Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов
Скачать 1.87 Mb.
|
Персонализм (лат. – личность) – философское учение, рассматривающее личность и ее духовные ценности внешней ценностью и смыслом земной цивилизации. При этом личность видится как активно действующее существо, занимающее в обществе положение соответственно степени влияния на его развитие, на мысли, чувства и поведение его членов. Даже по отношению к познанию человек рассматривается в аспекте познавательной деятельности влияния на других людей, что требует персонализации обучения и воспитания. Персонализм утверждает преимущества индивидуальных особенностей, мотивов, ценностей перед общественными, ибо они, через самоактуализацю личности, ведут к общественному прогрессу. Персонализм, при этом, дает Христианское объяснение этой активности личности: высшее воплощение человеческого духа есть Бог, к которому человек обращен в своем совершенстве и любовью и верой. Идеи персонализма нашли свое наиболее полное воплощение в католицизме. В русский язык термин «персона», в смысле «портрет», «фигура» вошел уже с середины XVII века. В настоящее время отдельные идеи персонализма находят свое воплощение в концепции персонализации воспитания и обучения в рамках парадигмы личностно ориентированного образования. Петров день – церковный и одновременно народный праздник в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, который приходится на 12 июля по новому стилю. Именно Петр и Павел, призванные к служению Господу от рыбацких занятий, стали ревностными служителями и учениками Спасителя. Считается, что именно они положили начало проповеди Христианского учения, за что и были жестоко казнены Нероном. Впервые праздник был введен в Риме, затем стал популярным во всем Христианском мире. Это день на Руси совпадает с началом сенокоса, когда, по поверьям и приметам перестает петь соловей. Праздник предваряет многодневный пост (Петров пост), который создает особый настрой у верующих и способствует серьезной работе. Петров пост – пост, установленный в память первоверховных апостолов Петра и Павла. Продолжительность его зависит от дня празднования Пасхи и длится от 8 до 42 дней. Время поста – июнь-июль месяцы. Заканчивается он Петровым днем, т.е. праздником в честь этих апостолов – 12 июля. Этот пост не строгий – кроме среды и пятницы разрешается есть рыбу. Однако, груз принимаемых на себя обязанностей зависит от самого верующего, от его благочестивых побуждений. Степень строгости поста согласуется со священником, который знает и нравственные силы, и физическое состояние человек. Ограничения в пище есть одно из средств достижения духовного совершенства. Печаль (ст. слав. – печь, жечь) – психическое состояние души, проявляющееся как уныние, тоска, огорчения, грусть, малодушие, скорбь. Печать есть потеря надежды на Бога, неблагодарение Его, отречение от креста. Это одна из страстей, основанных на нетерпении, ропоте, скорби. В русской культуре печаль нередко понимается и как забота (попечение, попечительство). Когда-то было слово «печальник» – так называли человека, долго предававшегося печали. Все это слова от одного корня – «печь», т.е. жечь душу, мучить ее, теснить. Писанка (ст. слав. – рисовать, набрасывать) – так называется пасхальное яйцо, разрисованное символическими рисунками или украшенное орнаментом. Это яйцо, получившее образ, смысл. Обычай делать в праздник писанки корнями уходит в седую старину, эпоху космологического язычества (кстати, имелся очень у многих народов). В древних курганах, особенно восточных славян, находят их достаточно много. Это было своего рода народное декоративное искусство. Эти «старые» яйца-писанки донесли до нас космологические представления наших предков. На них воспроизводились солнце, звезды, земля, окруженная волнами океана. Почитались лишь яйца домашней птицы, с которой человек был связан бытовыми и магико-ритуальными отношениями. С Рождества Христова писание яиц вошло в пасхальный обряд. Писанки делают из настоящих живых яиц, на которые наносят иконы, тексты молитв, орнаменты. Их хранят по много лет, выставляют напоказ, ими любуются, обмениваются, их дарят. Писанки почитаются как «письмо к Богу», «родимое пятнышко народа». Такие яйца имеют добрые смыслы: писанки, замечено народом, уносят из дома зло, скрепляют семью. Писанки могут быть специального назначения: если на них колосок – это пожелание урожая, алая роза – объяснение в любви, сосна – к здоровью и т.