Главная страница
Навигация по странице:

  • Почитание свят ых

  • Правосл авная антропология

  • Правосл авная педагогика

  • Правосл авное воспитание

  • Праславянская письменность

  • Престольный праздник

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница23 из 33
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   33

    Пономарь (ц.-слав. – привратник) – в православной церкви служитель низшего ранга. В его обязанность входит: звонить в колокол, возжигать в церкви свечи и лампады, участвовать в пении на клиросе, прислуживать при богослужении. Пономаря еще называют алтарником, т.е. прислужником при алтаре. На такую должность идет молодежь, нередко подростки, выбравшие путь служения Богу через церковь.

    ПОПРАЗДНСТВО – дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха, двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Попразднство Пасхи длится тридцать восемь дней (до Вознесения): попразднство других праздников – от одного до восьми дней. Последний день попразднства назыв. отданием праздника.

    Порок – негативное (подлежащее нравственному осуждению) качество характера человека; изъян души человека, ориентированного на обладание внешними благами, самоутверждение, чувственные удовольствия. Он выявляется в устойчивой склонности ко всему постыдному и злому, оскверняющему человека, делая его нечистым перед Богом.

    Порок (ст. слав. – порицание) – человеческий грех, т.е. отрицательные духовно-нравственные, нравственно-этические и волевые качества личности, порождающие страсти и стремление, склонность их удовлетворить. Порочными являются: высокомерие, зависть, невоздержанность, корыстолюбие, леность, сладострастие, неверие, сомнение, сумасбродство, трусость, осуждение, клевета, обман и др. качества и действия. Эти свойства предосудительны, они относятся к числу недостатков человека, от которых ему следует избавляться во спасение своей души. Порок активен, он тоже «борется» за свое существование с добродетелью. Но человек и человечество постепенно, хотя и с трудом, изживает свои пороки.

    ПОРУЧИ – часть богослужебного облачения духовенства широкие ленты со шнурами, стягивающие рукава подрясника или подризника у запястья. При надевании поручей произносится молитва, напоминающая о силе Божией и содержащая просьбу просветить надевающего (см. Исх. 15, 67. Пс. 118, 74). Впервые упоминаются в богослужебной литературе ок. XII в.

    Порча – повреждение, искажение чего-то хорошего, лучшего у человека или животного. Порча наводится с помощью прямого недоброго взгляда – сглаза, через продукты питания, вещи, воду, ветер, дерево и др. средств. Технологически это делается колдовством, знахарством с использованием магических ритуалов: наговора, взгляда, щипка, забрасывания (на дерево, в воду) и подбрасывания (в дом, хлев) вещей и др. приемов. Порча наводится по злым умыслам. Она вызывает болезни, смерти, психические расстройства, уродства, расстройство дел и добрых отношений, распад договоров и другое зло. Снимается порча разгадыванием тайны ритуала и молитвами, верой в Бога, обращением к священнику.

    ПОСВЯЩЕНИЕ – 1. Богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители – в чтеца и в иподьякона; иначе называемое хиротессией (греч. руковозложение). В чтецы поставляют из мирян, в иподьяконы поставление совершается из чтецов. Посвящение совершается архиереем перед литургией. При посвящении в чтецы архиерей, возложив руку на голову посвящаемого, читает соответствующие молитвы, затем поются тропари, архиерей совершает крестовидный постриг и посвящаемого облачают в короткую фелонь, архиерей опять читает молитву с возложением руки, новопосвященному дается читать Апостол, затем его переоблачают в стихарь. При посвящении в иподьякона посвящаемого облачают крестообразно орарем, архиерей читает молитву посвящения с возложением руки на голову посвящаемого. 2. Возведение в чины: а) архидьякона и протодьякона; б) протоиерея и протопресвитера; в) игумена и архимандрита. Совершается архиереем на литургии во время входа с Евангелием.

    Послушание – акт подчинения своей воли воле другого человека. Послушанием также называется дело, Поручение его выполнить по назначению настоятеля монастыря. В широком смысле послушание – это покорность, повиновение, смирение человека перед другим человеком, событием, фактом. С самого раннего детства ребенок должен расти в послушании к родителям; это неотъемлемая, естественная часть его жизни как способа самосохранения. Это и выражение любви: послушание в детстве означает предпочтение воли другого по любви. Для воспитания послушания, как духовно-нравственного качества личности, нужна благодатная почва, авторитет родителей, закона и власти. Без этого трудно его воспитать.

    ПОСЛУШНИК – человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий испытание послушанием в монастыре.

    Посох – знак церковной власти архиерея и архимандрита или игумена как управляющих монастырем. Различают посохи богослужебные и внебогослужебные. Первые – богато украшенные, торжественные, красивые. Верх их увенчан крестом. Вторые посохи просты и скромны, они не имеют вверху креста. Особенностью посохов в Русской православной церкви является сулок – двойной платок у верхушки, предохраняющий руку от мороза.

    ПОСОХ – знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена. Различаются богослужебные – торжественные и богато украшенные посохи, и внебогослужебные – более простые. Навершие богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов: 1) древняя форма, восходящая к VI вё в виде перевернутого якоря; 2) форма, распространившаяся в ХVIХVII вв. – в виде двух змей, извивающихся кверху. Отличительной особенностью русских посохов является сулок – двойной платок у навершия, предохраняющий руку от мороза.

    ПОСТ – время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель – сплошных седмиц; а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост; Петровский – начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский – с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский – с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими – см. 69 правило св. Апостолов. Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян. Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание.

