Главная страница
Навигация по странице:

  • Радуница

  • Разделение церкв ей

  • Религ иозная нетерпимость

  • Религ иозное воспитание

  • Религ иозное образован ие

  • Религиозность

  • Родительское благословение

  • Рождественский сочельник

  • Рождество Пре свят ой Бог ородицы

  • Рождество Христ ово

  • Русская правосл авная школа

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница24 из 33
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33

    Р


    Раб Божий (ст. слав.) – человек по отношению к Богу, подвластный Ему. Это исходит из Христианского представления о полной зависимости человека от Бога. В бытовой речи «рабом божиим» называют человека, лишенного средств к существованию или состоящего в чьей-то полной власти. Есть и еще одно употребление понятия «раб божий» – при характеристике человека угодливого, беспрекословно выполняющего чью-то волю, слепо следующего за кем-то. Этот последний смысл имеет оттенок юмора и даже сарказма, ибо здесь человек подчиняется не Богу, а земному человеку, такому же, как он сам.

    РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ – святой, который много способствовал распространению Христианства в к.л. области или стране. Напр. – св. равноапостольный князь Владимир.

    Равноапостольный (лат. – посылать) – так в Христианстве называют святых, которые много способствовали распространению Христианской веры в какой-либо территории и обращению народов в нее. Равноапостольные – это приравненные по значимости к апостолам. К таким в русской истории отнесены княгиня Ольга, князь Владимир, святые Кирилл и Мефодий. Их имена упоминаются в литургии, они внесены в церковный календарь.

    РАДОНИЦА – в Русской православной церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи.

    Радоница (радуница) (ст. слав. – поминки по роду) – праздник в Русской православной церкви по всецерковному поминовению умерших предков. Радоница проходит во вторник второй недели после дня Пасхи. Это так называемые поминальные дни. Радоница возникла в далекие дохристианские времена и была связана с началом весенних поминок и одновременно свадеб, совершаемых перед осенней страдой. Называлась она Красной горкой, олицетворяющей торжество жизни над смертью и вечный кругооборот умирания и воскресения. Этот день проходит по особому ритуалу (посещение всей родней могил близких, приготовление ритуальной еды, подача милостыни).

    Радуница – день поминовения умерших на первой неделе после Пасхальной недели.

    Радостное восприятие жизни – жизненный принцип православного человека, состоящий в благодарении Бога за дарение жизни, за праздники воскресения и возвышения духа. Такое восприятие жизни, согласно православной педагогики, следует воспитывать у детей, что придаст пасхальный настрой всей их последующей жизни. Это основа оптимизма, социальной активности, доброжелательности и других положительных духовно-нравственных качеств личности. Не зря все крупные педагоги мира ратовали за создание «школы радости». Без радости не может быть успешного развития человека, рвется светлая нить связи с Божьим миром. Радостное восприятие жизни ребенком – не есть радость только от удач, но и от получаемых знаний, заботы близких, состояния внутреннего спокойствия. Радость – основа будущей мудрости. Кроме того, это сохраняет здоровье, давая эмоции удовольствия.

    Радуга (ст. слав. – веселка) – в русской культуре это «Божья дуга», «небесная дуга», соединяющая Землю и Небо с Богом. В славянской мифологии радуга была образом лука громовержца, из которого он пускает свои стрелы (молнии) на землю. В народном календаре радуга – это предвещание конца дождя и хорошей погоды, символ урожая, божественный знак благополучия. Видеть радугу считается к добру. В физическом же смысле – это явление атмосферы, возникающее в результате отражения света поверхностью водяных капель.

    Разделение церквей – периодически возникающий в истории Христианской Церкви процесс появления внутри нее различных конфессий, ветвей, партий и формирование их как автономных. Разделение церквей происходило на основе разности толкований Христианских догм или расхождения представлений об управлении самой церковью. Самое крупное разделение церквей произошло в XI веке, когда Христианство поделилось на православие и католицизм, т.е. на восточную и западную церковь. Возникло при этом два религиозных центра – в Константинополе и Риме. Так разделилась в идее своей единая и вселенская Христианская Церковь. Сегодня римско-католическая церковь ставит вопрос об экуменизации церквей в Христианстве.

    РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА – 1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. 2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов. В Русской православной церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы.

    Разум (ц. слав. – смысл, значение) – это духовная сила человека, способствующая более глубокому постижению сущности познаваемого предмета. Разум «может» постигать, судить, осмысливать, творчески перерабатывать, обобщать, делать выводы, всесторонне и глубоко познавать явления. «Разум» отличается от «рассудка» тем, что он не ограничивается логическим анализом и формальным знанием, а использует интуицию, здравый смысл, опыт, свой и чужой, полученную из разных источников информацию. Разумом постигается не просто информация, а ценности, связь вещей, целесообразность существования. Особо высоко культивировался разум в эпоху Просвещения («Нет ничего более гордого и столь любознательного, как человеческий разум»), когда стал цениться смысл вещей, а не фиксирующая их «буква».

    Рай (ст. слав. – небо, счастье) – образ сада для безмятежной и безгрешной жизни первых людей. В нем были райские птицы – символ близости к Богу и удаленности от действительности, символ Марии. Эти птицы будто питались только небесной росой и всю жизнь парили в воздухе и не касались земли. Этот рай был создан Богом на земле, по описанию, – на востоке от Палестины, в стране Эдемской. В этом раю до грехопадения жили Адам и Ева. Ныне этот «потерянный рай» стал целью богобоязненного человека, стремящегося его вернуть. В широком условном упоминании люди говорят о рае как о мифических островах счастья. Есть еще небесный рай – «царствие», уготованное Богом для обитания бессмертных душ праведников и святых после земной жизни. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник.

    Раскол – религиозное движение в России в середине XVII века, закончившееся выделением старообрядцев (старообрядцев стали называть раскольниками). Основание для раскола в Русской Православной церкви дала реформа патриарха Никона (сторонников новой реформированной церкви стали называть никонианцами). Суть реформы состояла в исправлении единообразия церковной службы, замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное и др. Частью священников и прихожан эти нововведения не были признаны и вызвали яростный протест. Эти противники реформ были преданы анафеме и подверглись жестоким регрессиям и изгнанию. Исследователи раскола пришли к выводу, что это было не только религиозное движение, а и форма протеста против централизации и усиления церковной власти. Раскольники отстаивали право на собственную совесть в делах веры и религиозных обрядов. Собор Русской Православной церкви в 1971 году снял проклятье собора 1667 года за следование старым обрядам, что означало признание раскольников.

    Распятие (лат. – укрепление на кресте) – 1) крест с изображением распятого Христа. – 2) казнь и смерть Иисуса Христа на кресте, древний вид казни, когда руки и ноги человека прибивают к кресту, распиная на нем тело. В Христианстве это символ веры – крестик с изображением распятого Христа. Это объект поклонения. Русские православные люди носят распятие как нательный крест, оно стоит в церквях и храмах.

    Реализм (лат. – вещественный) – система взглядов, а также метод познавательной и продуктивной деятельности, в основе которых лежит идея натуралистического видения и воспроизведения мира (предметов, действий, понятий). Это стремление во всем видеть простое, материальное, очевидное. Данная система мировоззрения исключает веру в Бога, она атеистична, во всем следует принципу детерминизма. Реализм является наивным способом мышления чрезмерно практичного человека. Примером служит марксизм-ленинизм как крайняя форма нигилизма. Реализм утверждает полезность, продуктивность чего бы то ни было, он способствует появлению наукообразия, легковерия, отрицания религии. В то же время реализм понимается как ясное понимание и учет реальных условий жизнедеятельности, что особенно необходимо в экономической и политической жизни.

    Религиоведние – отрасль социогуманитарного знания, изучающая закономерности становления, развития и функционирования религии, формы ее взаимодействия с другими сферами культуры человека. Это совокупность научных дисциплин, изучающих религию: история религии, философия религии, феноменология религии, социология религии, психология религии, религиозная педагогика и др. Религиоведение имеет интегративную основу, оно опирается на данные истории, археологии, этнографии, лингвистики и др. наук. Религиоведы изучают религию, включая её формы, прежде всего, как феномен культуры в контексте мировой истории развития мысли. Сложилось в его современном виде в XIX веке.