д. У русского народа есть верование – зло и добро в году зависят от писанок: если их сделано много – будет больше счастья и покоя и наоборот. ПЛАЩАНИЦА – плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа употребляется во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы в богослужении Успения. Плащаница (др. рус. – широкое полотно, простыня) – это большое во весь рост, изображение тела Иисуса Христа на полотнище в том виде, в каком оно снято было со креста и положено во гроб. Близко по смыслу к «плащанице» слово «плат», т.е. платок, которым священник утирает причащающимся верующим губы и вытирает края чаши после причастия. Плат хранится на престоле в алтаре. Плащаницу же в Великую пятницу перед Пасхой особо торжественно выносят из алтаря на середину церкви для поклонения верующих. Церковь имеет также плащаницу усопшей Богородицы, употребляемую при богослужении в праздник Успения. Плоть – тело. Поверье (ст. слав. – около веры) – безотчетная вера во что-нибудь (приметы, случаи, предания, обычаи, привычки), принятие каких-либо действий и идей за истину без доказательств. Поверье – это часть мировоззрения народа, сопровождающаяся чувствами, отношениями. Поверья близки приметам по происхождению, ибо и те, и другие основываются на реальном опыте и народной мудрости, что иногда носит иллюзорный характер. Так, в русском народе были поверья о черной кошке, переходящей дорогу, о медном пятаке под пяткой, способствующем успешной сдаче экзамена, а запрете убираться в доме в день отъезда гостей или хозяев и др. ПОВЕЧЕРИЕ – общественное богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды вечери. Повечерие бывает малое и великое. Малое совершается во все дни, кроме Великого поста и праздников Рождества Христова и Богоявления, когда совершается великое. В чин малого повечерия входят 50, 69, 142 псё великое славословие, Символ веры. канон (не во все дни), молитва «Отче наш», тропари и ипакои. В чин великого, состоящий из трех частей, входят: (1я часть) пс. 69. канон (в первые четыре дня Великого поста т.н. Великий канон, написанный Андреем Критским), пс 4, 6, 12, 24, 30, 90, пение «С нами Бог». (Ис. 8, 818; 9, 27), тропари, Символ веры; (2я) пс. 50, 101, молитва Манассии (2 Пар.), «Отче наш», тропари; (3я) пс. 69, 142, великое славословие, «Отче наш», канон, в Великий пост молитва Ефрема Сирина, отпуст и сугубая ектения; в конце каждой части читаются отпустительные молитвы. В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, к роме дней Великого поста, когда читается канон Андрея Критского, и праздника Богоявления. Погребение (ст. слав. – под землей) – похороны умершего человека согласно Христианского чина. В чин, т.е. правила погребения православного мирского человека входит: омывание тела, одевание в чистые одежды, уложение в дощатый гроб, окропление святой водой, возложение на грудь (в руки) иконы, чтение Псалтыря, отпевание. При опущении гроба в могилу поется лития, гроб с телом полагается помещать лицом к востоку. Похороны русских людей воплощают мифологизированные отношения между живыми и мертвыми, потомками и предками, «этим» и «тем» светом. В дохристианскую эпоху существовало сожжение трупов на костре. Погребение осуществляется на кладбищах, называемых еще погостами. Подвижничество (гр. – упражняющийся) – это особые духовные упражнения в самоотречении от мирских потребностей и желаний, направленные на достижение нравственного совершенства и общения с Богом. Подвижничество – это движущийся, меняющийся, подвигающийся человек, из религиозных побуждений подвергающий себя лишениям. На подвижничество может пойти лишь тот, кто осознает необходимость эволюционного движения вперед, обладает смелостью, волей, чтобы отказаться от предрассудков и эгоистических устремлений. Подвижничество – это подвиг прежде всего духа, это трудничество. Среди православных людей, особенно среди монахов, было сильно развито подвижничество, их духовные подвиги изучают дети. ПОДРИЗНИК – богослужебное облачение священника и архиерея – род стихаря длинная до пят одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета, обычно шелковая. Архиерейский подризник имеет т.