    Пост – один из видов христианских подвигов; включает в себя не только воздержание от употребления нерастительной пищи, но и усиленные молитвы, воздержание от удовольствий, размышления о своих грехах, дела милосердия и благотворительности.

    Пост (фр. – служба) – воздержание от скоромной пищи животного происхождения, от чувственных потребностей, мирской суеты. Посты имеют дохристианское происхождение и входят в религиозную культуру многих народов. Сегодня пост – это религиозный запрет для верующих воздерживаться от всяких излишеств. Христианство учредило посты как содействующие укреплению духовно-нравственных стремлений человека, укреплению силы духа над плотью. В русском православии посты были временем приготовления к великим праздникам. Пост, по учению Спасителя, очищает душу от греха, освобождает ее от власти дьявола и возвращает к общению с Христом. Пост нужен для самонаблюдения (рефлексии), самопознания, самоуглубления, для укрепления в себе добродетелей. В пост речь должна быть сдержанной, очищаться от зла, сквернословия, быть более идеальной, чистой; в мыслях должны быть только чистые помысли, в них нельзя допускать дурные мысли; чувства должны выдержать испытание одиночества, уединения. В русском православии есть четыре многодневных поста: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский. Церковь также установила по средам и пятница два еженедельных однодневных поста. Всего около 200 «постных» дней в году. Слово «пост» употребляется и в светском смысле как место постоянного дежурства. Так, в школах были «пост всеобуча», «пост чистого слова», «санитарный пост» и др. Постом также называли должности во властных структурах.

    ПОСТРИГ – 1. Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. Пострижение волос существовало в античном мире как символ рабства или служения и с этим значением вошло в Христианское богослужение: а) пострижение волос совершается над новокрещенным после крещения в знак служения Христу; б) пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения церкви. 2. Богослужение, совершаемое при принятии монашества (см. монах). Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму. Постриг не клириков (см. клир) совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом), клириков – архиереем. Чинопоследование пострига в рясофоры состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый ставится на паперт и. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед вратами царскими. Совершающий постриг спрашивает об искренности, добровольности и т.п. пришедшего и затем совершает постриг и наречение нового имени, после чего новопостриженного облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают четки. Пострижение в великую схиму совершается торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме парамана и клобука, заменяемых анолавом и кукулем. Чинопоследования пострига содержатся в большом требнике.

    ПОТИР (греч. чаша) – священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову (см. дары). Потир изображает собой чашу Тайной Вечери (см. Лк. 22, 17). Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.

    Потоп – событие всемирного наводнения, случившееся на Земле в наказание за грехи человеческие. В Библии описывается, как Бог, рассердившись на людей, наслал на них кару, от которой погибло все человечество, за исключением заранее предупрежденного Им праведника Ноя, его семьи и взятых им в ковчег животных. Отчего этот ковчег часто именуют как Ноев Ковчег. Существование потопа доказано и наукой.

    Потусторонний мир – это духовный, сверхчувственный, сверхъестественный мир, противоположный материальному, чувственному, естественному миру. В потустороннем мире живет Бог, духовные существа – ангелы и дьяволы, там находятся рай и ад. Согласно Христианской вере потусторонний мир создал жизнь на земле и влияет на нее. Потусторонний мир – это универсальный символ образа жизни человека после смерти. Выраженный наглядным образом реки с берегами, где река отделяет царство живых от царства мертвых. Иногда потусторонний мир воспринимается как чистилище – место очищения от мелких забот, прегрешений, именуемое «преисподней».

    Поучение – метод воспитания человека, способ передачи ему опыта предшествующих поколений, состоящий в наставлениях, назиданиях, советах нравоучительного характера. В глубокой древности, еще в Византии существовал обычай на старости лет оставлять наставления своим детям о том, как они должны жить. Это были своего рода руководства к жизни. Форма таких наставлений была перенесена и в русскую культуру. Здесь они приобрели религиозный характер. Известны Поучения Владимира Мономаха, выражающие глубоко нравственный подход к выполнению своих религиозных, общественных, семейных обязанностей.

    Похороны – исторически сложившаяся обрядовая система, требующая от живущих выполнения ряда последовательных действий от часа смерти до захоронения тела в земле. В русской народной культуре, основанной на православии, похороны включают в себя: предсмертные действия, действия во время смерти человека, обряжение покойника и положение его в гроб, вынос тела из дома, отпевание в церкви, погребение, поминки. Внутри каждого действия выполняются более частные: соборование перед смертью, закрывание глаз умершего, чтение молитвы и др. Этот процесс символизирует постепенный переход человека, его души из одного состояния в другое. Человек как бы переходит в новую жизнь, в новый мир. Еще до Христианства русские люди верили в загробную жизнь, поэтому они заботились об устроении нормальной жизни в том новом мире, об установлении связи между умершими и живыми. Исследователи народных традиций считают, что похоронный обряд как бы в перевернутом виде воспроизводит свадебный обряд – это как обручение с матерью-землей. Если похороны совершаются с кремацией, то некоторые детали обряда меняются.

    Похоть (др. рус. – по хотеть) – сильное желание увеличить роскошь личной жизни через удовлетворение чрезмерно разросшихся естественных потребностей. При этом человек не воздерживается, он неразборчив в выборе средств удовлетворения потребностей в пище, питье, сексе, богатстве и т.д. Мотивы поступков эгоистичны, основаны на зависти, гордыне, тщеславии и слабой воле. Похотью чаще всего называют плотское вожделение, плотские наклонности. Похоть относится к числу Христианских грехов, она безнравственна и бездуховна. Может возникать в результате воспитания, под влиянием СМИ, от испорченной человеческой природы.