    Религиозная духовность – это осознанное чувство обоюдосторонней связи с Высшей Вечной Духовностью и добровольность в подчиненности ей. Религиозная духовность является высшей и предопределяющей составляющей самооценки, она исходит от религиозного чувства.

    Религиозная нетерпимость – это духовно-нравственное состояние человека, выражающееся в признании себя избранным народом и своей веры единой истинной верой и в непризнании других вер, непрощение людям своей веры слабого исполнения правил религиозной жизни. Это человеческое заблуждение, порождающее конфликты и даже жертвы, заставляющее людей быть жестокими даже со своими близкими, ведущее к разъединению народов и государств. Из-за этой религиозной нетерпимости произошло разделение церквей, раскол, формирование конфессий и сект. Проявляющаяся как фанатизм религиозная нетерпимость расценивается как невежество и суеверие. Это такая низкая нравственная сила, которая в неразвитом и грубом виде становится неуправляемой и склонной к злоупотреблению.

    Религиозное воспитание – это воспитательная система, основанная на догматах какой-либо одной конкретной религии. Через воспитательное воздействие религия проникает в душевную жизнь человека и направляет его волю к совершению действий, требуемых религией. Религия способствует сдерживанию страстей, дает смысл жизни и делам, гармонизирует бытие, нравственно направляет. С помощью религии можно воспитывать цельный характер, в котором ум, просвещенный боговедением, соединяется с сердцем и волей к деятельности. Религиозная область Богаче житейских примет и поверий, она умиротворяет человека, успокаивает душу, учит любить родителей и близких, прощать врагов, видеть мудрость и добро, жить в благости всемогущего Творца. Никакое воспитание нельзя лишать религиозности еще и потому, что религия есть основа культуры человека. Его нельзя противопоставлять светскому воспитанию, они непременно должны слиться в единую систему.

    Религиозное образование – это образовательная система, основанная на догматах какой-либо одной конкретной религии. Оно включает в себя: укрепление и развитие в душе ребенка заложенных в ней основ (Христианской) морали; объяснение религиозных чувств, знакомство с церковными обрядами и объединение их значений; развитие воли и сознания, направляемых к уяснению законов земной жизни (Христианина); пробуждение чувства сознания принадлежности к материнской Церкви и гармоничного слияния с ней. Религиозное образование включает в себя изучение богословских дисциплин и выполнение религиозных обрядов. Христианское религиозное образование дается в духовных семинариях и училищах, воскресных школах, в православных гимназиях и возможно в семье. Кроме богословских дисциплин Христианское образование включает изучение церковного пения, церковнославянского языка, истории религии.

    Религиозность – результат научения пониманию Духовных Сил.

    Религиозные нормы — это правила, которые устанавливаются разными религиозными течениями или вероисповеданиями и выступают общеобязательными для всех верующих той или иной религии. Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения. Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета.

    Религия (лат. – вера) – это особая форма общественного и индивидуального сознания, признающего господство внешних сил (Бога) над человеком, заслуживающих послушания, поклонения и почитания. Это универсальное явление человеческого общества. Как мировоззренческая система, религия пытается проникнуть в тайны человеческого бытия и поэтому рассматривает вопросы о смысле жизни и воспитания, проблемы бессмертия, о нравственных законах бытия, о ценностях человеческой жизни и др. Как учение – это высшая форма человеческого духа. С помощью религии устанавливается духовно-практическая связь между людьми на основе священного отношения к таким ценностям, которые признаются верующими наиболее важными для укрепления единства их сообщества и специфическое познание которых становится самым глубоким смыслом жизни исповедующего такую веру человека. В практике индивида религия – это сфера Духа и Души и того, что не ограничивается земным существованием, что поднимает человека до сверхчувствительного восприятия мира, в область бесконечного и абсолютного. Через религию человек понимает, что видимый мир есть лишь часть духовно более совершенного мира и что с этим мировм надо жить в гармонии. Религия способствует эволюционному развитию человека через культуру, в том числе и в сфере образования. Человечество знает три мировых религии: буддийская, Христианская, ислам.

