Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов
Скачать 1.87 Mb.
|
ННАБЕДРЕННИК – часть богослужебного облачения священника – прямоугольник, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награждения. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия – слова Божия. Появился в Русской православной церкви ок. XVI в.. возможно как измененная форма палицы. Набожность – это духовно-нравственное качество личности, уверовавшей в Бога настолько сильно, что все свои слова и действия сверяющей с Заповедями, живущей поддержкой и Божией милостью через регулярную молитву и соблюдение правил церковной жизни. Набожность – это искренняя жизнь в Боге и с Богом. Особенно большое значение набожность имеет в детские годы, когда закладываются духовно-нравственные основы жизни. Наваждение – психическое состояние, непроизвольно вызываемое навязчивой идеей (мыслью, воображаемым событием, воспоминанием) и проявляющееся как угнетение психики, страх, беспокойство, сомнение, влечение. Наваждение побуждает к активной деятельности (например, мести) или к уходу от нее (из-за страха перед ней). Оно может вызвать состояние одержимости. Причина наваждения – возникновение в коре головного мозга застойного очага раздражения, что порождает неврозы, психастении, психопатии. В средние века наваждение приписывали действию злого духа, темных потусторонних сил, подталкивающих людей к соблазнам и запретам. Наиболее эффективные средства преодоления этого состояния – молитвы, самовнушение, методы психотерапии и активная деятельность, особенно физический труд. Нагово́р – клевета, дурная сплетня, навет, неправда, ложь, сказанные о человеке умышленно, как правило, с целью очернить его унизить, расстроить его дела. свалить на него вину и т.д. Наговор есть нарушение нравственного закона жизни, данного Богом в Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете». Наговор приносит много зла, иногда ломает судьбы людей. Он особенно опасен в судебном деле. В другом смысле «на́говор» (заговор) – это заклинание от болезней, для любовных привораживаний, от соседа-врага и т.д. В этом случае ударение в слове падает на первый слог. Наговором пользуются знахарки, колдуны, используя магическую силу слов и предметов. Нагорная проповедь – наиболее полное выражение религиозно-нравственных основ Евангелия. Это учение о блаженствах, выражающих сущность новозаветных законов Христианской жизни. Эта проповедь была произнесена Иисусом Христом на одной из гор Галилеи. В этой проповеди особое значение придается личным достоинствам человека, а не его происхождению, как это было в Ветхом Завете. В Евангелии от Матфея эта проповедь изложена так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное». Особенностью этих блаженств является духовное смирение и самоуничижение, в противоположность эгоизму и гордыне. В других блаженствах много о любви к ближнему своему и даже к врагам своим, о неосуждении ближнего и др. Изложенные в Нагорной проповеди нравственные законы жизни человека на земле свидетельствуют о нравственной санкции, которая в руках Всевышнего и его пророков. Надежда (церк. слав. – клад, класть, возлагать) – одна из Христианских добродетелей, означающая успокоение души в Боге с уверением, что он непрестанно печется о нашем спасении и дарует за наши старания блаженство. Надежда обретается через веру, молитву, следование учению, изложенному в Нагорной проповеди И. Христа. В жизни человека надежда играет существенную роль в его становлении, обретение которой является важной ступенью его внутреннего развития. Надежда – это те силы, которые непосредственно изнутри строят нас, поддерживают жизнь («Надежда уходит последней»), они позволяют держаться и находить выходы из самых сложных ситуаций. Надежда – это также имя святой мученицы, замученной в Риме за дело Христово вместе со своими сестрами – Верой и Любовью и матерью Софией во 2-ом веке после Рождества Христова. В память о них церковь установила праздник Веры, Надежды, Любви и Софии (30 сентября). Надежда – это в философии важнейший модус духовности человека, в психологии – это вид духовных потребностей, поднимающих человека над земным, обыденным. Надежда на лучшее будущее ребенка, также значима в его воспитании, как и вера. Без этого внутреннего отношения к нему его становление и развитие усложнится. НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ – духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем. Народный календарь – форма народного погодоведения, основанная на народных приметах и временной цикличности сельскохозяйственных работ. Народный календарь, как старинное хозяйственное руководство землепашца, включает в себя сроки пахоты, сева и уборки урожая, увязывая все это с развитием живой природы, т.