    Почитание святых – проявление уважения, почтения и любви к святым земли русской, как явлению благодати Божией, как к живым, ранее живущим. ее великим людям, подвижникам, составляющим славу народа, их породившего. Святые – это посредники между людьми и Богом. Почитание святых – это также избирание их в качестве примера для следования, подражания, ориентира в своей жизнедеятельности. Конкретные формы почитания святых складываются исторически: это поклонение мощам, хранение мощей, построение в их честь часовен, церквей и храмов, молитвы. устроение праздников в их память, посвящение им книг и конференций, присвоение имен не только религиозным, но и светским учреждениям и т.д. Почитание святых связано с нравственным выбором общества и конкретного человек, святые олицетворяют нравственные ориентиры.

    Праведник – это тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, высокой нравственности. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-нибудь религии. Праведник – в православии это святой, который прославился своими подвигами и святостью в обычной мирской жизни, а не в монастыре. Праведник, как правило, человек спокойный, безмятежный, живущий по заповедям веры, он справедлив, честен, добр, смиренен. Праведные люди есть в любом коллективе, в селе, в городе. Сила их нравственного примера чрезвычайно велика. В народе есть об этом поговорки: «Не стоит село без праведника», «Спит сном праведника». Это всегда почитаемые люди, мудрецы, задающие планку нравственных требований, понятий, поступков.

    ПРАВЕДНЫЙ – святой, который будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.

    ПРАВИЛО КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ – молитвы, которые читаются верующими когда они готовятся к причащению. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири.

    Православие (правильно славить Бога) – одно из направлений (конфессий) Христианства, окончательно сформировавшееся в XI в. в результате разделения церквей. Сложилось в Восточной Европе с центром на территории Византийской империи. Термин «православие» появился во II-ом веке нашей эры и первоначально означал истинную веру Церкви в противоположность разномыслию еретиков. Православие в неприкосновенности сохраняет символ веры в Бога как Творца, его триединство, искупление, воскресение из мертвых, крещение, загробную жизнь. Истинная жизнь человека – в общении с Богом. Главный вопрос этой веры – вопрос о личном спасении человека, о его самоопределении, о добре и зле, о переходе добродетели из внешнего закона во внутренний закон поведения, что дает высшее благо человеку. Православие есть главный воспитатель русского народа – оно породило в нем боголюбие, соборность, добротолюбие, державность, патриотизм, взаимопомощь, стремление к правде и справедливости. Общее положение православия среди других Христианских вероисповеданий состоит в признании безусловного приоритета нравственного над интеллектуальным, что не только развивает народную нравственность, но и охраняет исходно цельную духовность народа. В первое воскресение Великого поста Церковь празднует Торжество Православия как праздник окончательной победы православного учения.

    Православная антропология – наука о сущности человека и смысле человеческого существования с позиций православного мировидения и миропонимания. Специфика подхода к человеку в этой науке состоит в рассмотрении его целостным – в единстве понимания как части физического мира и одновременно как божественного создания. Православная антропология проникает в тайны человеческого существа, не приемля одновременно и гностические идеи, т.е. полной познаваемости человека средствами самого человека, и отрицание возможности познания человеческого разума, ибо рассматривает дело Христово как в высшей степени разумное. Православная антропология доказывает истинность Христианства как факт человеческой природы: «Богосознание дано идеальной природой личности как образа и подобия Божьего»; она утверждает идеальность природы человеческой личности и одновременно реальность ее бытийного существования. Данная наука развивалась и развивается в теоцентристской мировоззренческой системе, отличной от космоцентристской и антропоцентристской (материалистической). На ее основе развиваются православная психология и православная педагогика.

    Православная педагогика – ветвь педагогического знания, в основе которого лежит православное мировидение и миропонимание. Православная педагогика изучает влияние православия на развитие человека, а также разрабатывает подходы, цели, принципы, методы, содержание воспитания и образования людей и особенно детей в вере, в любви к Богу. В основе данной науки лежит нравственное богословие, характеризующее нравственные законы земного бытия человека, определяемые в Библии. В этом смысле православная педагогика – это нравственная педагогика. На сегодняшний день эта наука разработана более всего с ориентацией на семью, считая ее образом Троицы на Земле. Целью воспитания и образования, согласно православной педагогике, является воспитание человека в вере, в любви к Богу и в полном согласии и соответствии с данными им нравственными законами. Православная педагогика, как наука, строится с учетом православной антропологии и психологии. И востребована она не только для воцерковленных семей, православных школ и духовных семинарий, но и всех светских школ, ибо педагогика органично связана с духом и душой, и сама являет собой начала православия. Православная педагогика есть составная часть Христианской педагогики.

    Православное воспитание – система воспитания детей в семье и образовательном учреждении, построенная на основе православной веры, данных православной антропологии, педагогики, психологии. В этой системе православие, как учение и вера, выполняет следующие функции: дает смыслы человеческой жизни и деятельности, гармонизирует бытие, содействует правильному развитию души и тела, управляет ходом жизнедеятельности, сдерживает страсти, дает программу духовно-нравственного воспитания, обеспечивает верующим детям, родителям, учителям единую программу постоянного самовоспитания, саморегуляции собственного поведения, помогает терпеливо простроить отношения с руководителями и властью.

