масонство в Европе, по некоторым данным, в XIII в. и распространилось по многим странам. В России оно существовало легально до 1822 года и в своих ложах имело многих представителей власти, интеллигенции и высокого дворянства. Масоны развивают свою науку: философию, антропологию, экономику, медицину, алхимию и др. И все-таки, несмотря на внешнюю привлекательность идей масонства, оно встретило мощное сопротивление и неприятие со стороны почти всех структур, государственных и общественных. Правящие структуры преследовали масонов за вмешательство во власть и претензии на нее, размывание государственных границ и самобытной культуры. Православие не приняло претензии на «истинное знание», мистицизм и духовный раскол в обществе. Массы народа связывало, не без оснований, его с еврейским вопросом. Масонство действительно основывалось на иудейском эзотеризме, раннем иудаизме, требовало знания древнееврейского языка. В принципе, это было движение «верхов» – правителей и магнатов, не опускаясь даже до «средних» слоев населения. Оно до сих пор глубоко засекречено.

    Материализм (лат. – вещественный) – научно-философское учение, основанное на идеях чувственного представления бытия, детерминизма и атеизма. Согласно материализма все можно познать, предсказать и просчитать. Это мировоззрение, сводящее всю картину мира к материи. Возникло в XVII-XVIII вв., в период зарождения машинной цивилизации, когда преобладало стремление описать устройство мира по образу действия простого механизма и автомата. Материализм считает духовные явления (идеальное) порождением материи («Бытие определяет сознание»). Отсюда родилась идея социального прогресса как рационального передела мира во имя счастья людей. Материализм и формирующееся на его основе материалистическое мировоззрение пробуждает в человеке «физический ум», характеризующийся малоподвижностью, линейностью, безальтернативностью. В материалистическом представлении человек – это механизм, который нужно наладить, отрегулировать и поставить «на место». Материализм не принимает во внимание существование сознания за пределами телесного, где земные законы не действуют. Различают физический, биологический, этический, диалектический и исторический материализм. Последние два были государственной философией советского государства и оценивался в лице марксизма-ленинизма как вульгарный материализм. Данное учение породило ряд философских школ (натурализм, эмпиризм, неопозитивизм и др.), активно способствовало развитию наук, особенно естественно-математических. Но в силу совей ограниченности, оно сдерживало движение наук о человеке и в целом гуманитарного знания, отчего и само теряло своих последователей. Ограниченность материализма очевидна. Без связи с духовными науками он исчерпал себя. В Христианстве его образно называют «Евангелием смерти». В русском лексиконе термины «материализм» и «материалист» появились во времена Петра I и обозначали всего навсего торговлю и торговца колониальными товарами. Преодоление ограниченности материалистического мировоззрения – одна из задач современной школы, что возможно посредством раннего обучения детей аналитической деятельности и включения их в духовную жизнь.

    Мать-сыра-земля – образное выражение о Земле как части Вселенной, дающей жизнь всему живому, кормящей-питающей, щедро вознаграждающей, оберегающей и в конце жизни вновь забирающей в себя. У наших предков языческого времени существовал образ Великой Матери, который сливался с Матерью Сырой Землей, было бессознательное поклонение ей. Этот образ всегда выступал ядром русской идеологии, который в более поздние времена сливался с образом Богородицы. Русский народ испокон веков к Матери-сырой-земле относился с благоговением, с истинной сыновней любовью и почтением, называл ее «родимой матушкой», «кормилицей».

    Мафусаилов век – жизнь долгожителя, его долголетие. Так говорят о тех, кому перевалило за 100 лет. Согласно Библии, рекордсменом по долголетию был Мафусаил, проживший 969 лет. Его имя стало нарицательным. Геронтология установила стандарт жизни человека в 150 лет. Сокращение жизни происходит по многим факторам, одним из которых является навязанная психике идея о другой, значительно меньшей мере. Многие ученые винят в этом атеизм и материализм. Секреты долголетия кроются в характере и образе жизни человека. Если человек любознателен, желает и делает людям добро, ведет активный образ жизни, рано утром пробуждается, имеет мышечные нагрузки, то он живет дольше. Долголетием определяется качество жизни народа.

    Медиатор - человек с экстрасенсорными способностями, получающий утонченные восприятия из невидимых физическим органам чувств областей окружающего мира.

