Главная страница
Навигация по странице:

  • Саморазвивающаяся личность

  • Сатанизм

  • Светлое Христ ово Воскресение

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница25 из 33
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   33

    С


    Сайентологическая церковьрелигиозная секта деструктивного характера, основанная на идеях нового учения – дианетики, разработанного в Америке человеком, больным шизофренией. Основные идеи дианетики собраны из разных религий и учений и вымыслов самого автора. Так, одной из идей секты провозглашено «слово как истина», утверждающей всякое слово, в том числе и явно ложное «священным писанием». Другая «привлекательная» идея состоит во внушении каждому члену секты мысли о его собственном величии, непогрешимости, необходимости достичь больших вершин в своих рабочих должностях и званиях. Главная этическая идея секты – искоренение всех идей, мешающих личному росту человека по служебной лестнице. Назначение секты – финансовые вымогательства, словесными манипуляциями зомбирование сознания. Сектанты усиленно и подолгу молятся (по 43 часа в неделю) особыми текстами молитв, созданными автором дианетики. Деструктивное влияние на людей проявляется в разрушении психики, доведении людей до самоубийства. Сайентологическая церковь осуждена и запрещена во всех странах мира. Для выздоровления человека, попавшего в эту секту, требуется более 2-х лет специального терапевтического и медикаментозного лечения.

    САККОС – богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.

    Сакрализация (лат. – священный) – символизация объектов действительности (людей, предметов, действий, слов и выражений, норм поведения, зданий), т.е. придание им особых значений и смыслов, определение магических свойств. Делается это с помощью особых процедур и молитв освящения. Освященные объекты действительности (например, вода, вино, хлеб, крест) приобретают сверхъестественную силу и становятся частью религиозного обряда, входя в него. Слово «сакрализация» произошло от древнего римского «сакрариум» – так называлась комната в доме римлянина, где находилось божество, которому поклонялась семья. И сегодня возможно бытовое употребление слова «сакральный» и «сакраментальный» в смысле достойное поклонению, почитанию, освященного традицией и особой личной памятью о значимом.

    Саморазвивающаяся личность – это личность, склонная и способная к инициативному самообучению, самообразованию, самовоспитанию и самоуправлению. В основе саморазвития личности лежат развитые процессы адаптации личности к среде и личностью среды. Саморазвитие личности детерминировано объективными нормами, обеспечивающими права на жизнь, уникальность, активность, свободу, на ошибку и ее исправление. Эти нормы защищают систему человека, гарантируют его надежное существование в режиме саморазвития.

    Саморегуляция личности (лат. – подчинение определенному правилу) – управление человеком своим собственным физическим и психическим состоянием и поступками. Это способ снижения утомляемости, напряжения, снятия волнений, изменения мотивов деятельности, повышения устойчивости к стрессу, преодоления нерешительности и страха и т.д. С помощью саморегуляции можно приводить себя в соответствующее состояние, когда способности ума превращаются в состояние души, и человек сам может выполнить свои собственные советы. Саморегуляцию используют для лечения психопатических заболеваний и невротических нарушений. Саморегуляция – это волевое изменение отдельных действий, мыслей, мотивов, чувств, настроений. Этому вполне можно научиться через самоконтроль, самоанализ, самооценку, самовнушение, самодетерминацию, самодисциплину.

    Самосовершенствование – способность человека целенаправленно саморазвиваться, самовоспитываться, самообразовываться, ориентируясь на принятые нравственные нормы и идеал. Самосовершенствование возможно только на основе развития духовных сил человека, нравственного сознания и через целенаправленную деятельность. Личное самосовершенствование – важнейший элемент Христианства. Господь Бог направляет человека на путь духовного совершенства, помогает одержать победу над плотью, спасти бессмертную душу. Это развитие идет через конфликты, муки совести, недовольство собой как преодоление собственных недостатков и замещения их достоинствами. Смысл человеческой жизни – в стяжании Святого Духа, а потому самосовершенствование есть стремление к богоподобию как цели человеческого бытия, преобразующего естество человека.