е. с феноменологическими явлениями. Здесь можно проследить тонкие, верные с научной точки зрения, климатические характеристики времен и дней года. В этом календаре природные явления описаны в жанре фольклора (поговорки, пословицы, приметы, загадки), даны хозяйственные советы, указаны все церковные и народные праздники и дни отдыха. Хозяйственная жизнь здесь органично переплетена с церковной. Православный календарь и положил начало созданию письменного народного календаря, который до появления письменности на Руси велся устно. Собранный воедино такой богатый материал показывает, как прозорлив и поэтичен был ум хлебопашца: он вскрывает истоки агрономии и метеорологии, дает образцы русского фольклора. Народный календарь и поныне может способствовать земледельцам в выращивании добрых урожаев. Он может стать доброй основой годового календарного круга деятельности любого образовательного учреждения, особенно школы. Наслаждение – душевное состояние удовольствия от чего бы то ни было: пищи, любви, деятельности, отношений, созерцания и т.д. Наслаждение, с одной стороны, – это позитивное душевное состояние, т.к. связано с уменьшением раздражения и зла. Душа человека как бы оттаивает от жизненных невзгод, нежится, теплеет, испытывает даже нравственное удовольствие. С другой стороны, это страсть, если ему предаться полно, в ущерб другим людям и полезным деяниям. Так, Христианство считает, что жизнь в постоянных наслаждениях мира ведет к несчастной смерти, поскольку является нарушением Заповедей Божиих. Наслаждение в утешение достойно получать от служения Богу через выполнение Заповедей. Настоятель – старшее духовное лицо в монастыре или храме. Настоятеля мужского монастыря называют архиереем, а женского – игуменьей. Настоятель представляет административную церковную власть. НАСТОЯТЕЛЬ – старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. Настоятелем мужского монастыря является архиерей, в чьей епархии расположен монастырь, или патриарх, помимо епархиального архиерея. Настоятельницей женского монастыря является игуменья. Натурализм (лат. – природа) – философское направление, трактующее все сущее на земле с естественно-научных позиций. Натурализм – это своего рода ценностная ориентация, выражающая фетишизацию роли науки в познании и механически отождествляющая социальную действительность с природой. Натурализм чисто механически понимает внешнюю среду жизнедеятельности человека, все социальные конфликты объясняет в дух идей Дарвина как борьбу классов. Из системы натурализма исключено все сверхъестественное, трансцендентное, это учение не признает существования Бога. Человек и его культура здесь рассматриваются как часть общего природного порядка и продукты естественной эволюции. Так ученые-натуралисты связывают мораль, нравственность с особенностями человеческой антропологии. Натурализм – это и художественный метод точного, натурного отражения увиденного, фактов и событий. Данное философское направление родилось в рамках материализма, его «изобретением» является принцип детерминизма. НАУЗЫ – гадальные книги: это слово обозначало такж и завороженный от исчистой силы амулет. НАЧАЛО ОБЫЧНОЕ – совокупность молитв, которыми начинается большая часть богослужений. Обычно читается чтецом. Состоит из благословения, молитвы Св. Духу «Царю Небесный» (от Пасхи до Вознесения вместо «Царю Небесный» читается пасхальный тропарь «Христос Воскресе»; от Вознесения до Пятидесятницы сразу читается трисвятое), троекратного трисвятого, малого славословия, молитвы Св. Троице, троекратного «Господи, помилуй», малого славословия, молитвы «Отче наш», возгласа священника «Яко Твое есть Царство...», «Господи, помилуй» 12 раз, малого славословия, троекратного призыва «Приидите, поклонимся...» Если несколько богослужений следуют непосредственно одно за другим, то по благословении сразу читается «Приидите, поклонимся...». Начала обычного не имеют богослужения всенощного бдения, литургии, крещения, венчания, а также все богослужения пасхальной недели. Начетничество – отрицательное интеллектуальное качество личности, проявляющееся в поверхностном, неглубоком знании многочисленных источников информации, преимущественно письменных, а также в некритичном и механическом усвоении и воспроизведении прочитанного. Начетничество – это признак невысокого уровня развития личности, ее ограниченности. Между тем, такое толкование слово получило лишь в конце XIX века. До этого в Христианстве начетниками