    Православные эпи́теты — эпитеты, принятые в православной традиции. Часть из них интуитивно понятны, дру

    ПРАЗДНИКИ И ПРАЗДНОВАНИЯ дней памяти святых. Каждый день богослужебного года посвящен воспоминанию к.л. праздника или памяти святого (большинство дней имеют воспоминание не одного, а нескольких святых). По степени праздничности и торжественности богослужения праздники и празднования святых разделены уставом на шесть типов. В Типиконе каждый тип службы обозначен специальным знаком: знак @ красного цвета отличает великие праздники, знак ^ красного цвета от праздников с Всенощным бдением, знак «^ красного цвета средние праздники с полцелеем, знак (^ красного цвета отличает малые празднования с великим славословием (т.е. когда оно поется), тот же знак черного цвета или отсутствие знака – малые празднования – славословие читается.

    Праславянская письменность – это первописьменность славян, возникшая не позднее V тысячелетия до Рождества Христова и которой пользовались славянские народы до азбуки Кирилла и Мефодия. Местом рождения считается Триполье, расположенное на берегах Дуная и Днепра (Трипольская культура). Праславянская письменность дала начало греческой, критской, этрусской и многих других письменностей мира. Это было письмо типа «черт и ризов», значительно превышающее «рисуночное письмо» как письмо предметное, именуемое пиктографией. «Черт и ризы» были последней ступенью перехода к буквенному письму. В них каждый знак, как и буква, передавал определенный звук. Праславянская письменность была высочайшим проявлением человеческого духа. Слова и слоги рождались на идеях отношения человека к своим Богам, к природе, друг к другу. Такое письмо возвышало народ духовно и было условием его процветания. В середине I тысячелетия после Рождества Христова славяне разделились на южную, западную и восточную ветвь. Письменность, сохраняя свои основы, начала приобретать своеобразие. Позднее созданные кириллица и глаголица в основе сохранили духовно-нравственные смыслы букв, слогов и слов как единую языковую систему.

    Предание (ст. слав. – передавать) – жанр народного поэтического творчества, возникший как вольный поэтический пересказ рассказов очевидцев о некогда прошедших событиях, существующих животных, предметах, о реальных лицах. Как правило, предания повествуют о ценностных, значимых для народа событиях и именах, о реально воплощенных в жизни идеях. Предания связаны с историей народа, географией его расположения, его культурой, они соединяют в себе настоящее, прошлое и будущее жизни. По внешней форме предания близки легенде и сказке. Они служат изустной формой сохранения и передачи истории народа из поколения в поколение. Различают исторические предания (о событиях истории народа и его героях), топонимические (о происхождении названий городов, поселений, рек). Одним из самых значимых является Священное предание, являющееся учением самого Иисуса Христа и апостолов и вошедшее в Библию.

    ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ 103 пс., который поется или читается в начале вечерни. Посвящен прославлению красоты тварного мира и величия Создателя.

    ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ — это то, что человеку следует делать, его цель жизни, назначенная Богом. То, для чего человек рождается. Это совокупность талантов, предрасположенностей, стремлений и определённой формы разума. Это специфическая роль и область деятельности. Это область деятельности, в которой человек чувствует себя естественно. Однако это от человека в данном воплощении изначально и его надо найти.

    ПРЕДПРАЗДНСТВО – дни перед праздником, в которые на богослужении начинают употребляться молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Предпразднство разных праздников длится от одного до пяти дней.

    Предрассудки (фр.) – предубеждения, ставшие привычными ложные взгляды на что-то; неверное устоявшееся мнение, вошедшее в привычные отношения. Предрассудки часто называют суевериями. Рождаются они в бытовом опыте, от здравого смысла. В воспитательной и образовательной деятельности учителя и родителя имеется немало педагогических предрассудков, мешающих развитию и ребенка, и образовательно-воспитательной системы. Например, и учителя, и родители убеждены, что отметка стимулирует познавательную деятельность, что фронтальный опрос активизирует учащихся, что наказание воспитывает раба и др. Некоторые предрассудки «исповедуются» как научные парадигмы, и их очень трудно преодолевать в учительской среде.

    Предтеча (др. рус. – течь, идти) – предшественник, лицо или событие, подготовившие условия для деятельности других, для проявления чего-то нового. Предтечей называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход мессии – Иисуса Христа и призывал народ к покаянию. Иоанн Креститель крести Иисуса в Иордане. За все это он и называется Иоанном Предтечей. Слово «предтеча» часто употребляется в научной среде, когда один ученый своими трудами подготовил приход в науку новых имен и новых открытий.

    Прелюбодеяние (ц. слав. – нарушение любви) – 1) связь с замужней или женатым: совращение жены «ближнего» на противозаконную любовную связь, равно как и мужа чьей-то женой. - 2) грех супружеской измены, супружеская неверность, «чужих удовольствий любопытство». Это разновидность предательства – предательство любви и супружеской чести. В строгом евангельском смысле (Мф.5:32; Мк.10:11-12) прелюбодеянием является также брак с разведенным или разведенной, повторный брак и даже мысленное совершение греха, блудный помысл (Мф.5:28). – 3) близость между людьми, не испытывающими любовных чувств друг к другу. Проще говоря, это секс с человеком, который тебе не нравится (даже если это твой супруг). После сексуального акта такие партнеры ощущают внезапную душевную пустоту, раздражительность. Человек, с которым только что занимался сексом, тяготит, хочется, чтобы он поскорее ушел. Прелюбодеяние – духовный грех, за которым следует воздаяние. Прелюбодеяние совершается по двум причинам – расчет и похоть. - 4) идолопоклонство, как измена Единому и Истинному Богу.

