Главная страница
Навигация по странице:

  • Паломничество

  • ПАРАПСИХОЛОГИЯ

  • Пасторское консультирование

  • Первоисточник

  • Первородный грех

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница21 из 33
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   33

    П


    Падший ангел – это ангел, восставший против воли Бога и за это Им изгнанный из рая. Для людей – это ангел смерти, горя, несчастий. Падшими ангелами являются бесы, демоны, дьяволы. В миру так называют грешников, людей оступившихся, изменивших, предавших, свершивших грех, ведущих неправедный, непутевый образ жизни.

    ПАЛИЦА – часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. архимандрита и с XVIII в. священника (священникам дается в качестве награждения) матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палица рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия. Происхождение палицы неизвестно, вероятно первоначально это был плат для отирания рук.

    Паломничество (лат. – пальма) – религиозный обычай, состоящий в посещении святых мест путем длительных и сложных путешествий, дающих человеку особый настрой, взволнованность, укрепление в вере и получение благодати Божией. Особенно высоко ценилось путешествие в Иерусалим ко гробу Господню, откуда паломники привозили пальмовые ветви, которые и дали название всему обычаю. В святых местах молитвы особенно ценны. В России паломничество появилось в XI веке. Тогда же появились профессиональные паломники – «калики перехожие», путешествующие не только к святым местам, но и по монастырям.

    Панагия (гр. – пресвятая) – в православной церкви это знак архиерейского достоинства в виде небольшой иконы Богоматери, носимой епископом на груди. Панагия – это тонкая ручная работа художника из природного материала (керамика, металл, живопись, дерево), как правило, обрамленная ажурной рамкой. Чаще всего делается овальной формы.

    ПАНАГИЯ (греч. всесвятая) 1. Просфора, из которой на литургии изъята частица в память Богородицы. 2. Или энколпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения.

    Панихида (гр. – всенощная) – богослужение, на котором совершается поминовение умершего (либо над телом его, либо в годовщину смерти). Это заупокойная (за покой) церковная служба, которая проводится по просьбе верующих (родственников, близких людей, друзей, благодарных людей) в определенные установленные церковью дни – родительские субботы. Такие панихиды называются вселенскими. Существуют также общие панихиды перед захоронением тела усопшего. Чин панихиды включает в себя благословение, чтение псалмов, великой ектеньи, тропарей, канона об усопших, молитву «Отче наш» и другие молитвы. Это сложный и твердо установленный процесс в благодарную память и прощение людей, завершивших свой земной путь.

    ПАНИХИДА (греч. всенощный) – богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих (см. требы) и в установленные дни всей церковью – на радоницу и родительские субботы. Чин панихиды состоит из благословения, начала обычного, пс. 90, великой ектений, тропарей и канона об усопших, молитвы «Отче наш», тропарей. ектений, иерейской молитвы и отпуста. При совершении панихиды по усопшему на канун ставится коливо.

    ПАПЕРТЬ – внешняя часть притвора – крыльцо храма.

    Паперть (др.слав. – па-перть, не-церковь; лат. – бедный) – площадка перед входом в церковь(перед дверью), на которую ведут, как правило, несколько ступенек. Паперть была местом, где нищие собирали подаяние. «На паперти стоять» – это бедствовать, жаловаться, иногда назойливо просить, рассчитывая на милость и подаяние. Предлог «па» в древнерусском языке означал что-то недостойное, ниже стоящее, «не» состоявшееся (сравнить: «па-дщерь», «па-сынок»). Когда-то, в первые века Христианства, на паперти стояли плачущие, пришедшие на покаяние.

    ПАРАКЛИС (греч. утешение) – молебный канон, посвященный Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби.

    ПАРАМАН (греч. добавление к мантии) – принадлежность облачения монаха малой схимы – небольшой четырехугольный плат с изображением креста. Носится на теле под одеждой на четырех шнурах, пришитых по углам. В чинопоследовании пострига параман называется образом и знамением Креста Господня.

    ПАРАПСИХОЛОГ - человек, обладающий способностью к экстрасенсорному восприятию и экстрасенсорному воздействию - экстрасенс, медиум, ясновидящий, биоэнергетик, космоэнергет, целитель, предсказатель, прорицатель, сталкер, духовный целитель.