    Медитация (лат. – размышляю) – это умственно-волевые действия, направленные на сосредоточение внимания, мышления, памяти на каком-то определенном объекте, возможно на себе самом. Это сознательное отключение сознания от внешнего мира и интенсивное погружение в свой внутренний мир, в самосозерцание, самовосприятие, самопознание. Во время медитации ум человека освобождается от тревог, он становится естественным и искренним, достигает внутреннего покоя и душевной силы. При этом интенсивно идут процессы мышления, самонаблюдения, что позволяет и в старом находить что-то новое; происходит выход в бессознательное в виде фантазии, образов, чувств и их изображений. Медитация, будучи психическим действием и состоянием, ведет к понижению реактивности организма, приглушению эмоциональных проявлений. Человек начинает слышать как бы только себя, свой внутренний голос. Медитация совершается посредством специальных технологических приемов, способствующих самопогружению. Медитирование обладает терапевтическими свойствами – снижает раздражительность, восстанавливает спокойствие, воспитывает внимание, влияет на формирование новых форм поведения. Но излишнее и неумелое его использование может вызвать прострацию, отрешенность от жизненных проблем, отчужденность от близких людей. Медитация входит во многие восточные религии и учения (например, буддизм, йогу).

    Медиум – это человек, который может общаться и получать информацию от умерших людей.

    Меркантильность (фр. – торговец) – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в мелкой расчетливости, торгашеском отношении к духовным ценностям, в отношении к людям как средству личного благополучия. Православие это качество относит к числу тягчайших греховных страстей, называя его сребролюбием.

    Мессионизм (гр. – помазанник) – религиозное и одновременно светское учение об избранной роли одного человека или народа в исторической судьбе человечества. Мессионазм – это учение о спасителях человечества, как Божиих посланцев, способствующих пробуждению национального самосознания, росту понимания людьми своей особой роли на данном историческом этапе. Почти все народы переживали состояние мессианства как призвания к подвигу. Таковой была Жанна Д’Арк во Франции, такова идея славянофильства и особой миссии России в сохранении духовности на Земле. Данное учение во многом сходно с идеей пассионарности. Это почти мистическая вера в провидческую способность кого бы то ни было.

    Мессия (гр. – помазанник) – это человек, от которого ждут большой пользы, помощи, избавления от бед. Его назначение – превращать зло в добро. Он посланник Бога на Земле, и его не искусит Сатана. Согласно Христианскому вероучению это не мирской человек. хотя и явился в мир. Таким был Иисус Христос. Через него людям показана сущность человека, дан образ святости, явлена вся полнота человеческой личности, задано направление развития человека. Как правило, Мессия приносит с собой новое состояние мирового бытия и являет собой высший авторитет. Мессия – посредник между Богом и людьми.

    МЕСЯЦЕСЛОВ – церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых, может также содержать необходимые богослужебные указания. Месяцеслов содержится в служебнике и типиконе.

    Месяцеслов – это первоначально церковный, а затем и народный календарь. В церковном месяцеслове, в порядке годового круга, помещались данные о днях памяти святых, жития святых, молитвы, им посвященные. Народный месяцеслов, так называемый «круглый год» тоже содержал данные о святых и религиозных праздниках, но кроме этого еще данные о хозяйственных работах, приметах погоды, хозяйственные советы. Каждая часть народного календаря была поименована. Собственное имя было у большинства недель: «пестрая», «всеядная», «сырная», «Фомина», «зеленая», «сборная» и др. Названия имели и посты: холодный, голодный, великий. Морозы тоже были «введенские», «никольские», «крещенские», «афанасьевские» и пр. Некоторые дни тоже имели «имя собственное»: «великий четверг», «чистый понедельник», «Красная горка», радуница, Духов день и т.д. Все это говорило людям об обычаях, традициях народа, об особой роли времени в их сохранении, народный календарь был связан с религиозным, что тоже предполагал особое поведение людей. Месяцеслов играл огромную воспитательную роль, был красив, богат смыслами, во всех отношениях являл единство духовного и мирского деяния человека. Месяцеслов нередко именовался святцами.

    Метафизика (гр. – сверхфизическое) – наука о мире как целом и неделимом, но выходящем за грань физической реальности. Метафизика изучает бытие духовное, абсолютное бытие Бога и изменчивое бытие Его творения. Она изучает сверхчувственное, а также чувственное в его движении, развитии и соответствии духу. Метафизика исследует начало и конец бытия, вскрывает таинственность, бесконечность, неисчерпаемость макро и микромира. Метафизика признана основной философской наукой, которая изучает существующее как таковое. Она является наукой, которая во всей смене явлений и состояний ищет постоянное и связь. Метафизика состоит из ряда учений: онтология (учение о самом сущем), космология (учение о сущности мира), философская антропология (учение о человеке), теология (учение о существовании и сущности Бога). Предмет изучения метафизики: бытие, свобода, ничто, бессмертие, Бог, жизнь, сила, материя, истина, дух, душа, природа. В настоящее время метафизика, добившись всеобщего признания, очень активно развивается и заставляет пересмотреть ранее проведенные отечественной наукой исследования.

