Главная страница
Навигация по странице:

  • Служба праздник а, икон ы Бог ородицы или свят ого

  • Соборование

  • Сорокоуст

  • Спаси́тель

  • Стояние Марии Египетской

  • Страстная неделя

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница27 из 33
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   33

    Словущее воскресение – Христианской праздник 13 сентября ст. ст. (26 сентября нов. ст.). Установлен в память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году. Название обусловлено тем, что в народе этот праздник «слывет» (считается) за воскресение (т.е. отмечается как воскресный день), хотя может таковым и не являться.

    Служба праздника, иконы Богородицы или святого – совокупность изменяемых молитвословий, посвященных прославлению праздника, иконы Богородицы или к.л. святого. Включает стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак, светилен, для некоторых праздников и дней святых паримии. Службы праздников и памяти святых, принадлежащих неподвижному богослужебному кругу (почти все празднования святых относятся к неподвижному кругу), содержатся в месячных и праздничных минеях. Службы праздников подвижного богослужебного круга содержатся в Постной и Цветной триодях. Службы, посвященные воспоминаниям дней недели (см. седмичный богослужебный круг), содержатся в октоихе.

    Служебник – богослужебная книга, предназначенная для богослужения священника и дьякона. Содержит чинопоследования вечерни, утрени, литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров с текстами т.н. тайных иерейских молитв, в т.ч. молитвы евхаристического канона. В служебнике также приведены месяцеслов, указания к совершению литургии, тексты прокимнов и аллилуариев, некоторые молитвословия из Постной триоди и Цветной триоди, а также чин благословения кол ива и чин литии об умерших.

    Смерть (ст. слав.) – в науке – естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. То есть смерть тела, как биологического объекта. Но уже реконструкция захоронений неандертальцев свидетельствует о наличии у них представлений о неоконченнсти человеческого существования со С. Это представление древних позднее привело к понятию бессмертной бестелесной души. Таким образом, смерть в теизме - это тоже смерть материального тела, но и одновременный переход души в Духовный Мир для отчета за результаты очередного воплощения. С позиций Христианства - конец земной тварной жизни человека; – разлучение души с телом, процесс перехода человека из «этого» мира в мир «иной», из одного состояния в другое, более совершенное по форме и смыслу. Земное существование – лишь часть жизни человека, ступень к жизни небесной и вечной. Христианское понимание смерти прямо противоположно материалистическому, где факт ее совершения понимается как полное прекращение бытия человека. В Христианстве такое понимание смерти неприемлемо. «Бог смерти не создал». Смерть, по Христианству, есть отход от нормы, который будет преодолеваться через духовно-нравственное очищение человека, его жизнь по законам Божиим и воссоединение с Богом. У человека есть надежда на такое воссоединение: Бог сохранил душу его бессмертной, вечной. Чем дальше человек отстоит от православного миропонимания, тем тяжелее ему пережить это явление. Попытка понять смерть смиряет человека, помогает ему в нравственном очищении, снятии пристрастия к земным благам.

    Смирение – положительное духовно-нравственное качество личности, одна из высоких Христианских добродетелей, означающая способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям их грехи, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню и другие страсти. Смирение проявляется в почитании себя грешным перед Богом, укорение себя за проступки, не осуждение других, в умении молчать и спокойно тихо говорить, не выставлять себя на миру, ни с кем не спорить о вере, не празднословить, не пустословить, не лгать, с радостью переносить обиды, унижения и утраты, ненавидеть покой и любить труд, никого не огорчать и не уязвлять ничью совесть. Смирение связано с идеей Божественного провидения, промысла Божьего и потому все достоинства и достояния человеку дарованы Богом и за них надо благодарить Его. Преуспеяния человека заключены в смирении и прежде всего перед Ним, в признании Его власти над собой и доверии к Его устроению личной жизни («Смирение паче гордости»). Первое условие спасения – это путь смирения. Родители и учителя объясняют это детям, показывают личным примером, помня завет старца: «Сын мой, не живи с гордыми, живи со смиренными». Без смирения человеку недоступна внутренняя духовная жизнь. В детях следует воспитывать смиренномудрие, избегая его понимания как слепой и безвольной покорности судьбе и обстоятельствам.