    Преображение Господне – один из двунадесятых праздников Христианской церкви, празднуется 19 августа по новому стилю. Установлен в честь особого события в земной жизни Иисуса Христа. В Евангелии от Луки говорится о прошествии восьми дней после признания апостолом Петром в Христе Спасителя Иисуса Христа. В этот день вспоминается явление Иисуса Христа в божественной славе трем избранным ученикам – Петру, Иакову, Иоанну. Спаситель возвел их на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет. «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Этот праздник в народе известен еще под названием «второй» или «яблочный спас».

    ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ – Христианской праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 августа ст. ст. (19 августа нов. ст.) В этот день вспоминается явление Иисуса Христа в божествен ной славе (еще во время земной жизни) трем избранным ученикам. Иисус Христос взял «Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет» (Мф. 17; 12). «И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9;30-31). «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк 9; 7). В средние века традиция соотносила неназванную в Евангелиях гору с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин «фаворский свет»). Однако во времена жизни Иисуса Христа на г оре Фавор располагалась крепость. Поэтому в настоящее время принято рассматривать как возможное место Преображения один из отрогов горы Ермон в окрестностях Кесарии Филипповой. По древней традиции в этот день совершается освящение яблок.

    ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК – монах, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.

    ПРЕПОДОБНЫЙ – святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни

    Преподобный – так называют монаха или монашествующее лицо, достигшее святости, являющееся образцом монашеской жизни и монашеского делания. Преподобный – это тот, кто ведет духовно-нравственную жизнь, следуя Заповедям Христа.

    Пресвитерианство (гр. – старейшина) – одна из Христианских конфессий, основанная в XVI веке, в период Реформации в Европе на идеях борьбы с королевским абсолютизмом и возвращения к исходному Христианству. Пресвитерианская церковь – это вера во всеобщую греховность людей, предопределенность их жизни Богом, упрощение церковного культа, выборы пасторов и пресвитеров (церковнослужителей) из состава мирян, участие светских лиц в церковном управлении, отделение церковного управления от государственного. Церковный культ в пресвитерианстве сильно упрощен: храмы без убранства, моления краткие, из праздников празднуется лишь один – Воскресение. Пресвитерианство есть в Англии, Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Австралии.

    ПРЕСТОЛ – стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Приступать к престолу разрешается исключительно священнослужителям. Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды – нижнюю белую, назыв. срачицей, обвитую веревкой: и в верхнюю цветную, назыв. индитией. На престоле полагаются – антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий.

    Престольный праздник – годовой храмовый праздник, посвященный памяти святого, в честь которого сооружен храм или алтарь (престол) или особо почитаемого в данной местности. На Руси эти праздники были введены с момента строительства Христианских храмов. Им присваивались имена святых, которые и объявлялись покровителями верующих данного прихода. Поэтому этот праздник назвался еще храмовым. Он пользовался особой популярностью среди жителей данной местности и отмечался торжественно, иногда по нескольку дней подряд.

    ПРЕСТОЛЬНЫЙ, или ХРАМОВЫЙ, ПРАЗДНИК – день, в который отмечается праздник или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма.

    ПРИДЕЛ – дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).

    Призва́ние — 1) Божественная воля, выраженная в отношении какого-либо отдельного человека или сообщества людей, побуждающая и мотивирующая его к тому или иному направлению благой деятельности в особых целях Божественного Промысла; 2) ярко выраженная склонность человека к тому или иному виду творчества, деятельности, к той или иной специальности, профессии. Призвание — это часть предназначения человека.

    ПРИЗВАНИЕ (нем. – призыв Бога) – это дело, которое нравится больше всего, которое «зовёт». То, что человек любит делать. Цель жизни человеческой души, назначенная Богом на данное воплощение. Если человек её разгадал, то он понимает к чему именно имеет высокие профессиональные способности, обеспечивающие эффективный труд, приносящий удовольствие. Когда-то слово «призвание» обозначало «призыв Бога к людям». В Христианстве призвание трактуется как проявление Божией благодати, реализация которой является долгом всякого верующего. В этой концепции призвание обеспечивает профессиональное мастерство, трудолюбие, экономическую и иную эффективность, что и свидетельствует о богоизбранности человека для данного дела. Отсутствие профессионализма и леность считаются греховными уже потому, что человек был глух к «призывам Бога» и поддался сухому расчету и временной выгоде. Невезение в делах – первый признак отсутствия призвания у человека именно к ним. «И от всякого, кому дано много, много и потребуется», не получивший дара судим будет снисходительнее, чем получивший. Строг и взыскателен суд над тем, кто получил, но не умножил дарование во славу Господа. Вот почему талантливый человек должен быть одновременно и тружеником: «Другие достойны отдыха, но не я».

    Приметы – отличительное свойство, признак чего-либо, по которым можно узнать о чем-то другом. Приметы делаются убеждениями, складывающимися на основе опыта. практических наблюдений за жизнью, всеми ее сторонами. Так, есть приметы по погоде, по астрономическим явлениям, над поведением людей и животных. Приметы фиксируют повторяющиеся причинно-следственные связи явлений, состояний, событий. Так, по приметам осени (выпадению дождей, температуре, ветру) судят о том, какая будет зима, по зимним приметам (выпавшему снегу, ветру, температуре) судят об урожае и т.д. В приметах выражается мудрость народа. Некоторые приметы бывают ошибочными, и тогда их называют суевериями.