    Метафорическое мышление (гр. – перенос) – разновидность образного мышления, способного преобразовывать исходную знаковую или предметную информацию в художественные или жизненные образы. Делается это посредством сравнения и обнаружения скрытых и явных общих признаков знаковой и предметной информации с образами легенд и сказок, пословиц и поговорок, жизненных ситуаций. Метафорическое мышление выражается в речи посредством таких художественных средств, как аллегории, метафоры, сравнения, олицетворения, иносказания и др. Такое мышление свойственно малоразвитым народам и детям, особенно дошкольным и младшим школьникам. Такое мышление способствует также более глубокому пониманию смыслов библейских преданий.

    Микрокосм (гр. – мир в малом, в миниатюре) – человек в единстве его биологического, психологического и духовного начал, выраженных как его индивидуальный мир. По утверждению ученых-космистов, он вмещает в себя, по многим параметрам, всю Вселенную, он подобен большому мирозданию и, к тому же, сам способен понимать и себя, и Макрокосм. Микрокосм – это мир малых величин, адекватных большим величинам Макрокосмоса. Человек – это Вселенная в малом виде, вобравший в себя закономерности всего мира. Идея микрокосма родилась в глубокой древности, когда господствовал космизм как идея связи всего подлунного мира с надлунным. Связь макрокосма и микрокосма есть основа астрологии.

    Милосердие (ст. слав. – любящее сердце) – нравственное качество личности и деятельности, выражающееся как действенная любовь в действии к людям, животным, растительному миру, как сострадание к их беде и бескорыстная помощь в нужде. Милосердие – одна из высоких Христианских добродетелей: питание алчущих, напоение жаждущих, одевание нагих, посещение находящихся в темнице, уврачевание больных, успокоение метущихся, погребение умерших. Иногда милосердие толкуется как движение двух сердец между которыми лежит пропасть, вина, грех, преступление, а потому это всегда преодоление пропасти, но не «прыжком» и силой, а трудной работой души. Милосердие противоположно мизантропии и филантропии, перерастающими при бездеятельной любви в пустой сентиментализм. Милосе́рдие – 1) Божественное сущностное свойство, рассматриваемое в богословии как одна из сторон Божьей благости; неразрывно с Божественным правосудием и премудростью; в отношении разумно-свободных существ обнаруживается в желании и готовности Бога оказывать им надлежащую милость, проявлять долготерпение, снисхождение, очищать от грехов; 2) одна из естественных (природных) черт образа Божия в человеке; 3) христианская добродетель, уподобляющая верующего Творцу, заключающаяся в сострадательном отношении к ближнему.

    Милостыня (ст. слав. – милость) – Христианская добродетель, существующая как подаяние нуждающимся пищи, одежды, крова. Это дело Христианской любви – раздавать бедным, нищим часть своего достатка. Считается, что милостыня избавляет подающего от греха. Много раздавали по праздникам. Потребность в милостыне растет особенно в период упадка народного благосостояния. Существует легенда, как накануне Вознесения Христа нищие расплакались и спросили Господа, на кого он их оставил. На что Господь ответил, что дает им свое святое имя. С тех пор нищие на Руси живут «Христовым именем», т.е. просят милостыню «Христа ради». Так что милостыня не только ради страждущего нищего, но и ради себя самого подается.

    МИНЕЯ – книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются минея месячная, минея праздничная и минея общая. Минея месячная содержит службы святых и праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев. Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников двунадесятых и некоторых других. Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святости {мученику, святителю и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память к.л. святого, отдельная служба которому отсутствует в месячной минее.

    Минея (гр.) – так называют иконы или книги, изображающие святых или Христианские праздники в календарном порядке их памяти и празднования. Это и есть годовой церковный круг. Икону, посвященную отдельному месяцу, называют минеей на этот месяц. Есть икона со всеми месячными минеями, ее называют годовой или минеей всех святых. Книги-минеи называют «четьи минеи», т.е. минеи для чтения («четьи»). Они тоже подразделяются на общие и месячные. В них даются жития святых и рассказывается о праздничных службах. Четьи минеи назывались еще месяцесловом.

    Мир (ст. слав. – народ, покой) – это все сущее, вся объективная и субъективная действительность, в которой мы живем и действуем. Это некая «планетарная целостность человеческой жизни». Мир – это и народ, люди, миряне, ведущие светский образ жизни (жизнь в миру). Миром называют определенную, конкретную среду жизнедеятельности человека – «мир учителя», «мир детства», «мир школы» и т.д. Мир – это также обозначение спокойствия, покоя, бесконфликтного состояния государств, людей («мир во всем мире», «мир в душе»). На сложных пересечениях этих смыслов рождены многие понятия: «мировая скорбь» как всеобщее чувство печали; «мировая душа» в смысле единых, надчастных душевных сил; «мировой дух» как принцип всего действительного. В народной культуре русского народа есть много присловий с различными смыслами слова «мир»: «мир праху твоему», «мир тесен», «перевернуть мир», «сильные мира сего», «с миром» и др. В психологии разрабатывается «мир личности».