    Самоубийство (ст. слав. – сам себя убил) – преднамеренное лишение самого себя жизни, самопроизвольное прекращение земного существования. Основной причиной самоубийств является духовный кризис, переживаемый как психологический при крушении идеалов, потере смысла жизни, неразделенной любви и т.п. Как правило, это случается в возрасте 17-19 лет, когда у человека нет опыта преодоления проблем и трудностей, когда все это кажется безысходным. В русской православной культуре самоубийство было большим грехом, чем даже убийство другого человека. Души самоубийц отходят к дьяволу, мешают живущим. С языческих времен считалось, что они становятся русалками, лешими, привидениями. В некоторых территориях жители уничтожали все, что связано с самоубийцей: разрушали дом, срубали дерево, на котором он вешался, сжигали одежды. Хоронили самоубийц в стороне от кладбищ, без отпевания и поминок. Для избежания самоубийств людям, переживающим психические травмы, оказывается психотерапевтическая помощь по восстановлению душевного равновесия, по пересмотру собственных ценностей. В медицине, юриспруденции, психологии явление самоубийства именуют латинским словом «суицид» с точно таким же переводом на русский язык.

    Сан (ст. слав. – слава, вершина) – 1) высокое положение или должность, почетное звание или имя «жалованное достоинство», позволяющие вознести свое величие. Чаще используется в служебной иерархии священнослужителей. Отсюда произошли такие слова, как «сановник», «осанка», «сановный», «приосаниться». – 2) облачение, соответствующее положению человека.

    Сатана (евр. – противник, враг) – так называют злой дух – повелителя ада и бесов. Сатана – враг Бога, он отвращает от него людей, вводит их во грех, губит души. Он владеет страстями, помогает человеку предаваться им «вне совести». Человек при этом попадает к нему в духовное рабство. Сатанизм может сильно поработить человека через его стремление к общению с нечистой силой (черная магия). Смысл сатанизма – «Быть как Бог», ввести человека во грех, которым поражен сам сатана, – гордыню, уподоблению себя Ему, в крайний индивидуализм. Особенно это опасно без просветления души Духом Святым, ибо тело без души мертво, как и душа – без преображения духом. Но сатана по силе не равен Богу, он сам, противостоя Богу, признает Его силу и страшится Ее. Согласно славянским представлениям, сатана создал свое бесовское воинство («сатанинский бес»), которое Архангел Михаил низверг на Землю. По одним представлениям сатана и дьявол – это слова-синонимы, по другим – дьявол подчинен сатане. Заклинание сатаны и отречение от него входит в чин оглашения, предшествующих таинству крещения. Изучением явлений сатаны и сатанизма, дьяволов и дьявольщины, бесов и бесовщины занимается наука демонология.

    Сатанизм – культ поклонения тёмным силам. Использование методов тёмной магии.

    Свадебные традиции – система ритуальных действий, традиционно входящих в процесс совершения брака по созданию новой семьи. В русской культуре свадьба символизировала переход девушки и юноши в новое состояние и «умирание» прежней жизни, а также признание брака общиной. Сюда входят: совещание родственников жениха о готовности к женитьбе, смотрины невесты, сватовство, венчание, выбор дружка, отводящего сглаз от молодых, посаженных отца и мать, обручальные кольца, Приданое, выкуп невесты, переодевание невесты, свадебный стол с публичными поцелуями молодых под общий возглас «горько», и, конечно, песни и танцы. Свадебные песни разнообразны: каждому акту свадьбы соответствует своя – сговору, девичнику, венчанию и т.д. Свадебные традиции когда-то были строги, имели историческое ритуальное значение, в них некоторые элементы имели языческое происхождение. Весь обряд русской свадьбы, вместе с тем, был динамичен, в нем переплетались смех и слезы, радость и грусть.

    Свальный грех (ст. слав. – сваливать, свалка) – необузданные оргии со свободными публичными сексуальными отношениями. В Древней Греции и Риме это были языческие празднества в честь Вакха, Бога виноградарства, виноделия и винопития. Эти праздники проводились по ночам, на лоне природы, при свете факелов, когда под влиянием выпитого вина празднующие доводили себя до буйной экзальтации. Во втором веке нашей эры вакханалии были запрещены. В славянском же язычестве были русалии в праздник Купалы. Свальным грехом является групповой секс. Слово «свальный» означает свалку, сваливать друг на друга.