    Смиренномудрие – состояние человека, свободного от земных страстей и привязанностей, понимающего преходящую ценность земного, состояние бесстрастия. Это состояние достигается огромнейшим трудом души, прошедшей «невидимую грань», «покаянные труды», «умное делание» и погрузившей себя в «священное безмолвие». В душе человека – лад и мир, стройность жизни, гармония отношений с совестью и условиями существования; возникает внутренняя концентрация сознания на единении с Богом. «С одолением страстей уходит озабоченность и увлеченность земными делами и вещами». С молчанием уст активен ум, что и делает все смирение глубоко мудрым, интеллектуализированным процессом. Такого состояния достигают люди – отшельники, монахи, а в миру – люди умные, с большим и разнообразным жизненным опытом, философского склада ума и, что очень важно, глубоко православные.

    Смысл жизни – толкование сущности человека и его земной миссии т.е. цели пребывания на Земле. Православие считает, что смысл жизни содержит в себе высшее предназначение человека, определяемое независимо от него самого Богом во время того как душа в Духовном Мире готовилась к новому воплощению. Его надо вспомнить и воплотить в жизнь. Для одного это песня (Юрий Визбор), для другого – актерское искусство (Мерлин Монро, Андрей Миронов), для третьего – писательская деятельность (Лев Толстой, Федор Достоевский), а для кого-то расширение территории государства и создание империй (Александр Македонский, Петр I). Индивидуальное предназначение Иисуса Христа – это быть пророком и мессией – пастырем для всего человечества. Этот смысл – в подготовке себя к жизни вечной, в спасении души от страстей и пороков, в бесконечном творческом духовно-нравственном преобразовании себя.

    Собор (слав. собрание, съезд) – 1. Главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом духовенства. 2. Так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой Богородице – Собор Пресвятой Богородицы – на следующий день после праздника Рождества Христова; б) Иоанну Предтече – Собор Иоанна Предтечи – на следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу – на следующий день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие собираются, чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или архангела Гавриила. 3. Архиерейский собор – собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 4. Поместный собор – собрание всех правящих архиереев поместной церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов – избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 5. Вселенский собор – собрание представителей поместных церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Православная церковь признает семь Вселенских соборов: Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в Константинополе (на Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и утвержден неизменяемым Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия); Четвертый в 451 г. в Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил догмат о двух естествах (природах) – божественном и человеческом – Иисуса Христа); Пятый в 553 г. в Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе (установил догмат о двух волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г. в Никее (установил догмат иконопочитания).

    Соборность – это тип социального единения людей на духовной основе, на основе взаимной любви и добра; это принцип духовного собирания единичного сознания в общее – в сознание народа, нации, рода, семьи, прихода, слияния индивидуального и коллективного. Соборный – значит единство, собранное из множества, а также единый во множестве, это свобода «как в хоре». В этом состоит зерно «русской идеи» и сущность православия, отрицающего индивидуальное спасение и проповедующего идею всеобщей нравственности. Соборность для русского человека – это Церковь, коллективное сознание, слияние своего «я» с общим. Это полная духовно-нравственная свобода, «нелукавая ответственность личности» перед Богом, перед людьми, за свои деяния и их последствия. Соборность отличается от других типов общностей своей открытостью, общедоступностью и человечностью, ярко выражает его церковное братство – епархии, монастыря, прихода, всего православного люда. Соборность здесь, как Христианская святыня, представляет собой единство народа в исполнении Христианского долга и самопожертвования. Такой высокий смысл единения людей, как соборность, вошел в сознание русского человека, стал основой менталитета русского этноса. Для системы образования это значит воспитание детей в единстве их собственного «я» и коллективного сознания вокруг общественно полезного дела, единение индивидуального и коллективного, в духе взаимного духовного обогащения.