    МИРНИЦА – сосуд для хранения святого мира.

    МИРО – благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей – глава поместной церкви (в Русской православной церкви – Патриарх).

    Миролюбие – положительное нравственное качество личности, проявляющееся как способность человека вести мирное решение конфликтов, как склонность к политике примирения, взаимных уступок и согласия. Миролюбие строится на уважении партнера, на доброжелательном к нему отношении, на доверии. Воспитание миролюбия, как высокой Христианской добродетели, стало актуальным для России второй половины ХХ века, это является одной из важнейших задач вновь возникшего направления содержания воспитательной работы в школе – воспитания в духе мира. Миролюбие – это планетарное качество, благодаря которому творится мир на Земле, между народами, у себя в семье, в школьном коллективе, в производственных объединениях. Миролюбие есть основа миротворчества. Изучением воспитания в духе мира занимается сравнительно новая наука – иренология.

    Миропомазание – одно из семи Христианских таинств, суть которого состоит в наделении человека божественной благодатью. Миропомазание совершается вслед за Крещением, когда Господь, усыновляя ребенка, дарует ему свою благодать, а также при соборовании. В Ветхом Завете миропомазание совершается только над царями и пророками, в Новом Завете – над каждым Христианином. Как таинство, миропомазание верующих освященным миром во имя Святого Духа подает им дары святого Духа, возвращающие и укрепляющие их в духовной жизни. Миропомазание – это помазание миром чела, очей, уст, ноздрей, ушей, персей, рук и ног с произнесением слов «печать дара Духа Святого».

    МИРОПОМАЗАНИЕ – таинство православной церкви. При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом православной церкви. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь». В практике православной церкви принято совершать миропомазание непосредственно после крещения. Совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.

    Миряне – верующие православной церкви, не облаченные духовным саном; это основная масса верующих, которые называются паствой, прихожанами. Миряне живут «в миру», т.е. светской жизнью, но будучи верующими людьми, живут и церковной жизнью, стремятся вести православный образ жизни. Миряне участвуют во всех церковных богослужениях и приобщаются к таинствам.

    МИРЯНЕ – часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове и, в крайнем случае, совершать крещение.

    Миссионерство (лат. – поручение) – церковная деятельность по пропаганде и распространению религиозного учения той или иной церкви (секты, братства, монастыря), проповедь вероучения среди мирян других церквей и неверующих. Миссионеры, на добровольной или функциональной основе, совершают миссионерство как действие, назначенное Богом. При епархиях существуют миссионерские отделы, работники которых ведут целенаправленную миссионерскую деятельность в разных слоях населения, с разными организациями. Понятие миссионерства есть в политике и дипломатии особенно при решении сложных вопросов противоборствующими сторонами. Так, в 60-е годы широко применялись «миссии мира». Задача их – пропаганда мира, предложение способов его установления.

    Миссия (лат. – посылать) - 1) послание представителей одного государства (народа, сообщества, церкви) в другие государства с целью мирного решения жизненно важных государственных и иных вопросов, в которых заинтересована посылающая сторона. Задачи миссий могут быть самые различные: политические, государственные, религиозные, общественные, культурные, военные и др. Отсюда и миссии бывают разные. Наиболее распространены в ХХ веке стали гуманитарные миссии, оказывающие нуждающимся народам (населению) помощь продовольствием, медицинским обслуживанием, одеждой и т.д. Такого рода миссии осуществляются, как правило, не как государственная акция, а исключительно как общественная помощь организаций, объединений, движений и всякого рода спонсоров, меценатов, из сборов пожертвований частных лиц. — 2) предназначение, цель жизни человека. Она скрыта от нас и наша задача - разгадать божий замысел, понять свою миссию и реализовать её.

    МИССИЯ ЧЕЛОВЕКА – это задача (или комплекс задач) для выполнения которой человек посылается в Материальный мир (рождается). Цель, с которой душа приходит на Землю.

    Мистика (гр. – таинство) – это связь человека с тайнами мира сего – сверхъестественными силами через посредство особых действий – молитвы и молитвенного погружения, апокафического метода, предвидения, гадания, ясновидения и др. Такая мистика может быть божественной, естественной и демонической. Божественная мистика входит в состав Христианского учения, где развивается в мистическом богословии. Божественная мистика – это религиозно-познавательная деятельность, выходящая за пределы опытно-чувственного познания мира человеком. Она выражается как тяготение к непосредственному единению с Богом и связи с Ним, как ощущение действия не себе неземных сил. Эта деятельность способна творить чудеса, таинства, необъяснимые большинству людей. На почве мистики сформировался мистицизм.