называли грамотных мирян, допускавшихся к чтению религиозных текстов в церкви или на дому у верующих. Небо (ц. слав.) – все видимое над землей пространство в форме купола, свода. Днем оно голубое, ночью – темное. Небо – абсолютное воплощение верха, вечности, непостижимости, духовного вознесения. У древних славян оно было главным ориентиром в жизни, воплощающим плодотворящее начало. Существовал Бог Род – повелитель неба. Позже Бог Неба стал называться Сварог. Небо и Земля славянам представлялись едиными, они считали, что где-то они сходятся краями. Небо славяне делили на семь сфер, отчего и возникло представление о «седьмом небе» как о самом высоком уровне достижения блаженства. Небо для наших далеких предков было очеловеченным: оно «хмурилось», «улыбалось», ему бывало «жарко». Да и сам человек мог жить «небо коптить», «с неба свалиться», быть «на седьмом небе от счастья». И называлось тогда небо «небесами». В Христианстве это прекрасное обиталище Бога – «царство небесное», «терем Божий» и потому тоже активная сила в жизни человека. Невеста (ст. слав. – неизвестная, новая) – девушка, вступающая в брак, сосватанная, или возраст, который позволяет вступить в брак. Название «невеста» имело табуистское назначение: защитить женщину от злых духов при ее вступлении в чужой для нее дом жениха. «Невеста» у древних славян значило «новая», «неизвестная». В русском языке было слово «невеститься» в значении входить в возраст невесты, вести себя как девушка на выданье и даже стесняться, стыдиться, как невеста, т.е. быть скромной как девушка до замужества. В Христианстве Церковь называется Невестой Христовой. Невидимая брань – процесс борьбы со страстями, грехом на внутреннем духовном уровне, видимом и ощущаемом лишь самим человеком. Невидимая брань начинается с самопознания своих страстей, с желания освободиться от них. Самоанализ своей греховности и самооценка, как правило, приводят к внутреннему духовному кризису, дестабилизирующему сложившиеся отношения человека с внешним миром и ломающему самооценку. «Плач и рыдания» сопровождают видение своих грехов, ощущение ран на душе и теле. Невидимая брань включает в себя борьбу мотивов как борьбу страстей. Когда завершается выбор между Добром и Злом, начинается покаяние («покаянные труды»), затем приходит внутренний покой, как мир после войны. И только после этого человек способен совершать умное делание. Из-за сложности, внутренней скрытости, ломки человеческого характера невидимую брань Церковь называет духовным Подвигом, совершить его без Христианского миропонимания чрезвычайно сложно. Невидимая брань в педагогике идентична самовоспитанию и перевоспитанию. Невинность – положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующееся как нравственная чистота души и тела, незнание греха, невиновность, непорочность. Невинность определяет человека душевно, в единстве его духовных помыслов и поступков. Невинность – это неведение греха и страстей. Невиновный человек не сделал ничего преступного, противного совести и закону. В узком смысле «невинность» обозначает, например, невиновность («невинно пострадавший»), девичью чистоту (целомудрие). НЕДЕЛЯ - каждый день недели в Православной Церкви посвящен определенному событию или явлению в истории человечества и христианской веры. Неделя всех святых – начинается в первое воскресенье после праздника Святой Троицы и посвящается памяти всех святых: патриархов, праотцов, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников, исповедников, святителей, преподобных – всех тех, кто праведной и богоугодной жизнью удостоился от Господа не только блаженного упокоения в Царствии Небесном, но и особой благодати молиться перед Его Престолом за нас, за весь Христианский мир. Все они были причислены Церковью к лику святых. Эти святые показывали грешным пути к спасению. И поскольку каждый человек по сути носит имя того или иного святого, каждый в этот праздник с благодарностью вспоминает о них и возносит молитву к своему небесному покровителю и ко всему сонму угодников Божиих. Через святых Церковь указывает нам на те добродетели, которым мы должны подражать во свое спасение. Неделя жен-мироносиц – начинается в третье воскресенье после Пасхи и посвящается памяти женщин, последовавших за Спасителем в Его земной жизни и не оставивших Его после крестной смерти. Этих женщин и называют женами-мироносицами. Именно они пришли рано утром в воскресный день ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело благовонным ароматом мира, и первыми удостоились радостного ангельского известия о Воскресении Христовом. Прославляя любовь жен-мироносиц к Спасителю, Церковь призывает следовать их примеру. Издавна этот день на Руси считается православным женским днем, праздником женщин, который в советское время был заменен днем 8-го Марта, но в настоящее время вновь возрождается. Недоля (ст. слав. – лихо) – несчастье, затянувшаяся неудача, беда. Это также осознание собственной несамореализации, т.