    Соборование (см. Елеосвящение)

    Содом – беспорядок, шум, суматоха.

    Сознание – это комплекс впечатлений, получаемый из внешнего или внутреннего мира человека.

    Солея – возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой решеткой.

    Солярный культ (лат. – солнце) – почитание Солнца, свойственное язычеству и всей культуре древних славян. Солнце – основа близкого к человеку космического пространства, позже названного Солнечной системой. Это понимал древний человек. Могущество Солнца – это свет, тепло, урожай, расцвет. Солнце пытались задобрить, его называли ласково и очень ответственно. Слово «солнце» славянское, но произошло оно от латинского слова «соль», отсюда и «солярный», т.е. солнечный. Солярный культ был связан с развитием земледелия. Все это отражено в современных народных праздниках – Масленице, Ивана Купалы, декабрьские колядования. Когда-то на этих праздниках жгли костры и катали зажженные колеса как символ солнца. Блины на Масленицу, венок на Купалу – тоже символы солнца. Нередко «солярный» имело более широкое значение: «солярное» было символом плодородия, вечно живой природы, жизни и смерти и даже вечности.

    Сорокоуст (ц. слав. – молчат уста 40 дней) – 40-дневный (ежедневный в течении 40 дней) молебен за упокой души умерших.

    Сорочины – поминки по умершему на 40-й день после смерти. В этот день положено ходить в церковь, к иконам ставить стакан с водой, накрытый ломтем хлеба. На стол положено ставить отдельный прибор для души покойного – чашку, ложку и кружку, которыми потом уже не пользовались. В сорочины душа совсем провожается с земли. За столом собирались родственники умершего, близкие, соседи; всех обносили из одной кружки пивом. При этом главная фигура – обмывальщики, им на этих поминках оказывается особый почет: их сажали в красный угол, давали что-нибудь из одежды умершего, собирали «котомочку» – с иконкой, скатертью со стола, чашкой, ложкой, блюдцем, нитками, иголкой, свечой, хлебом.

    София (гр. – мудрость) – ценностное философское понятие, означающее мудрость, ум, знание. В Христианстве – это святая Премудрость Божья, несущая свет человеку, не способному достичь уровня божественной мудрости. Софийность, однако, придает человеческой мысли благородство и красоту, царственность и совершенство. София – это идеальная личность человека, его идеальное начало, духовная сфера бытия. Она дает смысловую наполненность всем вещам на земле. Понятие о Софии легло в основу софиологии – религиозно-философского учения о Софии Премудрости Божией. Софиология рассматривает проблемы взаимоотношения Бога и мира, происхождения несовершенного мира из совершенного Бога. В этом учении особое значение придается Слову Божьему как началу начал, как ипостасной Премудрости. В этом учении признается существование в глубине видимого мира, текущего и преходящего, подчиненного закону причин, идеальной основы, связывающей весь мир в живое целое. Этой идеальной основой служат «слова», «идеи», правящие нами. София, неотъемлемая от Божества, и есть Его идея. «София» произошла от слова «сова», что у древних греков олицетворяло мудрость. София – это и образ матери трех сестер – Веры, Надежды и Любви. Все четверо погибли за Христианские убеждения и стали почитаться церковью как святые.

    СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми. Любая социальная норма формирует поведение людей. Все социальные нормы можно разделить на следующие группы: - обычаи, ритуалы, традиции; - нормы морали; - этические нормы; - корпоративные нормы; - религиозные нормы; - правовые нормы.