    Принуждение – метод волевого воздействия воспитателя на ребенка или руководителя на подчиненного. Проявляется через требование, приказ, угрозу, физическое или сильное моральное наказание, шантаж и другие способы. Принуждение – это неестественный способ общения людей, т.к. любое волевое воздействие наталкивается на волю другого человека. В одном случае человек «ломается», в другом – смиряется, в третьем – противодействует, сопротивляется и плохо выполняет поручение, которое называет «принудиловкой». Так что этот метод очень опасны, с ним надо обращаться осторожно.

    ПРИСНОДЕ́ВА (др.-греч. Ἀειπαρθένος, от ἀεί — «всегда, постоянно» + παρθένος — «дева»), потому что Мария являлась девственной до, во время и после рождения Христа. Евангелия сообщают о девственности Марии до рождения Христа, на основе же Священного Предания была принята доктрина о девственности. Эта доктрина, или «post partum», отрицавшаяся Тертуллианом и Иовинианом, была решительно защищена позднейшими ортодоксами, в результате чего был выработан термин «Присноде́ва», закреплённый на Пятом Вселенском соборе в Константинополе. Начиная с IV века общепринятыми становятся формулы, подобные августиновской: «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание Её девственности некоторыми гностиками, в частности, Керинфом около 100 года и языческими критиками типа Цельса. Однако при этом речь шла не только о самой непорочности зачатия, но и о сохранении девственности при и после рождения. В католической церкви метафизичность рождения Иисуса без разрушения девственности Марии была подтверждена энцикликой Папы Пия XII «Mystici corporis Christi».

    ПРИТВОР – западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения – обручения, лития, чин оглашения и др.

    Притча (ст. слав. – при течь) – короткий рассказ, передающий главную идею в иносказательной форме, посвященный, как правило, нравственному поучению, но не содержащий прямого вывода или наставления. Притча – рассказ в иносказательной форме; непонятное, труднообъяснимое явление, пословица. Это земная история, исполненная небесного смысла. Мораль из притчи-рассказа извлекает сам слушающий. Это как бы «поучение примером». «Притча» – слово старославянское, оно означает «случай» с указанием пути – «теча» в смысле «течь», идти. Это что-то необходимое в пути – «при пути». В русской культуре «путь» – это непреходящий символ жизненного пути человека. Так что «притча» – это моральное напутствие, которое заставляет думать, понимать себя, свои поступки, вглядываясь в события, изложенные в этом коротком рассказике. Притча всегда учит нравственности, ее понимание доступно, художественная форма делает ее легко запоминаемой и приятной на слух. В притчах в простых жизненных примерах выражена народная мудрость, обобщен результат наблюдений за человеческой природой, ее сильными и слабыми сторонами. Конечная цель притч – показать нормы нравственного поведения людей. Такими притчами часто пользовался Иисус Христос. Посредством чувств, земных примеров Он разъяснял небесную суть земной жизни. Этот речевой жанр сильно воздействует на человека. Учитель может использовать их при объяснении материала, при разрешении конфликтов, как аргумент в споре. Незаменимы притчи в семейном воспитании, они вполне могут заменить нотации.

    ПРИХОД – низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром

    Приход – объединение прихожан одной церкви во главе со служителями, священниками. В приходе проводится религиозное просвещение, религиозное освящение и исполнение церковного порядка. Прихожане воспринимают общий строй приходской жизни как свой, привыкают к нему. Приход является низшей церковно-административной единицей в Церкви, границы которой определяются по территориальному принципу. Во главе прихода стоит церковный совет.

    ПРИЧАСТЕН – песнопение в одну строфу, поется во время причащения священнослужителей. Иначе киноник (греч. общий). Различаются причастны дней недели и праздников.

    Причащение – главнейшее Христианское таинство, в котором верующие под видом хлеба и вина вкушают самого тела и крови Христовой для вечной жизни. Причащение еще называют таинством евхаристии. Таинство причащения совершается архиереем или священником во время литургии. В практике православной церкви к причастию принято приступать натощак и по благословению батюшки, после исповеди. Причащение способствует укреплению Христианина в нравственной жизни, очищает физически и духовно, делает его неприступным для темных сил.

    ПРИЧАЩЕНИЕ – таинство православной церкви. Иначе причащение называется таинством евхаристии. При причащении человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа (см. Ин. 6, 5358), становится т.о. причастным ко Христу. Таинство причащения совершается архиереем или священником во время литургии. В некоторых случаях причастие совершается запасными дарами. В православной церкви причастие совершается хлебом и вином. Для удобства раздробленный хлеб полагают в потир вместе с вином. В практике православной церкви к причастию принято приступать натощак и после исповеди.

    Прозелитизм (гр. – пришелец) – действия по обращению человека из одной веры в другую. Прозелитом называют и человека, принявшего новую веру и отказавшегося от своей исторически традиционной или от той, в которой он пребывал. Это смена вероисповедания. Это также деятельность миссионеров по обращению в свою веру людей других вер. В древнееврейском и древнегреческом обществе прозелитами называли всяких пришельцев, переходящих из одной земли в другую, из одной общины в другую.

