Главная страница
Навигация по странице:

  • Таинство Брака

  • Таинство Покаяния

  • Творец

  • Теология (богословие)

  • Теологическая теория нравственной санкции

  • Троичен

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница28 из 33
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33

    Т


    Табу (полинез. – запрет) – форма строгого запрета совершать какие-либо действия, пользоваться определенными предметами, словами, символами. Табу – явление культуры и религии, где табуирование происходило согласно их нормам и правилам. Нарушение табу влекло за собой определенные санкции, преимущественно в виде наказаний, вплоть до смерти. Примером табу у всех народов служит запрет на самоубийство, на осквернение могил. Табу зародились в первобытном обществе и сохранились до наших дней.

    Таинства Церкви – богоустановленные священные действия, в которых верующим дается невидимая Божественная благодать. В Православной Церкви семь таинств – крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), брак (венчание), елеосвящение (соборование), священство (рукоположение, хиротония).

    Таинство – это чин священнодействия, установленного самим Господом. Через него верующие очищают свою душу и получают особую силу Божию, благодать Святого духа. Таинств в православной церкви семь: Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, Елеосвящения, Брака, Рукоположения. В таинствах видимые вещественные действия и знаки содержат в себе невидимые духовные начала и неизреченные смыслы. Соприкосновение с таинственной духовной жизнью обогащает человека, сдерживает его от грехов, огрубляет, делает черствым, эгоистичным. Совершать таинства могут только посвященные от лица церкви.

    Таинство Брака (см. Брак)

    Таинство Елеосвящения (см. Елеосвящение).

    Таинство Крещения (см. Крещение)

    Таинство Миропомазания (см. Миропомазание)

    Таинство Покаяния (см. Покаяние)

    Таинство Причащения (см. Причащение)

    Таинство Рукоположения (см. Рукоположение)

    Тайная вечеря – так называется последний ужин Иисуса Христа накануне его мученической смерти на кресте. Это было в доме одного тайного последователя, в кругу 12 апостолов. Во время тайной вечери Христос установил таинство евхаристии – преломил хлеб, благословил чащу с вином и подал ее ученикам.

    Татьянин день – праздник студенчества, проводимый 25 января. Это двойной праздник. В этот день 1755 года, по инициативе М.В. Ломоносова был открыт первый Российский университет в г. Москве. И этот день – день святой великомученицы Татьяны, дочери знатных и богатых родителей, девушки хорошо образованной и воспитанной в Христианской вере. За веру в Христа Татьяна, будучи диаконисой Римской Церкви, была схвачена и подвергнута мучениям. Во время пыток вокруг нее, незримо для других, стояли четыре ангела, одобряя ее. Церковь причислила Татьяну к лику святых. Со дня же основания университета этот праздник стал молодежным и широко отмечаемым. В этот день проводятся молебны, встречи студентов разных вузов, пышные застолья и вечера. По русскому народному календарю этот день называется Татьяна Крещенская. По его приметам судили о весне и лете: проглянет солнышко – к раннему прилету птиц, выпадет снег – лето будет дождливое, снегопад – к частому дождю.

    Тварность (ст. слав. – создание) – это бытие всего сущего на земле как само-бытие, как безначального и созданного, сотворенного Богом. Творение – это акт вне времени, пространства, логики, причинно-следственных связей, ибо совершено прежде всех них. Реальность, согласно Христианскому учению, существует в единстве двух разновидностей бытия: совершенное бытие, именуемое Богом, Абсолютом, и несовершенное, недостаточное, т.е. земное. Их сущности различны. Тварностью называется все, созданное в несовершенном земном мире, которое имеет начало, оно не единосущно рождающему его Творцу, ибо творение происходит не из сущности Бога, а лишь по Его воле. Различают тварные и нетварные явления, состояния, предметы. Тварью называют весь род человеческий, животных как созданных из всех элементов тварного бытия.

    Творец – Бог, автор.

    Тезоименитство (ст. слав. – тезка – соименник) – день именин человека, Совпадающий с днем памяти святого, носящего его имя. Если при крещении ребенку дано имя того святого, день которого в это время отмечается церковным календарем, то этот ребенок всю жизнь затем празднует тезоименитство в день своего ангела, т.е. в свои именины. Тезоименитством именовали день памяти святого, имя которого носилось. Однако, в практике «тезоименитство» стало более «высоким» словом и употреблялось лишь при именинах лиц высоких чинов и членов царской семьи.

    Теизм (гр. theos – Бог) – система религиозно-философских взглядов, объединенных единством идей о существовании единого Бога. Теизм включает в себя: 1) признание существования единого Божества как источника бытия всех вещей; 2) допущение возможности познать Его и необходимости следовать его Заветам; 3) признание мистического познания как особой формы познания Бога через непосредственное созерцание Его сверхчувственными способами. Бог у теистов – это сверхъестественное существо, обладающее разумом, волей и таинственным образом воздействующее на все материальные и духовные процессы. Теизм развивается в рамках трех основных религий – Христианство, мусульманство, иудаизм.