    ПАРАПСИХОЛОГИЯ (parapsychology) (гр. – пара "около", «вне»; «возле»; психо — "душа"; логия — "знание") - наука, которая исследует энергетику человека и таинства души. К парапсихологии относятся исследования, связанные с другими областями психологии: трансперсональная психология, изучающая духовные или трансцендентальные (выходящие за пределы) аспекты человеческого разума; аномальная психология, исследующая неподдающиеся объяснению верования и субъективно-аномальные события в традиционных психологических условиях. Наука, исследующая специфику проявления и природу чувствительности, которую нельзя познать материалистическими способами и объяснить существующими учениями и теориями. Парапсихология изучает формы чувствительности, обеспечивающие прием информации, не объясняемый деятельностью известных органов чувств, а также воздействием человека на физические явления без использования мышечных усилий. Это наука о человеке будущего, о наших ближайших потомках. Потребность в ее развитии объясняется тем, что физический и социальный мир сдавливают человека со всех сторон, что и побуждает его уходить в невидимое, непознанное. Парапсихология изучает передачу мысли на расстояние (телепатия), передвижение предметов без применения физических средств (телекинез, телепартация), считывание информации с предметов (психометрия), записи высказываний невидимых существ (психография), бессловесное обучение и др. Парапсихология представляет собой научное изучение «пси» (родовой термин для различных типов «психич» феноменов, доступных эмпирическому изучению). Различают в основном 2 формы пси-феноменов: а) экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) и б) психокинез (ПК). ЭСВ — способность получать информ., недоступную органам чувств. Оно может быть по-разному локализовано во времени, относиться к прошлым (ретрокогниция) или к будущим (прекогниция) событиям. Традиционно ЭСВ далее подразделяют на телепатию и ясновидение. При телепатии информацией или мишенью является чья-то мысль, при ясновидении это — внешнее событие или объект. Психокинез представляет собой способность мысленно воздействовать на внешние системы за пределами сферы двигательной активности индивидуума.

    ПАРАЭКЛИЗИАРХ (греч. букв. околоцерковный распорядитель, церковнославянский – кандиловжигатель) – церковнослужитель, упоминающийся в уставе: готовит воду, вино, просфоры, по благословению настоятеля звонит в колокола, возжигает свечи, во время богослужения подает кадило, выходит со свечой на входе.

    ПАРИМИЯ (греч. притча) – чтение из Ветхого или Нового Завета (преимуществ, из Ветхого), около 1015 стихов. Читаются на богослужениях: Царских часов и часов в некоторые дни Великого поста; вечерни в дни некоторых праздников и во время Великого поста; утрени Великой Субботы; великого водоосвящения. Читаются паримии чтецом или дьяконом. Число паримии различается на разных богослужениях от 1 до 8. На утрени Великой Субботы читается 15 паримии. Паримии содержат пророчества о празднуемом событии.

    Паства (лат. – ведомые пастухом) – в Христианстве так называют мирян – рядовых верующих. Миряне сравниваются с овцами, которых пасет пастух, именуемый пастырем или, у православных русских, священником. Паствой нередко называют верующих одного прихода, т.е. прихожан.

    Пасторское консультирование (pastoral counseling) яв-ся совр. и психологически утонченной формой религиозного попечительства. Обычно предлагаемое священниками, раввинами, капелланами либо др. церковнослужителями, П. к. пытается соединить методы квалифицированного консультирования с пониманием и применением моральных норм и духовных ценностей религии. В противоположность термину религиозное консультирование, к-рое не ограничено деятельностью христианских пасторов или системами верования Запада, термин П. к. обычно ограничивают пределами помощи, предоставляемой теми церковнослужителями, чья вера основана на иудейско-христианских традициях. Библия полна примерами мужчин и женщин, посвятивших себя служению Богу, к-рые вдохновляли, руководили, поддерживали, ставили перед лицом происходящего, утешали, советовали и др. способами помогали людям, испытывавшим нужду. На всем протяжении христианской эры пасторы и др. религиозные деятели были заняты тем, что получило известность как четыре пасторские функции: а) исцеление (возвращение отдельных людей к цельности и руководство ими для того, чтобы они вышли за пределы их прежнего состояния; б) поддержка (помощь страдающим людям переносить боль и быть выше обстоятельств): в) руководство (содействие зашедшим в тупик людям в те моменты, когда они стоят перед трудными решениями); г) примирение (восстановление отношений между людьми и между человеком и Богом).