    ПРОЗОРЛИВЕЦ – это и ясновидение, и телепатия. Религиозный термин «прозорливость» неправильно и узко используется синонимично слову «пророчество». Например, Пророком был не только Мухаммед, но и сам Иисус Христос. Мухаммед видимо телепатом не был, а Иисус был, кроме того Иисус был и гипнотизёром, и целителем (Белым Магом). Когда Господь Бог дарует человеку прозорливость, тогда Он наделяет его даром видеть насквозь любого человека, поскольку становится телепатом: слышит мысли. Он обладает талантами экстрасенса – становится ясновидящим, поскольку знает характер этого человека, видит его прошлое и будущее. Прозорливцы, согласно Писанию, жили еще во времена Ветхого Завета. Этой способностью их наделял Бог. Он открывал им свою волю. Например, Самуил был прозорливцем. 19. И отвечал Самуил Саулу, и сказал: я прозорливец, иди впереди меня на высоту; и вы будете обедать со мною сегодня, и отпущу тебя утром, и все, что у тебя на сердце, скажу тебе… (Первая книга Царств 9:19). Из известных примеров последних столетий можно назвать прозорливость Серафима Саровского, оптинских старцев и свт. Иоанна Максимовича.

    ПРОКИМЕН (греч. предлежащий) – краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1; 4648), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV – V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий – из пяти строф. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, ко торую хор поет до конца.

    Проклятье – крайнее, безусловное осуждение и полный отказ от кого-то, чего-то. Проклятье – это и лишение благословения и насылание бедствия. Впервые проклятье было произнесено Богом по случаю грехопадения первых людей. «Проклята земля за тебя», – сказал Бог в раю согрешившему Адаму. Закон Божий изрекает проклятье на всех его нарушителей. По русскому народному поверью проклятьем людьми друг друга можно уничтожить и свой, и чужой род, его можно передавать из поколения в поколение, принося неисчислимые бедствия и болезни. Ослаблять проклятья можно любовью к проклинающим, исповедью и молитвой. Проклятые люди – это отверженные, преданные кем-то.

    ПРОМЫСЛ – предначертание, попечение, мысль.

    ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ – Вера в то, что Сознание первично, а бытиё вторично. То есть вера в то, что сначала у Творца появилась Идея создать Мир и Жизнь в нём. То есть создать Природу и Человечество. И Он их создал. Создал и Законы, по которым всё это существует и развивается. И как Любящий Отец он опекает своё детище. Это называется провидение: судьба человека определена Богом, но у нас есть свобода воли, чтобы совершать выбор линии поведения. По этому же принципу живет и человек вопреки марксисткой теории о том, что бытие определяет сознание.

    Промысел Божий – это действие «премудрости и благодати Божией», благодаря чему сохраняется бытие земных существ, и они направляются к благим целям, к добру, а возникающее зло пресекается и обращается к добрым последствиям. Это бесконечная любовь Всевышнего, спасающего людей их искуплением и возведением их к высшему нравственному совершенству. В этом и есть Промысел Божий как божественное предопределение восхождения разумных тварей к вечной жизни, спасение всех людей. Бог хочет, чтобы мы спаслись, ибо он человеколюбив; мы можем спастись, ибо мы свободны.

    Проповедь – жанр религиозной пропаганды, публичная речь священнослужителя в храме, обращенная к прихожанам. Проповедь содержит разъяснение положений вероучения, комментарии к Священному писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действию. Через проповеди церковь влияет на все стороны жизни мирян – экономическую, политическую, личную и др. Проповедь состоит из 3-х частей: приступ и двустороннее уяснение предмета. По сути это нравоучение. Проповедник должен обладать ораторской речью, уважать мирян. Дар проповедничества – это почти пророческий дар. Проповедь всегда была главным орудием познания веры и привнесения ее в жизнь верующих.

    Пророчество – сверхъестественное откровение Бога, предсказания будущего, божественное озарение, услышанные и изложенные людьми, именуемыми пророками. Бог через пророков дает нам возможность заглянуть в будущее, через них Он дал человечеству нравственные законы. Пророчества, наряду с чудесами, являются признаком существования сверхъестественных сил. Назначение пророчеств – «нравственное возделывание человечества». Пророки – не только предсказители будущего, они – проповедники и даже реформаторы, разоблачающие политические, экономические грехи и злоупотребления, социальную несправедливость и религиозное лицемерие во всех слоях общества. Они призывали нацию в целом и каждого человека в отдельности к покаянию, к изменению образа жизни, к возвращению к Богу и предрекали катастрофы, если люди не понимали и не каялись в содеянном. Так, пророк Амос (8 в. до Р.Х.) обличал жестокость и военную экспансию правителей Дамаска, работорговлю и извлечение других выгод из войн, национальную ненависть. Пророки убеждали людей, что спасение мира начинается со спасения каждого человека в отдельности. Именно Господь через пророков и их пророчества обладает «нравственной санкцией» поучать людей, открывая им законы жизни на земле. Пророки, согласно церковным правилам, становятся святыми, Почитаемые Христианской церковью как провозвестники воли Божией. Пророчество – это дар, избранничество свыше, а не решение самого человека. Пророками были Енох, Ной, Авраам, Моисей. С приходом Христа пророчество исчезает, поскольку этот дар получает вся Церковь как община «Чад Божиих».

    ПРОСКОМИДИЯ (греч. приносить) – первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой («квасный») пшеничный, вино красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй – частица в память Богородицы, из третьей – девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии – Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой – в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии.