н. гамматы, или источники ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы рассматриваются как символическое изображение тока крови из прободенных рук Иисуса Христа. Подризник надевается архиереем и священником вместо рясы при совершении литургии. ПОДРЯСНИК – нижнее облачение духовенства – длинная одежда до пят, в талию, с узкими рукавами. Пожертвование (ст. слав. – дать жрецу, священнику) – действие дарения денег, вещей, предметов нуждающимся в них. Пожертвовать – это отдать свое, добровольно отказавшись от благополучия, удобства, сытости, не пощадив себя, поступившись своим комфортом и благополучием. Пожертвование возможно одному человеку и общности, со стороны отдельных членов общества и государств. Пожертвования на содержание храмов собирает церковь; гуманитарная помощь тоже есть вид пожертвования, спонсорство и меценатство нередко тоже действуют через пожертвование. В детском возрасте подаяние милостыни, помощь другу тоже часто по сути являются пожертвованием. Покаяние (гр. – умопремена, перемена ума) – состояние болезненной совести, «переживающей за грехи, допущенные по страстям». Таинство покаяния есть признание перед Богом и людьми (миром) своих грехов и очищение совести. В покаянии человек восходит к сознанию жить по-Божески, примириться с Ним через раскаяние, Самоосуждение прежнего и совершение благих дел. Цель покаяния – изменение себя, самовоспитание, самоформирование, внутренняя перемена ума, перевоспитание себя. Покаяние дает установку на преодоление страстей в будущем, укрепляет стремление больше не грешить. Покаяние – тончайший душевный процесс обращения к Богу за помощью в преодолении грехов, ибо сам человек слаб, чтоб избавиться от них самостоятельно. Оно составляет основную часть таинства исповеди. Покаяние перед Всевышним должно научать человека апостольскому покаянию перед миром, а также перед близкими, друзьями, учителями за причиненное зло (просить прощения, извиняться). В этом состоит великий духовно-душевный талант человека – через покаяние обретать вновь чувство внутренней свободы и гармонизировать свои отношения с людьми и Богом. «Только плохой нуждается в покаянии, но только хороший может раскаяться». Покорность – положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как послушание, смирение, повиновение, отказ от сопротивления и борьбы, исполнительность, подчинение обстоятельствам, власти. Покорность – это и вежливое обращение с просьбами, замечаниями, требованиями людей, извинение за свои недостаточно квалифицированные действия. Покорностью можно ликвидировать конфликты, побудить собеседника слушать себя, воспитать в себе толерантность, повиновение и другие качества терпения. Покорность нельзя путать с раболепием. Это осознанное духовно-нравственное поведение человека, вся корысть которого состоит не в личных, а в общественных выгодах, в понимании сути жизненных обстоятельств. Покорность главным образом нужна перед Богом в вере в Него. Покорность на земле с верой в Него – это духовное состояние и видение жизни. ПОКРОВ – 1) матерчатые платы, которыми покрываются дискос и потир во время литургии. Меньшие по размеру покровы называются покровцами, больший воздухом. Покрова возникли на Ближнем Востоке, где они предохраняли дары от летающих насекомых. – 2) христианский осенний праздник в честь Богородицы (1 октября по ст. ст.). ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – праздник православной церкви 1 октября ст. ст. (14 октября нов. ст.), принадлежит к числу великих. Праздник Покрова установлен в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения во константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Покров над молящимся народом. По преданию это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской православной церковью. Покров Пресвятой Богородицы – праздник русской православной церкви, один из великих. Установлен с середины XII века во Владимиро-Суздальском княжестве благоверным князем Андреем Боголюбским. До этого еще, в 1165 году на тихой реке Нерли князь поставил храм Покрова Пресвятой Богородицы (Храм на Нерли). Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме, в белокаменной рубахе. В Москве Иван Грозный построил собор Покрова Божией Матери, именуемый храмом Василия Блаженного. История праздника восходит к IX веку, когда блаженному Андрею, славянину по происхождению и его ученику в Константинопольском храме во время богослужения было видение Самой Пресвятой Богородицы в окружении святых и ангелов. Она, стоя на воздухе, озаренная небесным светом, молилась за Христиан и долго пребывала в молитве. Закончив ее, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми. защищая их от видимых и невидимых врагов. И этот покров в руках Владычицы блистал «паче лучей солнечных». День праздника – 14 октября по новому стилю. По русскому народному календарю это первое зазимье, когда земля покрывается первым снегом. Суббота перед Покровом была тоже праздничной в связи с окончанием сельхозработ и днем поминовения умерших. Суббота была также