    Сочельник – день накануне Рождества Христова (Рождественский сочельник) – 6 января или Богоявления (Крещенский сочельник) – 18 января, когда люди завершают подготовку к Рождеству – одному из главных Христианских праздников или Крещению. Это время строгого поста, когда можно есть только сочиво – вареную пшеницу или рис с медом (чем и объясняется название – «сочельник» или «сочевник»). Пост длится до появления первой звезды – в память о Вифлеемской звезде. При ее появлении всей семьей положено сесть за стол, зажечь у икон лампаду и читать молитвы. На столе среди яств положено быть печеной рыбе и кутье. В сочельник навещали крестных отцов и матерей и поздравляли их с праздником. В этот день надо было помогать бедным и убогим, щедро раздавать милостыню.

    Спас (сокращение от Спаситель, греч. Σωτήρ) – 1) эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Например: Спас Нерукотворный. Так по-церковнославянски кратко именуется Спаситель, Господь Иисус Христос. – 2) Народное название храма, освященного в честь праздника Христа Спасителя (Воскресения Христова, Преображения и других; говорится, например: «Спас-на-крови»). – 3) Название, применяемое к иконам Господа Иисуса Христа, преимущественно к Нерукотворенному Образу. – 4) Так в просторечии (со времен язычества) называют три праздника: – Первый, или «Медовый Спас» (14 августа) – день празднования «Изнесения древ Животворящего Креста» и «Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» (в этот день в храмах совершается благословение меда). – Второй, или «Яблочный Спас» (19 августа) – праздник Преображения Господня, когда в храме совершается благословление плодов. – Третий, «Хлебный Спас» – празднование иконы «Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа» (29 августа); приходится на период окончания жатвы.

    Спасение – действие Бога, направленное на соединение человека с Ним и избавление его от власти диавола и греха, приобщение человека к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. В Христианстве – это избежание попадания души в ад.

    Спасение души – догмат Христианской церкви о спасении души как важнейшей цели земного существования человека. Это значит, что вся его сознательная жизнедеятельность должна быть направлена на избавление и избежание грехов и созидание добра, на обретение вечного блаженства. Блаженства же даруются Богом за смирение, покаяние, моление, за соблюдение Его законов. Догмат о спасении есть продолжение догмата о бессмертии души. Оба догмата активно влияют на человека; для верующих это практическая жизненная установка, основной принцип всей жизнедеятельности, определяющий «стратегию человеческого существования». В системе богословского знания есть учение, специально изучающее теорию и практику спасения – сотериология. Спасению души, как избеганию зла и творению добра, надо учить с детства.

    Спаситель — религиозный эпитет, связанный с идеей избавления человечества от страданий. В разных религиозных учениях спасителями именуются: – в иудаизме — Машиах (мессия), «последний избавитель»; – в христианстве Спаситель — это Иисус Христос, якобы спасший людей от греха и его последствий — вечной смерти и ада; – в буддизме — будущий будда Майтрея; – в исламе существует идея махди, а в шиитском исламе идея скрытого имама; – в зороастрийской эсхатологии описываются три Спасителя-Саошьянта; – в бахаизме — последний мессия Баха-Улла, предыдущими считаются Авраам, Моисей, Будда, Заратустра, Иисус Христос, Мухаммед, Кришна, Баб. Спаси́тель — 1) Бог-Троица (см: Бог; Промысл Божий); 2) одно из имен Воплотившегося Сына Божия, указывающее на содержание главной цели и следствий Его Пришествия в мир (см.: Иисус Христос); 3) человек или ангел, оказавший кому-либо помощь, избавив его от опасности, беды, состояния духовного мрака. Спаситель – одно из божественных имен. Наименование Спаситель (Лк.2:11, Ин.4:42), греч. Иисус, употребляется в Священном Писании и о людях, и о Боге вообще, а в особенности об обожествляемом кноническим христианством Иисусе Христе, Сыне Божием, нашем Спасителе.