    Реликвия (лат. – останки) – предметы, связанные с памятью о близких или дорогих людях, свято хранящиеся как память о них. В православной церкви – это останки святых и мучеников (мощи), их одежда и другие предметы, некогда принадлежащие им. Верующие высоко чтут все, что связано с жизнью Иисуса Христа (крест, плащаница), Богородицы (плащаница), святых. Места хранения этих реликвий являются паломническими.

    Риза (ст. слав. – пеленка) – так в православной церкви называется одежда священников. Для хранения этого священнического облачения в храмах и монастырях отводятся специальные помещения – ризницы. Здесь же хранится и церковная утварь. Ризницы могут находиться также в алтаре или в особом пристрое к храму. Когда-то ризами называли обыкновенную одежду Христиан. Ризой называют хитон Иисуса Христа, в котором Его вели на распятие. По жребию этот хитон достался одному из воинов, бывших при распятии, родом из Грузии. По преданию этот грузин привез эту ризу в Грузию, где она и сохранилась до передачи ее русскому царю Михаилу Федоровичу в 1625 году. С тех пор в русском православии установлен праздник Положения ризы Господней – 23 июля по новому стилю. Есть риза Пресвятой Богородицы. Ризами также называют металлические покрытия икон – серебряные, золотые, позолоченные, украшенные драгоценными камнями.

    РИЗНИЦА – отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.

    РИПИДА (греч. опахало) – опахало с изображением серафима, принадлежность архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время литургии летающих насекомых. Символически изображают ангельские силы.

    Ритуал (ритуалы) (от лат. ritus - священный обряд) - обряд, обычай. Простое или сложное движение или действие, выполняемое в строго определенном порядке против воли и вопреки разуму с целью предотвращения воображаемого несчастья или его преодоления. Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов.

    Ритуалы (лат. – порядок) – строго определенный порядок действий с использованием символических действий и предметов. В религии ритуалы включают в себя молитву, крестное знамение, жертвоприношение, причащение, крещение и др. Они включаются в различные требы и богослужения: совершаются коллективно, в семье и индивидуально. Они являются основой бытия, отличительной особенностью коллективной психики. Исполнение ритуалов приносит удовлетворение как следование традициям, их поддержание, так и в эмоциональном плане обострения чувств и отношений к тому, по отношению чего они совершаются. Ритуалы возникли очень давно. Ими пользуются знахари, колдуны как магическими действиями, связывающими человека с силами природы. Ритуалы входят в обряды детских и молодежных организаций, т.е. там, где дело имеют с символикой (вынос знамени, приема в организацию). Существуют ритуалы в народной культуре, например, преподнесение «хлеба-соли» гостям. Много ритуальных элементов в свадьбе, похоронах.

    Род (ст. слав. – родить) – способ систематики видов растений и животных по общим признаком и по единому происхождению. Человеческий род – это группа людей, умерших и живущих, имеющих единое происхождение от общего родоначальника. В роду люди объединяются незримой силой, скрепляющей отношения близких и дальних родственников и задающей ориентиры поведения. Родственные узы – это временная категория, связывающая прошлое и настоящее и спроецированная в будущее. В роду все люди родственники. Различают прямое биологическое родство, когда оно соединяет лиц, непосредственно происходящих друг от друга (сын и отец, внук и дед), а есть боковое, т.е. социальное родство, когда лица не происходят друг от друга, хотя и имеют отдаленного общего родоначальника (дядя и племянник). На этом различении строится понятие «линия родства», включающее и прямое и боковое родство в единую систему (родословная, «древо жизни»), и понятие «степень родства» как связь одного лица с другим посредством рождения (отец и сын как первая степень родства, дед и внук – вторая степень родства, дядя и племянник – третья степень родства). На принципах установления принадлежности к какому-либо роду строятся многие юридические законы гражданского и уголовного кодекса, развивается теория наследственности, изучается культура народа. У древних славян существовало божество по имени Род, воплощающее плодотворящую и рождающую силу природы.