    ПРОСФОРА (греч. приношение) – богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых. Готовится из квасного (т.е. дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения (для ' этого тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос – победа) или образ к.л. святого. Просфоры делаются двухсоставными (т.е. из двух половинок,) – в ознаменование двух естеств Иисуса Христа – божественного и человеческого.

    Протестантизм (лат. – провозглашение, торжественное заявление) – одна из трех главных конфессий в Христианстве (православие, католицизм). Основное отличие его от православия состоит в том, что протестанты не признают соборного спасения, а лишь спасение личной верой; священство у них есть право всех верующих; они не признают таинства Исповеди и, что особенно существенно, отрицают наличие образа Божия в человеке. Церковь у протестантов играет менее заметную роль, чем у православных, ими признается существование «невидимой церкви», через совокупность личных вер. Они отвергают учение о церкви как о посреднике между Богом и людьми, отказываются от почитания святых, ангелов, поклонения иконам мощам. Из семи таинств они признают два – крещение и причащение. Протестанты абсолютизируют роль денег в жизни человека, утверждают, что Бог любит богатых, удачливых. Все учение протестантизма направлено на формирование идеологии внешнего потребления. Возникла эта конфессия в XVI веке в Европе, в знак протеста против злоупотреблений католической церкви. Данную конфессию представляют Англиканская церковь, баптистская, лютеранская, церковь пятидесятников, пресвитерианская.

    ПРОТОДЬЯКОН – старший дьякон в белом духовенстве. Звание протодьякона дается в качестве награждения.

    ПРОТОИЕРЕЙ – старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения.

    Прощенное воскресение – так называется последний день Масленицы. В этот день просят прощения не только у живых, но и у мертвых. Днем ходят на кладбище, просят прощения у умерших. Потом на богослужение тоже совершается чин прощения, и дома все просят не помнить обид и причиненного друг другу зла. Ибо обиды – это тоже зло. По окончании Масленицы ходят в баню, завершая духовное очищение физически. И очищенными вступают в Великий пост. Как сказано в Евангелии от Матфея: «…Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный…». Слово «прощение» произошло от «прост», соответствующего современному «простой», «прямой», «несогнутый». «Простить» и значило «выпрямить», а затем разрешить виноватому, согнувшемуся в извинительном поклоне, выпрямиться. Это делалось, если наказавший менял гнев на милость. Возглас «Прости меня!» значил: «Позволь мне поднять повинную голову, встать с колен…» По другому объяснению, «простить» – это освободить, сделать свободным.

    ПСАЛТИРЬ СЛЕДОВАННАЯ – книга богослужебная, содержащая псалтирь, разделенную на двадцать кафизм, с указанием тропарей и молитв, читаемых после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов

    Псалтырь (гр. – пою) – книга Ветхого Завета, в которой собраны псалмы – религиозные, хвалебные песнопения и гимны. Все они причислены к разряду учительных и входят в состав каждого чина богослужения. Большая часть псалмов содержит в себе хваление, благодарение Богу. Автором Псалтыри считают царя Давида, хотя есть доказательства, что книга «вырастала» постепенно и является коллективным поэтическим творением. В Псалтыри, греческом и славянском варианте, собрано 151 песнь-псалм.

    ПСИХОМЕТРИСТ (медиум, экстрасенс, ясновидящий) - человек, обладающий пси-способностью к экстрасенсорному восприятию информации через контакт с каким-либо предметом о его владельце, о событиях, связанных с этим предметом. Восприятие подобной информации происходит, как правило, в суженном состоянии сознания психометриста, чаще всего – в медитативном трансе или близком к этому трансу состоянии. Восприятие подобной информации может также происходить и в обычном, бодрствующем состоянии.

    Психофобия – «душе-боязнь», проявляется как болезненное неприятие, «бешенство», зло при одном упоминании о Духе, Душе. Чаще всего возникает у людей с мировоззрением вульгарного материализма и с позицией воинствующего атеизма. Однако, может появиться и у вполне нормальных людей, не имеющих четкой мировоззренческой ориентации.

    ПУСТЫНЬ – монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте.

    Пятидесятница – праздник православной церкви из числа двунадесятых, именуемый в русской народе праздником пресвятой Троицы. Он связан с событием сошествия Святого Духа на учеников Христовых, которое совершилось именно на 50-ый день по Его Воскресению, когда воскресший Иисус Христос явился апостолам. Празднуется на 50-й день от дня Пасхи. В праздник Пятидесятницы в церкви непосредственно за литургией совершается вечерня, во время которой священнослужителем читаются молитвы с коленопреклонением. В праздник, по обычаю, храмы и дома верующих украшаются ветками деревьев, травой, цветами. Это символизирует начало весны и обновление людей силой нисшедшего Духа Святого. В этот праздник совершается обряд поминовения усопших.

    ПЯТИДЕСЯТНИЦА – праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2; 24; см. также далее).

    ПЯТИДЕСЯТНИЦА – пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Св. Троицы. В первое воскресение после Пасхи (второе воскресение Пятидесятницы) воспоминается явление воск росшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин. 20; 24-29). Во вторник второй недели в Русской православной церкви совершается всецерковное поминовение умерших – радоница. Третье воскресение Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15; 43-16; 8). В четвертое воскресение вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5; 115). В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (см. Ин. 4; 542). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин. 9; 138). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне. В седьмое воскресение вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора. Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой. В пятидесятый день, в воскресение седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресение после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской православной церкви во второе воскресение совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Св. Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   33


    написать администратору сайта