    Свастика (др. инд. – делать добро) – идеограмма в виде правильного креста со «сломанными» под прямым углом концами. Свастика, вплоть до ХХ века несла положительные смыслы. Это символ вечности бытия, творческой активности человека, это начало жизни и огня. Свастика – самый древний и самый мистический символ, отличительный знак надчеловеческого божества у многих народов. Это культовый сакральный знак и сейчас почитаемый в ведических религиях, буддизме, некогда он был и в славянском язычестве. До сих пор она является эмблемой арийской принадлежности народов. В 20-х годах ХХ-го столетия свастика была использована немецкими нацистами. Фашистская свастика имела концы, «сломанные» в правую сторону, отчего временно это знак потерял свою привлекательность.

    СВЕТИЛЕН – краткое изменяемое песнопение, поется (или читается) на утрене перед стихирами на хвалитех. Воскресные светильны называются екзапостилариями.

    СВЕТИЛЬНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ – читаются священником на вечерне во время чтения или пения предначинательного псалма. Содержат прошения о милости Божией.

    Светлая седмица – так называется неделя, следующая за праздником Пасхи – Светлым Христовым Воскресением. Это дни великой пасхальной радости, когда в храмах проходят торжественные богослужения по пасхальному чину, когда остаются открытыми царские врата в знак того, что в эти дни всем верующим открывается невидимый духовный мир. На Светлой седмице нет постов, верующие призываются к особому духовному радованию и посещению богослужений, к милосердию и благодеяниям. Всю неделю верующие приветствуют друг друга при встрече словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!».

    Светлое Христово Воскресение (см. Пасха).

    Светочи России – особое, специфическое явление русской культуры, выражающее культ православных святых, таких как равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие, многие другие. Святые Руси были носителями идеала русского народа, они наставляли русский народ на «срединный» путь развития своей государственности, избегание радикализма и революционности. Светочи России являли собой упорный физический и книжный труд, соблюдение постов и господство аскезы, верность православию и, конечно, беспредельную любовь к Богу. Для учащихся они являются идеалом добра и правды, вечного служения своему народу, жертвенности и смирения, образцом победы духа над страстями и злом. На их явленном жизнью примере следует с раннего детства вести духовно-нравственное воспитание детей. Светочи России оставили нам богатейшее святоотеческое наследие, дающее ориентиры в духовной жизни, помогающее найти ответы на многие вопросы жизни. Чтение их книг, молитв, поучений очищает душу и направляет ее к добру.

    Свидетели Иеговы» – религиозное течение в протестантизме, оформившееся как секта тоталитарного деструктивного характера. Согласно их учению, признающему три ипостаси Бога, но отрицающие сам догмат о Троице, Творцом всего земного является первобог Иегова, управляющий миром через своего единственного сына Иисуса Христа – просто «совершенного человека». Святой Дух – это власть и сила Иеговы. Иеговисты разработали также учение об армагеддоне – глобальной войне Иисуса Христа и ангелов по уничтожению «всех плохих людей». Свидетели Иеговы создали множество сект, предпринимательских организаций, материально поддерживающих их. Такой является «Общество Сторожевой башни», активно выпускающее литературу и финансово поддерживающее секты.

    Свобода совести – это право человека на свободу мысли, убеждений, вероисповедания или не исповедание никакой религии, т.е. атеизм. Свобода совести есть разновидность демократической свободы, неотъемлемый элемент демократического общества. Она включает в себя свободу религии как предоставление права выбора религии любого рода (принимать, менять) и свободного исповедания единолично или сообща с другими верующими согражданами. Согласно этому праву запрещена дискриминация религий и вероисповеданий в системе политических, экономических, культурологических, юридических отношений, что закреплено законодательно. Вместе с тем, существуют ограничения, установленные законом, охраняющие общественную и личную безопасность, здоровье, порядок, мораль, на деятельность деструктивных сект. Свобода совести провозглашена во Всемирной декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах человека и других национальных актах.

    Святитель (церк.-слав. свѧти́тєль; др.-греч. ἀρχιερεύς) – 1) святой архиерей. Это святой, который совершал своё служение Богу и церкви в сане архиерея. – 2) священноначальник (архиерей, епископ). Торжественное название высших лиц в церковной иерархии, архиереев. – 3) то же, что святой.

    Святители – это разряд святых из епископского чина. Они почитаются Церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному.