    Родина (ст. слав. – семья) – это родная сторона, место рождения, воспринимаемое человеком «через лоно матери», в единстве со своими предками и прикрепляющее его ко всему человечеству. Через Родину человек связывается с матерью-землей и со всеми Божьими творениями, на ней проживающими. Так что понятие Родины для одних будет весь край (Волга, Урал), для других – одно маленькое село: все зависит от ощущения своей целостности с местами, где рожден. В православном понимании Родина есть тайна, как и само рождение человека. Ее нередко зовут Отечеством, по связи с отцами – и небесным, и земным. Бывает, что отождествляют с государством, но лишь в представительных случаях (Моя Родина – Россия). Присутствие в сознании человека Родины придает ему смыслы земного существования, наполняет чувством дома и защищенности.

    Родители (др. рус. – отец и мать) – это отец и мать по отношению к ребенку. С точки зрения православия они считаются представителями Бога на земле, ибо через них и ими идет духовно-нравственное воспитание человека. Отсутствие такого воспитания делает бессильным управление человеком, его полное и гармоничное развитие, резко снижает возможности школьного образования. Ссоры и разводы родителей вызывают различные детские болезни и задержки развития. Существует так называемая «родительская педагогика» как педагогика естественного права родителей на воспитание детей, как педагогика народная и в этом смысле «безымянная», складывающаяся внутри своей национальной культуры.

    РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ – дни особого всецерковного поминовения усопших. Родительскими установлены субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (см. Пятидесятница) (они также назыв. Вселенскими р.с.). В Русской православной церкви такое поминовение установлено также в субботу перед днем св. Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября) в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г.

    Родительские субботы – это дни поминовения умерших предков, которые определены церковью: суббота мясопустная, Троицкая суббота, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. Первые две субботы называются вселенскими, потому что в эти дни поминаются все вообще от века умершие православные Христиане. Все субботы называются еще и родительскими оттого, что каждый живущий поминает преимущественно своих умерших родителей, своих предков. Особо чтима в народе Дмитриевская суббота (между 1 – 8 октября по новому стилю), установленная в память о русских воинах, погибших в Куликовской битве 1380 года, положившей начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Установление этого праздника принадлежит Дмитрию Донскому – он подал идею о вселенской панихиде по погибшим на поле битвы. К тому же этот день был перед днем святого Дмитрия Салунского. Это очень торжественный день: люди семьями ходят на могилы своих близких, служат панихиду, готовят ритуальные блюда (блины, каша, пироги, кисель). Но по русской народной традиции этот день заканчивался весельем, что символизировало победу жизни.

    Родительское благословение – форма разрешения, напутствия, согласия родителей с решениями и действиями детей с пожеланием успеха, добра, мира, благополучия. В русской культуре это делается с именем Бога: благословляют молитвой, иконой, осенением крестом. Родительской благословение дается перед свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью самих отца и матери, перед ответственным или опасным делом, перед долгой разлукой. Без благословения нельзя ничего делать. Молитва и благословение родителей имеют огромную силу и помогают детям жить как психологически, так и духовно. Родительское благословение детям есть социально-педагогическая форма сохранения преемственности и единства поколений.

    Родительское проклятье – крайняя форма родительского осуждения каких-то действий детей, нарушающих стандарты поведения обычаи и традиции, а главное – заповеди Господни и непочтение родителей. Родительское проклятье – это отречение от детей, что делает их отверженными и в обществе. Проклятый родителями как бы отдавался во власть нечистой силы и потому ждал для себя тяжелых бед и несчастий. Родительское проклятье – самая тяжелая форма наказания, разрыв духовной связи поколений.

    Родник (др. рус. – родить) – водный источник, текущий из глубины земли. В народе считалось, что такого рода чудесные источники имеют небесное происхождение: из-под земли бьют «громовые» ключи. Родники, как живые, не замерзают и зимой. Их вода считается заветной, очистительной для души и тела, обладающей лечебными свойствами. К родникам обращались с просьбой о дожде, о здоровье.