    ПАСТЫРЬ – пастух; священник, руководитель паствы.

    ПАСХА – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ – христианский весенний праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Важнейший из Христианских праздников. В день Пасхи воспоминается Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа на третий день после Его распятия (о Воскресении Христовом см. Мф. 28; 120, Мк. 16; 120; Лк. 24; 112, Ин. 20; 118). Праздник Пасхи принадлежит к подвижным праздникам – определение времени празднования см. пасхалия. Богослужение дня Пасхи состоит из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни. Все молитвословия (в т.ч. и пасхальный канон) поются. Чинопоследование пасхальной утрени отличается от обычной утрени и состоит из: благословения, стихов с пением пасхального тропаря «Христос воскресе», великой ектений, канона, екзапостилария, стихир на хвалитех, чтения Огласительного слова св. Иоанна Златоуста («Аще кто благочестив и боголюбив...»), пения тропаря св. Иоанна Златоуста и пасхального тропаря, отпуста. Пасхальные часы состоят из благословения, пения пасхального тропаря, воскресной песни «Воскресение Христово видевше...», ипакоя, кондака, отпуста. На литургии, в храмах, где богослужение совершается несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках в память о завете Христа проповедовать Слово Божие всем народам. Вечером в день Пасхи совершается пасхальная вечерня. Пасхальные новозаветные чтения – Деян. 1; 18; Ин. 1; 117. Пасхальное богослужение продолжается всю Светлую седмицу (т.е. от дня Пасхи до субботы Светлой седмицы).

    Пасха (евр. – пощадить, гр. – страдание) – 1. Название главного Христианского праздника – Воскресения Христова. Это высочайший праздник года, установленный в честь событий крестной смерти и воскресения Иисуса из мертвых, заключающий в себе сущность всего Христианства. Срок ее подвижен, этот день устанавливается церковью в первый воскресный день после весеннего полнолуния, по завершению семинедельного Великого поста. - 2. Название главного иудейского праздника, который своими корнями уходит в ветхозаветное языческое время, он введен еще Моисеем в честь исхода евреев из Египта. - 3. Само слово «пасха» произошло от имени скандинавской богини Остары, почитаемой как символ весеннего воскресения природы. Был этот праздник и у древних римлян, и у славян. Христиане придали ему новый смысл – смысл Возрождения, Воскресения, Очищения. Ритуал праздника богат и разнообразен: пасхальные торжества в церкви, крестных ход; крашение яиц, которым приписывается магико-символические свойства, Христосование по домам; печение куличей, рисовой «пасхи», пирогов. Символом праздника стал обмен Христиан взаимным поздравлением: «Христос Воскресе!» – «Воистину воскресе!». Пасха — это день прощения и равенства.

    Пасхалия – определение времени празднования Пасхи. Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея, Малая Азия) празднование Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования иудейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня иудейской Пасхи. Т.о. день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

    Патриарх – в некоторых православных церквах – титул главы поместной церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган – синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский.

    Патриарх (гр. – праотец) – высший духовный сан, главенствующий епископ, глава поместных православных церквей. Сан патриарха дается церковью пожизненно. Патриарх пользуется специфической одеждой. У него есть посох, саккос, стихарь и др. Патриарх обладает огромной властью. Патриархи есть в Римско-католической церкви, в Восточной православной церкви. В России патриарх и патриаршество были учреждены с 1589 года при царе Федоре Ивановиче. Патриархами также называют благочестивых родоначальников народа Божия: Адам, Сиф, Енос, Енох, Ной и др. Они жили до потопа и слыли живыми хранителями и истолкователями вверенного им обетования. Из патриархов, живших после потопа, особенно памятен всем Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. На Иосифе закончилась патриархальная эпоха библейской истории.