    Спиридон-солнцеворот – день памяти святого преподобного Спиридона Тримифунтского 25 декабря по новому стилю. Святой чудотворец Спиридон русским православным людом прозван Солнцеворотом (Солнцеповоротом), ибо именно 25 декабря «солнце поворачивается на лето, а зима на мороз». Неоторые даже верят в то, Что святой Спиридон будто сам поворачивает солнце на лето и наблюдает, чтоб оно не скрылось от людей. В народе даже утверждают, будто именно в этот день «медведь в берлоге поворачивается на другой бок, а корова на солнышке бок погреет». Этот день еще называют Спиридоний. Спиридон Тримифунтский – это святитель с о. Кипр, совершающий непрестанно дела милосердия: исцеление неизлечимо больных, изгнание бесов, воскрешение мертвых и помощь средствами питания и одежды. Свою земную жизнь он прожил в праведности и святости. В Христианстве он почитается наравне со Святителем Николаем Чудотворцем.

    Спиритуализм (лат. – дух, дыхание) – философская концепция, основанная на признании лишь духа в качестве первоосновы мира, действительности и ее реалий. Спиритуалисты считают действительностью лишь духовные сущности, а все материальное, физическое – либо способом проявления Бога, либо существующим лишь в наших представлениях. При этом дух и материю рассматривают независимыми субстанциями. Сторонники этой доктрины проповедуют постоянное общение живых и мертвых, средства материализации духа. Они организуют сеансы общения с «потусторонним миром» через медиумов, сенситивов, которые способны вызывать «души умерших» на общение с живыми. Тенденция к абсолюту в этом учении через дистанцирование от мира сего разрушает личность, убивает индивидуальность, губит людей. Увлечение спиритуализмом (спиритизмом) – это уход от духовности, кощунство над умершими, это духовное развращение. Слово «спиритуализм» в русский язык пришло через английский язык во времена Петра I,

    Сплошная седмица – неделя, в которой в среду и пятницу нет поста: святки, третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица – неделя после Пасхи; Троицкая седмица – неделя после дня Святой Троицы (Пятидесятницы).

    Срачица – нижнее облачение престола – белое льняное покрывало. Символически являет плащаницу Иисуса Христа (см. Лк. 23, 53).

    СРЕДА - со скорбью вспоминают предательство Иуды и чтут святой Крест Господень.

    Сретение Господне (сретение – ст. слав. – встреча) – Христианской праздник, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля ст. ст. (15 февраля нов. ст.). По прошествии сорока дней от рождения Иисус Христос был принесен Его матерью св. Девой Марией и Её обручником (мужем) Иосифом в Иерусалимский храм для соответствующего иудейскому закону посвящения Господу (так приносился каждый мальчик-первенец см. Исх. 13;2; Чис. 8:16; Лев. 12;6,8). По вдохновению в это время в храм пришел Симеон – 113-летний «муж праведный и благочестивый» с пророчицей Анной... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господа» (Лк. 2,25-26). Симеон, взяв Младенца Иисуса «на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое,... свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2;28-32). Увидев маленького Сына Божьего, старец заплакал от радости, взял его на руки и молвил: «Теперь я могу со спокойной душой оставить этот мир, эту жизнь, эту землю: ведь я наконец дожил – дождался высочайшего счастья – видеть собственными глазами то спасение, которое уготовил Бог для людей, послав для этого на землю Своего сына – Спасителя Иисуса Христа». Эти слова Симеона стали частью православного богослужения. Праздник Сретения Господня имеет символическое значение очищения от всякой скверны. Этот праздник совпал со старославянским праздником встречи Зимы и Лета, с днем, когда они спорят о том, кому идти вперед, а кому назад. Зима каждый день, начиная со Сретения, подкарауливает Весну, хочет заморозить «красную деву», но только сама «потеет» от усилий. Но в то же время известны сретенские морозы. Существует примета, если праздник Сретения был солнечный, то ожидался хороший лен.