е. бесталанность. «Недоля» – это мифический персонаж наших славянских предков, символизирующий зло, несчастную человеческую судьбу. Недоля насылает на человека беды, нужду. Синонимом Недоли являются другие персонажи – Лихо, Горе, Беда, Нужда, Невстреча. Независимость – положительное нравственно-этическое качество личности, выражающееся как ощущение внутренней свободы и внешней раскованности, как самостоятельность и чувство личного достоинства, как отсутствие комплекса неполноценности. Независимость – это и отсутствие подчинения, суверенитет, ничем не связанная деятельность. Это и политическая самостоятельность. Чувство и качество внутренней независимости следует воспитывать с детства. Зависим человек только от Бога, нравственных Заветов Его и законов, принятых в обществе. Ненависть – чувство неприязни, отвращения, злобы, вражды, рожденное на отрицательной оценке каких-либо людей и их деяний. Согласно учению православия это – страсть, т.е. проявление эмоций низшей природы человека. Ненависть почти всегда инстинктивна. Ненависть как эмоциональное состояние делает человека грубым, нетерпеливым, безрассудно жестоким, злым. Относясь к категории человеческих страстей, она должна преодолеваться духовным воспитанием, духовным развитием человека. Неопалимая купина (евр. – куст, не снедаемый огнем) – по Ветхому Завету это горящий, но не сгорающий куст; из пламени его Бог воззвал к Моисею и повелел ему вывести еврейский народ из египетского рабства в Землю Обетованную. Христианская традиция видит в неопалимой купине прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей сына Божьего – Иисуса Христа. По преданию, это был терновый куст близ горы Харив. Неоязычество – мировоззренческая позиция некоторых современников, основанная на возрождении мировидения язычников и язычества и их обновлении, осовременивании. Сторонники языческого миропонимания, преемники многобожия и языческого космизма стремятся оживить языческую культуру, как якобы, культуру высоко нравственную и природосообразную, вложить новые смыслы в старые обычаи, ценности, отношения. Такое стремление столь позднего возрождения основано на крушении материализма и еще слабом православии в начале 90-х годов ХХ в. в России. Ему поддались некоторые школы, которые на идеях культурного детерминизма стали возрождать языческий фольклор, считая его единственным эффективным средством воспитания детей. В конце ХХ века в России наметилось ослабление неоязычества. НЕПОРОЧНЫ – 17 кафизма (118 пс.). Название происходит от первых слов: «Блаженны непорочные...». Непочитание родителей – отрицательное духовно-нравственное качество детей, проявляющееся как непочтение, неуважение, невнимание, эгоизм, непослушание. В Моисеевых законах сказано: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти», «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». О почитании родителей не раз говорится и в Новом Завете. Непротивление злу – принцип Христианской этики, провозглашающий идеалом личной и общественной жизни, основанной на убеждении, будто противостояние злу увеличивает и усиливает само зло. Данный принцип полностью или частично вошел во многие религиозные конфессии, в идеологию пацифизма. Наиболее популярными стали соответствующие этому принципу учения Л.Н. Толстого, М. Ганди. Несправедливость – нравственная категория, с помощью которой оцениваются дела и поступки как ошибочные, нарушающие правила, нормы, обычаи, как ложные, неверные. Несправедливость – это то, что делается вопреки закону и принятым нормам. Согласно законам Христианства тот, кто претерпевает несправедливость в отношении себя, тот счастливее того, кто ее совершает, ибо претерпевший хотя бы не продолжает, не укрепляет господство несправедливости. Нечестность – отрицательное нравственное качество личности, характеризующее человека, лишенного чувства чести, порядочности, не способного отвечать по своим обязательствам, а также творящего беззаконие, совершающего преступление. Когда-то нечестность обозначала и нравственное беспутство, порочность. В целом же это качество может характеризовать жизнь во грехе, т.