    Рождественские чтения – особая форма проведения научно-практических конференций, основанная на организации диалога государственной системы жизнеустроения и православной системы воспитания граждан, осуществляемой Русской Православной Церковью. Задача чтений – возрождение духовно-нравственных основ российской цивилизации и русской культуры, повышение роли православия в жизнедеятельности граждан, в воспитании подрастающего поколения. На Рождественских чтениях выступают люди разного возраста, разных профессий, должностных статусов, науки и практики, как со стороны светского устроения общества, так и церковной. В диалоге участников чтений осуществляется поиск исторических, культурных, экономических, юридических и иных оснований взаимодействия государства и церкви в воспитании граждан православной ориентации и особенного нового подрастающего поколения. В рамках и под влиянием Рождественских чтений, идет активное возрождение православной педагогики. Первые Рождественские чтения были проведены в 1993 г. в г. Москве. С тех пор они стали ежегодными и традиционными. Название «рождественские» эти чтения получили в честь праздника Рождества Христова, в рамках которого они и проводятся в январе месяце.

    Рождественский пост (ц. слав. – родиться) так называется пост, предваряющий праздник Рождества Христова и называемый из-за сроков (40 дней) четыредесятницей. Это апостольский пост с особым воздержанием. Особо строгий он с 20 декабря и достигает высшей степени в последний день под названием «сочельник». В этот день нельзя ничего есть до вечерней звезды. В Рождественский пост человек проживает и воспитывает в себе следующие добродетели: в первую неделю поста – справедливость; во вторую – умеренность, рассудительность; в третью – мужество, присутствие духа; в четвертую – мудрость. Все эти состояния человеческого духа переживаются так, чтобы привести человека к осознанному «рождению» своего высшего Я в своей душе, к Я как духовно-нравственному состоянию. Рождественский пост был введен в церковный годовой круг с IV века.

    Рождественский сочельник (см. Сочельник)

    Рождество Иоанна Предтечи – Христианский праздник в память о рождении и деяниях честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В Евангелии от Луки рассказано о том, что родители Иоанна до старости не имели детей. Во время службы в храме отцу было видение Архангела Гавриила, предсказавшего ему рождение сына. За неверие в эту благую весть он был поражен немотой. Младенец родился и ему дали имя, предсказанное Архангелом Гавриилом. Царь Ирод, узнав об этом, повелел уничтожить всех младенцев. Но мать Иоанна Елисавета вместе с сыном убежала в пустыню. Праведная Елисавета с сыном находилась в пустыне до своей смерти. Сам святой Иоанн Предтеча вышел из пустыни лишь тогда, когда наступило время проповеди покаяния и приготовления людей к пришествию Спасителя. Иоанн возвестил приход мессии, призвал народ к покаянию и нравственному очищению. Он крестил Иисуса Христа в Иордане, отчего и назван был Крестителем. Иоанн Предтеча прожил высоконравственную жизнь и имел мученическую кончину. Праздник приходится на 7 июля по новому стилю, он относится к числу великих недвунадесятых праздников.

    РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – Христианской праздник – 24 июня ст. ст. (7 июля нов. ст.). Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память рождества Иоанна Предтечи от праведных родителей – иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы (см. Лк. 1; 5-25, 57-80).

    Рождество Пресвятой Богородицы – праздник православной церкви, один из двунадесятых, установленный в память рождения Пресвятой Девы Марии. Дева Мария родилась в галилейском городе Назарете, в семье святых праведников Иоакима и Анны. Родители ее были бездетны и в преклонных годах, но не теряли надежды на милость Божию, веры, что Господь может даровать им чадо и в старости. Они горячо молились Богу и со слезами просили Его даровать им дитя, которое они обещали посвятить служению Ему. И Господь исполнил их прошение: у них родилась дочь Мария, через которую было даровано спасение всему миру. «Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось и то и другое; поэтому все мы, земные племена непрестанно величаем Тебя» (Ирмос 9-й песни канона). Празднуется этот день 21 сентября по новому стилю и для верующих это нерабочий день, когда церковь в специальных богослужениях благодарит и славит Матерь Божию.

    РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – Христианской праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 8 сентября ст. ст. (21 сентября нов. ст.). Установлен в память Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию благочестивые родители девы Марии – Иоаким и Анна, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу.