    Мистицизм (гр. – учение о мистике) – религиозно-философское учение о религиозно-познавательной деятельности посредством особых действий, какими осуществляется мистика. Мистицизм признает связь между земными существами и потусторонним миром. Мистицизм – это и качество личности, выражающееся как убеждение в реальности и возможности личной связи со сверхъестественным миром, как склонность к таинственному символическому толкованию явлений. Это качество, как правило, проявляется у людей аскетического склада.

    МИТРА (греч. повязка, носимая на голове) – принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы близкой к сферической. На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы – Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и к.л. святого или праздника; и одна икона наверху – Троицы или серафима; архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом.

    Митрополит (гр. – человек из главного города) – священнослужитель высшей степени в Христианской церковной иерархии. Он возглавляет церковные дела городских, областных епархий. Звание митрополита присваивается лишь тем, кто уже имеет чин епископа за выслугу лет и заслуги на поприще веры. Митрополит имеет массу прав: он созывает областные сборы, надзирает за деятельностью церкви и священников, утверждает епископов, распоряжается средствами приходов.

    МИТРОПОЛИТ (греч. столичный) – первоначально архиерей, глава митрополии крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Т.к. церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ». Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.

    Миф (гр. – предание) – исторически начальная форма культуры, существующая как непроизвольное коллективное утверждение, основанное на бессознательном психическом переживании. Миф – это художественно обработанное сказание о том, что когда-то было до жизни рассказчика – о Богах, о природе с фантастическими образами, о сущности человека и его отношениях с окружающим миром. Мифы создавались как непроизвольные образы памяти в сознании древнего человека, еще не отделившего себя от Космоса, Природы, со слабо развитым сознанием. Исследователи мифов называют их «бессознательным образом в сознании». Мифы глубоко символичны, они несут в себе надпредметный смысл, далеко отстоящий от существующей реальной действительности. Образы и события мифа всегда обобщены, четки лишь выводы из них о совести, о добре и зле, о горе и радости. А это уже сфера души и духа. Миф историчен как по происхождению, так и по содержанию: он отражает определенный, пока сокрытый от нас этап человеческого развития. Из русской мифологии пришли к нам образы Бабы-Яги, Змея-Горыныча, Домового, Купала, Ярила.

    Мифологическое сознание – это мышление наглядными образами, «телесными» и пластичными по характеру, включенными в жизнь, но напрямую с ней не связанными. В мифологическом сознании нет отвлеченных абстрактных понятий, нет обобщений, в нем не все осознается и осмысливается. Мифологическое сознание создает образы фантазии и пытается ими жить, из них исходить. В этом сознании много мистики, нет четких границ между природой, животным и человеком – все воспринимается как один мир. Элементы мифологического сознания есть у детей дошкольного возраста – они разговаривают с игрушками, сами уподобляются им, оживляют природу, нередко фантазируют по поводу своего прошлого до появления на свет. В таком сознании деформируется информация; ибо оно существует на основе слабой осведомленности, проявляется стихийно, в нем неясны нравственные понятия и идеалы. С возрастом оно преодолевается рациональным типом мышления.

    Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа и наука, занимающаяся их изучением. Мифология складывалась в эпоху энеолита и бронзового века как исторически первая форма целостного осмысления и переживания человеком мира и своей собственной родовой жизни. Мифология – это мистифицированная и сильно опоэтизированная история народа. Мифы исследуются – в них восстанавливаются первоначальные смыслы, расшифровывается символика, раскодируются образы. Сегодня мифология сохраняется в сказках, обрядах, заговорах, ритуалах и др. формах.

    Мифы (myths) — это предания древних народов, живших в примитивных, дорациональных, донаучных об-вах, отражающие их попытки найти ответы на такие серьезные вопросы, волнующие человека, как сотворение мира, жизнь, смерть и возрождение, — естественно, с привлечением сверхъестественных сил, предков и героев. Для психологии М. оказываются полезными в качестве источника материалов, обогащающих наше понимание челов. поведения. Не существует какой-то одной теории, сколь бы важной она ни была, к-рая полностью объясняла бы весь спектр М. или даже один М. З. Фрейд говорил, что М., подобно сновидениям, являются королевской дорогой к бессознательному. К. Юнг утверждал, что М. репрезентируют врожденное коллективное бессознательное с универсальными символами и архетипами, а не личное бессознательное.