    Телеология (гр. – учение о целях) – учение об изначальной направленности и целесообразности всего существующего и совершающегося на земле, в мире. Целеполагающим началом бытия является Бог. Это Он изначально «закладывает» во все определенные цели, назначение, миссию, чем и определяется развитие всего сущего. Телеология как учение породило телеологическую этику, утверждающую законы естественной нравственности и нравственной санкции. Телеология, развиваемая в рамках Христианства, ислама, буддизма, иудаизма, почитает Бога как источник морали, воплощение добра, критерий всего морального в поведении человека.

    Тело человека – материальная субстанция индивида с присущими ей от природы активными, экспрессивными формами поведения, со способностью к развитию и умиранию (распаду). Благодаря телу человек имеет телесную сторону жизни, телесные потребности, плотские (телесные) чувства, инстинкты. Согласно учению Христианства тело, как и душа, сотворено Богом и служит орудием, посредством которого разумная человеческая душа действует в этом мире. Искупительный подвиг И. Христа освятил и тело, и душу человека, сделав их храмом Духа Святого. Вот почему православный человек должен проявлять заботу о теле, считая его другом души. Телу нельзя причинять вред собственным нерадением, пренебрежением, нелечением болезней. Это грех. Никто не в праве своевольно сокращать Богом данную земную жизнь человека. Православное учение поощряет занятия утренней гимнастикой, но не в ущерб молитве, туризмом, бегом. Но рекомендует все делать в меру, физическая культура тела не должна перерастать в языческий культ. Вот почему «большой спорт», с позиций православия, есть разновидность идолопоклонства, а все виды спорта, несущие в себе агрессию и склоняемые к гордыне, не одобряются. Душа и тело человека, духовное и материальное в нем, одинаково принадлежат двум мирам.

    Темная душа» – так образно говорят о человеке со скрытным характером, склонным к непредсказуемым поступкам и способном причинять неожиданное зло другим людям. «Темная душа» – это человек мрачных поступков, как правило, невежественный, необразованный, злой и коварный. «Темная» душа – это не просто душа, в которой отсутствует добро и свет, это еще и мало понятная окружающим душа со скрытыми мотивами, отношением к жизни и людям. Это – бездна, пропасть, потемки, мрак души для окружающих.

    Теология (богословие) (греч. θεολογία (theologia), букв. – богословие, от θεός (theos) – Бог и λόγος (logos) – слово, учение) — комплекс дисциплин, посредством которых изучается сущность Бога и его действия. Особое значение уделяется тому, какую работу человек должен провести над собой, чтобы приблизиться к божественной сути. Теологи изучают тот диалог, который ведётся между Богом и человеком. Теология догматична - подразумевает вовлечённость человека в предмет, где за истину принимается, что Бог есть на самом деле. Различают: 1) Фундаментальную (теоретическую) или системную Т., включающую в себя догматику (предлагающую системную интерпретацию догматов вероучения), апологетику (обоснование вероучения с помощью рациональных средств), сравнительную Т. (основанную на компаративном анализе базового вероучения с основоположе-ниями других религий), экзегетику (методологию имманентного истолкования сакральных текстов), социальную Т. (представляющую собой концепцию истории в духе вероучения), экклесиологию (концепцию церкви и ее роли в истории человека и человечества) и др.; 2) Историческую Т., включающую в себя церковную археологию (история церкви, история Библии и ее истолкований, рефлексивная мета-история Т. и др.); 3) Нравственную (практическую) Т., т.е. концепцию личного спасения (сотериология), предполагающую разработку соответствующей моральным ценностям вероучения поведенческой парадигмы; 4) Пастырскую Т., т.е. систему раскрытия прикладных аспектов культовой деятельности, включающую в себя литургику (теорию богослужения), гомилетику (теорию проповедческой деятельности), катехитику (включая прикладные методики адаптации) и др.

    Теологическая теория нравственной санкции (гр. – учение) – система теологических идей и доказательств того, что законодателем в области нравственности является Господь Бог. Нравственные нормы устанавливаются Им и потому имеют объективный и безусловный характер. Эти нравственные нормы в виде заповедей, заветов и законов передаются Всевышним через пророков и первоапостолов и изложены ими в Священном писании и Священном предании. Таковыми являются заповеди Ветхого и Нового заветов. На этих заповедях затем вырастает Христианская этика. Существует также психологическая и социально-апробативная теории нравственной санкции.