    Старообрядчество – совокупность религиозных объединений верующих православных Христиан, отказавшихся признать церковные реформы патриарха Никона в середине XVII в. (см. Раскол). Будучи прокляты церковью, репрессированы, они остались тверды в своем убеждении, что «новая вера» пришла в Россию от латинян-католиков, что крепостное право есть власть антихриста, что реформа обмирщает церковь и развращает прихожан отказом от аскетизма, что она разрушает традиционный уклад русской жизни. И хотя в 1971 году со старообрядцев была снята анафема, они продолжают существовать, выдержав все гонения в течение более 300 лет. Как правило, старообрядчество передается «по наследству», как традиция от родителей к детям. Оно сохраняет эсхатологическое направление в теологии, основанное на учении о конечной судьбе мира и человечества, о конце света и страшном суде.

    Старчество – особый вид русского монашества, поздний чин святости духовного лица. Достигается как трудный подвиг всей жизни в аскезе и молитвах, в святой вере в Бога. Это не просто человек, выполняющий роль духовника, это святой с даром знания воли Божией и возвещения ее людям, даром прозорливости и ясновидения. Старец часто говорит волю Божию человеку, даже не услышав его вопросов. Он знает, что грех есть в душе каждого человека. Старчество – специфическое явление в русском православии. Обилие старцев служило знаком и доказательством мира и благоденствия общества и страны в целом. Любомудрие святых отцов – зародыш русской философии.

    Стихарь – богослужебное облачение священно и церковнослужителей. Одежда священнослужителя, прямая, длинная, с широкими рукавами. Различаются стихари дьякона (и церковнослужителя), священника и архиерея. Священнический и архиерейский стихарь – см. подризник. Стихарь дьякона (и церковнослужителя) – длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Стихарь одевается дьяконом поверх подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис. 61, 10) и шьется из материи светлого цвета. Происхождением восходит к античной тунике.

    Стихира – вид тропаря – краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается канонархом. Различаются стихиры: на «Господи воззвах» – на псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех – на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед Великим славословием. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Кроме того, существуют: евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.

    Столпник – преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на «столпе» – башне или другом возвышении. Основателем столпничества является преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.).

    Стояние Марии Египетской (Мариино стояние) – народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 57 часов.

    Страдание – сильное эмоциональное переживание, болезненное восприятие каких-либо событий. Страдания – это длительная боль, скорбь, тоска, мучения. Вся жизнь человека наполнена такими страданиями, физическими или духовными. Причины страданий кроются в двойственной природе человека, в нравственной дихотомии, побуждающей к выбору низших или высших ценностей. Выбор низших ценностей, связанных со страстями, по закону кармы рано или поздно приводит к страданиям. Православие не считает страдания законом жизни, данным Богом, их создал человек по своей падшести, склонности ко греху и неверию в любовь и милость Божию. Страдания следуют за каждой ошибкой человека до тех пор, пока он не поймет, что нельзя нарушать Законы Божии. В то же время именно они являются очистительным и воспитательным средством, сокращающим путь человека к совершенствованию. Всякое страдание чему-то да учит, корректирует человеческую жизнь, делает мудрым и более смиренным, приводит к состраданию..

    Странничество – скитальческий образ жизни отдельных православных людей, совершающих пешие переходы из края в край, из страны в страну, из города в город, от монастыря к монастырю. Странники и странницы посещали святые места, совершали паломничество, много видели на своем пути и об увиденном рассказывали людям. Для многих скитальцев такое образ жизни был формой духовного поиска: отрешившись от всего второстепенного, преходящего, важного лишь в житейском плане, можно было глубже постигать смысл человеческой жизни. Странники питались подаянием, спали, где придется, земных благ не имели и не стремились к ним. Как правило, они много молились, умели петь духовные песни, нередко играли на народных инструментах, владели народной медициной, могли пророчествовать. Это явление было особым российским и даже русским. Иногда в ряды истинно странников «подавались» беглые каторжники, обыкновенные нищие, ленивые ловкачи, что снижало авторитет этого явления. После революции странничество было уничтожено, но его традиции продолжили бомжи – люди без определенного места жительства. Но лишенные веры, социально неустроенные люди в городах превратились в обыкновенных попрошаек, пьяниц и воров. Вообще же странничество на Руси, как каиново скитание по земле, считалось явлением безблагодатным, и потому странников жалели. Странничество без веры, без Бога есть бессмысловое передвижение под влиянием внешних обстоятельств, а не собственного выбора, воли и миссии подвижничества.