    Михайлов день – день Архистратига Михаила, почитаемого на Руси как грозная и верная защита от всякой нечисти. Полное название праздника – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Архистратиг Михаил есть вождь Небесных Сил, «князь великий». Празднуя его день, церковь празднует и всех бесплотных сил, отчего праздник и называется Собором. Установлен он был в IV веке. Для празднования избран ноябрь – девятый месяц от марта (с которого тогда начинался год) в соответствии числу девяти ангельских чинов. Архистратиг Михаил поставлен над всеми ангельскими чинами: он – вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами ада, сброшенными с Неба. Русский народ всегда поклонялся физической силе и духовному совершенству и потому воздвигал храмы и памятники в честь Архистратига Михаила и с зарождения Христианства один из праздников посвятил ему. Утверждается, что «представительства за города русские Пресвятой Богородицей всегда осуществлялись Ее явлением с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила». День его памяти – 8 ноября. В это время начинаются морозы, на реках появляются ледяные «мосты», так что праздник был связан еще с приходом зимы.

    Модусы духовности (лат. – мера) – это такие формы проявления духовности, которые выражают присутствие духа в человеке, доступны его пониманию и влиянию. Эти модусы вечны, вот они и есть общечеловеческие, но проявляются как неповторимые, сугубо личностные, индивидуальные. К таким модусам духовности относятся важнейшие Христианские добродетели: страх Божий, совесть, вина, вера, надежда, любовь и мудрость. Что бы ни делал человек, о чем бы ни думал и ни говорил, он живет «через» эти модусы, ими и в них. От зла и порока человека останавливает «страх Божий», различать добро и зло помогает совесть, оценить степень отступничества от нравственных законов – вина и т.д. Проживание этих состояний и есть духовно-душевная жизнь человека. На их основе формируются конкретные индивидуальные нравственные качества человека.

    МОЛЕБЕН – богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого. Совершается по просьбе верующих или в бедственных случаях (война, засуха и т.п.). Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле, и т.д. Может соединяться с водоосвящением. В чин молебна входят 50 пс., канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в требнике.

    Молебен (гр. – служение молитвы) – общественное богослужение с обращением к Господу Богу, Богородице или святым с благодарностью или просьбой. Совершается в церкви, носит преимущественно коллективный характер. Но можно заказывать и частный молебен по отдельному лицу и отдельному поводу, например, при освящении нового дела, здания, посевов, о дожде и др. В церкви молебен совершается после или перед литургией.

    Молитва (гр. – заклинание) – это слова, обращенные к Богу как к любимому другу и отцу, Богоматери и святым. Это могут быть слова просительные, благодарственные и славящие Его. Главное в молитве – смыслы слов и искренность чувств. Молитва выражает духовную жизнь человека. В этот момент он поднимается над обыденным, отрывается от суеты жизни и восходит к Беспредельному, Вечному, Всевышнему. Молитва – это тяжкий труд души и тела. В ней много поклонов: поясных и земных, когда становятся на колени и головой касаются земли. В молитве дух человека стремится как бы вернуться к Первоисточнику жизни. Человек возвращается туда, чтобы там почерпнуть силы, подпитаться духовной энергией. В молитве заключены красота, любовь, дерзание, отвага, самоотверженность, устремление. В молитве нет и не должно быть языческого страха, суеверия, сомнения. Молитва должна быть чистой. Молиться можно везде: Бог везде видит, слышит и любит. Дореволюционные историки утверждали, что каждый шаг русского человека сопровождался молитвой, что все Христианское мировоззрение через нее пронизывало всю тогдашнюю жизнь. Учить молитве детей можно уже с двух лет, понемногу увеличивая их количество и время моления. Когда-то дети молитвенные тексты учили по таблицам, с пением, чтением вслух. Учили не торопясь, переживая и чувствуя. Молитвы признаются самым сильным средством познания Христа. Не допускается молиться с небрежением, леностью и праздностью. Молитва – основа жизни Христианина, она – вдохновитель к познанию, пониманию, нравственному деянию.

    МОЛИТВА ГОСПОДНЯ – молитва «Отче наш, иже еси на небесах...» (Мф. 6; 9-13; Лк. II; 24), которую Иисус Христос дал Своим ученикам. Молитва Господня вошла в широкое богослужебное употребление.

    МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА – покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего...», составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (Сирийцем). Читается на богослужениях Великого поста.

    МОЛИТВА ИИСУСОВА – краткая молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя»

    МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО – утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими каждый день. Содержится в молитвослове и часослове.

    МОЛИТВОСЛОВ – книга, содержащая утреннее и вечернее молитвенное правило, правило ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении. Может также содержать молитвословия из богослужений, покаянный канон, акафисты и каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и др.

    Молокане – одна из сект в русском православии, суть учения которой сводится к признанию лишь духовно-душевной жизни в Боге и отрицанию любых телесных и материальных форм религиозной жизни. Молокане отрицают иконы, крест, церковь и церковную иерархию, жертвоприношения, таинства и обрядность, монашество и признают лишь духовную жизнь во Христе по Евангелию. Молокане относят себя к духовному Христианству, они вышли из духоборов. Название свое они получили по причине употребления молока во время постов, хотя сами свое вероучение называли «молоком духовным». Молокане обучаются слову Божию непосредственно по Библии, считая это настоящим крещением, без плотского осуществления таинства и погружением в воду. Секта молокан привлекала к себе зажиточных и крепких хозяйством селян и горожан. Возникла она во второй половине XVIII в. в Центральной России, испытывала сильные гонения, внутри себя имела несколько различающихся между собой направлений.