    Теософия (гр. – Богомудрость) – религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром через магию, оккультизм, спиритизм. Теософия – это учения о возможности постижения Бога, богопознании и раскрытии «божественных тайн». Основано учение на буддийской мистике с элементами оккультизма. Первоначально термин «теософия» был синонимом «теологии», разделение произошло лишь в начале V века Христианской веры. Из теософии в XIX веке выделилась антропософия.

    Теоцентризм – мировоззренческая система, основанная на религиозной идее всеобщего богоприсутствия и выражающая веру в божественную сущность мира и абсолютную реальности Христианский святынь. Теоцентризм – это вера в единого Бога, в божественное происхождение человека по образу подобию Божию, в господство нравственных законов на земле. И т.д. Теоцентризм породил серию наук о человеке, рассматривающих его сущность, миссию на земле, законы его бытия и другие вопросы с позиций Христианских догматов.

    Типикон (греч. образ, тип) – 1. Богослужебный устав. 2. Книга богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников.

    Толстовство – религиозное учение, основанное на идеях смирения, «непротивления злу насилием», признания высшим долгом человека нравственное самоусовершенствование и жизни «трудами рук своих». Толстовство трактует Христианскую веру как знание о том, что такое человек, и в чем смысл его жизни. Толстовцы считают, что человек должен осознавать в себе разумное божественное начало через личное самосовершенствование. Но при этом они не признавали ни церковь, ни государство, по их мнению, порождающих недуги. Толстовство, как система взглядов, отвергает любые формы насилия, зовет к приобщению к нравственному идеалу, природе, народу. Толстовство «проросло» на учении Л.Н. Толстого в конце 19 – начале 20 веков. Последователи великого писателя-философа основывали земледельческие колонии, активно проповедовали его идеи. Аналитики от науки нашли это учение утопическим, полагающим, будто перестроить мир можно с помощью нравственного совершенствования людей. Они также считают, что на Л.Н. Толстого сильное влияние оказал буддизм. Русская Православная Церковь осудила толстовство.

    Тот свет» – загробный мир, противопоставляемый земному миру, жизни на земле. «Тот свет» – это место пребывания душ умерших людей, а также всех божественных и демонических сил. «Тот» и «этот» свет тесно взаимосвязаны. Путь с «этого» света в «тот свет» достаточно сложен и зависит от того, как прожил человек свою жизнь на земле. Христианство считает, что «тот свет» делится на рай и ад и что каждому человеку, по грехам его, придется пребывать либо в раю, либо в аду.

    Тотемизм (гр. – род) – ранняя форма религиозного верования первобытных людей. Сущность тотемизма в утверждении родственной связи человека с животными и растениями, в персонификации этой связи. В этом случае животное, связываемое с конкретным человеком или племенем, становилось тотемом, т.е. их началом (первопредком) и покровителем. Тотем почитался всей общиной и каждым человеком в отдельности. В качестве такового могли быть животные, птицы, рыбы, горы, деревья. Тотемизм существовал тогда, когда человек еще не отделял себя от природы, не осознавал различий. Это наиболее архаичное мировоззрение, утверждающее происхождение человеческого рода от тотема. Следы прошлого верования сохранились в мифах, сказках, былинах, в темах о перевоплощении человека в зверей, растения и наоборот.

    Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — 1) исторически сформировавшиеся, устоявшиеся, передаваемые из поколения в поколение знания, обычаи, воззрения, нормы поведения, способы и приемы осуществления творческой, трудовой, образовательной деятельности и пр., - 2) способ сохранения и передачи опыта, знаний (и пр.) от одних лиц другим.

    Традиция (лат. tradicio - передача) - установившийся порядок, неписаный закон в поведении, порядок в быту, обычай, обыкновение и обнаруживается в элементах социально-культурного наследия.

    Традиции — это сложившиеся в обществе модели поведения, которые передаются из поколения в поколение и связаны с историей народа или государства. В основном традиции появляются двумя путями: их можно условно назвать «снизу» и «сверху». Первый вариант означает, что традиция рождается из самой жизни людей, её формируют бытовой уклад, религия, природные изменения или символически значимые для сообщества события. Например, такие традиционные праздники в России — это день Ивана Купалы и Масленица. История этих обычаев тянется из глубоких языческих времён, а люди с удовольствием отмечают их до сих пор. Второй путь возникновения традиций — изобретение. Иногда традиции появляются с подачи государственной власти или политической элиты. Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Главные функции традиции — регулятивная и социализирующая. Как и любая социальная норма, традиция формирует поведение людей. Так люди подчиняются негласным правилам, которые передаются из поколение в поколение. Вторая функция традиций — стабилизировать общественные отношения. Приобщаясь к социальным устоям, люди приобретают представления о том, как нужно себя вести, а также о том, чего можно ожидать от других людей. Так социальные связи становятся более стабильными.