    Рождество Христово – двунадесятый праздник; отмечается 7 января по новому стилю. В православии по своей популярности он считается второй Пасхой, хотя у католиков он почитается выше Пасхи. В этот праздник Иисусу Христу воздаются особо высокие почести, богочеловеку, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». Перед праздником все верующие проходят 40-дневный Рождественский пост. Накануне Рождества особо строгий пост – Сочельник. Рождество Христово – один из веселых праздников в России: колядование, визиты и гостевание, семейные застолья, подарки, ритуальная еда (гусь с яблоками), песни, вертеп, игры и т.д. И, конечно, праздничные церковные службы: всенощное бдение, духовные песнопения, праздник Рождества Христова совпал со святками, празднуемыми в языческой культуре славян в честь СолнцеБога Коляды. Отсюда в Рождество и перенесены колядки. О Рождестве Иисуса Христа сохранилось много сказаний, преданий, сложено много духовных стихов, песен и музыки, создано немало художественных произведений. По обычаю православных Христиан праздник начинается после восхождения на небе вечерней звезды.

    РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – Христианской праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 декабря ст. ст. (7 января нов.ст.). В этот день вспоминается Рождество Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася» (Символ веры). Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества – Рождественский сочельник (установлен строгий пост). О рождестве Иисуса Христа см. Мф. 1; 18 2; 1; Лк. 2; 120.

    Розговенье – первый день после поста, когда верующие могут есть любую пищу, в том числе и мясную, и молочную, т.е. впервые разговляются. Иногда «розговенье» пишется как «разговенье» с сохранением ударения на первом слоге.

    РУКОПОЛОЖЕНИЕ – богослужение, во время которого совершается таинство священства – постановление в священнослужители. Иначе хиротония (греч. рукоположение). Рукоположение совершается в дьяконы (из иподьяконов), в священники (из дьяконов) и в архиереи (из священников). Соответственно существуют три чина рукоположения. В дьяконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев (по крайней мере двумя архиереями см. 1 Правило Св. Апостолов). Рукоположение в дьяконы совершается на литургии после евхаристического канона. Посвящаемый вводится в алтарь через врата царские, троекратно при пении тропарей обводится вокруг престола и затем встает на одно колено перед престолом. Архиерей возлагает край омофора на голову посвящаемого, сверху полагает руку и читает тайносовершительную молитву. После молитвы архиерей снимает крестовидно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на левое плечо с возгласом «аксиос». Рукоположение в священники совершается на литургии после великого входа подобным образом – полагаемый становится на оба колена перед престолом, читается иная тайносовершительная молитва, рукоположенный облачается в священнические одежды. Рукоположение в архиереи совершается на литургии после пения трисвятого перед чтением Апостола. Рукополагаемый вводится в алтарь через царские врата, делает три поклона перед престолом и, встав на оба колена, полагает сложенные крестом руки на престол. Архиереи, совершающие рукоположение, держат над его головой открытое Евангелие, первенствующий из них читает тайносовершительную молитву. Затем возглашается ектения, после которой Евангелие полагается на престол, а новорукоположенного облачают с возгласом «аксиос» в архиерейское облачение.

    Рукоположение – одно из семи таинств православной веры, состоящее в посвящении мирянина в священнослужителя. Для этого совершается специальное богослужение, во время которого совершается это таинство, именуемое еще священством, хиротонией. Рукоположение проходят дьяконы, священники, архиереи. В дьяконы и священники рукополагает архиерей, а в архиереи – собор архиереев. Чин рукоположения проходит в алтаре и включает в себя троекратное движение вокруг престола, коленопреклонение перед ним, чтение тайносовершительной молитвы, смену облачения согласно новому сану. Есть некоторые отличия чина рукоположения каждого из священнослужителей. В Русской Православной Церкви рукоположенными могут быть только мужчины.

    Русалка (ст. слав. – русалии – праздник весны) – женский мифологический образ в верованиях восточных славян. Это красивое молодое женское существо с густыми длинными русыми, распущенными волосами зеленого цвета, с бледным цветом лица, стройным станом. Одеяния ее – белые. Руки у нее холодные. Взгляд грустный, не предвещающий радости. Это существо, по преданию, живет в водах рек, озер, болот и редко – в лесах. Считалось, что русалки – это девушки, умершие до вступления в брак, просватанные, но не дождавшиеся свадьбы, и потому относящиеся к миру мертвых. Эти демонические существа выходят из воды на праздник русалий в русальную неделю (до и после Троицы), бродят всюду, сидят на деревьях, могут напугать, утащить в воду, но могут и помочь. Считалось, будто они ищут любви земного юноши. В русском фольклоре это очень опоэтизированный тонкий образ. Древние язычники в образе русалки выразили свою веру в духов воды, плодородия и свои представления о «нечистых» покойниках – самоубийцах, в основном утопленницах. Это один из загадочных, нежных и грустных персонажей детских сказок, очень любимых детьми даже подросткового возраста. Сам термин «русалка» произошел от «русла» реки.