    Монастырь (гр. – уединение) – жилище для монашествующих людей, община монахов, живущих по определенному уставу, строго соблюдающих религиозные обеты. Монастыри бывают женские и мужские. Монастыри на Руси – это явление благотворительное, просветительное и религиозное. В X-XIII веках просвещение сосредотачивалось исключительно в них. Первыми писателями были духовные лица, преимущественно монахи, что и определило духовный характер русской литературы. Монастырские общины создают школы, больницы, Богадельни, мастерские, библиотеки. Монахи часто ведут свое хозяйство, обустраивают свое жилье. Каждый монах имеет келью, которую обустраивает по своему усмотрению. Все монашествующие делятся на две основные группы: послушники (бельцы и белицы), готовящиеся к принятию иночества, и монашествующие, теряющие светское звание. Монастыри в России всегда играли огромную духовную, а также и экономическую роль. По народным поверьям они разгоняли черную силу, вокруг них всегда быстро вырастали поселения.

    МОНАСТЫРЬ (греч. жилище монахов) – 1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри назыв. ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри назыв. лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему Христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.. 2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

    МОНАХ (греч. один) – человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы – принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа {схимонах) – принимает обет отречения от мира и всего мирского.

    Монашество (гр. – один, уединение) – одинокое житье отдельного человека или общности людей, отрекшихся от мирской жизни и ее соблазнов и обрекших себя на аскетизм, безбрачие и лишение всех материальных благ ради служения Богу. В Христианстве монашество является высшей формой воплощения религиозного идеала, в которой идея личного спасения сливается со спасением общественным. Сложилось оно в Европе в IV в., в России – в X в., сразу же по принятию Христианства. Монашество – особый путь отдельной личности, устремленной ввысь, путь борьбы за святость, личного несмирения с окружающим обывательством и пороками. Монашествующие люди именуют себя монахами. Они живут в монастырях, питаются просто – хлебом, водой, зеленью, одеваются в черные одежды, располагающие к смирению и убиению плоти. Они много молятся, проповедуют слово Божие, работают. Им положено знать и понимать жизнь простых людей в аспекте Заповедей Божиих. Монашество – это миссионерство, оно далеко не всем показано, да и не всем в обществе надо вступать на этот путь. Монашество является органичным дополнением светского мира и светского образа жизни.

    Монотеизм (гр. – один Бог) – форма религии, состоящая в признании существования одного Бога; это не просто «единобожие», это «однобожие». Монотеизм помог человеку отойти от язычества, он как бы «собрал» человека в себе, поспособствовал его обособлению из мира природы и уже этим приблизил его к личности. Правда, считается, что монотеизм породил для человечества проблему греха и осознание вины, что психологически значительно усложнило жизнь человека. Большинство современных религий монотеистичны (Христианство, мусульманство, иудаизм), в противоположность политеизму как многобожию (язычество, многие эзотерические религии, например, индуизм).

    Мораль (лат. – нравственность) – это способ духовного существования личности, духовный рычаг общества. Проявляется как форма общественного сознания, устанавливающая нормативно-оценочные правила поведения человека в обществе и его личной духовной жизни. Функции морали: регулирование поведения, сознания и чувств человека; обеспечение согласования отношений и деятельности людей; создание критерия нравственности в оценке общественной и своей собственной дисциплины. Мораль исторична и по природе культурологична: он всегда тесно переплетается с обычаями, традициями, ценностными ориентациями общества. В сфере морального сознания развивается отношение человека к миру и самому себе, которое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, их характеров, убеждений. Исторический смысл морали – она утверждает человека в человеке. Содержание морали – моральные принципы, идеалы, жизненные смыслы, модусы духовности, нравственные качества личности. Мораль – явление относительно устойчивое. Православие считает, что источником морали в человеческом обществе является Бог и его Заповеди. Именно там лежит ответ на вопрос, какой она должна быть. В русском бытовом словаре еще в XIX в. было слово «мараль» от слова «марать», в смысле позорить, пачкать, оскорблять. Мораль есть основание для формирования нравственности. Она входит составной частью в менталитет народа и определяет его.

    Моральные нормы – правила нравственного поведения человека, гармонизирующие его отношения с другими людьми и обществом в целом. Моральные нормы православного человека – это семь добродетелей Христианской морали: благоразумие, воздержание, справедливость, стойкость, трудолюбие, смирение, вежливость. Первые четыре из них являются главными. С моральными нормами поведения в любом обществе должны согласоваться юридические, экономические, политические и др.