    Страстная неделя – неделя перед пасхой.

    Страстная седмица (страсть – славянский – «страдание») – последняя неделя Великого поста перед Пасхой, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы носят название Великих – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу – литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. На этой неделе проводятся продолжительные богослужения, глубокое пощение. В каждый из этих дней седмицы вспоминается особое событие из жизни Спасителя, верующие получают уроки смиренного перенесения скорбей и страданий.

    Страстотерпец – человек, претерпевший мучения за Иисуса Христа и веру Христову. Это возможно от противников Христианского учения, а также от своих же единоверцев, но охваченных страстями зла, зависти, коварства. Таких людей Церковь именовала мучениками, святыми. «Страстотерпец», при этом, означало добровольное принятие мук, беззлобное отношение к врагам, непротивление их действиям, проявление высочайшего терпения и воли, осознаваемое самопожертвование без героического пафоса.

    Страх Бо́жий (греч. φόβος – страх – в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч. τρόμος), но означало уважение) – 1) благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией. – 2) одна из Христианских добродетелей, суть которой состоит в благоговении и любви к Богу, в вере в беспредельную святость Божию. Это тревожное сознание своей ничтожности перед ним, своей греховности и опасение огорчить Его своим поведением. Это страх сделать Любимому плохо, причинить зло, не выполнить Его заветов. Страх Божий ежеминутно, ежечасно, открывает нам глаза на абсолютную меру и цену всех вещей. Он помогает формированию почти всех нравственных положительных качеств. Истинная любовь к Богу изгоняет физический страх из человека перед земными тяготами. Не зря в русской культуре существовала поговорка: «Бога боюсь – никого не боюсь, а Бога не боюсь – всех и всего боюсь».

    Страх Бо́жий – принцип религиозного отношения к Богу. Он находит выражение в горячем желании ничем не оскорбить любовь Божию, трепетном благоговейном внимании ко всему, что идет от Бога, ко всему священному; является даром Божиим, началом премудрости (высшей мудрости), основанием всех добродетелей.

    Страшный суд – в Христианском вероучении это есть суд Божий над всеми, когда-то жившими на земле людьми. Он совершится «в конце времен», со вторым пришествием Иисуса Христа. Суд будет вершить сам Сын Божий, восседающий на престоле в окружении ангелов, апостолов и святых патриархов. Судимы будут не только дела каждого человека, но слова и мысли его. Считается, что в день Страшного суда все умершие восстанут из гроба и по приговору суда обретут либо вечное блаженство в раю, либо вечные муки в аду. Идея Страшного суда входит в Символ веры («Чаю воскресение мертвых»). Эта идея для ныне живущих является высокой духовно-нравственной категорией, отражающей действие закона о воздаянии.

    СУББОТА - особо почитаются все святые и Богородица, а также - в церковных песнопениях вспоминаются усопшие. Потому, что христиане верят: «У Бога все живы» - и молятся об умерших, как о живых. Ведь смерть, согласно учению Церкви, отнюдь не является завершением жизни души.