е. любые нарушения нравственности. Нечистая сила – общее название низших демонических существ и духов – чертей, дьяволов, бесов. По смыслу синонимично «злым духам», «нечисти». У древних славян были представления о вредных для людей «неведомых» силах, образы которых изображались с хвостами, рогами, копытами, черной и длинной шерстью и т.д. По представлению древних людей нечистая сила может жить рядом с людьми, но в основном – в болотах, трясинах, пещерах, колодцах, чердаках домов и т.д. Она вредит человеку, мешает ему жить по Заповедям Божиим. Христианство предлагает избавляться от нее верой в Бога и молитвой. Нигилизм (лат. – ничто) – умонастроение, мировоззренческая позиция, выражающая тотальное отрицание любых и всяких норм, принципов, традиций и законов, существующих и принятых в обществе на данном историческом этапе. Нигилизм – это прежде всего отрицание духовных основ бытия. Нигилистическое сознание проявляется в разных формах: реализм, витализм, национал-социализм и др., обладающих разрушительной, а не созидательной силой. Нигилизм вызывает прерывание линий развития чего-нибудь. Это мировоззрение прямо противоположно Христианству: оно вносит в сознание подозрительность, недоверие, ревность, зависть, гордость, нетерпимость, бунтарство и даже хулиганство. Нигилизм порождает неудовлетворенность собой, миром, обществом, Богом. Такое миропонимание, через грубое отрицание, влечет к насилию, «революционному террору», потворствует грубым страстям. Нигилизм – это духовный беспорядок. Слово вошло в обиход с романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», т.е. в 60-е годы XIX столетия. Как форма самосознания он был присущ более разночинной интеллигенции, разрушающей традиционные ценности русской жизни. Николин день – православный престольный праздник: 19 декабря – «Никола зимний», 22 мая – «Никола вешний». Святой Николай – реальная историческая личность. Это архиепископ мирликийский, живший в IV в. и почитаемый после своей смерти как святой всей Христианской церковью. Святой Николай, именуемый православным народом Николаем Чудотворцем и Николаем Угодником, считается защитником простых людей. В нужде ли, в болезни, на войне ли, в море ли – всюду и везде православному человеку помогает надежда на Николая Чудотворца. «Правилом веры и образцом кротости» называет его Церковь. На Руси многие храмы носят имя Николая Угодника. Нимб (лат. – облако. туча) – лучезарный венец в виде светящегося круга над изображением головы богов и героев. Сегодня это иконографический символ божественности, святости и могущества. По народным верованиям греков боги, являясь на Землю в образе человека, испускают ослепительный блеск и потому воспринимаются обыкновенными людьми окруженными сияющим облаком – частицей светозарного эфира. Нищета (ст. слав. – не иметь) – состояние крайней бедности, нужды, когда из-за отсутствия пропитания и одежды человек вынужден просить подаяния, т.е. милостыни у прохожих на улицах города, по домам сельчан или у церквей. Эти люди называются нищими. Их число, как правило, резко возрастает в периоды экономических кризисов, во время неурожаев и природных катаклизмов, войн и революций. У русского человека нищие вызывают чувство милосердия и сострадания. Подать нищему – значило проложить себе путь к прощению у Бога. В народе говорилось, что «в рай входят святой милостыней». В психиатрии, в то же время, известна болезнь «патологическое нищенство», когда желание просить милостыню, даже при отсутствии острой нужды, побуждает человека становиться в роль нищего. Чаще всего это возможно в старческом возрасте, у воров, пьяниц. В Библии, в числе блаженств называется нищенство духа, что означает смирение, скромность, повиновение, покаяние. Нищий в русской культуре иногда символизировал отшельничество, аскетизм и даже святость. Новозаветная педагогика – условное название педагогики, построенной на нравственных идеях Нового Завета, на понимании и подходе к человеку как образу и подобию Божьему. Новозаветная педагогика противостоит языческой, где господствует наказание и подчинение. Новозаветная педагогика исходит из идей наличия у человека врожденной способности к творчеству (Богом данной), индивидуальной ответственности, способности быть высоко нравственным. Эта педагогика главным считает дух человека, а целью жизни – созидание добра и движение Новый Год – традиционный общенародный праздник в честь окончания старого года и прихода нового. Новый Год – это праздник истинного начала миросотворения. В сакральной мироорганизации это своего рода модель рождения порядка из хаоса: в эти дни как бы моделируется рождение порядка, чего-то нового в жизни человека. Этот праздник обращает нашу память к далеким «первовременам», когда закладывались первопричины последующих исторических событий и образцы социального поведения. В этом люди черпают духовные силы, которые реализуются в ритуалах, инсценировках, песнях, обычаях. Через них к человечеству периодически возвращается память о вневременном прошлом. Наиболее древний Новый Год – в Вавилоне. С III тыс. до н.