    Мормоны – название Христианской секты «Церковь святых последних дней», выделившейся в протестантизме. Символ веры мормонов выражен в 13 статьях, где подтверждается вера в основные Христианские догматы (о Троице, искуплении, наказании-воздаянии, спасении и др.). Но мормоновская церковь строится на раннехристианской основе: в ней есть апостолы, пророки, пастыри, учителя и евангелисты. Во главе церкви стоит совет из 12 апостолов и избираемый президент. Задача мормонов – восстановление истинной веры. Возникла секта в Америке, в середине XIX века. Особенностью учения мормонов является их взгляд на духовное как на утонченную материю, они имели особый взгляд на природу божественного скорее как на космическое и материальное одновременно. Бог у них живет, как и человек, земной жизнью. Мормоны требуют безоговорочного подчинения начальству, полного послушания внутри секты, допускают многоженство и многомужество. Общественный строй мормонов – деспотическая теократия.

    МОЩИ – останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными. Частицы мощей вшиваются в антиминс.

    Мощи (ст. слав. – прах, мертвое тело) – всякое тело усопшего; останки святых, в каком бы виде они ни были. Но главное почитание Христиан относится к нетленным после смерти телам святых. Почитание мощей основывается на чудесах, совершавшихся при их посредстве. В настоящее время каждый православный храм имеет частицу мощей какого-либо святого. Эта частица зашивается в антиминс – такой пласт из шелковой или льняной ткани. На них изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. Антиминс находится на престоле и над ним совершается богослужение. В православной церкви кроме общих святых и их мощей почитаются свои местные святые и их мощи.

    Мракобесие – враждебное отношение к человеку иной культуры и веры, фанатичное и беспощадное утверждение своей веры. Мракобесие как качество личности есть духовный мрак, неприятие инакомыслия, отсутствие элементарной грамотности, непросвещенность. Мракобесие нередко основывается на акцентуации характера, ригидности мышления. Это проявление страсти, зла и ксенофобии.

    Мудрость (слав. – живой) – глубина ума, основанного на понимании главных, важных, исходных и конечных смыслов и ценностей жизни, умении различать добро и зло, истинное от ложного. Достичь ее простым познанием и многознанием нельзя, не все может дать и богатый личный опыт. Мудрость, помимо этого, подпитывается неведомым «высоким источником», открывающимся далеко не каждому. Мудрость – это прозрение, это проникновение на малом в большое, благоразумие, это «совершенство ума». Посредством мудрости прозревает дух, чувства делаются прозрачными, человек отвращается от зла и созидает только любовь. Мудрость – это духовно-нравственный фактор, изначально прочное, надежное видение человеческой жизни. Мудрость называют Софией. Она всегда почиталась в народе как умение сказать людям «нет», отказаться от того, что приносит кажущуюся пользу, как способность разобраться в собственных убеждениях. Символы мудрости – родниковая вода, золото и серебро, голубой цвет, число семь и треугольник.

    Муки совести (ст. слав. – пытка) – тяжелые духовные переживания по поводу своего греха (содеянного зла); выражаются как угрызения совести, душевные страдания, самообличения, томление духа, вина, виновность перед кем-то или за что-то. Муки – это наказание грешников в аду, приносящие мучения. Православие относит муки совести к числу очищающих душу переживаний, ведущих к искреннему покаянию. Выдержать эти муки можно только духовным возвышением над ними и исповедью. Русские люди о муках совести говорят: «Крестная мука», «душевная мука», «мука вечная», «мука мученическая». Муки совести составляют национальную черту русского человека.

    Муниты (ст. «Церковь объединения» Муна).

    МУЧЕНИК – человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово, которое было переведено на славянский и затем на русский словом «мученик», следует переводить «свидетель». Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям, которые претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства – исповедания Христианства.

    МУЧЕНИЧЕН тропарь, прославляющий к.л. мученика.

    МЫСЛЬ – поток энергии, несущий информацию и способный материализоваться. Мысль – это особая энергия, рождаемая душой человека и способная повлять на конкретные события в Материальном мире. Это установление связей и отношений между предметами, явлениями, Фактами в виде актов сознания, чаще всего в словесной форме. Мыслить – значит соединять посредством умственного синтеза даже внешне несоединимые вещи. Мысль есть средство и процесс формирования психической действительности. От мысли зависит, каким будет завтра, послезавтра и даже отдаленное будущее человека. Жизнь строится в мыслях настоящего момента. Мысль лежит в основе создания теорий. Это источник наших переживаний.

    МЯСОЕД – период времени между постами, когда употребляется мясная пища.

    МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ – предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   33


    написать администратору сайта