    Трансцендентализм (лат. – переступивший) – учение о познании мира на основе выхода за его пределы, за пределы человеческого опыта. Трансцендентализм утверждает существование всеобщих, универсальных свойств бытия, а потому и априорных, сверхчувственных форм познания, вне и независимых от человеческого опыта. Признание существования потусторонних, сверхъестественных сил, превышающих человеческие возможности, привело к признанию невыводимости из порядка природы высших принципов, возвышающихся над ней и ее закономерностями. Для трансцендентализма личность не до конца подчинена закону причинности, ибо согласно этому учению в ней есть начала, не зависимые от причинности, возвышающие ее над «самой собой», просветляющие ее высшими смыслами. Трансцендентализм, при обосновании педагогики, исходит из учения о верховном значении мира ценностей, о ведущей роли нравственности в жизни человека. Вместе с тем, это учение пытается обойтись без веры в Бога и склоняется более к педагогическому натурализму.

    Требник – богослужебная книга, содержащая чинопоследования треб. Различаются малый требник и большой требник, более полный (напр. малый требник не содержит последования пострига).

    Требы – богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Требы делятся на содержащие совершения таинств – крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие – отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома, колодца и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследование, т.е. порядок богослужений на тех или иных требах, описан в требнике – специальной богослужебной книге.

    Трезвон – праздничный радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные места богослужения, во время крестного хода и др.

    Тридевятое царство – мифический образ очень отдаленных земель, государств и народов, находящихся чрезвычайно далеко, даже неизвестно где – «за тридевять земель». Данное выражение традиционно используется в русских народных сказках и в бытовой речи как присловие, обозначающее недосягаемые для обыкновенного человека, не героя, места и земли.

    Тризна – это ритуальные боевые игры, ристания, особые обряды, призванные отгонять смерть от здравствующих живущих людей, от воинов. уцелевших на поле битвы. Это демонстрация жизнеспособности живых. В памятниках XI в. «тризна» обозначала борьбу, состязание, а «тризнище» – место их проведения. К XV веку «тризна» стала также обозначать и сам поминальный пир по умершим или погибшим. Вот в этом смысле она сегодня и употребляется. Слово устаревшее, в быту встречается крайне редко.

    Трикирии (греч. трехсвечник) – подсвечник для трех свечей принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Св. Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.

    Триодь (греч. трипесенный) – книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная. Постная содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель. Цветная, иначе называемая пентикостарион (греч. пятидесятница), содержит службы от Пасхи до недели Всех святых (т.е. Пятидесятницы и еще одной недели). Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов.

    Триптих (гр. – сложенный втрое) – это складная икона, состоящая из трех частей. Это первоначальный смысл «триптиха». Сегодня это слово стало обозначать еще и любое другое произведение искусства, состоящее из 3-х картин, рельефов, рисунков, объединенных общей идеей, темой, сюжетом. Маленького формата триптих – складень служит дорожной иконкой, которую верующий имеет всегда при себе.

    Трисвятое – молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы. Согласно преданию, была услышана мальчиком от ангелов во время землетрясения в Константинополе (ок. 438439 г.). После пения трисвятого народом землетрясение прекратилось. С V в. входит в широкое богослужебное употребление. Трисвятое находится в составе начала обычного, поется перед чтением Апостола на литургии, в конце великого славословия на утрене и др.

    Троица – центральный догмат Христианства, согласно которому Бог представляется в единстве трех неслиянных и неразделимых лиц – Отца, Сына и Духа Святого. Принцип троицы присущ практически всем мировым религиям и многим философским школам. Троица, как символ веры, выражает соль Христианства. Бог, выходя из Себя, остается в Себе, продолжает быть тождественным Себе, т.е. он отделяется неотделимо. Это и есть Дух Святой. Когда Бог рождает собственной сущностью Своего Сына, Он сущностно отделяется Сам от Себя. И потому Бог-Отец – это Бог в Себе, Бог-Сын – это Бог в ином, Бог-Дух Святой – это Бог на границе бытия и инобытия. Троица Единосущная – это Отец, Сын и Дух Святой. Все три Бога имеют одну сущность – сущность Бога-Отца. Троица нераздельная: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный. Троица – это также православный праздник, отмечаемый по церковному календарю на 50-й день после Пасхи. Отсюда его второе название – Пятидесятница.

    Троичен – тропарь, посвященный прославлению Св. Троицы.

    Тропарь – жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой краткое песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV V вв. появились стихотворные тропари. При переводе богослужебных текстов на славянский язык метрика тропарей нарушилась. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время собственно тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.л. святому, данному богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом.
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


    написать администратору сайта