днем благодарения предков за урожай. Перед Покровом наводили в доме чистоту, порядок, готовясь к зиме. С этого праздника начиналось время свадеб, пышных ярмарок (Покровская ярмарка). ПОКРОВЕЦ – меньший покров, крестообразный, которым покрывается дискос или потир. ПОЛИЕЛЕИ (греч. многомилостивый) – торжественное песнопение, состоящее из стихов 134-135 пс. Поется в воскресения и праздники во время богослужения утрени. Политеизм (гр. – многобожие) – поклонение нескольким Богам. Каждый Бог при этом имеет свое имя, свой облик, свою историю, выполняет свою функцию в жизни людей и люди выполняют по отношению к нему особые обряды. Боги были связаны с разными видами деятельности людей, разными жизненными сферами и проблемами. Политеизм был третьей ступенью эволюции религиозных представлений людей: до него была вера в духов (тотемизм), затем – анимизм. Политеизм лежал в основе язычества. Единобожие (монотеизм) зародилось внутри политеизма, окончательно победив с приходом на землю богочеловека Иисуса Христа. ПОЛУНОЩНИЦА – общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В чин вседневной, состоящей из двух частей, входят: (1я часть) благословение, начало обычное, пс. 50, 118 пс., Символ веры, «Отче наш», пение тропарей, посвященных второму пришествию, отпустительные молитвы, (2я) пс. 129. 133, «Отче наш», тропари, отпуст, ектения. Субботняя полунощница отличается тропарями, вместо 118 пс. читается 9ая кафизма. Воскресная полунощница состоит только из первой части, отличается ипакоями вместо тропарей, каноном вместо 118 пс., молитвой Троице – вместо Символа веры. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается. Помазанник – лицо, над которым совершен обряд помазания елеем. «Помазанник» – термин библейский, символизирующий высшее ответственное служение Богу. Помазание производилось с первосвященниками, пророками, царями. Помазание на царство вошло в круг традиционного обряда восшествия государя на престол. Считается, что через помазание монархи получают свою власть от самого Бога и ответственны перед ним за свой народ. Таких монархов (царей, императоров, королей) называют помазанниками Божиими. В Новом Завете Помазанником именуется сам Иисус Христос. Поместный собор – съезд духовенства Русской Православной Церкви, один из высших органов власти и управления. На нем решаются вопросы вероучения, культа, церковного устройства и церковного суда, т.е. законодательные, исполнительные и судебные. Поместный собор созывается патриархом и Священным синодом по необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Поместный собор является последней инстанцией, полномочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности патриарха. В данном столетии соборы собирались в 1917, 1945, 1971, 1988 и в 1990 годах. На Соборе 1988 года были канонизированы такие святые Земли Русской, как князь Московский Дм. Донской, иконописец Андрей Рублев, писатель и публицист Максим Грек, собиратель и переводчик на русский язык святоотеческих произведений схиархимандрит Паисий Величковский, блаженная Ксения Петербуржская, богослов епископ Игнатий Брянчанинов, иеросхимонах Амвросий Оптинский, богослов епископ Феофан Затворник. ПОМИНАНИЕ – маленькая книжица, в которую верующий записывает имена живых и усопших, о которых он молится. Поминовение – упоминание имен живых и умерших в молитвах, следующих в церкви за литургией. Поминовение основано на вере в вечное благо и спасение поминаемых. Особое значение в Христианстве имеет поминовение усопших. По евангельскому учению, у Бога, «у Него все живы», потому любовь между живыми и мертвыми не прекращается, а осуществляется через молитву. Дни поминовения усопших существуют у всех народов. В русском православии есть общие дни поминовения: мясопустная суббота, Троицкая суббота, родительские субботы – в Великий пост, Радоница, Димитриевская суббота. Индивидуальное поминовение зависело от даты смерти и похорон усопшего – на 9-ый, 40-ой дни, затем полгода, год. Поминовение совершалось соблюдением поминальных обрядов, которые впервые на Руси появились еще в языческие времена. Сюда входит посещение кладбищ, подготовка ритуальной еды. приглашение друзей, соседей, родственников. Каждый верующий имеет свое «поминание» – книжицу с именами живых и мертвых, о которых он молится. ПОНЕДЕЛЬНИК - на богослужении особо молятся Небесным Силам бесплотным, то есть – ангелам. ПОНОМАРЬ (искаженное греч. приставник) – церковнослужитель, упоминаемый в уставе. Иначе – параэклизиарх или алтарник. В Византии пономарем назывался сторож храма. |