    Субстанция (лат. – сущность) – это основа сущность всех вещей и явлений, движущая сила их существования и развития. Это то основание, что существует само по себе и не нуждается в других составляющих. Субстанция обладает вечностью, несотворенностью и неуничтожимостью. Так, субстанцией человека, согласно Христианскому вероучению, является его духовное начало, ведущее к появлению личности, а субстанцией бесконечности жизни – Бог. Через субстанцию определяется родство вещей и явлений. Единичные же вещи являются лишь модусами общих, субстанциональных по своей природе. Ученые различают материальные, психические и духовные субстанции, а также идеальные (существующие в планах, идеях) и реальные.

    Судьба (ц. слав. – суд – Божий) – в Христианстве и культуре русского народа это понимается как некая заданность свыше линии личной жизни и деятельности человека на земле. Судьба – это Крест, как дух, задача, логика духовного и материального пути человека. «Крест» есть предел нашей свободы, свидетель нашей зависимости от Бога, дающего каждому его Крест. Судьба – это и есть заданность личности. Христианство предлагает сквозь внешнюю цепь событий в жизни человека увидеть и понять и принять свой Крест. Тайна нашего Креста есть тайна нашего своеобразия, умения достойно нести свой Крест. Изменить его во власти только Господа Бога, что возможно через любовь к Нему. Не зря «судьба» некогда понималась как «суд Божий». Исторически далекое понимание судьбы было более жестким – как фатальность, слепой рок, не поддающийся ни пониманию, ни учету. Это непостижимая мифическая сила, вроде колеса, из которого невозможно «выскочить». Судьба, по мнению славян-язычников зависела от «встречи» человека с Удачей, Счастьем или, напротив, с Бедой, Горем, Несудьбой, Злосчастьем, Лихом. Узнать свою судьбу пытались через сны и гадания. Христианство изменило отношение человека к своей судьбе, «поделив» как бы ответственность за нее между Богом и самим человеком, наделенным свободой, волей и творчеством.

    Суеверие (ст. слав. – вера всуе) – вера, не имеющая под собой истинных оснований. а потому ложная, пустая. Это предрассудок, предубеждение, основанные на слепом доверии сверхъестественным силам своей судьбы и отдельных поступков. Суеверие – это бездумное и безвольное восприятие фатальности судьбы, слепое следование гороскопам, снам, гаданиям, колдовству, знахарству. Это вера в причину и последствия чего бы то ни было, где никакой причинной связи нет. Однако, суеверия «срабатывают» психологически: успокаивая, нацеливая или останавливая человека в его деяниях. Так ученик спокойно идет на экзамен с пятикопеечной монетой под пяткой, а человек, встретивший черную кошку, меняет свой путь.

    Схима (греч. образ, схема) – 1) совокупность одежд монаха, монашеское облачение. Схима соответственно степеням монашества бывает малая и великая. – 2) высшая степень монашества в православной церкви, налагающая сааме строгие правила.

    Схимонах – монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется кукулем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов.

    Схоластика (лат. – школьный ученый) – философская система, основанная на незыблемых теоретических идеях и понятиях, оторванных от жизни и не соответствующих ей. Это техника манипулирования понятиями, схемами, фактами, которым придается чрезмерно большое значение. Таково понимание схоластики сегодня как знания не развивающегося, застывшего в своей первичной форме. Когда-то, в средние века, так называлась религиозная философия, занимающаяся изучением догматов Христианской веры, которая пользовалась всеобщим уважением и в немалой степени способствовала развитию научного мышления ученых богословских наук. Однако, стремясь распространить свое влияние на всю науку, схоластика требовала и от нее такой же устойчивости и единства взглядов, чего бурно развивающиеся научные исследователи дать не могли. Так стало формироваться другое отношение к схоластике, как философии застоя, начетничества, бесплодного умствования.

    Сыропустная неделя – последнее воскресение перед Великим постом – этим днем кончается употребление в пищу не постных продуктов (в т.ч. сыра). В это воскресение вспоминается Адамово изгнание (изгнание Адама из рая; см. Бытие, 3; 24). Сыропустная неделя также называется «Прощеным воскресением», т.к. в этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощения.
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   33


    написать администратору сайта