э. здесь инсценировались акты сотворения мира из хаоса. До сих пор в ритуал праздника входит элемент тушения света в зале и призыв к елочке «зажечься», в Христианстве святки – это время бесов, ряжения, изображения черепов, скелетов, чудовищ. У всех народов в традицию Нового Года входит его встреча дома, в семье, что утверждает единство семейного пространства и его «оберег» гирляндами, вечнозеленым деревом («древо жизни»). В России до Петра I Новый Год праздновался 1 марта по церковному календарю и 1 сентября – по гражданскому. С 1700 года был введен единый день – 1 января. В первые десятилетия советской власти он был запрещен, его функцию выполнял праздник Октября – 7 ноября. Новые традиции этого праздника – дарить друг другу подарки, красиво наряжаться во что-нибудь новенькое, украшать помещение и елку свечами, наряжать Деда Мороза и Снегурочку и т.д. К празднику делается праздничный стол, устраиваются танцы, пение, театрализованные представления. Издревле считается, каким будет Новый Год, таким будет и весь год. Новый Завет – вторая часть Библии, состоящая из книг четырех евангелистов от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, деяний апостолов и апокалипсиса. Это канонические книги Христиан. В книгах рассказывается о земной жизни Иисуса Христа, его страданиях, смерти и воскресении, о его чудотворениях и поучениях. Новый Завет – это договор между Богом и человеком, переходящим из состояния рабства в свободное состояние сыновства и благодати. Новый Завет дал человечеству идеал нравственного совершенства. Он составлен в 4-м веке нашей эры специальной организацией Корректорией по приказу Имератора Римской Империи Константина Великого и канонизирован. Из примерно 80-ти воспоминаний о Христе выбраны четыре, переведены и слегка отредактированы. Ноосфера (гр. – духовное небо) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Ноосфера создается человеческим разумом, сознанием и волей. Это «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории». Ноосфера – это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность, человеческое поведение, мысли, отношения существенно влияют на ее изменения. Человек, таким образом, становится крупнейшей геологической силой. Ноосферное мышление – это глобальное мышление в его связи и взаимодействии с мыслительной оболочкой земли. Биосфера земли в ХХ столетии в результате деятельности человека превратилась в ноосферу. Ноосфера – сфера разума – есть высшая степень интеграции всех форм существующей материи. Формирование ноосферного мышления у современного человека связано с воспитанием у него глубокой ответственности за свой «вклад» (своими действиями, помыслами, чувствами) в дальнейшую эволюцию биосферы в целом и себя самого. Это значит формировать у человека способность быть чутким к «голосу природы», «голосу неба». Система образования ХХ века должна понять, что миру, времени нужен не «экономический человек», а «человек духовный», нуждающийся в другом человеке, в смысле своего существования, в понимании себя как микрокосма. Признание существования ноосферы стимулирует ноовоспитание ноопсихологии человека. Нравственное богословие – Христианское учение о морали, практическое богословие, систематически излагающее учение Христа, апостолов и отцов Церкви о нравственности. Здесь рассматриваются возможные человеческие грехи (пороки) и способы борьбы с ними. Нравственное богословие обосновывает необходимость Христианской морали, показывает ее преимущества. Эта наука и учебная дисциплина основывается на тех законах нравственности, которые изложены в Старом Завете и Новом Завете. Нравственное сознание, поведение и чувства, формируемые как следование этим законам, являются неотъемлемой принадлежностью человеческой личности как образа Божьего. Нравственное богословие изучается как учебная дисциплина в духовных училищах и семинариях. Нра́вы — обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы. Нравы поддерживаются в обществе путём моральных отношений или же, наоборот, представляют собой отступления от требований нравственности, присущих окружающему обществу. Нравы отражают моральные ценности общества. Термином «нравы» часто пользуются для характеристики и моральной оценки норм поведения, бытующих в каком-либо описываемом обществе. |