    Святки – это святые дни, время от Рождества 25 декабря ст.ст. (7 января нов. ст.) до Крещения 19 января. Это две недели зимних праздников, когда нет постных дней, хотя и не совершаются венчания; это время активной хозяйственной деятельности по подготовке к весне (солнце поворачивает с зимы на лето). Этот праздник требует особой чистоты в доме и вокруг него, накладывается запрет на ссоры, сквернословия, дурные поступки, зло. Желательно проводить общинные (коллективные) собрания по хозяйственным работам и заканчивать их большими пиршествами с игрищами, колядованием, гаданиями, базарами. Полагается часть пищи отдавать в память об умерших предках (для них надо варить кутью). Святочные гадания – любимое развлечение молодежи. Считается, что в ночь под Новый Года (по старому стилю) все сбывается. Очень популярны в русской культуре и святочные пения во время колядования, рождественских игрищ; они имеют ритуально-символическое значение.

    Святость – духовно-нравственное состояние человека, достигшего в своей жизни наиболее полного исполнения Закона Божьего и проявляющееся в самых высоких нравственных качествах любви, веры, надежды, добра, самопожертвования. Это духовно-душевное здоровье человека и общества. Без святости и приближения к ней нельзя воспитывать человека, строить систему образования, общественную и государственную жизнь. Подлинно человеческие ценности зреют только на почве святости и святого отношения к национальным ценностям и интересам, прошлому, настоящему и будущему. Святость определяет наличие у народа святынь и святых.

    Святцы (см. Месяцеслов)

    Святые – это реально живущие (жившие) люди, свято чтившие, почитающие, сохраняющие на деле все догматы Христианской веры. Это особенные люди, любящие Бога, имеющие связь и с Богом, и с миром. Святость этих, казалось бы обыкновенных людей, есть отражение святости Бога. Бывает, что тело святого остается после смерти нетленным. Церковь, через своих иерархов, собирает все, что известно о святом, прославляет и канонизирует его. Есть святые апостолы и евангелисты, которые были учениками Иисуса Христа во время его земной жизни. А есть пророки, одаренные особым познанием воли Божией. Есть мученики, погибшие за веру; исповедники, страдающие за веру Христову; преподобные – святые монахи; праведные – святые священники и миряне; благоверные – государи и правители; блаженные – отказавшиеся ради Бога от разумной жизни. Каждый день года Церковь отмечает отдельных святых. При крещении православный человек получает имя какого-либо святого. День памяти своего святого православные Христиане празднуют как свои именины. Культ святых был особым явлением русской культуры. Идеалом русской святости было: срединный путь (отсутствие радикализма), пост и труд как господствующая аскеза, обращение грешников, книжный и иконописный труд, беспредельная вера в Бога, скромность и смирение. Канонизация русских святых активно шла до середины 16 века. Вместе с тем, в бытовом лексиконе русских людей есть насмешливое слово «святоша» – это о людях Богомольных, но не добродетельных, лишь прикидывающихся и верующими, и любящими Бога и людей.

    Священник – сан священнослужителя, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Это служитель Божий на земле, который раздает благодать Божию верующим. Священник – духовный отец, побуждает прихожан жить по заповедям Божиим и заботится об их спасении. К священнику принято обращаться: «Ваше благословение», а в неофициальной обстановке – «отец», «батюшка». Иначе священник называется иереем или пресвитером (греч. старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла). Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. К священнику принято обращаться: «Ваше благословение»; к монашествующему священнику (иеромонаху) – «Ваше преподобие», к игумену или архимандриту «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное обращение – «отец».

    Священное Писание – это те книги, которые входят в Библию и считаются библейскими. Они содержат в себе догматы, истины религии духовно-нравственного и религиозного характера, признаваемые как Божие Откровение. Эти книги, согласно веручению, написаны по внушению самого Господа Бога. Священное Писание – это богодуховенные писания. Настоящий верующий человек, да и всякий грамотный должен часть обращаться к этим книгам, перечитывать их, особенно Новый Завет, ибо все, что написано в них, побуждает к духовному совершенствованию, раскрывает новые и новые стороны Божественного Откровения. Читать книги священного Писания надо с размышлением, вникая в слова, углубляясь в смыслы, со смирением и открытым сердцем.
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   33


    написать администратору сайта