    Патриотизм (гр. – родина, отечество) – положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как любовь к Родине, своему народу, местам своего рождения и проживания. Формула патриотизма: «Мое дело есть дело моей Родины и моего народа». Патриотизм не связан с замалчиванием негативных свойств своего народа, он видит и чувствует все, но продолжает любить, способствовать росту, делать свой посильный вклад в культуру и производство. Патриотизм как отношение к своей родине не исключает уважения к другим народам, государствам, он не есть чувство национального превосходства и желания жить благополучно в ущерб другим. Такой патриотизм осуждается Христианством. Настоящий патриотизм, как чувство, как отношение, как качество личности и народа является законночеловеческим и вполне Христианским человеческим свойством. Между тем, марксизм-ленинизм трактовал патриотизм как «буржуазное качество», как источник национализма. Сторонники этого учения считали его чуждым пролетариату («У пролетариата нет отечества»). Этому чувству и личностному качеству они противопоставляли «пролетарский интернационализм». Сегодня стали очевидны потери, связанные с забвением воспитания такого высокого качества в людях. Впервые в русском языке слово появилось во времена Петра I.

    Патристика (лат. – отцы, учение) – богословская дисциплина, освещающая жизни и деятельность «отцов церкви», их учения. Иногда эту научную дисциплину называют «патрология». Наука эта зародилась в России, в XIX в. В ней первоначально давался анализ творений, показывалось, как истины веры оживотворяют и преображают человеческий дух, мысли, поступки, раскрывались примеры Христианского мужества и мудрости. Сегодня патристика занимается более широкими проблемами истории Христианской церкви, литературы, особенно раннехристианской.

    Патронаж (патронат) (фр. – покровительство) – опекунство, попечительство, благотворительство о лицах, лишенных возможности самостоятельно обеспечивать себя. Патронаж возможен над маленькими детьми, когда их, по договору между органами народного образования и лицом, принимающим на себя ответственность, передают в другую семью. Патронаж – это и покровительство над инвалидами, больными, бедными стариками и даже над отбывшими тюремное наказание людьми. Выражается в духовной и материальной помощи, поддержке, защите интересов немощного, слабого, нуждающегося. Впервые в русском языке слово появилось при Петре I.

    Пацифизм (лат. – умиротворяющий) – система взглядов, утверждающих антивоенные идеи, не признающих всеобщей воинской повинности, проповедующих всеобщих мир, мир без войн. Пацифизм – это и либеральное движение, сложившееся во 2-ой половине XIX в. Сильным было в Западной Европе и получило популярность среди российской молодежи в последнее десятилетие XX в. как реакция на чеченские события.

    Первоисточник – так называют Откровения, изложенные в письменной форме воплотившегося в человека Бога – Иисуса Христа, написанные пророками, апостолами, святыми. Эти Писания и Книги, почитаемые Истинными и Священными, исходили как бы от Самого Божества. Значительно позже, в 20-х годах ХХ-го столетия первоисточниками стали называть атеистические по сути труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и, одно время, И.В. Сталина – идеологов революции, советской власти и авторов коммунистических идей. В настоящее время наметилась тенденция восстановления первоначального смысла за словом «первоисточник», а также распространение его на все авторские тексты (статьи, книги и т.д.).

    Первородный грех – грех, совершенный прародителями человеческого рода – Адамом и Евой. По библейскому учению их грехопадение внесло порчу в природу человека, отразилось на всех последующих поколениях. До падения человек находился в ближайшем общении с Богом, имел о нем правильное познание. После падения во грехе он потерял эту близость и смог приобретать лишь самое общее представление о Нем. По учению православной церкви первородный грех уничтожается крещением и далее человек отвечает уже за свои грехи. «Первородный грех» – это понятие утраты земли обетованной и появление в человеке неупорядоченных сил, толкающих его ко греху, это привязанность к преходящему, земному, тленному и отвращение от вечного, духовного.

    ПЕРЕБОР – медленный звон поочередно в колокола, по одному разу в каждый колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим, после удара в наибольший одновременно ударяют во все колокола. Совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма.

    ПЕРЕЗВОН – звон поочередно в колокола (по одному или несколько ударов), начиная с самого большого колокола и кончая наименьшим. Медленный, печальный перезвон по одному удару в каждый колокол совершается на вечерне Великого Пятка перед выносом плащаницы, на утрене Великой Субботы во время крестного хода с плащаницей, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную неделю перед выносом креста. Частый перезвон по несколько ударов в каждый колокол совершается перед малым водоосвящением, перед архиерейским рукоположением, в других торжественных случаях.

    ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ – реинкарнация. Система воплощений души в новое тело.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   33


    написать администратору сайта