    Русская православная школа – система воспитания и обучения подрастающего поколения, основанная на целостном и неразрывном единстве национально ориентированного образования как образования русских детей и его православных основ. Русская православная школа – это природосообразное и культурообразное образовательное учреждение. Такая школа готовит не индивидуалистическую персонифицированную личность, не лидеров, а человека соборного, готового помогать другому. Русская православная школа строится на глубокой и бесконечной любви к ребенку, на воспитании следования Законам Божиим как главным нравственным законам восхождения к духовности, на поощрении сострадания к ближнему и реальной помощи ему. Дети здесь ежедневно упражняются в проявлении добра, заботы, милосердия. Деятельность такого рода всегда добровольна и безвозмездна. В такой школе на первом месте стоит воспитание, а не получение формальных знаний, на первом месте –добродетели, материальный и эмоциональный аскетизм (смирение, сдержанность, скромность, послушание). Здесь много посильного детского труда («труд – забота»), развит коллективизм как начало соборности. Весь уклад школы соответствует национальным и религиозным особенностям русского человека. Русская православная школа есть разновидность национальной школы, основанной на принципах православной и народной педагогики.

    Русский дух – основное понятие русской народной культуры, отражающее связь благодатного и благодарственного Неба и Земли-кормилицы. В единстве двух полюсов, высокого и земного, формируется русская национальная культура, русский характер, образ жизни, хозяйственный уклад. Русский дух – это символ органического целого духовно-тварного начала человека, что является стержнем жизненных смыслов русских людей. Формировался он еще в дохристианский период, вошел в народный фольклор и литературу («Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»). Православие вознесло русский дух до общенациональной государственной идеи («Москва – третий Рим»). Русский дух, по утверждению ученых, ориентирован на формирование и поддержание силы русской цивилизации как цивилизации духовной, богатырской, гостевой и гостеприимной. На протяжении тысячелетий русский дух формировал национальное сознание самосознание. Человек по проявлению русского духа был узнаваем и уважаем в любом конце планеты.

    Ряженье – старый русский обычай одевания людей во время некоторых праздников в костюмы зверей, мифологических существ. Ряжение основано на мифологическом принципе перемены облака человека для маскировки своей сущности, чтобы в ином облике можно было шутить, от души веселиться, предаться мелким увеселительным страстям для снятия напряжения, усталости. Нормированное обычаями, традициями, верой поведение уступало временно место ненормированному. Человек, посредством внешнего облика, переходит в иное качество, в иной статус. В костюме человек соответственно менял голос, манеру поведения, отношения. Рядились в лошадь, быка, журавля, волка, цыган, стариков, петрушку, пугало и даже черта. Но нельзя было рядиться в козла и козу. После праздника с переодеванием тщательно мылись и молились. Ряжение входило в свадебный обряд, в обряды святок, масленицы, Троицы, Ивана Купала. Все это было очень похоже на карнавалы.

    Ряса (гр. – поношенная, рваная одежда) – повседневная верхняя одежда лиц духовного звания – монахов и духовенства всех степеней. Это длинная до пят, просторная, с широкими рукавами, закрывающими кисти рук одежда. Чаще всего ряса черного цвета, но бывает и коричневого, синего. Когда-то рясой так глухо закрывали сове тело от соблазнов мира и глаз мирян только монахи. Рясы действительно были самым простым, дешевым одеянием. Но с 1666-1667 годов ряса была «благословлена» и для служителей православной церкви.

    РЯСА (греч. рваная одежда) верхнее облачение духовенства и монашества длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, черного цвета.

    РЯСОФОР (РЯСОФОРНЫЙ МОНАХ) (греч. носящий рясу) – монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33


    написать администратору сайта